Татарский национальный узор

02.06.2018 0 Автор admin

Татарские орнаменты.

Картинка 5 из презентации «Татарский орнамент в тюбетейке»

Размеры: 640 х 442 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока технологии щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Татарский орнамент в тюбетейке.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 2411 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему картинки

«Бордюры» — Гжель. Костюм новобрачной 1920-е гг. Ббордюр может встречаться как настенная роспись, украшающая стены зданий. Любой бордюр может быть совмещен сам с собой параллельным переносом. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Магические знаки на одежде оберегали тело человека от злых сил.

«Татарская кухня» — Содержание сухих веществ 12, 15, 20 %. Томат – пасту вырабатывают несолёную 1 и высшего сортов. Наиболее древним мясо-крупяным блюдом является бэлиш, запеченный в горшке. Во 2 сорте допускаются огурцы уродливой формы, слабохрустящей консистенции. Самый распространённый вид луковых овощей. Калькуляция.

«Монголо-татарское иго» — К концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Проживали на территории Центральной Азии. Ордынское владычество на Руси. Поход хана батыя на русь. Завоевания монголо – татар в XIII в. «ИГО» Илья Глазунов. 3. Отражение угрозы с Запада. Поход Батыя и начало монголо-татарского ига.

«Татарские писатели» — Дом Г.Камала. Кутуй. У М.Рахимова есть серия работ по теме «Джалиловцы». Муса Джалиль. Вот портрет молодого Джалиля. Ахмед Симаев. Закир нури. План работы творческой группы. Казанский период в жизни и творчестве Тукая занимает особое место. Гумер баширов. Гоголь Н.В. Г.Тукай.

Консультация «Мотивы татарских узоров и орнаментов»

В плену. В самой Казани множество газет и журналов.

«Монголо-татарское иго» — Памяти великих воинов!!! Монголо-татарское иго. Два века под игом. Монголо- татары 3 года грабили. жгли и уводили в полон. Куликовская битва. Победа! Во времена ига русская дружина многократно побеждала и, Тевтонский и, Ливонский ордена. После победы татары стали разорять юг Руси. Богдан. Калка и последствия.

«Орнамент» — Плоскостной. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Создание орнамента с помощью осевой симметрии и параллельного переноса. Создание орнамента с помощью центральной симметрии и параллельного переноса. Поворот. С помощью параллельного переноса. Осевая симметрия. Как получен орнамент?

Кухни мира

15 презентаций о кухнях мира

Новости и общество

Татарский орнамент как проявление культуры

24 июля 2014

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Цветочно-растительный орнамент и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Видео по теме

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика.

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере

Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Комментарии

Похожие материалы

Закон
Флаг Белоруссии: значение цветов и орнамента. Как выглядит белорусский флаг?

Белорусская история полна трудной борьбы за независимость. Своей символикой государство офи…

Здоровье
Какие проявления у пациентов с уретритом? Симптомы, причины и лечение

Уретрит (воспаление мочевыводящих путей) — достаточно распространенное заболевание, которому подвержены взрослые и дети. Признаки проявления у женщин сложно определить, так как они схожи с циститом. Диагноз став…

Новости и общество
Современный человек как носитель культуры своего народа

Любой человек, родившись на этом свете, с материнским молоком впитывает национальную культуру, овладевает родным языком. Жизненный порядок и традиции народа становятся его личным образом жизни. Таким образом, человек,…

Образование
Нартский эпос как памятник культуры Кавказа

Монументальным памятником культуры адыгов, как, впрочем, и других народов Кавказа, является нартский эпос. Создание этого величественного источника традиций исследователи относят к третьему тысячелетию до н.э. На прим…

Образование
Древний Египет: скульптура и искусство как источник культуры древнего мира

Одна из древнейших цивилизаций человечества возникла у истоков великой африканской реки Нил и носила название Египет. Эта страна оставила нам в наследство богатую культуру. Она потрясает разнообразием и многоплановост…

Образование
Встречают не по одежке: устная речь как показатель культуры

 Многие известные деятели культуры уверены, и небезосновательно, что человек, который неуважительно относится к родному языку – дикарь. Специалисты справедливо считают русский язык огромным богатство…

Духовное развитие
Религия как феномен культуры. Самая древняя религия

Любая мировая религия является феноменом культуры, ведь культурой принято считать совокупность представлений человека об окружающем их мире. В отличие от культуры, которая определяется как результат взаимодействия чел…

Бизнес
Какие культуры после каких можно сажать, чтобы урожаи радовали

Огородники со стажем знают, что существуют культуры, которые очень требовательны к плодородию почвы. Они за период своей вегетации вытягивают из земли массу полезных элементов. После них не всякий овощ будет чувствова…

Бизнес
Вкусный болгарский перец: болезни культуры, и как с ними бороться

Болгарский перец является продуктом популярным и крайне востребованным. В нем содержатся каротин, минеральные соли, белки, глюкоза, множество витаминов. Используют овощ для маринования, соления, приготовления салатов …

Бизнес
Как выращивать бахчевые культуры

Бахчевыми культурами называют однолетние растения, относящиеся к семейству тыквенных. Отличительной их особенностью являются длинные стебли с усиками. В том случае, если рядом с этими культурами будут поставлены опоры…

Дизайн-студия Mardesign разработала "Татарские узоры". Также Вы можете скачать понравившийся "Татарский узор"

Каждый узор несет в себе не только символ цветка, но и смысл, который в нем заложен.

 

Тюльпан — это традиции и искусство татар (миллэт). Тюльпан — это родина (герб РТ). Тюльпан — это Ислам. Символ тюльпана – редкий пример того, как элемент доисламской, кочевой эпохи органично вписывается в новый контекст: с приходом ислама в Татарстане растительный мотив приобрел новый сакральный смысл. 

 

«Цветок Всевышнего» – тюльпан с давних времен украшает стены, окна и двери татарских мечетей.

Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию

Тюльпан не зря носит такой гордый титул: в арабском языке слова «тюльпан» и «Аллах» роднят одни и те же буквы. Кроме того, согласно восточной нумерологической системе Абаджа, где каждой букве присваивается собственное число, сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Тюльпан"

 

 

Трилистник — знак оберег.

 

Видное место среди растительных изображений почти во всех видах искусства казанских татар занимает трилистник. Трилистник редко выступает в композиции самостоятельным мотивом. Объединяясь с другими цветами, трилистник создает очень красивую своеобразную картину. Условная трактовка трилистника в орнаментальной композиции, особенно в вышивках, превращала это изображение и в цветок, и в лист, и в веточку.

 

Сибирские татары выдвинули знак-символ трилистника на своем флаге.

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Трилистник"

 

 

Значительное место среди цветочных изображений занимает гвоздика (канәфер чәчәге). Наибольшее распространение изображение этого цветка получает в вышивках, меньше — в резной орнаментации камней и остальных видах народного творчества. Мотив гвоздики так же имеет большое количество вариации. Мотив гвоздики тоже имеет большое количество вариаций. Наряду с лепестками зубчатого профиля встречаются лепестки в виде волнистых и полукруглых завершений. 

 

На турецких и кавказских коврах гвоздика является символом счастья.

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Гвоздика"

 

 

Значительное место в татарском искусстве среди цветочных изображений занимает мотив близкий к георгинам. Мотив георгин имеет большое количество вариаций с различными цветовыми оттенками. Наряду с лепестками зубчатого профиля встречаются и лепестки в виде волнистых, полукруглых завершений или комбинаций тех и других. При создание данной композиции используются татарские узоры, которые образованы из простейших фигур: кругов. Трактовка георгин отличается легкостью и графичностью.

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Георгин"

 

 

Цветочные изображения с сердцеобразными лепестками характерны для вышивок тамбуром и гладью (золото). Сердцеобразный элемент в построении цветочных мотивов татарского орнамента получает широкое применение. 

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Сердцеобразные лепестки"

 

 

Многие народы почитали шиповник как символ здоровья, успеха и изобилия. Плод шиповника считался лучшей защитой от сглаза. С давних времен люди используют плоды шиповника в лечебных целях. 

 

Скачивайте и используйте татарские узоры в векторе: "Плод шиповника"

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Орнамент — красивый рассказчик. Вглядитесь в него, и он расскажет о своем крае и времени, когда родился, о своем народе и событиях, которые пережил вместе с ним.


Напевы волжских узоров…

Давайте изучим наш орнамент — татарский — вместе с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой, доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.


Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Гузель Фуадовна, чем интересна история татарского узора?

— Орнамент — это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров — от ювелирных украшений до архитектурных строений. Орнамент многолик и многообразен. Это универсальный вид искусства.

Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше — с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития. В нем всегда отражались природа и символически значимые для человека предметы, образы.

Поэтому, если взять древний орнамент, то мы сможем увидеть в нем окружающий мир, природные явления, характерные для далеких предков татар, проживавших на Алтае, в Центральной и Южной Азии. Так, к узорам, имеющим древнее происхождение надо отнести мотив лотоса, розетки, сердцеобразный, пальметты (стилизованное изображение листьев пальмы). Последний мотив, в зависимости от трактовки, связан и с восточноазиатским искусством и с искусством гуннов и с искусством древней Греции. Влияние греческой культуры ощутила на себе Великая Болгария, занимавшая территорию Крыма и Приазовья с их греческими колониями.


Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Появление мотива лотоса можно объяснить проживанием наших предков на территориях Дальнего Востока, Центральной и Передней Азии. Примечательно, что комбинация мотивов пальметты восточноазиатского характера и лотоса встречается среди тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья только в орнаменте казанских татар.

После того, как предки татар оказались на территории Волго-Камья, в орнаменте появились новые мотивы. Они связаны с флорой и фауной данного региона.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

В домонгольский период Волжской Булгарии популярными в орнаменте были стилизованные изображения лося, лисицы, куницы, сокола и др. Часто встречаются узоры из мотивов полевых цветов: ромашки, колокольчики, незабудки, маки и др. Сохраняются и узоры, связанные со степной культурой, такие, как мотив тюльпан, куст караганника, изображения диких гусей и т. д.

В эпоху Золотой Орды в орнаменте отражается влияние монгольского и китайского искусств, например, появляются облаковидные мотивы, мотив плетенки, в новой трактовке можно увидеть изображение лотоса. Чаще встречаются мотивы, отображающие чужеземных животных — льва, павлина, косули и др., популярными становятся фантастические мотивы — драконы, сфинксы, двуглавые птицы. В состав Золотой Орды, как известно, входило немало племен — предков нынешних тюркских народов: кыпчаки, огузы и др. Такое смешение культур оказало свое влияние на орнамент казанских и в целом поволжских татар.


Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

В эпоху Казанского ханства на татарское орнаментальное искусство сильно влияют турецкая и иранская культуры. Так, орнамент пополняется мотивами из репертуара садовых цветов — георгинов, астр, маков, пионов и других, которые были популярными в узорах привозных восточных тканей.

Завоевание Казанского ханства и включение его в состав Российского государства оказало сильное влияние на специфику татарского узоротворчества. Русское искусство в основе своей было религиозным, христианским. Что касается русского орнамента, то он, и по сей день, имеет изобразительную основу, связанную со стремлением реалистичной передачи тех или иных образов.

У татар же, со времени принятия Ислама, орнамент имеет условно-декоративную, абстрактную символическую и иногда метафорическую основу. В нем нет изобразительной реалистической трактовки образов. Речь идет о другом мышлении в искусстве, которое находится в рамках мусульманского художественного мировоззрения, связанного с эстетической доктриной ислама.

Если вернуться к татарам, оказавшимся в составе русского государства, то были и периоды насильственного крещения. Татарская община противилась ему и пыталась защитить себя даже на уровне изобразительного языка искусства. В этот период были усилены запреты на изображения живых существ и исчезают мотивы, имеющие в основе изображение креста. Татарские вышивальщицы не вышивали крестиком (кроме татар крещеных), и эта техника вышивки распространяется среди них лишь в 1960-е гг.

В итоге, мы больше увидим влияние татарского орнамента в русском искусстве, нежели наоборот.

А арабские геометрические мотивы?

— Так называемые арабески и гирихи — это те виды узоров, которые были изобретены арабами в сфере орнамента. Они стали всеобщими для мусульманского искусства и встречаются в творчестве почти всех мусульманских народов. Гирихи и арабесковый орнамент украшали архитектурные памятники г. Булгара, их можно увидеть на археологических фрагментах от исчезнувших ханских зданий Казанского кремля.


Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Геометрические композиции в виде гириха и сложное переплетение геометрических и растительных узоров в арабесковом орнаменте получили распространение в средневековой монументальной архитектуре ислама. А у татар, с завоеванием Казанского ханства, монументальная архитектура, как вид архитектуры, связанный с господствующим классом, перестала развиваться. Она возрождается в конце XIX в., в связи с указами императрицы Екатерины II, разрешившей татарам строить каменные мечети и дома знати.

В какой форме орнамент присутствует в жизни сегодня?

— Сейчас татарский орнамент возрождается в творчестве современных профессиональных художников и народных мастеров, художников-любителей. Его можно увидеть и на некоторых монументальных зданиях в Казани и в других городах республики, в пространственно-предметной и бытовой среде. Орнамент украшает предметы интерьера: шамаили, ляухэ, настенные тарелки, декоративную керамику; обрядовые и бытовые предметы — намазлыки, полотенца, скатерти, подносы, шкатулки и др.; элементы костюма (платья, жилетки, головные уборы, обувь).


Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Кто-то индивидуально, кто-то небольшими цехами занимается моделированием и пошивом одежды и ее составных частей в татарском стиле. Для желающих, есть возможность заказать и печатное нанесение на одежду татарского узора. Есть мастерицы, вышивающие узоры татарского орнамента и работающие и с канителью, и с золотыми нитями. Популярен орнамент в изделиях из дерева и керамики, особенно в настенных тарелках, в ювелирных украшениях. Мастера-ювелиры, работающих в технике популярной для татар ажурной филиграни, с использованием драгоценных камней, выбирают для своих изделий старинные орнаментальные формы…

Гузель Ибрагимова

  1. islam-today.ru

Секрет этого эффекта, впрочем, довольно прост, хотя и растворен в ритмическом узоре вышивки. Это асимметрия, в целом не нарушающая равновесия узоров вышивки, но вносящая ту самую естественность, непосредственность, которая характерна для реальной природы — первейшего источника вдохновения народных художниц. Неиссякаемая фантазия мастериц в поисках новых художественных решений смело переводит геометрический, зооморфный орнамент в разряд растительного, а богатство последнего, помноженное на бесконечное число вариаций одной и той же темы в индивидуальном творчестве рукодельниц, не оставляет впечатления бедности и однообразия вышивки. Даже среди произведений из одной местности трудно найти буквально повторяющиеся по рисунку узоры. Немалую роль в создании впечатления богатства и разнообразия орнамента играет и присущая татарской вышивке полихромность, когда одни и те же мотивы, выполняются в разных цветах, и воспринимаются как разные.

Виды орнаментов татарской вышивки

Цветочно-растительные мотивы татарских вышивок можно объединить в три группы. По классификации, предложенной Ф. X. Валеевым, это мотивы степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.

В основе почти каждого цветочно-растительного мотива татарской вышивки лежит сочетание криволинейно-геометрических фигур.

Татарские орнаменты

Так, например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив "виноградной лозы".

Выделяются мягкие, плавные очертания облаковидных и пальметовидных фигур, восходящих к простейшим парным завиткам, спиралям. С помощью розеточных форм создаются изображения как условных, так и конкретных бутонов, цветов — чаще многолепестковых садового происхождения (пионов, георгинов и т.д.).

Мотив, близкий к изображению пионов в вышивке.

Мотив гвоздики в татарском орнаменте

Геометрическому орнаменту в вышивке в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Так, мотивы меандра (связанного и разорванного), спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки и др. используются в композициях каём и бордюров. Сложные геометрические формы — розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т. д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов.

В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Например, геометрический орнамент на концах полотенец, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломаных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов (простых, спаренных, городчатых). На начелышах "сүрәкә" в полосе бордюра нитями прикрепа создаются легкие орнаментальные ленты: ритмичным повтором двух-трех перекрещивающихся зигзагов или чередованием мотивов спирали и ромба с продолженными сторонами. Для вышивки поверх золотного фона начелышей, типичны шестигранная розетка, восьмиконечная звезда, ступенчатый треугольник, квадрат или ромб с различной внутренней разработкой, Х-образная фигура. На свадебных платках "түгәрәк яулык" геометрический орнамент представлен мотивами ромба, квадрата, розетки, углов и т. д. Для этих платков характерен и геометризованный орнамент (листовидные узоры).

Из линейных геометрических мотивов н

аиболее распространены и традиционно применялись следующие: мотив волны ( рис.1), набегающей волны (рис.2), мотив жгута (рис.4), фестончатообразный (рис.3), спирали ( рис.8), реже встречаются зигзагообразные (рис.7), мотив веревочки (рис.5), плетенки (рис.6) , и меандра (рис.11-12) получивший в орнаменте вышивки широкое распространение.

Зооморфные мотивы — характерные для декоративно-прикладного искусства русских и финно-угорских народов, в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из причин этого — запреты мусульманской религии на изображение живых существ. От этого идет и некоторая односторонность развития орнаментального искусства татар. Однако "табу" на изображение живых существ вызвало к жизни множество вариантов, не запрещенных религией типов орнамента. И все же, несмотря на самые жесткие каноны, диктуемые религией, творчество отдельных народных мастеров воспроизводило и живые образы, населяющие окружающий мир, находилось место и для изображения сказочных, фантастических героев. Однако установить в узорах вышивок XIX века изображения птиц, бабочек, коней и пр. представляет немалую трудность — настолько стилизованы они, переработаны в духе растительного орнамента. Более реалистично зооморфные мотивы трактуются в золотошвейной глади. Дополнительную трудность в обнаружении зооморфных мотивов представляет многоцветность тамбура. Поэтому в вышивке со сплошным полихромным заполнением труднее прочитать зооморфное начало, чем в вышивке, где тамбур прорисовывает лишь контурные линии.

В вышитых узорах полотенца встречается такая деталь, как мотив дерева-цветка, разделяющего коней одной пары. Этот мотив не что иное, как изобразительный след двух широко распространенных в язычестве культов: земли-матери и деревьев. Еще со времен матриархата плодородящая сила земли олицетворялась в образе женского божества и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности. Так же изображалось и священное древо жизни, источник жизненной силы, символ плодородия, вместилище души предков. Мотив древа-цветка в полотенце является стержнем трехчастной композиции, сюжетный смысл которой некогда мог означать сцену поклонения симметрично стоящих всадников женскому божеству, или древу.

В вышитом узоре на концах свадебных наголенников тамбур не только обводит контуры мотивов, но и участвует в заполнении его элементов. Нижние детали своеобразного букета из листьев различных форм и размеров заполнены ковровым швом, а верхние — зигзагообразной сеткой тамбура. Если в полотенце отражались графически-лаконичные линии, вызвавшие ассоциацию с образом коней, то в других изделиях замечаем, что "букет-куст" напоминает гигантскую бабочку, с раскинутыми в полете крыльями, а трилистник, завершающий верх букета,- не что иное, как двуглавая птица. Это свойственное народному искусству упрощение и обобщение изображения, в конечном счете, рождало новый самостоятельный условный орнаментальный знак.

Зооморфные мотивы в татарском орнаменте вышивки

Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита, выполненными сложной вязью, украшались заставки и концовки книг, оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Незначительное отражение эта традиция нашла и в вышивке. Так, некоторые вышивки прошлого столетия (полотенца, носовые платки, наволочки, чаще намазлыки) сопровождаются текстом — изречениями, посвящениями, добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью.

Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. В немалой степени это связано с тем, что тамбурный шов остается ведущей техникой и на сегодняшний день.

Вышивка салфеток

Выбирая узор для наших салфеток, мы обратили внимание на то, что в книге Ф.Х. Валеева узоры, используемые в тамбурной и золотошвейной вышивках, отличаются большим разнообразием мотивов и обилием их вариаций. Однако ознакомившись с вышитыми изделиями городского музея, мы увидели полотенца, выполненные счетной гладью с геометрическим рисунком (приложение 4).Мы опросили не мало знакомых и соседей, чтобы найти женщин, которые занимались вышивкой.С большим трудом, но нам все-таки посчастливилось познакомиться с двумя жительницами нашего города: Бакировой Нураньей Абунакировной и Аксановой Сарой. Они показали нам свои изделия, которые вышивали в молодости. Их изделия, выполненные гладью и швом крест мало напоминали татарский орнамент (Приложение 5). Эти женщины приехали в наш город в 30-е годы детьми, поэтому видно, что на их творчестве отразилось веяние городского быта и рядом живущих жителей других народностей.

На своих изделия мы решили показать традиционную вышивку татарских женщин, выполненную тамбурным швом.

Тамбурный шов применяется не только в вышивках, но и при отделке изделия. Внешне выглядит вроде цепочки. По характеру стежков в татарской вышивке различают тамбур низкий (элме), шитый крупными стежками, и

тамбур высокий, шитый мелкими стежками, создающими впечатление рельефно нашитого шнурка ( куперткэн элме). В последнем случае обычно употреблялись толстые нитки из крученого шелка. Для вышивки салфеток мы взяли традиционные для татарской вышивки цветочно-растительные узоры, а края вышили популярным мотивом «виноградной лозы».