Смысл жизни в исламе

19.06.2018 0 Автор admin

Смысл жизни в Исламе

Татиана Светлая

Каков же смысл жизни человека с точки зрения ислама?

Бог – Тот, кто даёт смысл и ориентацию в жизни, а действительность состоит в том, что люди не имеют никакой реальной потребности, кроме как в Боге. Коран учит, что всякое человеческое существо рождается с осознанием Бога в душе. Эту исконную потребность Бог создал в человеческом характере во время творения Адама. Он извлёк всех потомков Адама, которые должны были быть рождены, поколение за поколением и обратился непосредственно к их душам, заставляя засвидетельствовать, что он их Бог: «Господь твой вывел из чресел сынов Адама потомство их и заставил их свидетельствовать против самих себя. Он спросил их: не Я ли – Господь ваш? Они отвечали: мы свидетельствуем это. – Мы это сделали, чтобы вы не сказали в День воскресения: мы этого не знали» (Коран 7:172).

Эта присяга закреплена в человеческой душе даже прежде, чем она входит в зародыш, так что по убеждению мусульман, ребёнок рождается с естественной верой в Единого Бога. Это врожденное естественное состояние веры в арабском языке называют фитра. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» . Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять всё. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги. Когда ребёнок вырастает, естественная предрасположенность к Богу, отпечатанная в его душе фитра, заставляет искать правильный путь, соглашаясь, что Он — его Создатель, был его Богом, даже прежде, чем были созданы небеса и земля. Следовательно, каждый человек несёт в себе Семя Веры в Бога.

Из Рога Изобилия Златые Зёрна сыплются
На поле плодородное, в сердца людей проникнутся,
Живое Чудо-Зёрнышко – Дыхание Создателя,
Прими в сей миг дарованное Сокровище Подателя.
Храните в Сердце-Житнице Зерно Души чудесное,
Взрастёт ко сроку Колосом крупица поднебесная,
И в Жатвы час торжественный сберёт Рука взращённое,
И взвесит Мерой Вечною всю Суть приобретённую.

20.09.10

Однако Семя, дарованное каждой душе, глубоко сокрыто под густым слоем суеты земной жизни. В Коране четко сказано: «Знайте, что жизнь этого мира есть забава, пустое украшение, чванство и желание увеличить одни перед другими ваше имущество и число детей» (57:20), а «богатство ваше и дети — суть искушение для вас, а у Бога есть для вас великая награда» (64:15). Кто же желает прелестей этого суетного мира больше, чем желания отыскать и взрастить в себе Семя Веры: «таковые будут иметь на долю огонь в будущей жизни. Сделанное ими здесь обратится в ничто; их дела пропадут попусту» (11:16). 

Растёт немало разного бурьяна,
Что сеют семена, всё размножаясь,
Возьмись за расчищенье сердца рьяно,
В нём Семя Божье с Верой возрождая.
И не заставит ждать, взойдёт немедля,
Оно давно уже момента поджидало,
Ещё Иисус сказал: «Освободись от плевел»,
Чтоб царство Божее в тебе торжествовало.

Следовать фитре – значит стремиться жить в гармонии, любви и согласии с самим собой, с людьми, с природой и Вселенной в целом, не продавать душу ради денег, славы, власти и авторитета, а иметь такую душу, которая привлечёт к себе любые необходимые блага мира .

Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением — это служение Богу, его восхваление и поклонение. Всё остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Мы получаем это сообщение из Священной Книги Ислама: «Я создал духов и людей лишь для того, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51:56). Из приведённого аята следует, что мусульманин живёт не для себя, а во имя Бога, и все его действия как мусульманина должны вести к служению и поклонению Всевышнему. Чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие.

Кто развивает данное Всевышним Семя Вечное,
Не тратит время попусту на кутерьму беспечную.
Покуда срок не кончился, творите предписание,
Растите Семя Вечное для ЦелеОсознания. 9.06.10

В Коране указывается: «… восхваляй Господа твоего перед восходом солнца и перед закатом его; а так же при наступлении ночи; славь Его и при начале и конце дня, чтобы быть угодным Ему» (20:130).

Но кто нуждается в поклонении? Бог не имеет никакой нужды в нём. Если бы никто не поклонялся Богу, это ни на йоту не уменьшило бы Его славы, и если бы всё человечество поклонялось Ему, это не добавило бы ничего к Его славе. «Я не прошу у них даров и не прошу, чтобы они питали Меня. Один Бог есть податель даров. Он непоколебим, всесилен» (Коран 51:57-58) Именно мы имеем потребность в Боге, сам человек нуждается в поклонении Ему.

Лоренс Б.Браун указывает, что основой поклонения является повиновение Закону Божьему: «Только когда люди поклоняются их Богу, подчиняясь Его религиозному закону, они могут иметь мир и гармонию в их жизни и надежду на небеса, точно так же как вселенная движется в гармонии, подчиняясь физическим законам, установленным Богом. Когда теряете надежду на небеса, вы теряете окончательную ценность и цель жизни. Повиновение Божественному Закону приносит мир в этой жизни и спасение в следующей».

Таким образом, жизнь, по учению ислама, даётся человеку для того, чтобы он поклонением, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, человеческая жизнь лишь испытание на пути в потусторонний мир. Какие же испытания надлежит пройти человеку?

Современный философ-арабист А.Г.Хайрутдинов, заметив, что понятие «человек» в Коране передаётся разными арабскими словами: инсан и башар, предположил, что это в этих словах отражены особенности внутреннего, духовного содержания человека. Предположим, что испытания человека заключаются в способности достичь определённой ступени духовного развития. Рассмотрим аят Корана с этой точки зрения.

«Несомненно, сотворили Мы человека (инсан) наилучшим сложением» (95:4). Человек здесь назван словом инсан, со значением «забывать». «Часто употребляемое в Коране слово инсан (аль-инсан), которое переводится как человек, на самом деле имеет значение забывший, поскольку образовано от корня НСИ, со значением «забывать» .  Так что же человек забыл? Не врождённое ли Семя Веры в Единого Бога — фитру?

Далее в аяте мы читаем, что инсан сотворён «наилучшим сложением», затем он «был низвергнут в нижайшее из нижайших»,  то есть благодаря этому падению человек-забывший получил перспективу вспомнить то, что он несёт в себе исконную врождённую потребность, естественное состояние Веры в Бога, т.е. фитру,  которое со временем и под влиянием земной жизни, которая  «… ничего больше как игра и суета…» (6:32),  притупилось. Но никто другой не может помочь человеку-инсан вспомнить это, кроме него самого. Однако Всевышний даёт человеку-забывшему шанс, если его намерение осознанно и безупречно и тогда, согласно Закону Всевышнего: «Возносим Мы на степени, кого пожелаем» (6:83) и человек становится тем, кто в Коране назван башар — человек вспомнивший. Ни это ли можно назвать испытанием для человека?

А.Хайрутдинов рассматривает скрытый смысл слова башар.  «Привлекает внимание тот факт, что слово башар в арабском языке является однокоренным со словом башшара, которое переводится как бабочка. В этом свете весьма показательным выглядит феномен гусеницы, превращающейся в бабочку. В одном из аятов Корана Аллах говорит, что человек будет превращён «в нечто неведомое» ему доселе (56:60-61). Можно лишь представить себе качество преобразования, масштаб и красоту обещанной господом трансформации» . «Но путь к бабочке для гусеницы гусеницу лежит через смерть – превращение в куколку. Путь к Богу для человека также происходит через смерть – смерть эго, через смерть ложного «я». Пророк Мухаммед сказал об этом так: «Люди спят. Умирая, они просыпаются» . Сократ сказал об этом другими словами: «Люди больны, умирая, они выздоравливают». Прижизненному пробуждению пророк Мухаммед придавал крайне важное значение, говоря: «Умри, прежде чем умереть», т.е. «Я» (эго, чувство собственной важности и т.п.), должно перестать доминировать, буквально – умереть, чтобы пробудился Дух» . Когда Дух созревает окончательно, т.е. просыпается до момента физической смерти, тогда приходит свобода и начинается рай . Итак, башар – это уже не «гусеница»-инсан, а тот, кто волею Аллаха начал превращаться в куколку и при этом перестаёт быть забывшим. Налицо прямая аналогия, яснее ясного напоминающая нам о волшебной метаморфозе, ожидающей человеческое существо.

Следовательно, благодаря осознанному, смиренному и безупречному служению Всевышнему, вспомнив своё естественное состояние Веры в Бога,   которое закреплено присягой, данной до рождения, человек, по милости Всевышнего, восстанавливает «наилучшее сложение», тем самым проходя испытание и становится достойным возвращения к Богу.

Ответ Ислама на вопрос о смысле человеческой жизни заключается в «реализации фундаментальной человеческой потребности: возвращение к Богу через поклонение Ему. А.Хайтурдинов указывает, что в смысловом поле арабского глагола «поклоняться» присутствует и такое значение, как «мостить дорогу», т.е. образно говоря, возвращаясь к Богу, человек своими благими деяниями мостит путь, по которому он когда-то ушел из рая.
Сам человек — это «Мост Сират», который в Коране олицетворяет переход над адом. В человеческой душе создаются условия для перехода этого Моста, но желание Его перейти возникает только у того, кто узнал о Другом Береге, у того, кто вспомнил. Но что же человек забыл? Ответить на этот вопрос возможно, лишь осознав тот факт, что он вообще что-то забыл. Когда это произойдёт, лишь тогда он будет пытаться вспомнить, осознанно стремясь достичь состояния человека-башар. Пока же этого не произойдёт, пока человек не узрит в своём сердце Другого Берега, он живёт «подобно безумной гесенице-инсан и озабочен только радостями этого мира. Иными словами такой инсан остаётся в аду: «И создали мы для ада многих … людей – есть у них сердца. Которыми не понимают. И есть у них глаза. Которые не видят, и есть у них уши, которые не слышат. Они подобны скотине; нет, ещё более заблуждаются они…» (7:179). Но когда душа созревает настолько, что в ней пробуждается жажда, начинается подлинное движение.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Стремление стать, наконец, тем, кем ты был задуман, положить конец безумству и обрести покой. Вот что отличает человека от животного. Кстати слово ислам означает покой» .

Итак, смысл жизни человека с точки зрения ислама: возвращение к Всевышнему по Мосту Сират и лицезрение Аллаха на том свете. Однако каждый волей или неволей возвратится к Нему после смерти, так что вопрос не просто о возвращении, но о том, как произойдёт это возвращение. «Переход по мосту будет согласно деяниям. Для одних он будет подобен просторной дороге, для других – тоньше волоса и острее лезвия сабли. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие – со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком, ползком; другие – пешком, изодрав ноги, держась руками, еле-еле» .
Будет ли этот возврат в позорных агонизирующих цепях, в ожидании наказания, или радостное и благодарное приятие того, что обещал Бог?  По убеждению Лоренса Б. Браун, если человек ожидает последнего, то через Коран и учение Пророка Мухаммеда, Бог возвращает к Нему путём, который гарантирует человеку вечное .
Заслужить право созерцать Аллаха на том свете — вот высшее счастье для правоверного. Достичь же этого можно только неустанными молитвами и соблюдением всех предписаний религии, отказом от земных соблазнов и искушений .

Литература
— Аль-Бухари, Сахих, том 2, книга 23, хадис 441
— Хайрутдинов А.Г. Неизвестный ислам. Часть II. Коран, который мы знаем / А.Г.Хайрутдинов. – Казань, 2007. – 128с. (С.8;82).
— Хайрутдинов А.Г. Коран: осмысление продолжается / А.Г.Хайрутдинов. — Казань, 2009. – 92с.
— Вера в судный день / Газета Ас-Салам. — 2006 http://www.assalam.ru/lib/jizn_proroka007.shtml
— Лоренс Б. Браун, Исламские ответы на первый из  “Больших Вопросов” в жизни,  неизбежно задаваемые каждым человеком: “Кто нас создал”? – 2008. http://www.islamreligion.com/ru/articles/524/
— Ислам. Цель и смысл жизни http://www.sunhome.ru/religion/11559/p1

© Copyright: Татиана Светлая, 2010
Свидетельство о публикации №110101603305

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Татиана Светлая

Рецензии

Написать рецензию

Доброго дня — Татиана!

Великолепно! В предельно сжатой форме…

Включил, со ссылкой, в Поэтическую перекличку — 333.

Сокровище сердца – вам в духе нести,
дана Нить на Небо, известны Пути…
И сердце ответит, лишь слушать его,
мы дети – Творенья, в нас Искра – Его…
21.10.2010

Грани Агни Йоги, 1955 г. 009. Новосибирск, «Алгим», 2010 г. Формула «Где сердце ваше, там и сокровище ваше» остается жизненной, как и раньше. Сердце предайте Мне, и – всецело, тогда и сознание легко установит контакт. Но если сознание утопает в мыслях обычных, то контакт невозможен. Сердце устремляет сознание к желанному объекту не насильственно, но любовью. Но если любовь засохла, то что же будет двигать устремлением? Истинная любовь постоянна, но не по настроениям, и она не зависит от токов пространства. Следовательно, и Общение, вызываемое любовью, от них не зависит. Многое зависит от состояния пространства, но не любовь. Так поймем основы связи с Учителем. Ты хочешь быть близок и преуспеть? Люби! Люби, когда восходишь. И предстояние постоянное, и памятование непрерывное без любви невозможны. Когда она есть, из нее вытекают явления указанные естественно и просто. Ибо где сокровище наше, там и сердце наше. Свет достигается сердцем. И Царство Божие, то есть Мир Высший, тоже достигается сердцем. Любовь к Нему, как магнитом, влечет к себе дух. Любовью можно и победить, и достигнуть. Шире надо понять любовь, нежели как любовь к ближнему. Любовью к желаемой цели достигается цель. Значит, ни одно достижение не может обойтись без сердца. Потому дается Учение Сердца, то есть путь к Высшему кратчайший. Сердце можно воспитать. Сердце можно направить. Уговорить можно сердце действовать в направлении желанном. Но им надо заняться, но ему надо уделить внимание. Самому важному хотя бы какое-то время и заботу следует уделять. Уделяем желудку, и не малую. Почему же не уделить сердцу? По линии сердца идет и притяжение, и получение, то есть восприятие. Сердце в усилии приблизиться ко Мне надо напрячь. И сердце, ко Мне напряженное, нужную весть принесет.

Владислав Стадольник   21.10.2010 05:58   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Большое СпасиБО, Владислав!!! Рада, что понравилось, сейчас разбираюсь с Православием

Татиана Светлая   21.10.2010 09:21   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Татиана Светлая

В Исламе смысл жизни человека  заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху. Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека — это служение Богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Таким образом, смысл человеческой жизни в постоянном стремлении заслужить благосклонность Аллаха, который  обеспечит царствие небесное. «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. Близки к Нам те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях» (Коран, 34:37). Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от Него – и хорошее, и плохое, доверяя Всевышнему, веря в Его промысел, смиряясь перед Его волей.  

Мусульманин живет не для себя, он живет во имя Аллаха, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели. „Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись» (Коран 51: 56). А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается: „Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, — может быть, ты будешь доволен» (Коран 20: 130).  И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю.

Смысл жизни в Исламе

Следовательно, сама жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в загробный мир. Коран предупреждает: „Здешняя жизнь — только игра и забава…» (Коран 6:32). Кто же хочет пользоваться ее благами, тому „нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили» (Коран 11:19). Достижение личного счастья как смысл человеческой жизни также отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь — „только пользование обманчивое» (Коран57: 20), а „ваше имущество и дети — только искушение, и у Аллаха великая награда» (Коран 64: 15).  Для мусульманина крайне важно, чем будет наполнено его сердце в момент смерти – привязанностями к этому миру или любовью к своему Создателю.

Не следует делать запрещенное Аллахом. Душа не умирает вместе с телом, жизнь дана нам для того, чтобы сделать как можно больше благих дел, стать ближе к Всевышнему.  Мусульманин на протяжении всей жизни не должен следовать своим желаниям и страстям, а должен готовиться к тому, что ожидает его после смерти. За свои поступки каждый человек получит воздаяния на суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив из мертвых, Праведники попадут в Рай, а грешников ждет суровое наказание в аду.

Смысл жизни в Исламе

Седанкина Татьяна Евгеньевна

Каков же смысл жизни человека с точки зрения ислама? Бог – Тот, кто даёт смысл и ориентацию в жизни, а действительность состоит в том, что люди не имеют никакой реальной потребности, кроме как в Боге.  Коран учит, что всякое человеческое существо рождается с осознанием Бога в душе. Эту исконную потребность Бог создал в человеческом характере во время творения Адама. Он извлёк всех потомков Адама, которые должны были быть рождены, поколение за поколением и обратился непосредственно к их душам, заставляя засвидетельствовать, что он их Бог: «Господь твой вывел из чресел сынов Адама потомство их и заставил их свидетельствовать против самих себя. Он спросил их: не Я ли – Господь ваш? Они отвечали: мы свидетельствуем это. – Мы это сделали, чтобы вы не сказали в День воскресения: мы этого не знали» (Коран 7:172).
Эта присяга закреплена в человеческой душе даже прежде, чем она входит в зародыш, так что по убеждению мусульман, ребёнок рождается с естественной верой в Единого Бога.

Смысл жизни человека

Это врожденное естественное состояние веры в арабском языке называют фитра. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» . Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять всё. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги. Когда ребёнок вырастает, естественная предрасположенность к Богу, отпечатанная в его душе фитра, заставляет искать правильный путь, соглашаясь, что Он — его Создатель, был его Богом, даже прежде, чем были созданы небеса и земля. Следовательно, каждый человек несёт в себе Семя Веры в Бога.

Из Рога Изобилия Златые Зёрна сыплются
На поле плодородное, в сердца людей проникнутся,
Живое Чудо-Зёрнышко – Дыхание Создателя,
Прими в сей миг дарованное Сокровище Подателя.
Храните в Сердце-Житнице Зерно Души чудесное,
Взрастёт ко сроку Колосом крупица поднебесная,
И в Жатвы час торжественный сберёт Рука взращённое,
И взвесит Мерой Вечною всю Суть приобретённую. 20.09.10

Однако Семя, дарованное каждой душе, глубоко сокрыто под густым слоем суеты земной жизни. В Коране четко сказано: «Знайте, что жизнь этого мира есть забава, пустое украшение, чванство и желание увеличить одни перед другими ваше имущество и число детей» (57:20), а «богатство ваше и дети — суть искушение для вас, а у Бога есть для вас великая награда» (64:15). Кто же желает прелестей этого суетного мира больше, чем желания отыскать и взрастить в себе Семя Веры: «таковые будут иметь на долю огонь в будущей жизни. Сделанное ими здесь обратится в ничто; их дела пропадут попусту» (11:16).
Растёт немало разного бурьяна,
Что сеют семена, всё размножаясь,
Возьмись за расчищенье сердца рьяно,
В нём Семя Божье с Верой возрождая.
И не заставит ждать, взойдёт немедля,
Оно давно уже момента поджидало,
Ещё Иисус сказал: «Освободись от плевел»,
Чтоб царство Божее в тебе торжествовало.

Следовать фитре – значит стремиться жить в гармонии, любви и согласии с самим собой, с людьми, с природой и Вселенной в целом, не продавать душу ради денег, славы, власти и авторитета, а иметь такую душу, которая привлечёт к себе любые необходимые блага мира .
Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением — это служение Богу, его восхваление и поклонение. Всё остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Мы получаем это сообщение из Священной Книги Ислама: «Я создал духов и людей лишь для того, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51:56). Из приведённого аята следует, что мусульманин живёт не для себя, а во имя Бога, и все его действия как мусульманина должны вести к служению и поклонению Всевышнему. Чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие.
Кто развивает данное Всевышним Семя Вечное,
Не тратит время попусту на кутерьму беспечную.
Покуда срок не кончился, творите предписание,
Растите Семя Вечное для ЦелеОсознания. 9.06.10

В Коране указывается: «… восхваляй Господа твоего перед восходом солнца и перед закатом его; а так же при наступлении ночи; славь Его и при начале и конце дня, чтобы быть угодным Ему» (20:130).
Но кто нуждается в поклонении? Бог не имеет никакой нужды в нём. Если бы никто не поклонялся Богу, это ни на йоту не уменьшило бы Его славы, и если бы всё человечество поклонялось Ему, это не добавило бы ничего к Его славе. «Я не прошу у них даров и не прошу, чтобы они питали Меня. Один Бог есть податель даров. Он непоколебим, всесилен» (Коран 51:57-58) Именно мы имеем потребность в Боге, сам человек нуждается в поклонении Ему.
Лоренс Б.Браун указывает, что основой поклонения является повиновение Закону Божьему: «Только когда люди поклоняются их Богу, подчиняясь Его религиозному закону, они могут иметь мир и гармонию в их жизни и надежду на небеса, точно так же как вселенная движется в гармонии, подчиняясь физическим законам, установленным Богом. Когда теряете надежду на небеса, вы теряете окончательную ценность и цель жизни. Повиновение Божественному Закону приносит мир в этой жизни и спасение в следующей» .
Таким образом, жизнь, по учению ислама, даётся человеку для того, чтобы он поклонением, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, человеческая жизнь лишь испытание на пути в потусторонний мир. Какие же испытания надлежит пройти человеку?
Современный философ-арабист А.Г.Хайрутдинов, заметив, что понятие «человек» в Коране передаётся разными арабскими словами: инсан и башар, предположил, что это в этих словах отражены особенности внутреннего, духовного содержания человека. Предположим, что испытания человека заключаются в способности достичь определённой ступени духовного развития. Рассмотрим аят Корана с этой точки зрения.
«Несомненно, сотворили Мы человека (инсан) наилучшим сложением» (95:4). Человек здесь назван словом инсан, со значением «забывать». «Часто употребляемое в Коране слово инсан (аль-инсан), которое переводится как человек, на самом деле имеет значение забывший, поскольку образовано от корня НСИ, со значением «забывать» .  Так что же человек забыл? Не врождённое ли Семя Веры в Единого Бога — фитру?
Далее в аяте мы читаем, что инсан сотворён «наилучшим сложением», затем он «был низвергнут в нижайшее из нижайших»,  то есть благодаря этому падению человек-забывший получил перспективу вспомнить то, что он несёт в себе исконную врождённую потребность, естественное состояние Веры в Бога, т.е. фитру,  которое со временем и под влиянием земной жизни, которая  «… ничего больше как игра и суета…» (6:32),  притупилось. Но никто другой не может помочь человеку-инсан вспомнить это, кроме него самого. Однако Всевышний даёт человеку-забывшему шанс, если его намерение осознанно и безупречно и тогда, согласно Закону Всевышнего: «Возносим Мы на степени, кого пожелаем» (6:83) и человек становится тем, кто в Коране назван башар — человек вспомнивший. Ни это ли можно назвать испытанием для человека?
А.Хайрутдинов рассматривает скрытый смысл слова башар.  «Привлекает внимание тот факт, что слово башар в арабском языке является однокоренным со словом башшара, которое переводится как бабочка. В этом свете весьма показательным выглядит феномен гусеницы, превращающейся в бабочку. В одном из аятов Корана Аллах говорит, что человек будет превращён «в нечто неведомое» ему доселе (56:60-61). Можно лишь представить себе качество преобразования, масштаб и красоту обещанной господом трансформации» . «Но путь к бабочке для гусеницы гусеницу лежит через смерть – превращение в куколку. Путь к Богу для человека также происходит через смерть – смерть эго, через смерть ложного «я». Пророк Мухаммед сказал об этом так: «Люди спят. Умирая, они просыпаются» . Сократ сказал об этом другими словами: «Люди больны, умирая, они выздоравливают». Прижизненному пробуждению пророк Мухаммед придавал крайне важное значение, говоря: «Умри, прежде чем умереть», т.е. «Я» (эго, чувство собственной важности и т.п.), должно перестать доминировать, буквально – умереть, чтобы пробудился Дух» . Когда Дух созревает окончательно, т.е. просыпается до момента физической смерти, тогда приходит свобода и начинается рай . Итак, башар – это уже не «гусеница»-инсан, а тот, кто волею Аллаха начал превращаться в куколку и при этом перестаёт быть забывшим. Налицо прямая аналогия, яснее ясного напоминающая нам о волшебной метаморфозе, ожидающей человеческое существо.
Следовательно, благодаря осознанному, смиренному и безупречному служению Всевышнему, вспомнив своё естественное состояние Веры в Бога,   которое закреплено присягой, данной до рождения, человек, по милости Всевышнего, восстанавливает «наилучшее сложение», тем самым проходя испытание и становится достойным возвращения к Богу.
Ответ Ислама на вопрос о смысле человеческой жизни заключается в «реализации фундаментальной человеческой потребности: возвращение к Богу через поклонение Ему. А.Хайтурдинов указывает, что в смысловом поле арабского глагола «поклоняться» присутствует и такое значение, как «мостить дорогу», т.е. образно говоря, возвращаясь к Богу, человек своими благими деяниями мостит путь, по которому он когда-то ушел из рая.
Сам человек — это «Мост Сират», который в Коране олицетворяет переход над адом. В человеческой душе создаются условия для перехода этого Моста, но желание Его перейти возникает только у того, кто узнал о Другом Береге, у того, кто вспомнил. Но что же человек забыл? Ответить на этот вопрос возможно, лишь осознав тот факт, что он вообще что-то забыл. Когда это произойдёт, лишь тогда он будет пытаться вспомнить, осознанно стремясь достичь состояния человека-башар. Пока же этого не произойдёт, пока человек не узрит в своём сердце Другого Берега, он живёт «подобно безумной гесенице-инсан и озабочен только радостями этого мира. Иными словами такой инсан остаётся в аду: «И создали мы для ада многих … людей – есть у них сердца. Которыми не понимают. И есть у них глаза. Которые не видят, и есть у них уши, которые не слышат. Они подобны скотине; нет, ещё более заблуждаются они…» (7:179). Но когда душа созревает настолько, что в ней пробуждается жажда, начинается подлинное движение. Стремление стать, наконец, тем, кем ты был задуман, положить конец безумству и обрести покой. Вот что отличает человека от животного. Кстати слово ислам означает покой» .
Итак, смысл жизни человека с точки зрения ислама: возвращение к Всевышнему по Мосту Сират и лицезрение Аллаха на том свете. Однако каждый волей или неволей возвратится к Нему после смерти, так что вопрос не просто о возвращении, но о том, как произойдёт это возвращение. «Переход по мосту будет согласно деяниям. Для одних он будет подобен просторной дороге, для других – тоньше волоса и острее лезвия сабли. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие – со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком, ползком; другие – пешком, изодрав ноги, держась руками, еле-еле» .
Будет ли этот возврат в позорных агонизирующих цепях, в ожидании наказания, или радостное и благодарное приятие того, что обещал Бог?  По убеждению Лоренса Б. Браун, если человек ожидает последнего, то через Коран и учение Пророка Мухаммеда, Бог возвращает к Нему путём, который гарантирует человеку вечное .
Заслужить право созерцать Аллаха на том свете — вот высшее счастье для правоверного.

Достичь же этого можно только неустанными молитвами и соблюдением всех предписаний религии, отказом от земных соблазнов и искушений .
Литература
— Аль-Бухари, Сахих, том 2, книга 23, хадис 441
— Хайрутдинов А.Г. Неизвестный ислам. Часть II. Коран, который мы знаем / А.Г.Хайрутдинов. – Казань, 2007. – 128с. (С.8;82).
— Хайрутдинов А.Г. Коран: осмысление продолжается / А.Г.Хайрутдинов. — Казань, 2009. – 92с.
— Вера в судный день / Газета Ас-Салам. — 2006 http://www.assalam.ru/lib/jizn_proroka007.shtml
— Лоренс Б. Браун, Исламские ответы на первый из  “Больших Вопросов” в жизни,  неизбежно задаваемые каждым человеком: “Кто нас создал”? – 2008. http://www.islamreligion.com/ru/articles/524/
— Ислам. Цель и смысл жизни http://www.sunhome.ru/religion/11559/p1

© Copyright: Седанкина Татьяна Евгеньевна, 2010
Свидетельство о публикации №210101600562

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Седанкина Татьяна Евгеньевна

Рецензии

Написать рецензию

Добрый день, Татиана.
Вы тут давно не были, но мне захотелось высказаться.

"жизнь, по учению ислама, даётся человеку для того, чтобы он поклонением, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю."

Во первых, "вечного блаженства" нет. И рая в том виде, как мы его себе воображаем, тоже нет. Если взрослый человек верит в рай, то он разумом еще не взрослый.
Религию, и особенно Ислам, придумала технократическая цивилизация, которая сама уже зашла в тупик. Мы пойдем за ней и тоже попадем в тупик.
О каком рае можно говорить, если мы рай здесь на земле устроить не можем.
Там где ислам — войны, террор, притеснение женщин. Там пустыни. Они бегут в Европу.
Вот люди придумали себе религию, сидят над книгой с четками и ждут рая.
Клиника с серьезным выражением лица.
Ни поклонением, ни смирением, ни терпением милости Аллаха не заслужишь.
человек должен стремиться к знаниям и творить, улучшая этот мир.
Аллах призвал своих людей к смирению и покорности, по тому как созданные им люди были для него агрессивны.

В религии много кривды. Она зародилась давно и сегодня жить в религии это значит двигаться назад.
В 21 первом веке никакие религии у же не нужны. Я надеюсь, Татиана, что и Вы уже это понимаете.

Николай Кладов   02.08.2014 06:35   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Коммунизм -утопия, но китайцы смогли под руководством компартии сесть на хвост
Америке. Религия не тянет назад, а наоборот. Человек тем и отличается от животного, что он верующий. В этот священный месяц не хочется вам говорит
колкости, хотя заслуживаете за эти слова:
"Вот люди придумали себе религию, сидят над книгой с четками и ждут рая"

Гунки Хукиев   03.07.2015 19:25   Заявить о нарушении

Коммунизм — не утопия. Это общество будущего. Наше сознание вот это утопия.
С нашим сознанием будущее никогда не наступит и всегда будет утопией.
Слов я много говорю разных. Хватит ли у Вас колкостей?

Николай Кладов   01.10.2015 20:02   Заявить о нарушении

Даже не знаю что Вам сказать, Николай Михайлович, я, наверно, скоро возьму Вас в свой Устаз (учитель), так у нас говорят когда мусульманин пристаёт к одному из течений.

Обязуюсь быть прилежным слушателем. К сожалению, тут ироний нет, есть горькое разочарование не самой религией, нет. А тем как им манипулируют.
С уважением,

Гунки Хукиев   01.10.2015 21:05   Заявить о нарушении

Ну что ж, очень рад такому ответу, Гунки Хукиев. Хорошо Вас понимаю. Все так сложно в этом мире. И если бы люди знали, что за всем стоит.
Отношения учитель- ученик я не очень приветствую и не смотря на назидательный том, предпочитаю положения на равных и мне есть что сказать. Рад Вас приветствовать.

Николай Кладов   01.10.2015 22:05   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Седанкина Татьяна Евгеньевна