Религия в башкирии

24.04.2018 0 Автор admin

1. Принятие ислама с Х века

2. Создание мусульманского общества

3. Руководство мусульманским обществом с 80-х годов

4. Главные мусульманские праздники

Используемая литература

1. Принятие ислама с Х века

В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.

До этого башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.

По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в. были фанатично преданы исламу. В 14 в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их численности и укреплению позиций ислама в крае.

В 17-18 вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман Башкирии. Утверждаются никах, праздники мусульманские (Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть). Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых — зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана в Давлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики.

По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфимской губернии мусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).

В 1-й половине 19 века С.Г. Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревни башкирской, в которой не было бы мечети, а краевед М.В. Лоссиевский писал: "…где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе". В 1913-15 в Уфимской губернии. насчитывалось 1579 мектебов, в которыхрых обучалась 91 тыс. шакирдов, среди них 18 тыс. девочек. В медресе "Хусаиния", "Галия", "Гусмания" преподавание не ограничивалось религиозными дисциплинами, в них были восприняты идеи джадидизма, распространителями которых были писатели М. Акъегет-заде, Г. Ибрагимов, Р. Фахретдинов, З. Камалетдинов и др. В 19 в. в Башкортостане получила широкое распространение разновидность суфизма — ишанизм (течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так и шаманской мистики, адаптированное к особенностям уклада башкирского общества). Известным ишаном (духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами — учениками; почитался как святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев. Его мюридами были муфтии Г. Баруди, Г. Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы (с.Стерлибаш), Курбангалиевы (п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы).

К началу 20 в. для большинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир.

В первые годы Советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В 1926-27 в Уфе прошли российские и республиканские съезды мусульман, поддержанные большинством верующих. В республике существовали Кааба (Мекка), два самостоятельных мусульманских духовных управления.

Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманскаого духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-70 гг. значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные мусульманские праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тысяч человек. В Стерлитамаке, Ишимбае, Ахуново и других населенных пунктах. от 100 до 800 человек.

Со 2-й половины 80-х восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения; Духовному управлению мусульман возвращаются прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр "Дагват". Религиозные учреждения создали печатные органы: газету "Ислам и общество", "Булгар"; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера.

2. Создание мусульманского общества

Духовное управление мусульман в Башкирии учреждено указом Екатерины II от 22 сентября 1788; открытие состоялось 4 декабря 1789 в Уфе. Создано по просьбе уфимского наместника О.А. Игельстрома. С изменением политики правительства после Крестьянской войны 1773-75 гг. в сторону веротерпимости, власти поставили целью использование официальных исламских институтов в государственных интересах ("умиротворение" башкир, продвижение русской государственности в Среднюю Азию и Казахстан). ЦДУМ при создании называлось "Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание" (с 1796 — Оренбургское), полномочия его осуществлялись на территории Уфимского наместничества и Оренбургской губернии (позже на всей территории России, кроме Таврического наместничества). Духовное собрание было приравнено по основной деятельности к средним судебным учреждениям, подчинялось местной администрации и Главному управлению духовных дел иностранных исповеданий (с 1810). В 1846-1917 называлось Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (ОМДС). Муфтии, заседатели, служащие получали жалование как гос.чиновники. В ведении Духовного собрания находились: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов ислама, надзор за действиями духовенства мусульманского, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг (с 1828) приходским духовенством.

Структура Духовного собрания была трехступенчатой: высшая (муфтиат) состояла из муфтия, 5-6 казыев (судей), ответ. секретарей, переводчика, столоначальников и писарей; средняя (мухтасибат) — из 2-5 чел. во главе с мухтасибом (контролером мусульманской общины); нижняя (мутаваллиат) — из муллы, муэдзина и секретаря-казначея при каждой мечети.

В 1917 Духовное собрание было переименовано в ЦДУМ России и Сибири; во главе с муфтием Г. Баруди представляло духовное ведомство во вновь созданном Национальном управлении мусульман — Милли идара С учреждением Комиссариата по делам мусульман России и Сибири при СНК Национальное управление было ликвидировано, а ЦДУМ стал существовать самостоятельно; в его ведении остались в основном богословские вопросы.

Башкирия – все новости и статьи по теме

К 1927 оно объединяло 14825 приходов. В 30-е гг духовенство ЦДУМ подвергалось преследованию властей (арестовано св. 20 чел., среди них члены Духовного управления К.Тарджиманов, З.Камалетдинов, М.Буби и др.). Создание самостоятельных ДУМ Башкортостана, Ср.Азии и Казахстана в Ташкенте, Закавказья — в Баку в 40-е гг. привели к сужению сферы влияния ЦДУМ.

В 1948 на съезде мусульманского духовенства в Уфе религиозное учреждение переименовано в ДУМ Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), был принят новый устав. К 1988 в ведении ДУМЕС насчитывалось 142 официально зарегистрированные мусульманские общины. За годы демократизации общества их количество увеличилось почти в 10 раз. С 1992 на волне суверенизации начался процесс распада ДУМЕС на независимые региональные духовные управления. В Башкортостане часть приходов находится в ведении ДУМ РБ, часть — в ДУМЕС. В связи с образованием Высшего координационного центра ДУМ России (ВКЦ ДУМР) с центром в Москве (февр. 1994) ДУМЕС переименован в управление с современным названием. Устав его зарегистрирован в Министерстве юстиции России 8 апр. 1994.

В Башкортостане часть приходов находится в ведении ДУМ РБ, часть — в ДУМЕС.

3. Руководство мусульманским обществом с 80-х годов

Муфтии ДУМ: М. Хусаинов (1789-24), Г. Габдрахимов (1825-40), Г. Сулейманов (1840-62), С. Тевкелев (1865-85), М. Султанов (1886-1915), М. Баязитов (1915-17), Г. Баруди (1917-21), Р. Фахретдинов (1923-36), Г. Расулев (1936-50), Ш. Хиялетдинов (1951-74), Г. Исаев (1975-80), Т. Таджуддин (с 1980).

Духовное управление мусульман республики Башкортостан (ДУМ РБ), религиозная организация, охватывающая часть мусульманских объединений РБ. Создание первого в Башкортостане ДУМ связано с революционными событиями 1917. Возглавил духовное ведомство член Башкирского правительства Р. Фахретдинов. Всебашкирский съезд духовенства мусульман (март 1921, с. Аллагуват Стерлитамакского кантона) утвердил положение о духовном управлении, избрал муфтием (главой мусульман) М.Х. Халикова.

Духовное управление и его Устав были зарегистрированы в 1924 новым муфтием М. Гатауллиным в НКВД БАССР под названием Центральное духовное управление мусульман АБССР (ЦДУМ АБССР). В его ведении находились наблюдение за богослужебными обрядами, преподаванием мусульманского вероучения, правильностью печатания богослужебных книг, деятельностью мусульманского духовенства, проведение испытаний претендентов на должность мулл, муэдзинов, хальфов, открытие духовно-богословских курсов и строительство мечетей.

Из ныне существующих тюркских народов самые древние-кыргызы, башкиры, уйгуры. Молодые тюркские народы, которые сформировались в народы во время Орды-казахи, ногайцы, узбеки и совсем молодой народ с 19 века-поволжские татары. Башкиры отмечены как народ и со своей страной — Башкорт Иль-«BASHKIR» ,»BASGITLAR» на всех арабских и европейских картах, начиная с 8-9 веков на Южном Урале и нигде, на картах, не отмечены рядом с башкирами — татары с вашими мифическими государствами. Не было рядом с Башкирами такого народа как «татары» и тем более с древних времен. Татары  не все Булгары. Булгары как народ растворились в башкирах и чувашах уже к 12 веку и с тех пор про них никто не вспоминает. Да, какая часть осталась возможно есть у татар. Булгары так же переселялись на Урал. С 12 века по 18-19 век во всех этнографических картах отмечены Башкиры, Чуваши, Черемисы, Удмурды и нет татар. Из этих народов Поволжья, во время Орды, определенная часть приняла ислам.

Вначале, они себя никак не определяли, назывались как группа какая-то-Мусульмане и жили среди них, не имея своего гусударства-этот процесс тюркизации этих народов был запущен во время Орды и закончился к 19 веку в Рос. империи, когда Марджани (сам этнический удмурт, принявший ислам и ставший «татаром», в каком то смысле создатель татарской нации) принял этот этноним для обозначения этой общности людей. И теперь объясните, как более древний народ как башкиры могут быть не народом, а сословием новоявленного народа как татары, которых даже язык перенял у башкир. Татарский подозрительно совпадает с башкирским на 95% и является облегченным вариантом башкирского. Если бы не было русских и их вмешательство, то т.н татары стали бы частью башкир. И русские раньше всех — казахов, ногайцев, азербайджанцев, башкир и т.д. то есть всех тюрков обзывали татарвой. Впоследствии, это  слово — прозвище — закрепилось за чувашами, черемисами (марийцами), удмурдами, которые приняли Ислам и ВСЁ. (и в каком то проценте башкир) И не морочьте голову всем своей «древней и запрятанной историей татар». Это для русских вы были татарами всегда, а для башкир -чувашами и черемисами, мишарами (мишары-отюреченная мокша). Не было «татар» пока  большевики, за помощь в борьбе с башкирами, не организовали республику Татарстан и то на части исторических башкирских земель — Минзелинский район Татарстана на 80-90 % по дореволюционным архивным данным состоял из башкир. Фальсификация исключается т.к. эта перепись была в царское время.

Поэтому хоть сто раз скажи «Башкиры — не народ, а сословие татар» — это всё будет голословно. Почему? Потому что у сословия не бывает права на землю. Вотчинное право — автоматически подразумевает наличие Башкорт Иле. И когда Башкиры подписывали союзный договор с Иваном Грозным, Башкирия была мононациональной, т.е. кроме башкир на этих землях никакой другой народ не проживал. И Южный Урал автоматически считался страной Башкир.#ВотчинноеПраво — так это звучит по-русски. А у Башкир это древнее право на землю звучит так — АСАБА. Это древнее право — #Асаба имелось только у башкир на земли Южного Урала. И с этим считались всегда все — что монголы, что русские.

ТЕПТЯРЕ — не народ, а сословие ,т.к. лишились вотчинного права на землю.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА СРЕДИ БАШКИР

У сословия не бывает земли и значит государства. Татары тоже сословие — не имели своей земли и арендовали у башкир. Это обстоятельство сблизило типтяр и «татар», они оказались в одинаковом положении в социальной нише. «Изначально» — я, поэтому и написал выше это слово, т.е. ИЗНАЧАЛЬНО это сословие состояло только из башкир безземельных. Потом эти бедолаги начали сливаться с такими же безземельными переселенцами — чувашами, черемисами (марийцы), удмурдами, которые приняли ислам и в будущем стали тем из чего сформировали татарский народ к 19 веку русские. А таких чувашин, черемисов, которые приняли ислам, русские всегда называли «татарами». Слово «татар» до 19 века применялось ко всем тюркам России, исповедующим ислам, и в первую очередь в России татарами называли башкир(Дикие татары. Иван Грозный пр.ч). И первая республика татар, даже НЕ независимое государство, появилось на картах только к 20 веку и под него «отатарили»кучу народов, в том числе довольно немалую часть башкир.
Грань между башкир и татар очень тонкая, и существуют кучу ещё диалектов у этих языков. Есть даже окающие среди башкир, и что они не башкиры, а татары? К примеру Валиди себя считал башкиром, и не имеет значения из какого он рода.
И насчет фамилии. У татар » жан» всё правильно. У башкир «зян» башкирское, как и название древнего рода башкир-ЗЯН. Но это не значит что у Башкир нет «Жан», они есть! к примеру у ногайских родов башкир, в особенности на Южном Урале, Челябинских и Курганских родов.

#Татары #Башкиры #Чуваши #Марийцы #История #Народ  #Татарстан #Башкортостан #сословие

Ислам в Башкирии

07 апреля 2013

У мечети "Асия" теперь есть свой сайт

Уважаемые посетители Исламского образовательного портала и прихожане мечети Асия! Теперь у нас есть своя страница в интернете, на которой вы сможете подробнее узнать о мечети, прочитать ее новости, посмотреть фотогалерею с различных мероприятий, которые проводились в ней, ознакомиться с учебным материалом, который используют служащие мечети для обучения своих прихожан, а также сможете поближе познакомиться с коллективом мечети Асия и задать им интересующий вас вопрос!

Калининский (Уфа) район

19 ноября 2012

Молодость – это время освоения мудрости

Советом по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте Республики Башкортостан в Уфимском Конгресс-холле проведен форум на тему «Ислам. Молодежь. Будущее». О значимости и масштабах этого форума говорят его учредители – Башкирский Государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ), Российский исламский университет (РИУ). В своем выступлении президент Республики Рустам Хамитов отметил значение форума как имеющее большую, важную роль в воспитании Исламской молодежи. Он подчеркнул, что Уфа более 200 лет является центром Российского Ислама, что в нашей Республике представлено 130 национальностей, что им создан благоприятный социально-политический климат на социально-религиозной почве. Республика Башкортостан является одним из образцов мирной прекрасной жизни… – отметил он. Конечно, невозможно пересказать глубоко содержательную речь с ее многогранными задачами, адресованными молодежи. Молодость – это время для усвоения мудрости, накопленного нашими предшественниками. Особое внимание молодежи Р.Хамитов обратил на необходимость Исламского образования. Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина, процитировал Президент слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он акцентировал внимание, что наш край является одним из важных центров исламского образования и духовной мысли. Президент акцентировал внимание на таких проблемах среди молодежи, как распущенность, алкоголизм и наркомания, что недопустимо среди молодежи вообще, среди Исламской – в особенности. Он призвал к тому, чтобы наша Республика стала примеров ее движения «За трезвый Башкортостан». Выступая на форуме, Председатель Центрального духовного управления мусульман России, верховный муфтий Талгат Таджуддин призвал усилить совместную работу государственных и религиозных институтов общества с негативными явлениями среди молодежи.

Распространение ислама в Башкирии (стр. 1 из 2)

Как приоритетную задачу, он поставил среди молодежи – это кропотливую, воспитательную работу духовности, справедливости, патриотизма. Он особо отметил о необходимости усиления борьбы среди молодежи с такими негативными явлениями как пьянство, наркомания, которые еще бытуют в сознании молодых людей. Член Мутаваллията мечети «Ихлас» Ветеран Великой Отечественной войны Ветеран здравоохранения, доцент А.А.Мингазетдинов.

Кировский (Уфа) район