Садака в исламе

09.05.2018 0 Автор admin

Милостыня аль-фитр — необходимое (ваджиб) ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся. Эта традиция берет начало со второго года хиджры — переселения Пророка Мухаммада в Медину , когда фитр-садака была вменена в обязанность правоверным наряду с постом и до вменения закята в обязанность мусульманам. «Фитр» — по-арабски употребляется в значении исход поста. Отсюда и понятие — милостыня аль-фитр. Фитр-садака — знак благодарения Творцу, сотворившему нас высшими существами во вселенной и давшему возможность пользоваться Его дарами.

Кому положено давать садака или закят?

Это – милостыня прекращения поста. В отличие от закята, который должен выделять состоятельный мусульманин за свое имущество, фитр-садака является обязательной милостыней за каждого верующего, встретившего часть месяца Рамадан: выплата милостыни аль-фитр налагается на каждого совершеннолетнего мусульманина, который должен выделить милостыню за себя и за мусульман, находящихся на его иждивении (даже если это новорожденный ребенок, появившийся на свет в последний день месяца Рамадан). Ибн Умар сообщил общине: «Наш Пророк вменил в обязанность раздавать милостыню аль-фитр каждому мусульманину — вольному и рабу, мужчине и женщине, мерой 1 са‘ ячменя или хурмы». Исходя из этого хадиса и следуя содержащимся в других хадисах указаниям, ученые объявили, что милостыня аль-фитр считается необходимой (ваджиб) . Милостыня аль-фитр — ритуал, который подводит пост к совершенству. Недаром ученые уподобили фитр-садаку существующему в распорядке намаза «саджда-сахв» (т.е. «исправительному поклону»). Подобно тому, как поклон устраняет ошибки, допущенные в намазе, так и фитр-садака восполняет недостатки и недочеты поста. Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха вменил в обязанность милостыню аль-фитр как очищение постящихся от праздных слов и занятий, скверных и несдержанных речей, и помощи в питании бедных…» (Абу Дауд, Ибн Маджа). Как мы уже отмечали, пост не состоит только в ограничении еды, питья и воздержании от супружеских отношений. Все эти действия относятся к физиологическим инстинктам человека, тогда как в нем сочетаются и физические и духовные начала. Человек призван дисциплинировать себя всеми органами, зрением, слухом до тончайших деталей. Что касается общественной стороны милостыни аль-фитр, то эта традиция, сопряженная с праздничными днями, дарит радость бедным, красит их скудный стол, помогает хоть в какой-то мере облегчить бремя нужды. В хадисе, переданном от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), сказано: « В этот день (день праздника) не заставляйте просить бедных милостыню» (хадис передал Даракутни от Ибн Адый и Ибн Умара) . Фитр-садака создает теплую ноту участия в отношениях богатых и бедных, помогает в какой-то мере устранить разницу в материальных достатках, существующую между этими сословиями. И таким образом нравственный смысл религиозной традиции будет пробуждать доброе участие и сочувствие у богатых к бедным, а неимущие проникнуться признательностью и, чувством уважения к богатым. Размер выделяемой милостыни Милостыня аль-фитр выделяется в виде предусмотренного Шариатом определенного количества продуктов: с фиников, изюма, ячменя – 1 са‘, с пшеницы – половина са‘ ; либо выплачивается его денежный эквивалент (его размер следует узнавать в официальных религиозных органах данной местности, где рассчитывается сумма закята этого года с учетом финансовой ситуации в данной стране). Установление о милостыне аль-фитр, на первых порах казавшееся незначительным и несущественным, при общем и широком рассмотрении обретает все больший размах, как в материальном отношении, так и по числу включающихся в ее осуществлении людей. Для кого обязательна фитр-садака ученые считают, что для исполнения фитр-садака не обязательно располагать тем нормативным количеством состояния, которое предусмотрено для воздаяний «закят». Поэтому каждый правоверный, имеющий достаточные средства, необходимые для проживания, должен раздавать фитр-садаку от своего имени и от имени своих иждивенцев. Выплачивать фитр-садаку за супругу, совершеннолетних детей, своих родителей, родных братьев и сестер не входит в обязанность. Однако можно выплатить фитр-садаку и за них. Можно с уверенностью сказать, что столь низкий уровень доли вносимого воздаяния в милостыне аль-фитр, содействует той цели, чтобы каждый мусульманин, начиная от располагающего скромным довольствием на день до самых высших слоев по уровню жизни, вкусил благо дарения, испытал удовлетворение и радость доброго участия в помощи ближнему. Эта практика, служащая развитию чувства социальной справедливости в обществе, является очень значимой животворной традицией. Кому выплачивается фитр-садака Богословы единогласно утверждают, что фитр-садака выплачивается тем категориям людей, кому должен выплачиваться закят . Смысловой перевод коранического аята гласит: «Поистине, милостыня принадлежит : • бедным ; • нищим ; • тем, кто занимается сбором и распространением закята; • тем, кто близок к вере или еще слаб в религиозности своей; • для выкупа и освобождения рабов; • на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними; • на пути Аллаха (фи сабилил-лях); •путникам. Это обязательно для вас, и Господь Всезнающ, Мудр ». Милостыню аль-фитр не полагается давать людям, имеющим достаток, при котором человек сам должен выплачивать милостыню. Целью милостыни является оказание помощи нуждающимся мусульманам. Неприемлемо выплачивать фитр-садака родителям, деду, бабушке, супруге, детям, внукам и только тем родственникам, которые находятся на его иждивении или попечении, — в этом случае благо воздаяния обращается к нему самому. Хотя милостыня аль-фитр может быть адресована всем категориям социальных слоев, входящих в сферу благотворительной заботы (закята), исламские ученые единодушны во мнении, что при фитр-садака предпочтение должно отдаваться неимущим и бедным мусульманам, ибо назначение фитр-садака — удовлетворение их нужд. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что закят «изыскивается у богатых и воздается бедным» (аль-Бухари), то есть неимущие и необеспеченные в этом вопросе имеют преимущественное право. Мусульманин раздает фитр-садака нуждающимся, начиная от родственников и соседей. Если в округе нет нуждающихся, то фитр-садака нужно адресовать бедным и праведным людям, проживающим в других местах. Предостережением от ошибочного шага при выделении милостыни аль-фитр служат для нас слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, есть люди, употребляющие деньги закята без прав. Им – огонь в Судный День» (аль-Бухари). Когда необходимо выплачивать фитр-садака Выплата милостыни производится в течение месяца Рамадан, но лучшее время – с наступлением дня праздника разговения (сразу после захода солнца последнего дня месяца поста) до прочтения праздничной молитвы. Однако если же была уважительная причина невыплаты, то это следует сделать после прочтения молитвы до захода солнца. Кто не выплатит фитр-садака, тот останется перед Всевышним должником. Поэтому наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), как передает Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), сказал: «Приемлема милостыня аль-фитр тех, кто выплатил ее до праздничной молитвы» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Возврат к списку

Успейте заплатить садака фитр!

Закятуль- фитр. (Фитр — садака)

29 Июня 2016

Всевышний Аллах повелел мусульманам позавершении поста выплачивать закятуль- фитр. В переводе это выражение означает «милостыня разговения». На этом уроке мы поговорим о смысле и правилах выплаты этого пожертвования.

Закятуль-фитр был вменен в обязанность мусульманам во 2 г.х., когда им впервые было приказано поститься в рамадане. Выплачивать этот закят обязательно, поскольку поступать так приказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, любое повеление которого фактически является повелением Всевышнего Аллаха. В Коране по этому поводу сказано: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (ан-Ниса, 80). Всевышний также сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115). Он также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Хашр, 7).

Закятуль-фитр выплачивается за всех мусульман — взрослых и детей, мужчин и женщин, свободных и рабов. Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя за всех мусульман — рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей». I

Желательно выплачивать закят фитр и за плод, находящийся в утробе матери, потому что так поступал повелитель правоверных Усман б. Аффан, да будет доволен им Аллах. Мужчина обязан выплачивать закят фитр за себя самого и за тех, кого он опекает, например, за жену или за близких родственников, если они не могут самостоятельно сделать это. Если же они в состоянии выплатить его сами, то лучше, чтобы они так и сделали, потому что это пожертвование является долгом каждого мусульманина.

Закят фитр обязан выплачивать каждый, кто располагает дополнительными средствами сверх того, в чем он нуждается в течение суток в день разговения. Если же дополнительных средств меньше одного саа, то нужно выплатить то, что имеется, потому что шариат не возлагает на человека то, что превышает его возможности. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (ат-Тагабун, 16).

Мудрость предписания относительно закята фитр совершенно очевидна.

Во-первых, верующий проявляет заботу о бедняках и удерживает их от попрошайничества, чтобы они могли порадоваться в праздник разговения и достойно встретить его вместе с обеспеченными мусульманами.

Во-вторых, он воспитывает в себе такие прекрасные качества, как щедрость и великодушие, доброта и сострадание.

В-третьих, он искупает грехи и прочие упущения, сделанные во время поста, ведь любое доброе дело смывает совершенные ранее прегрешения и в какой-то степени восполняет упущенное.

В-четвертых, он благодарит Всевышнего Аллаха за то, что Он позволил ему завершить пост и ночные намазы и облегчил для него исполнение праведных деяний во время поста.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст это пожертвование до намаза, то оно будет принято. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием». II

Закят фитр разрешается выплачивать любыми основными продуктами питания, потребляемыми людьми. Не разрешается выплачивать закят фитр кормом для скотины, так как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать его беднякам, а не животным. Также не разрешается выплачивать его одеждой, мебелью, посудой или утварью, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел в качестве закята фитр раздавать продукты питания. Также не разрешается выплачивать закят фитр деньгами, и тому есть несколько объяснений.

Во-первых, мусульмане не поступали так во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не должны поступать так в настоящее время. Передают со слов матери правоверных Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесет в наше дело то, что не от него, то это будет отвергнуто». III

Во-вторых, закят фитр является обязательным обрядом поклонения, в котором точно определен вид выплачиваемого имущества, поэтому нельзя выходить за рамки данного вида так же, как нельзя выплачивать закят фитр до или после отведенного для его выплаты времени.

В-третьих, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел выплачивать закят фитр определенными продуктами, цены на которые, в большинстве случаев, различны. И если бы цену какого-либо продукта можно было принимать в расчет, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы выплачивать закят фитр именно этим продуктом, и тогда все остальные продукты выплачивались бы в количестве, эквивалентном цене первого.

В-четвертых, выплата закята фитр продуктами является одним из символических обрядов ислама. Мусульмане могут наблюдать за тем, как взвешиваются и раздаются пожертвования. Выплата же его деньгами превращает этот обряд в милостыню, которую один человек тайно передает другому, и никто, кроме них и Всевышнего Аллаха, не знает об этом.

Таким образом, из достоверных хадисов известно, что закят фитр выплачивается из расчета 1 саа продуктов питания, потребляемых людьми, за каждого человека. Мы уже не раз отмечали, что один саа вмещает 2040 г. высокосортной пшеницы. Безусловно, ячмень и другие продукты питания с малым удельным весом будут весить меньше, тогда как рис, сыр и другие продукты питания с большим удельным весом будут весить больше. И если мусульманин собирается выплачивать пожертвование фитр другими продуктами, то ему следует определить объем 2040 г. высококачественной пшеницы, а затем отмеривать другие продукты по этому объему.

Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя». IV

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали закят фитр в размере одного саа продуктов питания, сухих фиников, ячменя или изюма».

Благотворительность в исламе: достоинство раздачи милостыни

V

Закят фитр можно выплачивать пшеницей, ячменем, пшеничной или ячменной мукой, сухими финиками или изюмом. В качестве него нельзя раздавать всего два мудда пшеницы, потому пожертвование фитр засчитывается только за один саа, что равняется четырем муддам. VI

Известно, что перечисленные выше пять продуктов питания были основными во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Но если эти продукты питания не являются основными в каком-либо регионе, то их нельзя раздавать в качестве пожертвования фитр. Таково самое достоверное мнение по этому вопросу. Оно подтверждается хадисом, в котором сообщается: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы выплачивали это пожертвование продуктами питания в размере одного саа. А питались мы в то время сухими финиками, изюмом, ячменем и сыром». VII

Если мусульманин не найдет ни одного из этих продуктов питания, то ему не следует отправляться за ними в другой город, а достаточно выплатить закят фитр другими зерновыми или плодами, которые являются основными продуктами питания, например, рисом, кукурузой, гречкой или даже мясом. Нам могут возразить, что мясо невозможно отмерить. В свежем виде мясо действительно невозможно отмерить, и поэтому в данном случае придется выплачивать пожертвование фитр по весу.

Однако в качестве закята фитр нельзя выплачивать продукты, вкус или другие качества которых изменились. Поэтому его нельзя выплачивать заплесневевшими или испортившимися продуктами. Также нельзя выплачивать его хлебом, потому что хлеб невозможно отмерить и хранить в течение долгого времени. Кроме того, приготовление на огне изменяет многие качества муки. Следует признать, что при изготовлении макарон и вермишели многие качества муки также изменяются, однако проводить полную аналогию между хлебом и макаронами нельзя. Поэтому разрешается выплачивать пожертвование фитр макаронами и вермишелью, если они являются основными продуктами питания и хранятся длительное время.

Закят фитр становится обязательным после захода солнца в ночь на праздник разговения. Тот, кто застал это время тогда, когда закят фитр обязателен для него, должен выплатить это пожертвование. В противном случае, человек не обязан выплачивать его. Так, например, если человек умер за несколько минут до заката солнца, то за него не нужно выплачивать закят фитр. Если же он умер через несколько минут после заката солнца, то за него нужно выплатить его. Если человек родился через несколько минут после захода солнца, то за него необязательно выплачивать закят фитр. Однако, как это было сказано выше, поступить так желательно. Если же он родился за несколько минут до захода солнца, то за него необходимо выплатить закят фитр. Объясняется же это тем, что закят фитр становится обязательным именно в то время, когда завершается пост и наступает праздник разговения.

Что же касается времени, когда можно выплачивать закят фитр, то оно делится на дозволенное и желательное. Желательным временем для выплаты закята фитр является раннее утро в праздник разговения до совершения праздничного намаза. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали пожертвование фитр в праздник разговения в размере одного саа продуктов питания». VIII

Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничный намаз». IX

Таким образом, желательно немного задерживать праздничный намаз, чтобы люди могли выплатить закят фитр до него.

Что же касается дозволенного времени, то оно наступает за один-два дня до праздника разговения. Передают, что Нафи рассказывал: «Ибн Умар выплачивал закят за детей и взрослых и даже за моих детей. Он давал его всем, кто его брал, и все они получали его за один-два дня до праздника разговения». X

Необходимо выплатить закят фитр до праздничного намаза и не разрешается откладывать его выплату на более поздний срок. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст этот закят до намаза, то он будет принят. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием». XI

Если же человек отложил выплату закята фитр по уважительной причине, например, если он был в пути, и при нем не было продуктов или людей, которым можно было бы выплатить его, или если весть о наступлении праздника застала его врасплох, и он не успел подготовиться, или если он доверил кому-то выплатить закят фитр, а тот человек забыл вовремя сделать это, то он может выплатить это пожертвование и после праздничного намаза.

Закят фитр должен дойти до того, кому он полагается, или до его доверенного лица до начала праздничного намаза. Поэтому если человек вознамерился выплатить закят фитр какому-то определенному лицу, но не смог найти его до праздничного намаза, то он должен выплатить этот закят другому лицу, а не откладывать его выплату на более позднее время.

Человек должен выплачивать закят фитр в месте своего проживания, независимо от того, является ли это место его постоянным или временным местожительством. Если же в месте его проживания нет того, кому можно было бы выплатить закят фитр, то он может выплатить его в другом месте через свое доверенное лицо.

Необходимо выплачивать закят фитр беднякам, а также должникам, которые не в состоянии расплатиться со своими кредиторами. Разрешается раздавать его нескольким беднякам, так же, как можно раздать несколько пожертвований одному бедняку, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил количество выплачиваемого продукта, но не определил количество тех, кому эту милостыню полагается раздать.

А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

Комментарии:

I Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. II Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа. III Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. IV Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. V Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. VI Среди мусульман распространено ошибочное мнение, что в качестве закята фитр достаточно выплатить всего два мудда высокосортной пшеницы. Это мнение противоречит достоверным хадисам, и руководствоваться им нельзя. VII Этот хадис передал аль-Бухари. VIII Этот хадис передал аль-Бухари. IX Этот хадис передал Муслим. X Этот хадис передал аль-Бухари. XI Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа

Время намаза на 12.09.2018

Фаджр — 04:36

Восход — 06:15

Зухр — 12:44

Аср — 16:14

Магриб — 19:13

Иша — 20:47

Расписание на месяц

Фаза луны

2 лунный день
Растущая Луна
Видимость: 4.89%

Один аят из Корана

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.»

Кому предназначен закят?

"Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят склонить к исламу, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха". Коран: 9-60.

В исламе существует 8 категорий получателей закята: это бедняки, неимущие, сборщики закята, сочувствующие исламу, должники, попавшие в рабство (эта категория была актуальна в начале становления ислама, когда закят шел на выкуп попавших в рабство), путники, находящиеся на пути Аллаха.

В своём письме к халифу Умару ибн Абд аль-Азизу имам аз-Зухри писал:

"Получать закят имеют право страдающие тяжелыми хроническими недугами, бедняк, чья болезнь не лечится или не позволяет ему двигаться по земле. Его могут получать и нищие, которые просят у людей даже пищу. А также мусульмане, по разным причинам находящиеся в тюрьмах, бедняки, которые приходят в мечеть, и у которых нет постоянных источников дохода, и которые не просят у людей, человек, которого постигла бедность, и у которого есть долг, не связанный с ослушанием Аллаха. В закяте есть и доля путника, у которого нет пристанища и родственников, у которых он мог бы остановиться".

Почему закят чаще всего выплачивают в Рамадан?

"Посланник, благословит его Аллах и приветствует, был самым щедрым из людей, и он был особенно щедрым во время Рамадана, когда Джибриль встречался с ним каждую ночь, обучая его Корану". Бухари и Муслим.

Мусульманское предание гласит, что награда Всевышнего за благие деяния в священный месяц увеличивается в несколько раз.

Кто выплачивает закят?

Ислам строго следит за соблюдением равенства. Поэтому он вменил в обязанность состоятельным мусульманам выплату закята. Облагаемый закятом минимум богатства равен 85 граммам золота.
Каждый верующий обязан выплачивать закят с четырех видов имущества:

  • Золота, серебра и денег,
  • Зерновых и плодов,
  • С товаров, являющихся предметами торговли и получения доходов: недвижимости, продуктов, напитков, автомобилей и другого имущества,
  • Со скота: верблюдов, коров, овец, коз

Я плачу налоги государству, почему я должен выплачивать милостыню?

Выплата налогов – это не благотворительность. Милостыня основана на любви и оказывает благотворное влияние как на самого жертвователя, на отдельных людей, так и на общество в целом.

6 лучших садака, которые может дать мусульманин

Первая ее цель — помочь человеку подняться над материей и стать её господином, а не рабом.

В исламе закят — часть социальной системы. Эта система уникальна, и она намного шире и глубже ограниченных западных конструкций, которые озабочены материальным аспектом обеспечения. Исламское социальное обеспечение включает этическое, научное, политическое, нравственное, экономическое, цивилизационное и лишь в последнюю очередь то самое материальное обеспечение, которое сегодня ошибочно именуется социальным.

Средства закята, согласно учению ислама, являются собственностью Всевышнего. Следовательно, человек, не выплативший закят, равносилен тому, кто украл принадлежащие Ему средства. Отрицающий обязательность закята, согласно исламу, впадает в неверие, так как выступает против одного из пяти столпов ислам.

Что такое закят уль-фитр?

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сделал обязательным закят уль-фитр в священный Рамадан для всех мусульман, чтобы он служил "очищением постящегося от пустословия, дурных речей, и пропитанием для неимущих". Абу Дауд и Ибн Маджах.

Пожертвование совершается за всех членов семьи до захода солнца последнего дня Рамадана, чтобы нуждающиеся и бедные люди смогли достойно отпраздновать окончание священного месяца.

Чем отличается садака от закята?

Садаку можно пожертвовать в любое время и в любом количестве.

Садака — это сунна, а закят – это один из столпов ислама, священная обязанность мусульман. Мусульманин, следующий сунне, стремится приблизиться к благочестивости пророков и посланников.

Пророк говорил: Поистине, богатство привлекательно и приятно на вкус, и прекрасно поступит обладающий богатством мусульманин, если станет тратить часть его на неимущих, сирот и путников. Бухари.

Видео:

Часто спрашивают:
Кому предназначен закят?
Кто выплачивает закят?
Что такое закят уль-фитр?
Чем отличается садака от закята?

Коръән мәҗлесләре, садака тарату һ.б. турында

Коръән ашы дип әйтүгә, күз алдына кемнеңдер рухына багышлап уздырыла торган дини мәҗлес килеп баса. Чакыручысының кем булуына карап (берәр нәрсәгә хәтеребезне калдырмаганмы, теге вакытта мин чакырганда килгәнме-юкмы һ.б.), сайланып кына ризалык бирәбез. Чәчләребезне ясатып, көязләнеп, әле кичә генә кибеттән алган кыска итәкле, кыска җиңле матур күлмәгебезне киеп (күрсеннәр!), күчтәнәч тотып һәм хәергә таратырга әзерләп куйган бер уч вак акчабызны алып чыгып китәбез… Коръән укучы карчык сөйләгәннәрне йокыга китә язып тыңлап бетерәбез дә, хуҗалар һәм туганнары садака таратуга, үзебез кебек чакырылган кунаклар белән узыша-узыша диярлек, табындагыларга акча өләшәбез: "Аллаһы ризалыгы өчен булсын…".

Дога кылынуга, башыбыздагы яулыкларны йолкып атып, дөнья хәлләрен сөйләшә-сөйләшә, "тәнгә шифасы булыр, Коръәнле аш бит", дип, токмачлы шулпа салынган тәлинкәләргә иеләбез…

Барыбызга да таныш хәл, шулаймы? Түбән Кама шәһәре һәм районы мөслимәләре җитәкчесе, мөгаллимә Роза ханым Кашапованың (Латыйпова) "Коръәнле мәҗлес төрләре" дип аталган ачык дәресен тыңлаганчы, мин моны шулай тиеш дип белә идем. Бәлки сезгә дә файдасы тияр дип, ул дәрес-вәгазь хакында җентекләбрәк язарга булдым.

Бик күпләрне, минем кебек үк, Коръән мәҗлесенә бару, табындагыларга садака бирү мәсьәләсе кызыксынадыр. Шуңа күрә дә, Роза ханым сөйләгәннәрдән, иң беренче итеп, садака таратуга тукталырга булдым. "Әгәр сезнең берәрегез мәҗлескә чакырылса, барсын, чакырылып та бармаса, гөнаһлы булыр", дигән хәдис барлыгын шушы ачык дәрескә кадәр ишеткән-белгән юк иде. Пәйгамбәребез хәдисе аша безне әдәп-әхлак кагыйдәләрен үтәүгә өндәү түгелме соң бу?!

– Садака – әби-бабайларыбыздан килгән гореф-гадәт түгел. Минем әбекәй, аштан кайткач әйтә иде: "И-и, таптылар гадәт. Садаканы аны элгәре бер мескенгә генә бирәләр иде. Хәзер аштагыларның барысына да тараталар". Әбекәем – егерменче гасыр кешесе. Ул бәләкәйдән үз әби-бабайларыннан да шул хакта ишетеп үскән. Шулай булгач, каян килгән гореф-гадәт булсын ди инде рәттән садака тарату?! Шәригать буенча, садака ияләре билгеләнгән", – дип сөйләде Роза ханым. Ул хаклы, һәркайсыбызга мәгълүм булганча, кемнәрнеңдер җиңел кулы белән замана гадәтенә әйләнгән садака алмашу уенын күңел кабул итеп бетермәсә дә, шулай тиеш, дип башыбызга сеңдергәнбез.

Роза ханым сөйләгәндә, үзебез студент булган елларны искә төшереп утырдым. Хәтерем ялгышмаса, укуыбызның беренче елы – 1977 ел иде. Дустыбыз, Казан кызының әниләре, безне дә ашка чакырдылар. Студентларның тамаклары туйсын дигәннәрдер, мөгаен, Коръән укыганны да тыңлатасылары килгәндер. Шул ашта беркемгә дә садака таратмаулары, әмма зур табындагы ак яулыклы карт татар әбиләренең – аерым тәлинкәләрдә, өлешләп, һәрберсенә китерелгән гөбәдия, паштет һ.б. татлы ризыкны, мәҗлес тәмамлангач, "бисмилла" әйтеп, сумкаларына салуларын күреп гаҗәпләнгән идем. Дустыбызның әнисенә мондый хәлне беренче күрүем икәнен әйткәч, аның Казанда бу гадәтнең элек-электән килүен, хәерле мәҗлестәге ризыкны өйдәгеләреңә авыз иттерүнең саваплы булуын сөйләве истә калган…

Садака мәсьәләсен дәвам иттереп, Роза ханым Аллаһының садаканы мескеннәргә, фәкыйрьләргә, мохтаҗларга, мәчет-мәдрәсәләргә, мосафирларга (юлаучы) һ.б. бирергә кушканын сөйләп, табындагылардан андый кеше табылмаган очракта, мәҗлес уздыручы хуҗаның туганнары яки күршеләре яисә танышлары арасында авыр хәллеләр булу-булмавын барларга кирәклеген искәртте. Читләр ярдәменә мохтаҗ кеше табылса, табындагыларның барысының да садаканы шуңа бирүләре дөрес булыр. Кем белә, бәлки мәҗлескә җыйган кеше үзе үк ятим бала үстерәдер, ул чагында, садака аның үзенә тиешле. Ә инде садака иясе булырдай кешеләр табылмаса, ул чагында, алып килгән садакаларның барысын бер урынга җыеп, хуҗага тапшыру дөрес булыр. Ул аны мохтаҗларга тарату өчен мәчеткә илтеп бирәме, яки авыруларга, мескеннәргә өләшәме – Аллаһы каршында җавабын үзе бирә. Күрәсез, нинди зур җаваплылык. Коръәнгә күз салсак, "Әл-Бәкарә" сүрәсенең 215нче аятендә дә бу хакта түбәндәгеләр язылган бит: "Алар (мөэминнәр) садакаларны нәрсәдән һәм кемнәргә бирик дип, синнән (пәйгамбәребезصل الله عليه و سلم ) сорашалар. Син аларга әйт, яхшы нәрсәләрегездән – ата-аналарыгызга, якын кардәшләрегезгә, ятимнәргә, мескеннәргә һәм мосафирларга бирегез. Яхшы, изге эшләрдән нәрсә генә эшләсәгез дә, әлбәттә, Аллаһы – аны белүче, дип".

Чыннан да, Роза ханым әйткәнчә, садака – изге ният белән үз кесәбездән чыга торган акча. Ә без, Коръән мәҗлесендә өләшү өчен 100 сум алып киләбез дә, садака итеп "акча алмашу уены"ннан соң, кесәбезгә 300 сум салып кайтып китәбез.

Ул сөйләгәндә, барысы да бик гади һәм аңлаешлы. Әгәр Коръән укып, бу мәҗлесне алып баручы, зур сабырлык белән аңлатып та, "юк, ниятем садака өләшү, үземчә эшлим", дип кырт киссәк, анысы өчен Аллаһы каршында үзебез үк җавап бирәчәкбез. Әлбәттә, монысы Аллаһының барлыгын, берлеген танучылар һәм үзен мөселман санаучылар өчен!..

Шуңа бәйләп үк, Роза ханым дини гыйлемле кешеләрнең хәләл мәҗлесләргә генә йөрергә тиешлеген дә әйтте. Туганнарың яки дусларың үпкәләр дип кенә, харам мәҗлескә бару дөрес түгел.

Садака или закят: о терминологии пожертвования в Исламе

Аларга моны ипләп кенә аңлатырга тырышып карарга кирәк. Монысы бигрәк тә авыр, күбебезгә туганлык җепләрен өзүгә сәбәп булыр кебек тоела. Шуңа да хәерлесен сайлау – үзебездән генә тора! Дәрес барышында бу "Кем Аллаһы Тәгаләгә һәм кыямәт көненә ышанса, ул кеше хәмерле табында утырмасын", дигән хәдис белән ныгытып кителде.

Сурәтле өйдә дини мәҗлесләр үткәрү ярамавын да күпләребез белмидер әле. Әмма хайван, кош сурәтләре – идән келәмендә яисә таянып утыра торган мендәрләрдә булса, аның куркынычы юк икән. Шулай ук бу, балалар уйный торган курчакка һ.б. уенчыкка кагылмый. Ә инде стеналарда, шкафта сурәтләр булса, аларны алып куярга киңәш ителә…

Соңгы вакытта гаилә корырга ниятләгән яшьләребезнең мәчеткә барып никах укытуны өстен күрүенә дә тукталды Роза ханым. Коръәнгә таянып, никах мәҗлесен уздыруның һәм шуннан соң туй үткәрүнең дә зарурлыгы хакында әйтте. Туйны дин галимнәреннән кайберләренең фарыз-вәҗеп дәрәҗәсенә куюларын сөйләде. Ягъни, ул мәҗлескә кешеләр чакырыла һәм аларга аңа бару – вәҗеп (тиеш) була. Бу урында, пәйгамбәребез صل الله عليه و سلم хәдисе китерелде. Габдрахман углы Гауф өйләнгәч, ул аңа, "һичьюгы, бер сарык белән булса да туй үткәр", дип әйткән.

Түбән Кама шәһәре үзәк мәчетендәге зур бүлмәне тутырып утырган хатын-кызлар бу ачык дәрес-вәгазь барышында Коръән мәҗлесләренең уннан артык төре буенча тулы мәгълүмат алдылар.

Сүз уңаеннан, Балчыклыдан килгән Динә Талипова һәм Миңнегаян Садыйкова, Шәңгәлчедә яшәүче Флүрә Исаева белән Нәфисә Гәрәева һ.б. бик күпләрнең дәрес барышында яңгыраган һәр хәдисне, мөгаллимә авызыннан чыккан һәрбер сүзне игътибар белән тыңлап утыруларын күрүе дә җанга рәхәтлек бирә. Аллаһы аларның һәркайсысына, һәрберебезгә үз гамәлләребезне дөресләрлек ныклык насыйп итсә иде…

Фирая МОРАТОВА.