Садака в исламе

13.05.2018 0 Автор admin

Садака или закят: о терминологии пожертвования в Исламе

Автор: Ринат Баткаев. Дата публикации: . Категория: Блог.

Постоянно сталкиваюсь с тем, что в сознании людей «закят» и «садака» – понятия разные: «закят» — обязательное пожертвование, «садака» — добровольное пожертвование. Вследствие этого разделения складывается ситуация, при которой практически все члены и прихожане общины в том или ином, как правило незначительном, размере дают «садака» и лишь очень немногие, единицы, дают «закят».

И когда напоминаешь верующему о необходимости уплатить «закят», то довольно часто слышишь в ответ: «А что такое закят?»; «Закят? Я не богатый, у меня нет нисаба»; «Ну, я же даю садака, какой еще закят?»; «Закят в мечеть? Ну что вы, закят нельзя отдавать в мечеть! В мечеть – садака. А закят платят богатые — бедным!»

Одно дело, когда об этом размышляют с высоты книг по исламскому праву и совсем другое, когда сталкиваешься с этой проблемой, что называется, на земле… Поэтому, вопрос не праздный.

Так что же такое «закят» и что такое «садака»? Это одно и то же, или это понятия разные? Лично я склоняюсь к точке зрения, что «закят» и «садака» — это синонимы, обозначающие одно — милостыню, то есть каноническую обязанность мусульманина по уплате пожертвования с имущества, ему принадлежащего. Если у вас есть аргументы против — покритикуйте, пожалуйста.

Могу, конечно, ошибаться, но как-то не лежит душа к разделению милостыни на «обязательную» и «добровольную» часть. Мне видится, что в исламе не существует понятий «обязательное» и «добровольное» пожертвование, а есть просто «пожертвование», как таковое. Которое по природе своей является действием обязательным, а вот размер его – добровольным, если иное не предусмотрено условиями социального договора между членами конкретной мусульманской общины.

И называется это пожертвование – "садака", а не "закят". Данная мысль основана на следующих словах Аллаха, который сказал:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاَتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ Коран, сура 9 «Покаяние», аят 103

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий», перевод Кулиева.

Данный аят часто берется в качестве довода в пользу обязательности уплаты закята. Но о чем говорит Всевышний в этом аяте, если смотреть на него с точки зрения вопроса терминологии милостыни: о «закяте» или «садаке»? Аллах говорит о том, что пожертвование (صَدَقَةً) очищает  (تُطَهِّرُهُمْ) и возвышает (وَتُزَكِّيهِم) человека. То есть в этом аяте Аллах прямо говорит о «садака».

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاء وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ Коран, сура 9 «Покаяние», аят 60

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников.

Какая садака является наилучшей?

Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый», перевод Кулиева.

Это — «аят закята», который устанавливает направления расходования, как у нас сейчас принято говорить «закятных средств». Опять смотрим на этот аят с точки зрения вопроса терминологии милостыни: о «закяте» или «садаке» идет речь? Аллах говорит о том, что: «Поистине, пожертвование (إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ) бедным ….» То есть, в этом аяте Аллах опять прямо говорит о «садака», но не о «закяте».

Таким образом, предлагаю называть вещи своими именами, то есть так, как их назвал Всевышний в Коране: пожертвование – это «садака». Садака, которая обязательна для всех, верующих в Единого Бога.

***

Был как-то на одном меджлисе. Мама татарка, папа еврей. Сын, лет 12-13, ходит на занятия в синагогу. Сидим все за одним столом. Коран читаю, дуа. Про Бога разговариваем. После меджлиса хозяева раздают садака. Сын их тоже. Подходит ко мне и деньги дает: "Хазрат, это цдака для вашей общины".

12 апреля 2012 года

Ринат Баткаев

Хадис #42 Давайте больше милостыни

Тэги: 40 хадисов о женщинах

Сорок второй хадис

От Абу Саида аль-Худри что однажды он вышел вместе с Посланником Аллаха ﷺ на праздничный намаз: то ли адха, то ли фитр. И затем, после, он сделал наставление людям о милостыне. И он сказал: «О люди, давайте больше милостыни». И затем он подошел к женщинам и сказал: «О женщины, давайте больше милостыни. Поистине, я увидел, что вас больше всего в Аду». И они сказали: «Почему, о Посланник Аллаха ﷺ?» И он ответил: «Вы много проклинаете, не проявляете должного уважения к мужу. Я не видел из числа слабых разумом и верой, кто бы так лишал разума строгого мужчину, как вы, о женщины!» И затем Посланник Аллаха ﷺ покинул их. И когда он был у себя дома, то к нему пришла Зейнаб, жена Ибн Мас’уда, попросив разрешения войти, сказав: «Это Зейнаб, о Посланник Аллаха ﷺ». И он спросил: «Какая из них?» И она ответила: «Жена Ибн Мас’уда». И он сказал: «Да, разрешите ей». И ей разрешили зайти. И она сказала: «О Пророк Аллаха, ты велел сегодня нам раздавать милостыню. И у меня были украшения, и я захотела отдать их в виде милостыни, а Ибн Мас’уд сказал, что он и ребенок больше других заслуживают это, чем другие». И Пророк сказал, да приветствует его Аллах: «Прав Ибн Мас’уд. Твой муж и твой ребенок больше других заслуживают эту милостыню» (аль-Бухари).

Это последний хадис нашего цикла, и в нем заключены очень важные, может быть, и не очень приятные для женщин, но ключевые наставления.

Что касается того, что большинство обитателей Ада – это женщины, то мы этот вопрос разбирали.

Что касается «слабых разумом и религией», то Посланник Аллаха ﷺ в другой версии этого хадиса поясняет что это означает:

Они спросили: «В чем слабость нашей религии и разума, о Посланник Аллаха?» И он сказал: «Разве свидетельство женщины не половина от свидетельства мужчины?» И они сказали: «Да». И он сказал: «Это из-за недостатка ума. Когда женщина в периоде месячных, то разве она не оставляет намаз и пост?» Они ответили: «Да». И он сказал: «Это из-за недостатка их религии».

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, говорит, что понятие «недостатка» – вещь относительная, поэтому конкретный мужчина может быть глупее конкретной женщины и конкретная женщина может быть праведней конкретного мужчины. И, как указывает Ибн Хаджар в «Аль-Фатх», это обобщение сделано с целью облегчить донесение определенной мысли до тех женщин, которые слушали Посланника Аллаха ﷺ.

Также слово «накыс» можно понимать не в значении греха и изъяна, а в значении «неполный», и в этом контексте будет понятен ответ Пророка ﷺ в отношении намаза и поста.

Успейте заплатить садака фитр!

Что касается слов:

«Я не видел из числа слабых разумом и верой, кто бы так лишал разума строгого мужчину, как вы, о женщины!» – то их смысл сводится к тому, что, хотя женщины обычно и уступают мужчине в уме и поклонении, это не мешает им подчинять себе своих мужей, даже самых суровых и строгих, и навязывать им свою волю, а что говорить про слабых волей?

И, действительно, это так, особенно в наше время, в эпоху царства женщин. Каким бы мужчина ни был строгим, когда встанет вопрос за кого выдавать его дочь, его голос почти всегда не будет решающим, хотя Шариат установил «вилаят» отца над дочерью.

И поэтому мы видим воочию, как человек, который строг и суров с другими, дома находится в подчинении у жены и не может без ее одобрения ничего сделать.

Удивительно в этом хадисе, конечно, его окончание, когда жена Ибн Мас’уда пришла к Пророку уточнить вопрос касательно милостыни.

Между ней и ее мужем произошло разногласие: засчитывается ли милостыня, если жена отдаст ее своему мужу. В этот же самый день эта сподвижница начала действовать согласно повелению Посланника Аллаха ﷺ! Как же прекрасно это поколение!

И Посланник Аллаха ﷺ подтвердил правоту ее мужа и, более того, сказал, что он заслуживает это больше других.

Здесь сразу надо сказать, что речь не идет про обязательный закят, а про добровольную милостыню. И если женщина хочет сделать садака, то лучше всего отдать эти деньги мужу и потратить их на свою семью, потому что для женщины ее семья – лучшее приложение сил и усилий.

Аллах знает лучше.
_____________________________
Абу Али аль-Ашари, хафизахуЛлах

Духовное развитие

Что такое садака в Исламе

20 августа 2017

Ислам – это одна из самых распространенных религий на земном шаре. Ученые считают, что через несколько десятилетий уже каждый второй будет считать себя мусульманином. Чем же обусловлена такая популярность ислама? На эту тему религиоведы могут рассуждать часами в долгих философских дискуссиях. Но простые люди, следующие в своей жизни текстам Корана, утверждают, что ислам предписывает заботиться обо всех правоверных во имя Аллаха. Особенное отношение в исламе к садака. Этот термин является довольно глубоким и емким, поэтому требует подробного разъяснения. Сегодня мы расскажем вам о видах садака в исламе, его назначении и правилах, касающихся его в Коране.

Что такое садака?

Термин «садака» в исламе встречается довольно часто. С его толкованием в первую очередь должны разобраться правоверные, которые пришли к Аллаху недавно. Обычно об этом им должны рассказать старейшины либо более мудрые члены семьи.

В узком понимании значения садака в исламе можно сказать, что это милостыня, которая дается нуждающимся на добровольной основе. Но в более широком смысле слова, в котором и нужно рассматривать садака, он обозначает абсолютно любое благодеяние, свершенное ради Аллаха. Считается, что каждый, кто подает такую милостыню, получает благословение Всевышнего и тем самым накапливает добрые дела в своей земной жизни. Примечательно, что часто садака имеет нематериальный характер, подобное отношение к подаянию было принято еще в древние времена. В настоящее время в большинстве случаев милостыня выражается именно в денежном эквиваленте.

Перевод слова с арабского языка

Интересно, что перевод слова «садака» с арабского полностью отражает смысл, который оно несет. В дословном переводе термин означает «искренность», ведь только искренние намерения правоверного, подающего милостыню, могут стать основанием для получения одобрения Аллаха.

Во многих старейших религиях мира существуют слова, однокоренные садака. Подобными терминами пользуются евреи и даже христиане. А в исламе существуют имена производные от данного слова.

Видео по теме

Значение садака

Искренние и добровольные благодеяния имеют очень важное значение в исламе. Садака позволяет сгладить разницу между бедными и богатыми мусульманами, таким образом восстанавливается справедливость и формируются братские отношения между всеми социальными слоями правоверных.

Лучше всего подавать эту милостыню тайно, в таком виде она имеет большую ценность в глазах Аллаха. Тот, кто может одаривать другого и не кричать об этом на весь мир, получит благословение Всевышнего и его поддержку в делах. Но и открытый, прилюдный садака не возбраняется. Он может стать вдохновением для других людей, которые в будущем станут более щедрыми к неимущим, что очень важно для настоящего правоверного.

Закят и садака: отличия и сходство

Многие люди не видят разницы между этими двумя терминами и даже путают их, однако на самом деле, несмотря на то, что оба слова имеют отношение к подаяниям, они несут абсолютно разный смысл и значение.

Закят считается обязательной милостыней. Она должна подаваться каждым мусульманином и считается его священным долгом. Величина подаяния зависит от имущественного положения правоверного, отказаться от выплаты данной милостыни нельзя.

Садака, напротив, является добровольным подаянием, которое может выражаться в любых благих делах. Эта милостыня может восприниматься своеобразной ступенькой на пути духовного развития правоверного. Он должен дорасти до садака и совершать благодеяния с чистой душой и радостью в сердце. Причем величина подаяния ничем не регламентируется, она зависит только от намерений дающего.

Садака и ее виды в исламе

Мусульмане знают множество видов добровольной милостыни, которая будет ценной в глазах Аллаха. Сам Пророк Мухаммад выделял восемь видов благодеяний, которые могут сделать правоверные, не имеющие возможности раздавать садака в денежном эквиваленте:

  • чтение зикр;
  • порицание всех дурных поступков и взывание к возвращению на путь истинный;
  • очищение дорог от обломков и мусора, которые могут помешать передвижению других людей;
  • помощь в пути слепому;
  • посредничество в общении между глухонемым и остальными людьми;
  • помощь любому, кто взмолится о ней;
  • сопровождение человека, который не может идти по причине потери сил;
  • способствование общению людей, которым сложно это делать самостоятельно.

Как можно понять из этого списка, садака – это настоящий свод правил милосердного и доброго человека. Ведь заслужить благословение и одобрение Аллаха в первую очередь можно благими делами и уже потом деньгами.

На сегодняшний момент мусульмане считают хорошим садака согласно Корану, следующий список дел:

  • денежная помощь членам своей семьи;
  • финансовая поддержка родственников, несмотря на степень близости с ними;
  • помощь неимущим от здорового и опасающегося бедности человека;
  • милостыня от малоимущего мусульманина;
  • помощь другим людям в любых благих делах.

Примечательно, но Коран предписывает людям разумно раздавать садака. Они должны давать столько, сколько могут взять от своей семьи без вреда для их достатка. К тому же хозяин дома должен рассчитывать размер подаяния и на каждого из своих домашних, которые находятся на его попечении. Он обязан выплачивать садака и за них тоже.

Подаяние в месяц Рамадан

Милостыня в Рамадан называется в исламе фитр-садака. К этому виду милостыни мусульмане относятся очень ответственно. Подаяние необходимо раздавать в конце священного месяца. Целью фитр-садака является сплочение всей общины, стирание границ между страждущими, малоимущими, здоровыми и богатыми. В Рамадан каждый правоверный должен радоваться и славить Аллаха, а тот, кто имеет излишки, должен поделиться ими с неимущими.

С древних времен фитр-садака считается обязательным для всех, кто обладает продуктовыми излишками. Ведь заключается милостыня именно в различных продуктах. На сегодняшний день – это мука, крупы, финики и так далее. Данное подаяние должно уйти именно тем, кто испытывает реальную нужду, поэтому многие мусульмане отдают фитр-садака специально избранным членам общины, занимающимся раздачей милостыни малоимущим правоверным. В принципе возможно подаяние и в денежном эквиваленте непосредственно в руки нуждающихся, данный вариант не самый популярный, но и его не запрещает ислам.

Какую молитву читать получившему садаку в священный месяц? На этот вопрос вам сможет ответить каждый мусульманин. Дело в том, что отдать милостыню в Рамадан необходимо до чтения праздничной коллективной молитвы Ид аль-фитр. Ведь даже нуждающиеся должны радоваться вместе со всеми и восхвалять Аллаха за его милость.

Какое садака считается в исламе самым лучшим?

На этот вопрос довольно сложно ответить, ведь многое зависит от того, кто подает милостыню и каково его финансовое положение. Интересно, что садака в адрес членов своей семьи и родственников всегда считается наиболее предпочтительной. То же можно сказать, когда деньги подает неимущий человек, у которого каждая сумма находится на учете.

Но более всего ценится садака, который не прерывается со смертью человека. Это может быть строительство мечети в отдаленной деревне, школы для детей, не имеющих возможности ездить в город и получать образование, приюта для сирот или, к примеру, посадка фруктовых деревьев, с которых все члены общины могут собирать урожай.

Также ценна передача знаний. Каждый мусульманин, обучающий мудрости других, может считать это вид деятельности — садака и быть уверенным в одобрении своего поступка Аллахом.

Несколько слов вместо заключения

Не стоит считать, что каждое подаяние должно выражаться в денежном эквиваленте. Если вы хотите очистить свою душу и каждый день отдавать садака во славу Всевышнего, то просто будьте милосердны, добры, заботливы ко всем окружающим и не забывайте начинать свой день с улыбки и благодарной молитвы.

Комментарии

Похожие материалы

Духовное развитие
Что такое мазхаб в исламе?

Для того чтобы узнать, что это такое и сколько мазхабов в исламе, необходимо дать четкое определение этому термину. Также стоит выяснить корни его возникновения и пути развития.Что это?Термин «ма…

Духовное развитие
Джихад — это что такое? Значение слова "джихад". Что такое джихад в Исламе?

К исламу в современном мире отношение неоднозначное. Некоторые без доли сомнения принимают решение стать покорным слугой Аллаха. Другие же называют эту религию агрессивной. Приверженцы второго мнения считают, что исла…

Автомобили
Что такое тахограф в автомобиле и каковы правила его установки?

Тахограф для многих автолюбителей является загадочным и непонятным устройством, во многом — из-за его специфического предназначения. Хотя достаточно большое количество водителей мирятся с его присутствием, а некоторым…

Автомобили
Принцип работы АБС. Антиблокировочная система ABS. Что такое ABS в автомобиле?

Что такое АБС (антиблокировочная система), вернее, как правильно расшифровывается эта аббревиатура, сейчас знают многие водители, а вот что именно она блокирует, и для чего это делается, знают лишь очень любопытные. И…

Автомобили
Что такое ДВС в автомобиле?

Двигатель внутреннего сгорания в автомобилях – это самая главная составляющая.

Успейте заплатить садака фитр!

Если бы ДВС не был изобретен, тогда бы отрасль автомобилестроения, скорее всего, остановилась бы на колесе и не развилась дальше до …

Автомобили
Принцип работы коммутатора. Где находится коммутатор. Что такое коммутатор в автомобиле

Коммутаторы – это промышленные устройства, которые могут располагаться отдельно либо быть составной частью какой-нибудь электронной системы.Принцип работы коммутатора заключается в выборе нужной электриче…

Бизнес
Что такое франшиза в бизнесе? Договор франшизы. Условия франшизы

Все большее количество иностранных выражений, фраз и слов приходят в наш обиход. Это закономерное явление, ведь если еще пару лет назад какой-то термин был никому не известен, а сейчас у всех на слуху, то он оказался …

Бизнес
Что такое — франшиза в страховании?

Что такое страхование или страховое дело?  Это определенный вид экономических отношений, направленный на защиту имуществе…

Дом и семья
Что такое хронограф в часах и как им пользоваться?

Люди уже достаточно давно стараются упорядочить свое время. Но, как ни странно, что такое хронограф в часах, знают не все. Часовые мастера придумали его не так давно. Многие даже не умеют им пользоваться и не знают, к…

Дом и семья
Изделия пуш-ап: что такое особенное в них?

У вас уже есть бюстгальтер пуш-ап? Что такое особенное есть в этом белье? Чем оно отличается от других видов одежды? Давайте разбираться.

Главная  //  Традиции, обряды, обычаи  //    

Третьей (после буддизма и христианства, самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. В современном мире более миллиарда человек относится к мусульманам (от арабского "муслим", т. е. преданный, покорный; ислам — слово того же корня, означает: предание себя богу, покорность), хотя и Не все они — верующие. География ислама очень широка — страны Северной Африки, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии — в подавляющем большинстве исповедуют ислам.
В России он распространен в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкессии. Далее мы расскажем об основных обрядах мусульман.

Немного о религии
Никах
Джиназы
Ашура (шахсей-вахсей)
Суннат

Немного о религии
Ислам зародился в Аравии, в VII в.н.э. Основателем ислама был пророк божий Мухаммед — араб, живший в Мекке. Он получил от Бога ряд откровений, записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево — для евреев и Евангелие — для христиан. Коран разделен на 114 глав (сур). Дополняют и разъясняют Коран сунны. Сборники Сунны были составлены в IX в. и стали одной из основ общественной и религиозной жизни мусульман.

К главным обязанностям мусульманина относятся: обязательная пятикратная молитва; обязательное омовение перед молитвой; налог (закят) на имущество и доходы в пользу бедных, добровольные пожертвования и милостыня; ежегодный пост в течение месяца; паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни. Каждое из этих предписаний допускает и смягчение в затруднительных обстоятельствах. Вода для омовения в случае ее отсуствия может быть заменена песком, соблюдение поста необязательно для больных и т. д. В религии немало запретов: есть свинину, избражать бога, а также вообще изображать живые существа, человека или животных, пить вино и т. д.

К общепринятым во всем мусульманском мире относятся праздники Курбан-байрам (Ид-аль-адха), или большой байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (Ид-аль-фитр) — праздник разговения, Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда), Лейлят-аль-кадр (ночь предопределения) и Мирадж (ночь чудесного вознесения пророка на небеса).

Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому календарю. Мусульманский календарь — лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 года, когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину.

Изначально главными, наиболее занчимыми для мусульман считаются Курбан-байрам и Ураза-байрам. Еженедельный праздничный день мусульман — пятница.

В то же время последователи отдельных направлений в исламе (например, мусульмане-шииты) отмечают собственные праздники и исполняют специфические обряды.

Никах

В мусульманских странах брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответствующих обрядов, освящен именем аллаха. Такой религиозный свадебный обряд называется н и к а х. Вступающие в брак, их родители, ближайшие родственники приглашают муллу, который совершает обряд никах, т. е. читает соответствующие суры Корана, спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак. При этом молчание женщины принимается за ее полное согласие. Совершая никах, мулла читает обычно четвертую суру Корана, которая называется "Женщины". В суре подчеркнуто право мужчины на многоженство, на одностороннее расторжение брака, на применение наказаний, но осуждается излишняя жестокость мужа к жене, оговариваются имущественные права женщины — на приданое, на наследство. Коран все же несколько смягчает положение женщины, которое, по патриархальному обычному праву арабов, было очень тяжелым.
В наши дни калым — выкуп невесты — не рассматривается как обязательное условие брака (но желательное).

Джиназы
Мусульманский погребальный обряд сохранил многое из доисламских традиций. "Спешите хоронить своих мертвых, — говорил, согласно преданию, Мухаммед. — Они скорее достигнут вечного блаженства, если были праведны в земной жизни. А если они были порочны, то тем самым вы скорее удалитесь от них, осужденных гореть в пламени ада". Поэтому тело покойного у мусульман обычно предают земле в течение 24 часов после смерти. Освященное словами пророка это правило имеет большой смысл: в странах с жарким климатом, а именно там преобладающе живут народы, исповедующие ислам, трупы очень быстро разлагаются.

Тело покойного обмывают, натирают благовониями, раствором камфары, заворачивают в саван (кафан) из белого полотна, также пропитанного ароматическими веществами. Саван завязывается у головы и ног. Гроб или погребальные носилки накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Траурная процессия обычно не останавливается у мечети и следует прямо на кладбище. Перед захоронением мулла читает молитву, как правило, — это сура 36, называемая "Йасин".

Какое садака считается в Исламе самым лучшим?

(Буквы "йа" и "син", как полагают духовные авторитеты, являются своеобразной аббревиатурой обращения "Я инсан" /О, человек!/ По другим источникам, Аллах обращается не просто к человеку, а к Своему посланнику Мухаммеду.) В ней говорится о всесилии Творца, о рае и аде, посмертном воздаянии, воскресении из мертвых.

Хвала Владыке, Чья Рука
Вершит господство над мирами;
К Нему мы завершаем Путь земной (что начат Им).

Так сказано в суре 36 Корана.

Покойника кладут в могиле по-разному, исходя из местных народных обычаев. Но если хоронят в гробу, тело должно лежать либо головой, либо правым боком к Мекке. Если хоронят в саване, то слегка присаживают в нише, вырытой в боковой стенке могилы: лицо при этом должно быть обращено к Мекке.

Памятников на могилах обычно не ставят, ограничиваясь строгим каменным надгробием в виде круглого или четырехгранного столба.

В первоначальном исламе отношение к погребению было предельно простым. Это шло от кочевнических традиций. Бедуины не знали специальных кладбищ. Покойного просто закапывали в землю, не ставя даже надмогильных камней. Когда хоронили героя, то в знак уважения к нему на месте погребения убивали верблюда: больше туда никто не возвращался, и скоро исчезали все следы захоронения.

Обычай приносить в жертву скот во время поминок по умершему характерен для кочевников вообще, сохранился он и в исламе. Если язычники считали, что жертвенное животное сопровождает умершего на тот свет, то, по мусульманским поверьям, жертвоприношение искупает мелкие грехи покойного, т. к. мясо убитого скота распределяют между бедняками.

В наши дни после похорон устраиваются обильные угощения для всех присутствующих (поминки). Отмечаются поминками также 7, 40 дни и годовщина смерти.

Ашура (шахсей-вахсей)
День скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов,совершаемых в десятый день месяца мухаррема. Этот день скорби установлен в память о "мученической кончине" имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. В этот день ортодоксальные мусульмане, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе увечья в память о мученической кончине Хусейна.

Суннат
Так называется обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мальчики в 7-10 лет. Само происхождение слова "суннат" говорит о том, что обряд относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. (Сунна дополняет и разъясняет Коран, состоит из рассказов о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда.) Среди мусульман широко распространено мнение, что суннат полезен и даже необходим мужчине, целесообразен в гигиеническом отношении. Этот обряд рассматривается также как важная черта, характеризующая национально-религиозную принадлежность.

Литература:
1. Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: "Респекс", 1997 г.

Благотворительность в Исламе

«Тем, которые своим имуществом жертвуют на путь Божий, и своих пожертвований не сопровождают упреками и укорами, обидами и оскорблениями – тем награда от Всевышнего: им не будет страха, им не будет печали (в Судный день)» (Аль-Бакара 262)

«А что расходуете вы из добра это на себя же, (ведь) расходуете вы только из стремления к благоволению Всевышнего. Что расходуете вы из добра, будет возмещено вам, и не будете вы обижены». (Аль-Бакара 272)

«О люди! Делайте пожертвования из того, что вы припасайте – в этом польза для вас, а если утаите – в этом для вас убыток. Нет на вас вины, если оставите себе то, что нужно для ваших нужд; и в первую очередь расходуйте на тех, кто на вашем иждивении. Рука подающая лучше руки просящей». (Аль-Бухари). Сам акт подаяния, милостыня бывает разной по степени обязательности: строго обязательной (фарз) и желательной (мустахаб). Строго обязательной милостыня становится для людей, достигших определенного уровня благосостояния и владеющих нисабом. Это когда мусульманин обеспечил себя и свою семью всем необходимым, и сверх того в виде излишка в его распоряжении находятся в течение года без движения деньги или имущество эквивалентные не менее 20 мискалям золота (87,48 гр.) или 200 дирхемов серебром (612,36 гр.). Под всем необходимым имеется в виду жилище, одежда, обстановка и оборудование жилья, пропитание, оружие и средства самообороны и самозащиты, книги (для людей умственного труда), инструменты для работы.

С избыточного имущества – нисаба – уплачивается обязательная милостыня в размере 2,5% от размера нисаба. Такая милостыня является одним из пяти столпов Ислама – наряду с правильным Единобожием, совершением пятикратного намаза, соблюдением поста в месяц Рамадан и паломничеством в Мекку.

Что такое садака в Исламе

Называется она Закят и предназначена строго ограниченному кругу лиц:

— бедным (факирам), т.е. тем, у кого есть все необходимое, но нет нисаба

— нищим (мискинам), т.е. тем, кто не имеет никакого имущества

— на выкуп рабов из рабства

— должникам, которые из-за долгов, не могут обладать нисабом

— фи-сабиль-иллах – тем, кто находится в нужде

— путникам имущество которых осталось дома, и которые испытывают нужду в дороге

— сборщикам за их труд.

Мусульманин обязан самостоятельно вести учет собственного имущества и, по достижении уровня нисаба, добровольно выделять положенную часть на пожертвования. Так же самостоятельно нужно найти тех, кто имеет право на Закят и вручить им их долю. Можно поручить это сборщикам Закята или соответствующим благотворительным организациям, если их репутация не вызывает сомнений.

В то время как Закят является фарзом, действием строго обязательным, Саадака – дело добровольное, но желательное (мустахаб). Под этим термином подразумеваются такие дела, выполнение которым Шариатом поощряется. При этом нужно быть уверенным, что пожертвования не будут использоваться на совершение поступков, запрещенных Всевышним.

Учебно-реабилитационный центр

Закят и садака

«Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь их и оправдаешь» (сура «Покаяние», 103 аят).

В самой основе религии Ислам заложена идея социальной справедливости, к которой относится система мусульманских налогов, так называемая «садака», которую необходимо давать имущим и неимущим, «закят» и многое другое.

Как известно, одним из пяти столпов ислама является закят, который является обязательным годовым налогом в пользу бедных нуждающихся. Если вспомнить также о существовании садака, которая является добровольной милостыней, то можно смело утверждать, что социальная работа, благотворительность является одним из фундаментов ислама, то на чем наша религия держится. Мусульманские благотворительные организации, вакфы, которые стали настоящем мусульманской феноменам, стали возможно именно благодаря закяту и садаке.
В Коране закят, как и намаз, упоминается 27 раз. Само значение слова закят в арабском языке это «очищение» и «увеличение». В Священно Коране Всевышний Аллах говорит: «Получил прибыль тот, кто ее очистил» (сура «Солнце», 9 аят). Таким образом, выплата закята является очищением мусульманина.

О важности закята мы можем прочитать и в хадисах: «Как-то пришел один мужчина к Пророку (с.а.в.) и сказал: «Дай мне знать о таком деле, которое бы ввело меня в рай» Пророк (с.а.в.) сказал: «Поклоняешься Аллаху и не приобщаешь Ему никого в сотоварищи, выстаиваешь молитву, выплачиваешь закят и соблюдаешь кровное родство». (Приводится у Бухари и Муслима).

Благодаря тому, что закят это один из пяти столпов ислама, то есть обязательное для мусульман действие, история Ислама является, в том числе, и историей благотворительности беспрецедентных масштабов. Закят же стал важнейшим социально-экономическим явлением, который призван утвердить в обществе принципы социальной справедливости, который затрагивает многие аспекты жизнедеятельности общества. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня по всему мира открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята. Это касается и нашей страны. Например, при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан много лет активно работает Благотворительный фонд «Закят».

Какое садака считается в Исламе самым лучшим?

Можно с уверенностью говорить о том, что Ислам самая социально-ответственная религия, ставящая социальное служение в обязанность представителям уммы. Конечно, Ислам, как религия предполагает высокую духовность, но это ведь и религия с ярко выраженным социальным содержанием.

Надо сказать на это обращали внимание и народы, которые жили рядом с мусульманами. Вот, например, что писал по этому поводу в своих записках великий русский писатель Антон Чехов: 

«Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно…».

Реализация социального служения зависит от двух ключевых условий: желания и возможности. Если говоря о желании, мы понимаем, что сам дух Ислама способствует человеколюбию, появлению желания помочь нуждающимся, то для появления материальной возможности этой помощи в Исламе и существуют такие понятия как закят и садака. Именно благодаря им и стали возможны те многочисленные примеры социальных проектов, которыми богата исламская цивилизация.

Необходимо отметить, что расчет закята очень ответственная процедура, которая имеет свою специфику. Для примера опишем некоторые аспекты закята.

Закятом облагается золото, серебро, а также денежные средства и товар равный по стоимости 85 граммам золота, а также скот, мед и различные злаковые культуры.

Например, от одной тонны мёда необходимо платить 100 кг в качестве закята. Если говорить о злаковых культурах, таких как гречка, пшеница и рис, то с собранного урожая необходимо отдавать 1/10 часть для нуждающихся. В татарской традиции выплата 1/10 части урожая принято называть «Гошер-садакасы».
Пророк Мухаммад (с.а.в.) определил необходимое количество золота для выплаты закята в 85 грамм золота. Необходимо отметить, что речь идет только о том золоте, которое не находилось в течение лунного года в обороте, а просто лежит дома или в банке.
Закят с 85 грамм золота выплачивается в размере 2,5 процентов от его стоимости. Необходимость выплачивать денежные средства с серебра возникает, если у мусульманина есть 600 граммов серебра, которыми он в течение года не пользовался. Тогда надо выплатить 2,5 грамма от 600 граммов.

В нюансах высчитывания закята уже заложена большая справедливость. Например, если у вас есть 30 голов коров или быков и они в течении как минимум полугода паслись на лугах, и в течении всего этого времени их количество не становилось меньше 30 штук, то закят выплачивается в виде одной годовалой телки. Но если скот пасся на лугах меньше полугода, то закят выплачивать уже не надо. Например, В центральной части России, как правило, скот пасется на лугах меньше полугода. В южных же районах страны, наоборот, по 7-8 месяцев. В любом случае, в каждом отдельном случае надо подходить к этому вопросу индивидуально и строго высчитывать количество времени проведенного скотиной на лугах.

Говоря о современной российской действительности, также необходимо отметить, что выплачивать закята необходимо также с суммы от 120 тысяч рублей, которые в течение года не находились в обороте и просто лежали, например, дома. То же самое касается товара, который лежал на складе. Здесь надо ориентироваться на стоимость золота в тот период, когда подошло время платить закят.

Необходимо отметить, что существуют строгие правила по распределению закята. О них Всевышний говорит в суре «Тауба», в 60-ом аяте. Там перечислены категории людей, среди которых можно распределять закят. Их всего восемь: 

1. Бедные, которые не имеют возможности зарабатывать на жизнь: сироты, вдовы и безработные; 

2. Нуждающиеся – те, кто имеет лишь минимум элементарных средств существования; 

3. Тем, кто занимается сбором и распределением закята (им ,к примеру, как зарплата); 

4. Новообращенным мусульманам, которые близки к вере или еще слабы в религиозности; 

5. Для выкупа и освобождения рабов (в современных условиях это положение утратило актуальность, но, тем не менее, в свое время служила стимулом по отмене рабства); 

6. Должникам для освобождения от долговой зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни, расходы на семью, женитьба, покупка элементарного жилья; 

7. Мусульманам, находящимся на пути Аллаха, занимающимся исследованием и изучением Ислама. Эта дотация направлена на покрытие их расходов и на помощь им в продолжение занятий. Чаще всего речь идет о студентах; 

8. Путникам, которые испытывают трудности на чужбине и нуждаются в помощи для возвращения на Родину.

Важно отметить, что закят распределяется только среди мусульман. Об этом четко указано в Коране. Но не мусульманам тоже можно платить милостыню-садаку. Например, жена Пророка (с.а.в.) Айша кормила иудейку и Пророк (с.а.в.) засчитывал это как садака.

Перечислять все тонкости закята можно долго, но, к счастью, в нашей стране есть немало литературы, а также достаточно фондов, которые занимаются высчитыванием закята, поэтому каждый желающий может легко найти ответы на свои вопросы там.
Как уже было сказано выше, садака в отличие от обязательного налога закят, является добровольной милостыней, которую верующие выплачивают по собственному усмотрению.

Садака может выплачиваться не только деньгами, но и в виде таких вещей, как одежда и продукты питания. Более того, садакой могут считаться и такие нематериальные вещи как труд, время, сила, которую жертвуются на пути Всевышнего. Даже проявление терпения, человеколюбия и снисхождения, которые совершаются во имя Аллаха, могут считаться садакой.

Для российского общества, российских мусульман, чья история богата примерами благотворительной работы, возрождение такого института как закят и такой практики как садака имеет большое значение. Сегодня мусульманским организациям приходится вести большую разъяснительную работу среди исламского сообщества страны о том, что нельзя пренебрегать закятом и садакой. К сожалению, пока многие люди не понимают, что выплачивая закят они очищают свое имущество.

Возрождение социальной работы на том же уровне, какая была у татар, например, в 19 веке, возможно только в том случае, если современная татарская буржуазия, то есть предприниматели, бизнесмены осознают важность закята и садаки. Поднять культуру социального служения возможно только с возрождением традиции выплачивать закят и садаку, третьего пути здесь нет.
Илдар Баязитов

«Ярдэм» в лицах