Тадж махал

17.07.2018 0 Автор admin

Тадж-Махал

ताज महल, Taj Mahal

Географическое положение

Индия| широта и долгота (десятичные): 27.174931, 78.042097

На севере Индии на берегу реки Ямуны (Джамны), несущей свои воды к священному Гангу, находится город Агра, бывшая столица империи Моголов. Исторических архитектурных памятников в Агре множество: дворцы и крепости, мечети и мавзолеи, но миллионы туристов приезжают сюда, чтобы увидеть только лишь одно сооружение: Тадж-Махал.

Тадж-Махал называют гимном вечной любви — он создавался в память о великом чувстве, видимо поэтому он кажется таким возвышенным, чистым и, бесспорно, прекрасным.

«…Ты облачил бесформенную смерть
в прекрасные одежды бессмертия…»
Рабиндранат Тагор

«Повелитель мира», падишах империи Моголов Шах-Джахан Бахадур с юности, с 15 лет, еще будучи одним из большого множества престолонаследников, был влюблен в дочь везиря Арджуманад Бану Бегам. Если из-за династических интересов «жениться по любви не может ни один король», то падишахам немного проще: ислам дозволяет многоженство. Первым браком Шах-Джахана стал политически выгодный союз с персидской принцессой, а своей истинной любви он дожидался долгих 5 лет, ни разу не видясь с девушкой все это время. 19-летняя Арджуманад Бану стала третьей женой Шах-Джахана. Во время свадебной церемонии отец жениха назвал невесту «украшением дворца», Мумтаз-Махал.

Любимая жена Шах-Джахана Мумтаз-Махал

О силе и нежности чувств мы можем только догадываться, слушая легенды или перечитывая записки современников.

Мумтаз-Махал никогда не расставалась с мужем. В 1629 г.

Тадж Махал — символ любви

беременная 14-м ребенком она сопровождала Шах-Джахана в военном карательном походе против восставшего Декана. По легенде во время игры в шахматы, сделав ход, любимая жена почувствовала себя плохо. Ощущая близкую смерть, Мумтаз-Махал попросила мужа построить ей усыпальницу, какой не видел свет. Во время родов в Бурханпуре Мумтаз-Махал не стало. Через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в столицу, где началось строительство невиданного мавзолея.

Тадж-Махал. Фото Андрея Виноградова

На протяжении 22 лет создавался памятник вечной любви. Кто был автором проекта величественной пятикупольной усыпальницы, ходят разные легенды. Называют и местных, и персидских, и турецких зодчих, но для заказчика такого вопроса не существовало. На его гробнице, позже тоже установленной в Тадж-Махале, есть стихи:

«Строитель не был простым смертным,
Ибо план сооружения был дан ему небесами»


Тадж-Махал

Для Тадж-Махала Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве этого грандиозного сооружения трудилось около двадцати тысяч рабочих, более тысячи слонов доставляли мрамор из каменоломен в 320 км от Агры. Другие материалы — и мастера, умеющие с ними работать, — прибывали из гораздо более отдаленных мест: сердолик везли из Багдада, малахит — из России, бирюзу — из Персии и Тибета. Когда воздвигали гигантский купол мавзолея, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 км.

Тадж-Махал

С высотой 74 м здание Тадж-Махала долгие годы было высочайшем в Индии. Стены Тадж-Махала выложены полупрозрачным белым мрамором, мраморами других цветов, драгоценными и полудрагоценными камнями и тонкой резьбой.

Тадж-Махал. Декорация стены

Мавзолей стал делом жизни падишаха, действительно прославившим его имя и его любовь в веках.

В 1657 г. правитель заболел и один из его сыновей сверг Шах-Джахана с престола. Остаток жизни Шах-Джахан провел в заточении. Легенда повествует, что свергнутый падишах томился в Красном форте, в Мусамман-бурдже — восьмиугольной башне, из которой хорошо виден Тадж-Махал на другой стороне реки.

Тадж-Махал. Каменная инкрустация

23 января 1666 г. Шах-Джахан скончался. Его тело перенесли в Тадж-Махал, где погребли рядом со своей любимой женой. Очень символично, что в центре погребальной камеры, под лучами солнца находится гробница Мумтаз-Махал, а ее муж погребен в стороне, в тени своей возлюбленной.

Тадж-Махал. Гробницы

В темах

  

Как увидеть это своими глазами?

Обратитесь в офис московской туристической компании АС-тревел. Это можно сделать по телефону +7 495 938-94-56, по корпоративному адресу электронной почты ac@actravel.ru, лично в офисе продаж или иными возможными способами.

Обратитесь к ведущему менеджеру

Нере́тина Наталья

директор отдела продаж
+7 929 910-90-60
 natalianeretina1

Разумеева Юлия

менеджер по туризму
 8 495 938-92-92

Устад Ахмад Лахаури

Устад Ахмад Лахаури (1580, Бадахшанское ханство — 1649, Индия, империя Моголов) — архитектор персидского происхождения, один из главных создателей Тадж-Махала.

Биография

Ахмад Лахаури считается главным архитектором Тадж-Махала. Шах Джахан принимал активное личное участие в строительстве Тадж Махала, среди всех императоров Могольской династии, проявлял наибольший интерес к строительству, проводил ежедневные встречи со своими архитекторами и руководителями строительства. Придворный летописец пишет, что Шах Джахан предлагает «правильные изменения искусным архитекторам, после собственных размышлений и задает компетентные вопросы». Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры Могольского стиля, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей.

Сын Ахмада Лахаури астролог и математик Лутфула Муханди в одной из своих книг упоминает по имени двух архитекторов Тадж Махала: Устада Ахмада Лахаури и Мир Абд-уль-Карима. Устад Ахмад Лахаури также заложил основы Красного форта в Дели (построен между 1638 и 1648 годами).

Тадж-Махал: История архитектурной жемчужины

Внук Ахмада Лахаури— Калимулла Джаханабади, стал известным возродителем и реформатором индийского суфизма.

В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства». Великий индийский поэт Рабиндранат Тагор называл Тадж Махал «слезой на лице Вечности»

Примечания

  1. ↑http://www.columbia.edu/itc/mealac/pritchett/00islamlinks/ikram/part2_14.html
  2. ↑https://www.sscnet.ucla.edu/southasia/Culture/Archit/TajM.html, Architecture of Taj Mahal on ucla.edu website

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Достопримечательности Индии — Тадж-Махал

Биография

Тадж Махал родился в Нью-Йорке 17 мая 1942 года в семье, которой обязан своим музыкальным воспитанием и интересом к разным культурам.

Его отец, Генри Фредерикс (Henry Fredericks), известный джазовый музыкант и аранжировщик, был человеком неординарным. Коллеги называли его гением, он говорил на семи языках, рано начал знакомить сына с лучшими образцами джаза и блюза, оплачивал его уроки кларнета и тромбона. Мать, Милдред Шилдс (Mildred Shields), школьная учительница, много лет пела госпел в церковном хоре. Генри был еще совсем ребенком, когда семья переехала в Спрингфилд, штат Миннесота. Коротковолновый радиоприемник отца открыл ему безбрежный мир музыки, долетавшей в их дом из далеких уголков земного шара. Особенной симпатией юного меломана пользовался блюз, как акустический, так и электрический, а потом рок-н-ролл и его первые герои Чак Берри (Chuck Berry) и Бо Дидли (Bo Diddley). Когда Генри было 11 лет, отец погиб в результате несчастного случая. Через два года мать снова вышла замуж за уроженца Ямайки Хьюгана Уилльямса (Hughan Williams), благодаря которому Генри научился играть на гитаре и банджо.

Чтобы обеспечить себе надежный кусок хлеба в будущем, Генри поступил в Массачусетский университет, где изучал сельское хозяйство и животноводство. Но музыка занимала все более важное место в его жизни. В студенческие годы вместе с такими же аматорами он собрал свою первую группу Taj Mahal & the Elektras. Псевдоним Тадж Махал он выбрал по вдохновению — это имя пришло ему во сне. В начале 60-х коллектив выступает на университетских вечеринках, в городских клубах, а со временем объезжает весь штат Массачусетс. Увлеченный только входившим тогда в моду фольком, Тадж Махал добирается даже до Гринвич Вилледжа и массачусетского Кэмбриджа, колыбели фолька, где знакомится и играет вместе с родоначальниками движения Бобом Диланом (Bob Dylan), Дейвом Ван Ронком (Dave Van) и Ричи Хэвенсом (Richie Havens).

В 1964 году Тадж Махал, уже дипломированный специалист, прибывает в Лос-Анджелес. Конечно, не для того, чтобы заниматься сельским хозяйством. Попытав удачи в нескольких группах, игравших фольк-блюз, на пару с гитаристом Раем Кудером (Ry Cooder) он собирает команду Rising Sons. Они договариваются о сотрудничестве с лейблом Columbia и записывают дебютный сингл. Но руководство компании не вполне понимает, что ей делать с этой записью. То, что оформится и станет обычным явлением через несколько лет, в середине 60-х выглядит странно и вряд ли может рассчитывать на понимание публики. Подготовленный группой альбом, сплав целого ряда аутентичных американских стилей, лег на полку до лучших времен. Эти времена наступили почти через 30 лет — альбом был издан только в 1992 году.

От коллективного творчества Тадж Махал решил отказаться. Предложение сольного контракта с Columbia поступило как раз кстати. В августе 1967 года буквально за пару недель он записал свой дебютный альбом "Taj Mahal", который был опубликован в начале 68 года. Напряженный микс старого и нового блюза, преподнесенный с такой непосредственностью и прямотой, ставил этот релиз особняком на тогдашней блюзовой сцене. Нашлись проницательные критики, которые приветствовали эту пластинку как первый шаг к возрождению аутентичного блюза. Эпоху "возрождения" продолжил и второй альбом "Natch’l Blues", изданный в конце 1968. В 1969-м году артист подготовил достаточно неординарную двойную пластинку "Giant Step", наполовину акустический, наполовину электрический сет.

Эти три альбома создали Тадж Махалу репутацию, с одной стороны, аутентичного, с другой стороны, на удивление современного блюзмена. В то время когда многие ветераны блюза углублялись в психоделию, в основном под давлением лейблов, Махал сохранял верность традиционному блюзу 30-х и 40-х годов, опираясь при этом на новейшие технологии звукозаписи. Изяществу гитарных партий на его пластинках можно было только удивляться. Слайд-гитара в руках Тадж Махала творила чудеса, не отставали от него лид-гитарист Джесс Эд Дэвис (Jesse Ed Davis) и ритм-гитаристы Рай Кудер и Билл Боутман (Bill Boatman).

Известность Махала в музыкальных кругах расширялась с каждым днем.

Тадж Махал

За несколько лет он превратился в любимого сессионного и концертного артиста, которому довелось записываться и выступать с многочисленными рок-звездами и выдающимися блюзменами. Очень техничный и скрупулезный, он отлично справлялся с бас-гитарой, пианино, банджо, гармошкой и любой соло-гитарой.

С началом 70-х Тадж Махал действует в музыке еще более рискованно, не страшась самых неожиданных нововведений. Пластинка 1971 года "Happy Just to Be Like I Am", один из наиболее эффектных экскурсов музыканта в традиционную этническую музыку, густо насыщена карибскими ритмами. Хотя ядром саунда остается неизменный акустический кантри-блюз. Двойной концертный альбом 1972 года "The Real Thing" записывается с привлечением тубы под явным влиянием музыки Нового Орлеана. В 1973 году Махал пробует себя в кино, написав ряд композиций для фильма "Sounder". А параллельно исследует силовое напряжение между джазом и кантри-блюзом на альбоме "Oooh So Good ‘N Blues", который попадает в Тор 20 джазового чарта. Еще через год в его творчестве становится заметно влияние реггей. Элементами этого стиля насыщен диск "Mo’ Roots".

В середине 70-х Тадж Махал переходит на новый лейбл Warner Bros., для которого записывает три альбома. Все они выходят в 1977 году: "Evolution (The Most Recent)", "Music Fuh Ya’ (Music Para Tu)" и саундтрек к фильму "Brothers".

К концу 70-х музыкальный климат начинает серьезно меняться и интерес к творчеству Таджа Махала заметно падает. Ситуация только усугубляется в 80-е годы, когда на публику обрушивается с одной стороны диско, с другой — хэви-метал. В течение почти целого десятилетия, оставшись без лейбла, артист практически ничего не записывает. Он уезжает на Гавайи, где проводит много лет, открыв для себя новую музыкальную традицию.

Только в 1987 году Махал возвращается в "цивилизацию" с альбомом нового материала "Taj". Пластинку публикует лейбл Gramavision, заинтересованный в издании таких экзотических записей. Довольно экзотичным выглядел и следующий зигзаг карьеры музыканта: в 1988 году он подготовил цикл занимательных и вполне удачных альбомов для детей.

Один из наиболее ярких релизов — "Shake Sugaree": музыкальное путешествие по Африке, Карибским островам и югу Соединенных Штатов. В некоторых треках звучат детский хор, для которого записывались дети самого музыканта.

В течение нескольких лет его время распределяется между рядом параллельных начинаний. Среди них — музыкальное сопровождение к пьесе "Mule Bone" Лэнгстона Хьюза и Зоры Нил Херстон (Langston Hughes/Zora Neale Hurston), которая считалась утраченной. За этот саундтрек в 1991 году Тадж Махал впервые номинировался на Grammy.

Только в начале 90-х после многолетнего перерыва музыкант наконец вернулся к регулярной студийной работе и концертным поездкам. Его рекординговым покровителем становится теперь компания Private Music, которая выпускает ряд достаточно успешных альбомов. Первым из них стал лонг-плей "Like Never Before" (1991). Чистым, беспримесным блюзом музыкант никак не хотел удовлетворяться. Его следующие релизы, "Dancing the Blues" (1993) и "Phantom Blues" (1996), насыщены пересечениями с роком, поп-музыкой, ритм-н-блюзом. Начиная с "Phantom Blues", финалиста Тор 3 блюзового чарта, все новые диски Тадж Махала неизменно поднимаются в двадцатку лучших блюзовых записей. Популярность медленно, но неуклонно возвращается к артисту.

По мнению некоторых пуристов блюза, не разделявших слишком разносторонних увлечений Махала, его стилистический коктейль звучал слишком академично, а сам музыкант витал в облаках. Во второй половине 90-х творчество Тадж Махала невольно "отомстило" за своего автора, когда целая плеяда молодых блюзменов выбрала для себя такой же "академический" путь. Были среди них и реаниматоры акустического блюза Кеб Мо (Keb’ Mo’) и Гай Дэвис (Guy Davis), и эклектичные музыканты Кори Харрис (Corey Harris) и Alvin Youngblood Hart.

В 1997 году артист представил новый альбом "Senor Blues", один из самых сильных в его карьере. Во всяком случае, никогда еще критики не расточали комплименты с таким единодушием. И даже организаторы Grammy на этот раз не смогли обойти музыканта наградой: "Senor Blues" был назван лучшим блюзовым альбомом года. Хотя ни о какой чистоте жанра речь по-прежнему не шла. В этом увлекательном путешествии по владениям классического блюза нашлось место и для ритм-н-блюза, и для соула, и для джазовых вариаций, и для кантри-блюза.

Воображение Тадж Махала продолжают будоражить самые разные музыкальные традиции. Привлекая необычных этнических музыкантов, он записывает оригинальные пластинки, которые выпускает на независимых лейблах. Лонг-плей 1995 года "Mumtaz Mahal" создается с участием классических индийских музыкантов. Релиз 1998 года "Sacred Island" записывается с его новой группой Hula Blues Band, которая помогает передать обаяние загадочной гавайской музыки. Альбом 1999 года "Kulanjan" — это фактически дуэт с уроженцем Мали Тумани Даебейтом (Toumani Diabate), который играет на редком инструменте кора. Классика блюза гармонично уживается на альбоме с африканскими фольклорными мелодиями. В 2000 году артист становится обладателем еще одной награды Grammy в номинации "лучший современный блюзовый альбом" — за концертный диск "Shoutin’ in Key: Taj Mahal & the Phantom Blues Band Live".

В то же году Тадж Махал, деля время между Бременом и Гавайами, лавируя между разными традициями и историческими эпохами, сплавляет воедино аутентичные стили Карибского бассейна, Полинезии, Африки и Америки в своем последнем диске "Hanapepe Dream", который увидел свет в 2003-м. Аккомпанирует ему большой экзотический ансамбль: три укулеле разного тембра, гавайские гитары, духовые, ударные разных видов, стандартные басы и электрогитары. По сути "Hanapepe Dream" — это иллюстрация сквозного лейтмотива всего творчества Тадж Махала: у всех видов соула и блюза, реггей, джаза и рок-н-ролла родина одна — африканская диаспора.

Тадж-Махал – великое чудо света. История и величие дворца Тадж-Махал

История дворца Тадж-Махал

Прекрасный дворец Тадж-Махал расположен на берегу реки Джамны, неподалёку от города Агра. Этот город, как и Дели, с начала 16 по начало 18 века принадлежал династии Великих Моголов.

Тадж Махал — чудо света: где находится и кто построил

Этот дворец является не только памятником архитектуры, но и памятником истории любви правителя Могольской империи, падишаха Шах-Джагана, и его жены, красавицы Мумтаз Махал. В девичестве девушку звали Арджуманад Бану Бегам, а новое имя ей дал отец жениха. Имя Мумтаз Махал в переводе означает «Украшение дворца», и все легенды говорят о том, что красота этой девушки была поистине удивительной. Происхождение её точно неизвестно. По официальной версии Мумтаз приходилась родственницей падишаху. Но есть легенда, говорящая о том, что ещё будучи принцем, Шах-Джаган шёл по рынку и его взгляд случайно упал на нищую девушку, державшую в руках деревянные бусы. Они не видел ни грязи, ни её бедноты, а только одно прекрасное лицо. Тогда принц решил во что бы то ни стало жениться на девушке.

Шах-Джаган и Мумтаз Махал очень сильно любили друг друга. Говорят, любовь падишаха к жене была настолько сильна, что пока она была жива, ни одна другая женщина его не интересовала. Нужно учесть, что в те времена в государстве моголов у правителей были большие гаремы, и любовь к одной женщине считалась чем-то странным.

Шах-Джахан взошёл на престол в 1628 году, а уже через год начался мятеж в Декане, и правитель отправился в поход. Его супруга к тому времени родила ему 13 детей и была беременна четырнадцатым. Однако она никогда не оставляла его одного, и в этот раз снова пошла в поход с мужем. К огромному горю падишаха в этом походе Мумтаз Махал скончалась при родах, оставив ему ребёнка. Говорят, он даже хотел покончить с собой, потому что не представлял своей жизни без любимой жены.

Так как сражение продолжалось, и возможности отвезти тело жены в родной город не было, то её похоронили в городе с названием Бурханапур. А где-то через полгода, она была переправлена в Агру, где и похоронена. Шах-Джагана продолжал любить свою жену и после её кончины, а потому решил возвести над её могилой мавзолей-дворец, который бы отражал, насколько прекрасна была Мумтаз Махал.

По другую сторону от реки падишах планировал построить точно такой же дворец, но из чёрного мрамора. Он должен был стать мавзолеем для самого Шах-Джагана. Соединять оба дворца должен был мост над Джамной. Можно предположить, что падишах настолько тосковал по свой Мумтаз Махал, что хотел быть с ней и после смерти. Однако он так и не смог осуществить свой замысел.

Прошло немного времени после окончания строительства дворца, и падишах тяжело заболел. Встал вопрос о наследии престола. На роль правителя претендовали два сына. Один из них, Дарашикол, имел нрав мирный, стремился прийти к согласию с индусами и другими народами, а второй, Аурангзеба, был настоящим мусульманским фанатиком, жестоким и кровожадным. Он победил своего брата и готов был занять престол, когда узнал, что его отец выздоровел и не собирается никуда уходить. Тогда он решил свергнуть отца и при помощи вельмож и религиозных предводителей заточил его в тюрьму. Горько было падишаху Шах-Джагану доживать остаток жизни в темнице, где не было ничего. А ведь ещё недавно его боялись многие народы, его голос повергал в ужас, а глаза в грозный час метали молнии. Теперь этот беспомощный старик подолгу стоял у узкого окна и смотрел в него, ведь вдали возвышались купола дворца Тадж-Махал, памятника его любимой жене. И всё же его желание быть с Мумтуз Махал в итоге было исполнено. После смерти падишаха похоронили рядом с ней, под прекрасным дворцом-мавзолеем.

Прекрасный Тадж-Махал

В те времена на территории Индии не было ни одного сооружения, сравнимого с дворцом Тадж-Махал по роскоши или размерам. Огромное здание с пятью куполами строили около 20 лет. Чтобы оценить размах строительства, можно представить себе, что каменная плита, заложенная в основании дворца, имеет стороны длиной по 95 метров, а высота сооружения составляет примерно 74 метра. На каждом из четырёх углов мавзолея расположены минареты, башни, откуда мусульман созывают на молитву.

Приблизившись к дворцу можно увидеть, что его стены отделаны гладким мрамором и кое-где – красным песчаником. Ажурные решётки окон и арок притягивают к себе взгляд, заставляя удивляться причудливым узорам Востока. А на сводчатых переходах можно наблюдать арабскую вязь, которая представляет собой некоторые из сур Корана.

Замысловатые буквы из чёрного мрамора переплетаются с орнаментом с цветочными мотивами, выложенным из драгоценных камней. Перед входом во дворец положено снимать обувь, ведь это – настоящая святыня. Затем люди поднимаются по белой лестнице, и их взору открывается удивительная картина. В центре расположена белая каменная ширма, за ней – две гробницы. Сами тела находятся под дворцом, а здесь люди могут поклониться величию любви падишаха Шах-Джахана и его красавицы-жены Мумтаз Махал. В окна мягко падает свет и создаёт на гладких стенах волшебные узоры, а дополняют обстановку нереальности искусно выполненные гирлянды из каменных цветов.

За всю историю строительства дворца в его возведении участвовали около 20 тысяч людей. К сожалению, имя архитектора, который разработал план дворца и руководил его строительством, нашим современникам неизвестно. Одно время предполагали, что Тадж-Махал – дело рук европейских зодчих. Однако позже глубокие исследования показали, что в нём воплощены лучшие традиции Средней Азии, Ирана и Индии. Один из исследователей С. Н. Канунго с печалью писал о том, что в те времена художники лишь прославляли своими творениями имена правителей, а их имена не были на слуху и вскоре забывались. Действительно, падишах Шах-Джахан известен в истории не только как завоеватель земель и справедливый правитель, но и как человек, оставивший потомкам множество прекрасных памятников архитектуры.

Прекрасен не только сам мавзолей, но и сад, раскинувшийся вокруг него. Принцип, по которому разбивали сад, в Индии называется Чар-Бага. Вся земля под садом разбита на 4 части. Обычно главное сооружение строят именно в центре сада. Однако Тадж-Махал не является типичным дворцом. Его построили в самом начале сада, а в его центре расположен водоём, выложенный мрамором.

От входа до самого дворца тянется оросительный канал, а вдоль него по обеим сторонам посажены каштаны. Вытянутая форма этих прекрасных деревьев как бы повторяет форму башен дворца и делает его общий вид более выразительным. От канала к каждому из башен-минаретов проходит дорожка.

Представляет интерес и сам вход в сад. Он сделан из красного камня и похож на дворец, сверху был установлен белый портик, украшенный восточным замысловатым узором, а на нём – 11 белых куполов. По бокам этого удивительного сооружения находятся две башни, на каждой из которой также красуются белые купола. В качестве ограды сада из красного камня были построены высокие галереи.

Желающим увидеть прекрасный дворец со стороны, стоит прийти на другую сторону реки Джамны. Лучшее время для этого – раннее утро. В предрассветной дымке кажется, что Тадж-Махал парит в воздухе. А когда солнце выходит из-за горизонта, можно наблюдать удивительную игру света на мраморных стенах дворца.

Тадж-Махал по праву считается одним из великих чудес света. Каждый год к нему стекаются толпы туристов. Да и сами индусы приходят сюда, чтобы прикоснуться к красоте этого величественного сооружения и ещё раз вспомнить прекрасную историю любви падишаха Шах-Джагана и красавицы Мумтаз Махал.

Автор: Артанова Наталья
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Вернуться в начало раздела Мода
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье