Тахаджуд намаз как совершать по сунне

23.04.2018 0 Автор admin

Тахаджуд намаз — когда и как совершается

Время намаза Тахаджуд

Намаз Тахаджуд совершается в промежуток между ночной молитвой (‘Иша) и утренней (Фаджр). Выполнение Тахаджуда является сунной. Наилучшим временем для совершения этой молитвы является последняя треть ночи. Если вы ставите будильник на определённое время для пробуждения на Фаджр, то вы можете завести его на 20-30 минут пораньше, чтобы выполнить Тахаджуд-намаз (или же на другое время, в зависимости от того, сколько ракатов вы намереваетесь совершить, и собираетесь ли обращаться после этого с личной мольбой к Всевышнему Аллаху).

Молитва Тахаджуд зачтется и в том случае, если молящийся выполнит её в любое другое время ночи, и даже сразу после ‘Иша-намаза, но наибольшая награда за неё будет тем, кто специально проснётся для её совершения в последнюю треть ночи.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Господь наш Великий и Могучий, нисходит на нижнее небо в каждую ночь, когда она достигает своей последней трети и говорит: “Кто обращается ко мне с мольбой, чтобы Я ответил ему? Кто просит у Меня, чтобы Я дал это ему? Кто просит Меня о прощении, чтобы я простил его?”» (сборники хадисов аль-Бухари и Муслим).

Совершение намаза Тахаджуд

Минимально необходимыми для выполнения Тахаджуда считаются два рака’та, максимальное их количество нигде чётко не ограничено. В намазе Тахаджуд вы можете совершить столько двухрака’тных молитв, сколько пожелает ваша душа. Большинство мусульман ограничиваются восемью рака’тами (то есть 4 молитвы по 2 рака’та), также многие выполняют по 12 рака’тов (6 молитв по 2 рака’та).

Как и когда совершать Тахаджуд намаз?

В соответствии с Сунной, в первом рака’те после "Аль-Фатихи" рекомендуется читать суру "Аль-Кафирун", а во втором — "Аль-Ихляс", хотя за прочтение более длинных сур полагается ещё большая награда.

После выполнения молитвы Тахаджуд рекомендуется обращаться к Всевышнему Аллаху с личной мольбой, просить Его о помощи, о прощении грехов, благодарить за все блага, которыми Он вас наделил. Также, согласно некоторым хадисам, после Тахаджуда можно выполнить один ракат намаза Витр, как завершение ночной молитвы в целом.

Значимость намаза Тахаджуд

О достоинствах совершения тахаджуда говорится Коране: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» (сура «Ас-Саджа», аяты 16-17).

Посланник Всевышнего (с.а.в.) выполнял нафиль-намаз(тахаджуд) постоянно, даже не смотря на состояние своего здоровья. Пророк (с.а.в.) сказал: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха».

Пророк (с.а.в.) сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате».

Среди пяти мирских благ Мухаммад (с.а.в.) выделяет защиту Аллаха от бед, любовь людей к мусульманину, совершающему тахаджуд, достижение мудрости, смирения перед Аллахом и просветления. Из четырех благ ахирата Пророк(с.а.в.) выделяет воскрешение мусульманина с осветленным лицом, облегчение отчета мусульманина в Судный день, быстрый и безболезненный проход через мост Сират и вручение книги деяний человека в Судный день в правую руку.

Коллективно тахаджуд совершать запрещается так как Пророк(с.а.в.) и его сподвижники не совершали эту молитву в джамаате (коллективно).

Смотреть также:

4 правила совершения тахаджуд-намаза

Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы; кто считается путешественником и т.д.

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику?

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» ( Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал: «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения. 

Довод абу Ханифы: От Я’ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" — "Мы ведь в безопасности сейчас ?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы.

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».(аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)?

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику?

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру?

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза.

Молитва тахаджуд по мазхабу имама Абу-Ханифы

Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней»(Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас’уда (радиаллаху анху): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени».  («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия?

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока – намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете.

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»(87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять – делается намаз стоя, нет – то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Смотреть также:

Как читать намаз?

Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз: "Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаза".

Важные примечания:

  • * Фард — обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.
  • В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаза, в котором 2 раката (цикла телодвижений).
  • Помните, что каждый намаз включает в себя определенное кол-во рака?атов сунны (желательного) и фарда (обязательного).

  1. Утренний — 2 фарда.
  2. Дневной — 4 фарда.
  3. Послеполуденный — 4 фарда.
  4. Вечерний — 3 фарда.
  5. Ночной — 4 фарда.

Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) "Аллаху акбар".

Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите Суру "Фатиха":

"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль ‘алямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя на’бyдy ва ийякя наста’ийн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ан’амта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин…
Аамин!…" (Произносится про себя)

Как правило, далее читают дополнительную суру или аят, равный по длине небольшой суре, например "Кяусар"… Но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры "Фатиха".

Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу.

Достоинства и важность тахаджуд-намаза

Между ними расстояние в четыре пальца.

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку’ (поясной поклон).

Руку’. Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина — на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.

После руку’ выпрямите тело до вертикального положения.

После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.

Сажда. Голова — между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.

После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.

Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.

Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака’ата. Руки смыкаются на прежнем месте.

II рака’ат (намаз для новичка)

Сначала, как и в первом рака’ате, прочитайте суру "Фатиха", дополнительную суру, например "Ихлас" (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры "Фатиха" — см.выше) выполните руку’ (верхний поклон) и сажда.

После второго сажда второго рака’ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду’а) "Аттахийят":

"Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака’атyх
Ассалямy алейна ва ‘аля ‘ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ‘абдyху уа расyлюх"

Внимание! Во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" — опускается.

Ка’да (сидение). Взгляд направлен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы — в свободном положении. Посадка смещена на голень левой ноги. Правая нога чуть отодвинута в сторону, пальцы ноги загнуты в сторону Киблы.

Произнесите приветствие: "Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем — в сторону левого.

Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы — в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд — на плечо.

Салям в левую сторону. Руки лежат на коленях, пальцы — в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают влево, взгляд — на плечо.

На этом Ваш намаз завершен.

В заключение Вы можете обратиться к Всевышнему Творцу с вашими ду’а.

Ду’а. Руки соединены и приподняты, кончики пальцев — на уровне плеч. Ладони раскрыты вверх и располагаются под углом (примерно 45°) к лицу. Большие пальцы отведены в сторону.