Религия золотой орды

02.12.2018 0 Автор admin

Содержание

Похожие главы из других работ:

Влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники

1.4 СУДЬБА ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

Принятие христианства на Руси — важнейший этап в духовной истории восточных славян, в результате которого прежние языческие верования уступают место новой религии. И если о самом факте крещения известно многое…

Ислам: история появления, распространение его на территории России

2.3 Мусульманские страны в России после распада Золотой Орды (1430-1783 гг.)

К середине XV века Золотая Орда распалась на десяток самостоятельных ханств; её центральная часть — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века и образовались следующие ханства:. Казанское ханство (1438-1552 гг…

История ислама

3. Последствия принятия ислама

В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: «Кто ты по вере?» — отвечают арабским словом муслим: « Человек, исповедующий ислам», мусульманин. Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена…

История ислама в России

1.3 Исламский период Золотой Орды (1312-1430-е)

В 1312 году ислам как государственную религию приняла Золотая Орда (Улус Джучи) — одно из государств-преемников империи Чингисхана, расположенное на значительной части территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь). Кроме того…

Кормчая книга на Руси как источник церковного права

Глава 2. Церковно-правовая ситуация на Руси в XVII-ом веке

церковный кормчий книга никон XVII-ый век открывается Смутой в Московском государстве. И Смута была не только политическим кризисом и не только социальной катастрофой. Это было ещё и душевное потрясение, в котором переродился сам народ…

Культура ислама

2.5 Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды

В исламе существует свой кодекс приличий. Особенно детально разработан он в отношении еды. Брать еду и питье полагается только правой рукой. Левая считается «нечистой» — ею сморкаются…

Место экологии в религиозных учениях

2. Современная экологическая ситуация как отражение духовного кризиса

К сожалению, в настоящее время прогресс цивилизации не сопровождается прогрессом в сфере духовных ценностей, скорее наоборот.

День принятия ислама: 21 мая 922 года предки татар стали мусульманами&nbsp

Резко упала значимость таких понятий как духовность, компетентность, образованность…

Мировоззренческие основы традиционной религии мари

Глава I. Политико-религиозная ситуация в Марийском крае (середина XVI — начало XXI вв.)

Православие в России, основные вехи истории

1. Причины принятия христианства на Руси

Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство…

Православие в России, основные вехи истории

2. Значение принятия христианства на Руси

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Бартольд В.В…

Принятие христианства на Руси

1. Причины принятия христианства

Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов…

Психология обращения, механизмы общения, внушения и воздействие на сознание и поведение верующих

3.2 Религиозная любовь

Возьмем другое чувство, о котором много говорят христианские церковники. Это так называемая религиозная любовь. В молитвенных домах баптистов можно видеть надпись, которая гласит: "Бог есть любовь". Идея о том…

Развитие христианства на Руси

2. Современная религиозная ситуация в России

Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии, отношением к ней общества, групп и индивидуумов, уровнями их религиозного сознания, силой или слабостью влияния религии на общество…

Религии в современном мире

2.Религиозная ситуация в современном мире

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать…

Христианство

2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО

Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений. В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов и государств…

История Ислама у татар

Принятие Ислама предками татар – булгарами

 

В отношении происхождения татар существует 3 основные теории. Тюркско-татарская теория подчёркивает особую роль в становлении этноса тюркских государственных образований раннего средневековья. Так, первые группы тюрок появились в Восточной Европе в 4 веке н.э. Тогда в составе гуннов они приняли участие в Великом переселении народов и в завоевательных походах легендарного Атиллы. В середине 5 века после его смерти Держава гуннов распалась и образовавшийся огромный этнополитический вакуум лидерства в Восточно-европейской равнине полностью заполнили тюркские племена.

Золотая Орда и ислам

Они создали Тюркский каганат, который был одним из сильнейших государств мира, соперничавший с Византией и Ираном. Как единое целое каганат просуществовал с 551 по 603 гг. н.э. Его территория простиралась от Маньчжурии на востоке до Западного Предкавказья на западе и от Верхнего Енисея на севере до верховьев Амура на юге. После этого государство разделилось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты и просуществовало до середины 8 века. Так же сторонники тюркско-татарской теории указывают на дальнейшие государственные образования, непосредственно повлиявших на процесс становления татарского этноса – Великая Булгария (7 в.) , Хазарский(7-10 вв.) и Кимакский каганат(8-10 вв.), Дэшти Кипчак (10-13 вв). Сторонником этой теории является известный этнолог и историк Дамир Исхаков.

Монголо-татарская теория исходит из приоритета в формировании татарской нации кочевых татаро-монгольских этнических групп из Центральной Азии. Многочисленные монгольские племена жили в степях Центральной и восточной части Средней Азии. Все племена, живущие севернее их, китайцы называли общим термином татары, т.е. варвары. В период завоеваний Чингисхана и его потомков, после переселения из Центральной Азии в Восточную Европу монгольские этнические и родственные им тюркские группы смешались с кипчаками. В период Улуса Джучи они приняли ислам, тем самым, положив начало культуре татар. Самым примечательным приверженцем монгольского происхождения татарского этноса остается историк Р.Г.Фахрутдинов.

Булгарско-татарская теория считает основой татарского народа булгарский этнос. Булгарские племена, создали в 7 в. на берегах Азовского моря и нижнем течении Дона мощное государственное объединение Великую Булгарию, которое оказалось весьма недолговечным и пало под натиском хазар. Большая часть булгар была вынуждена в конце 7-го века откочевать в Поволжье, где они ассимилировали отчасти угро-финские и уже проживавшие здесь немногочисленные тюркские племенные группы. В 9 в. булгары перешли на оседлый образ жизни и вновь, теперь уже на несколько другой основе воссоздали свою государственность – появилась так называемая Волжско-Камская Булгария. Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов. Кроме собственно булгар, в состав Волжской Булгарии входили башкиры и буртасы. На этой основе и образовался татарский этнос. Одним из наиболее известных сторонников булгарского появления татарской нации был С.Х.Алишев.

Ислам как религия возникает в 611-ом году, когда 40-летний пророк Мухаммед (мир ему) начинает распространять слово Аллаха, которое закреплено в священной книге всех мусульман – Коране.

В 8-9 веках Ислам широко распространяется на Кавказе и Средней Азии. В Хорасане (северо-восток современного Ирана) он становится государственной религией. Уже в 8 веке некоторая часть булгар приобщилась к Исламу, особенно начиная с 737-го года, когда могущественный Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном. Другие булгары приняли Ислам в 825-ом году, когда ханом Волжской Булгарии был Айдар.

Об этом дошли многочисленные легенды. Вот одна из них, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана: «Один человек из мусульманских купцов приехал в Булгар из Бухары. А он был знатоком Ислама, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился у них недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?» Оба они сказали: «Да». Он их лечил, и они поправились и приняли Ислам, и принял Ислам народ их страны».

В те времена центром стран, исповедовавших Ислам, был Багдадский халифат со столицей в одноименном городе. В нем жил высший религиозный деятель мусульманской веры – халиф. Булгары должны были получить его благословение после принятия Ислама. В начале 8 века Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, верхушка который приняла иудаизм. Вступление в отношения с этим богатым государством еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире.

В начале 10 века булгарский хан Алмыш (Ягъфар Абдулла-углы) боролся за объединение племен булгар, отстаивая суверенитет своего государства от хазар. В начале 20-х годов 10 века он послал в Багдад посольство с богатыми подарками. В своем письме он просил прислать ему строителей для строительства городов и мечетей и деньги для содержания учителей Ислама. Багдадцы с большой радостью согласились помочь далеким северным соседям. В июне 921-го года громадное посольство, которое состояло из багдадских знатоков Ислама, учителей, строителей, ремесленников, направилось в Булгарию. В качестве наставника религиозных богословов и для письменного описания путешествия назначен был Ахмет ибн Фадлан. Его записи сохранились и до наших дней. Вот некоторые отрывки из его дневника.

«…Дорога была тяжелая и опасная. И вот, наконец, в прекрасный воскресный день 12 мая 922-го года Багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмыш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмыш – сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».

Скоро Ислам распространяется на всю Булгарию. Однако булгары не сразу забыли религию своих предков – тенгрианство: поклонение Тенгри. Нередко Аллаха одновременно называли и Тенгри. Принятие Ислама оказало значительную роль в духовной консолидации булгар, поэтому скоро они объединились и территориально. Хан Алмыш объявил себя посланником Аллаха на поволжской земле. Племенам, которые не подчинялись ему, он грозил: «Аллах подарил мне Ислам и мусульманское государство, я его раб, но кто противиться мне, к тому пойду с мечом».

Кроме укрепления в Булгарии государственности, Ислам достаточно быстро оказал содействие булгарам в развитии городов, торговли и ремесел. Волжская Булгария устанавливает дипломатические и другие отношения с исламскими странами, которые в то время являлись одними из наиболее развитых в мире. Таким образом, были созданы определенные предпосылки для проникновения научных и культурных достижений этих стран в Булгарию. В 1989-ом году мусульмане Поволжья и Приуралья провели празднование 1100-летия по мусульманскому календарю приезда багдадского посольства ибн Фадлана в Волжскую Булгарию. Они посетили руины древнего города Булгар и совершили намаз в честь булгар – предков татар и первых мусульман в крае.

Ринат Хабибуллин

купить подарочные мешочки
Популярность подарочных мешочков растёт с каждым годом. Они неизменно напоминают нам большой подарочный мешок Деда Мороза в миниатюрном варианте. У нас в ассортименте есть чудесные полупрозрачные мешочки из органзы, из флока, а также новинки из разноцветной мешковины. Последние выглядят очень фактурно и, несмотря на свою простоту, очень стильно. Заказывайте мешочки под новогодние подарки оптом по привлекательным ценам. Мы доставим ваш заказ в любую точку России.

Страницы раздела «История Ислама у татар»:

Заключение:

Тема настоящего реферата – ислам в золотой орде. Актуальность и необходимость .

Союз между кочевой языческой культурой и городской мусульманской не мог быть долговечным, и любое послабление власти могло привести в таких условиях к полному развалу, что и произошло в дальнейшем.

Таким образом, мусульманская религия оказала решающее влияние на ход исторического развития Золотой Орды. Время правления хана Узбека, утвердившего ислам в роли государственной религии, было ознаменовано ростом торговли, градостроительства и развитием ремесел. Это был пик могущества золотоордынского государства. Принятие ислама определило цивилизованную принадлежность Золотой Орды как державы мусульманского мира. Этот фактор повлиял также на дальнейшее взаимоотношение государства c его ближайшими соседями. Принятие ислама Золотой Ордой было ключевым моментом в истории народов Европы и Азии.

Список использованной литературы:

1)ВАСИЛЬЕВ, Д. В. Ислам в Золотой Орде: Историко-археологическое исследование : монография / Д. В. Васильев.

Принятие Ислама монголами

– Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 192 с. – ISBN 5-88200-984-7.

2) Ракушин А.И.

Становление государственной религии Золотой Орды и исламизация кочевых тюркских этносов Нижнего Поволжья в XIII-XV веках

3) http://agazeta.arraid.org/0302/gold.shtml Ислам в истории Золотой Орды

4) http://www.islam.ru/pressclub/histori/orda От Орды к Исламу

5) http://www.tataroved.ru/institut/islamoved/publ/04/?search_keywords Гарипов Н.К. Поволжье в составе Золотой Орды

Тохтамыш — последний великий степной властитель, он на несколько десятилетий остановил распад Золотой Орды. Но процесс уже пошел. После его смерти государство распалось как бы само собой.

Я понимаю, что распад Золотой Орды был неизбежен. Просто время пришло другое. Заканчивалась эпоха конно-степной цивилизации, и приходила другая — земледельческая и городская. На севере и западе вырастала могучая городская и земледельческая Русь, на востоке — возникла мощная городская и земледельческая цивилизация Тимура. Он хоть и тоже родом степняк, выходец из ближайшего окружения чингизидов, но уже — городская мусульманская ветвь этого конгломерата. Но все же замечу, что надлом начался именно с насильственного навязывания ислама как государственной обязательной религии. Во-первых, вольным степным джигитам навязывать что-то — значит смертельно оскорбить их. Ведь из века в век там жизнь стояла на правиле: сабля острая, конь быстрый, а степь большая. Во-вторых — и это главное — жизнь Золотой Орды была устоявшейся сложной системой. И ее — разрушили. Ну, представим, что в сегодняшнюю многонациональную и многоконфессиональную Россию приходит хан-дурак и говорит: «Отныне все будут молиться Конфуцию!» Представляете, что тут начнется?!

Вот и тогда было то же. Во-первых, Узбек покусился на святая святых Орды — на закон Чингисхана. То есть сам же, своими руками порушил основы государства. Ну, разве не дурак, прости, Господи?! Во-вторых, власть своими руками разрушила незримый и неписаный общественный договор, по которому существовало это образование — Золотая Орда. Отныне никто никому и ничем не обязан, и никого ничто не связывает. Раз вы так — то и я так, и пошли вы все туда-то и туда-то…

С этого все и началось.

Сергей Баймухаметов. http://tltgorod.ru/warning/?warning=3295

КАК МОНГОЛЫ ПРИНИМАЛИ ИСЛАМ

Улус Джучи тоже нуждался в религиозном единстве. Дать его не могли ни прыжки и завывания шаманов, ни туманные ссылки на Великое Синее Небо.

Хан Берке Батыгович принимал ислам лично.

При хане Узбеке (1312–1342) ислам стал государственной религией улуса Джучи. При этом множество родов и племен оставались язычниками еще очень долго. Скажем, в Хакасии мусульман были буквально единицы. Русские в XVII веке застали хакасов шаманистами.

Ислам не особенно сплачивал народы улуса Джучи. Казанские татары все равно очень отличались от крымских татар, те и другие — от киргиз-кайсаков, от киргизов, от сартов, от уйгуров.

Внедрения мусульманства в Золотой Орде.

Мусульмане из большинства тюрок получились довольно нерадивые. В Казахстане еще в XIX веке приносили в жертву местным божкам скот. Ходили мрачные слухи, что бывали и жертвоприношения людей… Еще нерадивее казахов мусульмане Северного Кавказа — эти порой выступают, как почти неприкрытые язычники.

Наверное, дело во времени и в способе принятия ислама.

Азербайджан мусульмане завоевали в 639 году, междуречье Сырдарьи и Амударьи (Мавераннахр) и Бактрию — в 673–674 годах и до конца в 706–716 годах.

Миссионеры ислама исламизировали Булгарию в IX–X веках, Башкирию в X–XII, Кабардино-Балкарию и Черкесию начали и не закончили исламизировать в XIV веке, Чечено-Ингушетию исламизировали еще менее последовательно — в XVI–XVII веках, а завершили в XIX веке.

Те, кто принимал ислам поздно и в основном как идеологию для противостояния Российской империи, и стали мусульманами непоследовательными, нерадивыми.

Те, кого исламизировали рано и без всякой идеологии, приняли ислам как мировую религию. Как способ исповедовать Единого Бога, Аллаха.

Татары — глубоко исламский народ. Языческая мифология, вера в духов мест и сил природы у них очень слаба. Татары — в большей степени мусульмане, чем русские — христиане. Гоголь без труда написал целую книгу про утопленниц, привидения, встающих мертвецов и чертей. Этот пласт народного фольклора на Руси никогда не исчезал. Похожую книгу мог бы написать дагестанец или казах — у них не меньше пережитков язычества. Но нет и не может быть своего Гоголя у казанских татар.

Федеральное агентство по образованию

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКРУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет: заочно-инженерный факультет

Кафедра: истории и культурологи

ТЕМА: ИСЛАМ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ

Выполнила:

студентка ЗИФ

Миллер Анна Сергеевна

Зачетная книжка №11-09-089

г.Казань, 2010

ПЛАН

Введение:

Глава I Религиозная ситуация в Золотой Орде до принятия ислама

Глава II Становление ислама в качестве государственной религии

Глава III Исламизация Золотой Орды

Заключение:

Список использованной литературы:

Введение:

Я выбрала тему, «Ислам в Золотой Орде», так как эта тема актуальна сейчас тем, что многие нынешние историки и даже школьные учебники, при изучении истории Золотой Орды, как правило, не видят особой разницы между монголами и современными татарами, а это в свою очередь приводит к такому распространенному, но явно ошибочному мнению о том, что воины хана Батыя представляли собой мусульманскую армию. Это мнение формируется как бы по умолчанию. Углубленный подход при освещении данной темы в изучении золотоордынского периода российской истории практически отсутствует.

Целью моей работы является, показать становление и развитие ислама в разные периоды существования Золотой Орды.

Работа посвящена изучению распространения ислама в Золотой Орде в XIII–XIV вв., исследуются вопросы, связанные с историей проникновения и укоренения мусульманства в среде городского и кочевого населения Улуса Джучи.

При написании данной работы я использовала следующую литературу:

ВАСИЛЬЕВ, Д. В. Ислам в Золотой Орде: Историко-археологическое исследование : монография / Д. В. Васильев. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 192 с. – ISBN 5-88200-984-7. Книга посвящена изучению распространения ислама в Золотой Орде в XIII–XIV вв. На основе анализа письменных, археологических и этнографических источников исследуются вопросы, связанные с историей проникновения и укоренения мусульманства в среде городского и кочевого населения Улуса Джучи, а также рассматриваются особенности погребального обряда золотоордынского времени.

Глава I Религиозная ситуация в Золотой Орде до принятия ислама

Золотая Орда входила в состав Монгольской Империи, которой правили потомки Чингисхана (чингизиды). Как мы знаем, Чингисхан был язычник. Потом он стал молиться Будде, Иисусу и Аллаху — всем сразу, призывая их в покровители. Он родился и вырос в среде, где никогда не было и не могло быть рьяной религиозности, тем более фанатизма. Степняки вообще народ спокойный по отношению к религии: видно, сказывается кочевой образ жизни. Во-вторых, среда, в которой он вырос, была этнически и религиозно неоднородной. Тут были и китайские элементы, и палеосибирские, монгольские и тюрко-язычные.

Границы Орды охватывали территорию Поволжья, Северного Кавказа, “Детш-и-Кипчака” (половецкие степи), Крыма и Сибири. Такая обширная география способствовала образованию Золотой Орды, как поликонфессионального государства.

700 лет назад Золотая Орда официально приняла Ислам!

Среди золотоордынских подданных были и христиане (в основном представители восточно-христианских церквей), и иудеи, и мусульмане, и язычники. Последним принадлежала верховная власть в государстве. Они исповедовали древние монгольские языческие культы.

Вернувшись во времена становления Чингисхана, в конце XI века, на территорию Монголии, мы смогли бы увидеть, что наибольшая часть (Запад и Юг) уже приобщились к одной из мировых религий — христианству, несторианского толка, которая и стала государственной у племенного объединения наймаиов. Оно считалось одним из наиболее могущественных монгольских племен. Южные племена Кераитов (государство приёмного отца Тимучина Тогрилхана), также были несторианцами. Лишь северо-восток монгольских племен был языческий, куда входило племя тайджуитов. Необходимо заметить, что именно эти племена были наиболее дикими и наименее культурными.

А кем же в этническом и религиозном плане являлись тогда воины Чингиз-хана? Очевидно, что верхушку армии составляли монголы, хотя в войсках было и немало тюрков. Но были ли они мусульманами? Можно сказать, что если в составе этой армии и были приверженцы Ислама, то они составляли 0,01%, так как подавляющее число воинов являлось обычными язычниками.

В историографии прочно закрепился тезис о веротерпимости монголов, о равном отношении к представителям всех религий. В Ясе Чингиз-хана есть такое установление: "Он (Чингиз-хан) запретил им (монголам) оказывать предпочтение какой-либо из сект…" Джувейни сообщает, что Бату был "государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества". Буквально те же самые слова повторяются и у Вассафа. Таким образом, мы видим, что на раннем этапе существования Орды, в ней не наблюдалось приверженности властей какой-либо религии. Стремление задобрить служителей культа всех известных монголам религий создавало у современников-монотеистов (мусульман и христиан) впечатление, будто завоеватели принадлежат "всем верам". Их верования позволяли считать все религии истинными, ведущими своё начало от единого Бога, но различающимися лишь в силу национальных особенностей и обычаев народов. Как полагает М.А. Усманов, ранние чингизиды, демонстрируя свою верность шаманизму – исконной вере предков, возможно, пытались сохранить идеологическое единство своего дома, а, следовательно, и империи, унаследованной от Чингиз-хана. Вследствие этого на огромном степном пространстве, завоёванном монголами, создалась обстановка, благоприятная для восприятия той или иной мировой религии — политеизм охотно допускал существование иных, даже монотеистичных религий. Трения между политеизмом и монотеизмом должны были начаться позже, когда монотеистичная религия начинала претендовать на всеохватность и статус единственно верного вероисповедания. Да и трения эти лишь прикрывались религиозными формами, на самом деле причины их были несколько иными – социальными, политическими или экономическими.

Чингизиды практически никогда не вмешивались во внутренний уклад жизни покоренных народов, о чем свидетельствует и история Православия на Руси. Даже не испытывавший к татарам особых симпатий известный историк Н. Карамзин, вынужден был признать, что хан Берке «позволил Россиянам …свободно отправлять христианское богослужение, так что митрополит Кирилл в 1261 г. учредил для них особую экзархию под названием Сарской».

При хане Берке завязались и тесные контакты с государством мамлюков в Египте, что, естественно, духовно обогатило народы Золотой Орды. При этом в столице, названной по имени хана Сарай-Берке, а также во многих других городах поощрялось строительство мечетей и медресе.

Однако вскоре такая политика встретила ожесточенное сопротивление окружавшей хана элиты, которая требовала от него соблюдения Ясы Чингиз-хана. В результате этого распространение Ислама натолкнулось на ощутимые преграды в лице, прежде всего верховных шаманов, которые еще имели определенный вес в языческих кругах, представители которых и составляли большую часть ордынской элиты.

Практически на всех захваченных землях сами захватчики провозгласили власть Ислама, а в «Бесконечное синее небо», символ веры Чингисхана, устремились минареты восстановленных и вновь построенных мечетей. На смену ханам-язычникам постепенно приходят правоверные правители:

Бату (1242–1255) – язычник,

Сартак (1255/56–1256) – христианин несторианского толка,

Улучи (1256–57) — ?

Берке (1257–66) – мусульманин,

Менгу-Тимур (1266–81) – язычник,

Тудаменгу (1281–87) – мусульманин,

Телебуга (1287–90) — язычник,

Тохта (1291–1312/13) – буддист,

Узбек (1312/13–1342) – мусульманин,

Джанибек (1342–57) – мусульманин,

и далее мусульмане.

Конечно, историки объясняют это, в первую очередь, тем, что монгольскому завоеванию подверглась значительная часть мусульманского мира – Туркестан, Хорезм, Волжская Булгария, Багдад (столица Халифата). Дух Ислама оказался сильнее грубой силы завоевателей.

Но проводниками этого духа были конкретные люди, и большая роль здесь принадлежит суфийским шейхам. (Расцвет тюркского направления суфизма, который традиционно связывается с орденом Ясавийа, практически совпал с исламизацией улуса Джучи.) Особое внимание суфии этого тариката, а также орденов Накшбандийя, Кубравия уделяли распространению Ислама в кочевьях, где язычество медленнее, чем в городах, уступало место новой вере. Однако, по свидетельствам летописцев, и обращение в Ислам ордынских царей зачастую связывается с именами суфийских шейхов.

Первым мусульманином среди правителей Орды, как мы это видим из вышеприведенного списка, стал царевич Берке. По его примеру в 50-х годах XIII века Ислам принимают еще 16 представителей монгольской аристократии и несколько известных татарских родов. Об этом сохранились многочисленные свидетельства летописцев.

После смерти первого хана-мусульманина на престол вставали язычники, однако многие представители элиты уже были покорены силой духа Ислама, что в итоге помогло хану Узбеку, который не только официально исповедовал Ислам, но и возвел его в ранг государственной религии. Новый правитель Золотой Орды, в отличие от своего предка хана Берке, не стал терпеть сопротивление шаманской знати и после их откровенных выступлений разобрался с ними по законам военного времени (тем более, что неугодные ханы частенько умирали при невыясненных обстоятельствах, как, например, хан Берке).

Глава II Становление ислама в качестве государственной религии

Говоря о распространении ислама в Золотой Орде, необходимо помнить, что успех или неуспех этой пропаганды зависел главным образом от того, в какой среде ее вели. В Дешт-и-Кыпчак, в самой гуще кочевников-трудящихся — как самих монголов, так и кыпчаков (к XIV в. процесс отюречения первых зашел уже очень глубоко), — ислам не имел успеха. Здесь можно вспомнить слова, будто бы сказанные одним из тюркских ханов в XIII в. послам омейядского халифа Хишама (724—743): «Нет среди турок ни цырульников, ни сапожников, ни портных; если они сделаются мусульманами и будут исполнять предписания ислама, чем же они будут питаться?»

ПЕРИОД МОГУЩЕСТВА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. УЗБЕК-ХАН

Почти 20-летние неурядицы, происходившие в Золотой Орде после Менгу-Тимура, не могли не коснуться и ее периферии – Синей Орды, которая была ослаблена смертью в 1251 году Орды-Ичена, первого главы этого улуса, брата Бату-хана. Теперь она уже потеряла и некоторые свои владения по соседству с государствами Угэдэ и Чагатая. Токтай же, занятый войной с Ногаем, не мог оказать необходимую помощь преемникам Орды-Ичена. Ослабление центральной власти чувствовалось и в западных районах, например, в Крыму, а также на подчиненной Орде Руси. Если раньше там собирали ясак представители золотоордынского хана, то после смерти Менгу-Тимура право сбора дани перешло в руки великих князей, которые сами отвозили ее в Сарай. В результате этого даже были сокращены размеры ясака с русских земель.

В последние годы своего правления Токтаю в какой-то степени удалось восстановить порядок в Золотой Орде. Было также покончено с неурядицами в Синей Орде. Однако после кончины хана ситуация в Сарае вновь обострилась. По завещанию Токтая после него на престол должен был вступить его старший сын Ильбасар, которого поддерживала основная часть кочевых феодалов, исповедовавших шаманство. Городская феодальная аристократия, ориентированная на ислам, выдвинула кандидатуру Узбека – сына Тогрулчи, внука Менгу-Тимура, праправнука Бату-хана. Мусульманская элита Сарая сумела отстранить сторонников Ильбасара, и на трон сел Узбек.

Узбек-хан – один из самых величественных ханов Золотой Орды, и период его правления был самым долгим (1312 – 1342). Именно при нем Золотая Орда достигла высшей точки своего могущества, а золотоордынская культура – пика своего развития. Это государственное объединение, довольно примитивное в начальную пору своего существования, в период правления Узбека превратилось в одно из крупнейших государств средневековой Евразии. И не зря известный нам Ибн-Баттута, много повидавший на своем веку, лично встретившись с Узбек-ханом в 1333 году, дал ему самую высокую оценку: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Власть Узбека была общепризнанной и одинаково авторитетной как в центре, так и на местах. Тот же Ибн-Баттута говорит о нем как о едином и сильном правителе всего государства как Запада, так и Востока. В целом ряде сочинений арабо-персидской исторической географии XIV – XV веков Улус Джучи называется даже «Улус Узбека», «Страна Узбека», «Узбеков юрт». При Узбек-хане произошла централизация государственного управления с одновременным упорядочением органов власти в регионах, городах и кочевьях. Борьба Золотой Орды за полную независимость от Монгольской империи не только успешно завершилась, но и помогла ей стать крупнейшим государством. Золотая Орда имела сильную государственную власть, мощную армию, налаженное хозяйство, устойчивое внутреннее положение, широкие внешние связи и богатейшую культуру.

О безопасности и спокойствии в этом государстве свидетельствуют его современники и очевидцы. Итальянский путешественник и купец Франческо Пеголотти в своей книге «Торговое дело», написанной в 1340 году, отметил, что путь из Таны (итальянское название города Азак в низовьях Дона) в Китай, т. е. через Золотую Орду, вполне безопасен днем и ночью. Арабский путешественник и историк Ибн-Арабшах, побывавший в Золотой Орде позднее, о периоде могущества этого государства писал следующее: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вдоль до Крыма, а переход этот около 3 месяцев».

Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, связан с личностью его главы – Узбек-ханом, с его выдающимися организаторскими способностями и в целом большим талантом государственного и политического деятеля. О стиле его руководства в какой-то степени можно узнать из одного сообщения, которое оставил крупнейший арабский ученый-энциклопедист XIV века ал-Омари, работавший одновременно секретарем египетского султана, имевшего самые тесные связи с Золотой Ордой: «Из дел своего государства он (т. е. Узбек) обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования».

Многие арабо-персидские авторы XIV – XV веков оставили об Узбек-хане самые положительные отзывы. Приведем отрывки всего из некоторых сочинений. Современник Узбека, много путешествовавший по Востоку мударрис-профессор ал-Бирзали: «Узбекхан, человек лет тридцати, отличался умом, красивою внешностью и фигурою». Арабский историк-хронист ал-Муфад-дал, живший чуть позднее: «…это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный». Арабский географ и историк рубежаXIV – XV веков, одновременно шеф полиции и главный судья при египетских султанах, позднее профессор высшего медресе в Каире ал-Айни: «Он (Узбек) был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро». Персидский авторXV века Муин ад-дин Натанзи, который использовал для написания своего сочинения какой-то недошедший до нас источник, написанный на тюркском языке, также весьма положительно отозвался об Узбек-хане: «Он был царем крайне справедливым и благородным».

Названные исторические источники процитированы не с целью идеализации Узбек-хана. Идеальных людей не бывает. К таким личностям надо относиться как к крупным государственным деятелям, которые в интересах могущества и процветания своих стран использовали в своей деятельности доступные методы управления и политической борьбы. Тот же Узбек силой подавил восстание, которое подняла верхушка кочевых феодалов при его вступлении на престол. Узбек применил достаточно жесткие методы для пресечения антиправительственных выступлений на окраинах государства в первые годы своего правления. В то же время эти меры нетрудно понять: если бы Узбек не отстранил Ильбасара и его сторонников, он был бы сам убит, ибо заговор против него с участием большого числа реакционных сил вошел уже тогда в полную силу.

Вступив на престол, Узбек-хан превратил ислам в государственную религию. Вы уже знаете, что ислам был принят в Золотой Орде при Берке-хане, но он тогда еще не стал государственной, обязательной для всего населения страны религией. Это сделал Узбек-хан, притом применив силу против тех приверженцев шаманства, которые категорически отвергли мусульманство и восстали против него самого.

По мнению выдающегося историка современности Л.Н.Гумилева, трудно переоценить значение этой реформы Узбека: он превратил степной мир в купеческое государство, и поволжский тюркский этнос стал мусульманским в понятии суперэтноса. «Поволжский тюркский», т. е. в основном татарско-кипчакский этнос с этого периода органически вошел в большой мусульманский мир – вот как надо это понимать.

Узбек умер в возрасте 60 лет: в самом начале царствования ему было 30 и правил он также 30 лет. На отцовский трон должен был сесть Тинибек, наследник престола, но он был убит сторонниками Джанибека, другого сына Узбека.

Джанибек сумел продолжить политику отца в целях сохранения могущества государства. Восточные источники и русские летописи характеризуют Джанибека как сильного правителя, связывая с его именем целый ряд мероприятий по усилению роли ислама в Золотой Орде, укреплению городов, строительству храмов, в поощрении разных наук, расширении владений государства. Так, например, в последний год своей жизни он сумел присоединить к Улусу Джучи Азербайджан, который до этого был во владениях хулагуидов. Однако это было временным явлением и вскоре Азербайджан отпал.

Джанибек вернулся в Сарай больным и умер.

Золотая Орда и Ислам

В большинстве источников сообщается, что хан был убит в пользу его сына Бердибека; в некоторых же говорится о том, что причиной смерти Джанибека была его болезнь. Так или иначе, в 1357 году к власти пришел Бердибек, человек злой и мстительный, вызвавший недовольство во всем дворе. В 1359 году он был убит Кульной, его братом (?), претендовавшим на престол.

После смерти Бердибека прервалась линия потомства Бату-хана и завершился период могущества Золотой Орды.