Татарская национальная кукла

12.07.2018 0 Автор admin

ФИЛИАЛ МКОУ «РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ»-УСТЬ – БАЯКСКАЯ ООШ

ПРОЕКТ

«КУКЛА В ТАТАРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ»

Выполнили:

ученица 3 класса

Гайнанова Инесса,

ученицы 1 класса

МиргалимоваЭлиза,

Пономарёва Регина

Руководитель:

учитель начальных классов

Канипова Эльвира Фазылдьяновна

2016 год

д. Усть – Баяк

Введение

  1. История костюма

  2. Этапы работы над проектом

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы:

История всегда вызывает интерес общества. Люди хотят знать прошлое своего народа. У татарской национальной одежды многовековые традиции. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представления о прекрасном. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Таким образом, изучая эту тему, мы познаем традиции татарского народа, его быт, культуру. Желание знать историю своих предков и привело к данной теме проекта. Подтолкнули к этому исследованию занятия в творческом объединение «Татарские мотивы» и классные часы, где состоялось знакомство с историей татарского народного костюма.

Цель:

Изучить историю татарского народного костюма, познакомить с результатами исследования ребят нашей школы и заинтересовать созданием собственной модели.

Задачи:

  • изучить историю возникновения народного костюма, об особенностях её ношения, о красноречивом языке народного костюма;

  • собрать материал об особенностях татарского народного костюма;

  • создать татарский народный костюм для своей куклы (с помощью родителей)

Проблемы проекта:

Забыты народные традиции, дети не интересуются историей татарского народа.

Исследовательская деятельность:

Чтобы узнать знают ли сверстники, как одевались наши прабабушки, мы провели исследование и выяснили что 75 % — не знают, 25% — не задумывались об этом.

  1. История костюма

История одежды с древнейших времён до наших дней — это зеркало, в котором отражается вся история человечества. Так давайте заглянем в зеркало татарского народа.

Описание женского костюма.

Основной частью женского костюма является платье (кульмяк). Платья были из ситца, или из китайки, или шелковые, пестрые, длиною до пят, внизу с тройными оборками и с лентами. Молодые девушки любили носить платья, вышитые маленькими разноцветными монетками из тонкого железа (приложение 1).

Для красоты и как дополнение к платью девушки и женщины носили камзол без рукавов, длиною до колен, из шелковой материи с позументами и с карманом на правой стороне для носового платка (кулъяулык), который татарки никогда не носили на руках (приложение 2).

Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок), (приложение 3).

К каждой одежде нужно было подобрать и украшения, которые были главным компонентом одежды татарской женщины. Серьги (алка-кашли челдерли) были из серебра или вызолоченные. Ожерелья (каптарма) были изготовлены из вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзами, с вызолоченными рублевиками. На запястье носили браслеты (мерчем-блязек) из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзами. У молодых девушек на одном запястье было несколько браслетов, а у замужней женщины по одной на каждом запястье. На пальцы надевали кольца и перстни (джузюк), (приложение 4).

На ноги татарки надевали ичиги (читек) – ботинки сафьянные, искусно выстроченные шелком и вышитые золотом, красные, желтые и зеленые. Летом носили туфли из кожи или тряпичные, вышитые узорами (приложение 5).

Национальные костюмы, предметы одежды бережно хранятся и в школе и сельском музее. От них дуновение наших предков, их незабываемая история (приложение 6).

  1. Этапы работы над проектом

  1. Изучили материал по теме проекта:

  • традиции;

  • ткани;

  • украшения.

  1. Создавали модель костюма.

На уроке технологии рисовали модели татарского костюма для своих кукол, выбирали ткани, выкраивали детали по готовым выкройкам.

  1. Помогали бабушкам и мамам шить костюмы для кукол.

Мы своими руками украшали калфак и одевали кукол в национальные костюмы.

Заключение

Работать над проектом было интересно. Мы узнали много нового из истории нашего народа. Вместе проводили свободное время, отбирая материал, нам помогали родители.

Куклы в народных костюмах ( Де Агостини )

Хотелось бы создатькостюм, который мог бы пригодиться для выступления или демонстрации на подиуме. Может быть, кто-то из нас станет модельером. Мы увидели, что традиции народного костюма не потеряны. Татарская национальная одежда делает нас частью татарского народа, его культуры.

Список литературы

  1. Татарский национальный орнамент «Талсымлы Ана», авт. Сергеева Н.

  2. «Абиемнын сандыгы», авт. Сергеева Н.

  3. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А

  4. «Татарский орнамент в изобразительной деятельности», Бурганова А. Г.

  5. «Костюмы казанских татар», Сперанская Л. Л.

Приложение 1

Основная часть женского костюма — платье (кульмяк).

Приложение 2

Для красоты и как дополнение к платью девушки и женщины носили камзол.

Приложение 3

Самым популярным девичьим убором был калфак.

Приложение 4

К каждой одежде нужно было подобрать и украшения: серьги, ожерелья, браслеты.

Приложение 5

На ноги татарки надевали ичиги (читек).

Летом носили туфли.

Приложение 6

В татарских национальных костюмах коллектив «Чишма» с большим удовольствием выступает в сельских, муниципальных и областных мероприятиях.

Приложение 7

На уроке технологии рисовали модели татарского костюма для своих кукол, выбирали ткани, выкраивали детали по готовым выкройкам. Помогали бабушкам и мамам шить костюмы для кукол.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

— Сценарий праздника "Последний звонок"
— Внеклассное занятие "Я- гражданин России"
— РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА Тема: «Это мы не проходили»
— Методическая разработка "В помощь классному руководителю"
— Внеклассное мероприятие в начальной школе «Осенний бал»
— Сценарий мероприятия, посвящённого году экологии «Эффект бабочки в экологии» (по мотивам рассказа Р. Бредбери)
— Памятка брошюрка по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
— Месячник патриотической работы в школе.
— Правила профессионально такта в общении с родителями учащихся.
— 12 советов, как избежать стресса.



Слайд 1

ГБОУ СОШ № 544 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 4 ГРУППА № 5 « УЛЫБКА» СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ ТЕМА : « ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА » Участники проекта: семья Бариевых (мама Алсу и Ильяс ), воспитатель Дегтярева Т. М. Руководитель проекта: воспитатель Дегтярева Т. М. Время проведения : апрель 2014 г.

Слайд 2

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формировать у детей интерес к истории и к ультуре народов, живущих в нашей стране ч ерез образ традиционной народной куклы. Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам народов, живущих на территории России. Привлечь родителей к совместной работе с детьми.

Слайд 3

« РОЖДЕНИЕ КУКЛЫ» Тряпьё, да и иголка, да ниток катушка, В умелых руках оживает игрушка. Влагает в неё непонятною властью Частицу души своей кукольный мастер. Наверное, так же ночными часами, Трудился когда – то Создатель над нами. Бывает довольно кусочка рогожки, Чтоб вылепить тело, и ручки, и ножки. Вот труд завершён, старых ножниц щелчок – И мир изучает пытливый зрачок. Живёт человечек! И сквозь бесконечность Глядит на него седовласая вечность…

Слайд 4

Возникновение идеи… Однажды в детском саду мы делали русскую народную игрушку – тряпичную куклу и вывесили свои работы на стенде.

Слайд 5

Мама увидела эти замечательные поделки и у неё возникла идея сделать нашу народную татарскую куклу – курчак .

Слайд 6

Вечером мы попросили эби (бабушку) рассказать, в какие игрушки она играла в детстве. Вот что мы услышали: « К огда я была ребёнком, шла страшная война. Для того, чтобы победить, делали оружие, а не игрушки! Взрослые были очень заняты, да и у детей мало было времени для игры – нужно было помогать родителям!»

Слайд 7

« Но дети всё равно хотели играть. Обычно они брали поленце, заворачивали его в старый кусок ткани – вот кукла и готова!»

Слайд 8

Мы с мамой приготовили всё необходимое: деревянную палочку, нитки, кусочки ткани, вату и принялись за работу.

Слайд 9

Сначала сделали голову: в кусочек ткани положили вату, обвязали нитью и прикрепили к палочке – туловищу.

Слайд 10

Обернули куклу тканью – это платье – кулмэк .

Кукла в национальном татарском костюме

Свернули в трубочку кусочек тряпочки – получились ручки.

Слайд 11

Скроили жилетик-камзол .

Слайд 12

Привязали фартук-алъяпкыч .

Слайд 13

Из нитей сплели две косы, подвязали их бантиками. Повязали на голову платок — яулык.Та — тарские женщины завязывают его назад.

Слайд 14

Татарские женщины очень любят украшения: б раслеты, бусы, серьги и специальные украшения для волос – чулпы . Когда женщина шла, её можно было услышать издалека.

Слайд 15

Очень красивая курчак у нас получилась. Она будто живая, потому что мы сделали её с душой своими руками. В магазине такой не найдёшь. Надеемся, что и Вам она понравилась!

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

ФИЛИАЛ МКОУ «РАХМАНГУЛОВСКАЯ СОШ»-УСТЬ – БАЯКСКАЯ ООШ
ПРОЕКТ
«КУКЛА В ТАТАРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ»
1266190153670
Выполнили:
ученица 3 класса
Гайнанова Инесса,
ученицы 1 класса
МиргалимоваЭлиза,
Пономарёва Регина
Руководитель:
учитель начальных классов
Канипова Эльвира Фазылдьяновна2016 год
д. Усть – БаякСодержание
Введение
История костюма
Этапы работы над проектом
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность выбранной темы:
История всегда вызывает интерес общества. Люди хотят знать прошлое своего народа. У татарской национальной одежды многовековые традиции.

Куклы в народных костюмах 31

В народном костюме нашли отражение душа народа и его представления о прекрасном. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Таким образом, изучая эту тему, мы познаем традиции татарского народа, его быт, культуру. Желание знать историю своих предков и привело к данной теме проекта. Подтолкнули к этому исследованию занятия в творческом объединение «Татарские мотивы» и классные часы, где состоялось знакомство с историей татарского народного костюма.
Цель:
Изучить историю татарского народного костюма, познакомить с результатами исследования ребят нашей школы и заинтересовать созданием собственной модели.
Задачи:
изучить историю возникновения народного костюма, об особенностях её ношения, о красноречивом языке народного костюма;
собрать материал об особенностях татарского народного костюма;
создать татарский народный костюм для своей куклы (с помощью родителей)
Проблемы проекта:
Забыты народные традиции, дети не интересуются историей татарского народа.
Исследовательская деятельность:
Чтобы узнать знают ли сверстники, как одевались наши прабабушки, мы провели исследование и выяснили что 75 % — не знают, 25% — не задумывались об этом.
История костюма
История одежды с древнейших времён до наших дней — это зеркало, в котором отражается вся история человечества. Так давайте заглянем в зеркало татарского народа.
Описание женского костюма.
Основной частью женского костюма является платье (кульмяк). Платья были из ситца, или из китайки, или шелковые, пестрые, длиною до пят, внизу с тройными оборками и с лентами. Молодые девушки любили носить платья, вышитые маленькими разноцветными монетками из тонкого железа (приложение 1).
Для красоты и как дополнение к платью девушки и женщины носили камзол без рукавов, длиною до колен, из шелковой материи с позументами и с карманом на правой стороне для носового платка (кулъяулык), который татарки никогда не носили на руках (приложение 2).
Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок), (приложение 3).
К каждой одежде нужно было подобрать и украшения, которые были главным компонентом одежды татарской женщины. Серьги (алка-кашли челдерли) были из серебра или вызолоченные. Ожерелья (каптарма) были изготовлены из вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзами, с вызолоченными рублевиками. На запястье носили браслеты (мерчем-блязек) из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзами. У молодых девушек на одном запястье было несколько браслетов, а у замужней женщины по одной на каждом запястье. На пальцы надевали кольца и перстни (джузюк), (приложение 4).
На ноги татарки надевали ичиги (читек) – ботинки сафьянные, искусно выстроченные шелком и вышитые золотом, красные, желтые и зеленые. Летом носили туфли из кожи или тряпичные, вышитые узорами (приложение 5).
Национальные костюмы, предметы одежды бережно хранятся и в школе и сельском музее. От них дуновение наших предков, их незабываемая история (приложение 6).
Этапы работы над проектом
Изучили материал по теме проекта:
традиции;
ткани;
украшения.
Создавали модель костюма.
На уроке технологии рисовали модели татарского костюма для своих кукол, выбирали ткани, выкраивали детали по готовым выкройкам.
Помогали бабушкам и мамам шить костюмы для кукол.
Мы своими руками украшали калфак и одевали кукол в национальные костюмы.
Заключение
Работать над проектом было интересно. Мы узнали много нового из истории нашего народа. Вместе проводили свободное время, отбирая материал, нам помогали родители. Хотелось бы создатькостюм, который мог бы пригодиться для выступления или демонстрации на подиуме. Может быть, кто-то из нас станет модельером. Мы увидели, что традиции народного костюма не потеряны. Татарская национальная одежда делает нас частью татарского народа, его культуры.
Список литературы
Татарский национальный орнамент «Талсымлы Ана», авт. Сергеева Н.
«Абиемнын сандыгы», авт. Сергеева Н.
«Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А
«Татарский орнамент в изобразительной деятельности», Бурганова А. Г.
«Костюмы казанских татар», Сперанская Л. Л.
Приложение 1
Основная часть женского костюма — платье (кульмяк).
-278130182245
Приложение 2
Для красоты и как дополнение к платью девушки и женщины носили камзол.
414020295910
Приложение 3
Самым популярным девичьим убором был калфак.
51752588900
Приложение 4
448310280035К каждой одежде нужно было подобрать и украшения: серьги, ожерелья, браслеты.
49974545085
Приложение 5
На ноги татарки надевали ичиги (читек).
568960192405
Летом носили туфли.
64643019050
Приложение 6
В татарских национальных костюмах коллектив «Чишма» с большим удовольствием выступает в сельских, муниципальных и областных мероприятиях.
241300111760
21736058255
Приложение 7
На уроке технологии рисовали модели татарского костюма для своих кукол, выбирали ткани, выкраивали детали по готовым выкройкам. Помогали бабушкам и мамам шить костюмы для кукол.
726440160020
71374071120

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Фольклорные куклы

Куклы-скрутки

Куклы-скрутки — замечательное наследие народной педагогики, которое с успехом может служить воспитательным задачам современности.
Образ таких кукол, конечно, условен. Но с точки зрения роли предметов-заместителей в развитии ребенка они очень важны. Кроме этого, у них есть и другие достоинства.
Во-первых, такую куклу можно сделать на глазах у ребенка в самых разных ситуациях: во время прогулки, во время поездки на электричке (из двух носовых платков), на занятии и в ходе игры.
Во-вторых, ее размеры определяются размерами скручиваемого полотна и количеством слоев обертки.

татарский национальный костюм для куклы

Следовательно, кукольные младенцы, изготовленные таким образом, могут влезать и в спичечный коробок, и в люльку из обувной коробки, и в колыбельку натуральной величины.
В-третьих, дети довольно легко обучаются технологии изготовления кукол-скруток и могут делать их в тот момент, когда это требуется.

Кукла-скрутка — как раз та игрушка, которая непременно должна присутствовать в мини-музее детского сада. Особенно там, где воспроизводится интерьер избы. Ее законное место — в люльке (в зыбке, в колыбельке).
Но принцип скрутки можно модернизировать и создать на его основе целую галерею новых образов для разных случаев жизни. Вот так, к примеру, выглядит Дед Мороз, неизменный и желанный гость детских новогодних праздников с двадцатых годов прошедшего столетия. При некотором напряжении конструктивной мысли можно заставить скрутки стоять или передвигаться с помощью веревочек. Тогда их можно использовать в театре.

Уважаемые читатели!
Мы надеемся, что куклы-скрутки в ближайшем времени появятся в ваших мини-музеях. А газета «Дошкольное образование» пополнит свою кукольную коллекцию за счет ваших образов.
Присылайте нам фотографии изготовленных вами кукол. Новые идеи обязательно найдут место на страницах газеты.

Куклы из чурбачков

В татарских селениях использовался другой способ изготовления кукол — на основе деревянных чурбачков. Как и в случае с куклами-скрутками, изготовление их просто и позволяет создавать как куклы разных размеров, так и разные образы. С изготовлением таких кукол нас познакомили педагоги детского сада «Синеглазка» г. Ноябрьска.
Ноябрьцы рассказали, как сделать куклу-невесту и куклу-жениха. Но по такому же принципу можно создать самых разных персонажей — как действующих лиц фольклорной традиции (например, свадебного обряда), так и более современные образы.

Схема изготовления татарской народной игрушки