Спорт в исламе

13.04.2018 0 Автор admin

Крепкий, сильный верующий лучше и милее Всевышнему, чем слабый
Заниматься спортом не запрещено в Исламе, но мы должны знать, как и чем заняться.

Спорт должен быть подчинён требованиям Шариата. Мы с вами знаем, сколько крови проливают футбольные болельщики, когда их команда проигрывает и это не поступок мусульманина и такой подход к спорту противоречит нормам Ислама.

 

 

Ислам приветствует спорт, ибо он укрепляет здоровье человека, даёт умение постоять за себя, за свою семью, за родину. Спорт с точки зрения Ислама – средство, а не цель. И относиться к нему должны как к средству. Нельзя ради спорта жертвовать ценностями религии и Ислам диктует определённые условия для занятия спортом.

 

Всё, на что не наложен запрет в Коране и Сунне, изначально является дозволенным. Если только нет при этом вещей, которые могут сделать его запретным.

 

К основам нашей религии относится, к примеру, пятикратная молитва. Лидирующая страна по пропаганде зарядки – это Швеция. Шведские учёные задались целью выработать универсальные физические упражнения, пригодные и для мужчин, и для женщин, для детей и взрослых, для пожилых и молодых. Они выработали ряд комплексных упражнений и все они повторяют движения нашей молитвы! Это совпадение и в то же время лишнее подтверждение, доказательство тому, что наша религия для нас благо на этом и на Том свете. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в хадисе говорит: «Крепкий, сильный мумин (верующий) лучше и милее Всевышнему, чем слабый». Здесь нельзя подразумевать только физическую силу, в этом хадисе подразумевается и сила нравственности, сила веры, решительность, стойкость и в том числе физическая сила.

 

Для того, чтобы выполнить веление Всевышнего, необходимо здоровье. Когда у человека что-то болит, это мешает ему поминать Аллаха, мешает поклоняться Всевышнему, делать движения в молитве. Конечно же, одним из средств, сохраняющих здоровье, является спорт. Когда на одного из сподвижников пришла жалоба со стороны жены, что он вечно пребывает в поклонении Аллаху и лишает себя необходимой еды, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) дал чёткое руководство ему и сказал: «Постись и разговляйся; спи и бодрствуй, воистину, перед твоим телом у тебя долг». Беречь собственное тело – наш долг.

Спорт в Исламе

Значит, причинять вред, губить собственное тело запрещено нашей религией.

 

 

Несправедливость в спорте

 

Сегодня мы знаем, что в спорте уже появилась несправедливость и это недопустимо. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В ком будут присутствовать 4 вещи, тот лицемер:

 

1 – если ему доверяют, а он вероломствует;

 

2 – когда он лжёт;

 

3 – когда договаривается, то нарушает договор;

 

4 – а когда он спорит, то несправедлив».

 

 

А мы знаем, сколько бывает обмана – меняют документы, меняют год рожденья… Такому человеку занятие спортом запрещено, так как он обманывает людей. Во время Пророка (мир ему и благословение) сподвижники соревновались в беге, и Пророк (мир ему и благословение) это принял и сказал: «Нет бега, кроме как в обуви». Он сказал: бегать в обуви, так как босиком можно получить травму. Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Обучайте своих детей стрельбе из лука, плаванию и велите учиться прыгать на лошадь». Во время Пророка (мир ему и благословение) был человек по имени Руканат. Он был очень силён и предложил Пророку (мир ему и благословение) побороться с ним, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поборол Руканата. Это говорит о том, что Пророк (мир ему и благословение) был физически очень крепок. Когда в одном из газаватов (сражений) предстоял долгий путь на лошадях, а лошадей было мало, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что на одном верблюде будут ездить трое посменно и Посланник Аллаха (мир ему и благословение), Абу-Бакр и ещё один сподвижник ехали на одном верблюде. И когда дошла очередь слезть с верблюда Пророку (мир ему и благословение), сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мы не хотим, чтоб Вы шли пешком, а мы на верблюде». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы же не лучше меня ходите, и я не менее вас нуждаюсь в вознаграждении». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ходил пешком. Это также говорит о том, что Пророк (мир ему и благословение) был физически здоровым и крепким.

 

Саадуев Мухаммад Расул
Имам Центаральной Джума мечети г. Махачкалы

http://www.assalam.ru

ИСЛАМ

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в VIIв. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное предание — сунна. После смерти Мухаммеда (632) ислам раскололся на два течения — суннизм и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII-IX веках возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

* * *

ИСЛАМ , мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам — государственная религия, а шариат — основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.

Основатель ислама Основатель ислама — Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632гг.) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство (последнее — преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 годах началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами.

После переселения в 622г.

Спорт в Исламе

с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Источники вероучения Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране.

Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры…». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним…» — говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.

Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами.

Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Важнейшие понятия мусульманской религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия «дар ал-ислам» (обитель ислама), противопоставленного «дар ал-харб» — территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — «ахл ал-китаб» — люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). Умма — это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма — это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме — основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.

Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).

Вероучение Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов:
1) веру в единого и единственного Бога,
2) ангелов,
3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада),
4) Божьих пророков и посланников,
5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.
Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) — вера в предопределение (все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»:
1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»;
2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;
3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
4) пост в месяц рамадан (Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;
5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные» (Коран 2:177).

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).

Мусульманская культура Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.

Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в IX-XII вв. возникновению и расцвету арабской философии . В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.

Шиизм Уже после битвы при Сиффине в 657г. между сторонниками 4-го праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши’ат Али» — партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) — единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член.

После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только «посвященным», — экзотерическому (захир).

Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й) не умер, а перешел в состояние гайба, т. е. по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии — махди, наполнив мир правдой и справедливостью. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. В целом — это своеобразная попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между Богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы). Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства.

Своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов и бехаитов — течений, возникших в XIX в. в Иране. Основатель последнего — Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.

Реформаторские движения В лоне суннитского ислама в середине XVIII в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. XIX — нач. XXвв. (ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины.

В XX веке, во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

Ислам в России Ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. В шести республиках «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн. мусульман. В самой России ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. В России сегодня действуют более 4 тыс. мечетей.

Первые контакты русичей с мусульманами восходят к VIII-IXвв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама.

Достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале VIIIв. знали и арабов. Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса Ибн Хардадбеха, современника Рюрика и Аскольда, о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям.

После падения в X в. Хазарского каганата практически все Поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. В ходе татаро-монгольских завоеваний (1237-40) Владимиро-Суздальская и отчасти Киевская Русь были включены в Монгольскую империю, а после ее распада — в Золотую Орду.

В 1256г. (через 16 лет после завоевания Руси) на ханский трон в Золотой Орде воссел первый мусульманин — хан Берке. Однако окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312 , когда хан Узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. С этих пор между «православной Русью» и Ордой складывается определенный симбиоз. Русь, оставаясь вассалом Орды, сохраняет религиозную самостоятельность. Более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались на Русь и стали основателями будущих родов русской знати. Так, в 1329 на службу к великому московскому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, Борис Годунов.

В Москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале XV в. Число их неизменно возрастало. Для них в Москве строились специальные слободы: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной роще. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть.

В 1480г. Золотая Орда окончательно распалась. Однако Русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. Соотношение сил начинает принципиально меняться с завоеванием в XVI веке Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. Начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их числисленности и укреплению позиций ислама в крае. С той поры отношения Руси, впоследствии России, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны — это вехи колонизаторского расширения России и вехи новых контактов с миром ислама. Вехи, которые поставили перед Россией трудную проблему соотнесения русской культуры с миром мусульманства.

Спорт и развлечения в Исламе

ВОПРОС-ОТВЕТ

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ

статья опубликована в номере: 19 (536) / от 01 октября 2017 (Мухаррам 1439)

Есть БАДы, в которых содержится вытяжка из молодых рогов оленей (пантов). Однако известно, что она является наджасой и применять её можно лишь в трёх случаях: рекомендует врач, нет аналога, без неё нельзя выздороветь (БАДы обычно не относятся к этим категориям). Но говорят, что если высушить и перемолоть такие рога (в которых есть сосуды с кровью), то такое средство не считается харамом. Так ли это?
По мазхабу имама Шафии рога оленя считаются чистыми, если их срезали после его закалывания по нормам Шариата. Во всех остальных случаях рога считаются наджасой. Согласно мазхабу Абу Ханифы рога животных считаются чистыми независимо от условий, при которых их срезали. То же решение и в отношении продукции, которую изготавливают из рогов.

Можно ли мусульманину делать ставки на спорт («Фонбет» и др.)?
Азартные игры на деньги или другие ценные вещи, такие как розыгрыши лото, казино и подобные, где выигрыш зависит от случайного успеха, запрещены аятом: «О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее , аль-майсир (азартные игры), идолы, которым поклоняются многобожники, и стрелы (принятие решения по стрелам) являются мерзостью из деяний сатаны . Сторонитесь же этого, чтобы вы оказались счастливыми и получили воздаяние» (сура «Аль-Маида», аят 90). Современные ставки в букмекерских конторах, например в «Фонбете», ничем не отличаются от азартных игр, таких как рулетка, игровые автоматы и прочее. С точки зрения нашей религии любые деньги, выигранные посредством азартных игр, считаются харамом, так как сами азартные игры являются харамом, о чём совершенно ясно говорится в вышеприведённом аяте. Современные ставки на спорт направлены на получение прибыли и ничем не отличаются от других видов азартных игр. Исходя из этого спортивные ставки являются харамом.

Как относится Ислам к cashback (это дополнительная функция пластиковой карты: рассчитываясь ею, владелец получает часть от потраченной суммы назад на свой счёт)?

Согласно определению этого термина, это не только дополнительная функция карты, а вознаграждение, которое вам выплачивает интернет-магазин в виде возврата процента от стоимости товара, который вы приобрели через него. Интернет-магазины по сути – посредники, которые продают товары своих партнёров; последние платят им вознаграждение, которым интернет-магазины и делятся с покупателями. Эту финансовую операцию, если так можно выразиться, можно смело отнести к "джиг1алят"    – это вознаграждение либо поощрение за то или иное действие, обозначенное вознаградителем, которое получит выполнивший его. 

Чтобы я смог зарабатывать себе на жизнь некоторые средства, отец купил мне маленький магазинчик. Однако эта помощь со стороны отца, может быть, оказана за счёт средств, которые он получил в качестве взятки. Каково положение этого магазина?
В исламском Шариате существует такое понятие, как «запретное (харам) имущество». Также имеется понятие «сомнительное (шубха) имущество». От ан-Ну’мана бин Башира  передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллаха  сказал: ‘‘Поистине, дозволенное (халяль) очевидно и запретное (харам) очевидно, а между ними находится сомнительное (шубха), относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь. А тот, кто занимается сомнительным, придёт и к совершению запретного, подобно тому пастуху, который пасёт своё стадо около закрытого места и вот-вот окажется там’’» (Бухари, Муслим). Запретное имущество – это то имущество, источником которого является нечто запретное. Например, в том случае, когда всё имущество человека является насильно удержанным у людей, украденным, заработанным на продаже алкоголя и тому подобным. Распоряжаться таким имуществом не имеет права никто и ни при каких обстоятельствах. Более того, такое имущество должно быть передано на общеполезные дела, если нет возможности вернуть имущество его настоящим хозяевам. Что же касается сомнительного имущества, то к нему относится имущество, смешанное из дозволенного и запретного. Скорее всего, имущество вашего отца относится именно к такой категории (сомнительного). Следовательно, вам дозволяется принять от отца такую помощь и расходовать это имущество на дозволенные дела, какие пожелаете. Однако, как говорится в вышеприведённом хадисе Пророка , отказавшись от такой помощи, вы можете очистить свою религию и честь от сомнительного. А тот, кто распоряжается сомнительным, близок к тому, чтобы впасть в запретное.

В чём мудрость того, чтобы после омовения троекратно читать суру «Аль-Кадр»? Это сунна или совет кого-то из праведников?

Авторитетного учёного (особенно в области хадисоведения) Джалалуддина ас-Суюти спросили: «Дошло ли до нас от Пророка  что-либо насчёт желательности чтения суры «Аль-Кадр» после омовения? И какова степень достоверности этого хадиса?» На что тот ответил: «Дайлами передаёт от Анаса , что Пророк  сказал: «Кто прочитает после омовения суру «Аль-Кадр» один раз, тот достигнет степени праведных. А кто прочитает два раза, имя того напишут среди мучеников.

Спорт в исламе. Культ или традиция воинов?

А кто прочитает три раза, тот по воле Аллаха  на Махшаре в День суда будет с пророками». Однако в цепочке этого хадиса имеется некий Абу-Убайда, который относится к неизвестным». Аль-Уджхури в своих комментариях к книге АзЗуркани, которая, в свою очередь, тоже представляет собой комментарии к книге «Аль-Манзума аль-Байкуния», пишет следующее: «Если хотя бы один из передатчиков хадиса вызывает сомнения, то такой хадис является слабым». Имам Навави в своей книге «Аль-Азкар» пишет следующее: «Знай же, если до человека дошёл хадис о фазаилуль амаль, то есть о желательных действиях, соответствующих принципам Шариата и совершать которые Шариат побуждает (подобно зикру, молитве и чтению Корана), то ему желательно следовать этому хадису хотя бы один раз, чтобы быть из числа тех, кто следует хадисам. Такие хадисы полностью игнорировать не следует, наоборот, необходимо стараться следовать им по мере своих возможностей, так как Пророк  в достоверном хадисе говорит: «Когда я вам что-то повелеваю, то исполняйте из этого повеления то, что вы в состоянии исполнить». Учёные-хадисоведы, учёные фикха и другие учёные единогласно утверждают, что можно и желательно следовать слабым хадисам, где речь идёт об одобряемых деяниях, о побуждении к благому и предостережении от плохого (если они не вымышленные). 

 Можно ли совершать зуханамаз тогда, когда есть возможность, или обязательно каждый день?

Ежедневное совершение зуха-намаза относится к очень желательным деяниям мусульманина. Но если не получается, совершайте по мере возможностей.

публиковали свои "научные труды" и бесплатно рассылали в различные страны, в надежде разделить Умму на противоборствующие группы; направить их энергию против властей, вызвать ответную реакцию; отравить сознание исламской молодежи своими извращенными толкованиями Священных хадисов и аятов Благородного Корана. Очень жаль, что это им многократно удавалось. Обычно, на эту наживку попадались группы молодых людей с весьма приблизительными, а порою значительно искаженными представлениями об Исламе.
Но, слава Аллаху, широко образованные, блестяще эрудированные Имамы – Таби’уны (ученики Сахабов), Табаи’ Таби’уны (ученики учеников Сахабов) и следующие за ними поколения ученых Ислама, на протяжении столетий передали сотни тысяч проверенных хадисов. Написали не одну сотню книг, в которых, шаг за шагом, опираясь на Коран и Сунну, давали достойный отпор этим вздорным вымыслам.

В Исламском мире известны имена великих имамов: Хасан аль-Басри, Зайналабидин, Зухри, M. Бакир, Джа’фар ас-Садык, Имам А’зам Абу Ханифа (ан-Нуман б. Сабит), Абу Йусуф, Мухаммад аш-Шэйбани, Малик б. Анас, аш-Шафи’и, Ахмад б. Ханбал, ал-Аш’ари, Матуриди, Газали, Халид аль-Багдади, Ибни Абидин, ан-Наблуси, ан-Навави, Имам ар-Раббани, Абдулхаким аль-Арваси и другие (да будет милостив к ним Аллах). Достаточно прочесть книгу любого из них или их учеников по данной теме, чтобы убедиться, насколько безосновательны доводы раскольников.

Желающих, можно отослать к некоторым работам известных имамов: "Китаб-ур-Рэдди алал-Джахмиййа ваз-Занадика" Ахмада б. Ханбала, жившего в Багдаде /164-241г.х./; "Худжадж-и Катиййа" — А. А. Сувайди из Багдада /1104-1174 г.х./; "Куррат-уль-айнайн"- ученого из Индии Шаха Валиуллаха Ахмада Сахиба /1114-1176/1702-1762/; "Шавахид-уль-Хак" — Йусуфа ан-Набхани: /1265 -1350 г.х. Ливан/, да будет Милостив к ним Аллах.

СПОРТ БОДИБИЛДИНГ В ИСЛАМЕ

Йусуф ан-Набхани – ученый Ислама 20-го века (умер в 1932 г.) окончил "Джами-уль-Азхар" в Каире. Исследовал книги ученых Ислама в библиотеках Бейрута, Дамаска, Стамбула. Долго жил и работал в Мекке, в Медине. Написал более 50 книг на разные темы. Блестящий писатель — ученый Ислама 20-го столетия. Его произведение "Шавахид-уль-Хак" — наиболее близкое к нам по времени. Оно напечатано трижды в Египте. Последний раз книга издана в Бейруте в 1410/1999 г. В ней 567 страниц, на 450 из них автор дает убедительные опровержения доводам реформаторов, неверные с точки зрения приверженцев Сунны. На остальных 120 страницах книги рассказывается о достоинствах и заслугах Сподвижников, что, по существу является ответом шиитским ученым.

Следует напомнить аяты Корана и хадисы Посланника (мир ему и благословение Аллаха) тем, кто злословит о Сподвижниках:

Сказано в Коране о Сахабах:

"A oпepeдившиe, пepвыe из выceлившиxcя и aнcapoв и тe, кoтopыe cлeдoвaли зa ними, — в блaгoдeтeльcтвoвaнии: дoвoлeн ими Aллax, и oни дoвoльны Им. И yгoтoвaл Oн им caды, гдe внизy тeкyт peки, — для вeчнoгo пpeбывaния тaм. Этo — вeликaя yдaчa!" (9: 100).

 "…He paвны cpeди вac тe, ктo pacxoдoвaл дo пoбeды и cpaжaлcя… эти — бoльшe cтeпeнью, чeм тe, кoтopыe pacxoдoвaли пocлe и cpaжaлиcь. Bceм Aллax oбeщaл блaгo, и Aллax cвeдyщ в тoм, чтo вы дeлaeтe." (57: 10). 

 "…Aллax дoвoлeн ими, и oни дoвoльны Aллaxoм. Этo — пapтия Aллaxa. O дa, пoиcтинe, пapтия Aллaxa — oни cчacтливыe!" (58: 22).
 И вот что говорил о своих сахабах Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

 "Среди моих сподвижников возникнет фитна. Участников этой фитны Аллах простит в честь того, что они были участниками моих бесед с ними. А пришедшие после будут неуважительно обсуждать участников этой фитны, из-чего войдут в Ад" .

 "Те, которые возьмутся обвинять моих сподвижников, — отделятся от Мусульманства". .

 "Да будут прокляты Аллахом те, кто осуждал моих спождвижников" .

 "У всех есть надежда на спасение в Судный День, кроме тех, кто оскорблял моих сподвижников" .