Шариат это категория

13.09.2018 0 Автор admin

Шариат

Для ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека — начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью шариата. Шариат -это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина.

         Главными частями шариата являются Коран и Сунна, которые дополнены постановлениями первых четырех праведных халифов, сочинениями религиозных авторитетов, их трудами по фикху (мусульманскому праву) и практикой шариатских судов. Шариат, или Закон ислама, предусматривает четыре типа прав:

  1. права Бога, которые должен уважать каждый;
  2. права личности;
  3. права окружающих людей;
  4. права всех творений Божьих.

         Причем шариат детализирует каждую норму права до мельчайших подробностей. Так, например, существуют правила питания: запрещено есть мясо павших животных и птиц, свинину, а также мясо любого животного, при закалывании которого обращались с молитвой не к Аллаху, а какому-либо другому божеству. Имеются правила ритуального омовения, правила совершения намаза, соблюдения поста и т.п. В шариате действуют детально разработанные системы уголовного и гражданского права и процесса.

         Все возможные поступки мусульманина подразделяются на пять категорий:

  1. фарз — строго обязательные, предписанные деяния;
  2. мандуб — одобряемые, но не обязательные деяния;
  3. харам — категорически запрещенные действия;
  4. макрух — незапрещенные, но неодобряемые действия;
  5. мубах — действия, к которым ислам относится нейтрально.

         В отличие от нормативных установлений других религий шариат учитывает обстоятельства жизни, и поэтому нормативность не носит абсолютного характера. Так, например, беременные женщины освобождаются от обязательного поста в месяц рамадан и могут этот пост совершить в другое время. Непреднамеренное нарушение поста также не является нарушением. Голод и другие вынужденные обстоятельства разрешают мусульманину питаться запрещенной пищей: "Кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступником, — нет греха на том: ведь Аллах прощающ, милосерд!" .

         Гражданское общество в исламских государствах совпадает с исламской общиной, которая контролирует соблюдение норм шариата: "…

Законы шариата как отражение социального устройства исламской культуры

и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти счастливы" . Поэтому не случайно, что одним из важнейших источников шариата является иджма — согласное мнение всей общины верующих по тем вопросам религии, права и общественной жизни, по которым отсутствуют прямые решения в Коране и Сунне.

Основы шариата

— Вернутся на предыдущую страницу —

• • •

• • •

Ваджиб

правовой термин, который обозначает необходимость обязательного исполнения того или иного религиозного предписания. В ханафитском мазхабе это деяние, выполнение которого является обязательным. В то же время, эта обязательность не так явно выражена в Коране и Сунне, как действия, попадающие под категорию фарда (См.Фард). Ваджиб основан на предписании, которое вынесено на основании единичного хадисаахада от пророка (См. Хабар аль–Ахад). Фард же основывается только на положениях Корана, хадисовмутаватир и хадисовмашхур. Таким образом, ваджиб является категорией, которая занимает промежуточное положение между фардом и сунной. Выполнение ваджиба является богоугодным делом, а невыполнение грехом. В то же время, понятие «ваджиб» несколько отличается от понятия «фард» тем, что отрицание фарда делает человека неверным и выводит его из Ислама, а отрицание ваджиба не приводит к этим последствиям, но является греховным.

Book: Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Примером ваджиба являются такие деяния, как принесение жертвы, совершение ночного намаза витр. Примером ваджиба также является чтение суры «Фатиха» в намазе. Об этом имеется информация только в единичном (ахад) хадисе: «У того, кто не причитал Фатиху, намаз недействителен» Тирмизи (Мавакит ас–Салат 69, 115). Однако в сообщенияхмутаватир, которые известны от большого количества передатчиков, такой конкретности нет. В частности, в аяте Корана по поводу чтения Корана, говорится только следующее: «Посему читайте из Корана столько, сколько вам доступно» (73: 20). Поэтому в ханафитском мазхабе чтение суры «Фатиха» не является фардом. Если ктото не прочитает эту суру в намазе, его молитва становится макрух (нежелательной), но всетаки приемлемой. Если молящийся совершит дополнительные земные поклоны в конце молитвы, то это еще более усилит его молитву (См. Суджуд ас–Сахф). Таким образом, у ханафитов отказ от совершения ваджибов является тахриман макрухом (См. Макрух), но не харамом. В остальных трех мазхабах суннитского ислама (Шафии, Малики, Ханбали) понятия «фард» и «ваджиб» употребляются в одном и том же смысле. Например, шафииты трактуют суру, приведенную выше (73: 20) в смысле того, что в намазе необходимо читать именно суру «Фатиха». Они обосновывают это тем, что пророк Мухаммад сказал о том, что «совершайте молитву так, как это делаю я» . Поэтому у шафиитов понятия фарда и ваджиба совмещаются.

Оцените определение:

Что такое шариат? Исламский шариат

Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Ислам. Энциклопедический словарь.
Шариат

В начало словаря

По первой букве
АБВГДЗИЙКЛМНОРСТУФХЧШ

Шариат

Шариат — прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные предписания, и религия в целом. Слово «шариат» упоминается в этих значениях во многих аятах Корана, например: «Потом Мы наставили тебя на путь велений (Шариата). Следуй же по нему и не уступай низменным желаниям невежд» (45: 18). Синонимы этого слова «аш-шар’» и «ат-ташри» употребляются по отношению не только к исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен, например, к Закону Мусы (Моисея), так как в Коране говорится: « предписал вам в религии то, что Он заповедал Нуху, то, что Мы дали тебе в откровении, то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и ‘Исе : "Соблюдайте религии и не впадайте в противоречия относительно нее" (42: 13). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял (насх) предыдущий.

Шариат: преступление и наказание

Но эта отмена не означала полной отмены всех старых повелений Аллаха. Их основные положения оставались прежними. Поэтому вернее сказать, что старые шариаты включались в новые и обогащались новыми положениями. Последним шариатом является шариат пророка Мухаммада, который отменил все предыдущие и он останется единственно истинным до дня Страшного суда. Еще одним синонимом слова «шариат» является слово «шир’а», означающее такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию. Учредителем шариата является Аллах, который передал посредством откровения пророку Мухаммаду (а также некоторым посланникам до него) религию. Косвенным образом учредителем шариата является и пророк, который давал повеления, которые были одобрены Аллахом. Даже если он в чем-то ошибался, Аллах сразу поправлял его откровением: «И речь он ведет не с пристрастью, а лишь по откровению, которое ниспослано ему» (53: 3-4). Источниками исламского шариата являются Коран, Сунна, Иджма и Кыяс. Божественные откровения постепенно ниспосылись пророку Мухаммаду на протяжении чуть более 22 лет. После этого Божественная религия стала полной и завершенной на все последующие века: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Коран, 5: 3). Первый этап ниспослания Божественных откровений продолжался на протяжении 12 лет в Мекке. В то время Ислам не был государственной религией государства. Поэтому все мекканские аяты были посвящены проблемам основ вероисповедания, служения, духовности, этики. После переселения пророка в Медину начался государственный период исламской религии. На протяжении 10 лет в Медине, пророку ниспосылались от Аллаха аяты, в которых больше было повелений относительно общественно-политической, культурной, экономической деятельности мусульман. В этот период были ниспосланы поведения относительно заключения браков, разводов, права наследования, торговли, ведения войн, заключения мира и т.д. Часть всех этих Божественных повелений содержится в Коране, но еще большая часть в Сунне.

В соответствии с ниспосланными Аллахом откровениями, все практические предписания шариата можно подразделить на три категории:

1. Относящиеся к служению. Служением называются как непосредственные акты поклонения Аллаху (молитва, пост, паломничество и т.д.), так и любые действия, которые являются одобряемыми Им. (См. Ибада)

2. Относящиеся к общественным отношениям между людьми. К этой категории относятся все экономические, социальные, торговые, культурные взаимоотношения между людьми, государственные проблемы, и даже вопросы, связанные с этикой и гигиеной. Сюда входят вопросы брака, развода, наследства, торговли, заключения межгосударственных договоров и сделок и т. д. (См. Муамала).

3. Относящиеся к проблеме наказания за правонарушения. Сюда входят различные виды наказания за преступления (См. Укуба).

Божественный шариат был подробно изучен и систематизирован мусульманскими учеными. Основные его положения отражены в учении различных мусульманских школ. В суннизме это школы ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. В шиизме существуют школы зейдитов и джафаритов. (Подробнее см. в разделах Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб, Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб, Захиритский мазхаб).

В начало словаря

© 2000- NIV

Фард Айн и Фaрд Кифайя.

Фард Айн.

Фард Айн- это обязанность, лежащая на каждом мусульманине в отдельности, как, например, молитва и пост.

Фард Кифайя.

Этой такой Фард, который выполняется кем-то из мусульман, по причине этого, он снимается с остальных (мусульман).

Шариат. Четыре источника и четыре составные части (продолжение)

Значение Фадра Кифайя заключается в том, что если ощущается недостаточность людей, которые отзываются на него, (то есть недостаточно тех, кто уже выполняет этот фард — Прим. наше), то тогда все люди (мусульмане) в грехе. Если же отзывается достаточное количество людей, то обязанность спадает с остальных. В самом начале, призыв к Фадру Кифайя подобен призыву к выполнению Фарда Айн, но он отличается от Фарда Кифайя тем, что Фард Кифайя освобождает от обязательства его выполнения, когда его совершают некоторые люди. Однако Фард Айн не перестает быть обязательным, какое бы количество людей его не выполняло. Поэтому, Fakhr ar Razi определил Фард Кифайя, как обязанность, которая выполняется не смотря на души тех, кто выполняет это.

Шаффии сказал: «Фард Кифайя- это приказ, направленный каждому, ища отзыв от некоторых».

Определение, с которым согласились большинство ученых, таких как Ibn Hajib, al Amdi and Ibn Abdu Shaku, гласит, что Фард Кифайя- это обязанность на каждом, однако эта обязанность снимается, когда её исполняют некоторые. Люди сегодня спорят о постановлении относительно Джихада, и они решили, что он Фард Кифайя, то есть это означает, что это обязанность над каждым, но обязанность спадает, когда кто-то её исполняет. Согласно этому мнению, Фард Джихада в Афганистане — это Фард Кифайя. Вернее, это обязанность для всех мусульман на земле до тех пор, пока не завершится этот Фард, который заключается в изгнании русских и коммунистов из Афганистана. Грех подвешен на шеях всех людей до тех пор, пока изгнание всех коммунистов не завершится. Потому что Фард, или обязанность, при условии атаки кафиров: «изгнание кафиров с мусульманской земли».

Некоторые люди из далека, говорят: «… Джихад в Афганистане нуждается в деньгах, а не в людях». Этот разговор лишен правды, потому что в интервал, приблизительно, 6 лет русской агрессии против Афганистана, (повлек) миграцию 5 миллионов за пределы страны и 7 миллионов беженцев внутри, разбросанных в горах и дикой местности- все это достаточно, чтобы ответить на это заявление.

As Sayyaf сказал: «14 стан, первая из них Советский Союз, последовали за Варшавским договором и международными коммунистами, объединенных в их атаке против нас. В то время как мусульмане в мусульманском мире до сих пор спорят: « Джихад в Афганистане Фард Айн или Фард Кифайя?» Что ж, пусть мусульмане подождут до тех пор, пока последний человек станет Шахидом, вот тогда они поверят, что Джихад Фард Айн, в то время как известно, что вплоть до сегодняшнего дня уже было около 1.5 миллиона Shuhada».

Афганцы говорят: «Присутствие одного араба среди нас любимее для нас, чем 1 миллион долларов».
Ученый Sayyaf сказал в обращении к ученым и ведущим призыв (Da’i) в журнале, посвященном Джихаду (9 издание). Мы цитируем: «Все восхваления Аллаху и пусть мир и благословения будут над Посланником Аллаха, над его семьей, сподвижниками и теми, кто руководствуется его руководством. Вы осознаете, что Джихад в Афганистане начался и до сих пор продолжается для того, чтобы возвысить слово Аллаха и основать государство, основанное на Коране. Для осуществления этой цели нам нужны муджахиды, которые должным образом понимают ислам и которые могут охранять принципы настоящего Исламского Джихада, поэтому нам нужны проповедники (Da’i) и ученые, для того, чтобы непрерывно обучать и инструктировать. Вам должно быть известно, что сейчас уже многие преподаватели и ученые стали мучениками на полях Джихада в Афганистане. Поэтому мы сильно нуждаемся в людях, которые способны обучать, преподавать и направлять муджахидов в школах, тренировочных лагерях, лагерях беженцев и боевых фронтах до тех пор, пока Всевышний Аллах не поможет нам осуществить наши ожидаемые цели. Мы нуждаемся в ученых и преподавателях больше, чем каких-либо других профессионалах или специалистах. Пусть Аллах поможет нам и вам в служению Исламу и мусульманам».
Ваш брат Abdur Rabbir Rassool Sayyaf
Baktiya Jaji, 3rd Shawwal140S A.H.