Тадж махал план

05.07.2018 0 Автор admin

Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал создан в стиле мугал — смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди — византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год; на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих.

Мавзолей Тадж-Махал вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После этого посетитель попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Само здание мавзолея находится на северной стороне.

Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Платформа вымощена белым мрамором. Мавзолей, авторство которого приписывается индийскому архитектору Устаду Ахмаду Лахори, представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, с большим куполом и четырьмя чаттри на крыше. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи. По легенде, шах хотел, чтобы ему построили отдельный мавзолей черного цвета на противоположном берегу реки Джамны. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом.

На восточной и западной границе комплекса Тадж-Махал строго по поперечной оси относительно главного здания расположены две постройки из красного песчаника. Каждая постройка увенчана тремя белыми куполами. И хотя они имеют иное предназначение (справа – «Джаваб» – приют для именитых гостей, а слева – мечеть, где служили поминальные службы), все здания логично вписываются в мемориальный комплекс.

В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Камера содержит кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой (их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями), в то время как подлинные захоронения находятся в крипте непосредственно под камерой. Снаружи арочный портал на каждом фасаде фланкирован двумя ярусами ниш, и все сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой внутренней купольной чашей погребальной камеры. Простые пропорции определяют план и соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди.

Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. Так, черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана почерком сульс. Известно, что могольские императоры были увлечены флорой: они разводили цветники и розарии, специальные плантации декоративных растений. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея. Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, ляпис-лазури, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб.).

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана — построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

Напротив Тадж-Махала шах Джахан распорядился начать строительство такого же мавзолея из черного мрамора — уже для себя. Но едва строители успели завезти первые глыбы черного мрамора, один из старших сыновей безутешного шаха — Джахангир — сверг отца с престола. Тот попросил только об одном — чтобы из места его заточения был виден Тадж-Махал.

Шах Джахан окончил свои дни в уединенной башне в двух километрах от выстроенного им мавзолея, глядя на него из небольшого окна. Когда же зрение его ослабело, в противоположную от окна стену врезали большой изумруд, в котором отражалась белоснежная усыпальница любимой Мумиаз.

Известная всем легенда утверждает, что Тадж Махал – это гробница жены могольского (Моголы – династия правителей Индии 1526-1858) шаха Джахана. Считается, что строили этот памятник архитектуры 22 года (1631-1653), после чего шах захотел построить аналогичное сооружение, но из черного мрамора, для себя. Осознав, что подобное строительство в конец разорит государство, собственный сын короля положил конец этой задумке, поместив отца в тюрьму.

Мавзолей Тадж–Махал

Однако это лишь одна теория происхождения Тадж Махала. Красивая, привлекательная для туристов. Романтическая. Правдива ли она?

Альтернативная история

Есть те, кто оспаривает официальную теорию, указывая на следующие факты:

Мусульманские правители нередко устраивали усыпальницы в захваченных храмах и дворцах.

В архиве махараджы Джайпура того времени есть два приказа Джахана передать Тадж в собственность Джахана.

Название «Тадж Махал» не встречается в летописях моголов. Официальная теория относит название к имени усопшей, Мумтаз (Мумтадж) Махал, однако ее имя на самом деле было другим – Мумтаз-ул-Замани.

В летописях моголов ничего не говорится о безумной любви Джахана и Мумтаз-ул-Замани. Эта история не имеет под собой исторической основы.

Некто Алберт Манделсло, европеец, посетивший Агру в 1638-ом году, 7 лет спустя смерти короля Джахана, никак не упомянул о следах грандиозного строительства, которые, несомненно, должны были остаться. Другой европеец, Питер Манди, который был в Агре через год после смерти Джахана, писал о Тадж Махале как об очень древнем сооружении.

Ну и, наконец, углеводородный анализ показывает, что здание как минимум на 300 лет старше Джахана.

Профессор П. Н. Оук считает, что название «Тадж Махал» произошло от имени Шри Шивы – «Теджо Махалайя», а само здание является древним храмом Шри Шивы.

Многие комнаты Тадж Махала опечатаны со времен Джахана.

Сообщается также, что исследования профессора Оука были запрещены во времена Индиры Ганди, чье имя до сих пор проклинают многие индийцы.

Отметим, что большинство историков придерживается официальной истории.

Читать о мусульманской архитектуре:

Тадж-Махал – фотогалерея, фотообои
высококачественные фотографии Тадж-Махала (Агра)

Тадж-Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре на берегу реки Джамна (Ямуна). Тадж-Махал построен по приказу потомка Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

   Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

   Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс.

Мавзолей Тадж-Махал

Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году. Работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж-Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди.

   Высота комплекса — 73 метра. Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. Большинство туристов приезжает в прохладные месяцы года — октябрь, ноябрь и февраль. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком, либо могут подъехать на электрическом автобусе.

   Название Тадж-Махал может быть переведено с персидского как «Величайший Дворец» (где тадж — венец, а махал — дворец). Возможный перевод имени «Шах-Джахан» с персидского — «Правитель Мира» (где шах — правитель, джахан — мир, вселенная). Имя «Мумтаз-Махал» может быть переведено с персидского как «Избранница Двора» (где мумтаз — лучший, а махал — дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.

   Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы до смерти печально любовался своим творением — Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт — дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого сын Джахана и Мумтаз-Махал по имени Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Таджа) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.

Экскурсия в Тадж-Махал – аттракцион не для слабонервных

Исламская и арабская архитектура/ Древняя Индия

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Ислам с XII в. распространился на северную и центральную часть полуострова Индостан. Лучшей жемчужиной архитектуры Востока считают прославленный купольный индийский мавзолей Тадж-Махал в индийском городе Агре (XVII в.), не имеющий себе равных по размерам и великолепию во всей Азии. Это знаменитое сооружение — пример многостолетней традиции исламского творчества.

Мавзолей был построен монгольским султаном Шах-Джаханом в 1631-1652 гг. в память о своей любимой жене Арюманд Бану, которую называли Мумтаз-Махал, что значит "Избранница дворца". От ее имени и произошло название мавзолея. Со дня свадьбы в 1612 г. до самой смерти во время родов Мумтаз-Махал в 1631 г. супруги не расставались. Вскоре безутешный султан начал строительство мавзолея, которое продолжалось 22 года. Ежедневно более 20 тысяч работников выходило на строительную площадку, на все сооружение было потрачено более 40 млн. рупий.

Мавзолей и комплекс сооружений возле него строили лучшие зодчие Индии, а также мастера из Ирана, Средней Азии и Турции.

План Тадж-Махала

Руководил работами архитектор Устад Мухаммед Иса Эффенди.

Весь комплекс в плане представляет собой прямоугольник, вытянувшееся с севера на юг, размером 580 Х 305 м. Вся композиция ансамбля симметрична, подчинена продольной оси. Перед входом в ансамбль — шумная площадь. Комплекс огорожен стеной из красного песчаника, с четырьмя входными воротами и четырьмя минаретами по углам. Вокруг — газоны с цветами, окруженные галереями низкие сооружения. Здесь все тихо и спокойно, уличный шум остается за стеной.

В центре комплекса расположен квадратный сад (с стороной 305 м) — черби с вечнозеленой темной зеленью подстриженных деревьев и ковром роз. Перспектива усиливается бассейнами, которые длинной лентой вытянулись в центре ансамбля.

Монументальный мавзолей с большим луковичным, характерным для Индии куполом, расположен на высокой террасе на северной стороне комплекса, выходящей к реке. С восточной и западной стороны расположены два симметричных павильона: мечеть и гостиница для паломников. Все помещения построены из традиционного песчаника красного цвета.

Фасад с широкой входной аркой выполнен из сверкающего белого мрамора, а внутренние поверхности стен облицованы цветным мрамором, на порталах и в нишах размещены богатые арабески. Мавзолей и минареты излучают ослепительно белый свет и только, когда подходишь ближе, замечаешь, что стены мавзолея инкрустированы орнаментом из дорогих пород камня — агатов, малахита, янтаря, кораллов и др. Фасады декорированы пологими стрельчатыми арками, оформлены порталами-айванами. Мотив стрельчатых арок и орнаментация использованы также внутри мавзолея.

Пропорции мавзолея предельно гармоничны. Над восьмигранным объемом возвышается купол на высоком барабане в окружении четырех меньших куполов. Каждый фасад оформлен порталами арок между двумя этажами лоджий, придающих всей постройке изящную легкость. Все поверхности покрыты тонким кружевом резных орнаментов. Внутри мавзолея ступени ведут вниз, к надгробию Мунтаз Махал, которое находится под центральным куполом.

За мавзолеем с платформы открывается широкий простор долины реки Джамны. Говорят, что Шах-Джахан намеревался построить для себя подобный мавзолея на другом берегу реки, только черного цвета.

Особенно сильное впечатление производит Тадж-Махал в лунную ночь, когда мавзолей и минареты, контрастируя с темными силуэтами деревьев и окружающих сооружений, теряют материальность и как бы растворяются в ночном воздухе. Предшественником Тадж-Махала считают мавзолей — Хумаюна в Дели, построенного Ак-баром на сто лет раньше. К сожалению, после упадка рода Шах-Джахана, мавзолей был заброшен и разграблен, он был отреставрирован спустя почти два века.

Волшебная красота Тадж-Махала настолько захватывает, что кажется, будто ничего прекраснее ты не видел. Архитектура Тадж-Махала торжественна и величественна, сам мавзолей стал памятником вечной любви, перед которой отступает сама смерть (3, стр. 37-38; 5, стр. 387-390; 8, стр. 204).

Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1631-1652 гг. Общий вид и разрез.

Список использованной литературы

на главную