Салим и анаркали

17.09.2018 0 Автор admin

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба родилась 1 октября 1542 года в княжеской семье государства Раджи Амбер, располагавшегося недалеко от Джайпура (средневековая Индия). Девушка носила титул принцессы Раджпутской и по словам историков, имела множество имен, которые запомнились в истории, как Хира Кунвари, Джодха Бай или Джодбай.

«Принцесса Раджпутская, или как ее называли в девичестве — Хира Кунвари, происходила из знатного армянского рода. Это подтверждают многие свидетельства, оставленные нам индийскими армянами , переселившимися в Индию в 16-17 веках», — рассказывает профессор и историк университета Махадх, Маниш Синха.

Выйдя замуж за императора Джалуддина Мухаммада Акбара, принцесса обрела известность.

Джодбай (Мариам –уз-Замани).

Акбар Великий, как его еще называли, был третьим падишахом Великих Моголов, прямым потомком Тамерлана и внуком Бабура, основателя династии. Во время его правления был введен запрет на браки между детьми и упразднен обычай «сати» (сожжение вдов вместе с умершими мужьями) . В первые годы своего правления он проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Падишах призвал индусов к единству и ввел в ислам обычаи из других религий , разрешив строить индуистские храмы, церкви и синагоги. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.

Свадьба Мариам и Акбара состоялась в Самбхаре, в 1562 году. Для Акбара Мариам была третьей по счету женой (на самом деле у него их было больше 200). Но из-за своей утонченности, храбрости и мудрости , она взяла первенство у всех остальных. Из истории известно, что Акбар искренне любил только одну — строптивую принцессу Раджпутскую.

При дворе Мариам была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами, использовала свое влияние и богатство для сооружения колодцев и каналов по всей стране. По ее повелению также было разбито множество прекрасных садов.

«Хира Кунвари, как любимая жена, обладала особенным характером. К тому же она была чрезмерно хитра, подарив императору наследника Джахангира, что еще больше закрепило ее положение на престоле», — рассказывает Синха.

Среди его жен, одна — Ругайя Бегум , была женщиной преклонных лет, другая — Салима Султан , была бездетна, а от других — дети умирали еще в младенчестве. В честь наследника и любимой жены Акбар воздвигнул мечеть в Лахоре, в современном Пакистане. Положение принцессы еще больше возросло и она стала носить имя «Мариам-уз-Замани», что означало «правительница века».

Так во времена правления императора Акбара и правительницы Мариам-уз-Замани Бегум , Империя Моголов достигла своего «золотого века».

«Правительница моголов всю жизнь помогала императору Акбару править. По религии Мариам-уз-Замани исповедовала буддизм. И до конца своих дней была предана своей вере», — говорит Синха.

В 1605 году после долгой болезни умер Акбар, а спустя семнадцать лет (1622 г.), умерла и Мариам. По буддисткой традиции ушедших должны были кремировать , но правительницу после смерти похоронили согласно преданиям ислама. Она похоронена в дворцовой усыпальнице из красного песчаника , построенного Акбаром еще при жизни. Дворец находится в нескольких километрах от Агры, недалеко от Фатезпури Сикри. Сейчас этот дворец является жемчужиной Индии, на который съезжаются посмотреть туристы со всего мира.

История Мариам и Акбара экранизирована в фильме «Джодха-Акбар», где главные роли исполнили Ритик Рошан и Айшварья Рай Баччан. Сценарий фильма сильно отличается от исторических фактов и это вызвало недовольство среди критиков киноиндустрии Болливуда. Но по мнению режиссера и сценаристов фильма, измененный сценарий не отразился на восторг и интерес публики .

История любви Салима и Анаркали это история, которую должен знать каждый влюбленный.

Акбар I Великий: биография

Основа легенды — принц Моголов, Салим влюбляется в куртизанку Анаркали. Отношения между Салимом и Анаркали возмутили императора Великих Моголов Акбара настолько сильно, что отец, решил пойти против сына войной.

Согласно легенде, Салим, сын великого императора Великих Моголов Акбара, влюбился в красивую куртизанку по имени Анаркали, в молодом возрасте. Анаркали, имя которой означает "цветок граната" (титул дали из-за её красоты) был знаменита из-за своих танцевальных навыков и неописуемой красоты. Считается, что ее первоначальное имя было Надира или Шарф-ун-Ниса. Принц был просто очарован её красотой и влюбился в неё, как только увидел её. Но Анаркали была обычной танцовщицей, не благородного происхождения.

Те люди, которые являлись низкого происхождения не могли поддерживать никаких отношений с более высокими кастами — это было строго запрещено обществом. Анаркали знала, что их роман был запретной темой в глазах отца Акбара, правителя империи Великих Моголов. И поэтому она предпочитала держаться от Салима подальше. Но могла ли она долго прятаться от любимого принца? Любовь не знает правил, и вскоре Анаркали тоже влюбляется в Салима.

Но такая сильная любовь не может быть долго скрытой от всех. Император не смог принять того, что его сын влюблен в обычную куртизанку. Он начал принуждать Анаркали отказаться от любви и подстраивал разные ситуации, чтобы очернить её в глазах молодого влюбленного принца. Когда Салим узнал об этом, он объявил своего отцу войну. Но гигантская могучая армия императора оказалась слишком сильной для войска молодого принца. Он получил поражение и был приговорен своим отцом к смертной казни.

Тогда Анаркали вмешивается и отказывается от своей любви, чтобы спасти своего любимого из лап смерти. Её замуровывают заживо в кирпичную стену прямо на глазах у своего возлюбленного. Но на самом деле, она не умерла. Гробница была построена в открытом тайном туннеле неизвестному Салиму. Говорят, она сбежала через этот туннель, чтобы никогда не вернуться обратно. Опечаленный Салим становится императором Джахангира.

Но он никогда не мог забыть свою единственную настоящую любовь — Анаркали. Когда он умер, её имя было последнее, что произнесли его уста. Так заканчивается трагическая история любви Салим и Анаркали.

< Орфей и Эвридика | Покахонтас и Джон Смит >

Ваши комментарии:

Джодбай (Мариам –уз-Замани).

ДЖОДБАЙ (МАРИАМ-УЗ-ЗАМАНИ)

«Конечно, огненные испытания напрягают каждую вибрацию любви. Так же, как Рама желал обладать полностью сокровенной Ситой, и царь Акбар желал объединения с сокровенной Джодбай. Но Джодбай правильно утверждала свои права, и магнит её сердца притягивал величайших и мудрейших Нашего времени. Да, часто находил муж сокровенную жену в огненной беседе со своими министрами. При мудрой Джодбай не было нужды. Двор Акбара был очень посещаем. Скажу, родная, объединение Индии могло произойти Нашим объединением. Джодбай обладала тем магнитом, который сравним лишь с солнечной вибрацией. Страдания и счастье огненно переплетались в сердце. И Сита потом не являла полной любви. Царица любила очень, но ещё больше любил царь царицу.

-Как же могла любить она полностью при существовании других жён?

Браки те были политические, и много было явлено пренебрежений. Также Джодбай выезжала на охоту с величайшими мудрейшими Нашего времени. Двор при Акбаре был очень смешанным, и традиции были совсем особые…»
                                                                                                                    «Высокий Путь»
                                           

* * *

Замечательный, красочный фильм «Джодаа-Акбар» появился на мировых экранах в 2008 году. Главные роли исполнили ведущие и красивейшие актёры Болливуда(Голливуд в Мумбае)- Хритик Рошан и Айшварья Радж Баччан. Фильм был встречен широкой публикой с большим интересом и восхищением, в то же время определённую критику, так как некоторые исследователи считают, что настоящее имя любимой жены Акбара было Мариам-уз-Замани, а Джодбай её стали называть позднее. Следует отметить,  что Мариам-уз-Замани также называли «Джодбай» в другом прекрасном фильме, посвящённом Акбару, снятым в 1960г. и ставшем классикой Индийского кинематографа-«Могол-е-Азам».

Приведённые выше слова Владыки о Джодбай, в принципе, не противоречат  тексту, написанному современным Индийским автором, и его мы предлагаем вашему вниманию.

* * *

     Мариам–уз-Замани Бегум Сахиба, или кратко Мариам–уз-Замани родилась 1 октября 1542 года. Её также называли Радж Кумари Хира Кунвари Сахиба, или просто Харкха Бай. Она была Раджпутской принцессой, старшей дочерью Качваха Раджпут, Раджи Бхармал, Раджи Амбер-княжеского государства в средневековой Индии, находившегося около Джайпура.

Статус Мариам-уз-Замани  возвысился, когда она вышла замуж за Могольского императора Джалуддина Мухаммада Акбара. Она стала матерью императора Нуруддина Салима Джахангира, наследника трона её мужа.

 Её имя в Могольских хрониках было записано, как Мариам–уз-Замани, и  поэтому мечеть в её честь была воздвигнута в Лахоре, современном Пакистане.

Великий Акбар

Её имя в некоторых источниках также упоминается, как Джода Бай или Джодбай, хотя при  жизни под этим  именем её не знали.

Хира Кунвари была сестрой Бхагвандаса и тётей Ман Сингха-I Амбера, который впоследствии стал « одним из  девяти жемчужин» (Наваратнас) при дворе Акбара.
Хира Кунвари(её девичье имя) вышла замуж за Акбара 20 января 1562 года, Свадьба состоялась в Самбхаре, недалеко от Джайпура. Она стала третьей женой Акбара и одной из трёх главных королев. Хира Кунвари была на 22 дня старше своего мужа.

(примечание переводчика: день рождения Акбара -15 октября 1542 года)
Первая жена Акбара, Ругайя Бегум, была бездетна, а второй женой стала Салима Султан, вдова преданного ему генерала-Байрама Кхана. После замужества Хира Кунвари получила имя-титул Мариам–уз-Замани, что значит « Мэри века»

Будучи по своему рождению индуистской веры, она осталась преданной последовательницей Владыки Кришны, несмотря на то, что ей пришлось сменить веру. До сих пор её дворец украшен рисунками и фресками со сценами из жизни Кришны.  Говорят, что Мариам–уз-Замани была активно вовлечена в политическую жизнь империи до тех пор, пока императором  не стал Нур Джахан.

Также как и другие избранные женщины Могольского двора, Мариам–уз-Замани могла издавать официальные документы, хотя эта привилегия обычно принадлежала исключительно императору. Своё богатство и влияние она использовала для разбивки  садов, сооружения колодцев и мечетей по всей стране.

В 1586 году она устроила свадьбу своего сына, принца Салима(Джахангира) со своей племянницей, принцессой Манмати (Манбхавати Бай), которая стала матерью принца Кхусро Мирзы.

Мариам–уз-Замани принадлежали корабли, на которых пилигримы добирались до Исламского святого города Мекка и обратно. В 1613 году её корабль «Рахими» захватили португальские пираты вместе с 600-700 пассажирами и грузом. Когда португальцы официально отказались возвращать корабль и людей, из Могольский двор отреагировал очень сурово. Сын Замани, Индийский император  Джахангир приказал захватить португальский город Даман.

Мариам–уз-Замани умерла в 1622 году. Усыпальница была сооружена ещё при её жизни, в 1611 году, и она находится у национальной скоростной дороги Дели-Агра, возле Фатехпури Сикри.  Мариам–уз-Замани, рождённая и воспитанная в индуистской религии, была похоронена согласно исламской традиции, и её не кремировали, как это делают в индуизме.

 Существующее ныне убеждение, что Раджпутская жена Акбара, мать Джахангира, была известна под именем Джодха бай(Джодбай). В известном биографическом труде, посвящённом Акбару, «Тузук-е-Джахангир», её называют Мариам Замани. Ни в автобиографии « Акбарнама», ни в других исторических текстах того времени её не называют Джодбай.

По мнению профессора Ширин Мусви, историка из Мусульманского Университета Алигарх, жену Акбара впервые назвали Джодбай в 18 веке в одном из исторических исследований. Согласно мнению другого профессора женщина по имени Джодбай вовсе не была женой императора Акбара, а она была раджпутской женой Джахангира, принцессой Манми из Джодпура. Есть и другие мнения относительно имени Джодбай. На презентации фильма « Джодаа-Акбар» Падмини Деви, представительница  королевской семьи Джодпур, открыто заявила, что женщина по имени Джодхабай существовала на самом деле, и что она вышла замуж за Императора Акбара. Их союз принёс мир между Моголами и Раджпутами. Согласно мнению профессора Чандры, кем бы ни была та женщина,-имя Джодаа ей было дано потому, что она родом из государства Джодпур.

                                                                     Перевод с англ. Галины Ермолиной

 

Примечание переводчика: Однажды во  время экскурсии в Дели нас привезли в роскошный магазин Imporium, что находится недалеко от знаменитого Кутаб-минара. Мне очень хотелось приобрести небольшое изображение Акбара, но при разговоре с владельцем магазина стало понятно, что здесь всё очень дорого, и чудесный небольшой портрет Акбара, выполненный на белом мраморе, я не могу себе позволить. Всё же я продолжала расспрашивать о том, что ещё, связанное с Акбаром,  есть у него в магазине. Если не купить, то хотя бы посмотреть. Уверовав в мой неподдельный интерес, хозяин магазина предложил нам подняться на второй этаж, где на стенах висели портреты императорской семьи моголов. Все портреты были старинного письма и вида. Потрясающее зрелище! Среди всех прекрасных портретов особенно притягивали внимание два портрета-Акбара и Джодбай, как подтвердил хозяин магазина. Это парадные портреты, Акбар и Джодбай сидят в креслах, каждый держит цветок в руке-согласно канонам портретной живописи того времени. Акбар на портрете выглядит очень узнаваемым, а Джодбай похожа на своё изображение на другом портрете.
 

 

Биография

Араш Лабафзаде родился 23 апреля 1977 года в Тегеране. Первые 10 лет своей жизни прожил в Тегеране Оттуда вместе с родителями эмигрировал в Европу. В конце 1980-х годов переехал в шведский город Упсала, где прожил около пяти лет. Тогда же он изменил фамилию Лабафзаде на Лабаф. Позже вместе с семьёй переехал в Мальмё, где и живёт до сих пор. По окончании колледжа заинтересовался музыкой. В одном из интервью он рассказал о своих первых выступлениях:

Сочинял и продюсировал музыку, в частности, писал саундтреки для индийских и шведских фильмов. В 2004 году сингл Boro Boro стал хитом № 2 в Швеции за 4 недели и далее занял первые места практически во всех мировых чартах и хит-парадах.

Далее последовали два года упорной работы, гастролей по всему миру, из которых самые яркие моменты — полный аншлаг в Universal Amphitheatre, Лос-Анджелес, съемки в болливудском фильме Bluffmaster, выступление на вечеринке в честь дня рождения мэра Москвы, пара сотен живых концертов и записей на ТВ более, чем в двадцати странах мира.

В марте 2005 года Араш выпускает свою первую пластинку «Arash». Одну из песен он спел вместе со шведским рэпером Тимбукту, а другую — с иранским певцом Ebi.

Мариам-уз-Замани – «правительница века»

Альбом «Arash» стал самым продаваемым альбомом 2006 года (премия MIDEM) и попал в топ-5 IFPI (International Federation of the Phonographic Industry).

Следующий большой проект Араша — сингл «Donya» — стал событием музыкальной индустрии мирового масштаба. Над этим треком Араш работал вместе со звездой ямайского регги Шэгги, в биографии которого к тому времени уже были платиновые альбомы в США.

Релиз «Donya» победно прокатился по всему миру, сделав имя Араша узнаваемым среди любителей поп-музыки в самых разных странах: Швеция, Австрия, Германия, Россия, Польша,Азербайджан, Сербия, Венгрия, Грузия, Украина, Таджикистан, Израиль, Греция, Болгария, Турция, Чехия — и это не полный список! В пяти странах «Donya» приобрел статус золотого.

В России Араш записал несколько синглов с популярными российскими исполнителями: группа Блестящие (Восточные Сказки), Анна Семенович (На моря), Крёстная Семья (Baskon), Фабрика (Али-Баба).

В 2006 году коллекция наград Араша пополнилась двумя премиями Золотой Граммофон.

Альбом «Donya» вышел в 2008 году. В него вошли трек «Donya» и дуэт «Pure Love». В 2009 году трек «Pure Love» стал самым продаваемым на территории России и СНГ. Помимо Шэгги, в двухлетней работе над альбомом Арашу помогали родоначальник шведского рэпа Lumidee и известный хитмейкер Тимбукту.

Самые крупные концерты: живое выступление на открытом стадионе в Казахстане в городе Алма-Ате — 100 000 человек и в Польше, Щецин — 120 000.

На закрытых площадках — 2 шоу в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве, по 40 000 человек каждое.

Певец продал более миллиона копий своего альбома. Араш сделал то, что до него удавалось немногим — исполняя свои песни не на английском, а на не понятном большинству его фанатов фарси, сумел стать настоящей звездой.

Араш также известен и как талантливый композитор.

В ноябре 2008 года он выслал на отборочный тур по Евровидению в Азербайджан свою англоязычную композицию «Always». В феврале 2009 года стало известно, что Айсель и Араш представят Азербайджан в Москве именно с песней «Always». 14 мая Айсель и Араш по результатам голосования во втором полуфинале прошли в финал конкурса, где заняли третье место, уступив Норвегии и Исландии.

В марте 2011 года завершились съемки фильма «Rhino Season» иранского режиссера Bahman Ghobadi, где Араш и голливудская актриса Моника Беллуччи сыграли в главных ролях.

Араш и Хелена стали специальными гостями Премии МУЗ-ТВ 2011. 3 июня 2011 года звезды поднялись на сцену Олимпийского и исполнили свой хит «Broken Angel».

Личная жизнь

28 марта 2011 года Араш женился на своей подруге Беназ, с которой познакомился в 2004 году. Свадьба проходила в Дубае, на берегу Персидского залива.

Синглы

  • Temptation (совместно с Ребеккой Задиг)
  • Tike Tike Kardi
  • Boro Boro
  • Arash (совместно с Хеленой Юсефссон)
  • Chori Chori (совместно с Анила Мирза)
  • Восточные Сказки (совместно с группой «Блестящие»)
  • Donya (совместно с Shaggy)
  • На Моря (совместно с Анной Семенович)
  • Pure love (совместно с Хеленой Юсефссон)
  • Always совместно с (Айсель Теймурзаде)
  • Broken angel (совместно с Хеленой Юсефссон)

Альбомы

  • Arash, 2005
  • Crossfade, 2006
  • Donya, 2008

Фильмография

  • «Bure Bure» (Болливуд, 2005)

Акбар I Великий

Биография

Акбар Великий был сыном императора Хумаюна. Родился 14 октября 1542 года в городе Амаракоте, расположенном в долине Инда в Синде (ныне провинция Пакистана), где провёл первые 12 лет своей жизни. В 1555 году он вместе со своим отцом Хумаюном переехал, вернулся в Дели, который превратился в центр литературного и художественного возрождения.

В 1556 году Хумаюн умер, и Акбар в возрасте 14 лет стал правителем. Через четыре года он изгнал регента Байрам-хана и, подавив ряд мятежей (в частности Баз Бахадура в Мальве), в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году, приступил к расширению границ доставшейся ему в наследство империи. Акбар объединил Раджпутану, Гуджарат, Бенгалию и Кашмир. Основная часть его долгого правления была посвящена тому, чтобы подчинить непокорных правителей Северной Индии и установить в стране прочный мир. Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли.

Государственными языками Могольской империи (не путать с «монголами») являлись тюркский и хинди. В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ. Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук и искусства, собрав вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников. Его ближайший сподвижник, визирь Абу-л Фазл, был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившем записки о правлении Акбара. В период правления Акбара была создана школа живописи, собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-сикри («города Победы»).

Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Одинаково доброжелательно относившийся ко всем своим подданным, он разрешил свободное вероисповедание всех религий.

С 1582 году он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем, и представлявшей собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум» и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор».

В 1580—82 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами». Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Салима. Умер Акбар в 1605 году, престол унаследовал Салим под именем Джахангира.

Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на не-мусульман и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Смерть и наследие

3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в местечке Сикандра (город Агра).

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати, легализации повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Журнал «Time» включил его имя в свой список «Топ 25 мировых лидеров».

Акбар в культуре

В кинематографе

  • Великий могол () (1960)
  • Джодха и Акбар (2008)

В компьютерных играх

  • В Age of Empires III: The Asian Dynasties Акбар представлен как лидер играбельной цивилизации Индии
  • В Sid Meier’s Civilization V представлен как один из Великих Генералов

ИМПЕРАТОР ДЖАХАНГИР.

После Акбара (в 17 веке) Императором стал Джахангир(1605 – 1627). Так как в политике царил мир, то и при дворе Джахангира было много музыкантов-исполнителей, и музыкальные традиции двора Акбара продолжались.

“САНГИТ ДАРПАН” — ПАНДИТ ДАМОДАР.

В тот же период времени была очень популярна книга по музыке, написанная Пандитом Дамодаром – “Сангит Дарпан”. В книге дано подробное описание Раг и Рагинь.

ВЕЛИКИЙ МОГОЛ

Книга имела большую практическую ценность и была известна далеко за пределами Индии. Она даже была переведена на язык Фарси, как говорится в книге англичанина Сэра Вильяма Джонса “Музыкальные обычаи индусов”.

ИМПЕРАТОР ШАХАДЖЕХАН.

В период Императора Шахаджехана (1628 – 1658) Индийская музыка получила дальнейшее развитие. Поток музыки понесся дальше с огромной скоростью, потому что сам Император был не только большим любителем красоты и искусства, но и певцом. Великий Тадж Махал – действительно великий мемориал его любви к его королеве. Махал стал предметом поэзии и музыки. Это вечный источник вдохновения, любви и красоты.

Император Шахаджехан внес большой вклад в музыку. Его двор был полон певцов и музыкантов. Он был поэтом, и его мелодичные песни на Урду были популярными. Два великих певца: Диранг Кхан и Лал Кхан – почитались особо. Император оценил их на вес серебра, цена которого в то время была приблизительно 4500 рупий.

Великие имена в музыке — Рамдас и Джаганнатх Пандит — ассоциируются с Шахаджеханом.

Как все знают, последние дни его Величества были трагичными. Он провел их в заточении. Его собственный сын Аурангзеб заточил в тюрьму не только его, но и музыку и красоту. Такой закат своей жизни Император смог перенести только благодаря своей любви к музыке, красоте и искусству.

Это редкий пример силы воздействия, власти музыки, красоты и искусства в человеческой жизни. Музыка — не только спаситель, но и опора в жизни.

Моголы, в основном, — любители музыки. В их жизни не было места ненависти к ней. В политической битве Шахаджехан действительно проиграл Аурангзебу. Но Шахаджехан был Великим Моголом, выходцем из великой императорской семьи Бабар и Хумайун. История о Бабар и Хумайун – опять столь нетипичный, странный случай в истории Моголов, что о нем стоит упомянуть. Бабар предложил свою собственную жизнь за сына, он умер, а Хумайун остался в живых, несмотря на смертельное заболевание. Зная этот великий пример жизни и смерти, легко понять, как великий любитель музыки и красоты, смог так легко предложить трон своему сыну, ведь трон никогда не является чем-то более ценным, чем жизнь. Если один может пожертвовать жизнью, другой – может легко пожертвовать троном, но это было не совсем так. Ведь жизнь в тюрьме означает не что иное, как жизнь в одиночестве. Но для такого любителя музыки, как Шахаджехан, одиночество не крест (наказание), а благословение. Как сказал поэт: “Каменные стены еще не делают тюрьмы, а железные прутья – клетки”. В тюрьме Шахаджехан жил в благородной компании музыки. Любитель музыки никогда не одинок.