Религия в абхазии

17.08.2018 0 Автор admin

Большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам, распределение конфессий в 2003 году было следующим.

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

По данным социологического опроса 2003 года, мусульманами считают себя 16 % жителей Абхазии. Активными мусульманами назвали себя около 250 участников опроса, 130 из которых проживают в Гагрском и Гудаутском районах.

Действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Зарубежные абхазские общины в последние годы предпринимают усилия по повышению влияния ислама и репатриации зарубежных абхазов, большинство из которых — мусульмане. В Духовном управлении мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщили, что получали жалобы на дискриминацию мусульман при найме на работу, были случаи, когда их необоснованно привлекали к уголовной ответственности, избивали.

Состоявшийся 3 декабря2011 года IV Съезд мусульман Абхазии избрал председателем Духовного управления мусульман (ДУМ РА) Салиха (Станислава) Кварацхелия.

Большинство евреев, проживавших в Абхазии до начала Грузино-абхазского конфликта, будучи грузинскими евреями, для которых родным языком был грузинский, были вынуждены покинуть республику, репатриировавшись на свою историческую родину Израиль или переселившись в собственно Грузию. Те евреи, что остались в Абхазии, являются в большинстве своём русскоязычными ашкеназскими евреями.

На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме (ул. Инал-Ипа, 56).

Обычаи и традиции Абхазии

Общая численность евреев в Абхазии составляет порядка 200 человек.

В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов. Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена грузинской православной церкви, но после начала войны фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицируют действия абхазского священства в целом как неправомочные.

В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.

С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход св. Иоанна (ул. Абазинская 65), состоящий в основном из лиц немецкого происхождения

Существует множество противоречий между традиционной религией абхазов и мировыми религиями.

***

На исходе двадцатого столетия почти весь мир потрясли изменения невероятных для истории масштабов. Распад СССР поставил на грань вымирания немногочисленные народности, в том числе и абхазов. В столь критическом положении традиции народа, которые почти век искоренялись властью Советов, не просто опять стали актуальны, а стали средством этнического, культурного а иногда и буквального выживания данной нации.

Кто такие абхазы?

Абхазы, как они сами себя называют, апсуа, — коренные жители Абхазии, расселённые на северо-западе Кавказа. Относятся к группе абхазо-адыгских народов, в какую, кроме них самих, входят адыги (черкесы), абазины и ныне не существующие убыхи. Абхазо-адыгские народности в основном расселены по Северному и Южному Кавказу, но также имеют диаспоры в разных странах планеты.

Сегодня на Земле насчитывается примерно 115 тысяч абхазов: в самой Абхазии – 93,3 тысячи, на территориях РФ – шесть тысяч, и понемногу в Сирии, Турции, Иордании, Америке и отдельных государствах Западной Европы. Изъясняются апсуа на абхазском языке, который включает в себя абжуйский (база литературного языка) и бзыбский диалекты. Пишут кириллицей.

Происхождение абхазов

Представители этой нации всегда жили на Кавказе. Древние прародители абхазов и их «соседей» по абхазо-адыгской группе входили в состав огромного конгломерата племён, расселённых по Восточному Причерноморью. Во второй половине первого 1000-летия до н. э. на земли Восточного Причерноморья очень сильно повлияли культурные традиции древних греков. С началом н. э. произошло выделение двух родственных этнических групп: апсилов и абазгов. Позже они слились, сформировав таким образом этническое «ядро» абхазской нации.

Религия абхазов

По религиозному признаку абхазский народ можно разделить на православных христиан и мусульман — суннитов. Христианство пришло на земли абхазов в четвёртом столетии, ислам – в шестнадцатом. Однако до наших дней сохранились остатки исконной веры абхазов: разветвлённый пантеон божеств самых разных рангов, традиции поклонения сакрализованным деревьям, холмам, местам молений родов.

История абхазов

В восьмом столетии н. э. появилось Абхазское царство, территории которого включали часть сегодняшнего запада Грузии. Через два столетия Абхазия и Грузия слились в единую страну.

Публикации

Государство это просуществовало три столетия. На исходе 16 века появилось Абхазское княжество – турецкий вассал.

1810 г. — Абхазия становится частью Российской империи. В 1864 году апсуа лишили автономии, упразднив владетельное княжество, что через пару лет спровоцировало народное восстание. В 1870-е годы примерно двести тысяч абхазов бежало в Турцию.

Февральская революция 1917 года дала абхазам возможность политически самоопределиться – и они её не упустили. Возникшая 31.03.1921 г. Советская Социалистическая республика Абхазия уже в конце 1921 г. присоединилась к Грузии на основании соглашения о союзе. Прошло десять лет – и Абхазия стала частью Грузии как автономная республика. В восьмидесятые годы в массах апсуа возникло национальное движение, которое возглавили абхазские интеллигенты — радикалы. Первейшей и основной задачей данного движения стало изменить государственно — правовой статус страны. Отношения Грузии и Абхазии начали ухудшаться. Этот процесс продолжался почти десять лет и принёс сначала конфликт, а потом войну 1992 – 1993 годов.

Традиции и обычаи абхазов

Селения абхазов невероятно хаотичны по планировке, буквально разбросаны по гористой местности. Дома не стоят кучно. Классическое абхазское жильё – это усадьба хуторского типа. В старину жилища ставили плетёные – четырёхугольные либо круглые – и накрывали покатой крышей из соломы. В девятнадцатом столетии дома стали строить из досок (так называемые акуаскья). Они возвышались над земной поверхностью на столбах, в них было множество комнат, покатую крышу покрывали дранкой, а по фасаду протягивали украшенный затейливой резьбой балкон. Сегодня абхазы, как и все, строят дома из камня или кирпича: обыкновенно из двух этажей и со множеством комнат.

Традиционный костюм абхазов включает в себя бешмет, зауженные шаровары, черкеску, башлык, бурку, папаху, наборный пояс с кинжалом. Абхазские женщины традиционно одевались в собранные на талии платья с похожим на клин вырезом на груди, который закрывался с помощью металлических застёжек. Платье дополняли поясом и головным платком. По достижении определённых лет девушки начинали одевать тканевый корсет. Акапкап – древняя женская обувь из дерева – немного напоминает ходульки.

Традиционная кухня включает в себя густую кукурузную кашу, варёную фасоль, молоко и его производные, говядину, козлятину, баранину, овощи, фрукты, орехи и мёд. Пищу часто приправляют горькими подливами, аджикой.

Выдающиеся абхазы

Первый из известных абхазов – это Леон Второй, первый государь независимого Абхазского царства. Именно в период его царствования завершилось формирование абхазской народности как единого целого.

Далее в истории абхазского народа были талантливые политики и главы государств: Владислав Григорьевич Ардзинба, председатель Верховного совета Абхазской ССР в 1992 – 1993 годах, и далее президент республики; Сергей Васильевич Багапш, также президент Абхазии (2005 — 2011); Нестор Аполлонович Лакоба, председатель Совнаркома ССР и другие. Абхазская земля дала миру таких талантливых поэтов и писателей, как Фазиль Искандер, Алексей Гогуа, Георгий Гулиа и другие. Есть среди абхазов и Герои Советского Союза: Варлам Алексеевич Габлия, Ясон Басятович Кокоскерия, и другие. Есть среди абхазов и христианский святой – это святой Евстафий, и известный советский футболист Виталий Кухинович Дараселия.

Культура абхазского народа

Сегодня абхазы растят кукурузу и многие другие зерновые, виноград, садовые растения; разводят крупный рогатый скот, а в условиях гор – коз. Привычные для многих поколений апсуа промыслы – это делание орудий для сельского хозяйства, разнообразной домашней утвари, одежды; также они изготавливают красивые вещи из рога и металлов, занимаются ткачеством, вышивкой, инкрустацией, резьбой по дереву.

Фольклор состоит из множества жанров: от героических сказаний о местных богатырях — нартах до лирических песен и полных мудрости пословиц. В 1862 году российский филолог П. К. Услар впервые попытался составить абхазский алфавит на основании русских букв. Через три года в Абхазии впервые издали букварь родного языка.

У абхазов очень сильна культура смеха. Этот народ умеет, не переступая границы приличий, иронизировать и смеяться над собой и окружающими даже в наиэкстремальнейших ситуациях.

Народная музыка апсуа очень своеобразна и часто включает многоголосье. Это комплекс обрядовых, трудовых, исторических и бытовых песен, каждые из которых наделены собственными жанровыми особенностями и разновидностями.

***

Переход на страницу «Абхазские народные пословицы и поговорки»

***

Внимание! Авторский материал — копирование запрещено

Мысли
25 января 20:52
Феодорит (Амин). «ПАЛЕСТИНСКОЕ БЛАГОУХАНИЕ»,или История одной церковно-политической авантюры, подставившей УПЦ МП
Конец 2017 года выдался для иерархов Украинской Православной…
23 января 20:02
Александр Нежный. ВАЛААМСКИЙ БАЯН.Историческое и религиозное «мифотворчество» вечного президента
Прогуливаясь по Валааму, вечный президент Владимир Владимирович…
17 января 18:16
Александр Зорин.

ВЕКОВОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ.С чем можно, а с чем нельзя согласиться в скандальном высказывании Путина о христианстве, коммунизме и трупе Ленина

«Коммунистическая идеология — очень сродни христианству,… 11 января 22:08 Александр Зорин. УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ.В Москве как будто молятся о мире, но прославляют войну… На ветках московского метро курсируют «тематические»… 04 января 16:10 Михаил Жеребятьев. МЕЖДУ «МАТИЛЬДОЙ» И ЦАРСКИМИ ОСТАНКАМИ.Попытки РПЦ МП поучаствовать в конструировании нового имперского мифа усилились в 2017-м Ушедший год юбилеев двух русских революций неожиданно для… 03 января 21:07 Олег Кодола. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СОЛОВЕЦКОЙ РОССИИ.Разрушение того, что осталось от страны, через призму Архипелага, захваченного РПЦ МП Мы живём в эпоху перемен, просто сейчас в России временно… 31 декабря 15:32 Епископ Игнатий (Душеин).

Религия и вера в Абхазии

ЧТО ПРОПЛЫВАЛО РЯДОМ С НАМИ В УХОДЯЩЕМ ГОДУ?В России завершается монтаж проекта «Совок-2»

Прошедший год нес на себе печать печальных событий столетней… 26 декабря 20:36 Михаил Ситников. ПОЗОРИЩЕ.По итогам 2017 года сохраняется вероятность катастрофических сценариев, знакомых нам по ХХ веку… Вспоминая о событиях уходящего года, происшедшее можно… 23 декабря 16:36 Александр Зорин. ОСЛЕПЛЕНИЕ РЕВНОСТЬЮ.Человек для таинства или таинство для человека?… На воскресной службе причащали маленькую девочку, лет десяти…. 18 декабря 21:17 Герман Тергуев. «ЕСТЬ ТРИ ПРОЯВЛЕНИЯ БОГА НА ЗЕМЛЕ – ПРИРОДА, ЛЮБОВЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА».К 40-му дню с момента кончины р.Б. Михаила Задорнова Некрологи принято писать сразу по смерти человека, но…
 © Портал-Credo.ru 2002-18

Религия абхазов

День недели Дата Григор. Дата Хиджри Фаджр Зухр Аср Фурӯ рафтани офтоб, гузоридани намоз макруҳ аст Магриб Иша
Суббота 01.09.2018 21.12.1439 04:21 — 05:53 13:00 — 17:07 17:08 — 18:47 18:48 — 19:05 19:06 — 19:46 20:36 — 04:20
Воскресенье 02.09.2018 22.12.1439 04:22 — 05:54 13:00 — 17:06 17:07 — 18:46 18:47 — 19:04 19:05 — 19:45 20:35 — 04:21
Понедельник 03.09.2018 23.12.1439 04:23 — 05:55 13:00 — 17:04 17:05 — 18:44 18:45 — 19:02 19:03 — 19:43 20:33 — 04:22
Вторник 04.09.2018 24.12.1439 04:24 — 05:56 13:00 — 17:03 17:04 — 18:43 18:44 — 19:01 19:02 — 19:42 20:32 — 04:23
Среда 05.09.2018 25.12.1439 04:25 — 05:57 13:00 — 17:01 17:02 — 18:41 18:42 — 18:59 19:00 — 19:40 20:30 — 04:24
Четверг 06.09.2018 26.12.1439 04:26 — 05:58 13:00 — 16:00 17:01 — 18:40 18:41 — 18:57 18:59 — 19:39 20:29 — 04:25
Пятница 07.09.2018 27.12.1439 04:27 — 05:59 13:00 — 00:00 16:59 — 18:38 18:39 — 18:56 18:57 — 19:37 20:27 — 04:26
Суббота 08.09.2018 28.12.1439 04:28 — 06:00 13:00 — 00:00 16:58 — 18:37 18:38 — 18:55 18:56 — 19:36 20:26 — 04:27
Воскресенье 09.09.2018 29.12.1439 04:29 — 06:01 13:00 — 16:55 16:56 — 18:36 18:37 — 18:53 18:55 — 19:35 20:25 — 04:28
Понедельник 10.09.2018 30.12.1439 04:30 — 06:02 13:00 — 16:54 16:55 — 18:34 18:35 — 18:52 18:53 — 19:33 20:23 — 04:29
Вторник 11.09.2018 01.01.1439 04:31 — 06:03 13:00 — 16:52 16:53 — 18:33 18:34 — 18:50 18:52 — 19:32 20:22 — 04:30
Среда 12.09.2018 02.01.1439 04:32 — 06:04 13:00 — 16:51 16:52 — 18:31 18:32 — 18:49 18:50 — 19:30 20:20 — 04:31
Четверг 13.09.2018 03.01.1439 04:33 — 06:05 13:00 — 16:49 16:50 — 18:30 18:31 — 18:47 18:49 — 19:29 20:19 — 04:32
Пятница 14.09.2018 04.01.1439 04:34 — 06:06 13:00 — 16:48 16:49 — 18:28 18:29 — 18:46 18:47 — 19:27 20:17 — 04:33
Суббота 15.09.2018 05.01.1439 04:35 — 06:07 13:00 — 16:46 16:47 — 18:27 18:28 — 18:44 18:46 — 19:26 20:16 — 04:34
Воскресенье 16.09.2018 06.01.1439 04:36 — 06:08 13:00 — 16:45 16:46 — 18:25 18:26 — 18:43 18:44 — 19:24 20:14 — 04:35
Понедельник 17.09.2018 07.01.1439 04:37 — 06:09 13:00 — 16:43 16:44 — 18:24 18:25 — 18:41 18:43 — 19:23 20:13 — 04:36
Вторник 18.09.2018 08.01.1439 04:38 — 06:10 13:00 — 16:42 16:43 — 18:22 18:23 — 18:40 18:41 — 19:21 20:11 — 04:37
Среда 19.09.2018 09.01.1439 04:39 — 06:11 13:00 — 16:40 16:41 — 18:21 18:22 — 18:38 18:40 — 19:20 20:10 — 04:38
Четверг 20.09.2018 10.01.1439 04:40 — 06:12 13:00 — 16:39 16:40 — 18:19 18:20 — 18:37 18:38 — 19:18 20:08 — 04:39
Пятница 21.09.2018 11.01.1439 04:41 — 06:13 13:00 — 16:37 16:38 — 18:18 18:19 — 18:36 18:37 — 19:17 20:07 — 04:40
Суббота 22.09.2018 12.01.1439 04:42 — 06:13 13:00 — 16:36 16:37 — 18:16 18:17 — 18:34 18:35 — 19:15 20:05 — 04:41
Воскресенье 23.09.2018 13.01.1439 04:43 — 06:14 13:00 — 16:34 16:35 — 18:15 18:16 — 18:33 18:34 — 19:14 20:04 — 04:42
Понедельник 24.09.2018 14.01.1439 04:44 — 06:15 13:00 — 16:33 16:34 — 18:13 18:14 — 18:31 18:32 — 19:12 20:02 — 04:43
Вторник 25.09.2018 15.01.1439 04:45 — 06:15 13:00 — 16:31 16:33 — 18:12 18:13 — 18:30 18:31 — 19:11 20:01 — 04:44
Среда 26.09.2018 16.01.1439 04:46 — 06:16 13:00 — 16:30 16:31 — 18:10 18:11 — 18:28 18:29 — 19:09 20:59 — 04:45
Четверг 27.09.2018 17.01.1439 04:47 — 06:17 13:00 — 16:28 16:29 — 18:09 18:10 — 18:26 18:27 — 19:07 20:57 — 04:46
Пятница 28.09.2018 18.01.1439 04:48 — 06:17 13:00 — 16:27 16:28 — 18:07 18:08 — 18:24 18:25 — 19:05 20:55 — 04:47
Суббота 29.09.2018 19.01.1439 04:49 — 06:18 13:00 — 16:25 16:26 — 18:06 18:07 — 18:22 18:23 — 19:03 20:53 — 04:48
Воскресенье 30.09.2018 20.01.1439 04:50 — 06:19 13:00 — 16:24 16:25 — 18:04 18:05 — 18:20 18:21 — 19:01 20:51 — 04:49

Примечание
Календарь соответствует по времени Душанбе.

Города и районы, которые по времени вперёд от времени города Душанбе: Истаравшан — 5 минут, Куляб — 5 минут, Худжанд — 7 минут, Рашт — 7 минут, Канибадам — 9 минут, Исфара — 9 минут, Ашт — 9 минут, Харог — 12 минут, Мургаб — 20 минут.

Города и районы, которые по времени отстают от времени города Душанбе: Кургантюбе — 4 минуты, Пенджекент — 5 минут, Шахритус — 5 минут, Айни — 5 минут.

Ислам в Абхазии — одна из традиционных религиозных групп на территории Абхазии. По данным социологического опроса 2003 года, мусульманами считают себя 16 % жителей страны.

Религия современных абхазов: реликт прамонотеизма

По данным председателя ДУМ Абхазии, — активными мусульманами являются около 250 человек, 130 из которых проживают в Гагрском и Гудаутском районах.

Современное положение

Действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Зарубежные абхазские общины в последние годы предпринимают усилия по повышению влияния ислама и репатриации зарубежных абхазов, большинство из которых — мусульмане. В Духовном управлении мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщили, что получали жалобы на дискриминацию мусульман при найме на работу, были случаи, когда их необоснованно привлекали к уголовной ответственности, избивали.

17 августа2007 года в центре г. Гудаута неизвестными из автоматического оружия в упор был расстрелян имам Хамзат (Рокки) Гицба.

10 июля2010 года под днищем автомобиля ВАЗ-2107, принадлежащего имаму Сухумской мечети Салиху Кварацхелия, было обнаружено взрывное устройство.

17 июля2010 года в г. Гагра, во дворе собственного дома, выстрелами из пистолета неустановленного образца был убит представитель ДУМА в Гагрском районе, член Общественной палаты Республики Абхазия Эмик Чакмач-оглы. 8 октября 2010 года, в Гудауте, у здания, используемого в качестве мечети, были расстреляны из автоматического оружия трое мусульманских активистов: Расул Пилия (был убит на месте), братья Рустам и Рауль Гицба (получили серьёзные ранения).

Председателем Духовного управления мусульман Абхазии долгое время был муфтий Адиль Габлия (скончался 27 июня2011 года в больнице Турции, в связи с чем временное управление осуществлял муфтий Тимур Дзыба).

Состоявшийся 3 декабря2011 года IV Съезд мусульман Абхазии избрал председателем Духовного управления мусульман (ДУМ РА) Салиха (Станислава) Кварацхелия.

Напишите отзыв о статье "Ислам в Абхазии"

Примечания

  1. 12

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ислам в Абхазии

Я пыталась с ним говорить, пыталась как-то успокоить, но он был невменяем и ничего не слышал.
– Пожалуйста, войди внутрь! – прошептала малышка.
Кое-как протиснувшись мимо него в дверной проём, я вошла… В квартире стоял удушливый запах алкоголя и чего-то ещё, что я никак не могла определить.
Когда-то давно это видимо была очень приятная и уютная квартира, одна из тех, которые мы называли счастливыми. Но теперь это был настоящий «ночной кошмар», из которого её владелец, видимо, не в состоянии был выбраться сам…
Какие-то разбитые фарфоровые кусочки валялись на полу, перемешавшись с порванными фотографиями, одеждой, и бог знает ещё с чем. Окна были завешаны занавесками, от чего в квартире стоял полумрак. Конечно же, такое «бытиё» могло по-настоящему навеять только смертельную тоску, иногда сопровождающуюся самоубийством…
Видимо у Кристины появились схожие мысли, потому что она вдруг в первый раз меня попросила:
– Пожалуйста, сделай что-нибудь!
Я ей тут же ответила: «Конечно!» А про себя подумала: «Если б я только знала – что!!!»… Но надо было действовать, и я решила, что буду пробовать до тех пор, пока чего-то да не добьюсь – или он меня наконец-то услышит, или (в худшем случае) опять выставит за дверь.
– Так вы будете говорить или нет? – намеренно зло спросила я. – У меня нет времени на вас, и я здесь только потому, что со мной этот чудный человечек – ваша дочь!
Мужчина вдруг плюхнулся в близ стоявшее кресло и, обхватив голову руками, зарыдал… Это продолжалось довольно долго, и видно было, что он, как большинство мужчин, совершенно не умел плакать. Его слёзы были скупыми и тяжёлыми, и давались они ему, видимо, очень и очень нелегко. Тут только я первый раз по-настоящему поняла, что означает выражение «мужские слёзы»…
Я присела на краешек какой-то тумбочки и растерянно наблюдала этот поток чужих слёз, совершенно не представляя, что же делать дальше?..
– Мама, мамочка, а почему здесь такие страшилища гуляют? – тихо спросил испуганный голосок.
И только тут я заметила очень странных существ, которые буквально «кучами» вились вокруг пьяного Артура…
У меня зашевелились волосы – это были самые настоящие «монстры» из детских сказок, только здесь они почему-то казались даже очень и очень реальными… Они были похожи на выпущенных из кувшина злых духов, которые каким-то образом сумели «прикрепиться» прямо к груди бедного человека, и, вися на нём гроздьями, с превеликим наслаждением «пожирали» его, почти что уже иссякшую, жизненную силу…

В XIX — начале XX в. существовало мнение, что, несмотря на испытанное абхазами влияние ислама и христианства, все они, за немногими исключениями, поклоняются многочисленным языческим божествам и совершают соответствующие обряды. Основой религиозного мировоззрения при этом преподносилась политеистическая традиция, которая якобы в течение времени лишь впитала в себя некую мудрость язычества. Такой подход является слишком упрощенным пониманием процессов, которые происходили в религиозном сознании народа. В отличие от многих современных, в том числе абхазских авторов, продолжающих рассматривать традиционную религию абхазов как языческую, общество в целом отчетливо осознает негативный и унижающий человеческое достоинство характер этого термина: подавляющее большинство абхазов отказывается признавать себя «язычниками». В ходе проведенного в 1997 году научного исследования лишь 2% абхазов назвало себя «язычниками» и около 7% затруднилось определить свою религиозную принадлежность. Большинство же опрошенных предпочло назвать себя христианами и мусульманами. В 2003 году в результате подобного опроса, численность людей, назвавших себя язычниками, было примерно таким же, что и в 1997 г.

Уже в начале 1920-х годов некоторые исследователи отказывались считать религию абхазов языческой. Видный абхазский просветитель и общественный деятель Симон Басария так писал об этом:
«Если послушать отчеты духовенства, описания разных бытописателей, то абхазы не то христиане, не то мусульмане, не то язычники, а в общем, все они находили у абхазов полный индифферентизм к религии. Каждый сознательный абхаз может утверждать, что у его народа действительно создался полный индифферентизм, равнодушие к тем учениям и обрядам к которым их призывали различного рода проповедники. Но абхазы не язычники, они исповедуют правильную веру, вовсе не чуждую ни истинному учению Христа, ни нравственной стороне учения Магомета…».

Достаточно спорны указания многих ученых и, в частности Н.С. Джанашия, на бесчисленное количество «богов», в которых, якобы, веруют абхазы. Как у абхазов, так и у русских, итальянцев, французов и других народов в древней мифологии есть упоминание о домовых, о русалках, о разных духах лесов, гор и т.д., но это не дает повода утверждать, что русские или швейцарцы веруют в бога лесов, богиню вод и пр. В религиозных верованиях абхазов насчитали такое множество «богов», что в одной книге Н. Джанашия — «Абхазский культ и быт» мы можем найти описание: «бога занозы», «желудочных заболеваний», моление «духу хлопка и льна», «шелковичных червей» и т.д.

Высказанное Симоном Басария убеждение в единобожии древней религии абхазов настолько противоречило утвердившимся представлениям, что даже не стало предметом научного обсуждения. Г.Ф. Чурсин, к примеру, посчитал всю написанную Симоном Басария главу о религии «несостоятельной». Во время массовых репрессий от своих взглядов был вынужден отказаться и сам Басария. В итоге в абхазоведении продолжало царить представление о религии абхазов как о языческой и имеющей бесчисленное множество различных «богов».

О необоснованности применения термина «язычество» по отношению к древней религии абхазов через несколько десятилетий после С.П. Басария указывали и другие ученые. В 1974 г. Ш. Д. Инал-ипа например, предложил рассматривать эту религию как «национальный абхазский монотеизм», т.е. единобожие. Инал-ипа пишет, что в представлении народа «Бог — Творец, пребывает наверху, в небесах, под именем Анцәа, как вечный Творец, повелитель и вседержитель мироздания»,«Все, что есть на свете и под землёй создано и принадлежит Ему одному (Анцәа ишеит, Анцәа итуп). Все должны беспрекословно подчиняться Богу, мольбой и жертвами вымаливать у Него благость, тогда всем будет хорошо, но ни что не спасет того, кто заслужил Его гнев и кару».

Согласно космологическим абхазским мифам, Бог сотворил вселенную из ничего, Он установил вселенскую гармонию; Бог блюститель порядка, Он управляет космосом, а многочисленные ангелы беспрекословно выполняют Его волю.

Существование Бога, по абхазской мифологии, вневременно. У Него нет ни начальной, ни конечной границ, Он бессмертен и не стареет. Как мы видим, и абхазская мифология, пропитана в основном монотеистическими воззрениями и они в наибольшей степени приближают традиционный абхазский монотеизм к вероучению ислама. Возможно, по причине такой близости в своей первооснове, большинство абхазов некогда приняло ислам, воспринимая его как духовное продолжение религии предков.

Другой известный ученый, наш современник Арвелод Эрастович Куправа, описывая место Бога в традиционной культуре абхазов, пишет: «Абхазы клянутся именем Анцәа. Клятвенной формулой является «Анцәа иныс, Анцәа имаҿуп!» — (клянусь Богом). Предки абхазов этими словами обращаясь к Всевышнему, подтверждали свою верность и преданность истине. В новое время, когда вера и любовь ослабли, реже стали прибегать к этой форме обращения к Богу. Однако и в наше время для верующих «клянусь Богом» остается выражением поклонения, а для многих остальных — ритуальным. И в наши дни в народе говорят: «Анцәа ибоит (Бог видит), «Анцәа идыруеит» (Бог знает), «Анцәа ибоит» (Бог судит, т.е. совершает справедливость), — так говорят при благополучном исходе какого-либо дела. Упование на Бога выражается словами: «Анцәа хаихьчоит» (Бог охраняет нас), «Анцәа, унапы хануп» (Бог, мы полагаемся на тебя , дословно: Бог, мы в твоих руках). Богобоязненный человек говорил: «Анцәа, ацәгьа сумырхуан» (Бог, не дай мне сказать плохое) — это молитвенное обращение к Господу с просьбой помочь не злословить, не совершить грех, а изрекать из уст только добро.

Абхаз, воспитанный на традициях апсуара, обращаясь к Богу со словами, приведенными выше, очевидно, понимал человеческие слабости и полагался на помощь Бога в их преодолении. Современная речевая культура включает множество подобных изречений, в пережиточном виде отражающих былые представления абхазов о величии Бога. Очевидно, народ связывал с Творцом все существование человека, включая понятие о морали и саму мораль, фундаментальным же оплотом нравственности служила вера в Бога.

В основе обычного права лежит нравственное начало, а религиозное мировоззрение в сочетании с менталитетом народа образует традиционную культуру. Что в свою очередь дает право утверждать, что именно религия сформировала фундаментальные положения традиционного кодекса чести абхазов — апсуара. Видимо, таким путем могли появиться как особые нравственные понятия: «апьсуа кьабз» (абхазский обычай, адат), «апьсуа цас» (абхазский нрав, характер), «апсуа иламыс» (совесть абхаза), овеянные религиозным духом и возведенные в ранг закона народной жизни.

Что касается старинных адатов коренных народов Кавказа, следует отметить их большую схожесть между собой, и при этом они в большинстве вопросов совпадают именно с положениями ислама. Нравственный облик строго соблюдающего традиции Апсуара человека, более всего напоминает нравственной облик мусульманина. Это заставляет нас вспомнить аят Священного Корана:
«Не было прежде ни одной общины, в которую не был бы послан увещевающий пророк от Аллаха» (сура 35, аят 24).

Согласно преданиям, Всевышний Аллах послал различным народам и сообществам (следовательно, и предкам современных абхазов) за время существования человечества 124 тысячи пророков и посланников. Содержащиеся в адатах нравственные положения и монотеистические представления и есть наследие от пророков Аллаха, пришедших к абхазам в древности. Следует отметить, что последующее исламское влияние также оказало значительное воздействие на традиционную религию и обычаи абхазов.

Для более полного представления о традиционном единобожии абхазов необходимо обратиться к древним религиозным верованиям адыгов (адыгейцев, черкесов, кабардинцев) с которыми они составляют единую социокультурную общность. Эпос содержит сведения о том, как именно адыги представляли себе возникновение и развитие мира. Современные ученые, в лучших традициях религиозного средневековья, часто определяют древнюю религию уже набившим оскомину термином язычество, что подтверждает явно однобокий взгляд на эту проблему и лишь усиливает стереотипы. А главной же версией в научных трудах считается отнесение адыгов к политеизму (многобожию), при этом указывая на «богов» национального пантеона (Тха, Псатха, Ахын, Шибла, Мазитха, Амыш, Уашхо, Тхагаледж, Тлепш и т.д.). Такое же положение мы видим и в абхазской историографии, где соответственно Анана-Гунда, Ажвейпшьаа, Айтар, Ажьахара, Айергь и другие возведены в ранг Бога. При этом система религиозных воззрений абхазов и адыгов якобы была «прямым осколком древнегреческой»7 сопоставлялась с античными культами и выстраивалась под классический греко-римский пантеон богов, что явно не отражало реального положения. Со слов различных историков и других ученых картина представляется совсем другим образом.

Например, немецкий ученый-естесствовед Карл Кох, совершивший два длительных путешествия на Кавказ и составивший на их основе четырехтомник, пишет:
«Основой всех религиозных взглядов черкесов является вера в высшее существо…Вера в единого Бога, в неотвратимость судьбы и недолгую жизнь на этом свете составляет основу религии черкесов. Благодаря выполнению различных обязанностей, а также уважению к старости, мужеству, гостеприимству и им подобным качествам, черкесы ведут добродетельную жизнь и стараются проявить себя в этом направлении, чтобы получить право на блаженство после смерти. Чтобы заслужить милость Божью, черкесы стремятся помогать бедным и выполнять заповеди Божии».

Прежде чем утверждать о наличии «богов», надо сначала исследовать, действительно ли они считались в сознании людей богами, со всеми присущими им атрибутами, прежде всего, имели ли они автономную систему поклонения. Ведь, для всех так называемых «языческих воззваний», характерным является прямое обращение к Анцәа, т.е. божественные свойства приписывались Ему одному. Необходимо также заметить, что т.н. божества в их описаниях не наделены божественными качествами и божественной природой. Так, Ажәеипшьаа описывается живущим в дремучем лесу и ведущим обыкновенную семейную жизнь. Он режет себе какое-либо дикое животное, затем варит его и съедает. «Божество» плодородия Џьаџьа представляется низкорослой плечистой женщиной, которую при желании можно напугать. А «божество» земли считалась обезвреженной и поступала на услужение тому, кто вырвет из ее головы несколько волосинок. Тоже касается и адыгского «язычества». Например «божество» кузнечного дела Тлепш, описывается не обладающим достаточными знаниями и путешествующим пешком в их поисках. Тхагаледж — «божество изобилия и земледелия», славился своей силой и искусством засевать и обрабатывать хлеб , но несмотря на всю его силу, в легендах описывается, как он умирает подобно всем смертным. А по другим данным, он и вовсе представляется в виде обычного кузнечика. «Божество» скотоводства Ахын был «диким великаном», «женатым на прекрасной красавице». Он пребывал во сне неделю и бодрствовал столько же, спящим он и утонул, упав в глубокий ров с водой. Но представляет интерес и другой вариант предания об Ахын. По одному из ее вариантов, убыхи во время одного из набегов поймали старуху, которую звали Ахын, и несмотря на ее просьбу, заставили ее танцевать. Во время танца она поранила ноги и взмолилась «Великому Богу», чтобы Он покарал ее обидчиков. И вот провалилась земля и поглотила войско, а на месте том образовалось озеро. С тех пор, согласно легенде, старуха каждый год приносит Всевышнему в жертву корову.

То есть Ахын, как и все люди, нуждалась в помощи, и обратилась за ней в конкретном случае к Богу, что говорит об отсутствии самодостаточности и свидетельствует о человеческой природе «покровителя скотоводства» в данном описании. При этом характеристика Ахын во многом схожа с чертами абхазского Айтара, а их сопоставление дает более полную картину об их реальной сущности.

Как мы видим, отнесение выше перечисленных персонажей к субъектам поклонения неправомерно и основываясь на устном народном творчестве. Кстати, сами эти «боги», говорили: «О! Наш Бог! Единственный!!!», то есть они сами на роль Бога не претендовали, более того, слово «Единственный» в обращении, может означать, что они не равняли никого с Богом и в поклонении. Таким образом, как в абхазском, так и в адыгском «язычестве», так называемые «божества» имеют ярко выраженные антропоморфные (человеческие) черты, что полностью противоречит понятию божественности и исключает политеизм (многобожие), как основную составляющую выше описанных религиозных воззрений. Напротив, прослеживается именно монотеистическая основа, которая впоследствии, из-за определенных причин, перестала функционировать в ее исходной форме, результатом чего и явилось современное понимание религиозных воззрений абхазов.

Что же касается так называемых «божеств», возможно, это были реальные личности, впоследствии ставшие в сознании народа культурными героями, причиной чего могла стать глубокая осведомленность последних в своей деятельности, что и описывал в своем труде Э.

Религия в Абхазии

Спенсер, как сверхчеловеческие способности «сверхчеловеческих сущностей». Кроме того, нравственное отличие и праведность определенных исторических персонажей, их жизнь и выдающихся дела, которые, вероятно, не были лишены уважения со стороны народа, могло превратиться со временем в составную часть стойкого научного предубеждения о «массовом народном язычестве».

Не исключено, что прототипами этих древних героев могли быть посланники Всевышнего, проповедовавшие Единобожие, либо праведники, строго его придерживавшиеся. И хотя доказать это не представляется возможным, ясно одно — положение о Едином, Милостивом, Справедливом Всевышнем Господе в неизменном виде существует только в вероучении ислама, принципиально идейном продолжении предшествующих учений Единобожия. Следовательно, человек принимающий Священный Коран и миссию пророка Мухаммада приходит к истинному Единобожию, которое исповедовали его предки.