Тафсир ат табари

27.08.2018 0 Автор admin

Абу́ Джафа́р Муха́ммад ибн Джари́р ат-Табари́ (араб.محمد بن جرير الطبري‎; , Табаристан — , Багдад) — исламский историк и богослов, учился в Персии, писал по-арабски. Ат-Табари является автором книги «Истории пророков и царей», тафсира Корана и трудов по исламскому законоведению.

Персидская миниатюра к «Истории пророков и царей» ат-Табари (персидская версия Балами). XIV век

Аль-Табари родился в Амале, Табаристан (20 км к югу от Каспийского моря). К семи годам был хафизом (выучил Коран на память), к восьми — считался имамом. В 12 лет покинул отчий дом для продолжения учёбы, вначале в Рее, затем в Багдаде. Путешествовал в Сирию, Палестину и Египет. К концу жизни вступил в конфликт с последователями ханбалита аль-Барбахари.

В арабской исторической литературе он занимает одно из первых мест, как «отец мусульманской историографии». Автор «Тарих ар-русуль ва-ль-мулюк(англ.)» — «Истории пророков и царей» (полное заглавие: «История царей и их жизнь, рождений пророков и известий о них, и того, что случилось во время каждого из них»). Это всеобщая история от сотворения мира до IX века, крупнейшее произведение исламской историографии. Этот труд был закончен в 914 году. Полный текст не сохранился, до нас дошло авторское сокращение: по свидетельству Хаджи-Хальфы, первоначально «История» состояла из 30000 листов, но впоследствии автор сократил текст, чтобы сделать более доступным. Несмотря на это, сочинение Табари весьма обширно; полностью даже сокращённый вариант в конце XIX века не находился ни в одной из европейских библиотек. Существует также персидская версия Истории, составленная Балами (XIV век, переведена на французский язык Зотенбергом), чагатайская версия, а также труды исламских историков и географов, пользовавшихся полным текстом ат-Табари.

Другой magnum opus ат-Табари — Тафсир ат-Табари, великий тафсир, или комментарий к Корану; из-за объёма и оригинальности суждений (некоторые трактовки использовались предводителями восстаний) текст не имел широкого хождения, однако до нас дошёл и сейчас считается классикой исламского богословия. Более того, многими мусульманскими богословами он признавался самым лучшим комментарием к Корану. Ан-Навави пишет об Ибн Джарире: «У него есть известная книга по истории и тафсир, равного которому ещё никто не написал…». Такого же мнения о нём Джалалуддин ас-Суюти: «…Тафсир имама Абу Джафара ибн Джарира ат-Табари, о котором уважаемые учёные сошлись на том, что не было написано тафсира подобного ему».

По почину арабиста де Гуе в XIX веке образовался особый международный комитет для издания Истории. Профессор Козегартен предпринял издание сочинения Табари, с латинским переводом, и с 1838 по 1853 г.

Ибн Джарир Ат-Табари

выпустил 3 тома, то есть не более 5 % всего сочинения. В 1980—2000-е годы 40-томное издание «Истории» вышло в США. На русском языке выходили «Избранные отрывки» ат-Табари (в Ташкенте).

ТАФСИР (араб., правильнее ат-Тафсир аль-Куран) – комментарий, толкование Корана. Необходимость в подобном произведении была связана со спецификой коранического текста. Еще во времена Мухаммада устные версии некоторых аятов Корана были заменены, другие получили новое истолкование. Впоследствии, в связи с распространением ислама на новых землях, а также удалением по времени от эпохи пророка, потребовалось разъяснение части текстов для новообращенных. Сложилась традиция устного толкования Корана, которая осуществлялась компетентными богословами в ходе пятничного богослужения. Иногда толкованием Корана, рассказами об обстоятельствах ниспослания сур занимались профессиональные сказители на базарных площадях.

С появлением сборников хадисов (см. СУННА), некоторые неясные места в Коране стали объяснять, опираясь на содержащуюся в них информацию. Постепенно стала складываться наука о Коране (илм аль-Куран), и вместе с ней появились специальные сочинения-комментарии. Основателем этой науки считается Абдаллах Бен Аббас (ск. в 686), двоюродный брат пророка Мухаммада.

Не последнюю роль в создании трудов по толкованию Корана сыграла и политическая борьба в халифате. Появились тафсиры, аргументировавшие право на халифат представителей династии Омейадов, а также Алидов (потомков Али).

Самый компетентный 30-ти томный тафсир принадлежит перу известного арабского историка Абу Джаафара Мухаммада бен Джарира ат-Табари (838–923). Это был широко образованный ученый, плодотворно работавший и в других областях (грамматика, лексикография, поэзия, этика, математика, медицина и фикх).

Ибн Джарир ат-Табари

Родился в Табаристане (Иран), жил в Египте, Сирии и Ираке. В юности изучал хадисы и фикх. Скончался в Багдаде.

Тафсир ат-Табари по широте материала не имеет себе равных. Стараясь быть беспристрастным, ат-Табари порой приводит противоречивые мнения. Пытаясь предотвратить неминуемые споры относительно достоверности того или иного толкования Корана, ат-Табари разделил коранические тексты на три категории. К первым относятся те, которые недоступны пониманию людей, их подлинный смысл доступен лишь Аллаху. Вторые – те, смысл которых можно выявить, опираясь на высказывания пророка. Третьи – это те, которые связаны с арабским языком времен Мухаммада, и они могут быть разъяснены компетентными филологами.

Появление тафсиров вызвало сопротивление сподвижников Мухаммада. Халиф Умар (634–644) (см. также ОМАР ИБН АЛЬ-ХАТТАБ)опасался подмены священного текста произвольным толкованием. Часть религиозных деятелей настаивала на буквальном понимании и толковании коранического текста (аз-захир), другие были сторонниками эзотерического (сокровенного) толкования (аль-батин), считая, что смысл Корана не может быть доступен каждому.

На рубеже 19–20 вв. появились новые тафсиры, отражающие знакомство мусульманских богословов с европейской научной мыслью, которая используется в контексте исламских традиционных религиозно-философских представлений. Среди авторов этих трудов Мухаммад Абдо (1849–1905), Рашида Рида (1865–1935).

Ольга Бибикова

Очерки истории арабской культуры. V-XV вв. М., Наука, 1982
Резван Е.А. Коран и его мир. Санкт-Петербург, Петербургское востоковедение, 2001
Крымский А.Е. История мусульманства. М.-Жуковский, Кучково поле, 2003
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., Восточная литература, 2004

Найти "ТАФСИР" на

Ибн Джарир ат-Табари

Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Касир ат-Табари

Прозвище:

«отец мусульманской историографии»

Род деятельности:

историк, философ, факих и писатель

Дата рождения: Место рождения:

Табаристан, Аббасидский халифат

Дата смерти: Место смерти:

Багдад, Ирак, Аббасидский халифат

Страна:

 Аббасидский халифат

Национальность:

перс

Вероисповедание:

ислам, суннизм и шафиизм

Отец:

Джарир ибн Язид ат-Табари

Богословская деятельность Направление деятельности:

исламское богословие и тафсир

Труды: Список Тафсир ат-Табари, История пророков и царей и Утончённая уловка Редактирование Викиданных

В Википедии есть статьи о других людях с куньей Абу Джафар, именем Мухаммад и нисбой Табари.

Абу́ Джафа́р Муха́ммад ибн Джари́р ат-Табари (араб. محمد بن جرير الطبري‎‎; 839, Табаристан — 923, Багдад) — исламский историк и богослов, учился в Персии, писал по-арабски. Ат-Табари является автором книги «Истории пророков и царей», тафсира Корана и трудов по исламскому законоведению.

  • 1 Историография
  • 2 Тафсир
  • 3 Переводы
  • 4 Ссылки

Историография

Персидская миниатюра к «Истории пророков и царей» ат-Табари (персидская версия Балами). XIV век

В арабской исторической литературе он занимает одно из первых мест, как «отец мусульманской историографии». Автор «Тарих аль-русуль ва-ль-мулюк» — «Истории пророков и царей» (полное заглавие: «История царей и их жизнь, рождений пророков и известий о них, и того, что случилось во время каждого из них»). Это всеобщая история от сотворения мира до IX века, крупнейшее произведение исламской историографии. Этот труд был закончен в 914 году. Полный текст не сохранился, до нас дошло авторское сокращение: по свидетельству Хаджи-Хальфы, первоначально «История» состояла из 30000 листов, но впоследствии автор сократил текст, чтобы сделать более доступным. Несмотря на это, сочинение Табари весьма обширно; полностью даже сокращённый вариант в конце XIX века не находился ни в одной из европейских библиотек. Существует также персидская версия Истории, составленная Балами (XIV век, переведена на французский язык Зотенбергом), чагатайская версия, а также труды исламских историков и географов, пользовавшихся полным текстом ат-Табари.

Тафсир

Другой magnum opus ат-Табари — великий тафсир, или комментарий к Корану; из-за объёма и оригинальности суждений (некоторые трактовки использовались предводителями восстаний) текст не имел широкого хождения, однако до нас дошёл и сейчас считается классикой исламского богословия.

Переводы

По почину арабиста де Гуе в XIX веке образовался особый международный комитет для издания Истории. Профессор Козегартен предпринял издание сочинения Табари, с латинским переводом, и с 1838 по 1853 г. выпустил 3 тома, то есть не более 5 % всего сочинения. В 1980—2000-е годы 40-томное издание «Истории» вышло в США. На русском языке выходили «Избранные отрывки» ат-Табари (в Ташкенте).

Ссылки

  • Ат-Табари.

    Мухаммад Ибн Джарир Ат-Табари

    Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII—X вв. М.-Л. АН СССР. 1960.

  • Ат-Табари. Восточная литература. Проверено 18 мая 2011.Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ибн Джарир ат-Табари Информацию О


Ибн Джарир ат-Табари
Ибн Джарир ат-Табари
Ибн Джарир ат-Табари Вы просматриваете субъект
Ибн Джарир ат-Табари что, Ибн Джарир ат-Табари кто, Ибн Джарир ат-Табари описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Табари

Табари (ат-Табари Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир; 838-923) — известный арабский историк и богослов, знаток исламских религиозных преданий, комментатор Корана. В Багдаде Табари изучал исламское право и коранические науки и создал правовую школу, получившую его имя. Отказавшись занимать административные должности, Табари полностью посвятил себя науке. Он — автор свыше 20 сочинений, в том числе таких фундаментальных, как «История посланников и царей» и «Комментарии к Корану». Его многотомная «История посланников и царей» охватила описание событий, происходящих в мире, начиная с архаичных времен и до 915 года, и вобрала в себя большое число трудов предшествовавших авторов. В двадцатитомном издании «Комментарии к Корану» собраны практически все существовавшие к тому времени предания о Коране и даны подробные пояснения к историческим событиям, которые так или иначе упомянуты в священной книге.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 208.

ат-Табари. Универсальный историк, родом из Амула в Табаристане (225-310/839-923 гг. н.э.). О биографии Абу-Джафара Мухаммада бен Джарира бен Язида, сына процветавшего землевладельца, известно очень немногое. Изучив Коран в возрасте семи лет, он предпринимает исследовательские поездки в Иран, Сирию, Палестину и Египет, но в конечном счете обосновывается в Багдаде с 256/870 гг. до своей смерти, для того, чтобы посвятить себя образованию и литературе. Автор юридических трудов и комментария к Корану. Его основным трудом, без сомнения, является его «История пророков и царей». В этой книге рассказывается история сотворения мира, пишется о пророках и патриархах Ветхого Завета, о библейских народах, и затем он переходит к древним персам (с длинным разделом, посвященным Сасанидам); затем, после рассказа о пророке Мухаммеде, автор описывает историю Омейядов и Аббасидов до 915 г. Источниками ат-Табари были, помимо прочего, арабский перевод «Книги владык», книги, посвященной иранской национальной истории, истоки которой берут свое начало в позднесасанидскую эпоху. Краткий пересказ его труда на персидском языке, обогащенный новыми элементами, был осуществлен в 352/963 г. саманидским визирем Абу ал и Мухаммадом аль-Балами.

Гюиз Ф. Древняя Персия. М., Вече, 2007, 323-324.

Табари, ат-Табари, Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир (838 или 839-923) — арабский историк и богослов, автор труда по всеобщей истории "История посланников и царей" ("Тарих ар-русул ва-ль-мулук"; другое название "История пророков и царей"), который по обилию фактов и точности изложения является одним из важнейших источников по истории Арабского халифата до 915 года. 1-й том (деление на тома введено европейскими издателями) содержит общее введение и изложение древней истории народов Ближнего Востока, 2-й том — историю Сасанидского государства, 3-6-й тома — подробную погодную историю периода Мухаммеда и первых четырех халифов, 6-9-й тома — историю халифата Омейядов, а последующие 4 тома — халифата Аббасидов. Табари использовал как устную традицию, так и сочинения ранних арабских авторов, непосредственно до нас не дошедшие. "История" Табари — главный источник для большинства последующих авторов трудов по всеобщей истории в арабской историографии. Изложение материала в труде Табари дается в форме анналов, в хронологической последовательности синхронно для разных народов. В нем приводятся различные и часто противоречивые версии одного и того же события без попытки комментировать или связать их между собой.

Табари также принадлежит многотомный комментарий к Корану ("Китаб джами аль-байан фи тафсир аль-Курав", сокращённое название "Тафсир"), в котором Табари, наряду с присущим ему широким охватом материала, проявляет критическое к нему отношение.

Табари основал самостоятельную богословскую школу джариритов. Помимо истории и теологии, Табари изучал поэзию, лексикографию, грамматику, математику и медицину.

"Историю" Табари в 963 году перевел и переработал на новоперсидский язык везир Саманидов аль-Балами. С новоперсидского она переводилась на турецкий, урду, французский и другие языки. Широкую известность в Европе Табари получил после опубликования немецким востоковедом И. Г. Л. Козегартеном (Kosegarten) части "Истории", охватывающей 632-636 годы ("Annales Regum atque Legatorum Dei", Gryphisvaldiae, 1831-1853). Отрывки из "Истории" Табари на русский язык перевели Н. А. Медников, А. Э. Шмидт.

Л. И. Надирадзе. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ — ФЕЛЕО. 1971.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Историки (биографический указатель).

Изданные сочинения Табари:

Chronique de Abou-Djafar-Mohammed- ben-DJarir-ben-Yezid Tabarl, trad, sur la version persane d’Abou-Ali Mohammed Belámi, par H. Zotenberg, t. 1-4, P., 1867-74; Geschlchte der Perser und Araber zur Zelt der Sasaniden. Aus der arabischen Chronik des Tabarl übersetzt von Th. Nöldeke, Leyden. 1879; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn DJarir at-Tabari cum aliis, ed. M. J. de Goeje, series 1-3, LB, 1879-98; Introductio, glossarium, addenda et emendanda, LB, 1901; Indices, LB, 1901; Китаб джами’аль-байан фи тафсир аль-Куран, Каир, 1321 л. г.х. (1903/1904); Тарих ар-русул ва-ль-мулук, изд. Мухаммед Абу-ль-Фазл Ибрахим, т. 1-3, Каир, 1960-62 (рец. П.

​​​​​​​Возвышенный пример жизни Имама Ибн Джарира ат-Табари, рахимахуллах

А. Грязневича, "НАиА", 1964, No 3); Marin E., The reign of al-Mutasim (833-842), New Haven, 1951 (англ. пер. части "Истории").

Абуалии Балъамӣ. Таърихи Табарӣ. Аз силисалаи «Халқҳои эронӣ дар маъхазҳои таърихӣ».

Мухаммад Ибн Джарир Ат-Табари (224–310 / 838–923)

(Иборат аз се ҷилд). Ҷ. I – Душанбе:Ирфон, 1992. – 656 с.

Таърихи Табарӣ (форс.تاریخ طبری‎) китобест, ки аз тарафи Муҳаммад ибн Ҷарир ал-Табарӣ навишта шудааст. Абӯали Муҳаммад бини Муҳаммад Балъамӣ олими таърихшинос ва тарҷумони китоби Имом Муҳаммад ибн Ҷарир ал-Табарӣ — “Таърихи Табарӣ” аз арабӣ ба форсии тоҷикӣ мебошад.

Нашри асар

Силсилаи осори илмие, ки Пажуҳишгоҳи ховаршиносии АИ Тоҷикистон таҳти унвони муштараки «Халқҳои эронӣ дар маъхазҳои таърихӣ» табъу нашр мекунад, муҳимтарин марҳилаҳои ташаккул ва тарақии иҷтимоиву фарҳангии тоҷикон ва халқҳои эрониюнаслро фаро мегирад. Дар ин асари таърихӣ этногенези мардумони эронӣ, ҳудуди густариши воқеии ин ақвом (сукунати аввала ва баъдинаашон) ва забонҳои онҳо, урфу одат ва суннатҳои фарҳангии шаҳру деҳоти кишвари Аҷам ва як идда масъалаҳои дигар мавриди баррасӣ хоҳад шуд. Силсила аз интишори «Таърихи Табарӣ» — яке аз муътабартарин сарчашмаҳои таърихӣ — оғоз мешавад, ки таърихи эрониёнро аз аҳди қадим то барқарор шудани Хилофати Араб ба бар карда.

Тарҷумони китоб

Олими таърихшинос ва тарҷумони китоби Имом Муҳаммад ибн Ҷарир ал-Табарӣ аз забони арабӣ ба форсии тоҷикӣ Абӯали Муҳаммад бини Муҳаммад Балъамӣ аст.

Ба қавли донишмандони тоҷик – мураттибони «Таърихи Табарӣ»-и Балъамӣ М.Умаров ва Ф.Бобоев

«Балъамӣ аввалин донишманди таърихнигор буд, ки тамоми матолиб ва маълумоти таърихномаи Табариро ба таҳлилу тадқиқи илмӣ кашида, дар асоси он ва маълумоти сарчашмаҳои дигар ба забони дарӣ асари тозае офарид. Ва аз ин лиҳоз метавон гуфт, ки Балъамӣ муаллиф аст, зеро маълумоти муфассал дар достони Баҳроми Чӯбин ва фаслҳои марбут ба футӯҳи кишвари Эрон берун аз ахбори арабӣ ва берун аз ин китоби таърих аст»

.

Абӯали Балъамӣ ҳамчун тарҷумони китоби Муҳаммад ибн Ҷарир ал-Табарӣ «Таърихи Табарӣ» аз забони арабӣ ба забони форсӣ маъмул аст.

Ба инҷо ҳам нигаред

Пайнавиштҳо

  1. ↑Ат-Табари. Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII—X вв. М.-Л. АН СССР. 1960.

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.