Толерантность и молодежь

02.10.2018 0 Автор admin

Понятие «толерантность» вошло в широкий обиход в связи с усилением ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» .

Разными народами данный термин понимается неодинаково, что определено их историческим опытом. Таким образом, в зависимости от культуры, языка, оно имеет различный смысл. В английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французы трактуют этот термин как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке толерантность — прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение. В белорусском — толерантность используется как характеристика человека, но чаще в качестве характерного признака всего белорусского этноса .

Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть .

Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia, что означает «терпение». Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет толерантность как производное от французского tolerant — терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» . В краткой философской энциклопедии толерантность трактуется как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Широко понимается толерантность и в педагогике. Так, Н.А. Асташова определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» .

И.Б. Гриншпун предлагает рассматривать толерантность как некоторую характеристику индивида по целому ряду параметров, таким как: объективная отнесенность (дифференцированное проявление относительно различных объектов); диапазон толерантности (условная мера толерантности как индивидуальной характеристики), фокус, устойчивость и динамичность толерантности. Толерантность не статична, она носит процессуальный характер, что предполагает конечность и динамику с возможной сменой акцентов .

В.З. Вульфовым толерантность понимается как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни» .

Толерантность в психологии понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой — либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» .

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она «является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» .

В развитом общественном самосознании толерантность представляется как моральное качество, которое характеризуется «принятием одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности — диалог, разъяснение, сотрудничество» .

Толерантность — понятие многоаспектное. Оно может рассматриваться не только как регулятор межличностных, международных и межконфессионных отношений, как принцип гражданско — правового поведения, как социально — политический императив человеческого сообщества, но и как этико — философская категория, как культурная норма и моральная ценность.

Таким образом, толерантность предполагает осознание личностью ценности другого, выделение его за счет присущей ему уникальности и принятие его вопреки или благодаря его непохожести на саму личность.

Список используемой литературы

 

1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.- 363с.

2. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. Методич. пособие — СПб.: СПбГУПМ. — 2003.- 55с.

 3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. — 2002. — №6. — С.12-16

4. Декларация принципов толерантности. 

5. Краткая философская энциклопедия, 1994, с. 457

6. Краткий психологический словарь, 1985,с. 357

7. Левитсс Д.Г. Практика обучения — современные образовательные технологии.- М.: Изд-во Ин. Практ. Психологии; Воронеж: НПО Модж, 1998.- 288с.

8. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. 2-е изд., доп. и перераб. М.- 1994, 928 с

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.- М.: Нар. Образование, 1998.- 255с.

10. Советский энциклопедический словарь/главный  редактор А.М.Прохорова. — М.- 1982

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ»

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ.

Классный час "Дружба и толерантность"

Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети . Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

В статье рассматриваются проблемы формирования толерантности среди студенческой молодежи.

Существует выражение «толерантность – это искусство жить в мире с непохожими на тебя людьми».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Оно, как нельзя, кстати, относится к России, ведь наша страна всегда была многонациональным государством. Однако в современном обществе остро стал вопрос о воспитании в подрастающем поколении чувства толерантности. Несомненно, данную проблему нужно рассматривать еще среди школьников, но и среди студентов ВУЗов, ССУЗов должны активно пропагандироваться данные вопросы.

Формирование у молодежи толерантного сознания и развитие межкультурных коммуникаций остаются актуальными вопросами для нашей страны, так как российское общество неоднородно, наполнено представителями разных социальных групп, культурных ценностей и интересов.

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из широко востребованных не только в нашей стране, но и во всем мире. Она является объектом обсуждений на различных уровнях, в различных аспектах, включает совокупность проблем, связанных с отношениями людей. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние годы понятие «толерантность» стала международным термином. В Декларации принципов терпимости, которая была принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО, содержание принципов терпимости раскрывается следующими характеристиками:

  • уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности;
  • единство в многообразии;
  • достижение мира, переход от культуры к культуре мира;
  • активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и торжеству права .

Толерантность по своему смыслу шире, чем такие понятия, как «терпимость» и «терпимое отношение». Толерантность подразумевает способность человека выйти за пределы своего мира, понять и принять другой мир, отличный от его собственного по многих признакам: национальным, культурным, религиозным и другим .

Сегодня восприятие или не восприятие молодежью других национальностей, толерантное отношение к различиям между людьми, готовность уважать эти различия зависит от многих факторов, включая: ближайшее окружение, ценности личности и общества, воспитание. Так же на восприятие других, такими, какие они есть, влияет менталитет той страны, в которой человек вырос. Мы видим, что современная молодежь предрасположена к пониманию различий между людьми, так как толерантные установки заложены еще нашими предками. Молодые люди, на бессознательном уровне, способны принять другого человека таким, каким он есть. Однако, не смотря на это, сознание некоторых молодых людей, не воспринимает традиции своего народа, действует агрессивно к тем людям, которые отличаются по национальному, вероисповеданческому, культурному признаку. Поэтому данная проблема весьма актуальна не только среди детей, но и среди подростков.

Итак, толерантность можно рассматривать, как минимум, с трех сторон :

  1. Как овладение определенной философией толерантности как ценностью;
  2. Как культуру толерантного сознания;
  3. Как отношение к соответствующей действительности.

На индивидуальном уровне – это способность индивида без возражений и противоречий воспринимать отличающиеся от его собственного мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов.

Нельзя не отметить, что в настоящее время проблема толерантности весьма остра. Много споров по этому поводу возникает: так ли хороша толерантность и нужно ли, действительно, слепо ей подчиняться. Однако последние события на мировой арене не дают забыть о правильности и положительных свойствах данного понятия .

Неоднозначные процессы социально-экономических и межнациональных отношений в современной России актуализируют изучение проблем толерантности, особенно в молодежной среде. Одной из проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных социальных групп и культурных традиций, становится низкий уровень компетентности молодых людей в вопросах толерантности . Поэтому исследование в области информированности молодежи о проблеме толерантности просто необходимо.

В рамках этого исследования было выявлено, как молодые люди определяют для себя понятие «толерантность». Большей части опрошенных (45%) близко определение толерантности как готовности к взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения; для 36% респондентов — это уважение, принятие и понимание наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; 15,6% участников опроса понимают толерантность как интерес, уважение и соучастие в другой культуре; а 3,5% — как терпимость или безразличие .

Конечно, чтобы привить студентам основы толерантности необходимо, чтобы этим основам обучали люди, обладающие данными качествами. В связи с этим нужно построить своеобразную систему по выбранному направлению. (Рисунок 1).

Таким образом, воспитание толерантности среди студентов среднего профессионального образования необходимо проводить систематически, поочередно объясняя и доводя сведения, формируя правильное мировосприятие и отношение к другим национальностям, традициям и культуре.

Slide 0

Что такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Slide 1

•Tolerancia (испанский) – способность признаватьотличные от своих собственных идеи или мнения.•Tolerancia (французский) – отношение, при которомдопускается, что другие могут думать илидействовать иначе, нежели ты сам.•Tolerancia (английский) – готовность бытьтерпимым, снисходительность.•Tasamul’ (арабский) прощение, снисходительность,мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,терпение, расположенность к другим.

Slide 2

Синонимы к понятию «толерантность»:• Терпеливость- это свойство человекапроявлять терпение, что становится чертойего характера.• Терпимость- это общественное явление,которое заключается в том, что множествограждан этого общества склонныпроявлять терпение, быть сдержанными инеагрессивными.

Slide 3

Что понимают под «интолерантностью»:Интолерантность-(лат. Intolerantia -непереносимость,нетерпимость).

Slide 4

1. Знание самого себя. Толерантные люди Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках. Интолерантные люди Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

Slide 5

2. Защищенность. Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Интолерантный человек опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

Slide 6

3. Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Slide 7

4. Потребность в определении. Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

Slide 8

5. Способность к эмпатии Толерантный человек может правильно оценить и себя и другого человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

Slide 9

6. Чувство юмора. Толерантный человек способен посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

Slide 10

7. Авторитаризм Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.