Религия арабов до ислама

14.05.2018 0 Автор admin

Аравия до ислама

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы – один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев – Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей, Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами. В первые века нашей эры арабы – земледельцы и кочевники-бедуины – уже довольно широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних с ней землях: в Месопотамии, Сирии, Палестине. Они были уже знакомы с ранними государственными образованиями, часть которых находилась в сфере политического и культурного влияния Византии или Ирана.

Небольшие протогосударства южной Аравии (Йемен, Мекка, Ятриб и др.) в IV–VI вв. были объектом пристального внимания со стороны соперничавших друг с другом в этом районе Азии Византии и сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества. Через Мекку и другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта, включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и северную Аравию, но там они находились под контролем сильных соперничавших держав. Южная дорога, менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы и ремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.

В IV в. расширившееся южноаравийское государство Химьяритов объединило весь Йемен. В начале VI в. это государство было завоевано эфиопским царством Аксум, а в 570 г. эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена и превращением его в свою сатрапию Иран практически взял в свои руки всю транзитную торговлю и направил ее по северному пути. Южноаравийская торговля захирела, ее торговые центры оказались в состоянии серьезного кризиса, задевшего также и интересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделилась привыкшая к роскоши племенная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла свое выражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, в идеологических спорах, что и послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии.

Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании Высшего Верховного Божества.

Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно.

религия арабов

С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе (будущая Медина), и в городах Йемена. Источник их известен– это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V–VI вв. иудаизм на короткое время стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы.

Кроме монотеизма иудео-христианского типа, на южноаравийских арабов оказывал определенное влияние и проникавший сюда из Ирана зороастризм, а также поздние его модификации, сложившиеся под влиянием христианства (манихейство-маздакизм). Вся эта сложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимыми монотеистическими тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия на арабские племена, жившие на стыке нескольких мощных религиозных потоков. В условиях более спокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала (или просто присоединение к одной из перечисленных систем) могла бы произойти без особых потрясений. Однако в обстановке резкого спада в торговле и вынужденного пересмотра структуры экономики, ломки традиционного жизненного уклада все сложилось иначе.

Южноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость, разобщенность, неспособность противостоять свалившимся на них ударам. История полна примерами упадка и даже гибели многих народов, оказавшихся в аналогичном положении. Но арабы нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульса оказалась новая религия.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Мекка — священный город мусульман

Город Мекка, расположенный в западной части Королевства Саудовской Аравии, — именно то место, к которому обращены сердца всех мусульман планеты. Каждый год несколько миллионов человек, исповедующих Ислам, отправляются в этот город, чтобы совершить большое паломничество (хадж) к Каабе – главной святыне Ислама. В Коране говорится, что Кааба была построена еще пророком Ибрахимом (Авраамом), и он был первым, кто призвал людей совершать паломничество к этому дом.

Точные данные о том, когда была основана Мекка, нигде не указываются, но появление этого города датируется приблизительно IV веком нашей эры. Кроме того, в Коране упоминается, что прежнее название Мекки было Бакка. Мекка была построена в засушливой и каменистой местности, однако на ее территории находился благословенный источник Зам-Зам. Этот источник есть там и по сей день. Он расположен в центре священной мечети Аль-Харам неподалеку от самой Каабы. Мусульмане верят, что вода этого источника обладает удивительными свойствами – она утоляет жажду и голод и излечивает болезни.

До появления Ислама на Аравийском полуострове Мекка была крупным торговым центром. Позднее этот город стал родиной пророка Мухаммада и местом, где зародился и откуда начал распространяться Ислам.

В последние годы Мекка стремительно развивается.

Ислам – религия арабов

На месте старых построек возводятся современные высотные здания, комфортабельные гостиницы, торговые центры. Все новые постройки, в основном, ведутся вокруг мечети Аль-Харам. Сама мечеть постоянно благоустраивается и расширяется, ведь число паломников, прибывающих на священную землю, с каждым годом растет.

Мекканцы любят свой город и очень им гордятся. Мекку называют также Матерью Городов или Достопочтенной Меккой (Аль-Макка Аль-Мукаррама). Поскольку совершение пятикратной молитвы является одной из первостепенных обязанностей для всех мусульман, во время, когда с минаретов разносится призыв к очередной молитве, все магазины, супермаркеты, кафе и ресторанчики Мекки закрываются, и люди отправляются в мечеть для исполнения своих религиозных обрядов.

С тех пор, как Мекка стала религиозным центром Ислама, въезд на ее территорию, так же как и на территорию второго священного города в Саудовской Аравии – Медины, разрешен только мусульманам.

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы – один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев – Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей, Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами. В первые века нашей эры арабы – земледельцы и кочевники-бедуины – уже довольно широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних с ней землях: в Месопотамии, Сирии, Палестине. Они были уже знакомы с ранними государственными образованиями, часть которых находилась в сфере политического и культурного влияния Византии или Ирана.

Небольшие протогосударства южной Аравии (Йемен, Мекка, Ятриб и др.) в IV–VI вв. были объектом пристального внимания со стороны соперничавших друг с другом в этом районе Азии Византии и сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества. Через Мекку и другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта, включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и северную Аравию, но там они находились под контролем сильных соперничавших держав. Южная дорога, менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы и ремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.

В IV в. расширившееся южноаравийское государство Химьяритов объединило весь Йемен. В начале VI в. это государство было завоевано эфиопским царством Аксум, а в 570 г. эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена и превращением его в свою сатрапию Иран практически взял в свои руки всю транзитную торговлю и направил ее по северному пути. Южноаравийская торговля захирела, ее торговые центры оказались в состоянии серьезного кризиса, задевшего также и интересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделилась привыкшая к роскоши племенная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла свое выражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, в идеологических спорах, что и послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии.

Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании Высшего Верховного Божества.

Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе (будущая Медина), и в городах Йемена. Источник их известен – это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V–VI вв. иудаизм на короткое время стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы.

Кроме монотеизма иудео-христианского типа, на южноаравийских арабов оказывал определенное влияние и проникавший сюда из Ирана зороастризм, а также поздние его модификации, сложившиеся под влиянием христианства (манихейство-маздакизм).

Арабы до ислама

Вся эта сложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимыми монотеистическими тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия на арабские племена, жившие на стыке нескольких мощных религиозных потоков. В условиях более спокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала (или просто присоединение к одной из перечисленных систем) могла бы произойти без особых потрясений. Однако в обстановке резкого спада в торговле и вынужденного пересмотра структуры экономики, ломки традиционного жизненного уклада все сложилось иначе.

Южноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость, разобщенность, неспособность противостоять свалившимся на них ударам. История полна примерами упадка и даже гибели многих народов, оказавшихся в аналогичном положении. Но арабы нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульса оказалась новая религия.

В отличие от христианства, ислам рождался в условиях борьбы многих экономических укладов. С одной стороны, в арабских племенах велась жестокая борьба между могущественной родовой аристократией племени корейшитов, а со второго – массой свободных бедняков – простых ремесленников, земледельцев, кочевников-пастухов. Эта борьба, которая развернулась в условиях первобытнообщинного строя, расшатывала его и приближала переход к классовому обществу. Раздробленность арабских племен, их экономическая отсталость, переход к классовому обществу с сильной централизованной государственной властью – все это вызвало потребность в общественной силе, которая способная была бы осуществить эту историческую задачу. Такой силой стал родившийся феодальный строй. Ему необходимо было объединить все арабские племена для защиты от вражеских соседей – Византи и Ирана. Одной из препятствий на пути к осуществлению этой задачи были старые племенные культы, которые поддерживали отжившие традиции первобытнообщинного строя.

Зарождение и легенда возникновения Ислама

Ислам зародился в Аравии в VII веке н.э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран – основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран («чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.

Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570–632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности.

Слово мекка

Слово мекка английскими буквами(транслитом) — mekka

Слово мекка состоит из 5 букв: а е к к м

Значения слова мекка. Что такое мекка?

Мекка

Ме́кка (араб. مكة‎‎ Макка, также مكة المكرّمة Макка ал-Мукаррама — Благородная Мекка) — город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман (см.

РЕЛИГИЯ АРАБОВ ДО ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА

Хадж). Немусульманам в Мекку въезд запрещён.

ru.wikipedia.org

МЕККА – город в Саудовской Аравии, административный и торговый центр области Хиджаз. Родина Мухаммада, основателя ислама, главное место паломничества мусульман. До Мухаммада достоверных исторических сведений о Мекке не было, хотя…

Энциклопедия Кругосвет

МЕККА священный город исламского мира, родина Мухаммеда. Административный центр провинции Хиджаз, в прошлом наравне с Эр-Риядом одна из столиц Саудовской Аравии, расположен в долине, окруженной пустыней и голыми обрывистым холмами…

Энциклопедия Кольера

Мекка Главой Мекки является король Саудовской Аравии. Муниципальное правление представлено 14-ю местными выборными членами, осуществляющие функции муниципалетета.

Энциклопедия "Вокруг Света"

МЕККА — г. в Сауд. Аравии. 159 т. ж. (1963), в отд. годы за счет паломников — до 200 т. Священный город мусульман-суннитов и место их паломничества — хаджжа. До ислама М. была населена племенем курейш…

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Мечеть Мекка

Мечеть Мекка — одна из самых старых и самых больших мечетей, расположена в Хайдарабаде, Индия. Мечеть, как полагают, содержит священные реликвии, одна из которых является волосами Пророка Мухаммеда.

ru.wikipedia.org

Маскавская Мекка

«Маска́вская Ме́кка» — роман русского писателя Андрея Волоса. «Маскавская Мекка» попала в лонг-лист Букеровской премии 2004 года. Роман — фантастический, гротескный, сатирический и внешне резко отличается от предшествующего (реалистического)…

ru.wikipedia.org

Битва за Мекку

Битва за Мекку произошла в исламском священном городе Мекка в июне-июле 1916 года. 10 июня шериф Мекки Хусейн бен Али, лидер клана Бину Хашим, начал революцию против Османского Халифата с этого города.

ru.wikipedia.org

Завоевание Мекки

Завоевание Мекки — завоевание Мекки пророком Мухаммедом, произошедшее 11 января 630 года (20 рамадана 8-го года хиджры). По мирному договору, заключённому в Худайбие, каждое племя могло заключить союз или с мусульманами…

ru.wikipedia.org

Мекк

МЕКК — фон, Карл Федорович (1819-76) — рус. ж.-д. делец, инженер путей сообщения. Из дворян Лифляндской губ. В нач. 60-х гг.- подрядчик на строительстве Моск.-Рязанской и Рязанско-Козловской ж. д.

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Мекки Шерифы

МЕККИ ШЕРИФЫ. Правители Мекки и Хиджаза (Саудовская Аравия) в 967—1925 гг.. В течение первых трех веков истории ислама Мекка управлялась наместниками халифов.

Монархи. Мусульманский Восток VII-XV. — 2004

Мекки шерифы

МЕККИ ШЕРИФЫ. Династия, правившая в 967—1925 гг. в Мекке и Хиджазе (Аравия).. В середине XV в. Мекка переживала период небывалого процветания и благоденствия под управлением мудрого шерифа Мухаммада ибн Бараката.

Монархи. Мусульманский Восток XV-XX. — 2004

Русский язык

Ме́кка, -и (также перен.: место паломничества почитателей кого-чего-н.).

Орфографический словарь. — 2004

Фон Мекк, Карл Фёдорович

Карл Фёдорович фон Мекк (нем. Karl Otto Georg von Meck, Карл Отто Георг фон Мекк; 22 июня (3 июля) 1821, имение Шлампен, Тукумсский уезд, Курляндская губерния, Российская империя — 26 января (7 февраля) 1876, Москва) — российский предприниматель…

ru.wikipedia.org

Примеры употребления слова мекка

Ежегодный фестиваль тюнинга в австрийском городке Райфниц настоящая Мекка для поклонников и владельцев автомобилей концерна Volkswagen.

Мекка гандбола в Автограде с сегодняшнего дня превращается в растревоженный улей.

На территории лагеря имеются сотни табличек, указывающих, в какой стороне находится Мекка, чтобы они могли соответственно расположить свои молитвенные коврики, которые мы купили для них на деньги американских налогоплательщиков.

Не туристическая мекка.

Это не просто огромное судно, с борта которого можно лицезреть потрясающие красоты, это настоящая мекка для финнов и шведов.

Джахилия. Древние сирийцы были христианами

Аня Глейзер

Джахилия — период доисламского невежества и неверия. Упоминается в аяте Корана: «Неужели они хотят суда времен джахилии? И кто выше Аллаха, дабы выносить судебные решения для людей верующих» (5: 50). Больше всего этот термин употребляется по отношению к периоду, предшествующему пророчеству Мухаммада, когда арабские племена опустились до язычества, поклонялись идолам и наполнили ими священную Каабу. Невеждами (джахилями) называют людей, лишенных знаний об истине Ислама.

Коран был написан только в седьмом веке нашей эры. Во втором веке нашей эры (в период джахилии для современных сирийских мусульман)появился гностицизм.

Гностики — авторы распространенных во II в. н. э. религиозно-философских сочинений. Большинство текстов сохранилась в виде греческих цитат у полемизировавших с ними христианских антигностических авторов (Иренея, Тертуллиана, Ипполита, Епифания) и в переводах целых произведений на коптский язык. После II Мировой войны в Египте, поблизости от Наг-Хаммади, были открыты 12 папирусных свитков, содержавших ок. 50 гностических произведений неизвестных авторов в коптских переводах. Вновь открытые свитки значительно увеличили круг доступных на тот момент источников изучения гностицизма. К самым известным гностикам следует причислить: Василида, работавшего ок. 120-145 гг. в Александрии; он был автором некоего апокрифического евангелия (фр.) и 24 книг Эгзегетики (фр.). Учеником Василида был его сын Исидор, произведения которого сохранились в немногочисленных отрывках. Их современником и величайшим гностиком был Валентин. Он происходил из Александрии, в 135-160 гг., основал валентинианские школы на Западе и Востоке. Многие названия приписываемых ему сочинений исходят, вероятно, от его учеников. К основным представителям италийской школы валентиниан принадлежал Птолемей (Ptolemaios), автор сохранившегося целиком Письма к Флоре, в котором излагает гностическую интерпретацию Ветхого Завета. К италийской школе принадлежал и Гераклеон. К восточной группе валентиниан причисляют Феодота, из произведений которого Климент Александрийский сделал 96 выписок. Среди текстов из Наг-Хаммади находятся среди прочих: Евангелие истины, Трактат о воскресении, два Апокалипсиса Иакова, Апокриф Иоанна, Апокалипсис Адама, герметические сочинения. По-видимому, это переводы с греческих оригиналов. Гностические сочинения по своей форме приближены к Ветхому и Новому Заветам, можно увидеть в них и влияние апокалиптической литературы. Гностики также использовали ряд библейских сюжетов, особенно из Книги Бытия. Проблематику всех гностических сочинений характеризует дуалистический взгляд на мир, пессимистическое отношение к бренной человеческой жизни и признание центральной роли спасительного знания, то есть гнозиса (gnosis). Гнозис, постигаемый озарением, откровением, являясь глубочайшим познанием сущности вещей, должен был привести гностика к спасению, к воссоединению с высшим бытием. Чтобы выразить это содержание, гностики использовали сюжеты, почерпнутые в других традициях, такими как странствия падшей души, мифом об архонтах — злых творцах зримого мира, мифом о первочеловеке андрогине. Они пользовались также такими оппозициями, как свет — тьма, жизнь -смерть, душа (дух) — тело. К этическим вопросам гностики относились, как правило, безразлично, хотя больше склонялись к аскезе и моральному ригоризму, чем к нравственному либерализму. Движение гностиков оказало огромное влияние на многие явления в религиозной жизни древности. В христианстве оно привело к возникновению ряда ересей, в некоторой степени вдохновило крайнюю ригористическую аскетическую и монастырскую литературу. Как религиозное движение гностицизм просуществовал до конца античности. В средние века он отразился во многих религиозно-философских течениях, характеризующихся крайним идеализмом и дуализмом.

Сирийские христиане последовали за Маркионом:
Маркион (ок. 85 — 160) — христианский богослов, ересиарх, гностик (Адольф фон Гарнак оспаривал его гностицизм), автор первой попытки составления канона Нового Завета. Основное сочинение — Антитезы, где он до предела заострил учение апостола Павла о противоположности двух Заветов Библии.
Вероучение

    Докетизм: Иисус не родился, но явился людям, чтобы избавить их от власти материи. Тело Спасителя не было вещественно, так как вещество есть зло — но, вместе с тем, оно не было и одним призраком (как учили гностики): оно было действительным телом, хотя и невидимым, и облечено было во внешнюю призрачную форму, почему было чуждо страдания физического. Спасение соделано Сыном верховного Бога не живых только, но и умерших, для чего Он сходил в ад, где были избавлены от мучений язычники и ветхозаветные грешники; но ветхозаветные святые отказались послушаться Его и остались в прежнем состоянии, считая, что Христос искушает их, как их искушал прежде Демиург-Яхве.
    Дуализм: Бог Ветхого Завета не имеет ничего общего с истинным Богом — Отцом Небесным. Никакого предварительного откровения о явлении в мир этого истинного Мессии дано не было; истинного Мессию люди должны были узнать по учению и делам его. Этот сын всеблагого верховного Бога явился в Капернауме в 15-й год царствования Тиверия и, с целью обратить к себе иудеев, говорил, что он — тот Мессия, которого предсказывали пророки Демиурга. Демиург, не зная о том, кто этот Мессия, и завидуя его славе, возбудил вражду к нему между иудеями, а бог материи, дьявол, побудил и язычников соединиться с ними во вражде к Сыну Божию; таким образом, Спаситель мира был распят. Впоследствии должен и к ним прийти Мессия — Мессия Демиурга, который соберёт сынов Израиля со всех стран, создаст всемирную монархию иудеев и дарует им земное блаженство, а людей подвергнет мукам, кроме спасённых Сыном всеблагого Бога: души их будут освобождены от материи, то есть плоти, и, находясь в телах духовных, будут обитать с Богом и в Боге. Воскресение тел в их земном виде Маркион отрицал.
    Аскетизм: Маркион запрещал брак и требовал обета безусловного целомудрия при крещении, отречения от всех удовольствий, воздержания в пище до наименьшей её меры, причём безусловно запрещалось мясо и вино; особенно настаивал на непоколебимости в вере во время гонений; называл своих последователей «сотоварищами в ненависти и скорби». Маркиониты не только не избегали преследований за Христа, но нередко напрашивались на них, и их община гордилась обилием своих мучеников. Кто чувствовал себя не в силах выполнять все эти требования, тот оставался в обществе маркионитов лишь на степени «оглашённого», хотя, вопреки практике церкви, и оглашённые у них допускались до всех таинств. В случае смерти оглашённого допускалась замена его для крещения другим человеком.
    По заявлениям самого Маркиона, он ничего не заимствовал ни от греческой философии, ни из Египта или Персии, и не признавал другого источника для религиозного учения, кроме Священного Писания (хотя Ипполит в «Философуменах» указывает в его системе черты учения Эмпедокла).

© Copyright: Аня Глейзер, 2017
Свидетельство о публикации №217041100687

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Аня Глейзер

Рецензии

Написать рецензию

Аня, огромное спасибо за тему о гностицизме в отношении к христианству и исламу!
Здесь, действительно, очень много интересного. Особенно, конечно — фигура Маркиона.

Маркионистский вариант христианства реконструировал немецкий учёный Деллингер (1799 –1890), в основном по упоминаниям Тертуллиана. В основу своей системы Маркион положил сильно упрощённые идеи ап. Павла о Неведомом Боге (проповедь в Афинах) и о различии закона и благодати.

«Разделение закона и Евангелия — отличительное и первоначальное дело Маркиона,» — свидетельствует Тертуллиан. — Бог Ветхого Завета, познаваемый из Его закона, не может быть Богом благодати и любви. Это — «дикий и воинственный судия», несправедливый и немилосердный. Данный им закон только порождает грех и обнаруживает бессилие человека, его обречённость на гибель. Следовательно, сам бог закона — всего лишь неумелый демиург (промежуточный творец): «Демиург зол и злы его творения». Даже обещанный им Мессия придёт, как воитель и насильник, чтобы поработить землю иудейскому народу. Этот Мессия и есть антихрист, предсказанный ап. Павлом (см. 1 Фес.).

Но Павел проповедовал о «Неведомом Боге», возвышенном и безгневном, Который «кроток, утешающ, благ и всеблаг». Он — Бог искупления, из одной любви спасающий нас от оков мира сего. Его невозможно бояться. Его можно только любить. В 15-й год царствования Тиберия этот Неведомый миру Бог явился в капернаумской синагоге, приняв видимое тело Иисуса.
Он никогда не рождался, не был младенцем, но просто пришёл, чтобы разрушить закон и все дела демиурга иудейского. И спасти людей, которым Он принёс божественную любовь. Он не был узнан демиургом Иеговой и успел раскрыть людям истинный гнозис ( тайну истинного Бога). И за это иудеи распяли Его, как врага своего Иеговы. И снова они не знали, что Он лишь мнимо умер. И сошёл во ад, чтобы освободить всех, взывающих о помощи. Кого ? Уж конечно не ветхозаветных «праведников» и прочих рабов Иеговы, а тех, кто боролся с его тиранией и был погублен его законом: язычников и детей Каина ( вспомним сходную трактовку этого образа у Байрона ).
Между тем, вскоре после мнимой смерти Спасителя, апостолы-иудаисты во главе с Петром сговорились написать поддельное Евангелие. Но Иисус призвал 13-го апостола — Павла, раскрыл ему истину и послал «к Своим» (т.е. к язычникам). Павел всюду проповедовал, что благодать отменяет закон, а Новый Завет — Ветхий. Иудеи ненавидели Павла и поклялись убить его. Во время Неронова гонения они выдали его, а послания его исказили своими вставками.
Истинное учение Христа и Павла сохраняют только маркиониты — чужие (как и Сам Христос) в этом мире демиурга, гонимые и преследуемые иудействующими. Они ничего не ждут от этого мира, а потому соблюдают строгую аскезу — вплоть до отрицания Брака (которым Иегова заманивает людей, чтобы продлить своё царство). Но стремиться надо не к обманным удовольствиям, а к мученичеству, которое для христианина есть освобождение от мира зла. Не следует жалеть свои тела, т.к.

Аравия до ислама

они не воскреснут. Только души соединяться с духовным Отцом. Они-то и образуют истинную церковь, которой дан единственный истинный апостол — Павел. А всё еврейское в церкви должно быть отвергнуто. Христианство — принципиально новая религия, не связанная ни с чем предыдущим, враждебная иудаизму.

Это был апофеоз христианского антисемитизма, который так или иначе сохранился до сего дня.

Виктор Алымов   22.05.2017 01:25   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо за рецензию. От Вас как всегда можно узнать много интересного. Не видите ли Вы перехода идей гностицизма в ислам?

Аня Глейзер   22.05.2017 08:52   Заявить о нарушении

"Не видите ли Вы перехода идей гностицизма в ислам?"

Да, Аня, иногда вижу; хотя речь тут должна идти не об исламе, как изначальном откровении Мухаммеду, а об исмаилизме (исламской религиозной философии).
Например в Х веке был такой знаменитый исламский философ Аль-Фараби (которого называли "Вторым Учителем").
Так вот он учил, что Аллах — это Божественный Абсолют (= "Отец"), из которого путём эманации рождается "мировой Разум" (= "Логос), а затем "мировая Душа" (= "Дух"), небесные сферы, Земля и её обитатели.

Не смотря на внешнее сходство с христианской триадологией, это — типично гностическая схема, в которой сам процесс творения рассматривается не как мгновенный библейский креационизм, а как объективно-идеалистический эволюционизм (в стиле неоплатонизма).
Впрочем, неоплатонизм и в христианских схемах очень чувствуется (особенно — у Оригена).

Виктор Алымов   22.05.2017 23:01   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Аня Глейзер

Колыбель ислама Ислам – это мировая религия. На нашей планете проживает более 1 миллиарда 500 её последователей. Они живут в Афганистане, Египте, Индонезии, Ираке, Иране и в нашей стране — России. Ислам – «мир и покорность Богу»

  • Ислам – «мир и покорность Богу»
  • Людей принявших ислам, называют мусульманами, то есть «покорными Богу»
  • Бога в исламе называют Аллахом
  • Коран – главная священная книга мусульман
  • Посланником аллаха стал Мухаммад

Колыбелью ислама является Аравийский полуостров. Он расположен в западной части Азии. Климат на полуострове тяжёлый для жизни, круглый год царит палящий зной. Почти вся Аравия – это пустыня, где мало воды. Изредка выпадают дожди. Жители пустыни – арабы-бедуины. Испокон веков они разводили верблюдов и овец, которые питались хилыми кустарниками и травой. Жители пустыни круглый год кочевали. Часть арабов жила в городах. Самыми крупными из них в древности были Мекка и Ясриб (Медина). Жители занимались ремеслом и торговлей. Во главе арабских племён стояли вожди, которые отличались храбростью и отвагой. Племена жили по правилу «один за всех и все за одного». Главными в племени были мужчины, а женщины подчинялись им. Арабы были язычниками.

Они поклонялись различным божествам и почитали идолов в виде камней, скал, деревьев, животных и звезд.

Домусульманская Аравия

Чтобы ублажать своих богов, арабы отдавали им часть урожая, приносили в жертву животных. Своих главных идолов каждое племя доставляло в Мекку. Этот город появился благодаря тому, что здесь в древние времена стал бить из-под земли священный источник. Появление источника было связано с именем пророка Ибрахима и его сына Исмаила. Они построили в Мекке храм, который носит имя Кааба. Он сделан из камня и имеет форму куба. В стену храма был вделан особый камень, который вначале был белым, а потом почернел от людского горя и слёз. В Мекке издревле проживало арабское племя курайшитов, главным занятием которого была торговля. У племени хранились ключи от Каабы. Им было доверено кормить и поить путников, ежегодно прибывавших в Мекку для поклонения идолам

Ключи от Каабы