Ростовщичество в исламе

30.06.2018 0 Автор admin

В исламской экономике существуют некоторые ограничения, которые отсутствуют в других экономических системах:
— запрет на ростовщичество (риба) – процентные сделки: прирост на долг (риба насия) и прирост на обмен (риба фадль);
— запрет на сделки с условиями неопределенности (гарар);
— запрет на финансирование определенных секторов экономики, т.е. являющихся запретными (харам): банковская индустрия; алкоголь; табак; производство оружия; развлекательная индустрия; азартные игры; страхование; свинина, и все, что связано со свининой; другая активность, оскорбительная для ислама; любые компании, работа которых сильно зависима от вышеперечисленного.
Существуют также некоторые условия ведения финансово-экономической деятельности, основываясь на требованиях шариата:
— условия разделения риска, т.е. получения прибыли или компенсации убытков между банком и клиентом по совершаемым сделкам;
— условия проведения финансовых сделок на основе реальных активов или операций с данными активами; обязательная идентификация лежащих в основе сделок реальных активов. Остановимся на самых распространенных финансовых инструментах, запрещенных шариатом – риба (ростовщичество) и гарар (неопределенность).

Риба (ростовщичество)

Современные исламские ученые приравнивают проценты, взимаемые с должников и оплачиваемые кредиторам к ростовщичеству (риба), запрещенному в Коране и Сунне. Поэтому Исламские финансовые продукты не содержат элементов ростовщичества.
Запрещение риба встречается в следующих аятах Корана:
2:278. «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Бoйтecь Aллaxa и ocтaвьтe тo, чтo ocтaлocь из pocтa, ecли вы вepyющиe».
2:279. «Ecли жe вы этoгo нe cдeлaeтe, тo ycлышьтe пpo вoйнy oт Aллaxa и Eгo пocлaнникa. A ecли oбpaтитecь, тo вaм – вaш кaпитaл. He oбижaйтe, и вы нe бyдeтe oбижeны!»
3:130 «O вы, кoтopыe yвepoвaли! He пoжиpaйтe pocтa, yдвoeннoгo вдвoйнe, и бoйтecь Aллaxa, – мoжeт быть, вы oкaжeтecь cчacтливыми!» Некоторые эксперты по исламским финансам утверждают, что запрет действует только на проценты, увеличивающиеся в геометрической прогрессии, в то время как современные банковские проценты не настолько высоки, чтобы подпадать под Коранический запрет.

Базовые принципы исламских финансов

Следует отметить, что это ошибочное представление, так как последние аяты, запрещающие риба не упоминают удвоение и умножение (см. 2:278, 2:279).
Запрет на риба исходит по двум причинам:
(1) социальная и экономическая несправедливость по отношению к участникам экономической активности;
(2) ущемление прав собственности.
(1) Социальная несправедливость возникает в результате эксплуатации бедных (нуждающихся) богатыми (кредиторами), когда кредитор получает ростовщический процент только за счет ожидания, когда его риск не связан с риском должника, и таким образом возврат долга и процентов гарантирован, в то время как возврат должнику, в результате использования кредита, не гарантирован. В этом случае несправедливость возникает как по отношению к кредитору, так и должнику, потому что первый не вкладывает усилий при получении процентов, а у второго возврат на его экономическую деятельность не гарантирован, в то время как возврат кредитору предопределен.
В таких случаях риба является неравным, а, следовательно, несправедливым денежным доходом, который кардинально отличается от торговли и других видов обмена, где происходит обмен денег/товаров или услуг с эквивалентной ценностью для участников торговли/обмена. Отказ от ростовщичества приводит к более справедливой практике распределения средств в экономике.
(2) В Исламе предусмотрены два вида прав собственности:
(а) собственность, полученная в результате индивидуального труда; и
(б) права на собственность, полученной в наследство или права одних граждан в собственности других, например, закят или садака. Кредитование под проценты приводит к несправедливому и немедленному требованию прав собственности. Рост является несправедливым требованием прав собственности, так как он требуется вне пределов канонов шариата, и немедленным в виду того, что как только контракт кредитования входит в силу, кредитор немедленно получает права собственности на процент, хотя никакого усилия для получения этих процентов приложено не было.
Деньги, отданные под проценты, могут быть использованы как в продуктивных целях, где создается определенный товар или услуга, так и в непродуктивных целях, когда деньги используются для потребительского финансирования, где ни товаров, ни услуг не производится. В первом случае, выданный кредит не может являться правом собственности на произведенный товар/услугу, так как кредитор не прилагает усилий для производства и не договаривается с должником участвовать в его бизнесе, а только требует предопределенный процент на выданный кредит. Во втором случае, кредитор не может требовать дополнительных прав в виде процентов по выданному кредиту, так как ничего не производится.
В исламской литературе по фикху различается два вида риба: риба аль-фадль и риба аль-насиа. Риба аль-фадль, или риба аль-сунна, в основном относится к несправедливому ценообразованию и неравноценному обмену товаров. Риба, упомянутое в Коране (риба аль-насиа), в основном относится к ростовщичеству в кредитовании.
Муслим приводит со слов Абу Саида аль-Худри; Пророк Аллаха (мир ему) сказал: «Золото на золото, серебро на серебро, пшеница на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, из рук в руки, в одинаковом количестве; любое добавление – риба».
Муслим рассказал со слов Абу Саида аль-Худри: Билял пришел в Пророку Аллаха (мир ему) и принес некое количество фиников высокого качества, и Пророк (мир ему) спросил, откуда они. Билял объяснил, что он обменял две части фиников низкого качества на одну часть фиников высокого качества. Пророк Аллаха (мир ему) сказал: «Это и есть риба! Не делай так. Вместо этого продай финики одного качества, и на вырученные деньги купи другие».
Так как бартер в современной экономике применяется редко, мы не будем заострять наше внимание на втором хадисе. Первый же хадис, относится к риба в денежных отношениях, так как эти шесть товаров широко использовались как деньги в разные времена. По аналогии исламские ученые используют этот же хадис в современных денежных отношениях. Исламский Совет по фикху при Организации Исламской Конференции (ОИК) на своем третьем заседании в 1407 году по хиджре постановил:
После изучения докладов на эту тему, Совет определил юридический статус бумажных денег и постановил, что бумажная валюта является независимой денежной единицой, для которой действуют все правила применяемые в отношении золота и серебра, включая правила риба, закята и салям. Юридическая причина такового решения состоит в том, что такие деньги могут быть использованы в качестве денежной единицы, при помощи которой устанавливаются цены на товары.
Первый вид риба (риба аль-насиа) – это то, на чем основана современная финансовая система. В современной западной системе финансовое посредничество производится через долговые обязательства, или кредитование, где временная ценность денег отражается в процентной ставке. Это и является чистым риба, требование которого подпадает под действие аята, в котором требующий рост предостерегается о войне от Аллаха и Его посланника.
Абу Дауд рассказал со слов Ибн Масгуда что:
«Посланник Аллаха (мир ему) проклял того, кто требует / поедает риба, кто платит риба, кто является свидетелем, и того, кто документирует это».
В другом хадисе, рассказанном Ибн Маджах и Аль-Хакимом со слов Ибн Масгуда, Пророк Аллаха сказал: «Есть семьдесят три разных вида риба, самый легкий из которых равнозначен по греху с инцестом (совершение прелюбодеяние с кровным родственником) и самый тяжелый равен греху обесчещивания мусульманина».
Таким образом, запрет на риба является абсолютным, вследствие чего мусульманин обязан сторониться риба как огня и не приближаться к нему ни в коем случае, чтобы избежать гнева Аллаха в этой и в загробной жизни.

Гарар (неопределенность)

Неопределенность в контрактах приводит к их аннулированию с точки зрения Ислама, т.е. контракты, где присутствуют элементы гарар, являются "баатыль" (неисполнимыми). Этот концепт в Исламской финансово-юридической практике является самым главным после риба (ростовщичества). Гарар – последствие недостатка информации или контроля в контракте. В основном это касается цены, доставки товара/услуги, и т.д.
Гарар возникает в ситуации, где одна сторона контракта имеет некую информацию о предложенном товаре/услугах и умалчивает о ней во время свершения контракта, или же когда сторона, предлагающая товар/услугу не имеет контроль над объектом контракта. Классический пример неопределенности это продажа еще не пойманной птицы в небе или рыбы в реке. Более современный пример может быть о коммерческих транзакциях, где продавец, не имея товара, продает его покупателю, или же товар есть, но его принадлежность продавцу не установлена. Таким образом, гарар возникает в случаях, где есть неопределенность по качеству, количеству, принадлежности или существованию самого объекта, по которому заключается коммерческий контракт.
Профессор Мустафа Аль-Зарка дал следующее определение гарар: «Гарар – продажа сомнительного товара, существование или особенности которого не определены ввиду его рисковой природы, процесс продажи которого делает его похожим на азартную игру».
Ахмад и Ибн Маджах рассказали со слов Абу Саида Аль-Худри: «Пророк (мир ему) запретил покупку не родившегося животного, покупку молока в вымени, покупку военных трофеев до их распределения, покупку вещей переданных в благотворительность до их получения, а также покупку улова ныряльщика до его погружения».
В современных финансовых транзакциях страхование и финансовые производные (derivatives) имеют высокую степень неопределенности (гарар). По контракту страхования, клиент платит регулярный взнос страховой компании и получает компенсацию в случае утери или причинения ущерба застрахованному имуществу. В обычном страховании, застрахованный регулярно платит взносы, но может никогда и не получить никаких денег от страховой компании. Также, застрахованный, сделав лишь один взнос, может получить большую сумму денег. Так как само страхование не может являться объектом продажи, этот контракт является недействительным в Исламе по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Кроме того, обычное страхование является недействительным еще и потому, что страховые компании обычно инвестируют собранные взносы в государственные облигации, которые приносят доход с процентов (риба). Другая группа контрактов, являющаяся недействительной с точки зрения Ислама – контракты по финансовым производным (derivatives), такие как фьючерсы, опции, и другие производные ценные бумаги. Форварды и фьючерсы имеют высокую степень неопределенности в виду того, что объект продажи не существует во время заключения контракта.

Разрешенные методы финансирования

Большинство Исламских финансовых инструментов, практикуемых в настоящее время, основано на принципах торговли, лизинга и партнерства. Эти контракты, если они свободны от запрещенных элементов (риба, гарар и др.), разрешены для использования в государственном, корпоративном и потребительском финансировании. Например, финансирование при помощи лизинга является разрешенным, но финансирование посредством лизинга алкогольной компании запрещено, так как клиент занимается запрещенной деятельностью с точки зрения Ислама.
Контракты обмена/торговли затрагивают куплю/продажу товаров/услуг, причем обмен может быть заключен как на месте (spot trading), так и в рассрочку (deferred payment) где оплата или доставка товара может быть отложена на будущее. Так же, контракт лизинга может быть заключен как с немедленной оплатой за аренду, так и в рассрочку. Партнерство же используется в основном для инвестиционной деятельности, где инвестор становится партнером в бизнес проекте, причем инвестор может принять активное участие в управлении бизнесом или абсолютно не вмешиваться и доверить капитал предпринимателю.
К основным типам исламских финансово-банковских инструментов относятся следующие:
1.) Мушарака – совместное предпринимательство, соглашение о сотрудничестве и долевом акционерном участии, когда заемщик (оператор) и собственник капитала либо менеджер компании – кредитора действуют совместно, по сути, на паритетных началах. Этот финансовый инструмент используется для экспортно-импортного финансирования, проектного финансирования и при синдикациях, выпуске ценных бумаг, которые соответствуют канонам шариата.
2.) Мудараба – финансирование на основе безусловного долевого участия в совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Основой финансового инструмента Мудараба является участие исламского банка в обеспечении инвестиционного финансирования проекта определенного клиента. В данном случае заключается специальное финансовое соглашение, по которому банк является «владельцем денежных средств», а один или одновременно несколько частных владельцев капитала наделяют правами на его использование агента (оператора) или управляющего – мудариба («доверенный партнер») – для ведения конкретного дела.
По завершении инвестиционного проекта мудариб выплачивает собственникам (владельцам) капитала основную сумму привлеченного им (заемного) капитала, а также заранее оговоренную долю совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Оставшаяся часть дохода идет полностью в собственность мудариба (соответственно, убытки всегда несут владельцы капитала). Принцип мударабы обычно используется для проектного финансирования долгосрочных инвестиционных проектов развития и при операциях с ценными бумагами, соответствующими шариату (сукук), в том числе государственными.
3.) Мурабаха – торговые сделки, которые реализуются на условиях соглашения о солидарном разделе полученной торговой прибыли между всеми участниками, в том числе на основе ранее установленных и твердо зафиксированных ее долей для каждого участника. Принцип мурабахи может быть применен также к торговле с последующей оплатой, в том числе на базе рассрочки (отсрочки) платежа по реализованной поставке покупателю, а также финансированию торговли исламскими банками, которые осуществляют по принципу установления банками надбавки к первоначальной закупочной цене товара.
Дело в том, что в этом случае банк осуществляет перепродажу ранее приобретенного товара клиенту по ранее согласованной цене. Как правило, такого рода сделки заключаются на период от полугода до года. При анализе данного финансового механизма примечательным является тот факт, что исламский банк не увеличивает цену продажи актива клиенту в зависимости от сроков рассрочки (отсрочки) поставляемого товара.

далее >>>

По материалам лекций в Российском исламском университете подготовил Хабибуллин Ринат

Ростовщи́чество — предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современности ростовщичеством называют дачу средств в долг под необоснованно высокий процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей.

Законодательство Российской Федерации не определяет и не использует термин «Ростовщичество», но в п. 5 ст. 809 Гражданского кодекса РФ проценты в два и более раза превышающие обычно взимаемые в подобных случаях названы «ростовщическими процентами».

Ростовщичество было известно с древнейших времен даже до появления денег. Первые ссуды давали и возвращали натурой — например, зерном или скотом. Не исключено, что идея роста ссуды появилась из практики — например, когда взятого в ссуду теленка возвращали с естественным приростом.

Ростовщичество было распространено в Древней Греции. Аристотель в трактате Политика описывал явление взимания процентов как противное природе и основное назначение денег отводил для меновой торговли. Экономике Аристотель противопоставлял Хрематистику, к которой он причислял ростовщичество. Взгляд Аристотеля отражал мнение класса рабовладельцев, поскольку ростовщичество было одним из факторов, содействующих разложению античного общества.

Какая рыба и животное запрещена в пищу в Исламе

Ростовщический кредит был характерен для ранних форм кредитно-денежных отношений, когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальнойзнати, мелких ремесленников и крестьян. Ростовщичество было широко распространено в Европе до появления промышленного кредита и банков.

В Древней Руси и позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки. Основанием этому служили представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает. Тем не менее, православные монастыри давали ссуды под залог земли и ювелирных изделий. За кредит взимали проценты, включая сложные. Ростовщичеством занимались архиерейские дома и приходские церкви. В рост отдавался также хлеб.

В различной литературе понятие «ростовщичество» трактуется весьма неоднозначно. При этом часто используются неопределённые критерии (например, процент «непомерный», «завышенный», «чрезмерно высокий», «незаконный»). Некоторые авторы любое кредитование под проценты считают ростовщичеством.

По мнению ряда авторов, ростовщичество приводит к увеличению денежной массы, не обеспеченной товарами, поэтому кредитование под процент приводит к инфляции — ссудный процент по кредиту входит в стоимость товара и повышает его цену. Законы об ограничении размера взимаемых процентов являются типичным примером ограничения договорной свободы в целях защиты интересов экономически слабых субъектов.

Сторонник свободного рынка американский экономист Мюррей Ротбард критиковал законы об ограничении кредитования. По его мнению, такие ограничения, как и любые иные формы государственных ограничений на свободные сделки ведут исключительно к негативным результатам. В частности, ограничение на размер процента порождает дефицит кредитных ресурсов, а запрет тех или иных сделок — чёрный рынок и удорожание запрещённого.

Другие авторы показывают отсутствие прямой связи между уровнями ссудного процента и инфляции. Анализируя эпоху Древнего Рима доктор экономических наук Сергей Владимирович Лукин отмечает, что несмотря на значительный размер ростовщического процента (30-50 % годовых) инфляция отсутствовала или была незначительной, что делало реальный ростовщический процент лишь немногим меньше номинального. Доктор экономических наук Владимир Константинович Бурлачков считает, что максимум, на который могут поднять процентную ставку, зависит от рентабельности, то есть не процентная ставка формирует цену, а рентабельность формирует процентную ставку.

Несправедливость ростовщичества усматривают в том, что заёмщик не всегда точно знает о размере результата, который он получит при использовании кредитных средств, а кредитор изначально имеет гарантию возврата кредита и процентов через залог.

По мнению кандидата экономических наук Ольги Печоник, превышение уровнем процентной ставки уровня средней рентабельности в реальном секторе ведет к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости.

Богословскую литературу, осуждающую процент на капитал, можно подразделить на две категории. В первой содержатся рассуждения об отвращении ко взиманию процента, а также ссылки на авторитеты. Во второй — отсылки к естественному праву и аргументированные обоснования неправомочности ростовщичества.

Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал:

В исламе ростовщичество (риба) однозначно осуждается: «Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство». Ростовщичество запрещено в некоторых исламских странах (Иран, Пакистан). В современном исламском толковании кредитование и банки допускаются либо на беспроцентной основе либо с ограничением процентной ставки, «исключающей злоупотребления».

В иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости», «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Тем не менее, указанные стихи впоследствии были интерпретированы авторитетными еврейскими мудрецами, — например, Маймонидом, — как дозволяющие взимать процент с неевреев в случае крайней нужды.

Христианство относительно ростовщичества во многом опирается на идеи из Ветхого Завета. Ростовщичество и долговое рабство предлагается лишь ограничить и регламентировать. Например, отданная за долги земля должна вернуться владельцу в юбилейный (пятидесятый) год. Долговое рабство в Библии не запрещается, а лишь ограничивается шестью годами с более мягким отношением к отрабатывающему долг, чем к обычному рабу.

В Новом Завете нет прямого запрета на взимание процентов. Хотя Бём-Баверк подобный запрет усматривал в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» … «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?», но в данных фразах речь идёт не об отказе от получения процентов, а об отказе от требования назад всего одолженного имущества.

Иоанн Златоуст, почитающийся в качестве вселенского учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви, не просто выступает против ростовщичества, но и считает, что «ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле». Святитель отмечает, что «ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже».

Также против ростовщичества выступает и другой Отец Церкви — Василий Великий. «Не „объемлют от терния грозды, или от репия смоквы“, и от роста — человеколюбия; „всяко бо злое древо плоды злы творит“», — говорит он. Святой сравнивает ростовщиков с «бесами», «производящими падучую болезнь», которые «по лунным кругообращениям нападают на бедных». При этом Василий Великий отмечает, что «худая уплата» ждет как ростовщика, так и того, кто берет у него в долг. Только если должника ждет «ущерб в деньгах», то ростовщик «вредит самой душе».

Христианская церковь в средние века пыталась запрещать ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент, либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления. Но полностью отказаться от ссудного процента не удавалось.

В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается, типичный образ ростовщика — немолодой алчный человек, весь смысл жизни которого заключён в стяжательстве.

В рассказе Н. В. Гоголя «Портрет» персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.

А. С. Пушкин при описании ада изобразил ростовщика, которого поджаривает бесёнок. Вергилий объясняет посетителю ада:

Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете.

Данте в своей «Божественной комедии» встретил ростовщиков на границе седьмого круга, с висящими на их шеях кошельками. Гербы на кошельках указывали на известных современников поэта, занимавшихся ростовщичеством.

В повести «Гобсек» французского писателя Оноре де Бальзака ростовщик предстаёт не только алчным стяжателем, но и тонким знатоком человеческой натуры. По словам одного из главных героев,

В нём живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.

Поделиться на FacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

Ростовщичество – это предоставление денег в долг под процент. В русском языке когда-то было другое название этого термина – лихоимство.

Как к ростовщичеству относится христианство?

В христианском понимании прибыль, которую получают без труда, называют греховной. Именно поэтому ростовщичество, так же как и получение прибыли от аренды ранее воспринималось негативно. Ростовщики делают людей добровольными рабами, в результате чего задерживается ход нашей эволюции. Ростовщики мешают Богу ускоренно вести нас вперед.

Исторические источники показывают, что большинство религиозных лидеров в разные времена хотели устранить социальную несправедливость, которую провоцируют взимания процентов, и предлагали советы, или объявляли запрет на получение таких процентов. Народ понимал, что наживаться на несчастье других — постыдно. Давая в долг, согласно христианству, ростовщик богатеет отдавая взамен богатство своей души (убивает душу). В душе произрастает злоба, жестокость. Человек, дающий в долг – болен, и представляет собой только видимость человека, на самом же деле он убивает себя, свою совесть, закрывает уши, глаза.

Получение такой прибыли негативно сказывается на самом ростовщике, так как он грешит против Бога. Он получает прибыль на времени, а его создал Бог.

Религиозная критика ростовщичества. Антисемитизм Фомы Аквинского и Схоласты Сорбонны. Риба в исламе

Распоряжаясь тем, чего не создавал, и при этом накапливая материальные блага, ростовщик забирает привилегии высших сил, обращая их против людей.

Как к ростовщичеству относится Ислам?

Ростовщичество исламом строго запрещается. В Коране написано, что нарушивший это запрет начинает войну против Аллаха. Лексическое значение слова ростовщичество (риба) – умножение, увеличение. Исламский свод законов обозначает риба как одалживание человеком имущества или денег, увеличение своего капитала за счет должника (не только одолженной суммы, но и процентов). Этот дополнительный доход может быть выражен деньгами, имуществом, возможностями и услугами. Даже в исламских банках не предусмотрены процентные ставки на одолженные деньг. С клиентом делиться полученная прибыль. Для этого применяют два варианта получения прибыли: нефиксированный и фиксированный доход.

Разновидности ростовщичества:
— рост на отсрочке (риба – ан – насиа);
— рост на наценке (риба — аль – фадль).

Причина запрета в Исламе на ростовщичество связана с тем, что ростовщики наносят социальный, экономический и нравственный вред своему народу:
— из – за него разгорается вражда между людьми, разрываются отношения сотрудничества и взаимопомощи; — появление паразитирующей на чужом горе прослойки населения, которая обогащается, не трудясь при этом — подобна паразитам и сорнякам, которые живут за счет других;
— ростовщичество схоже с колониализмом;
— изымание денег у людей, без предоставления компенсации — грех.

Как к нему относится иудаизм?

В иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста». Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости», «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Тем не менее, указанные стихи впоследствии были интерпретированы авторитетными еврейскими мудрецами, — например, Маймонидом, — как дозволяющие взимать процент с неевреев в случае крайней нужды.

Источник

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Поделиться на FacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

сура КОРОВА Аль-Бакара ТАФСИР — толкование. Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк — искоренение. Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день. сура КОРОВА Аль-Бакара ТАФСИР — толкование. Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк — искоренение. Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 275

    275. Те, кто берет лихву, восстанут , как восстанет тот, кого лишает Сатана рассудка прикосновением своим. Это — в наказание им за то, что говорили они: "Воистину, лихва так же, как и торговля". Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил. Если придет к кому-либо увещевание Господне, и если поступит он (т.е. ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах. А те, кто станут , — обитатели пламени адского на времена вечные.

В арабском языке слово /риба/ (ростовщичество) означает "лихву, прибавку". ростовщики уподобляются людям, которых Сатана лишил рассудка. В Судный день они будут воскрешены как умалишенные из-за несправедливостей, сотворенных ими в земной жизни. Страсть к наживе лишает их разума. Ростовщики способствуют разделению общества на классы, ведь им неведомы такие человеческие чувства, как сострадание и любовь к ближнему. нищета и ненависть, порожденные ростовщичеством, могут достичь такой остроты, что это приведет к социальному взрыву, подрывающему сам принцип частной собственности.

Те, кто берет лихву, , как восстанет тот, кого лишает Сатана рассудка прикосновением своим

Некоторые считают, что ростовщичество вполне вписывается в упомянутый принцип частной собственности и в этом смысле ничем не отличается от торговли. Но Коран опровергает эту точку зрения такими словами этого аята:

Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил

Пояснения.

    1. Положение ростовщика неустойчиво, а это, в свою очередь, нарушает экономическое равновесие всего общества.

    2. Оправдание греха взрыхляет почву для еще большего греха.

    Это — в наказание им за то, что говорили они: "Воистину, лихва так же, как и торговля"

    3. Грех ростовщичества может быть прощен тому, кто впадает в него по недомыслию. Но те, кто осознает свои неправедные действия и не желает от них отказываться, не могут рассчитывать на прощение.

А те, кто станут , — обитатели пламени адского на времена вечные

Осуждение ростовщичества прозвучало в аятах Корана, ниспосланных еще до переселения Пророка (ДБАР) из Мекки в Медину. Так, например, в мекканской суре Румы — 30:39 о ростовщичестве сказано следующее: "То, что отдаете вы в рост … не умножит ничего пред Всевышним". А в суре Али Имран (Семейство Имрана) — 3:130 Аллах повелевает: "Не живите за счет лихвы…" Эти слова также означают запрет ростовщичества. И все же наиболее полно и отчетливо неприятие ростовщичества сформулировано в рассматриваемой сейчас группе аятов суры Аль-Бакара (Корова).

Между прочим, в Коране сказано, что запрет на ростовщичество существовал и в иудаизме. Подтверждение этому находим в суре Женщины (4:161), где сказано: "…брали они лихву, хотя было это запрещено им…" и в тексте самой Торы.

В суре Аль-Бакара (Корова)аяты, осуждающие ростовщичество, расположены сразу же вслед за аятами, посвященными благотворительности, чтобы наглядно продемонстрировать, каким образом богатство может одновременно порождать и добро, и зло. Благотворительность — это безвозмездное "даяние", а ростовщичество — безнаказанное "отбирание". Благотворительность служит благу всего общества, ростовщичество порождает в нем зло. Вот почему в следующем аяте Корана, который мы будем рассматривать ниже, сказано: "Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню".

Перечисленные в Коране наказания, грозящие тем, кто взял на душу грех ростовщичества, и тем, кто смирился с властью незаконных правителей, столь суровы, что превосходят даже кары, которые ожидают убийц, угнетателей, пьяниц, картежников и прелюбодеев. Следовательно, ростовщичество без всяких оговорок признавалось величайшим грехом всеми течениями в Исламе.

Если придет к кому-либо увещевание Господне, и если поступит он (т.е. ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах

В одном из преданий повествуется о том, как Имам Садык (ДБМ) узнав, что один человек занимается ростовщичеством, сказал: "Будь на то позволение Аллаха, я бы отрубил ему голову". Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 429]

Рассказывают также, что Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) встретил однажды ростовщика и потребовал от него покаяться и отказаться от своего ремесла. Ростовщик покаялся, и Али (ДБМ) отпустил его с миром, сказав на прощание: "Ростовщика надо заставлять каяться так же, как заставляют каяться идолопоклонника".

А вот как оценил ростовщичество Имам Бакир (ДБМ): "Наихудшим доходом является прибыль от ростовщичества".

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: "Если Аллах намеревается уничтожить какой-нибудь город, там появляется ростовщичество". Ему же принадлежат и такие слова: "Аллах проклял ростовщика, его посредника и писца, оформляющего договор".

Шейх Муфид пишет в своей книге: "Тот, кто считает ростовщичество законным делом, должен быть обезглавлен".

Имам Садык (ДБМ), объясняя, почему в аятах Корана неоднократно затрагивается тема ростовщичества, приводит такой аргумент: "Делается это для того, чтобы убедить богачей творить добро и раздавать милостыню, ибо равно запретны (харам) и ростовщичество, и сокровище, лежащее без проку. Поэтому богатому не остается ничего другого, кроме как заниматься благотворительностью и вкладывать деньги в реальные полезные дела".

Еще одной причиной запрета ростовщичества является то обстоятельство, что этот вид деятельности ставит своей главной целью накопление денег, изымая их из сферы производства и коммунального хозяйства.

Имам Садык (ДБМ) говорил: "Если разрешить ростовщичество, люди забросят ремесла и торговлю".

А вот мнение по этому вопросу Имама Ризы (ДБМ): "Широкое распространение ростовщичества приведет к тому, что исчезнет кредит".

Завершается рассматриваемый аят такими словами:

А те, кто станут , — обитатели пламени адского на времена вечные

Слово /‘ада/ "вернется" означает следующее: тот, кто не оставит свое нечестивое занятие и вновь станет давать деньги в рост, попадет в ад и будет пребывать в нем вечно.

Вред, наносимый ростовщичеством.

Тот, кто дает деньги под проценты, не выполняя никакой полезной работы, совершает несправедливость, из которой произрастают вражда и ненависть. Бывает так, что дела человека, вынужденного платить проценты за кредит, приходят в упадок и он, будучи не в силах погасить все возрастающую задолженность, оказывается в позорной и мучительной кабале.

Ростовщичество ослабляет устои общества и разделяет его на два лагеря: угнетателей и угнетенных.

Ростовщичество лишает действенности молитву.

Учитывая разрушительный характер ростовщичества, не только Ислам, но и все остальные Господние религии наложили не него запрет. Несмотря на это, некоторые светские круги продолжают цепляться за немногочисленные надуманные доводы и искать лазейки, чтобы оправдать ростовщичество. И все же, даже несмотря на то, что отдельные общества принимают ростовщичество в качестве элемента своей экономической системы, его вред очевиден.

Ростовщичество основано на несправедливости, оно несет вред всем, кто к нему причастен. Прогресс, достигнутый странами Запада, объясняется не использованием ростовщичества, а в первую очередь тем вниманием, которое уделяют там развитию науки и промышленного производства.

Между прочим, ростовщикам следовало бы обратить внимание на предостережения, содержащиеся в Коране. Формальные уловки, подобные тем, к которым прибегают иудеи для оправдания рыбной ловли по субботам, не более, чем игра. Однако Коран не проходит мимо этих недостойных игр и сурово их осуждает.

В заключение напоминаем тем, кто может впасть в соблазн поправить свои дела ростовщичеством, слова одного из преданий: "Тот, кто начнет торговать, без знания (положений шариата, касающихся торговли), впадет в грех ростовщичества".

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 276

    276. Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню. Не любит Он никого из грешников неблагодарных.

Арабское слово /махк/ означает "постепенное искоренение, уничтожение, вычеркивание", а однокоренное с ним слово /мухак/ используют для обозначения Луны на ущербе в последние дни лунного месяца. В противоположность этому, слово /риба/ "барыш" означает "постепенное увеличение".

Данный аят напоминает о том, что, хотя ростовщик и взимает проценты со своих должников для накопления богатства, Аллах не позволит ему достичь благоденствия таким недостойным способом. Это вовсе не означает, что состояние ростовщика будет уничтожено в буквальном смысле слова, однако ему не удастся с помощью неправедно заработанных денег достичь того, на что он рассчитывал.

Искореняет Всевышний лихву…

Ростовщик не знает, что такое любовь, счастье, безопасность. Поэтому многие преуспевающие люди лишены душевного покоя и не получают никакой радости от своего богатства. Там же, где широкое распространение получили благотворительность и беспроцентное кредитование, жизнь людей исполнена добра и радостей. В таком обществе малоимущие не впадают в отчаяние, а богатые не становятся жестокосердными и не возражают против того, чтобы поделиться своими богатствами. В таком обществе бедняки не стремятся отомстить за свои жизненные неудачи, не становятся ворами, а состоятельные люди не беспокоятся о сохранении своего имущества. Это общество относительно стабильно и устойчиво, в нем царят доброта, сострадание и взаимопонимание.

…и поощряет милостыню

В "Тафсир кабир" Фахра Рази говорится о том, что ростовщик, расшатывающий устои общества, изгоняющий из него сострадание и человеческую справедливость, будет проклят бедняками вместе со всем своим богатством, и каждое мгновение он, окруженный всеобщей ненавистью, будет дрожать за свою жизнь и добро. Именно о таком искоренении ростовщичества и говорится в этом аяте.

Пояснения

    1.Пусть вас не вводит в заблуждение быстрый рост того или иного состояния.

    Искореняет Всевышний лихву…

    2. Наша жизнь в руках Аллаха. Бывает так, что удача отворачивается от богача, а бедняк проводит свои дни в радости и умиротворении.

    3. В сердце ростовщика, забывшего чувство благодарности, поселился грех, он — "грешник неблагодарный". Взимая ростовщический процент, он сам оказывается в долгу у людей. Он ставит себя вне закона и лишает себя воздаяния за поклонение Господу. Доминирующими чертами его личности становятся бездушие и алчность.

    Не любит Он никого из грешников неблагодарных

    Воистину, ростовщик — это неблагодарный грешник.

    4. Аллах всегда будет искоренять богатство, произрастающее из ростовщичества. Подтверждением этому служит арабское слово /йамхаку/ "искореняет", грамматическая форма которого передает продолжительность действия.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 277

    277. Воистину, тем, кто уверовал и творил дела добрые, совершал молитву, раздавал закат, уготована награда Господа. Нечего им страшиться, и не будут они опечалены.

Если из предыдущего аята мы узнали о неблаговидных делах ростовщиков — "грешников неблагодарных", — то рассматриваемый стих повествует о том, какое будущее ожидает истинно верующих, которые творят добрые дела, молятся Господу и платят закат.

Всех людей условно можно разделить на четыре категории:

    1. Те, кто обладает истинной верой и вершит добрые дела. Это верующие.

    2. Те, кто не верит и не совершает добрых дел. Это безбожники.

    3. Те, кто верит, но не делает добрых дел. Это нечестивцы.

    4. Те, кто не верит, но совершает добрые дела и кичится этим. Это лицемеры.

Полной противоположностью ростовщикам, которые отреклись и от Бога, и от людей, являются те верующие, которые искренне поклоняются Господу, общаются с Ним посредством молитвы и творят добрые дела. Они связаны со всеми остальными людьми посредством уплаты заката.

Воистину, тем, кто уверовал и творил дела добрые, совершал молитву, раздавал закат, уготована награда Господа. Нечего им страшиться, и не будут они опечалены

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 278

    278. О вы, которые уверовали! Бойтесь Бога и, если вы уверовали, простите ту лихву, что причиталась вам прежде.

В комментариях "Маджма‘ аль-баян", "Аль-мизан" и "Мараги", рассказывается о том, что после ниспослания аята о запрете ростовщичества некоторые из сподвижников Пророка (ДБАР) — Халид ибн Валид, Аббас и Осман, потребовали от своих должников выплатить часть причитающегося им ссудного процента и обратились к Пророку (ДБАР) с просьбой пояснить, имеют ли они на это право. После этого и был ниспослан рассматриваемый аят.

После ниспослания этого аята святой Пророк (ДБАР) сказал: "Мой дядя Аббас, наравне со всеми остальными, не имеет права требовать лихвы". Затем Посланник Аллаха (ДБАР) добавил: "Мои родственники должны первыми отказаться от ростовщичества". А в одной из проповедей он обратился к слушателям с такими словами: "Я отменяю все ростовщические проценты, образовавшиеся в период невежества, и прежде всего это относится к лихве, причитающейся Аббасу".

Пояснения.

    1. Предпосылка истинной веры — это отказ от претензий на имущественные права других людей и на неправедное богатство.

    …если вы уверовали…

    2. Признак набожности — это отказ от незаконно нажитого имущества.

    О вы, которые уверовали! Бойтесь Бога и… простите ту лихву, что причиталась вам прежде.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 279

    279. Если же не простите вы, так знайте, что объявили вы войну Аллаху и Посланнику Его. А если простите, то останется вам первоначальное достояние ваше. Не обижайте и не будете обижены.

Ислам запрещает как ростовщичество (наравне с любым другим неправедным барышом), так и незаконное лишение людей их имущества.

В некоторых странах существуют законы, отменяющие частную собственность, которая насильственно отбирается у ее владельцев. А есть такие страны, где процветает эксплуатация, попираются права человека и разрешено ростовщичество во всевозможных формах.

Пояснения.

    1. Ростовщик сражается против Бога. Но он должен знать, что в этом сражении ему, слабому, презренному смертному противостоит Всемогущий Аллах.

    Если же не простите вы, так знайте, что объявили вы войну Аллаху и Посланнику Его

    2. Поскольку ростовщик сражается против Аллаха, каждое исламское правительство обязано предпринять против него соответствующие меры.

    3. Ростовщик имеет право требовать возврата только основной суммы без каких-либо процентов.

    …останется вам первоначальное достояние ваше

    4. Осуждению подлежат как угнетатель, так и тот, кто смирился с положением угнетаемого. Не будьте ни угнетателем, ни угнетенным.

    Не обижайте и не будете обижены

    5. Не нарушайте права собственности, когда приходите на помощь обездоленным.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 280

    280. Если находится в положении трудном, дайте отсрочку, пока не поправятся дела его. А если простите вы , то вам же лучше, если только уразумеете вы это.

При рассмотрении этого аята следует иметь в виду следующее обстоятельство. Хотя здесь и содержится рекомендация давать отсрочку должнику, тот не должен злоупотреблять такой возможностью, поскольку преднамеренная оттяжка возвращения долга без достаточно уважительной причины рассматривается как грех.

В одном из исламских преданий говорится о том, что тот, кто не возвращает долг вовремя без уважительной причины, будет считаться грешником наравне с вором. В то же время, человека, предоставившего отсрочку своему должнику, ожидает вознаграждение наравне с мучениками за веру.

Пояснения.

    1. Не только откажитесь от процентов, но и давайте должнику отсрочку для возврата долга.

    2. Назначая срок возврата долга, принимайте во внимание возможности должника.

    …дайте отсрочку, пока не поправятся дела его

    3. Ислам покровительствует обездоленным.

    Если находится в положении трудном…

    4. Освобождение несостоятельного должника от уплаты долга вам же на пользу, поскольку завтра вы можете оказаться в таком же положении, как и он.

    А если простите вы , то вам же лучше

    5. Возвращенный долг забудется, освобождение от него несостоятельного должника — никогда.

    6. Благодарность должника и одобрение Аллаха дороже любого богатства.

    …если только уразумеете вы это

    7. Согласно нормам мусульманского права, нельзя отправить в тюрьму несостоятельного должника, если кредитор простил ему долг. В том случае, когда человек действительно не в состоянии вернуть долг, это должно сделать за него исламское государство.

    8. В исламской литературе говорится о том, что за каждый день отсрочки, предоставляемый должнику, кредитор будет вознагражден Аллахом, как за пожертвование на благотворительные цели, равное сумме отсроченного долга.

Сура Аль-Бакара (Корова) Аят: 281

    281. Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Богу. Тогда воздастся по заслугам человеку каждому. И никто не будет обижен .

Нередко в Коране после группы аятов, содержащих повеления Аллаха и установления Ислама, дается обобщающее заключение, призванное подчеркнуть и усилить изложенную идею и как можно полнее довести ее до ума и сердца верующего.

Вот и данный аят, обращая внимание мусульман на неизбежность Судного дня и наказания нечестивцев, предупреждает их о том, что грядет великий День, когда каждому воздастся ровно в меру содеянного им, не больше и не меньше.

Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Богу

Именно в этот день нечестивец вкусит горькие плоды сотворенного им зла. Но получит он только то, что заслужил. Никто иной, как он сам, поступил несправедливо по отношению к себе.

Тогда воздастся по заслугам человеку каждому. И никто не будет обижен

Ростовщичество крайне негативно влияет и на моральное состояние должника, порождая в его сердце недобрые чувства к заимодавцу. Это ослабляет узы сотрудничества и взаимопомощи между членами общины.

По поводу запрета ростовщичества ряд мусульманских преданий приводят такое высказывание Имама Садыка (ДБМ) в передаче Хушама ибн Салима: "Воистину, Всемогущий и Достославный Аллах запретил ростовщичество, с тем чтобы люди не избегали творить добро".

    1. Ибн Масуд передает следующие слова Посланника Аллаха (ДБАР): "Ростовщичество и прелюбодеяние появлялись только у тех народов, которые навлекли на себя Божью кару".

    2. Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) сказал: "О люди! Прежде чем заняться торговлей, изучите вначале законы и религиозные установления. Клянусь Аллахом, ростовщичество по сравнению с ними выглядит букашкой, ползущей по огромной гладкой скале".

    3. Имам Садык (ДБАР) сказал: "В Судный день три категории людей будут находиться под покровительством Всемогущего и Достославного Аллаха:

    1) Те, кто никогда не прелюбодействовал;
    2) Те, кто никогда не занимался ростовщичеством;
    3) Те, кто никогда даже не помышлял о том, чтобы совершить прелюбодеяние или отдать деньги в рост".

4. Святой Пророк (ДБАР) сказал: "Ростовщичество – наихудшее из всех занятий".

Религиозная критика ростовщичества. Антисемитизм Фомы Аквинского и Схоласты Сорбонны. Риба в исламе

Имам Риза (ДБАР) сказал: "Воистину, ростовщичество — незаконное занятие, позорящее честь и доброе имя человека. Оно относится к величайшим грехам, за которые Аллах накажет пламенем ада — да убережет нас Аллах от него! Все Пророки и все Священные книги запрещают ростовщичество".

6. Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: "В моей общине больше всего меня тревожат незаконные занятия и незаконные доходы".

7. Святой Пророк (ДБАР) сказал: "Верующий, который не гнушается незаконными доходами и потребляет запрещенную пищу, подобен человеку, строящему свой дом на песке".

8. Джабир сказал, что Пророк (ДБАР) проклял ростовщика, писца, составившего договор, и свидетеля договора.

9. Аналогичное высказывание содержится и в "Сахих-и Бухари" (раздел 3, стр. 78).

сура КОРОВА Аль-Бакара ТАФСИР — толкование. Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк — искоренение. Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день. сура КОРОВА Аль-Бакара ТАФСИР — толкование. Аят 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281. Запрет на Ростовщичество. Вред, наносимый ростовщичеством. Махк — искоренение. Не обижайте и не будете обижены. Правила выплаты долга. Категории людей спасённые в Судный день.