Суфизм

26.06.2018 0 Автор admin

Суфизм в исламе (стр. 1 из 2)

Тасаввуф – это, прежде всего, стремление построить свою жизнь в границах Корана и Сунны

В Священном Коране повелевается:

«Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, – быть может, вы будете помилованы». (Аль-Имран, 132)

«О вы, которые уверовали!

Что такое суфизм и кто такие "суфисты"?

Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не обращайте в ничто ваши деяния». (Мухаммад, 33)

Тасаввуф – это умение приблизиться с любовью к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) и, вобрав свою долю от его совершенной личности, превосходного характера и высокой нравственности, вдохновенно идти по пути Ислама в соответствии с его сутью и духом.

Всё, что противоречит этим принципам и не опирается на Коран и Сунну (как бы ни пытались приписать это тасаввуфу), является заблуждением!
Истинный тасаввуф Ахли-Сунна уаль-Джамаат – это стремление как внешне, так и внутренне слиться воедино с жизненными принципами Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям), находясь на вершине духовного совершенства, до последнего вздоха с большой тщательностью выполнял все явные обязанности раба Аллаха. Точно так же каждый верующий, независимо от своего духовного уровня, социального положения, характера, тариката, взявший себе в пример личность нашего Посланника (салляллаху алейхи уа саллям), строго обязан выполнять предписания шариата во всех аспектах своей жизни.

Необходимо придавать равное значение как внутреннему содержанию, так и внешнему состоянию. (То есть, во всём внутреннее и внешнее должны быть в постоянной гармонии). Тот, кто, увлёкшись внутренним содержанием религии, забывает о её видимой стороне, является еретиком! Все его духовные достижения – всего лишь Истидрадж-1). Самым лучшим мерилом, определяющим состояние нашего внутреннего, душевного здоровья, является соответствие нашего внешнего состояния законам шариата. Это и есть Истикамат – Истинный путь!

1)-.

Поэтому человек, не живущий в соответствии с требованиями Корана и Сунны и пренебрегающий явными религиозными предписаниями, что бы он и ни рассказывал о тасаввуфе, не может быть истинным последователем тасаввуфа.

Следует помнить, что шариат, который можно назвать явными, видимыми законами Ислама, подобен скелету, который служит опорой человеческому телу. Тело без поддержки скелета и позвоночника не сможет держаться на ногах. Однако и религиозная жизнь (как некоторые пытаются её представить), состоящая из одного лишь остова, формирует понимание Ислама как устрашающей, холодной, отталкивающей и бездушной религии.

Истинный тасаввуф состоит из стремления прожить свою жизнь в Исламе с великой любовью, восторгом и вдохновением, подобно наполненной благом и духовностью жизни Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), благородных сахабов, благочестивых саляфов и праведных верующих.

Тасаввуф – это искусство духовного познания Всевышнего Аллаха

Тасаввуф – это возвышение веры (имана) до восхитительных и величественных горизонтов искренности в служении Господу (ихсан). То есть осознание и ощущение душой того, что мы постоянно находимся под божественным наблюдением.

Тасаввуф – это наука очищения. Это способ достижения «таква» через отстранение от всего, что может отдалить нас от Аллаха. Это духовное воспитание, которое смиряет желания нафса и раскрывает духовные способности.

Тасаввуф – это духовная школа, где усердием истинных воспитателей – наследников Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) осуществляется воспитание нафса и очищение сердца. Тасаввуф – это непримиримая борьба с нафсом.

Тасаввуф – это искусство быть в постоянной близости к Аллаху, проявляя смирение и покорность во всех случаях божественного предопределения. Это умение сохранять спокойствие в душе при любых жизненных перипетиях, радостных и грустных событиях, которые могут случиться с нами. Это – удержание себя от распущенности в богатстве и отчаяния в бедности. Это зрелость души, позволяющая воспринимать все жизненные невзгоды как божественное испытание, данное для духовного очищения. Это искусство стать «прекрасным рабом», который забыл о жалобах и причитаниях и постоянно благодарит и восхваляет Всевышнего.

Тасаввуф – это обязанность му’минов, обладающих как телесным, так и духовным совершенством, беззаветно открыв свою душу для всех созданий Всевышнего, удовлетворять все их нужды и чаяния. Это – когда сострадание, милосердие, любовь, служение всем созданиям Всевышнего ради самого Создателя становятся естественным состоянием души.

Тасаввуф – это слиться воедино со Священной Книгой и Сунной и, всем сердцем постигнув божественные заповеди и пророческие наставления, стремиться претворять их во всех сферах жизни.

Суфизм в исламе

Что такое суфизм

Суфизм — это школа внутреннего прозрения, а не обсуждений. Суфизм — преображение, а не заучивание информации, полученной из вторых рук. То, что имеет отношение к просветлению, не может быть выражено словами. И потому суфии утверждают: "То, что может быть высказано, суфизмом не является". Или, как сказал Джалал ад-дин Руми: "Что бы я ни произнес, описывая и объясняя Любовь, когда дело доходит до самой Любви, я стыжусь этих объяснений".

Таким образом, все, что говорили о суфизме выдающиеся суфии — лишь попытки выразить в словах их собственные внутренние состояния. Они могут продемонстрировать отдельные характеристики суфизма, но не могут быть его всеобъемлющим определением. Тем не менее, если бы мы все же попытались дать подобное определение, то могли бы сказать следующее: "Суфизм — это путь к Абсолютной Реальности. Побуждающей силой для движения по нему является Любовь, а средством продвижения — целеустремленное сосредоточение и внутренняя уравновешенность в любой ситуации. Цель этого пути — Бог". Иными словами, в конце суфийского Пути не остается ничего, кроме Бога.

Суфимзм (также тасаввуф: араб. КХжЭээ) Происхождение слова суфий ХжЭн:

Мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с богом. Суфии называют это познанием истины. Истина — это когда суфий, освободившись от мирских желаний, в состоянии экстаза (опьянение божественной любовью) способен на интимное общение с божеством. Суфиями же называют всех, кто верит в непосредственное общение с богом и делает все для достижения этого. В суфийской терминологии «Суфий — это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству». Движение к Истине с помощью Любви и Преданности к богу суфии называют тарикатом или Путем к Богу.

Толкование термина в суфийский традиции

Рядом со Священной мечетью Пророка некоторые беднейшие «асхабы» (последователи) жили на суфе (помосте). Поэтому их называли «ахли суффа» (« люди суффы») или «асхабы суффы». Это историческое определение.

Суф ХжЭ — шерстяная одежда, суфий же означает человек, одетый в шерстяную одежду, рубище. Традиционно суфии носили одежду из шерсти. Это явное определение. Хырка — это почетная одежда дервиша. Она символизирует Божественную Нравственность и Атрибуты. Некоторые люди ошибочно полагали, что само рубище, подобно перстню Соломона, обладает этими качествами, и считали, что, если человек носит такое рубище, он становится святым. Однако все это неверно, и одежда не играет никакой роли.

Человеку следует носить то, что ему нравится, стараясь быть в гармонии с тем, что социально приемлемо. Али сказал: "Носи такую одежду, чтобы из-за нее никто не указывал на тебя пальцем, но и не восхищался или завидовал". Каждый может носить то, что ему нравится, но суфием человека делают его нравственность и образ действий. Саади сказал:

Восседай хоть бы и на царском троне,

Но будь дервишем чистым в помыслах.

Для того, чтобы сшить рубище, необходимы два основных элемента: игла Преданности (ирадат) и нить самоотреченного вспоминания Бога (зикр) . Тот, кто хочет, чтобы его почтили этим рубищем нищеты, должен, исполнившись Преданности, подчиниться Духовному Наставнику. Истинная Преданность влечет сердце к Возлюбленному. Она включает в себя отказ от покоя и внимание, постоянно направленное на Бога. Путник должен, не задавая вопросов, беспрекословно подчиняться Духовному Наставнику.

Наставник-шейх, пользуясь своей духовной силой, проникает в глубины души путника, трансформирует его отрицательные качества и превращает нечистоту их множественности в ничто. Другими словами, проводник берет иглу Преданности из руки путника, или ученика, и, используя нить его самоотреченного вспоминания Бога, сшивает ученика с рубищем, состоящим из Атрибутов и Имен Аллаха, чтобы ученик стал Совершенным Человеком

По причине того, что суфии очищают свои сердца «зикром» (вспоминовением) Аллаха, постоянно заняты «зикром», то есть «Сафо ул-калб» (чистые сердцем), их называют суфиями. Это скрытое определение.

За то, что они распространяли среди людей священные «суннаты» (предписания) Пророка (с.а.в.), всегда выполняли их на практике, асхабов, твёрдо придерживающихся суфы, рубища и чистоты сердца их прозвали суфиями. Это практическое определение.

Суфии и ислам

Суфизм является неотъемлемой частью ислама и не существует иного суфизма кроме исламского. Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество.

Такой муршид (суфийский шейх, устаз) является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).

Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»).

Учение тасаввуфа (суфизм) осталось в наследие от пророков. Каждый великий пророк, очищая своё сердце «зикром» (вспоминовением) Аллаха, неукоснительно выполнял Его повеления и,трудясь своими руками, ел свою чистую предназначенную ему долю. К примеру, Адам (а.с.) занимался земледелием, Идрис — (а.с.) портняжным ремеслом, Давид (а.с.) — кузнечным делом, Моисей и Мухаммад (с.а.в.) были пастухами. Позднее Мухаммад (с.а.в.) стал заниматься торговлей.

Монашество же ( аскетизм) Всевышний Аллах не повелевал, но люди сами выдумали его, о чём Всевышний Аллах гласит:

И вслед за ними Мы других посланников послали,

За ними — Ису, сына Марйам,

Которому Евангелие дали.

И души тех, которые пошли за ним,

Мы пропитали состраданием и милостью (к собратьям).

Но жизнь монашескую,

Что они измыслили себе,

Мы не предписывали им.

Они же делали сие в угоду Богу,

Хотя это была не та угода,

Какую надлежало им блюсти.

Мы тем из них, которые уверовали (в Бога),

Послали должную награду.

Но стали многие из них

(Господнему Закону) непослушны.

(Сура «Железо», 27-аят). Перевод Иман Валерии Пороховой.

Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама.

Богослов Ибн Таймия (1263—1328), неоднозначно относился к суфизму, но полностью в отличие от Ибн абд аль-Ваххаба его не отрицал.

Существующие со средних веков суфийские братства — ордена различались выбором своего пути мистического познания, пути движения к истине. В этих суфийских братствах новичок, ученик (мюрид), должен был пройти весь путь к истине под руководством наставника (мюршида). Как пишет Дж. С. Тримингем: «Наставники утверждают, что в каждом человеке заложены возможности освобождения от своего „ Я“ и соединение с богом, но находятся они в скрытом, дремлющем состоянии и не могут быть высвобождены без наставлений учителя, за исключением случаев, когда бог дарует способность особого одарения». Мюриды буквально ежедневно исповедовались в своих грехах перед мюршидами и совершали всевозможные духовные упражнения — « зикр» (например, многократное повторение фразы — «Нет Бога, кроме Бога» — «Ла Иллах ил Аллах») для полного самоотречения.

Суфизм в исламе – сектантство или нет?

Для достижения мистического экстаза суфии собираются на сема — собрания, на которых в сопровождении ритмической музыки слушают певца или чтеца которые поют или читают гимны, газели суфийского или любовного содержания, совершают определенные повторяющиеся движения или танцуют. Иногда для достижения экстаза употреблялись напитки. Вполне возможно, что сохранившиеся до конца XIX века азербайджанские застольные фразы «Аллахверди» («Бог дал») и ответное «Йахши йол» («Счастливого пути») были взяты из суфийской практики. Выпив, суфий отправлялся на встречу с богом, и ему желают счастливого пути. Джелаладдин Руми, великий персидский поэт и суфий, так разъясняет цель и сущность семы: « Дервиши впадают в экстаз, чтобы взрастить желание и жажду к богу, приумножить любовь к богу, приумножить любовь к вере, потустороннему миру, развеять любовь в сердцах своих к миру сему, стремясь сделать его чужим для сердца».

Отличительные особенности

Проповедь бедности — факр

Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.

Отказ от мирского, отшельничество — зухд

Экстатические обряды (сама) — «танцы дервишей» (кружение с бесчисленным поминанием имени Аллаха — зикр).

Безмолвная молитва — таффакур.

Полагание на волю Аллаха — таввакуль.

Аллегорическое толкование Корана — та’виль.

Ступени пути суфия

1. шариат — собрание божественных заповедей и исламских законов

2. тарикат — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане)

3. марифат — познание Бога не умом, а сердцем

4. хакикат — полное постижение истины

В одном изречении Хаджи Ахмада Яссави говорится:

«Тот, кто дела свои вершит согласно шариату,

Свой эгоизм, отвергнув, шаг направит к тарикату,

Душой и сердцем устремившись в маърифат,

Лишь тот постичь сумеет тайны хакикат».

В ещё одном утверждается: «Того, кто в тарикат вошёл, дотоле шариата не усвоив, Шайтан, придя, лишит его религии устоев».

Шариат ФСнЪЙ — собрание божественных заповедей и исламских законов, ниспосланное людям Всевышним Аллахом через пророков. Основа шариата — «илм» (божественное знание), практика и вера, Если эти три составные объединятся, они приведут человека на путь, приближающий к Аллаху.

Тарикат ШСнЮЙ — слово, в арабском языке означающее «Путь», это путь, указанный Всевышним Аллахом, по которому, идя вслед за Пророком (с.а.в.), выполняя все его суннаты, веря и практикуя принципы сообщества людей Сунны, можно приблизиться к Аллаху и достичь Его довольства. Тарикат придаёт шариату силу и красоту. Тарикат, который далёк от шариата — это не тарикат. Деятели тариката, основываясь на Священный Коран и Хадис, «масхаб» (направление) и основополагающий принцип, приятие Аллаха, для достижения к Истинному Господу заложили основу тарикатам. Оружие тариката — « зикр» (вспоминовение Аллаха) и «тафаккур» (размышление).

Словарный смысл понятия маърифат — гЪСЭЙ — познание, знание, в тасаввуфе же значение его — быть осведомлённым о божественных тайнах человека. Арифы — это люди, познавшие Аллаха. На ступени «маърифат» человек начинает познавать Истинного Господа душой. «Маърифат» — это божественное вдохновение ниспосылаемое Истинным Господом. Это «илми ладуни» — тайное знание, даваемое Всевышним Аллахом своим возлюбленным и близким созданиям. Есть три ступени познания: 1.Илм ул- я к и н — это вера через знание.

2.Айн ул- я к и н — обретение веры через слышание ушами, видение глазами.

3.Хакк ул- я к и н — обретение веры, когда вначале услышат или прочитают, а затем увидят глазами.

Хакикат НЮнЮЙ — это ступень достижения соискателем Истинного Господа.

Цель суфизма

Цель суфизма — постижение Абсолютной Реальности; но не так, как нам ее разъясняют люди ученые — при помощи логических доказательств и наглядных примеров, а какова она есть в себе самой. Такое знание может быть обретено только "оком сердца" — посредством озарения и духовного созерцания.

Таким образом, Суфизм — это Путь к Богу через Любовь.

В Иране суфии для обозначения Любви используют слово эшк, происходящее от эшке, разновидности виноградной лозы. Когда эта лоза обвивается вокруг дерева, дерево засыхает и умирает. Так же и от любви к миру высыхает и желтеет дерево тела. Но Духовная Любовь лишает силы корень "Я".

В словаре эшк определяется как чрезмерная любовь и полная преданность.

Суфизм

Слышал ли ты когда-либо о создании,
одновременно присутствующем и отсутствующем?
Я нахожусь среди людей,
но сердце моё — в ином месте.
Саади

Суфизм — это путь к Абсолютной Реальности. Побуждающей силой для движения по нему является Любовь, а средством продвижения — целеустремленное сосредоточение и внутренняя уравновешенность в любой ситуации. Цель этого пути — Бог. Иными словами, в конце суфийского Пути не остается ничего, кроме Бога.

Суфий — это человек, верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему (Высшему существу) и подчиняющий свою жизнь стремлению к этому приобщению. Суфий отправляется в путешествие по тропе любви и преданности Богу. Он верит, что познать Реальность может только Совершенный Человек, несовершенный же слеп по отношению к этому знанию именно в силу своего несовершенства. Суфий считает, что обычный "нормальный" человек страдает болезнью несовершенства, которая влияет на его способность к восприятию и различению, заставляя его постоянно заблуждаться. «Обычные» (механические) люди самим своим несовершенством искажают свое понимание Реальности и впадают в заблуждение. Они находятся в тюрьме своей самости, но не знают об этом.

Суфии полагают, что плотская или побуждающая душа (самость, низшая суть, машина) контролирует наше поведение и мысли, заставляя нас слепо следовать своим привязанностям, инстинктам и желаниям. Человек, пребывающий под такого рода контролем, не может видеть вещи как они есть. Реальность скрыта от него вуалью его представлений о мире, убеждений и устремлений.

Успенский писал: «Я знал, что за тонкой пленкой фальшивой реальности существует иная реальность, от которой что-то по какой-то причине нас отделяет. «Чудесное» – это проникновение в эту неизвестную реальность».

Происхождение слова суфий

Рядом со Священной мечетью Пророка некоторые беднейшие последователи жили на суфе (помосте). Поэтому их называли «ахли суффа» («люди суффы») или «асхабы суффы».
Это историческое определение.
Суф — шерстяная одежда, «суфий» же означает «человек, одетый в шерстяную одежду, рубище». Традиционно суфии носили одежду из шерсти.
Это явное определение.
По причине того, что суфии очищают свои сердца «зикром» (вспоминовением) Аллаха, постоянно заняты «зикром», то есть «Сафо ул-калб» (чистые сердцем), их называют суфиями.
Это скрытое определение.

Суфизм в исламе (стр. 1 из 2)

За то, что они распространяли среди людей священные предписания Пророка, всегда выполняли их на практике, твёрдо придерживаясь суфы, рубища и чистоты сердца, их прозвали суфиями.
Это практическое определение.

Существует устойчивое мнение о том, что Четвертый путь берет начало в суфизме. Известно, что Г. И. Гурджиев учился у шейха ордена Накшбанди, и многие свои практики и упражнения позаимствовали именно оттуда.

Так или иначе, суфизм предоставляет обширные практические  возможности для тех, кто хочет практиковать самовспоминание, и поэтому изучение суфийских источников весьма полезно для последователей 4П.

Ученик покоряется наставнику, потому что им движет стремление обрести знание. Спустя некоторое время он понимает, что здесь нет знания, которое можно обрести. Наоборот, на Путь становятся, чтобы освободиться от знания. Такой ученик неминуемо обнаруживает, что здесь нечего обретать, и он ступил на Путь, руководствуясь ложными побуждениями, не понимая, что

Единожды утратив знание о себе,
Я с наслаждением вкусил все виды знания.
Освободись от знания,
В потере такой содержатся все виды знания.

Ученик покоряется наставнику, потому что тот соответствует его представлениям о том, каким должен быть учитель. В процессе обучения такой ученик может узнать о состояниях наставника или познакомиться с продвинувшимися учениками и таким образом получить представление о том, каким должен быть учитель. Он покоряется наставнику, чтобы через несколько лет обнаружить, что тот не соответствует его ожиданиям. В итоге ученик покидает учителя, чтобы идти своим путем. Дело может дойти даже до упреков в адрес наставника и отречения от него. Такой ученик воспринимает учителя через призму своих стереотипов, что неизбежно приводит его к критике, и, в конечном итоге, отречению от наставника. На самом деле такой человек желает быть учеником наставника, выдуманного им самим. Руми говорит об этом так:

Они едят и пьют в мире фантазий,
Их желания и их страсти зиждятся на фантазиях,
Их война и их мир — не более чем фантазия,
Их слава и их стыд основаны на фантазиях.

Человек становится учеником исключительно из-за стремления к Реальности. Он находит наставника, руководствуясь не умом, а Божьим благоволением, с помощью любви и привлеченности, и с полной искренностью вверяет себя учителю.

Что такое суфизм?

Он принимает наставника таким, каков тот есть. Такой ученик не распространяет на него свои ожидания — он просто любит его всем своим существом, поэтому принимает все, что бы наставник ни сделал.

Такой ученик не придает значения вере или неверию учителя. Ведь не зря говорят, что «неверие наставника — это вера ученика». Иными словами, даже если учитель делает нечто, что ученику трудно принять, последний должен довериться ему и не позволить своей преданности ослабеть.

На этом пути главное достояние ученика — Божья благодать, укрепляющая его верность. Как сказал Хафиз:

Я — ученик Хранителя священного огня,
Так не сердись же, проповедник, на меня:
Того уже достиг он в этом мире,
Что ты лишь в будущем готовишь для меня.

Таких учеников в любую эпоху можно сосчитать по пальцам одной руки. Они бросаются в пламя свечи Абсолютной реальности и сгорают в нем.