Суннат намазы после фарзов

23.04.2018 0 Автор admin

Ратибаты – это высоконаграждаемые суннат-намазы, совершаемые до или (и) после обязательных (фарз) намазов.

Утром (на рассвете) совершают два ракаата до фарз-намаза.Время совершения утреннего ратибата начинается с началом времени утреннего намаза.

В обед совершают два или четыре (два двухракаатных намаза) ракаата до фарз-намаза (обеденного) и два или четыре ракаата после него. Совершать по четыре ракаата до и после фарз-намаза лучше, чем по два. Время ратибата, совершаемого до фарз-намаза, начинается с наступлением времени обеденного намаза. Время ратибата, совершаемого после обеденного намаза, заканчивается с окончанием времени обеденного намаза.

Перед предзакатным намазом также совершают суннат-намаз в два или четыре ракаата, его время начинается с наступлением времени предзакатного намаза.

В случае, если вы не успели совершить ратибат до фарз-намаза (утром, в обед или перед закатом) — например, пришлось сразу присоединиться к джамаат-намазу, — то этот ратибат можно совершить и после данного фарз-намаза, в течение срока данного намаза.

С вечерним и ночным намазами ратибаты совершают после фарз-намазов. Эти ратибаты тоже двухракаатные.

Итак, вместе с ратибатами за день получается:

1. Утром –2 ракаата ратибата + 2 ракаата фарз-намаза.

2. В обед –2 (или 4) ракаата ратибата + 4 ракаата фарз-намаза + 2 (или 4) ракаата ратибата.

3. Перед закатом– 2 (или 4) ракаата ратибата + 4 ракаата фарз-намаза.

4. Вечером –3 ракаата фарз-намаза + 2 ракаата ратибата.

5. Ночью – 4 ракаата фарз-намаза + 2 ракаата ратибата.

Сокращение и перенос намаза

Находящимся в пути (сафар) мусульманам разрешается сокращать 4-ракаатный намаз (обеденный, предвечерний и ночной) и совершить вместо него 2-ракаатный намаз. Сокращение намаза допускается при наличии следующих условий (шартI):

1. Дорога должна быть длиною не менее суточного (24 часа) или двухдневного пешего хода (примерно 83 км, даже если вы преодолеваете это расстояние за короткое время на транспортном средстве).

2. Путешествие должно быть целевым. Если, например, вы вышли в дорогу, не зная заранее, куда идете, то сокращение намазов не допускается.

В начале намаза необходимо иметь намерение (нийят) сократить намаз.

4. Тот, кто намерен сократить намаз, не должен следовать за имамом, который совершает намаз без сокращения;в таком случае следует совершить намаз без сокращения.

5.

Намаз по шафиитскому мазхабу. Суннат-намазы

В течение всего намаза следует сохранять намерение сократить намаз. Если, например, в течение намаза вознамеритесь совершить намаз полностью, то после этого уже нельзя его совершать сокращенно.

6. Нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза. Например, если совершаете сокращенный намаз на корабле и до окончания намаза доплыли до места постоянного проживания, то и намаз следует совершить полностью (4 ракаата).

Если прибыли в какое-то место, где намерены пробыть 4 дня (без учета дней прибытия и отбытия) и более, то в этом месте намазы нельзя сокращать.Если заранее не знаете, сколько времени (меньше 4-х дней или больше) пробудете в данном месте, и все время есть надежда, что вот-вот решится вопрос, по которому вы находитесь в этом месте, то до 18 дней можно совершать сокращенный намаз (в случае задержки из-за того, что не удалось решить свои проблемы).

Необходимо знать, когда и как можно совершать сокращенный намаз.

Находясь в пути, при наличии всех условий, необходимых для сокращения намаза, разрешается также перенос намаза (кроме утреннего). Обеденный намаз можно перенести и совершить вместе с предзакатным, и наоборот, предзакатный можно перенести к обеденному и совершить вместе с ним. Вечерний намаз можно перенести и совершить вместе с ночным, и наоборот, ночной можно перенести к вечернему.

Если предзакатный намаз переносится к обеденному или ночной к вечернему, то необходимо соблюдать следующие условия (шартI):



Пятикратные намазы

Добровольные намазы

346. Передают, что Раби‘а ибн Ка‘б аль-Аслами, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Проси!” Я сказал: “Я хочу быть твоим спутником в раю”. Он спросил: “Что-нибудь еще?” Я ответил: “Это все”. Тогда он сказал: “Помоги мне в этом, совершая много земных поклонов”». Этот хадис передал Муслим.

347. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Я запомнил, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал десять дополнительных рак‘атов: два рак‘ата до полуденного намаза и два рак‘ата после него, два рак‘ата после закатного намаза у себя дома и два рак‘ата после вечернего намаза у себя дома, а также два рак‘ата до рассветного намаза». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий, переданной этими же богословами, говорится: «…а также два рак‘ата после пятничного намаза у себя дома».

В версии Муслима говорится: «Если занималась заря, то он совершал только два коротких рак‘ата».

348. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, всегда совершал четыре дополнительных рак‘ата до полуденного намаза и два дополнительных рак‘ата до рассветного намаза. Этот хадис передал аль-Бухари.

349. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «Ни одному добровольному намазу Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не уделял такого исключительного внимания, как намазу из двух рак‘атов на заре». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии Муслима также говорится: «Намаз из двух рак‘атов на заре лучше, чем земной мир со всеми его прелестями».

350. Передают, что мать правоверных Умм Хабиба, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того, кто совершит двенадцать рак‘атов в течение дня и ночи, будет воздвигнут дом в раю». Этот хадис передал Муслим, и в одной из версий хадиса говорится: «…двенадцать дополнительных рак‘атов…»

Ат-Тирмизи передал похожий хадис, в котором также говорится: «Это – четыре рак‘ата до полуденного намаза и два рак‘ата после него, два рак‘ата после закатного намаза, два рак‘ата после вечернего намаза, а также два рак‘ата до рассветного намаза».

В другом хадисе ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто старался регулярно совершать четыре рак‘ата до полуденного намаза и четыре рак‘ата после него, всевышний Аллах защитит от ада». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

351. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да смилостивится Аллах над тем, кто совершил четыре рак‘ата до послеполуденного намаза». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим. А Ибн Хузейма назвал его достоверным.

352-353. Передают, что ‘Абдуллах ибн Мугаффаль аль-Музани, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Молитесь до закатного намаза!” Он повторил это трижды, но на третий раз добавил: “Тот, кто пожелает”. Он не хотел, чтобы люди подумали, что добровольная молитва до закатного намаза является Сунной». Этот хадис передал аль-Бухари.

В версии Ибн Хиббана сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил два дополнительных рак‘ата до закатного намаза.

А в другом хадисе говорится, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «После заката солнца мы совершали два дополнительных рак‘ата, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел это. Он не приказывал нам впреди поступать таким образом, но и не запрещал нам этого». Этот хадис передал Муслим.

354. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, настолько укорачивал два дополнительных рак‘ата до рассветного намаза, что я спрашивала себя, читал ли он в это время Мать писания».

Дворец в Раю каждый день – важность суннат-намазов

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

355. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время двух дополнительных рак‘атов на заре читал суры “аль-Кафирун” и “аль-Ихлас”. Этот хадис передал Муслим.

356. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, после совершения двух дополнительных рак‘атов на заре ложился на правый бок. Этот хадис передал аль-Бухари.

357. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас совершит два дополнительных рак‘ата до рассветного намаза, то пусть ляжет на правый бок». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его достоверным.

358. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дополнительные ночные намазы следует совершать по два рак‘ата. Если же кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета, то пусть совершит еще один рак‘ат, чтобы довести количество совершенных рак‘атов до нечетного числа». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии Ибн Хиббана говорится: «Дополнительные ночные и дневные намазы следует совершать по два рак‘ата». Ибн Хиббан назвал этот хадис достоверным, но ан-Насаи назвал это ошибкой.

359. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым лучшим из намазов после обязательных является ночной намаз». Этот хадис передал Муслим.

360. Передают, что Абу Айуб аль-Ансари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дополнительный ночной намаз из нечетного числа рак‘атов является долгом каждого мусульманина. Кто хочет, пусть совершает его из пяти рак‘атов. Кто хочет, пусть совершает его из трех рак‘атов. А кто хочет, пусть совершает его из одного рак‘ата». Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. Тем не менее ан-Насаи назвал его прерванным.

361. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «Дополнительный ночной намаз из нечетного числа рак‘атов не является обязательным, подобно пяти предписанным намазам. Он является Сунной, которую оставил после себя Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Этот хадис передали ан-Насаи и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим. А аль-Хаким назвал его достоверным.

362. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал дополнительный ночной намаз в месяце рамадан. На следующую ночь люди ждали его в мечети, но он так и не вышел к ним, а затем сказал: «Я боялся, что дополнительный ночной намаз из нечетного числа рак‘атов будет предписан вам обязательным». Этот хадис передал Ибн Хиббан.

363-364. Передают, что Хариджа ибн Хузафа, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах даровал вам дополнительный намаз, который лучше, чем рыжие верблюды». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Что же это за намаз?» Он ответил: «Это – дополнительный ночной намаз из нечетного числа рак‘атов, который совершается после вечернего намаза до наступления рассвета». Этот намаз передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а аль-Хаким назвал его достоверным.

Имам Ахмад передал похожий хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказанный ‘Амром ибн Шу‘ейбом со слов своего отца и деда.

365-366. Передают, что ‘Абдуллах ибн Бурейда, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дополнительный ночной намаз из нечетного числа рак‘атов является долгом мусульман, и тот, кто его не совершает, не является одним из нас». Этот хадис передал Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков, но аль-Хаким назвал его достоверным. В любом случае, этот хадис усиливается еще одним слабым хадисом, рассказанным со слов Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах, и переданным Ахмадом.

367-368. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Ни в рамадане, ни в другие месяцы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал во время дополнительных ночных намазов более одиннадцати рак‘атов. Вначале он совершал четыре рак‘ата, и даже не надо спрашивать о том, какими красивыми и долгими они были. Затем он совершал еще четыре рак‘ата, и вам также не следует спрашивать о том, какими красивыми и долгими они были. Затем он совершал еще три рак‘ата. Однажды я спросила его: “О Посланник Аллаха! Спишь ли ты до того, как совершишь нечетное число рак‘атов?” Он ответил: “О ‘Аиша! Мои глаза спят, но мое сердце не дремлет”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Они же передали другой хадис ‘Аишы, да будет доволен ею всевышний Аллах, в котором сообщается, что она сказала: «По ночам он совершал десять дополнительных рак‘атов, а затем совершал намаз из одного рак‘ата. После этого он совершал еще два дополнительных рак‘ата на заре, и в общей сложности получалось тринадцать рак‘атов».

369. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил дополнительный ночной намаз из тринадцати рак‘атов, причем последние пять рак‘атов он совершил подряд и сел для чтения ташаххуда только в последнем рак‘ате». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

370. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз из нечетного числа рак‘атов в любые часы ночи, откладывая его даже до предрассветного часа». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

371. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «О ‘Абдуллах! Не будь похож на того, кто некогда совершал дополнительный ночной намаз, а затем перестал делать это». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

372. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди Корана! Совершайте ночной намаз из нечетного числа рак‘атов! Воистину, Аллах – один и любит нечетное». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.

373. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Завершайте свою ночную молитву намазом из нечетного числа рак‘атов». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

374. Передают, что Тальк ибн ‘Али, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не совершайте двух намазов из нечетного числа рак‘атов в течение одной ночи». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.

375-376. Передают, что Убей ибн Ка‘б, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Совершая ночной намаз из нечетного числа рак‘атов, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал суры “аль-А‘ля”, “аль-Кафирун” и “аль-Ихлас”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи, и в версии последнего также говорится: «Он произносил слова приветствия только после третьего рак‘ата».

Абу Давуд и ат-Тирмизи также передали похожий хадис от ‘Аишы, да будет доволен ею всевышний Аллах, в котором однако говорится, что в каждом из рак‘атов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал по одной суре, а в последнем рак‘ате – суры “аль-Ихлас”, “аль-Фалак” и “ан-Нас”.

377. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте ночной намаз из нечетного числа рак‘атов до наступления рассвета». Этот хадис передал Муслим.

А в версии Ибн Хиббана говорится: «Кто не совершил ночной намаз из нечетного числа рак‘атов до наступления рассвета, тот не получит за него вознаграждения».

378. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто проспал ночной намаз из нечетного числа рак‘атов или забыл про него, то пусть совершит его после наступления рассвета или как только вспомнит». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

379. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто опасается, что не сумеет совершить ночной намаз из нечетного числа рак‘атов в последние часы ночи, то пусть совершит его в первые ее часы. А кто намеревается совершить ночной намаз в последние часы ночи и завершить его намазом из нечетного числа рак‘атов, то пусть знает, что за намазом в последние часы ночи наблюдают свидетели и что поступать таким образом лучше». Этот хадис передал Муслим.

380. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С наступлением рассвета проходит время ночного намаза и намаза из нечетного числа рак‘атов. Поэтому совершайте этот намаз перед тем, как начнет заниматься заря». Этот хадис передал ат-Тирмизи.

381-383. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал дополнительный утренний намаз из четырех рак‘атов и добавлял к ним столько, сколько было угодно Аллаху». Этот хадис передал Муслим.

Он же передал хадис, в котором сообщается, что у ‘Аишы, да будет доволен ею всевышний Аллах, спросили: «Совершал ли Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дополнительный утренний намаз?» Она ответила: «Нет, только если он возвращался из поездки».

Он же передал еще один хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, сказала: «Я никогда не видела, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал дополнительный утренний намаз, но я совершаю его».

384. Передают, что Зейд ибн Аркам, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Благочестивые праведники совершают намаз, когда молодые, отнятые от вымени верблюды палятся под знойным солнцем». Этот хадис передал ат-Тирмизи.

385. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того, кто совершит дополнительный утренний намаз из двенадцати рак‘атов, Аллах возведет дворец в раю». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал его малоизвестным.

386. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вошел в мой дом и совершил восемь рак‘атов дополнительного утреннего намаза». Этот хадис передал Ибн Хиббан.

Глава 10