Сетевой маркетинг в исламе

15.06.2018 0 Автор admin

Сетевой маркетинг: исламский взгляд

Ш.А. Шовхалов,

канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Сибирский федеральный университет (660041, Россия, г. Красноярск, ул. Л. Прушинской 2а; e-mail: Shovkhalov.shamil@gmail.com)

Аннотация. Актуальность выбранной темы, с одной стороны, обусловлена наличием дискуссионных вопросов в отношении сетевого маркетинга с точки зрения Шариата, а с другой — отсутствием русскоязычных работ по соответствующей теме в академической среде на фоне увеличивающейся популярности данного вида бизнеса среди населения. В ходе детального анализа автор приходит к выводу о недозволенности сетевого маркетинга в том виде, который практикуется в настоящее время в России. Основные причины, побудившие остановиться на таком решении — ростовщичество, двусмысленность и неопределенность, присутствующих в таких схемах.

Abstract. The relevance of the theme, on the one hand, is caused by existence of debatable questions in network marketing from the point of view of Sharia, on the other hand, is caused by absence works on the topic in the russian academic environment against increasing popularity of this kind of business among the population. The author comes to the conclusion about unlawfulness of network marketing, during the detailed analysis, as currently practiced in Russia. Main reasons, induced to stay on such decision, — interest rate, ambiguity and uncertainty at such schemes.

Ключевые слова: бизнес, сетевой маркетинг, экономика, организация, Ислам, Шариат.

Keywords: business, network marketing, economy, organization, Islam, Sharia.

В условиях экономической интеграции и глобализации необходимо учитывать особенности тех или иных народов и конфессий, чтобы сотрудничество с ними было максимально эффективным. Ислам — это одна из первых по численности конфессий в мире.

Содержание

ВОПРОС-ОТВЕТ

В настоящее время около 75 % мусульман проживает в 49 странах, где они занимают доминантный удельный вес. Остальные живут в странах, где они находятся в численном меньшинстве. Именно к таким странам и относится Российская Федерация, в которой проживает по разным оценкам около 15 % мусульман от общего числа граждан. Высокая доля населения в мире и России, исповедующая Ислам, обуславливает необходимость комплексного исследования вопросов их жизнедеятельности, в т. ч. экономической составляющей. Несмотря на то, что шариатские законы дают ответы на все вопросы мусульман, утверждать о том, что все проблемы решены, не приходится, так как в жизни людей каждый день возникают новые явления, процессы и т. д. К таковым относится сетевой маркетинг. Цель данной статьи -определить сущность сетевого маркетинга и проанализировать его на предмет соответствия шариатским нормам и правилам.

В маркетинге традиционно выделяют следующие виды продвижения продукции:

— реклама;

— прямые продажи;

— паблисити.

В свою очередь, стимулирование продаж, включающее в себя процессы, связанные с взаимоотношениями в системе реализации и продвижения товаров, не вошедших в число других компонент маркетинга, нацелено на следующие группы:

— покупатели (конкурсы, лотереи, акции, дисконты и пр.);

— контрагенты (предоставление оборудования, обучение работников, бонусы и пр.);

— персонал (материальное и моральное стимулирование, обучение, курсы повышения квалификации и пр.)

Карл Ренборг в условиях тотального кризиса американской экономики предложил иной подход к продвижению и стимулированию продаж, когда клиент компании выступает и в качестве сотрудника. Так, на своем опыте он привлек своих знакомых, которые позже распространяли его продукцию за комиссионное вознаграждение, создавая целую сеть, назвав это «маркетингом по рекомендациям». Такие термины как «Многоуровневый маркетинг» (Multilevel marketing или MLM) и «Сетевой маркетинг» (Network marketing) были предложены позже.

История продвижения бизнеса К. Ренбор-га привела его к созданию компании «Nutrilite Products». Позже сотрудники данной организации Рич Де Вос и Джей Ван Эндел создали собственную организацию, известную во всем мире, — «American Way Corp.» или «AMWAY», которая занималась продажей бытовой химии, витаминов, косметики, а сегодня это одна из самых известных компаний многоуровневого маркетинга в мире.

В общеизвестном смысле сетевой маркетинг — это маркетинговая концепция реализации товаров и услуг посредством прямых продаж, предполагающая создание многоуровневой организации из независимых сбытовых агентов, распространяющих информацию о товаре и возможности вовлечения в бизнес и получающих доход за счет реализации продукции, бонусов от объёма продаж и вознаграждение за привлечение новых клиентов и агентов.

Новые явления и процессы в жизни мусульман рассматривает исламское право или фикх, представляющий из себя науку, направленную на разъяснение шариатских вопросов, к которым приходят методом иджтихада. Суть иджтихада заключается в поиске решения вопроса, который не имеет прямого источника в Коране и Сунне. Изначально сам Пророк учил сподвижников методам законотворчества на практике, опираясь в большей степени на личную практику. В этом отношении можно сказать, что методы законотворчества зародились вме-

сте с фикхом. Сподвижники же опирались на данные правила после смерти Пророка Мухам-мада.

Эволюция фикха в суннитской доктрине предопределила развитие научных школ в области Шариата, которые стали носить название «мазхаб». При этом многие школы того периода прекратили свое существование или не сохранились в первоначальном виде до наших дней. До нашего времени сохранилось 4 суннитских мазхаба, которые регулируют нормы и правила Шариата, в т. ч. в экономических вопросах, касающихся ведения бизнеса по Шариату. Поэтому для вынесения каких-либо выводов необходимо опираться исключительно на них.

Для анализа исследуемого вопроса обратимся к практической стороне сетевого маркетинга. Например, в упомянутой компании «AMWAY» доход каждого агента состоит из трех составляющих:

1. Розничная наценка на продаваемую клиентам продукцию.

Агент приобретает продукцию по специальной цене и продает ее конечным потребителям по рекомендуемой розничной цене с наценкой 30%, тем самым формируя личный доход.

2. Вознаграждения за личный товарооборот.

Ежемесячные вознаграждения варьируются от 3% до 21% от товарооборота в зависимости от продуктивности агента.

3. Денежные вознаграждения и поощрения за результаты работы группы.

Каждый сотрудник может получать ежемесячные и годовые вознаграждения за привлечение новых клиентов или агентов, а также поощрения за объемы продаж последних .

Таким образом, основное отличие такой сети от обычной заключается в том, что сотрудник получает доход не только от товарооборота, но и от количества привлеченных людей в бизнес, а также от последующей их продуктивности.

В результате можно сделать заключение, что основная идея сетевого маркетинга — максимально расширить сеть из клиентов-сотрудников для максимизации финансового результата.

Для проведения исследования сетевого маркетинга на предмет соответствия шариатским нормам и правилам, на взгляд автора, можно разделить четыре составляющие во всей цепи сетевого маркетинга:

— купля-продажа товара;

— вознаграждение за достижение определенного уровня продаж;

— бонусы за привлечение новых сотрудников;

— премия за достижение определенного уровня продаж привлеченных сотрудников.

Проанализируем каждый пункт на предмет его соответствия шариатским нормам.

1. Купля-продажа товаров.

В данном пункте важно проанализировать с точки зрения Шариата на предмет соответствия Исламу самого товара и формы продажи.

Запрещено заниматься куплей-продажей товаров, которые не дозволены в Шариате. Например, бизнес, связанный с алкоголем, табаком, свининой и др. . В данном отношении актуальными являются слова Пророка (смысл): «Если кто-нибудь продаст дефектный товар, не

предупредив (покупателя) об этом, он будет находиться под гневом Аллаха», или «…ангелы будут проклинать его» («Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи). Из изречения, являющегося вторым источником шариатских законов и называющегося хадисом , следует понимать, что дефектный товар, ставший распространенным явлением современной жизни, — это нижняя черта, которая указывает о тяжести нарушения законов Ислама в экономических вопросах, ведь существуют иные запреты, носящие более жесткий характер. В практической жизни установить степень запретности бизнеса можно на основе авторской методики анализа финансового состояния .

Касательно самой формы продажи, то здесь важно учесть правила продажи товаров по Шариату, к которым в обобщенном виде можно отнести следующие:

— предмет продажи должен существовать на момент продажи и находиться в физическом или законном владении собственности продавца;

— предмет продажи должен быть определенно известен и идентифицирован покупателем;

— продажа и получение купленного товара должны быть определенными и не должны зависеть от неопределенных обстоятельств или случая;

— цена должна быть четко определена и не должна зависеть от неопределенных обстоятельств или случая;

— продажа должна быть безусловной за исключением случаев, когда условие признается как часть сделки .

2. Вознаграждение за достижение определенного уровня продаж.

В Шариате нет ограничений на выплату каких-либо премий, если говорить о сотрудниках компании за их реальный вклад в деятельность организации. Более того стремиться к наиболее максимальному результату есть благое дело с точки зрения Ислама. Так, Пророк Мухаммад говорил (смысл): «Если мусульманин делает какую-то работу, Аллах желает, чтобы он это выполнял это в совершенстве». Если же вознаграждение полагается в рамках проводимого конкурса, то к нему существуют отдельные условия по Шариату:

— с участников не должны взиматься какие-либо взносы для того, чтобы иметь возможность на победу в конкурсе;

— как приз, так и тема конкурса должны быть дозволенны Шариатом;

— участники не должны игнорировать свои обязанности или важные задачи .

3. Бонусы за привлечение новых сотрудников.

Дан

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Экономика и экономические науки»

Уже давно не удивишь логотипом «Халяль» на колбасах, пельменях и прочих мясных изделиях. Покупатели, причем не только мусульмане, берут такую продукцию гораздо охотнее их «нехаляльных» аналогов. Естественно, предприниматели стараются отхватить кусок от этого прибыльного пирога.

Услышав слово «халяль», многие сразу представляют себе продукты, в составе которых в первую очередь отсутствует свинина – самый ненавистный вид мяса, согласно канонам ислама и некоторых других религий. Между тем в продуктовых магазинах можно увидеть майонез, кетчуп и даже кондитерские изделия, также продаваемые под этим знаком. А пару лет назад в ассортименте одного из казанских хлебозаводов даже появился новый вид продукции – буханки обычного ржаного хлеба заворачивались в специальную упаковку с нарисованной мечетью «Кул Шариф» и большой надписью «Халяль». Но то ли народное возмущение, то ли проблемы с законом заставили предприимчивых пекарей отказаться от этого эффективного маркетингового хода. Обмана здесь нет никакого и в мошенничестве уличить тоже довольно сложно, это просто «развод на деньги» необразованного населения. Чего-чего, а дураков у нас в стране, как известно, хватает. Ведь удалось же раскрутить несколько брендов растительных масел, используя миф о холестерине, которого нет именно в их марке. Откуда простому народу знать, что холестерина в подсолнечном масле просто не бывает?

Одному из казанских комбинатов тоже не чужда «любовь» к религиозным убеждениям покупателей: недавно там начали выпускать майонез «Провансаль Халяль» и кетчуп «Татарский Острый» с национальными народными орнаментами и знаком соответствия «Халяль» на упаковке.

Дозволен ли сетевой маркетинг в Исламе? Шейх Чубак ажы

Хотя разумней предположить, что это, скорее, любовь к содержимому наших кошельков.

– Мы выявили определенную тенденцию роста потребности рынка в халяль-продуктах и поэтому не могли не воспользоваться этим, – признается начальник службы управления маркетинга комбината Екатерина КУРАШ. – Мы уже до этого довольно успешно реализовали проект с постным майонезом и поняли, насколько это может быть выгодно.

Но казанский производитель не является пионером в этом деле. Набережные Челны стали первым городом в России, где налажено производство кетчупов и майонезов линии «Халяль». К выпуску этой продукции приступили 1 сентября 2008 года, специально к началу священного для мусульман месяца Рамадан. Однако, как уверяют в администрации челнинского комбината, для вывода на рынок этих продуктов потребовалась непрерывная двухлетняя работа, связанная, прежде всего, с разработкой особой рецептуры и поиском зарубежных поставщиков сырья и ингредиентов, имеющих сертификат «Халяль».

Игра стоит свеч

– Желающих выпускать продукцию с маркировкой «Халяль» сейчас очень много, – говорит заместитель руководителя комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ Динар САДЫКОВ. – Но далеко не все предприятия смогут получить наш значок.

Прежде чем начать выпуск соответствующих продуктов питания, производитель пишет заявление. Затем комитет «Халяль» запрашивает документацию, тщательно изучает технологию. Важно, чтобы от самого начала и до тех пор, пока готовая продукция окажется на прилавках магазинов, были соблюдены все необходимые правила.

В исламе разрешено все кроме того, что явно запрещено, или, как говорят, харам. При производстве мясных изделий особенно много различных ограничений. Ну, со свининой все понятно – это страшный «харам». Кроме того, в Коране есть явный запрет на мясо животных, которые умерли своей смертью или которые были забиты не с именем Всевышнего.

– Животное закалывается скорейшим и наименее мучительным способом – с применением бесшоковых технологий, – рассказывает Динар Садыков. – По нормам шариата при умерщвлении животного инструменты для перерезания горла должны быть хорошо наточены. Запрещено наносить ему увечья, убивать электротоком, выстрелом из оружия и т. д. На этом все не заканчивается. Далее в процессе обработки «халяльное» мясо не должно смешиваться с обычным. Зачастую выделяется отдельная производственная линия.

Но бывает, что предприятие не может позволить себе выделить отдельный участок, как это требуется в идеале. Особенно если речь идет о мелких фирмах. Они обычно выходят из положения внедрением специального графика для производства продукции «халяль». Перед началом работы все оборудование и посуда многократно промываются чистящими средствами, чтобы даже ни малейшего запаха не осталось от того, что готовилось на нем до этого. Готовые продукты «халяль» желательно хранить также отдельно от остальных товаров. Это, конечно, существенно затормаживает производственный процесс, но игра стоит свеч – все простои и дополнительные затраты отражаются в цене готового изделия.

Халяль – это не только мясо

Животные жиры есть в рецептуре огромного количества блюд. Их добавляют при приготовлении печенья, пряников, тортов и некоторых других кондитерских изделий. Несложно догадаться, что эти блюда тоже не всегда могут быть одобрены с точки зрения канонов ислама. Поэтому логотип «Халяль» стал появляться на продукции хлебозаводов и пекарен. В них животные жиры заменяются разрешенными аналогами. На вкус никаких различий можно и не заметить. Это же касается и товаров, в составе которых встречаются алкоголь и генетически-модифицированные продукты. Поэтому знак стандарта «Халяль» теоретически может присутствовать почти на всех продуктах питания, таких как кетчуп, майонез и даже на бутылках с водой – он просто будет являться гарантом, что данный продукт разрешен Кораном.

Неправильно связывать термин «халяль» только с пищей. На самом деле все гораздо шире. Мусульманские религиозные законы отрицают один из главных экономических постулатов западной экономики – деньги делают деньги. Поэтому шариат запрещает такую операцию, как процентное кредитование. В Коране говорится, что запрещается «риба» (ростовщичество), но позволяется торговля. Под ростовщичеством понимается зарабатывание денег на процентах. Ислам признает лишь взаимоотношения «деньги – товар – деньги». Поэтому в обязанности комитета «Халяль» в скором времени войдет анализ коммерческой деятельности. Разрешен весь бизнес, кроме продажи и производства алкоголя, продуктов из свинины. Харамом считается игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами, традиционное коммерческое страхование, нерациональное использование природных ресурсов или препятствование к их восстановлению. В исламских странах вообще не принято подписывать какие-либо договора, если не будет подтверждена «халяльность» сделки.

Халяль – еда для всех

Аналог понятия «Халяль» есть и в других религиях. Везде присутствуют какие-то запреты, посты, которые необходимо соблюдать, дабы не совершить греха.

– В христианстве запрещено потреблять то, что может вредить здоровью, ибо оно дано нам Всевышним, – говорит настоятель Пятницкой церкви, отец Михаил. – Вообще, религия заповедует вести здоровый, умеренный образ жизни. И в отношении питания в Христианстве действительно есть что-то, напоминающее исламский «халяль».

Но вот что действительно очень похоже на «халяль», так это «кашрут» в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо.

– Евреи должны есть только кашерную пищу, – комментирует раввин казанской синагоги Ицхак ГОРЕЛИК. – Разрешено есть только травоядных и только парнокопытных, причем животные режутся специальным ножом «шойхет».

Однако есть одно сильное отличие от ислама: по «кашруту» запрещено смешивать в одном блюде мясные и молочные продукты (например, мясо, запеченное под сыром). А в остальном евреи могут есть многое из того, что выпускается под знаком «Халяль».

«МТ»-опрос
Как вы относитесь к продуктам с надписью «Халяль» на упаковке?
Влад, 27 лет, музыкант:
– Я считаю, что это какое-то кощунство – использование религии в коммерческих целях. Хотя, может, я чего-то недопонимаю, но, например, не вижу особой разницы между мусульманскими пельменями и обычными, кроме как в цене – та же соя вперемешку с глутаматом натрия!
Гульназ, 23 года, офис-менеджер:
– Меня, наверно, сложно назвать настоящей мусульманкой. Я не хожу с платком на голове, не читаю намаз, бывает, и шашлычок могу съесть из свинины, правда, после этого мне становится ужасно стыдно. Но вот в магазине всегда стараюсь покупать исключительно «халяльные» продукты. И теперь если кто-то спросит меня про мои религиозные взгляды, я обычно смело говорю «ислам».
Денис, 22 года, временно неработающий:
– Я никак не отношусь к этому, я русский!
Айсылу, 18 лет, студентка:
– Я с удовольствием выбираю «халяль» не потому, что я татарка, а просто знаю, что за качеством таких продуктов следят гораздо лучше. Насколько мне известно, в «Халяле» нет генно-модифицированных организмов – это тоже большой плюс.
Артур, 24 года, предприниматель:
– К «халяль» отношусь положительно. Я, конечно, не совсем уверен, что в приготовлении этих продуктов соблюдаются все каноны ислама, но раз там стоит соответствующая маркировка, значит – я чист перед Аллахом.
Юрий, 52 года, преподаватель:
– Как не удивительно, я очень хорошо отношусь к некоторым «халяльным» продуктам. Я еврей, и при дефиците кашерной еды часто покупаю кондитерские изделия под маркировкой «халяль». В них, как правило, отсутствуют все запрещенные моей религией вещества.
Ренат, 20 лет, студент:
– Мне бы, конечно, хотелось употреблять лишь разрешенную еду, но только вот очень часто приходится есть в студенческой столовой, где, я думаю, даже не знают слова «халяль». А на специальные кафе у меня нет времени, да и денег.

Ильдус ШАКИРЗЯНОВ

Tags: животные, МТ, музыка, работа, религия, тв

Сетевой маркетинг, харам или халяль?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Фатуа Постоянного Комитета Королевства Саудовской Аравии относительно компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира» и других компаний, занимающихся сетевым маркетингом.

Постоянному Комитету для научного исследования было представлено множество вопросов относительно работы компаний, занимающихся сетевым (пирамидным) маркетингом, наподобие компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира», которые, одним словом, занимаются тем, что убеждают какое-то лицо купить некий товар или продукцию, чтобы тот в будущем побуждал других людей к покупке этого товара или этой продукции. Последние же в свою очередь также будут побуждать кого-то купить у них эту продукцию и т.д. И чем больше слоев, участвующих в этом, тем больше получает первый человек, и стоимость этого вознаграждения достигает тысячи реалов. И каждый из членов побуждает того, кто после него, присоединиться к ним за вознаграждение, которое он может получить, если ему повезет в привлечении новых членов в список участников. И подобная операция называется Сетевым (Пирамидным) Маркетингом.

Хвала Аллаху.
Постоянный Комитет ответил на данный вопрос следующим образом:
Данный вид торговых операций запретен. И это потому, что целью такой операции являются деньги, а не товар. Подобный заработок может достигать десятки тысяч, в то время как цена продукта не превышает нескольких сотен. И каждый разумный человек, если у него будет выбор, предпочтет деньги.

500 Internal Server Error

И поэтому эти компании основываются в маркетинге и рекламе своего товара на представлении огромных сумм наличных денег, которые может получить участник маркетинга и завлечении большим заработком взамен на покупку какого-то товара за скудную цену. И поэтому продукт, который продает эта компания, является всего лишь прикрытием и путем, ведущим к получению денежной прибыли, и поскольку именно в этом состоит суть работы подобных торговых операций, то они являются запрещенными шариатом по ряду причин.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!