Саудовская аравия политический режим

27.04.2018 0 Автор admin

Государственное устройство Саудовской Аравии

Первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной, были приняты в марте 1992. Согласно Основам системы власти, Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (шариата).

Высшие органы власти включают главу государства и наследного принца; Совет министров; Консультативный совет; Высший совет правосудия. Однако реальная структура монархической власти в Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся его отношения с религиозными лидерами. Столь же важным для стабильности королевства является поддержка знатных семейств, таких, как ас-Судайри и Ибн Джилюви, а также религиозного семейства Аль аш-Шейх, являющегося побочной ветвью династии Саудидов. Эти семейства остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух столетий.

Центральная исполнительная власть.

Глава государства и религиозный лидер страны (имам) — Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд (с 13 июня 1982), одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. С 1932 страной правит династия Саудидов. Глава государства обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих элементов саудовского общества.

Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992. Наследник престола назначается при жизни самим королем с последующим одобрением улемов. В соответствии с племенными традициями в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роде, наиболее соответствующему для выполнения функций правителя. С 1995, в связи с болезнью монарха, фактическим главой государства является кронпринц и первый вице-премьер Абдалла бен Абдель Азиз Аль-Сауд (единокровный брат монарха, наследник трона с 13 июня 1982, регент с 1 января по 22 февраля 1996). Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти в стране, в начале июня 2000 решением короля Фахда и наследного принца Абдаллы был образован Королевский семейный совет, который включает 18 наиболее влиятельных прямых потомков основателя аравийской монархии Ибн Сауда.

По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом. Кабинет состоит из премьер-министра, первого и второго вице-премьера, 20 министров (в т. ч. министра обороны, который является вторым вице-премьером), а также государственных министров и советников, назначаемых в качестве членов совета министров декретом короля. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помогают королю выполнять его полномочии в соответствии с конституцией и другими законами. Король имеет право в любое время распустить или реорганизовать Совет министров. С 1993 продолжительность работы каждого министра ограничивается четырехлетним сроком.2 августа 1995 королем Фахдом были произведены наиболее значительные за последние десятилетия кадровые изменения в кабинете министров, который покинули 16 из 20 министров действующего правительства.

Законодательная власть.

Законодательного органа нет — король управляет страной посредством указов. С декабря 1993 при монархе действует Консультативный совет (КС, Меджлис аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи и представляющий собой первый в истории Саудовской Аравии общественный форум. КС призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть представлены непосредственно королю и председателю совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить, какой вариант будет принят.

Согласно указу 1993, Консультативный совет состоял из 60 членов и председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 численность КС возросла до 90 членов, а в мае 2001 — до 120. Председатель Совета — Мухаммед бен Джубейр (в 1997 сохранил за собой пост на второй срок). С расширением изменился и состав Совета, в 1997 в него впервые были включены три представителя от шиитского меньшинства; в 1999 на заседаниях КС было разрешено присутствовать женщинам. В последнее время значение Консультативного совета постепенно усиливается. Со стороны умеренной либеральной оппозиции звучат призывы провести всеобщие выборы в КС.

Судебная система.

В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями. В 1993 были приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и гражданские дела; Шариатского или Кассационного Суда; и Верховного Суда, который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи, кади. Члены религиозных судов назначаются королем по рекомендации Высшего Совета Правосудия, состоящего из 12 старших юристов. Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.

Местные органы власти.

В соответствии с королевским указом 1993 Саудовская Аравия была разделена на 13 провинций (эмиратов). Указом 1994 провинции были, в свою очередь, поделены на 103 округа. Власть в провинциях принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемым королем. Во главе наиболее важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы, принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных семейств.

В 1975 власти королевства издали закон о муниципальных выборах, однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы. В 2003 было объявлено о намерении провести первые в истории королевства выборы в муниципальные органы власти. Выборной станет половина мест в 14 региональных советах, вторая половина будет назначаться саудовским правительством. Выборы в советы регионов рассматриваются как шаг к реформам, о которых в мае 2003 заявил король Фахд.

Права человека.

Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав. К числу наиболее очевидных нарушений прав человека в Саудовской Аравии относятся: плохое обращение с заключенными; запреты и ограничения в области свободы слова, прессы, собраний и организаций, религии; систематическая дискриминация женщин, этнических и религиозных меньшинств, а также подавление рабочих прав. В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.

Политические партии и движения.

Несмотря на запрет деятельности политических партий и профсоюзов, в стране существует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций различной ориентации.

Левая оппозиция включает в себя немногочисленные группы националистической и коммунистической ориентации, опирающихся главным образом на иностранных рабочих и национальные меньшинства, среди них: Голос авангарда, Коммунистическая партия Саудовской Аравии, Партия арабского социалистического возрождения, Партия зеленых, Социалистическая партия труда, Социалистический фронт Саудовской Аравии, Союз народов Аравийского полуострова, Фронт освобождения оккупированных зон Персидского залива. В последние годы их активность заметно снизилась, многие группы распались.

Либеральная оппозиция организационно не оформлена. Она представлена в основном бизнесменами, представителями интеллигенции, технократами и выступает за расширение участия различных представителей общества в управлении государством, ускоренную модернизацию страны, политические и судебные реформы, введение институтов западной демократии, уменьшение роли консервативных религиозных кругов и улучшение положения женщин. Число сторонников либеральной оппозиции невелико, но в последнее годы королевский режим, стремящийся сохранить хорошие отношения с Западом, вынужден все больше прислушиваться к её мнению.

Наиболее радикальной оппозиционной силой являются консервативные и религиозно-фундаменталистские исламские круги суннитского и шиитского толка. Исламистское движение возникло еще в 1950-е как конгломерат неформальных групп, но окончательно оформилось только к началу 1990-х. Среди суннитской оппозиции выделяются три течения: умеренное крыло традиционалистского ваххабизма, воинственное течение неоваххабизма и либерально ориентированное течение сторонников исламских реформ.

К числу традиционалистов относятся многие улемы, престарелые богословы, а также некогда могущественные шейхи племен. В 1990-е традиционалисты были представлены такими организациями, как "Группа подражания благочестивости предков", "Группа сохранения Корана", "Единобожники", "Призывающие" и др.

Неоваххабиты, по мнению многих экспертов, опираются на безработную молодежь, учителей и студентов-теологов, а также бывших моджахедов, сражавшихся в Афганистане, Алжире, Боснии и Чечне. Они резко критикуют правительство за его действия в период войны в Персидском заливе, иностранное военное присутствие в стране, модернизацию общества по западному образцу и выступают в защиту исламских ценностей. Спецслужбы предполагают, что наиболее воинственные круги неоваххабизма связаны с международными террористическими организациями ("Аль-Каида", "Братья-мусульмане") и могут стоять за рядом нападений, совершенных на иностранцев в 1990-е и начале 2000-х.

Умеренные исламисты представлены "Комитетом по защите законных прав" (образован в мае 1993) и "Движением за исламскую реформу в Аравии" (возникло в марте 1996 в результате раскола Комитета). Обе группы действуют преимущественно в Великобритании и в своих заявлениях сочетают радикальную исламистскую риторику с требованиями проведения реформ в политической, социальной и экономической сфере, расширения свободы слова и собраний, контактов со странами Запада, соблюдения прав человека.

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются "Саудовская Хезболлах" (известная также как "Хезболлах Хиджаза", до 1000 чел) и "Исламский джихад Хиджаза". Более умеренным является "Шиитское движение за реформы", возникшее в начале 1990-х на базе "Организации исламской революции". С 1991 оно издает "Аль-Джазира аль-Арабия" в Лондоне и "Арабиэн монитор" в Вашингтоне.

Внешняя политика.

Саудовская Аравия — член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 — член МВФ и МБРР, с 1960 — член Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации — Исламского банка развития, созданного в 1969.

Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран — экспортеров нефти — облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление "нормальных отношений". Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.

Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт — Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002).

Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением "Талибан", прерванные в 2001.

Политические режимы арабских монархий: сравнительный анализ

С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.

Территориальные конфликты.

В 1987 была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим.12 июня 2000 было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 и в марте 2001. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом.

Вооруженные силы.

С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП. Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил противовоздушной обороны, Национальной гвардии, Министерства внутренних сил. Верховный главнокомандующий — король, непосредственное руководство вооруженными силами осуществляют Министерство обороны и Генеральный штаб. Все командные должности занимают члены правящей семьи. Общая численность регулярных вооруженных сил составляет около 126,5 тыс. чел. (2001). Сухопутные войска (75 тыс. чел) имеют 9 бронетанковых, 5 механизированных, 1 воздушно-десантную бригады, 1 полк Королевской гвардии, 8 артиллерийских дивизионов.

На вооружении 1055 танков, 3105 БТР, св.1000 единиц артиллерии и ракетных установок. ВВС (20 тыс. чел) имеют на вооружении св.430 боевых самолетов и ок.100 вертолетов. Силы ПВО (16 тыс. чел) включают 33 ракетных дивизиона. ВМС (15,5 тыс. чел) состоят из двух флотилий, имеют на вооружении ок.100 боевых и вспомогательных кораблей. Основные военно-морские базы — Джидда и Эль-Джубайл. В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс). Комплектование вооруженных сил осуществляется по принципу добровольного найма.

Абсолютистские режимы в Европе 18 века.

Политическая история периода Великой Французской революции.

Понятие «Старый порядок»: характерные черты, политическая эволюция, тенденции общественного развития. «Эхо» Американской революции. Периодизация и особенности политических процессов в ходе Великой Французской революции: от абсолютизма к якобинской республике. Первая революционная волна 1790–1795 гг. и ее результаты. Легитимистская реакция Европы, трансформация роли и места революционной и наполеоновской Франции в системе международных отношений. Наполеоновский порядок в Европе и его «экспорт» вовне. Континен­тальная блокада. Политическая составляющая антинаполеоновских коалиций. Причины и неизбежность «100 дней». Политическая нестабильность в романских странах Европы как следствие французской оккупации, «буря и натиск» в Германии, «блестящая изоляция» Великобритании. Начало самостоятельной политической истории Нового Света. «Соединенные штаты Америки» как политическая идея, попытки ее реализации в Латинской Америке. Положение независимых государств после триумфа Боливара и его соратников. Особенности политических режимов Латинской Америки в XIX в. Становление на практике внешнеполитического принципа «Америка для американцев».

Лекция (2 часа)

1. Первая Республика и ее экспансия.

2. Наполеоновские войны и их итоги

3. Революции в Новом Свете

≪Старый режим≫ представлял собой общество,

в котором почти каждый класс и группа населения, от высшей знати и духовенства до ремесленника гильдии, обладал специфическими правами и привилегиями. Старый режим окончательно смела ВФР.

Следует признать тот факт, что структура и политическое устройство

европейского общества к тому времени уже давно были достаточно

сложными. Подробнее мы остановимся только на двух примерах

абсолютных монархий, которые при всем несходстве своего развития

стали моделями для остальной Европы — Франции и Бранденбург-

Пруссии.

Абсолютистские режимы в Европе 18 века.

1. Французский абсолютизм.

2. Абсолютизм в германских землях

Черты абсолютных монархий:

1. Общегосударственная бюрократическая машина.

2. Единая государственная экономическая политика

3. Формирование единой налоговой системы

4. Формирование постоянной армии

5. Унификация законодательства.

За исключением Британии, в которой революция произошла

в ΧνΠ в., и некоторых небольших государств, абсолютные монархи

были у власти во всех европейских государствах, там же

где они не правили, наступали анархия, разброд, и такие государства

поглощались своими соседями, как, например, Польша. В Польше, которая была в то время более чем когда-либо аристократической

республикой, господствовали невероятно богатые дворянские

фамилии, избиравшие практически беспомощного короля. Для сохранения

своей ≪золотой свободы≫ они выработали практику ≪liberum

veto≫ в абсолютно аристократическом по составу польском сейме, каждый

делегат которого мог наложить вето не только на любое предложение,

но и на все законы, уже принятые на данной сессии, и тем самым

распустить последнюю. В результате Польша стала практически неуправляемой страной; ее политика зависела от интриг и взяток соседних

государств, а ее земли стали полем битвы иностранных армий.

В Италии свое независимое республиканское устройство все еще сохраняла

Венеция; того же устройства придерживались швейцарские

кантоны, объединенные в сложную Гельветическую конфедерацию.

Швеция колебалась между парламентской и абсолютной монархией,

а в Соединенных Провинциях квазимонархия дома Нассау была

сильно ограничена Генеральными штатами и особенно Штатами богатой и урбанизированной провинции Голландия.

Абсолютная монархия, какой бы передовой и склонной к новациям она ни была, считала невозможным и действительно выражала мало желания порывать связи с иерархией

знатных землевладельцев, к которым в конце концов она принадлежала, чье значение она символизировала и выражала и от чьей поддержки главным образом зависела. Абсолютная монархия, как бы теоретически она ни вольна была поступать

самовластно, на практике принадлежала миру, который. Просвещение

окрестило ≪феодализмом≫

Такая монархия была готова использовать все возможности для укрепления

своего авторитета и увеличения доходов от налогообложения

внутри государства. А это так или иначе заставляло ее

поощрять все, что помогало окрепнуть растущему обществу. Она

была готова усилить свою политическую власть путем натравливания

одного сословия, класса или области на другую.

Основная дилемма абсолютной монархии:

король не мог в открытую предпринять что-либо против существенно

ограничивавших его власть прав и привилегий своих подданных, так

чтобы не разрушить саму структуру общества. Сами инструменты,

при помощи которых абсолютный монарх мог проводить свою политику,

в условиях ≪старого режима≫ были испорчены тем, что повсюду

статус государственного чиновника смешивался с привилегиями и частными интересами.

Мертвый груз традиций и предрассудков все еще оставался в европейском обществе даже в начале XVIII в. Просвященный абсолютизм позволил справиться с этим грузом.

Реформы просвященных монархов. Фридриха 2 в Пруссии и Иосифа 2 в Австрии.

Пруссия, которая не желала, чтобы владения Габсбургов в Центральной Европе стали

В силу разного рода причин «просвещенный абсолютизм» наиболее полное свое выражение получил в германских государствах – в Пруссии, Бадене, Баварии, Австрии. В Пруссии преобразования в направлении «просвещенного абсолютизма» приобрели двойное воплощение: и в гocyдapcтвeнныx реформах и в изменении политического режима правления. Последнее было для XVIII в. не менее значимым,чемконкретные правовые преобразования, однако этот режим был связан только с личностными качествами прусского короля Фридриха II.

В правление Фридриха II1740-1786 завершилась централизация высшего управления. Сформировались полновесные ведомства высшей администрации, которые охватили новые сферы центрального государственного регулирования. Высшим административным органом номинально сохранялся Генерал-директорат (финансовых, военных и домениальных дел), учрежденный еще в 1722 г.

15 невероятных фактов о Саудовской Аравии

В нем наряду с четырьмя территориальными департаментами (по историческим областям королевства) возникли несколько специализированных: торговли и ремесел (1740), военного управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). Управление было полностью освобождено от остатков сословно-провинциального управления, с тем чтобы в нем единственным началом была централизованная законность. Было упорядочено верховное управление монарха. При короле сложился постоянный кабинет из нескольких секретарей (после 1763 г. – 6 секретарей), каждому из которых поручались дела собственного направления. Практика королевских кабинет-указов постепенно вводилась в правовые границы – с тем чтобы не нарушать обычной работы учреждений (если она не нарушала новых политических представлений о «справедливости» и «гражданской вольности»).

В социально-правовой сфере законодательство «просвещенного абсолютизма» стремилось упорядочить сословный строй, закрепив каждому сословию его собственные полезные для государства и общества занятия, а вместе с тем права и привилегии. За дворянством были сохранены привилегии на доступ к военной и гражданской государственной службе. Офицерами в армии могли быть только потомственные дворяне. За дворянством закреплялись исключительные вотчинные права, вместе с темим запрещались занятия торговлей и финансовыми спекуляциями. Как на особое почетное сословие на дворян была возложена повышенная ответственность за разного рода «позорные» преступления и моральные правонарушения. Запрещалось продавать родовые имения в руки недворян. Для поощрения дворянских занятий аграрным производством были организованы специальные банки, а также провинциальные кредитные общества, где давались займы исключительно под залог поместий. За городским сословием было признано исключительное право торговли и промышленных предприятий. Для поддержания отечественной промышленности законодательно были установлены повышенные таможенные и торговые пошлины на импорт. В экономической политике в целом возросло значение протекционизма. В 1763 – 1765 гг. по личной инициативе короля были предприняты попытки видоизменить формы крепостной зависимости, однако реализовать удалось только частичные ограничения на размеры крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. В 1777 г. были закреплены законодательно права владения и наследования земель для крестьян королевского домена.

Одними из самых показательных стали реформы вобласти юстиции. Указом 3 июня 1740 г. были отменены судебные пытки (кроме наиболее важных обвинений); в 1755 г. отмена распространилась на все без исключения процессуальные случаи. Начиная с 1747 г. правительство под руководством видного правоведа канцлераС. Кокцеипровело судебную реформу. Начальный этап реформы был направлен только на введение новых, более простых процессуальных порядков. Специальная комиссия в течение нескольких месяцев рассмотрела основную массу «залежалых» дел. Введены были новые требования к образованию судей. На место устаревшего законодательства был разработан новый судопроизводственный устав, получивший наименование «Codex Fridericianus» (1749). Отменялись привилегии некоторых исторических судебных органов, в том числе права, предоставленные имперскими законами, о безапелляционном рассмотрении дел. На втором этапе реформы судебная система была централизована: на место ранее существовавших разрозненных инстанций (каждая для своей провинции государства) были созданы суды среднего звена (трибунал в Кенигсберге, судебная палата в Берлине, судебные управления в других частях страны), а также единый Высший трибунал для всего королевства. Судам предписывалось решать дела, основываясь на единых требованиях закона и справедливости, невзирая на сословные привилегии. Общеевропейскую известность в этом отношении получило дело мельника Арнольда (1780), несправедливо осужденного по земельному спору со своим землевладельцем, в итоге решенное лично королем. Дело Арнольда стало поводом к широкомасштабной реформе права (см. § 66).

Реформы в духе «просвещенного абсолютизма» коснулись и других сторон социально-политической жизни и культуры. В 1763 г. было введено обязательное начальное образование для всего населения, причем школы следовало содержать не только за государственный счет, но и на средства местных землевладельцев. Король покровительствовал научным и высшим учебным заведениям. Была ограничена цензура печати. В 1781 г. провозглашена в королевстве свобода вероисповедания христиан разных направлений.

Реформы в духе Просвященного абсолютизма полным ходом шли в Австрии, их начала мария-Терезия, продолжил ее сын Иосиф 2. Между 1750 и 1770 гг. открылся целый ряд учебных заведений. К наиболее значительным реформам принадлежат реформы в области юстиции. Были также отменены пытки. Иосиф 2 в 1781 г. отменил крепостное право. Подобная реформа явилась бы главным пунктом любой программы

Просвещения, и фактически не было ни одного правителя

от Мадрида до Санкт-Петербурга, от Неаполя до Стокгольма,

который бы в то или иное время, предшествовавшее французской

революции, не подписывал бы такой программы. Хотя

на практике освобождение крестьян состоялось в период до 1789 г. только в таких маленьких и своеобразных странах, как Дания и Савойя, и во владениях некоторых других государей.

Одно такое крупное освобождение и было предпринято Иосифом II

Австрийским в 1781 г., но оно провалилось перед лицом политического

сопротивления со стороны тех, кто был наделен земельными имущественными правами, что грозило надвигающейся гражданской войной, а потому так и осталось незаконченным.

Просвещенные Монархи, сделав выбор в пользу разума, гуманности и просвещенной власти, опасно ограничили основу своего авторитета.

Конечно, мотивы монархов нельзя сводить к личным капризам. Их позиции и действия зависели как от развития властных институтов, так и от тенденций в просвещенном общественном мнении.

Со своей стороны, подданные теперь все больше и больше оценивали своих государей и правительства по чисто рациональным критериям. Привилегированные слои сетовали, что центральная власть покушается на их привилегии; менее привилегированные

массы были недовольны медлительностью и непоследовательностью реформ и видели в монархии защитника неразумной системы и косной церкви. Под давлением этих сил просвещенный абсолютизм XVIII в. должен был либо погибнуть, либо трансформироваться в конституционное государство. Но этот процесс растянулся

до середины XIX в., а к тому времени возникли уже очередные проблемы, которым предстояло изменить условия политической жизни европейских государств.

Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 672;

Официально К. — суверенное арабское государство с абсолютной монархией. В стране действует временная Конституция, принятая 2 апреля 1970. Вся полнота власти в стране принадлежит эмирам из династии Аль Тани и может передаваться по наследству только шейхам из этого рода. По административному делению страна состоит из 10 муниципалитетов (бала-дият): Ад-Давва, Аль-Джувария, Аль-Джумалия, Аль-Хор, Аль-Вакра, Ар-Райян, Джарайян аль-Батна, Аш-Шамаль, Умм Саид, Умм Саляль. Главе муниципалитета на его территории подчинены все государственные учреждения и ведомства, также в его функции входит ведение всех административных дел. Правитель К. — эмир Хамад бин Халифа Аль Тани (с июня 1995). Исполнительной властью в стране является Совет министров (17 человек с сентября 1992), который также возглавляет эмир. Он назначает и смещает министров, несущих перед ним личную ответственность за политику государства и работу министерств. Помимо этого, эмир является верховным главнокомандующим страны.

Саудовская Аравия: с мечтой о халифате

В 1972 эмир Халифа бин Хамада Аль Тани в соответствии с принятой временной Конституцией создал специальный Консультативный совет (Шура). С 1988 этот орган состоит из 35 человек, избираемых сроком на 4 года и назначаемых эмиром из числа представителей, выбранных при ограниченном избирательном праве. По Конституции они имеют право обсуждать и давать рекомендации по принятию законов, разработанных Советом министров, запрашивать министерства по внешним и внутриполитическим вопросам, включая проекты бюджета. В их функции входит рассмотрение государственных и гражданских дел, после чего они выносятся на одобрение министров и эмира. Однако по закону Консультативный совет не может обладать реальной или законодательной властью.

В марте 1999 в К. впервые прошли выборы 29 членов в Центральный муниципальный совет, следующие выборы состоялись в апреле 2003. В июле 1999 эмир создал специальный комитет из 32 человек для разработки проекта постоянной Конституции страны. В июле 2002 проект был представлен на рассмотрение эмиру, после чего был полностью одобрен на референдуме в апреле 2003. В стране запрещена деятельность любых политических партий и профсоюзов. Также запрещена и преследуется по закону дискриминация по расовому, этническому или религиозному признаку. Высшей судебной инстанцией страны является апелляционный суд, чьи решения утверждаются эмиром и пересмотру не подлежат.

К ведущим организациям деловых кругов относятся крупнейшие банки и промышленные компании страны: Катарская нефтяная компания (QP), Катарская нефтехимическая компания (QAPCO), QATARGAS, Катарская сталелитейная компания (QASCO), Катарская промышленная компания (QIMCO) и др. В настоящее время внутренняя политика страны направлена на диверсификацию промышленной базы, использование местных природных ресурсов, уменьшение зависимости от импорта товаров, увеличение видов экспортной продукции. Национализация нефтяной промышленности в 1973, после которой доходы страны резко возросли, позволила правительству провести ряд существенных изменений и в социальной сфере. Реформы были про-

ведены в области здравоохранения, жилищного строительства, в сфере коммунальных услуг, пенсий и пособий. В нач. 1980-х гг. была осуществлена новая крупная программа по улучшению социальной жизни населения, все услуги на медицинское обслуживание и образование стали бесплатными. В мае 1989 по указанию эмира был сформирован Совет по планированию, призванный улучшить координацию планов по социально-экономическому развитию К. Была объявлена цель — уменьшить зависимость от нефтяного сектора, но и в настоящее время экономика К. остаётся полностью ориентированной на экспорт нефти и природного газа.

В области внешней политики К. придерживается принципов движения неприсоединения, членом которого является с 1971. К. выступает за диалог между странами, основанный на принципах взаимного доверия и невмешательства в дела суверенных государств. Большое значение для внешней политики К. имеют его отношения с арабскими странами. Наиболее тесные связи существуют у К. с соседней Саудовской Аравией. В 1992 К. заключил пакт об обороне с США. Аналогичное соглашение было заключено с Великобританией (1993) и Францией (1994). Всё более укрепляющиеся связи К. с США и Францией показывают стремление властей обрести широкую военную поддержку ведущих мировых держав. Во время 2-й войны в Персидском заливе (март-апрель 2003) К. предоставил США свои военные базы и занял проамериканскую позицию.

Всё возрастающая политическая напряжённость в регионе вынудила правительство К. обратить пристальное внимание на создание эффективной системы самообороны. Вооружённые силы страны состоят из армии, Военно-морских и Военно-воздушных сил. Их общая численность на август 2001 12,33 тыс. чел. В стране существует обязательная воинская повинность для всех мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Срок военной службы составляет 12—24 мес. В 2000/01 расходы на оборону увеличились до 723 млн долл. США, что составило 10 % ВВП. Основной поставщик оружия в К. — Франция (танки, авиация), меньшую долю имеет Великобритания (военные корабли).

К. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1988).

Другие статьи

Информационный портал страны мира – является путеводителем в мире, где в 257 странах проживают народы разных религиозных взглядов и традиций. Вся информацию о стране Катар предоставляется в свободном доступе. По материалам сайта можно хорошо ознакомиться с культурой, историей, географией и экономикой страны. Никогда не знаешь, в каком уголке мира можешь оказаться, лучше ознакомиться заранее с особенностями той или иной страны. Изучая доклад "Государственное устройство и политическая система Катара" вы можете открыть для себя много интересного и неизведанного.

Абсолютная монархия— форма правления государством, при котором вся исполнительная, законодательная, судебная и военная власть сосредоточены в руках монарха. При этом возможно присутствие парламента, а также проведение выборов в парламент жителями страны, но он является лишь консультационным органом при монархе и не может никак идти против него.

В мире в строгом понимании существует только шесть стран с абсолютной монархией. Если рассматривать более раскрыто, то дуалистическую монархию также можно приравнять к абсолютной, а это еще шесть стран.

Политология Доклад Авторитарный режим на примере Саудовской Аравии

Таким образом в мире существует двенадцать стран в которых власть так или иначе сосредоточена в одних руках.

Что удивительно, в Европе (так любящей защищать права человека и с раздражением относящаяся к любым диктаторам) расположено аж две такие страны! Но в тоже время нужно отличать абсолютную и конституционную монархию, так как в Европе очень много королевств и княжеств, но большинство их — это конституционная монархия, в которой глава государства — председатель парламента.

И так, вот эти двенадцать стран с абсолютной монархией:

1. Королевство Бахрейн. Маленькое государство на Ближнем Востоке на берегу Персидского залива. Дуалистическая монархия, король Хамад ибн Иса Аль Халифа с 2002 года.

2. Государство Бруней-Даруссалам (или коротко Бруней). Государство в Юго-Восточной Азии на острове Калимантан. Абсолютная монархия, султан Хассанал Болкиах (Hassanal Bolkiah) с 1967 года.

3. Ватикан. Город-государство целиком расположенное в Риме. Теократическая монархия, страной управляет папа Римский Франциск (Franciscus) с 2013 года.

4. Иордания (полное название: Иорданское Хашимитское Королевство). Расположено на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет король Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими с 1999 года.

5. Катар, государство на Ближнем Востоке, абсолютная монархия, страной управляет эмир Шейх Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани с 2013 года.

6. Кувейт. Государство на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах с 2006 года.

7. Люксембург (полное название: Великое Герцогство Люксембург). Государство расположенное в центре Европы. Люксембург — это дуалистическая монархия, страной управляет великий герцог Его Королевское Высочество Анри (Генрих) с 2000 года.

8. Марокко (полное название: Королевство Марокко) — государство, расположенное в северо-западной части Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мухаммед VI бен аль Хасан с 1999 года.

9. Объединённые Арабские Эмираты. Государство на Ближнем Востоке, на берегу Персидского залива. Абсолютная монархия, страной управляет президент Халифа ибн Зайд Аль Нахайян с 2004 года.

10. Оман (полное название: Султанат Оман). Государство на Аравийском полуострове. Абсолютная монархия, страной управляет султан Кабус бен Саид Аль Саид с 1970 года.

11. Королевство Саудовская Аравия. Государство на Ближнем Востоке. Абсолютная теократическая монархия, страной управляет король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман аль Сауд с 2015 года.

12. Королевство Свазиленд. Государство расположено на юге Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мсвати III ( Mswati III ) с 1986 года.

Обьединенные Арабские Эмираты – это федерация семи эмиратов:

  • Абу-Даби
  • Дубай
  • Аджман
  • Рас-эль-Хайма
  • Шарджа
  • Умм-эль-Кайвайн
  • Фуджейра

Каждый из этих эмиратов представляет собой уникальное государство — абсолютную монархию и является относительно самостоятельным но, в то же время, подчиняется президенту ОАЭ – эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби.

Объединённые Арабские Эмираты находятся в северо-восточной части Аравийского полуострова и омываются водами Персидского и Оманского заливов. Столицей государства является также столица крупнейшего эмирата — город Абу-Даби.

Государственное устройство ОАЭ сочетает в себе республиканский и монархический строй. Высшим органом законодательной власти считается Высший совет ОАЭ, который занимается внешней и внутренней политикой государства, может пересматривать государственный строй страны, а также уполномочен утверждать кандидатуру вице-президента страны. Высший орган исполнительной власти — Совет министров, который руководит политической и экономической жизнью страны и возглавляется шейхом эмирата Дубай.

Глава государства – президент – эмир столичного эмирата Абу-Даби, власть которого передается по наследству. Президент избирается сроком на 5 лет, является главой законодательной власти (Высшего совета), а также контролирует деятельность исполнительной власти. В данный момент президентом является шейх Халифа бен Заед аль-Нахайян.

Абу-Даби и Дубай — два самый богатых и наиболее развитых эмирата не только в экономическом плане. Взглянув на карту вы сразу заметите, что это два самых больший по территории города. К примеру эмират Абу-Даби, играющий ведущую роль в стране, занимает 85% ее территории, где проживает около 40% населения ОАЭ.

Саудовская Аравия

А Дубай занимает первую строчку по численности населения. Ежегодно сюда приезжает около 10 миллионов туристов.

Именно по причине такого высокого уровня развития обеих эмиратов, пост главы государства обязательно должен занимать правитель столичного эмирата Абу-Даби, а вице-президентом избирается правитель эмирата Дубай.

Хорошо известным фактом является то, что страна обладает огромными энергоресурсами. Основой экономики ОАЭ является добыча и экспорт нефти, что изначально поспособствовало стабильности страны и укреплению местной валюты. С 1971 года единой денежной единицей ОАЭ принято считать дирхам (Dh). Наибольшая часть нефтяных месторождений находится в Абу-Даби, что в который раз объясняет ведущую роль эмирата.

Важно отметить, что ОАЭ — мусульманская страна. Консервативность исламской морали здесь оказывает значительное влияние практически на всех уровнях. Здесь важна сдержанность в стиле одежды, особенно относительно женщин, соблюдение правил поведения в общественных местах (за появление в нетрезвом виде можно попасть в тюрьму). Но не стоит думать, что подобные правила распространяются на всей территории страны. К примеру, культура в Дубае является более приближенной к европейским традициям. Здесь отношение к вашей манере одеваться будет гораздо проще. Это опять же объясняется тем, что Дубай – излюбленный туристами город.

Объединённые Арабские Эмираты не просто красивая и богатейшая страна. Прежде всего ОАЭ значительно выделяются среди других своим устойчивым экономическим положением и политической системой. Благодаря серьезному контролю со стороны государства здесь не существует каких-либо политических партий или оппозиционных движений, что объясняет достаточно стабильную обстановку в ОАЭ.