Сунна пророка мухаммеда

10.05.2018 0 Автор admin

  • Во время коллективного намаза держать ноги на одной линии.

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сам проходил между рядов сподвижников, и собственноручно выравнивал их ноги. Известно, что ряды сподвижников в намазе были такими плотными, что их одежда изнашивалась в первую очередь на плечах.

  • Постоянно находиться в состоянии малого омовения.

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершал малое омовение перед сном, после сна, перед совершением любого вида поклонения, каждый раз после выхода из туалета и перед выходом из дома.

  • Всегда подстригать усы.
  • Находясь в собрании, не вытягивать ноги в сторону присутствующих.
  • После совершения малого омовения попить воды, повернувшись в сторону Киблы.
  • В пятницу совершать полное омовение и подстригать ногти, начиная с указательного пальца правой руки. Раздавать в этот день садака.
  • Во время еды садиться на левую ногу, а правую прижимать к груди, согнув в колене.
  • Начинать еду со слов Бисмиллях и заканчивать словами Альхамдулиллях.
  • Мало смеяться, а если смеяться, то улыбаясь, а не хохотать.
  • Быть приветливым к людям.
  • Каждый раз при совершении малого омовения использовать мисвак.
  • Одевать одежду и обувь с правой стороны, а снимать с левой.
  • Непродолжительный сон после полуденного намаза и использование розовой воды.
  • Говорить "Альхамдулиллях" после чихания.
  • Сняв брюки, аккуратно сложить их.
  • Поддерживать чистоту окружающей среды.
  • Пить воду сидя, по три глотка.
  • Ложась спать, ложиться на правый бок.
  • Начинать еду щепоткой соли.
  • Каждый день размышлять о смерти.
  • Читать салават (произнесение салавата один раз в жизни является обязательным; произнесение салавата после имени пророка является ваджибом; повторное произнесение после имени пророка, является мустахабом).
  • Принимать пищу два раза в день.
  • Не садиться за стол, не проголодавшись, и вставать из-за стола с чувством легкого голода.
  • Мало есть, мало спать, мало говорить.
  • Не есть очень горячую пищу.
  • Не дуть на горячую еду.
  • Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ел, то ел всегда правой рукой.
  • Ложась в постель, ложиться на правый бок.
  • Придя к кому-нибудь, трижды постучать в дверь, стоя сбоку от двери, чтобы не видеть внутреннюю часть дома.

    Сунна пророка Мухаммеда

    Входить в дом, если хозяин даст разрешение.

  • Перед тем, как одеть обувь, перевернуть ее верхом вниз, чтобы из нее выпали заползшие внутрь насекомые.
  • Справлять малую нужду сидя. Мочиться стоя является тахриман-макрухом, так как брызги мочи могут попасть на одежду. Кроме того, тот, кто не обращает внимания на попадание мочи на одежду, может удостоиться наказания в могиле.
  • Во время еды говорить о чем-то хорошем и приятном.
  • Приносить еду в дом, где умер человек.
  • Совершая поясной поклон в намазе, держать спину ровно, параллельно земле.
  • После совершения полного омовения обмыть ноги.
  • Каждый вечер, ложась спать, прочитать по три раза суры Ихлас, Фаляк и Нас, затем подуть на ладони и протереть ими все тело, куда человек сможет дотянуться.

Аиша (радыйаллаху анха) передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) делал так каждый вечер.

  • Ежедневно совершать покаяние.
  • Идти по улице, слегка наклонив голову вперед.
  • Как можно чаще обновлять свою веру.

Когда сподвижники спросили посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) о том, как это делать, он ответил: «Говорите «Ля Иляха Илляллах»».

  • Заходить в нечистые места, такие как туалет, с левой ноги, а выходить с правой. В хорошие места заходить с правой ноги, а выходить с левой.
  • Посещать кладбища в качестве напоминания о смерти и вечной жизни.
  • При встрече двух верующих обеими руками пожимать друг другу руки и при этом произносить салават.
  • При совершении путешествия в группе одного человека выбрать главным.

Страница 1 из 2

СУННА (араб. – путь, образец, пример; суннат расул Аллах – обычай посланника Божьего) – поступки и высказывания пророка Мухаммада, являющиеся образцом и руководством для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина в решении всех жизненных проблем.

Забытые сунны Пророка Мухаммада(с.а.в)

Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы пророка. Поэтому жизнь Мухаммада воспринимается как пример жизненного пути каждого мусульманина, т.е. правильные, по исламским нормам, поступки, действия, внешность и образ жизни в целом. При жизни пророка любые жизненные ситуации, не оговоренные Кораном, докладывались ему, и он выносил свое решение. После его смерти мусульманам оставалось только ссылаться на его пример. Поэтические и прозаические рассказы о жизни и поступках Мухаммада в тех или иных обстоятельствах были собраны в сборники хадисов (у суннитов; арабское слово «хадис» означает «передавать сообщение, рассказывать») и ахбаров (у шиитов). Слово «сунна» – доисламского происхождения и означает «предание, традиция»; в исламе переводится как «Истинное собрание». Иногда Сунна определяется как «священное предание ислама», в отличие от Корана – Священного Писания. Сунна почитается как следующий после Корана источник мусульманского учения, законодательства (фикха) и обрядов, источник сведений о том, какое поведение и решение угодно Аллаху. Разъясняя различие между хадисом и Кораном, богословы говорят: «Сунна – образец практического применения повелений Корана в жизни». Различают хадисы «пророческие» (набайви), которые передают речения или поступки пророка, и хадисы «священные» (кудси), считающиеся словами самого Аллаха, а не Мухаммада. Сунна зафиксирована в виде отдельных преданий, каждое из которых состоит из собственно текста и цепи передатчиков, авторитет которых подтверждает достоверность самого предания. По степени достоверности, с точки зрения исламской традиции, хадисы делятся на полностью достоверные (сахих), «хорошие» (хасан), «слабые» (даиф), полностью недостоверные (маудид). Первый сборник составил аль-Бухари более тысячи лет назад. Это имя высоко почитается в мире ислама, поэтому ни один из отобранных им хадисов не подвергался сомнению. В дальнейшем составлялись и другие сборники, которые стали важной частью общественного сознания приверженцев ислама. В суннитской традиции признано шесть наиболее авторитетных сборников, являющихся основными источниками Сунны и составленные: аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом ас-Сиджистани, Мухаммадом ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

<< Первая < Предыдущая12Следующая > Последняя >>

| Современность | Христианство | Ислам | Буддизм | Индуизм | Разное | Последние обновления на сайте |

Сунна пророка Мухаммеда

24 хадиса от Аль-Бухари

Здесь предлагаются фрагменты самого популярного сборника суннитских хадисов, признанного наиболее авторитетным — "Аль-Джами ас-Сахих" (по публикации в ж."Наука и Религия"). Перевод В.М. Нирша. Название сборника можно перевести как "Истинное собрание". Его составил знаменитый имам аль-Бухари более тысячи лет назад (родился в 810 году в Бухаре; умер в селении Хартанк близ Самарканда в 870 году). Это имя высоко почитается в мире Ислама. В поисках хадисов имам путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, повстречав, по его собственным словам, более тысячи мухаддисов (авторитетных собирателей хадисов). Вернувшись в Бухару, аль-Бухари продолжал собирать хадисы. "Ас-Сахих" он составлял в течение шестнадцати лет. За это время он тщательно изучил не менее шестисот тысяч хадисов, из которых отобрал для своей книги всего 7563.

1. Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: "Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому достается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к миру этому обретет его, а если он устремится к какой-нибудь женщине, то женится на ней, и каждый придет к тому, что было предметом его устремлений".
2. Пророк сказал: "Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: "Читай!" — и я в третий раз сказал ему в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: "Читай!" Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший…"
3. Сообщают, что Джабир б. Абдаллах аль-Ансари, рассказывавший о периоде откровений, передал в своем рассказе следующее: "Сказал пророк: "Однажды, находясь в пути, я вдруг услышал голос с неба. Посмотрев наверх, я увидел восседавшего на троне между небом и землей ангела, который являлся мне на горе Хира. Я испугался его, вернулся домой и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" — и тогда Аллах Всевышний ниспослал такие слова: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды свои очисти! И скверны беги!" И после этого жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться одно за другим".
4. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк сказал: "Вера есть то, что включает в себя более шестидесяти различных частей, одна из которых — стыд".
5. Передают со слов Анаса, что пророк сказал: "Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе".
6. Передают, что Абу Зарр сказал: "Как-то, ругая одного человека, я стал стыдить его из-за его матери. Услышав мои слова, пророк сказал мне:"О Абу Зарр, неужели ты позорил этого человека только из-за его матери? Поистине, ты — человек, в котором сохранились остатки джахилийи. Ведь некоторые из ваших братьев по вере могут быть и вашими рабами, когда Аллах делает их подвластными вам, но если человек даже владеет братом своим, то пусть он кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам! Не поручайте таким людям непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!"
7. Передают, что Абу Бакр сказал:"Посланник Аллаха сказал: "Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад". Я спросил: "О посланник Аллаха, этот — убийца, но почему же и убитый окажется в аду?" Он ответил: "Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища!"
8. Передал Абу Хурайра, что пророк сказал: "Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чем-либо, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания; если ему доверяются в чем-то, то он предает".
9. Абдаллах б. Масуд передал, что пророк сказал: "Поношение мусульманина мусульманином есть отклонение от заповедей религии, а сражение их друг с другом — почти безбожие".
10. Убада б. ас-Самит сообщил, что однажды посланник Аллаха вышел из своего дома, чтобы поведать о ночи могущества, но услышав, что два мусульманина ругают друг друга, сказал: "Поистине, я вышел из дома, чтобы поведать вам о ночи могущества, но эти двое начали перебранку, и то, что было, исчезло…"
11. Абу Хурайра передавал, что однажды, когда пророк находился среди людей, к нему подошел какой-то человек и спросил: "Что такое вера?" Пророк ответил: "Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха и в его ангелов, во встречу с Ним и в посланников Его, и чтобы верил ты в воскрешение из мертвых". Человек спросил: "А что такое ислам?" Пророк ответил: "Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся лишь Аллаху."
12. Абдаллах б. Амр б. аль-Ас передавал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах отбирает у людей знание, просто лишая его своих рабов, но Он Отбирает знание у людей, забирая к себе знающих, а когда Он не оставит в живых ни одного обладающего знанием, люди изберут для себя Невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!"
13. Передают, что Абу Хурайра сказал: "Из слов посланника Аллаха я запомнил столько, что будь все это записано, оно могло бы наполнить целых два сосуда. Что касается содержимого одного из них, то я передал его людям, а если бы я передал содержимое и второго, то мою глотку непременно перерезали бы."
14. Ибн Умар передал, что пророк сказал: "Творите молитву в своих домах и не уподобляйте их могилам!"
15. Абу Муса передавал, что пророк сказал: "Поистине, в отношениях между собой правоверные должны быть подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга",- и сказав это, он переплел пальцы своих рук.
16. Передают, что Абдаллах б. Масуд сказал: "Однажды я спросил пророка: "Какое из дел Аллах любит больше всего?" Он ответил: "Молитву, совершенную в установленное для нее время". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Любовь к родителям". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Священную войну на пути Аллаха".

Хадисы от Аль-Къудсийя

1.а-д. Хадисы достоверные. Привел Аль-Бухари.
а) О, сын Адама! Смерть — это дверь, и все люди войдут в нее. О, сын Адама! Смерть — это дорога, и каждый человек пройдет по ней.
б) О, сын Адама! Ты довольствуешься этим миром: его жарой, холодом, жаждой, голой, тревожной и печальной жизнью, оставляя загробную жизнь с его радостями, почетом и благами. Как неприбыльна такая торговля.
в) О, сын Адама! Даже если Я дал бы тебе все богатства этого мира, то и тогда ты пожелал бы еще столько же, и не насытился бы твой живот, кроме как землей.
г) О, сын Адама! Если соберутся от первых до последних, из числа джиннов и людей, живые и мертвые заполнив пространство от (Арша) до Земли, чтобы произрастить из земли хотя бы одно зернышко, плод, или создать листочек (дерева), или растение, или низвести каплю воды с неба, то вы не сможете этого, кроме как (Сами Мы) по Нашей милости к вам. Сказал Всевышний Аллах: "Ваше имущество — Мое имущество. Рай — Мой дом. Нищие — Мои иждивенцы смилуйся над своим слабым телом до того, как ты встретишь Меня".
д) О, сын Адама! Сделай твое сердце соответствующим твоему языку, а язык твой соответствующим деяниям своим, а деяния твои благими и чистыми пред Всевышним Аллахом, ибо, поистине, сердце лицемера противоречит его языку, а язык его противоречит его деяниям, а деяния его не чисты пред Всевышним Аллахом…
2. Рай находится у ног вашей матери.
3. Аллах говорит: О сын Адама, не забывай о смерти, ибо смерть тебя не забудет.
4. Вера – есть отказ от всякого насилия.
5. Пусть ни какой мусульманин не поддержит насилия.
6. Ключ к Раю – это свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха.
7. Украшайте свой дом намазом.

Забытые сунны Пророка Мухаммада(с.а.в)

8. Любители вы своего Создателя? Если да, то любите прежде всего людей, своих собратьев.
9. Лучший из вас тот, кто лучше всех обходится с женою своей.
10. Милосердие не свойственно только тем, кто отправится в Ад.
11. Даже малейшее выражение почтения к Родителям соединяет вас с Богом.
12. Из разрешенных законных деяний, самое ненавистное Аллаху расторжение супружества.
13. Тот, кто жаждет знаний – их познает, познавший же их, — побоится грешить.
14. Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день либо говорит правду, либо молчит.
15. Нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудности.
16. Нельзя ни причинять зло, ни возмещать злом.
17. Доверяй доверяющим тебе, и не обмани обманывающих тебя.
18. Говорите истину, если даже она горька и приятна для людей.
19. Ад скрыт за наслаждениями, а Рай за трудом и лишениями.

Хадисы от Муслима

1. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "(Эта) ближняя жизнь – тюрьма верующему и рай неверному".
2. От Абу Хурайры. Посланник Аллаха сказал: "Знал бы верующий, каково у Аллаха наказание, не жаждал бы никто Рая Его. Знал бы неверный, каково у Аллаха милосердие, не терял бы никто надежду на Его Рай".
3. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Воистину, Аллах не смотрит на вашу плоть и обличье, однако Он смотрит на ваши сердца и деяния".
4. От Му‘авии. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Поистине, коль будешь следить за недостатками людей, сиим себя же и погубишь".
5. От Джарира ибн Абдуллаха. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Тот, кто лишен (способности) быть мягким, лишен всякого добра".
6. От Абдуллаха ибн Мас‘уда. Пророк сказал: "Не войдет в Рай тот, в сердце у которого гордыня весом хотя бы с пылинку". На что один из присутствующих сказал: "Ведь человек любит, чтобы у него была красивая одежда и красивая обувь". На что Пророк ответил: "Аллах красив и любит красоту. Гордыня же – надменность перед истиной и пренебрежение людьми".
7. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не сообщить ли вам то, сделав которое, вы полюбите друг друга? Разнесите между собой салям (пожелание мира)".
8. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Сильный не тот, кто силен в единоборстве, но тот сильный, кто владеет собой в гневе".
9. От Абу Хурайры. Один человек сказал Посланнику Аллаха : "Кто из людей более достоин быть моим лучшим другом?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твой отец".
10. От Абу Са‘ида. Сказал Посланник Аллаха: "Лучший джихад – сказать слово истины перед правителем, творящим несправедливость".
11. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Богатство не в изобилии мирских благ, однако богатство – это богатство души".
12. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Для вас достойнее, дабы вы не презирали (не считали малой) Милость Божью, что вам дана".
13. От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда. Посланник Аллаха спал на циновке. Когда же он встал, на его боку остался след от нее. Мы сказали: "О Посланник Аллаха! Не принести ли нам тебе мягкую подстилку?" Он сказал: "Какое дело мне до этой жизни? Я в этой жизни подобен лишь всаднику, который нашел тень под деревом, и затем ушел, покинув его".
14. От Джабира. Посланник Аллаха сказал: "Если мусульманин посадил саженец, съеденное от него будет для него милостыней. И украденное с него (другими) будет для него милостыней. И что съел от него зверь, тоже будет для него милостыней. И то, что съели птицы, будет ему милостыней. И кто бы ни поранил его саженец, – будет для него милостыней".
15. От Абу Зарра Аль-Гъифария. Пророк привел такие слова от своего Господа, Свят Он и Велик: "О рабы Мои! Воистину, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной для вас, так не поступайте же несправедливо между собой. О рабы Мои! Все вы – заблудшие, кроме тех, кого Я повел прямым путем. Ищите же Моего руководства, и Я наставлю вас. О рабы Мои! Все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил. Просите же у Меня пропитания, и Я пропитаю вас. О рабы Мои! Все вы наги, кроме тех, кого Я одел. Просите же у Меня покрова, и Я дам вам покров. О рабы Мои! Вы грешите и ночью, и днем, Я же прощаю грехи полностью. Просите же у Меня прощения, и Я прощу вам. О рабы Мои! Вам не постичь вреда во Мне, дабы навредить Мне, и Вам не постичь пользы во мне, дабы принести Мне пользу. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же богобоязненны, как сердце самого богобоязненного из вас, это не прибавит ничего к владениям Моим. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же порочны, как сердце самого порочного из вас, это не убавит ничего из Моих владений. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, соберутся в одном обширном месте и попросят Меня, и Я дам каждому то, что он просил, это убавит из того, что у Меня, лишь настолько, насколько убавляет кончик иглы при его погружении в море. О рабы Мои! Поистине, Я исчислю для вас лишь только ваши дела и воздам вам за них сполна. Так пусть же тот, кто обретет благое, возблагодарит и восхвалит Аллаха, Свят Он и Велик, а кто обретет иное, пусть винит только самого себя".

Хадисы Ан-Навави

1. Со слов Абу Хурайры ‘Абдуррахмана ибн Сахра передано: "Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило лишь только множество вопросов их и разногласий их со своими пророками". (Бухари и Муслим — здесь и далее приведены те, кто собрал хадис)
2. Cо слов Абу Аль-‘Аббаса ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса передано: "Однажды я был позади Пророка, и он сказал мне: "О юноша! Поистине я научу тебя словам: Храни (мысль) об Аллахе, и Он будет хранить тебя; храни (мысль) об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой; коль просишь, то проси у Аллаха; коль ищешь помощи, то ищи помощи у Аллаха; и знай, что ежели соберется (весь) род людской, дабы сделать что-нибудь полезное тебе, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и ежели они соберутся, дабы сделать что-нибудь вредное тебе, они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом, – перья подняты и свитки высохли". (Тирмизи)
3. Со слов Уабисы ибн Ма’бада передано: "Пророк сказал: "Ты пришел спросить о праведности?" Я сказал: "Да". Он сказал: "Обратись к своему сердцу, (ибо) праведность есть то, в чем находит покой душа, и в чем находит покой сердце, а грех есть то, что вплетается в твою душу и трепещет в груди, даже если люди выкажут и скажут тебе (что это правильно)". (Ахмад и Ад-Дарими)
4. Со слов Абу Са’лябы Аль-Хушанни Джурсума ибн Нашира передано, что Посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) обязанностей, так не расторгайте же их, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (их), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!" (Даракутни)
5. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара передано: (Однажды) Посланник Аллаха взял меня за плечо и сказал: "Будь в этом мире подобен чужеземцу или путнику". (Человек, передавший этот хадис, поведал о том, что) Ибн ‘Умар часто говорил: "Коль доживешь до вечера, то не жди утра, а коль доживешь до утра, то не жди вечера, и запасайся у своего здоровья (тем, что пригодится) для твоей болезни, а у своей жизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти" (Бухари)
6. Со слов Анаса передано: Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Сказал Аллах Всевышний: О сын Адама! Поистине, сколько бы ты ни взывал ко Мне и ни просил Меня, Я прощу тебе то, что было за тобой, и не обращу на это внимания. О сын Адама! Пусть твои грехи достигнут голубизны небес, и после ты попросишь у Меня прощения – Я прощу тебе. О сын Адама! Поистине, даже если б ты пришел ко Мне с грехами величиной с землю и встретил Меня, не приобщая ко Мне ничего и никого, – Я дал бы тебе прощение такой же величины" (Тирмизи)

вернуться в раздел "Ислам"

СУННА – «ПУТЬ» ПРОРОКА МУХАММЕДА

В исламе Мухаммед считается аль-инсан аль-камиль («совершенным человеком»). Он ни в коей мере не считается божеством, ему не поклоняются (графическое изображение Мухаммеда запрещено, чтобы это не поощряло идолопоклонство), но он приводится в качестве примера для всех мусульман в вопросах того, как они должны жить. Именно личные высказывания и действия Мухаммеда составляют «путь Пророка», Сунну – то, что мусульмане должны принимать в качестве норм добродетели и праведной жизни.

Сунна как знание и практика поклонения Аллаху

Подробная информация о Пророке – как он жил, что он сделал, его высказывания вне рамок Корана, личные привычки – необходимые знания для любого правоверного мусульманина.

Знание сунны приходит в основном из хадисов («рассказов») о жизни Мухаммеда, которые передавались устно, пока не были записаны в VIII веке н.э., через несколько сотен лет после смерти Мухаммеда. Хадисы содержат самые важные тексты ислама после Корана; в основном это короткие рассказы из жизни Мухаммеда – считается, что они исходят от кого-то, кто знал его лично. Есть тысячи и тысячи хадисов, некоторые на несколько страниц, некоторые – всего несколько строк. Когда хадисы впервые были собраны вместе в VIII веке н.э., стало очевидно, что некоторые из них недостоверны. Ранние мусульманские ученые приложили немало усилий, определяя, какие из хадисов достоверны, а какие подозрительны.

Хадисы, приведенные здесь, взяты из самого надежного и достоверного собрания, «Сахиха аль-Бухари», признанного всеми школами исламских ученых и переведенные мусульманским ученым. Разные переводы хадисов могут отличаться по делению на тома, книги и номера, но содержание остается тем же самым. Для каждого хадиса сначала приведена классифицирующая информация, затем имя создателя хадиса (в основном того, кто знал Мухаммеда лично), и затем собственно его содержание. Хотя в абсолютной достоверности и даже звучании хадисов нет полной уверенности, тем не менее, они без сомнения признаются верными в исламском контексте.

Так как Мухаммед является эталоном морали, его действия нельзя судить по независимым моральным стандартам – вместо этого данные действия признаются образцом для настоящего мусульманина.

«Сахих аль-Бухари», Книга о достоинствах ансаров, Глава 1124:(1515 (3894))

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мой брачный договор с пророком был заключен, когда мне исполнилось шесть лет. <…> (Моя мать) передала меня ему, а было мне тогда девять лет».

Там же, Книга (частичного) омовения. Глава 131:(167) 233))

«(В свое время) люди из племени укль (или: урайна) приехали в Медину, где почувствовали недомогание из-за ее климата. Пророк, велел им (в течение какого-то времени) пить мочу (в качестве лекарства) и молоко (дойных верблюдиц). Они отправились, (куда им было сказано,) а когда выздоровели, убили пастуха пророка, и угнали (весь) скот (, который он пас. В Медине) об этом узнали в начале дня, и (пророк), отправил за ними (погоню). К полудню их уже привели (в Медину, и пророк,) велел отрубить им руки и ноги, (а кроме того,) им выжгли глаза (каленым железом) и бросили на харе (лавовые поля вокруг Медины), где они просили напоить их, но никто не дал им воды».

Там же, Книга о похвальных качествах. Глава 1097:(1446 (3635))

«Передают со слов Абдуллаха бин Умара, что (однажды) к посланнику Аллаха пришли иудеи, которые сказали ему, что мужчина и женщина из их числа совершили прелюбодеяние. <…> После чего по велению посланника Аллаха, (виновные) были забиты камнями».

Там же, Книга джихада. Глава 1012:(1235 (3017))

Сообщается, что, узнав о том, что Али (халиф), сжег каких-то людей (речь идет о тех жителях Куфы, которые объявили Али богом), Ибн Аббас сказал: «(На его месте) я не стал бы сжигать их, ибо пророк, сказал: “(Никого) не подвергайте наказанию Аллаха”. Я (просто) убил бы их, о чем пророк, сказал так: “(Если мусульманин) поменяет свою религию, убейте его”».

Там же, Книга веры. Глава 16:(25 (26))

Предают со слов Абу Хурайры, что однажды посланника Аллаха спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба (джихад) на пути Аллаха <…>».

В Исламе нет «естественного» чувства морали или правосудия, выходящего за рамки определенных примеров и предписаний, приведенных в Коране и суннах. Так как Мухаммед рассматривается как последний пророк Аллаха, а Коран как вечное, неизменное слово самого Аллаха, также нет и развития морали, которое допускало бы модификацию или интеграцию исламской морали с другими источниками. Вся вселенная исламской морали строится исключительно на жизни и учении Мухаммеда.

Наряду с надежными хадисами, еще один источник достоверных знаний о Мухаммеде включает «Сиру» (жизнь) пророка, которая была составлена одним из великих исламских ученых Мухаммедом ибн Исхаком в VIII веке нашей эры.

Путь пророка Мухаммеда в целом делится на две части: первая в Мекке, где он трудился 14 лет над обращением в ислам; и позже в Медине (город пророка Бога), где он стал влиятельным политическим и военным лидером. В Мекке мы видим квазибиблейскую фигуру, проповедующую покаяние и милосердие, преследуемую и отвергаемую окружающими; позже, в Медине мы видим способного командира и стратега, который систематически захватывал и убивал тех, кто был против него. В благовоспитанной компании редко затрагиваются поздние годы жизни Мухаммеда, с 622 года н.э. и до его смерти в 632 году. В 622 году, когда Пророку было уже за пятьдесят, он и его последователи совершили хиджру (переселение или бегство) из Мекки в оазис Ятриб – позже переименованный в Медину – около 200 миль на север. Новый монотеизм Мухаммеда разозлил языческих лидеров Мекки, и бегство в Медину было вызвано вероятным покушением на жизнь Мухаммеда. Он отправил гонцов в Медину, чтобы убедиться, что его там примут. Мухаммед был принят племенами Медины как лидер мусульман и как судья в спорах между племенами.

Незадолго до того, как Мухаммед бежал из Мекки, новая партия мусульман обратилась в веру и поклялась в верности ему на холме под названием Акаба, около Мекки. Исхак так передает в «Сире» важность этого события:

«И тогда свое слово сказал посланник Аллаха, который прочитал несколько аятов Корана, воззвал к Аллаху, стал призывать людей к Исламу и потребовал от них для Господа своего следующего: чтобы они поклонялись только Ему Одному и не веровали больше ни в кого иного. Кроме того, Пророк сказал, что выдвигает ряд условий, касающихся как его самого, так и его Господа, а когда люди спросили: “В чем же мы должны присягнуть тебе?”, – он ответил: в том, что будете беспрекословно подчиняться и повиноваться мне во всем; в том, что будете расходовать свои средства на нужды ислама при любых обстоятельствах; в том, что будете повелевать одобряемое шариатом и запрещать отвергаемое им; в том, что будете все делать ради Аллаха, не боясь никаких упреков; в том, что будете помогать мне, когда я приеду к вам, и защищать меня от того же, от чего защищаете самих себя, своих жен и своих детей, а наградой за что вам послужит Рай. В этот решающий момент вперед вышел Аббас ибн Убада ибн Надала, который сказал: “Да понимаете ли вы, в чем присягаете этому человеку? Вы клянетесь ему в том, что будете готовы воевать против всех, и если при этом вы предадите его из-за утраты своего имущества и гибели своих предводителей, то покроете себя позором и в этом мире, и в мире ином. Если же вы считаете, что сохраните верность ему в любых обстоятельствах, то это будет для вас наилучшим в обоих мирах!” Люди сказали: “Мы берем его к себе, несмотря ни на что, но что нам будет за это, о посланник Аллаха?”, на что он ответил: “Рай”».

Так зарождающаяся религия Мухаммеда претерпела значительные изменения.

Ученый Ицхак четко намерен дать представление своим мусульманским читателям, что в первые годы своего существования ислам был сравнительно терпимым вероисповеданием, которое призывало «сносить оскорбления и прощать невежественных». Однако скоро Аллах призвал всех мусульман «на войну против всех и вся за Бога и Его Апостола». Исламский календарь ведет отсчет лет по хиджре, установив его с даты, когда она произошла. Год хиджры, 622 г. н.э., считается более значимым, чем год рождения Мухаммеда или год его смерти, что приводится в первых коранических откровениях, потому что ислам является в первую очередь военно-политической организацией. И только когда Мухаммед покинул Мекку со своей вооруженной группой, ислам достиг своего надлежащего военно-политического смысла. Годы исламского календаря (в котором используются лунные месяцы) обозначаются на английском языке как «AH» или «после хиджры» (After Hijra).

Сунны на каждый день