Сура фатиха читать

02.09.2018 0 Автор admin

Аль Фатиха: текст суры на русском, смысловой перевод, слушать чтение на арабском

О необходимости прочтения суры «аль-Фатиха» и о её достоинствах

Он особенно подчеркивал значимость этой суры, говоря:

«Кто не прочитал Открывающую Книгу(198) (т.е. суру «аль-Фатиха»), тот не совершил молитву»(199), а в другом хадисе сообщается: «Недействительна та молитва, в которой молящийся не прочитал Открывающую Книгу»(200). Он также говорил: «Кто совершает молитву, не читая в ней Открывающую Книгу, то она (т.е. молитва) не полна, не полна, не полна, не закончена»(201). Он также сообщил:

«Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Я разделил молитву(202) между Собой и рабом Своим поровну, и Моему рабу достанется то, о чем он просит». Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте! И если раб (Аллаха) скажет:

«Альхамду лиляхи раббиль ‘алямин (Хвала Аллаху, Господу миров!), Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу». И если он скажет:

«…ар-Рахмани Рахим (Всемилостивому, Милосердному)», Аллах говорит: «Раб Мой восславил Меня». И если он скажет:

«…Малики йауми ддин (Владыке Судного Дня)», Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой превознёс Меня». И если он скажет:

«…ийя-кя на‘буду ва ийя-кя наста‘ын (лишь Тебе мы поклоняемся, и лишь к Тебе взываем о помощи)», Аллах говорит: «Это (будет поделено) между Мной и рабом Моим, и достанется рабу Моему то, о чём он просит». И если он скажет:

«…ихдина ссыраталь мустакым, сыраталь лязина ан‘амта ‘алейхим, гайриль магдуби ‘алейхим ва ля ддаалин (наставь нас на Прямой Путь, на Путь тех, на которых простерлась Милость Твоя, а не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой, и не тех, которые находятся в заблуждении)», Аллах говорит: «Это — рабу Моему, и будет рабу Моему то, о чём он просит!»(203).

Он также сказал:

«Аллах не низвел ни в Торе, ни в Евангелии подобное Матери Корана. Это — семь постоянно повторяемых (204) (ас-саб‘у-ль-масани) »(205).

Он (да благословит его Аллах и приветствует) велел «человеку, который плохо помолился» читать «аль-Фатиху» во время совершения молитвы(206), а тому, кто не мог запомнить её наизусть, сказал: «Говори:

Субхана Ллахи, ва-ль хамду ли Лляхи, ва ля иляха илля Ллаху, ва Аллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввати илля-би Лляхи

«Слава Аллаху! И Хвала Аллаху!

Сура 1: Аль-Фатиха (الفاتحة) — Открывающая Книгу

И нет бога, кроме Аллаха! И Аллах Велик! И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!»(207).

Он также сказал «человеку, который плохо помолился»:

«Если знаешь что-нибудь из Корана, то прочти это, а если нет, то восхвали Аллаха (т.е. скажи: «Альхамду ли Лляхи»), возвеличь Его (т.е. скажи: «Аллаху акбар») и засвидетельствуй, что нет бога, кроме Аллаха (т.е. скажи: «Ля иляха илля Ллаху»)»(208).

__________
(198) Одно из названий суры «аль-Фатиха» (Прим. перев.).

(199) Аль-Бухари, Муслим, Абу Авана и аль-Байхаки. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (302).

(200) Ад-Даракутни, который назвал этот хадис достоверным, и Ибн Хиббан в своем «Сахихе». Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (302).

(201) Муслим и Абу Авана.

(202) То есть суру «аль-Фатиха». Здесь использована форма выражения, которой охватывается вся молитва, но подразумевается только ее часть, для того чтобы придать этой части еще большую выразительность (эмфаза).

(203) Муслим, Абу Авана и Малик. Ас-Сахми передает другой подтверждающий этот хадис от Джабира в «Тарих Джурджан» (144).

(204) Баджи сказал: «Он (да благословит его Аллах и приветствует) здесь ссылается на следующее высказывание Всевышнего: «И Мы даровали тебе семь постоянно повторяемых и Великое Чтение» (Сура «аль-Хиджр», аят 87). Здесь упоминается слово «семь», поскольку в этой суре семь аятов, и слова «постоянно повторяемых», поскольку молящиеся их постоянно повторяют во время молитвы. Эта сура была названа «Великим Чтением», чтобы подобным образом выделить её особенность, хотя каждая часть Корана является великим чтением; также и Каабу называют «Домом Аллаха», хотя все дома принадлежат Аллаху. Это делается для того, чтобы подчеркнуть и выделить её значимость».

(205) Ан-Наса’и и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

(206) Аль-Бухари в «Главе об обязательности чтения (Корана) имамом и стоящими за ним во время совершения всех молитв» приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

(207) Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Хаким, ат-Табарани и Ибн Хиббан, который вместе с аль-Хакимом обосновал достоверность этого хадиса, и с ними согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (303).

(208) Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. Иснад этого хадиса является достоверным. «Сахих Аби Дауд» (807).
__________

Отмена чтения Корана в тех рак‘атах молитвы, когда имам читает Коран вслух(209)

До определенного времени он разрешал людям, молящимся под руководством имама, читать суру «аль-Фатиха» в тех рак‘атах молитвы, в которых Коран читается вслух. Так, однажды «он совершал утреннюю молитву, и ему стало трудно читать. Закончив (молиться), он спросил: «Наверное, вы читаете Коран позади имама, который руководит вашей молитвой?» Люди ответили: «Да, (и довольно) быстро(210), о Посланник Аллаха!». Он сказал: «Не читайте ничего, кроме суры, Открывающей Книгу, поскольку не принимается молитва того, кто не прочитал эту суру!»(211).

Затем он запретил им читать Коран в тех рак‘атах молитвы, когда имам читает Коран вслух. Это произошло после того, как «он закончил молитву (в одной из версий хадиса сообщается, что это была утренняя молитва) и спросил: «Кто-нибудь из вас читал Коран вместе со мной только что?» Какой-то человек ответил: «Да, я, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «(А) я говорю: с кем это я соперничаю (в своем чтении)?» «И тогда люди перестали читать Коран вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он читал Коран вслух, услышав эти слова от него »(212).

Он также назвал молчание молящегося, когда имам читает Коран вслух, частью следования его примеру, сказав: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали его примеру: если он произносит такбир, то произносите и вы, и если он читает Коран вслух, то молчите»(213), равно как он сделал слушание чтения Корана имамом достаточным для того, чтобы молящемуся не приходилось читать Коран за ним, сказав: «Если человек совершает молитву под руководством имама, то чтение Корана имамом является чтением и за него (т.е. за этого человека)»(214) — (но) это относится только к тем рак‘атам молитвы, в которых Коран читается вслух.

__________
(209) Здесь имеются в виду два рак‘ата утренней (фаджр, субх), первые два рак‘ата закатной (магриб) и вечерней (‘иша) молитв.

(210) Арабское слово «хаззан» означает «быстрое чтение», подразумевающее поспешность и торопливость.

(211) Аль-Бухари в книге «Джуз аль-Кира‘а», Абу Дауд, Ахмад. Ат-Тирмизи и ад-Даракутни назвали этот хадис хорошим.

(212) Малик, аль-Хумайди, аль-Бухари в книге «Джуз аль-Кира‘а», Абу Дауд, аль-Махамили (6/139/1). Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим; Абу Хатим ар-Рази, Ибн Хиббан и Ибн аль-Каййим назвали этот хадис достоверным.

(213) Ибн Аби Шайба (1/97/1), Абу Дауд, Муслим, Абу Авана, ар-Руйани в своей книге «Муснад» (24/119/1). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ир-ва‘» (332, 394).

(214) Ибн Аби Шайба (1/97/1), ад-Даракутни, Ибн Маджа, ат-Тахави и Ахмад приводят этот хадис через многочисленные пути «муснад» с «мурсалем» (через хадисы с непрерывным иснадом, доходящим до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). — Прим. перев.).
__________

Обязательность чтения Корана в тех рак‘атах молитв, когда имам не читает Коран вслух

А что касается тех рак‘атов молитв, в которых имам не читает Коран вслух, то он призывал читать Коран во время совершения этих молитв. Так, Джабир сообщил следующее: «Мы читали Коран, находясь позади имама, во время полуденной (зухр) и предвечерней (‘аср) молитв: суру «аль-Фатиха» и какую-нибудь другую суру в первых двух рак‘атах и (только) суру «аль-Фатиха» в последних двух»(215).

В то же время он убедительно попросил их (т.е. сподвижников) не перебивать его собственным чтением Корана, когда «он совершал полуденную молитву со своими сподвижниками и сказал (завершив ее): ‘Кто из вас читал: ‘Славь Имя Господа твоего Всевышнего (т.е. суру «Всевышний»)?’ Кто-то ответил: ‘Я (но я это делал только исходя из благих намерений)’. Тогда он сказал: ‘Я знал, что кто-то соперничает со мной в этом’»(216). В другом хадисе сообщается: «Они читали Коран , находясь за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), на что он сказал (им): ‘Вы сбили мое чтение (Корана)’»(217).

Он также сказал: «Поистине, молящийся ведет тайную беседу со своим Господом, поэтому ему следует проявлять осторожность в том, с чем он к Нему обращается, (Так) не перебивайте (же) друг друга, читая Коран вслух!»(218).

Он также говорил: «Каждому прочитавшему одну букву из Книги Аллаха запишется за это одно благое дело, а за каждое благое дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что ‘алиф, лям, мим’ это одна буква, нет, ‘алиф’ — это буква, ‘лям’ — это буква и ‘мим’ — это буква»(219).

__________
(215) Ибн Маджа приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (506).

(216) Муслим, Абу Авана и ас-Сирадж.

(217) Аль-Бухари в книге «Джуз аль-Кира’а», Ахмад и ас-Сирадж с хорошим иснадом.

(218) Малик, аль-Бухари в книге «Аф‘аль аль-‘Ибад» приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

Важное замечание! Мнения об обоснованности чтения Корана молящимся в тех рак‘атах молитв, когда имам не читает Коран вслух, и воздержания от чтения Корана в тех рак‘атах молитв, когда имам читает Коран вслух, первоначально придерживался Имам аш-Шафи‘и. Также этого взгляда придерживался Мухаммад (Ибн аль-Хасан. — Прим. перев.), ученик Абу Ханифы, как о том говорится в сообщении, передаваемом от него; этой же точке зрения отдавал предпочтение шейх Али аль-Кари и некоторые другие шейхи (ханафитского) мазхаба. Среди прочих этот взгляд разделяли имамы аз-Зухри, Малик, Ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбал, некоторые знатоки хадисов (мухаддисы), а также шейх-уль-ислам Ибн Таймиййа.

(219) Ат-Тирмизи и Ибн Маджа приводят этот хадис с достоверным иснадом. Этот хадис также передает Аджури в книге «Адаб Хамль аль-Кур’ан». Что же касается хадиса: «У того, кто читает Коран за имамом, рот наполняется огнем», то это подложный, вымышленный (мавду’) хадис, как разъяснено в книге «Ас-Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (№ 569). См. Приложение № 3.
__________

Читайте также: