Суфизм и салафизм разница

22.06.2018 0 Автор admin

Суфизм и ваххабиты

Мак Овецкий

В Османской империи поддерживали течение суфиев, а в Саудовской Аравии — ваххабитов. А в чем разница? И ваххабизм, и суфизм — это варианты суннитского направления в исламе. Формально ведь это должно быть одно и то же. Но в реальности — разница принципиальная.
Настолько, что суфии (последователей суфизма называют суфиями) и ваххабиты мирно существовать не могут. С точки зрения политики разница в том, что суфии всегда лояльны власти, так как или являются ее частью, или стремятся ею стать. А ваххабиты всегда власти противостоят.
Что естественно, так как Османская империя — это полноценное государство со всеми институтами, существовавшее веками. А Саудовская Аравия — это квазигосударство слепленное английскими колонизаторами из племен кочевников на живую нитку.
Ваххабизм (салафизм) — это аналог христианского протестантизма. Он декларирует прямое обращение к Богу и отрицает украшательство мечетей, музыку, танцы, поклонение святым и прочие промежуточные ритуалы между Богом и верующим. Это суровый, аскетичный, пуританский вариант веры, который нетерпим к инакомыслию.
Ваххабизм — везде и всегда противостоит официальной гос. идеологии. Даже в Саудовской Аравии, где он формально является официальной религией А суфии вполне себе комфортно чувствуют и в цивилизованном государстве. В отличие от ваххабитов. Корабли тонут, лошади скачут, солнце палит, пыль пылит — это для него норма. А все остальное — от нормы отклонение.
Суфизм — это исламский аналог католицизма, с пышным и громоздким аппаратом, который доносит мнение Бога по тому или иному вопросу до верующего. Доходчиво объясняя ему, что власть и ее деятельность — это именно то, что завещал пророк Мухаммед. Суфизм — это имперский вариант религиозной жизни (как и католицизм), который окончательно сформиовался в Османской империи. Суфизм — это ислам, контролируемый государством и обслуживающий его интересы.
Естественно, для суфия главное — это то, что сказал духовный, он же политический лидер (шейх). Суфий — это государственник по своему мировоззрению, подчинённый своему вождю и учителю полностью и выполняет все его мудрые указаний неукоснительно.
На небе единый и всемогущий Бог, на земле — его помазанник, обладающий неограниченной властью — на том суфизм стоял и стоять будет. Сегодня суфии — это либеральные мусульмане, пытающиеся трактовать и Коран, и хадисы в духе западных ценностей.
А для ваххабита авторитетов нет. Он сам себе научный коммунист, лично читающий первоисточники (Коран в данном случае) и лично трактует то, что там написано. Жуликоватые интересанты — знатоки и толкователи первоисточников, ему не нужны.
Суфий всегда удовлетворён своей земной долей и, в терпеливом перенесении страдания и лишений видит свое высшее духовное достижение.
Ваххабит высшим духовным достижением видит бескомпромиссную борьбу с врагами за веру (джихад).
Суфизм обычно терпим и охотно впитывал и впитывает иные идеологии и подвержен идеологическим влияниям
Ваххабизм другим религиям и идеологиям, а так же их носителям, крайне враждебен.
Социальную базу суфизма всегда составляли в основном торговцы и ремесленники, то есть люди городские, мирные, говоря современным языком — интеллигенция.
Ваххабит изначально кочевник, то есть идейная шпана. Противоправного антиобщественное поведение — его стихия. Ваххабит прирожденный революционер и борец за светлые идеалы (см. картинку над тестом), которому закон не писан.
Да и вообще ему ничего не писано, потому что и читать то он если и не умеет, то не хочет. По крайней мере, официоз и петросянщмну, которые ему противны до рвоты. «Если сегодня исламские народы промолчат, завтра кому-то придёт в голову дотянуть руку до Аль-Масджид Аль-Харам, а послезавтра и до мечети Посланника Аллаха (мир Ему и благословение Аллаха) Аль-Масджид Аль-Набави в Медине», считает ваххабит. Какой тут может быть компромисс и терпимость?
Суфизм окончательно сформировался в XII—XIII веках. Ваххабизм значительно моложе — он возник в XVIII веке.

Кто такие салафиты? Сунниты, шииты, ваххабиты

Суфизм официальная российская пропаганда называет «традиционный ислам». Ваххабитов же российские СМИ именуют «исламистами», что правильно.
Поэтому, когда весной-летом 2014 года ваххабиты, отрезая головы «неверным» захватывали города Сирии и Ирака,  я невольно вспомнал, что сам термин «»головорез» изначально обозначал именно воинов ислама, у которых принято расправляться с врагами именно так, причем желательно публично.
После очередного теракта, устраиваемой в Европе «исламистами», тамошние имамы в который раз терпеливо объясняют перепуганным аборигенам, что ислам — это религия мира. А действия отдельных отщепенцев не должна бросать на нее тень.
Имамы, конечно, лукавят.  Религия мира — это суфизм. А терракты совершают не единицы, а ваххабиты, Поэтому, кстати, среди террористов нет турок, которые суфии, а всегда арабы — то есть сторонники ваххабизма. Хотя турок и арабов в Европе примерно одинаковое количество.

© Copyright: Мак Овецкий, 2017
Свидетельство о публикации №217090600685

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Мак Овецкий

Рецензии

Написать рецензию

Суфизм — это мистическое течение в Исламе. Суфий, прежде всего, мистик — это главное отличие и сравнивать его с католицизмом, всё равно что сравнивать кота с псом.

Онимакрис   06.09.2017 11:25   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Мистицизм — это неотъемлемый признак абсолютно любой религии. Суть различия суфизма и ваххабизма не в этом

Мак Овецкий   06.09.2017 19:17   Заявить о нарушении

Не скажите. Цель суфийского мистицизма — это практически слияние с Богом. Однажды суфий, после долгого поста и молитв, вышел на улицу и сказал, взявшись за свой халат — под этим халатом, нет ничего кроме Аллаха. Мусульмане забросали его камнями.

Онимакрис   07.09.2017 04:55   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Мак Овецкий

Изучение направлений проникновения и дальнейшего распространения салафизма в Дагестане. История развития ислама на территории республики. Концептуальные положения салафитской идеологии. Причины популярности новой духовной ориентации среди молодежи.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Аннотация

Салафиты в современном Дагестане

Каирова Мадина Алибековна, магистрант, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия.

В данной статье рассматривается проникновение и дальнейшее распространение салафизма в Дагестане и его основные направления.

Ключевые слова: Дагестан, салафизм, Исламский Джамаат Дагестана.

Самым исламизированным регионом Российской Федерации является Дагестан. Если сравнивать Дагестан со своими кавказскими соседями, то по сравнению с ними жители Дагестана выделяются приверженностью к религии и искренней тягой к исламской культуре. В России именно в Дагестане впервые появилась мусульманская религия. Здесь же впервые утвердился мюридизм — это самостоятельная ветвь исламского суфизма. Напряженная борьба продолжалась долгое время между различными направлениями мусульманской традиции. Под знаменем ислама в XIX в. развернулось движение под предводительством имама Шамиля. Ислам в Дагестане в период советской власти не просто выжил, но и сумел сохранить свое наследие, а после развала СССР Дагестан стал регионом, где исламская культура начала усиленно возрождаться.

В последней четверти XX века на территорию Дагестана с Ближнего Востока начали проникать новые идеи и религиозные течения. Большое распространение получило учение салафитов, в основе которого лежат возврат в прошлое и абсолютизация традиций исламского Средневековья.

Сам термин салафизм обозначает направление в исламе, и призывает верующих обращаться к примеру "праведных предков", "салафов" — т.е. сподвижников пророка Мухаммада (сахабов) и их последователей (табиинов). При этом главной особенностью салафитов является крайний буквализм в толковании ими исламских источников — Корана и Сунны (примера пророка Мухаммада). Часто термин салафизм отождествляется с понятием "ваххабизм" , от имени саудовского религиозного деятеля 18 столетия Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, системно сформировавшего салафитскую идеологию и давшего "пример" для действий своих последователей. В вопросах вероубеждения Абд аль-Ваххаб ориентировался на ученого 13-14 вв. Ибн Таймию, который проповедовал буквализм в толковании источников, все новшества, привнесенные в ислам позже третьего поколения последователей пророка Мухаммада считал греховными нововведениями — "бидда", а также настаивал на признании не мусульманами (кафирами) всех, не разделяющих его воззрения.

Салафизм в Дагестане является довольно новым направлением в исламе, поэтому некоторые исследователи именуют его "нетрадиционным". К салафизму в 1990 — х гг. перешла роль запрещенного и травимого ислама.

Несмотря на все это, салафийя как духовная ориентация приобретает все большую популярность среди населения Дагестана.

К концу XX началу XXI века салафизм стремительно входит в жизнь, и по сравнению с другими направлениями укрепляет свои позиции. Такая популярная пропаганда салафизма объясняется не только внешними факторами, среди каковых принято считать финансовую помощь международных исламских организаций фундаменталистского толка, убеждение эмиссарами этих групп паломников из Дагестана во время хаджа и студентов, которые учатся за границей в исламских университетах, насаждение в огромном количестве фундаменталистской литературы .

Все перечисленное, конечно, играет свою роль, однако есть много причин внутреннего характера, благодаря которым салафизм становится заманчивым в глазах некоторой части населения, и прежде всего молодежи, которая является ядром этого движения. В основном в салафизме заинтересована та часть активной молодежи, которая стремится немедленно приступить к "обновлению" общества. При всем при этом, салафизм является привлекательным как для образованной, так и для неблагополучной части населения .

Концепция салафизма отличается рационализмом и простотой, обладает четкой доказуемой внутренней логикой, хотя большинству мусульманским специалистам и теологам она не во всем представляется бесспорной.

Следующей заманчивой чертой салафизма является его умение выражать протест против классических форм социальной организации. Салафизм можно расценивать как верхушку процесса социальной модернизации и выхода человека из системы клановых связей, которые до сих пор являются главными в дагестанском обществе. Прогрессирующее в последние годы социально-имущественное расслоение общества и потеря морально-нравственных ориентиров болезненно сказываются на молодых людях. Тем самым порождая протест к устоявшимся формам социальной организации. Поэтому салафиты освобождаются от влияния родовых традиций, что особенно привлекательно для молодежи, стремившейся к самостоятельности и самоопределению. Не мене важным является и то, что салафитские джаамааты, в отличие от других братств, представляют собой хорошо организованную, а иногда даже вооруженную силу, которые могут обеспечить членам своей группировки реальную защиту в разных жизненных ситуациях.

Духовное равенство, проповедуемое салафитами, безусловно, сочетается с их философией, с призывом к социальному равенству и справедливости. Очень привлекательным является и то, что салафиты осуждают некоторые обычаи, укоренившиеся у большей части населения, требующие больших затрат как на похороны, так и на свадьбы. Что становится для большей части населения разорительным .

География салафизма в Дагестане имеет неравномерный характер, что обусловлено этнокультурными особенностями развития регионов республики. Российский исследователь О. Бибикова, считает, что салафизм возникает там, где позиции классического ислама слабо развиты, т.е в районах, где преобладал ислам суфийского направления. Поэтому, салафизм распространяется преимущественно среди аварцев и даргинцев, которые населяют Северный и Западный (Горный) районы Дагестана. Население которых отличается большей религиозностью и придерживается суфийских традиций в исламе. салафизм ислам дагестан направление

В дагестанском салафизме в начале нашего столетия выделяются три основных направления:

Первый вариант это ультрарадикальный салафизм. Согласно которому все сторонники традиционного ислама приравниваются к "неверным" или кафирам. Ультрарадикальный вариант распространился в основном среди дагестанской диаспоры в Астрахани. Руководителем ультрарадикалов был некто Ангунта, являвшийся выходцем из Цумадинского района. Несмотря на то, что его сторонников было немного, именно ими была основана первая салафитская организация в селении Белиджи, которая является частью Южного Дагестана. Самой большой по численности и влиятельности является организация, назвавшая себя "Исламским Джамаатом Дагестана" (ИДД). Духовным лидером этой группы был Багауддин Мухаммад (Кебедов).

Местные сторонники данной идеологии не только участвовали в идеологической борьбе против традиционного суннитского ислама и представителей суфийских тарикатов, но и "засветились" в терактах — например, в 1999 году ими был взорван автомобиль муфтия республики Саидмухаммада Абубакарова, а тот же Кебедов являлся активным участником вторжения чеченских сепаратистов на территорию Дагестана. К сожалению, современная история этой республики переплетена с терактами, провокациями и выступлениями салафитов. Целью их являются как сунниты-традиционалисты, так и шииты (в частности, в 2012 году последние пострадали от терактов в г. Дербент).

Второе направление — это умеренные салафиты. Он был представлен приверженцами Ахмад-кади Ахтаева. Как и радикальные, умеренные салафиты были сторонниками сближения с Чечней и выступали за объединение Кавказа и укрепление его связей с мусульманским миром. Умеренные видели в этом единственный путь к "выживанию" кавказских мусульман в условиях нарастающего давления "имперской России". Вместе с тем, Ахмад-кади понимал, что Кавказ обречен судьбою жить в соседстве с Россией, и цель объединения исламского Кавказа виделась ему в том, чтобы заставить Россию считаться с Кавказом и сотрудничать с ним на равных.

Суфийские ваххабиты или ваххабитские суфии?

В исламистских кругах Ахтаев слыл противником военных методов борьбы с российским присутствием в Дагестане.

Третье направление это модные салафиты — это те, кто, не обладая стремлением к глубоким знаниям, становятся сопричастными ради того, чтобы выделиться из толпы, и самоидентифицировать себя с чем-то протестным, тургеневские отцы и дети в горизонтальной плоскости и вертикальной, то есть среди ровесников и среди поколений.

Салафитская идеология ориентирована на социально-политическую активность человека, что является результативным методом призыва на борьбу против произвола и самовластия, которые творят как чиновники, так и связанными с ними различного рода криминально-мафиозными группировками. На фоне достаточно тесных отношений между официальным духовенством и непопулярным, замешанным в коррупционных скандалах правящим режимом политический нон-конформизм салафитов выглядит особенно привлекательным для молодежи. "Салафиты".

Проблема салафийи в Дагестане приобрела небывалую прежде остроту. Ее распространение ассоциируется с общей социально-политической нестабильностью, угрозой безопасности в государствах и регионах, усилением сепаратистских движений, ростом криминалитета, в общем, с негативными общественными и политическими явлениями.

Салафитские идеалы остаются идеологией исламского радикализма, который если и не превратился в единое международное мусульманское движение, то стал непременным участником политических коллизий в мусульманском мире и вокруг него.

Список литературы

1. Абдулагатов З. Ваххабизм и джадидизм в дагестанском исламском сознании: параллели и противоречия // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 6(48), C.110.

2. Бобровников В. "Исламское возрождение" в Дагестане: 20 лет спустя // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 2 (50), C.163.

3. Добаев И.П. Исламский радикализм. Ростов н/Д.,2002. С. 126.

4. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. С. 235.

5. Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М., 2007. С. 87.

6. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. C. 89.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Ислам в раннесредневековом Дагестане

    Особенности проникновения и развития ислама в Дагестане в период раннего средневековья. Влияние исламской религии и арабо-мусульманской культуры на земельные отношения и социальную жизнь, на государственную власть и исторические традиции в Дагестане.

    реферат , добавлен 14.03.2010

  • Сущность ислама

    Понятие ислама как одной из мировых религий, причины и темпы его распространения в современном мире, основные догмы и идеология. История возникновения и развития, священные книги, роль мечети и религиозные праздники мусульман. Трезвые традиции ислама.

    презентация , добавлен 13.11.2013

  • Трансформация ислама в современном Дагестане

    Характеристика религиозной обстановки к началу 2011 года в Республике Дагестан. Основные действующие конфессии государства: мусульманские (суннитские, шиитские, суфийские и др.), христианские (православные, протестантские и католические) и иудейские.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2013

  • Системы воспитания и образования в Дагестане периода религиозно-государственной мозаичности и синкретизма

    Конфессиональное многообразие средневекового Кавказа. Этапы иудаизации Хазарского каганата. Влияние идеологии Ближнего Востока, Кавказской Албании и Византии на религию Дагестана. Воспитательно-образовательная система христианства на его территории.

    реферат , добавлен 02.03.2013

  • Иудаизм в Дагестане

    Исследование истории возникновения иудейской религии, основ ее вероучения и нравственных принципов. Характеристика особенностей и путей проникновения иудаизма в Дагестан. Изучение своеобразия проявления иудейских культов и обрядов у дагестанских татов.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2013

  • История ислама

    Предпосылки возникновения и распространения ислама, его история. Связь веры с традиционным образом жизни и их взаимное влияние. Процесс принятия ислама различными народами. Сущность ритуальных обязанностей мусульманина и последствия принятия ислама.

    реферат , добавлен 18.02.2012

  • Ислам как религия. Мусульманское вероучение и культ

    Сущность и содержание ислама как религиозного направления, история его зарождения и развития, причины широкого распространения на современном этапе, отличительные признаки. Описание ритуалов и молитв мусульман, значение веры в их жизни, влияние на нее.

    реферат , добавлен 07.04.2011

  • История распространения мировых религий в Северном Казахстане во второй половине XIX — начале XX вв. и развития конфессий

    Историко-теоретическая характеристика мировых религий. Распространение ислама на территории Северного Казахстана. Католическая и потестарная конфессия. Усиление влияния русской православной церкви. Генезис государственной политики в отношении ислама.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

  • Основы ислама

    Понятие и отличительные особенности ислама как одной из мировых монотеистических религий, история и основные периоды ее развития, причины широкой распространенности в современном обществе. Сущность Аллаха в исламе, содержание и основные принципы Корана.

    презентация , добавлен 21.05.2014

  • История ислама

    Предпосылки возникновения и распространения ислама. Проповедь Мухаммеда. Сущность Аллаха. Основные отличительные черты суннитов, хариджитов. Развитие философии, научного знания и религиозно-правовых школ. Изучение теории равенства, отношение к рабству.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

Кто такие салафиты?

Кто такие салафиты – такой вопрос непременно возникнет у любого, кто слышал данное слово, но не вникал в его смысл. Разобраться, кем по сути являются адепты религиозного направления салафизма, представляют ли они собой реальную угрозу и чем отличаются от других мусульман, будет полезно каждому, кто интересуется положением сил на мировой арене.

Что такое салафизм и кто такие салафиты?

Само по себе направление салафия относится к исламскому учению не радикального, а скорее просветительского толка. Во всяком случае, таковой была изначальная цель возникновения салафизма. Его основоположниками являлись ведущие религиозные деятели исламских общин из разных стран, которые призывали отринуть все наносное и возвратиться к чистой вере предков, бытовавшей на ранних стадиях развития мусульманского сообщества. Сам термин «салафия» переводится примерно как «предшествие, предшественник». То есть, салафизм можно назвать упрощенным, предельно прямым вариантом мусульманских догм, освобожденных от туманных аллегорических толкований Корана и западных веяний, в разное время просочившихся в исламский мир. По определению адептов данного учения, они ратуют за тот вариант религии, который изначально был дарован Пророком Мухаммедом – он понимается в свете классических шиитских воззрений и никак иначе. В каком-то смысле салафизм можно трактовать как ортодоксальное мусульманство, своеобразный пуризм, сходный с западным, но исключающий экстремистскую составляющую. Западные исследователи используют в этой связи термин «фундаментализм» или «традиционализмы».

Основные положения религиозной доктрины салафитов:

  • вера в единого бога;
  • обязанность любого адепта – защищать чистоту своей религии;
  • отрицание всех нововведений;
  • не приемлют идею религиозного паломничества;
  • не разрешается следование какой-либо политической или идеологической партии, не допускается возникновение разногласий среди мусульман по любым вопросам, кроме имеющих отношение к чистоте толкования Корана.

Едины ли салафиты?

В настоящее время салафизм не является единым течением, внутри него идет разделение на радикалов, умеренных и истинных.

Суфисты и салафиты: разница и противостояния

Кроме того, есть направления, которые сами салафиты называют отступническими. Они не чужды идеям экстремизма и часто следуют путям вахабизма, поэтому их рассматривают как идентичные фракции.

Разница между салафитами и суннитами

Вопрос как отличить салафитов от суннитов представляется не совсем корректным, поскольку второе направление – более общее, а второе существует внутри него. И все же некоторые различия между ними есть. Главные заключаются в трактовке некоторых частей Корана, а также в обращении к другой священной книге – Сунне. Общее же – оба направления не приемлют терроризм и не призывают к активному распространению мусульманства на Запад, а только к его сохранению среди истинных приверженцев ислама.

Отличия салафитов и ваххабитов

Больше всего споров и среди религиоведов, и среди самих адептов мусульманства вызывает вопрос о сходстве и различии между салафитами и вахабитами. Вторые, безусловно, являются радикально настроенной фракцией, которая свои религиозные убеждения сделала средством разрушительной и кровавой борьбы. Первая же по определению таковой не была, но в последнее время, в связи с появлением «отступничества» в рядах салафитов, их все чаще стали объединять с вахабитами. Это не совсем правильно, поскольку отступничеству привержена только небольшая часть фракции. А остальные последователи салафизма проповедуют исключительно мирное следование традиционным догмам.

Вампиры в реальной жизни — факты

Истории о вампирах интересны многим и часто являются излюбленной темой книг и фильмов. В этой статье мы расскажем о реальных фактах существования вампиров в истории человечества и в наше время.

Интересные факты о Москве

В этой статье мы расскажем о самых удивительных и интересных фактах о столице России Москве, которые будут интересны не только туристам и гостям столицы, но и коренным москвичам.

Кто такие черлидеры?

Девушек в ярких костюмах, отплясывающих на поле в перерывах между спортивным матчами, называют черлидерами. Но это слово до сих пор остается непонятным для многих людей, далеких от спорта.

Кто такой агностик?

Агностик – приверженец агностицизма в своих философских воззрениях, касающихся смысла жизни и религии. У агностика есть свой ответ на многие вопросы. Вернее, его нет. То есть агностик уверен в непознаваемости многих вещей, а традиционные (особенно, религиозные) объяснения сути вещей его не устраивают.