Сунниты и шииты

05.08.2018 0 Автор admin

Раскол мусульман на шиитов и суннитов произошел не вчера. Уже тринадцать веков существует это разделение в одной из самых распространенных мировых религий — исламе.

Причиной возникновения двух мусульманских  лагерей стали, как это ни прозаично, не  различия в веровании, а политические мотивы, а именно борьба за власть.

Все дело в том, что после  окончания  правления последнего  из четырех халифов Али, возник  вопрос, кто займет его место.

Одни считали, что во главе халифата может  стать только  прямой потомок Пророка, который примет в наследство не только власть, но и все его  духовные  качества,  будет чтить традиции  и  станет достойным последователем своих предков. Их назвали шиитами, что в переводе с  арабского означает  «власть Али».

Другие были не согласны с исключительной привилегированностью кровных  последователей Пророка. По их мнению, во главе халифата должен быть избранный большинством  член мусульманской общины. Свою позицию они объясняли выдержками из сунны, книги, содержащей  в себе  слова  Пророка, а также его последователей.

Чем сунниты отличаются от шиитов?

Именно  эта  их  обращенность к сунне стала причиной  возникновения названия «сунниты».

Распространение

Суннизм и шиизм  являются самыми  многочисленными  ответвлениями ислама. Причем  суннитов в мире  примерно миллиард и сто миллионов, в  то время как  шиитов только 110 миллионов, что составляет всего  десять процентов мирового исламизма.

Больше  всего шиитов  в  Азербайджане, Ираке, Иране, Ливане. Суннизм распространен в  большинстве мусульманских стран.

Места паломничества

Существует предание, что халиф Али со своим сыном  Хусейном нашли покой в  Иракских  Эн-Наджафе и Кербале. Именно сюда  чаще всего приезжают помолиться  шииты. Местами паломничества суннитов стали Мекка и Медина, которые находятся в Саудовской Аравии.

Отношение к сунне

Существует  мнение, что шииты отличаются от суннитов  тем, что первые не признают сунну. Однако это мнение ошибочно. Шииты    считаются с текстами сунны, но только с той ее частью, которая исходит от членов семьи Пророка. Сунниты признают также и тексты сподвижников Мухаммеда.

Исполнение обрядов

Всего в  исполнении обрядов между суннитами и шиитами существует семнадцать  отличий, основные из которых  следующие:

  • во время чтения молитвы на   специальный коврик шииты  кладут  кусок глиняной плиты, что символизирует их преклонение перед тем, что создано не человеком, а Богом
  • второе отличие   содержится в тексте азана.

    Шииты при призыве на молитву добавляют к положенному тексту  некоторые фразы, суть которых заключается в   признании халифов как приемников  Бога.

Культ имама

Для шиитов характерен культ имама, духовного лидера,  являющегося прямым потомком Пророка Мухаммеда. Существует легенда, что двенадцатый  по счету имам Мухаммад  еще в отрочестве пропал при необъяснимых обстоятельствах. Его  с тех пор никто не видел как живым, так и мертвым. Шииты считают его живым и находящимся среди людей. Именно он в один момент  станет мусульманским лидером, мессией, который  сможет установить на грешной земле Божие Царство и поведет за собой не только мусульман, но и христиан.

Выводы TheDifference.ru

  1. Суннизм —  наиболее многочисленное ответвление ислама, распространенное в большинстве мусульманских стран.
  2. Шииты  считают, что  истина принадлежит только прямым потомкам Пророка Мухамеда.
  3. Шииты ждут мессию, который предстанет в лице «скрытого имама».
  4. Помимо Корана сунниты признают сунну (предания о Пророке), а шииты – ахбар (весть о Пророке).

Основные течения в Исламе

В исламе выделяются такие направления:

Шииты (ар. шиагруппировка, партия) считают, что должность халифа должна передаваться только тем людям, которые имеют родственные связи с Мухаммадом и его кровными родственниками.

Сунниты (люди Сунны и согласия) в своих суждениях опираются на Коран и Сунну. Если шииты ставят акценты на жизни и родственных связях Мухаммада, то сунниты акцентируют внимание на священных текстах. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммада, через которого Бог дал человечеству знание о Себе.

Шииты и сунниты составляют большинство мусульман и представляют собой две крупные, часто борющиеся друг с другом группировки. Разница между ними существенная. Так, сунниты во всём ориентируются на тексты Корана, Сунн и хадисов. Правовая система в тех странах, где юридически закреплён ислам суннитского толка, должна полностью соответствовать нормам Корана. В некоторой степени, при достаточно грубом сравнении, сунниты имеют общие черты с протестантами, которые пытаются во всём следовать Библии, часто стремятся понять её дословно, без учёта перевода Библии с иврита или древнегреческого, и не признают духовной власти Церкви. Шииты же, хотя и признают незыблемость Корана, считают, что истина передаётся от человека, имеющего родственные связи с Мухаммадом, а поэтому необходимо не просто следовать текстам Корана, но и учитывать мнение лица, обладающего духовным авторитетом. Это даёт шиитам некоторые преимущества. Так, в Иране на практике очень редко встречается многожёнство. Как правило, у мужчины в жизни есть лишь одна женщина – его жена. Что же касается 4-ой суры, 3-го аята, то это место объясняется тем, что во время войны многие мужчины погибают, а оставшиеся в живых могут брать до 4-х жён. Однако в повседневной культуре, в мирное время, многожёнство недопустимо и унизительно для человеческого достоинства. Также шииты допускают возможность отмены смертной казни, если родственники жертвы преступника прощают его и не требуют кисаса. Вместе с тем правовые поступки шиитов во многом зависят от мнения одного человека – халифа, на которого ложится огромная духовная ответственность за людей, столь внимательных к его речам. В принципе любое духовное лицо в исламском мире пользуется большим авторитетом, и в случае сомнительных, двусмысленных речей такого лица это может повлечь за собой тяжкие последствия. Достаточно вспомнить нашумевший скандал, связанный с выступлением австралийского шейха Таджа Дина Хилали, который сказал о женщинах, головы коих не покрыты платками, таким образом, что многие мусульмане восприняли эту речь как призыв к их осквернению. Конечно, после жёсткой критики со стороны австралийского правительства, Хилали отметил, что он не имел в виду ничего преступного, а «хотел защитить честь женщин», только пресса акцентировала внимание лишь на фрагменте его речи. Это вполне возможно, однако общественность поняла его однозначно. Глава федеральной австралийской комиссии по половой дискриминации Пру Говард заявила, что слова проповедника можно расценить как подстрекательство к совершению преступлений. «Молодые мужчины-мусульмане, которые будут насиловать женщин, смогут цитировать это в суде, смогут приводить в суде слова этого человека, своего наставника», – сказала она и отметила, что шейх Хилали должен быть депортирован за подстрекательство к изнасилованиям. В принципе, согласно ряду коранических текстов, например 33-й суре 50 аяту, девушки и женщины немусульманского вероисповедания, действительно, не защищены от осквернения. Хотя понятие невольница, столь часто употребляемое в Коране, можно трактовать как девушка или женщина, за которую её хозяин несёт духовную ответственность. Это косвенно следует из 24 суры 33 аята. Так или иначе, но всякий человек должен понимать меру ответственности за неверное истолкование того или иного религиозного текста.

Классической страной шиитского толка является Иран. Сунниты не могут присутствовать даже в составе парламента этой страны, хотя данная привилегия есть у зороастрийце, иудеев и христиан.

Помимо шиитов и суннитов, в исламе существуют и иные направления. Хариджиты (вышедшие) считают общину единоверцев воплощением справедливости и настаивают на том, что халиф должен избираться волей народа. Также они обращают особое внимание на моральные нормы, в частности, на социальную справедливость. Хариджиты первоначально были шиитами, однако во второй половине VII века отделились от них, или вышли из них.

Мурджииты утверждают, что нет смысла бороться за власть, ибо только Аллах знает, кто её достоин. Они полагают, что в аду муки грешников не вечны – грехи искупаемы страданиями в аду и заступничеством Мухаммада и его сподвижников.

Суфизм

Суфизм (от арабского суфшерсть). На Востоке существует его иное название – Тасоввуф. В исламе к суфизму относятся с определённой настороженностью, порой – как к направлению, чуждому для ислама. Многие представители суфизма (например, Ибн-Мансур ал-Халладж, Шихаб-ад-Дин Яхья) были казнены по приговорам исламских судов. Надо отметить то, что суфизм складывался в период, когда народы, покорённые мусульманами, пытались отстаивать свои религии, значительная часть клира (служителей религиозного культа) которого была казнена исламскими властями. Вследствие такого противостояния часто возникали течения, в которых старые нормы, обычно зороастрийские, пытались приспособить к исламским законам. Некоторые такие течения были явно еретическими, а иные вбирали в себя философское наследие эллинизма, мировоззренческие элементы зороастризма, некоторые принципы христианства. До монголо-татарского завоевания суфизм относительно успешно развивался на окраинах Арабского Халифата, например в Хоросане, где мусульманам было сложно контролировать всех жителей. Неудивительно, что иногда форму суфизма принимали немусульманские учения. Однако абсолютная вера в единого Бога и следование законам шариата указывала на то, что в целом суфии были правоверными мусульманами. Многие суфии, например Абу Хамид Аль Газали (1058-1111), по сей день почитаются в исламском мире. Некоторые суфии играли существенную роль в общественной жизни не только в средние века, но и в ХХ веке. Например, Идрис Шах был одним из основателей Римского клуба.

Суфий – это подвижник ислама, ведущий аскетический образ жизни. Суфий должен быть человеком скромным, стремящимся к независимости от материальных благ и к высокой духовности. Для соблюдения духовной чистоты в суфизме выработана практика муракаба, в которой концентрируется внимание на имени Бога. В ходе этой практики человек приобретает самоконтроль, безмятежность и способность к интуитивному и высшему познанию. В суфийской философии Бог и мир включены в единый миропорядок (амр), в котором особое место отведено человеку. Бог являет собой чистое бытие, и его бытие осознаётся лишь на фоне небытия. По мнению суфиев, важнейшим отличием человека от мира животных является способность к сознательному познанию мира и самого себя. Именно человек есть главный объект познания. Основной трудностью для познания мира является то, что человек большое внимание придаёт идее «я», которая, в сущности, есть иллюзия. Другой фактор, препятствующий познанию мира, состоит в слабом выполнении законов шариата. В суфизме выделяют четыре формы познания:

Кто такие сунниты и шииты

Восприятие и постижение явлений окружающего мира посредством чувств и разума.

2. Интуитивное познание, в котором главную роль играет воображение.

3. Опыт пророков и авторитетных лиц суфизма.

4. Высшее познание – прямое переживание высшей реальности, не доступной ни чувствам, ни интуиции. Для этой формы познания необходима длительная духовная работа. Познание в такой форме выражается в Божественном озарении. По мнению суфийских авторитетов, наличие способности к такому переживанию высшей реальности зависит не от самого человека, а от Бога. Однако посредством ряда приёмов процесс познания в четвёртой форме можно ускорить. Приёмы ускорения познания и очищения души могут быть в виде танцев, декламации аятов. В ходе этих практик происходит большой подъём духа и выход на принципиально новый уровень познания. Надо признать, что танцы, как метод духовного познания, признаётся далеко не всеми суфиями, а те суфии, которые допускают танцы, отмечают то, что ими могут заниматься лишь духовно зрелые люди.

Этим формам познания соответствуют и четыре этапа познания. На первом этапе (шариат) человек проявляет стремление познать Бога и становится на путь истины. Данный этап выражается в принятии законов шариата как основы для устроения своей жизни. На втором этапе (тарикат – путь) индивид посредством аскетизма призван отречься от своего «я» и всецело посвятить себя служению Богу. Третий этап (марифат – познание) характеризуется осознанием тленности мира и вечности Бога, Которому люди служат в разных религиях, даже если и сами того до конца не осознают. На этой стадии человек интуитивно чувствует единство вселенной в Боге. Суфий, достигший третьей стадии, называется арифомпознавшим. Четвёртая ступень, называемая хагигат (истина), является завершающей. На этапе хагигат суфий постигает истину, достигает единства с Богом и растворяется в Нём. Идея растворения верующего в Боге получила название фана, концепция которой сложилась в конце IX века в Багдаде. Иногда фану сравнивают с индуистским понятием нирваны.

Упрощённо объясняя эти этапы, можно сказать так: человек, постигая мир на начальном этапе, приобретает знания из Предания или путём логических доказательств; к примеру, такое теоретического подтверждения, как то, что огонь обжигает. Далее человек сам, обжигаясь от огня и видя результаты его действия со стороны, получает знания из собственного опыта. Наконец, человек сгорает в огне, тем самым осуществляя единение субъекта и объекта познания.

Одним из ярких представителей суфизма является философ Ибн аль Араби (1165-1240), долгое время живший в мусульманской Испании, где ислам тесно соприкасался с христианством. В конце своей жизни, уже в Дамаске, он написал крупный трактат «Мекканские откровения», в котором предлагает концепцию единобытия. Согласно ей, существует три вида сущего:

1. То, что существует само по себе и является источником всех вещей, – Абсолютное Бытие, или Бог.

2. То, что существует через Абсолютное Бытие и без Него, превращается в небытие – ограниченное бытие, или тварный чувственно постигаемый мир.

3. То, что объединяет в себе оба предшествующих вида бытия, – реальность реальностей (джинс ал-аджанс). Последнее понятие выражает универсальность реальности. Это есть эйдосы мироздания, его аспект, умопостигаемый в идеях. Именно с помощью прообразов – эйдосов – Бог сотворил мир. Постижение эйдосов доступно лишь Совершенному Человеку.

Суннитов больше…

Сунниты — мусульмане, признающие наряду с Кораном сунну.

Отличие шиитов от суннитов

Сунна — книга, состоящая из священных писаний — хадисов — о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда, составленная во времена первых халифов: Абу-бакра, Омара и Османа.

«Первое условие принадлежности к мусульманству — вера. А правильная вера связана с верованием Общины суннитов. Первейшая обязанность разумных, достигших зрелости лиц мужского и женского пола, постигать знания, сообщаемые в книгах богословов-суннитов по вероучению, и веровать согласно этим установлениям.

Спасение от адовых мук связано с верой в эти указания. Следующих этим путем называют суннитами, или людьми сунны» («Эхли-Суннет»)

«Эхли-Суннет», «Ахли Сунна», «Ас Сунна» названия одной и той же книги, которую написал мусульманский правовед и богослов Ахмад Ибн Ханбала (780 — 855)

Чем отличаются сунниты от шиитов?

Отношение к сунне является определяющим для принадлежности к той или иной ветви ислама. Большинство мусульман признает её и называются суннитами. Меньшая часть отрицает законность первых халифов, в бытность которых и были составлены хадисы, и признает истинным наследником Мухаммеда его двоюродного брата и зятя Али. Они называются шиитами. Партия Али в этой усобице проиграла. Али был убит, погибли и два его сына Хасан и Хусейн. Шииты отвергают сунну как выдумки извративших веру и захвативших власть в мусульманской общине неправедных правителей. Они считают, что преемниками Мухаммеда могут быть только его кровные потомки — имамы.

Признаки принадлежности к общине суннитов

  • Соблюдение шести условий веры: веровать в существование Аллаха; в то, что Ему нет равных с подобных; верить в Его ангелов; верить в Его книги; верить в Его пророков; верить в потусторонний мир; верить в то, что добро и зло созданы Всевышним
  • Верить в то, что Коран является Словом Божьим
  • Не сомневаться в вере
  • Любить всех, удостоившихся чести видеть при жизни Пророка, его халифов, людей Его дома
  • Не считать обряды поклонения частью веры
  • Не называть кяфирами (иноверцами) тех, кто поклоняется в сторону Мекки, но придерживается иной, ложной обрядности
  • Творить намаз, стоя за любым имамом, чья греховность не признана явно
  • Не восставать против начальствующих
  • Верить в то, что Пророк совершил вознесение и духовно и телесно

Крупнейшие страны, в которых суннитов большинство

  • Турция
  • Сирия
  • Узбекистан
  • Иордания
  • Саудовская Аравия
  • Египет
  • Алжир

По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 400 миллионов человек — около 90 % всех исповедующих ислам (Википедия)

Что значит джихад?

Слова из 4 букв

Варианты ответов к вашему кроссворду

ШИВА

  • Ши́ва (санскр. शिव, śiva IAST, «благой», «милостивый») — индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти.
  • Бог-разрушитель
  • Многорукий бог
  • Многоликий и противоречив. инд.

    Отличия между шиитами и суннитами

    бог

  • Бог в брахманизме
  • Сторукий бог
  • Богиня смерти Кали была женой этого грозного бога
  • Компаньон Будды
  • Компаньон Будды в рифму с нивой
  • Соратник Брахмы
  • Индуистское божество

ШИВЕ

  • Наталья Григорьевна Шиве (Глебова) (30 апреля 1963, Кемерово, РСФСР, СССР) — советская конькобежка, бронзовый призёр XIV Олимпийских игр 1984 года в Сараево (Югославия) на дистанции 500 м.
  • Советский спортсмен (коньки)

ШИГА

  • Шига — река в Ишимбайском районе Башкортостана. Устье реки находится в 44 км по левому берегу реки Зиган.
  • Японский микробиолог
  • (Сига) Киеси (1871—1957) япон. микробиолог

ШИДА

  • Шида-Картли или Верхняя Карталиния (груз. შიდა ქართლი, дословно как Внутренняя Карталиния) — край (мхаре), административно-территориальная единица республики Грузия.
  • Река в России
  • Шелк (у Фасмера)
  • Ж. стар. (нем. Seide) свила, шелк. Шидяный, шелковый. Вси женского полу стояху в палатах за шидяными запонами. Словарь. Академии

ШИДО

  • Шидо (итал. Scido) — коммуна в Италии, располагается в регионе Калабрия, подчиняется административному центру Реджо-Калабрия (провинция).
  • Замечание на языке дзюдоиста

ШИЕН

  • Шиен (норв. Skien) — город и коммуна в Норвегии.
  • Родной город писателя Генрика Ибсена
  • Город в Норвегии
  • Город-порт в Норвегии, родина Г. Ибсена

ШИИТ

  • Шии́ты (араб. شيعة‎; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.
  • Адепт одного из течений ислама
  • Земляк и оппонент суннита
  • Сторонник государственной религии ирана
  • Исламист, воюющий с суннитами
  • Исламский верующий в рифму с пиитом
  • Мусульманин из Ирана
  • Соперник суннита
  • Исламский верующий в рифму с аудитом
  • Приверженец одного из двух основных направлений в исламе
  • Верующий одного из исламских направлен.

ШИКО

  • Шикота́н (от айнского слова, которое означает «большое населённое место» («ши» — большoй; «котан» — поселение); яп.
  • Алексей Горбунов-шут
  • Алексей Горбунов в роли шута
  • Шут в романе Дюма
  • Шут в исполнении Горбунова
  • Роль Алексея Горбунова
  • Шутовская роль Горбунова
  • Шут в романе А. Дюма "Графиня де Монсоро"
  • Гасконский дворянин, придворный шут французских королей XVI века Генриха Третьего Валуа и Генриха Четвертого Бурбоннского
  • Шут из романа Дюма

ШИЛА

  • Шила-на-гиг (англ. Sheela na Gig) — скульптурные изображения обнажённых женщин, обычно с увеличенной вульвой.
  • В буддийских текстах нравственность

ШИЛО

  • Ши́ло — как правило это игла с рукояткой. Используется, например, закройщиками и мастерами по обуви для прокалывания плотных материалов, например, кожи.
  • Сапожный "дырокол"
  • Сапожная рифма к мылу
  • Сапожный эквивалент мыла

Эти слова находили также по запросам:

Основные течения в исламе (Суннизм, Шиизм, Хариджизм, Суфизм).

Во втором поколении проповеди ислама произошло разделение уммы на два враждебных течения, которые постепенно сформировали несколько отличные друг от друга социальные нормативы.

Сунниты и шииты, в чем разница и какие отличия

Это суннизм, которого придерживается большинство мусульман, и шиизм, распространенный в Иране, Ираке, Ливане и отдельных прилегающих регионах (его придерживается меньшинство мусульман).

Суннизм строго придерживается описанной выше модели шариата и полного равенства всех верующих мусульман перед Богом. Шииты же считают, что зять и двоюродный брат пророка Мухаммеда, Али и его потомки представляют собой особый род избранных существ (имамов), который хранит секреты истинного толкования «Корана и хадисов (изречений пророка) и обладает священным правом верховенства во всей исламской умме.

Партия Али (по-арабски шиа – «партия») проиграла политическое и военное сражение с суннитами, равно как и дети Али – Хасан и Хусейн – погибли мученической смертью. Поэтому традиция шиизма представляет собой традицию побежденного, но не сломленного меньшинства в рамках самого ислама, остающегося верным своим представлениям об имамате (институте имамов) и своим религиозным убеждениям.

Шииты признают шариат и другие нормативы ислама, общие для обеих групп, но добавляют к этому веру в имамов и убежденность в том, что правом легитимной политической власти в обществе должны обладать только Алиды, потомки Али.

Однако последний имам (двенадцатый у большинства шиитов или седьмой – у некоторых малых групп, таких как исмаилиты или алавиты) считается скрывшимся в мистическом тайном месте и пребывающим вне времени. Период сокрытия называется по-арабски «гайба». В период «гайбы», по мнению шиитов, вообще не может быть легитимного социально-политического устройства, и жизнь шиитской общины должна руководствоваться указаниями особых духовных вождей, которые способны вступать в мистический контакт со скрытым имамом. Так будет длиться до наступления «последних времен», когда скрытый имам вернется и восстановит в умме справедливый порядок, нарушенный еще на заре ислама.

Шиитам на протяжении исламской истории несколько раз удавалось захватить политическую власть и построить общества на началах шиитского учения. Наиболее яркими примерами являются Фатимидский халифат (909–1171) и современный Иран. Во всех случаях фигура скрытого имама (махди) играет ключевую роль в социальной и политической системе.

В социальной модели шиизма эсхатологический мотив – возвращение скрытого имама, прекращение «гайбы» и восстановление идеального общества – играет центральную роль и предопределяется социальную и отчасти революционную ориентацию шиитской политики.

Суннизм — одно из основных направлений ислама. Отличительной чертой суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна (в переводе с арабского — "поведение", "образ действий") — свод правил, который регулирует все стороны жизни правоверного мусульманина, на основе преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда. Другим принципиальным отличием является отвержение постулата о духовных истоках халифата, и не признание чудесных свойств за потомками пророка.

Большинство мусульман являются суннитами (более 1 млрд.человек во всем мире, т.е. 90% от всех исповедующих ислам).

Не смотря на внешнюю ортодоксальность и косность суннизма, данное религиозное направление ислама получило творческое развитие в рамках мистического суфизма и различных философских школ.

В настоящее время суннизм признает четыре равноправных варианта толкования шариантской юриспруденции (фикх):

  • Ханифитский толк (основатель Абу Ханифа, ум. 767);
  • Маликитский толк (основатель Малик ибн Анас, ум. 795);
  • Шафиитский толк (основатель аш-Шафии, ум. 820);
  • Ханбалитский толк (основатель Ахмед ибн Ханбаль, ум. 855).

Данное разделение оформилось в конце восьмого — начале девятого веков, когда был разработан шариат — кодекс мусульманского права.

Надо отметить, что эти толкования не имеют принципиальных отличий друг от друга и разделяются только в частных моментах. Популярность того или иного толкования (мазхаб) зависит главным образом от традиций, существующих в той или иной исламской стране. При этом в суннизме, в отличие от шиизма, не допускается свободное рассуждение (иджтихад) о постулатах толкований.

Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма, — это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, которые представляют из себя предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Изначально хадисы существовали только в устном варианте, но с 8 века появились первые письменные записи.

Наибольшим авторитетом среди сборников хадисов считается Аль-джами ас-сахих (составитель — Мухаммад аль-Бухари). Данный сборник включает более 7000 хадисов и описывает полный комплекс правил поведения правоверного мусульманина. Подробно указывается, что является дозволенным (мандуб), а что запрещенным (макрух), как нужно соблюдать ритуалы, правильно питаться, одеваться, взаимодействовать с людьми, вести торговлю и т.д. Эта система является составной частью пяти понятий, которые регулируют все стороны жизни мусульманина:

  • ваджиб или фард — "обязательные",
  • мандуб — "рекомендуемые",
  • мубах или джа"из — "дозволенные" (но не предполагающие одобрения или награды),
  • макрух — "не одобряемые" (но не запрещаемые),
  • махзур — "запрещённые".

Исторически суннизм возник уже в первом столетии с момента зарождения ислама. Считается, что деление на суннизм и шиизм произошло на политической основе, в процессе борьбы за власть в халифате между родственниками и сподвижниками пророка Мухаммеда и сторонниками четвертого халифа Али, который был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Сунниты считали, что власть в халифате должна передаваться халифам, которые избираются всей общиной. Шииты же признают только передачу власти потомкам Али.

Как сказано выше, регулирование всех вопросов жизни суннитов происходит на основе системы правоведения (фикх), которая базируется на Коране и Сунне. Также существует Иджма, т.е. согласованное мнение авторитетных богословов по вопросам, толкование которых отсутствует в Коране и Сунне. Еще один вариант решения правоведческих споров, признанный суннизмом — кыяс (суждение о положениях не отражённых в Коране или Сунне по аналогии с установленными положениями).

Необходимо отметить, что суннизм достаточно терпимо относится к местным обычаям и традициям народов, принимающих ислам. По возможности существующие устои согласовывались с положениями шариата и приравнивались к нему.

Большую роль в суннизме играет отправление религиозных праздников и обрядов. Среди самых отмечаемых праздников — "ид аль-адха" — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр" — праздник разговения (1–2 числа месяца шавваль), "маулид ан-наби" — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), "мирадж" — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), "лайлат аль-кадр" — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан).

В суннизме, как и во многих других религиях, присутствует реформаторская составляющая, в частности в настоящее время активно рассматривается вопрос о возможности слияния четырех мазхабов и допустимости практики иджтихада (свободного рассуждения). Закономерно, что подобные реформистские веяния сильнее всего в мусульманских странах, являющихся богатыми и включенными в процесс глобализации — Турция, Объединенные арабские эмираты.

Шиизм — одно из основных течений ислама, по числу приверженцев занимает второе место после суннизма. По статистике, каждый десятый мусульманин является шиитом.

С арабского "шиа" переводится как "партия", "приверженцы", "группировка".

Ключевым постулатом шиизма, явившемся причиной раскола и разделения мусульман на шиитов и суннитов, является признание единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков.

Это разночтение возникло во второй половине седьмого века, когда активизировалась борьба за власть в Халифате и остро встал вопрос преемнике Мухаммеда. Шииты настаивали на передаче власти Али, который был двоюродным братом и зятем Пророка. Сунниты придерживались мнения о выборности предводителя и не разделяли тезис о божественной природе Али и его потомков.

Итогом данного противостояния явилось фактическое военное поражение шиитов, в результате которого они оказались на обочине политической жизни. В середине восьмого века шиизм разделяется на два течение — крайнее и умеренное. К первому относились собственно "крайние" (гулат) и исмаилиты, ко второму — зейдиты и имамиты. Также известны и другие, менее магистральные направления шиизма — друзы, алавиты, кайсаниты.

Последователи шиизма встречаются практически во всех исламских странах, но больше всего их в Иране, Азербайджане. Значительная часть населения является шиитами в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне. На территории России шиитов немного, главным образом — азербайджанцы. В Советском Союзе одним из очагов шиизма была Горно-Бадахшанская область Таджикистана.

Шиизм сыграл большую роль как знамя различных народных движений, использующих его идеи во время восстаний. Простым людям был близок постулат шиизма о непогрешимости имама, с приходом которого должно установиться царство справедливости.

Согласно шиитской легенде, последний 12-й имам исчез в возрасте 9 лет, это событие случилось не позднее 878 года. Есть версия, что он не умер, а находится под покровительством Аллаха и должен вернуться. Шииты называют последнего имама — "Скрытым имамом" или сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Надо отметить, что в шиизме, в отличие от того же суннизма, имам является посредником между Богом и человеком, своеобразным носителем божественной субстанции. Шииты верят, что имам непогрешим, обладает сверхъестественными способностями, обладает оккультными знаниями.

Сторонники шиизма придерживаются определённой иерархии религиозных деятелей, во главе которой стоит аятолла. Ему подчиняются муджтахиды, которые могут высказывать свое мнение по религиозным вопросам.

В целом, учение шиизма имеет четыре основы:

  • Таухид — вера в единого Бога,
  • Вера в Пророков и пророчества,
  • Вера в Имамат,
  • Вера в пришествие "Совершенного шиита".

Последние два постулата отличают шиизм от суннизма.

Важно отметить, что в последнее время предпринимаются попытки уменьшить напряженность отношений между суннитами и шиитами. Этому способствует донесение до мусульман достоверной информации о приверженцах противоположного им направления. Например, среди суннитов существует много ошибочных представлений о шиитах, якобы те имеют другой Коран, поклоняются Али как Богу (в исламе не допустимо поклонение кому-либо кроме Аллаха), не признают первых трёх халифов (правивших до Али), заменяют пять обязательных ежедневных молитв (намаз) одной, не выплачивают закят (2,5% сбережений в пользу бедных) и т.д. Легко убедиться, что эти представления не соответствуют действительности, и их развенчание позволит наладить диалог между шиитами и суннитами в рамках их общей веры ислама.

Хариджизм (от араб. выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифом Али ибн Абу Талибом и Муавией.

Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города.

Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи как способ достижения своих целей.

Со временем хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты, суфриты и др. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением.

В настоящее время существуют в небольшом количестве.

Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра и Омар ибн Хаттаба, не признавая Усмана, Али и всех остальных (омейадов, аббасидов и др.).

Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы.

Ваххабизм — одно из названий секты в исламе, оформившейся в XVIII веке. Название "ваххабизм " употребляется оппонентами этого течения (как правило его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263-1328).

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда ( "Аль-Саляф Ас-Салих "), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 году последователи идей Абд Аль-Ваххаба в результате борьбы создали независимое арабское государство — Саудовскую Аравию.

Суфизм (от арабск. sufi, облеченный во власяницу), мистическое и аскетическое учение в исламе. Основателем считается Хасан Басрийский (Хасан Басри) (642-728). Различают западный (арабский) суфизм и восточный (персидско-индийский) суфизм. Арабский суфизм близок к мистическому деизму, стремится примирить Коран с мистикой. Восточный суфизм представляет оригинальную пантеистическую теософию. Мир есть только эманация Божества, его видимое разнообразие — призрачно. Человек должен стремиться отрешиться от своего материального "я", чтобы слиться с Божеством. Это достигается прохождением, через четыре ступени: 1) шариат — закон, точное исполнение религиозных предписаний, 2) тарикат — путь, подавление воли и любовь к Богу, 3) марифат — познание единства вселенной в Боге, 4) хакикат — истина, полное погружение в Боге. Для прохождения этих степеней возникли аскетические монашеские ордена дервишей.

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 258; Нарушение авторских прав