Уйгуры кто они

06.09.2018 0 Автор admin

— Нариман, вы верите в легенду об империи Му?
         — Но это не легенда! Это исторический факт, обоснованный в XIX веке англичанином Джеймсом Черчвардом, и не только им. По этому поводу написано немало книг. Речь идет о континенте, существовавшем более 20 тысяч лет назад, достигшем высокого уровня цивилизации, но погибшем в водах Тихого океана. Одним из народов, доминировавших на этом континенте, были уйгуры.

         — Однако в большинстве современных исторических трудов рассказ об уйгурах начинают с III века до нашей эры. Давайте уточним: что было в ту пору?
         — Мощный гуннский племенной союз во главе с уйгурами в Центральной Азии. Первое дофеодальное государство, границы которого простирались от Монголии до Центральной Сибири — на севере и от Енисея до нынешнего Таджикистана — на юге и западе. Само слово "уйгур" в переводе с тюркского означает "объединение".

Как уйгуры оказались в России

Согласно свидетельствам одного средневекового персидского историка, Огуз-хан как-то поставил белую юрту и, устроив большой пир, созвал своих соплеменников. Всем, кто к нему присоединился, он дал имя "уйгуры" — то есть "объединенные". Хотя есть и другая версия происхождения слова. Войска гуннского государства остановили армию Александра Македонского. Тогда великий полководец и назвал их "худ хуранд" — пускающие стрелы со всех сторон. Позже именно это выражение преобразовалось в этноним "уйгур".

         — Таким образом, история вашего народа — это история бесконечных войн?
         — В общем, да. Сражения за передел территорий с монголами и китайцами практически не прекращались. Особенно уйгурам доставалось от китайцев. Набеги были столь изнурительными и кровопролитными, что многие уйгурские племена не выдерживали натиска. Десять племен из девятнадцати были вынуждены уйти даже на территорию нынешней Европы. Кстати, есть специалисты, которые говорят, что среди них были прародители современных венгров.

         — Не с тех ли времен масштабных кочевий в уйгурском фольклоре появились легенды о волке-спасителе и тотем (объект для поклонения. — Ред.) волка?
         — Именно так. Китайцы выбрали себе в качестве тотема дракона, индийцы — корову, а уйгуры — волка. Легенд о волках у нас множество. В одной, например, говорится о том, как уйгуры, потерпев поражение, затерялись в горном ущелье. Совсем было умерли от голода, как вдруг увидели волка — добежав до горы, он скрылся в пещере. Люди последовали за ним, прошли гору насквозь, благодаря чему нашли неведомый доселе свободный, обильный дарами природы мир — и таким образом спаслись…

         — Какие периоды истории можно было бы назвать "золотым веком" для уйгуров?
         — Период особого процветания: с VIII по XII век нашей эры. Потом еще один расцвет: XVII — XVIII века — до завоевания китайской династией Цин. В период новейшей истории с 1933 по 1934-й просуществовала первая независимая исламская республика Восточный Туркестан, являвшаяся по сути уйгурской, а с 1944 по 1949-й — вторая. Именно она впоследствии была преобразована в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) в составе КНР.

         — О трудной судьбе вашего народа говорит и то, что само название народа — уйгуры — в течение нескольких веков было забыто…
         — Это произошло после завоевания династией Цин. Уйгуров стали отождествлять с местами их проживания, так и называли: турфанцами (город Турфан), кашгарцами (Кашгар)… Лишь в 1921 году съезд уйгуров в Ташкенте восстановил древнее название.

         — Получается, разбросала судьба уйгуров по всему белому свету?
         — Да. Если говорить об СНГ, исторически нас много в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Туркмении. Тысячи уйгуров живут в странах Бенилюкса, в Америке. Держимся друг за друга, селимся рядом, семьи стараемся по возможности создавать только со своими.

         — И как в таких обстоятельствах удается сохранять уйгурские традиции, язык? Без помощи соседских народов, без государственной поддержки, думаю, это делать очень трудно.
         — На уйгурском говорят, понятное дело, в нашей автономии в Китае. Но не только. Язык сохраняется везде, где живут уйгуры. Да, происходят различные трансформации. Вот "бывшие советские" переняли кириллицу, а китайские пишут арабской вязью. Но повсюду, подчас совсем непросто, сохраняются и язык, и культура, и национальные особенности. В Казахстане есть уйгурские школы, в Киргизии — классы. Там же в университетах — уйгурские факультеты. В Алма-Ате открыт уйгурский национальный театр. И в Китае, в СУАР — их несколько.

         — А в Москве что делается?
         — В Москве с 1993 года существует наше национально-культурное объединение, прежде называвшееся ассоциацией. У истоков стояли я, доктор социологических наук Абдулахат Кахаров и банкир Марат Кадыров. Еще недавно при Институте востоковедения работала кафедра, на которой уйгуры могли защищать кандидатские и докторские диссертации, но в связи со смертью профессора Турсуна Рахимова, к сожалению, эта практика пока приостановлена… В поликультурном центре на улице "Правды" каждое воскресенье репетирует наш танцевальный коллектив "Рухсара", руководитель — Зумрат Хасанова: дети не только танцуют, но и поют на уйгурском. Год назад создали футбольную команду под названием "Уйгур". В марте 2004-го участвовали в первом чемпионате межнациональной лиги — его заключительный аккорд прозвучал в "Лужниках": сборная мэрии сыграла против сборной национальных автономий "Ноев ковчег" вничью… Мэрия, должен прямо сказать, хорошо помогает — недавно, например, в Московском доме национальностей провели очередной вечер культуры, посвященный выходу новой книги стихов нашего поэта Вильяна Садыкова. Пожалуй, Садыков, хореограф Алишер Хасанов и мастер-виртуоз гранитной облицовки Сатурин Атабаев — самые знаменитые московские уйгуры. Хасанов неоднократно ставил номера для сборной России по фигурному катанию и для гимнасток из клуба "Крылья Советов". Атабаев занимался облицовкой нескольких объектов на Поклонной горе и храма Христа Спасителя, за что удостоился благодарности Алексия II.

         — Удивлена, что вы до сих пор ничего не сказали про замечательные уйгурские оркестры! О них же легенды ходят, в частности о знаменитых уйгурских симфониях — мукамах…
         — Есть небольшой оркестр в Алма-Ате, при театре. Есть, разумеется, и в Китае, в столице СУАР — городе Урумчи, но с гастролями сюда, в Россию, они приезжают редко. Так что про мукамы остается только читать. Это древние уйгурские симфонии — их двенадцать, по числу месяцев, они включают 170 песен и танцевальных мелодий, 72 инструментальные части. А наши оркестры, вы правы, явление уникальное, они состоят из щипковых и струнных инструментов при участии звучного большого барабана — когда слушаешь, дух захватывает, грандиозное эмоциональное воздействие!..

         — Знаю, уйгурская кухня весьма примечательна — этнокафе открыть не пытались?
         — Два кафе, правда совсем небольших, уже работают на Черкизовском рынке. Там можно попробовать и манты, и наши уйгурские лепешки, и лагман — лапшу с мясной приправой, и чай с маслом, солью, молоком. Расширить этот бизнес было бы здорово, но пока возможности нет. А еще хотелось бы открыть секцию нашей национальной борьбы кульсинат — в Санкт-Петербурге такая уже успешно работает.

         — Какие черты характера для уйгуров, на ваш взгляд, главные?
         — Уйгуры доверчивы, сострадательны… А кроме того, склочны (смеется). Вернее, склонны временами посплетничать, посудачить, скажем так. И ужасно педантичны. Если что-то делают, обязательно хотят отличиться. Когда понимают, что блеснуть не смогут — скорее вообще пальцем не шевельнут… А еще уйгуры крайне свободолюбивые: у нас даже пословица есть "Уж лучше на воле тумаков получать, чем в тесной юрте плов есть". И все прямо от рождения — начальники, ни в какой другой роли себя не мыслят. Властолюбие присуще, чего уж тут скрывать, причем всем — и мужчинам уйгурским, и женщинам. Все мнят себя первыми! Это, наверное, в генах — со времен многовековой империи Му. Ничем не вытравить!

Самые красивые уйгурки (26 фото)

Народность уйгуры

Численность:

Районы проживания: 

Синьцзян-Уйгурский Авт. р-н 

Язык: уйгурский 

Религия: ислам 

УЙГУРЫ, уйгур (самоназв.)

Народ в Китае (7505 тыс. чел., Синьцзян-Уйгурский авт. р-н). Живут также в Казахстане (185 тыс. чел.), Киргизии (37 тыс. чел.), Узбекистане (36 тыс. чел.), России (3 тыс. чел.), Афганистане (2 тыс. чел.) и др. Общ. числ. – 7,77 млн. чел. Говорят на уйгурском, или ново-уйгурском, яз. тюрк. группы алтайской семьи. Диалекты: северо-западный, или центральный, с говорами (турфанским, кучарским, аксуйским, яркендским, кашгарским, илийским, урумчинским, карашарским и др.). Распространены рус., казах., узбек., киргиз. и кит. языки в зависимости от мест проживания той или иной группы. С кон. 1-го тыс. письменность на основе согдийской графики. Письменность в Китае на основе араб. графики, в пределах быв. СССР – на основе рус. графики. верующие У.

Уйгуры в «большой игре» великих держав

– мусульмане-сунниты. 

Жившие в древности в монгольских степях кочевые племена (предки У.) упоминаются в источниках с 3 в. Этноним У. Сохранился в орхонских рунических надписях 8 в. В сер. 8 в У., жившие в долинах рр. Селенга, Орхон и Тола, образовали государство. После его разгрома в 840 енисейскими киргизами У. Переселились на З.- в Вост. Туркестан и в зап. часть Ганьсу, где создали независимые гос-ва с центрами в Турфанском оазисе и в Ганьсу. Здесь У. Постепенно ассимилировали местное, преим. ирано- и тихароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и нек-рые виды ремесел. в Этот период среди У., религией к-рых был шаманизм, распространились манихейство, затем буддизм и христианство (несторианство). Гос-во У. в Ганьсу было в 11 в. уничтожено тангутами, а вост.-туркестанское гос-во в 12 в. стало вассалом каракитаев, в 14 в. вошло в состав Джагатайского (Чагатайского) улуса, а затем – в Моголистан. В 14-17 вв. среди У. Распространился ислам, вытеснивший другие религии. К этому времени относится формирование совр. уйгурского этноса с новоуйгурским яз. Длительное господство завоевателей, политико-адм. разобщенность и ряд др. причин привели к тому, что этноним У. Почти перестал употребляться. У. стали называть по месту жительства – кашгарлык (кашгарцы), хотанлык (хотанцы) и др. или по роду занятия – таранчи (земледелец). Однако У. сохранили этнич. самосознание и свой язык. В 17-18 вв. в Вост. Туркестане существовало гос-во У., к-рое к 1760 было захвачено маньчжурскими правителями Китая. В 1955 в Китае был образован Уйгурский авт р-н. 

Осн. занятие У. – поливное пашенное земледелие, достигшее высокого уровня (зерновые, масличные, разл. технич. культуры, овощи), садоводство. В нек-рых р-нах (у лобнорцев, в горных р-нах Хотана и Хами) занимаются гл. обр. скотоводством (овцы, лошади, верблюды, коровы). Подсобные занятия – рыболовство, охота, собирательство. Ремесла – ткачество, изготовление ковров, керамики, медной посуды и др. Часть У. занята в промышленности. Преобладает линейная планировка поселения. Традиционное жилище У. глинобитное или из сырцового кирпича, с плоской мазаной крышей. Перед входом в дом – крытая терраса (айван). Спят на обогреваемой лежанке (типа кана), ниши в стенах служат для хранения постелей и посуды, одежда хранится в сундуках. Очаг типа камина расположен в стене. Муж. одежда – рубаха, штаны, халат, шапка, тюбетейка, кожаная обувь с чулками; женская – длинное платье среднеазиатского типа, безрукавка. Зимой все носят шубы. Женские серебряные украшения, особенно серьги, отличаются изяществом; тюбетейки покрываются обильной вышивкой. Осн. пища – мучная6 лепешки, лапша с приправой из овощей и мяса (лагман), пирожки и пельмени с разнообразной овощной и мясной начинкой. Из мясной пищи славится кэван – бараний шашлык. Повсеместно распространен чай, в вост. оазисах – с молоком, маслом и солью. В рационе видное место занимают арбузы, дины, свежие и сушеные фрукты. 

Брак патрилокальный. Семья малая, но патронимич. связи исключительно прочны. Сохранились свадебные и др. обряды. Свадьба сопровождается песнями, танцами, шутками. Проходит одновременно в двух домах, причем в дом невесты все необходимое (от продуктов до топлива) доставляют родственники жениха. Перед входом в дом мужа молодых обводят вокруг костра. Традиционны вечера отдыха (машраб), отдельно устраиваемые мужчинами и женщинами-сверстницами. Традиц. верования – культ духов, шаманство. У. создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран. Разнообразен песенно-танцевальный фольклор.

Национальность уйгуры 

Большинство уйгуров проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, преимущественно в оазисах, расположенных к югу от гор Тянь-Шань. Часть уйгуров проживает в уездах Таоюань, Чандэ провинции Хунань. 

Говорят на уйгурском языке, который относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Есть 3 языковых диалекта: центральный, хэтянь и лобу. Уйгуры имеют собственную письменность, созданную на основе арабской графики. 

Большинство уйгуров исповедует ислам. 

Уйгурская нация является одной из древних северо-западных национальностей Китая. Самоназвание “уйгур” означает “солидарность”, “единство”. Уйгуры восходят к жившему в III в. до н.э. северному кочевому народу динлин и телэ. Телэ относились к западно-тюркскому каганату. В VII в. образовалось ханское государство Хуэйхэ, которое поддерживало добрые отношения с династией Тан и находилось от нее в вассальной зависимости. Потом хуэйхэ стали называться хуэйгу. В IX в. хуэйгу оказались в Синьцзяне, слились с местным разноплеменным населением, постепенно формируя национальность уйгуры. 

Основное занятие уйгуров – сельское хозяйство: хлопководство, виноградарство, садоводство. Экономика уйгуров развивается стремительными темпами. После образования КНР, 1 октября 1955 года образован Синьцзян-Уйгурский автономный район. При поддержке и помощи со стороны государства, а также благодаря трудолюбию уйгуров и народов других национальных меньшинств Синьцзяна, автономный район достиг невиданного развития в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах.

Поиск Лекций

Самые красивые уйгурки (26 фото)

Уйгуры — тюркоязычный народ численностью более 10 миллионов человек, большинство из которых проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая (кстати, в этом районе сосредоточено 80% всех природных запасов страны). Уйгуры являются шестым по величине народом Китая. Уйгурский народ более 400 раз восставал против владычества Китая. После восстания 1862 — 1881 годов началось массовое бегство уйгуров на территорию современного Казахстана. В 60-х и 70-х годах ХХ-го века на территорию Казахстана прибыло еще немало уйгуров из Китая. Сейчас в Казахстане проживает около 230 тысяч йугуров. Также значительная уйгурская диаспора существует в Киргизии, Узбекистане, Турции и других странах.
Уйгуры исповедуют ислам, который они приняли в Х веке.
Как и казахи, уйгуры являются результатом смешения монголоидной и европеоидной рас. Если у казахов доля европеоидности составляет всего 30%, то у уйгуров европеоидность преобладает и составляет около 60%.
Далее представлены 16 самых красивых, на мой взгляд, уйгурок. В рейтинг включены только известные уйгурки — актрисы, танцовщицы, певицы, фотомодели.

16-е место: Baha Guli / Bahargul (кит. 巴哈古丽) — уйгурская фотомодель из Китая. Род. 2 апреля 1988 в Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая). Рост 166 см.

15-е место: Dilraba Dilmurat (кит.

Откуда уйгуры пришли в Россию

迪丽热巴·迪力木拉提) — уйгурская актриса из Китая. Родилась в Урумчи 3 июня 1992. Рост 171 см.

14-е место: Paziliya Gulam — певица, участница уйгурской группы "Gul Yaru" из Синьцзяна.

13-е место: Amangul Sidiq / Sidik — уйгурская танцовщица и певица из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

Amangul Sidiq — Gulbah. Видео

12-е место: Эльмира Сайдуллаева — уйгурская танцовщица. Род. в 1983 году. Выступает в Государственном республиканском уйгурском театре музыкальной комедии имени К. Кужамьярова.

Танцы в исполнении Эльмиры Сайдуллаевой:

11-е место: Dilnar Abdulla (кит. 迪丽娜尔·阿布都拉) — танцовщица из Синьцзяна. По отцу — уйгурка, по матери — казашка. Родилась в 1966 году.

Дильнар Абдулла исполняет уйгурский танец. Видео

10-е место: Дильназ Ахмадиева — казахстанская певица. По национальности — уйгурка. Род. 20 ноября 1980 в Алма-Ате.

Дильназ Ахмадиева — Brand New Star

9-е место: Диляра Махмудова — крымскотатарская певица. Диляра родилась 3 марта 1990 года в Самарканде (Узбекистан). Её отец — уйгур, мать — крымская татарка. В 1995 году семья переехала в Крым. Страница "В Контакте" — http://vk.com/dilyaramakhmudova

Диляра Махмудова — Се ля ви

8-е место: Аида Абдуллаева (род. 13 сентября 1988) — Первая Вице-Мисс Радио Уйгурум 2014. Страница Аиды ВКонтакте — http://vk.com/id171648605

7-е место: Индира Билимова — певица, бывшая участница казахстанской группы FM.

Индира Билимова в составе группы FM (крайняя справа):

6-е место: Диляра Гаситова (род. 31 декабря 1993) — Мисс Радио Уйгурум 2014. Страница Диляры в Инстаграме — http://instagram.com/gasitova_dilyara

5-е место: Medina Maimaiti (кит. 麦迪娜·买买提) — уйгурская актриса, фотомодель и танцовщица из Китая. Род. 10 сентября 1987 в Урумчи. Рост 170 см., параметры фигуры 80-62-91.

4-е место: Зарина Алтынбаева — казахстанская певица. Родилась в 1985 году в Караганде. Зарина Алтынбаева — уйгурка по матери, также имеет казахские, татарские и узбекские корни. Считает себя уйгуркой.

Зарина Алтынбаева. Омир-Аныз

3-е место: Аида Илимова (род. 16 февраля 1992) — танцовщица шоу-балета "Art-Sirius" (Алматы). Страничка шоу-балета в "Моём мире" — my.mail.ru/mail/art.sirius, страничка Аиды в "Моём мире" — my.mail.ru/mail/ilimova

2-е место: Gul Nazar (кит. 古力娜扎) — уйгурская фотомодель и актриса из Китая. Род. 2 мая 1992 в Урумчи. Рост 172 см., параметры фигуры 84-60-89.

1-е место: Mahire Emet / Mayire Ametjan

(кит. 马依热·艾买提江) — танцовщица, актриса и певица, участница уйгурской группы "Gul Yaru". Родилась 24 мая 1987 года в Урумчи. Рост 173 см.

Mahire Emet исполняет уйгурский танец. Видео

Mahire Emet исполняет казахский танец "Лебедь". За этот танец Mahire Emet получила несколько наград на разных китайских фестивалях.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Содержание

Введение…………………………………………….………………….….3

  1. История Уйгуров………………………………………………..….5

    2. Культура  Уйгуров………………………………………………….16

    Заключение…………………………………………………………….24

    Литература…………………………………………………………….25

Введение

Каждое общество, народ имеет свои критерии вершинных талантов в культуре и дает уникальную возможность еще раз сблизить понимание и гармоничное отношение духовных, этических и культурных ценностей, оставленных нам предшествующими поколениями в качестве всеобщих ориентиров.
История любого народа помнит, что на протяжении долгих веков духовное богатство народа поддерживалось меценатами.

По инициативе Республиканской уйгурской ассоциации промышленников, предпринимателей и сельхозработников для претворения духовного взаимодействия культур всех народов, проживающих в Казахстане, во имя усиления гармоничного национального саморазвития уйгурского народа был создан “Клуб уйгурских меценатов” в Казахстане.
Он поощряет талантливых личностей через учреждение независимой премии “Илhам” (Вдохновение) за вклад в общенационально значимые, выдающиеся достижения и развитие отечественной и мировой культуры.

Уйгуры — коренной народ Восточного Туркестана, называемого по-китайски Синьцзян. Это крупнейший тюркский народ, не имеющий своего независимого государства.

Этноним “уйгур” упоминается в китайских хрониках более чем за 200 лет до нашей эры. Первое самостоятельное уйгурское государство образовано в 744 г. Кутлуг Билге Каганом. Столица Карабалгасун располагалась на реке Орхон. В 751 г. арабами, тибетцами и уйгурами на реке Талас была разгромлена китайская армия. Позже уйгуры помогали династии Тан, платившей дань уйгурам, в восстановлении порядка в Китае.
Уйгурская империя начала разрушаться в 805 г. После падения первой уйгурской империи часть уйгуров переселилась на берега Хуанхэ (Желтая река). Теперь их потомки называются желтыми уйгурами, иначе йугурами. Вторая часть перебралась через Семиречье на южную сторону Тянь-Шаня в Восточный Туркестан. Самая значительная группа уйгуров эмигрировала на северную часть Тань-Шаня.

Уйгуры использовали три письменности — в VI и VII веках — орхонскую письменность, изобретение кок-тюрков. Позже уйгуры разработали свой алфавит, ныне известный как уйгурская письменность. Эта письменность использовалась в течение 800 лет не только тюркскими племенами, но и монголами и маньчжурами. Уйгуры были учителями, офицерами, послами в Риме, в Багдаде, Стамбуле, учеными в Тебризе. Известны сотни уйгурских ученых, уйгурская литература обширна. Некоторые уйгурские книги переведены на различные западные языки. Уйгуры печатали свои книги за сотни лет до того, как Гутенберг изобрел свой печатный пресс.
Средневековая уйгурская культура оказала очень сильное влияние на китайскую поэзию, литературу, театр, музыку. Уйгуры изготовляли 62 вида музыкальных инструментов.

В данной  работе рассмотрим развитие культуры народов Уйгуров.

  1. История Уйгуров

Уйгуры  – один из древних тюркоязычных народов. Они издавна расселены  на территории Восточного Туркестана (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), Казахстана и Кыргызстана. Численность составляет 8-10 млн. чел. Уйгурский язык относится к карлукской группе тюркских языков. В истории развития уйгурского языка выделяются три этапа:

  1. древний, состоящий из двух периодов – древнейшего (до 5 в.н.э.) и древнего (6-11 вв.);
  2. средневековый, распадающийся на два периода: раннесредневековый (11-14 вв.) и позднесредневековый (14-18 вв.);
  3. современный, делящийся на новый (18-19 вв.) и новейший (20 в.).1

На различных этапах своего развития уйгуры создавали свои государственные образования. Первый уйгурский каганат был создан на Хангае в 323 г., он просуществовал 200 лет, после столетнего перерыва, в 523 г. возник второй уйгурский каганат, просуществовав 80 лет, он был разгромлен в 603 г. Тюркским каганатом. В 743 г. На обломках Восточно-тюркского каганата на территории Северной Монголии был образован Третий уйгурский каганат, который пал в борьбе с древними хакасами в 840 г. Третий уйгурский каганат был феодальным государством с пережитками родоплеменных отношений. Однако, несмотря на эти пережитки, объединение уйгуров, образование каганата, провозглашение кагана с наследственной властью следует рассматривать как новый этап в этническом и политическом развитии уйгуров. Важным выражением определенного этапа в развитии сознания о необходимости этнического и политического единства было принятие самоназвания уйгуры. Новое объединение, в результате которого возник каганат и было принято общее для всех название уйгуры, оказалось более прочным этническим образованием, и его следует расценивать как смену родоплеменного союза народностью, а в области общественного развития смену родовых отношений феодальными.2

В Третьем уйгурском каганате были развиты земледелие, скотоводство, различные промыслы и ремесла. «Памятники говорят о самобытности уйгурской цивилизации. Хотя материальные культура уйгуров имеет глубокие центрально-азиатские корни, но именно уйгуры начали серьезно насаждать в центрально-азиатских степях оседлую цивилизацию со строительством обширных многоквартальных городов и крепостей».

Уйгуры  уже в начале 5 в. обладали высокой  культурой, своей письменностью, уйгурское  письмо развивалось из согдийского.Вместе с согдийской письменностью уйгуры заимствовали с Запада и манихейство. Приняв в 762 г. манихейство, уйгурское общество ближе познакомилось с живописью и другими элементами согдийской культуры.

После падения Третьего уйгурского каганата в 840 г., на территории Восточного Туркестана уйгуры создали государство с центром в Турфане. Уйгурское государство в Восточном Притяньшанье (9-14 вв.) достигло высокой ступени развития во всех областях. Общая площадь государства равнялась примерно 500 000 кв. км. Границы проходили западнее Кучара и далеко восточнее Хами, севернее Урумчи и на юге у Хотана. В 902-1036 гг. было образовано Уйгурское Ганьчжоуское государство, а в 11-12 вв. существовало уйгурское Кучарское княжество.

До  принятия ислама уйгуры исповедовали буддизм, манихеизм и маздокизм.

Культура  буддийской Кашгарии постепенно обогащалась влиянием Средней Азии, Ирана, Византии, заимствованием из сирийской, согдийской и других культур азиатского средневековья.

Весьма  ярко изложил свои впечатления от раскопок турфанского городища 7-8 вв. В 1909 г. немецкий исследователь Восточного Туркестана А. Фон Лекок. В архитектуре Кашгарии того времени археолог отмечает преобладание западно-азиатских и отчасти индийских черт. Германская экспедиция обнаружила немало письменных памятников периода 7-8 вв. По численности среди них преобладали тохарские, персидские, согдийские, сирийско-несторианские и индийские тексты. Лишь на шестом листе оказались ординарные китайские тибетские документы.

Следует учесть своеобразный ход истории  турфанского оазиса после 3 в. В этот восточно-кашгарский город проникало, если к тому создавались благоприятные условия, китайское либо тюркское культурно-политическое влияние. Городом правила смешанная династия уйгуро-китайского происхождения, там существовала китайская колония. Тем не менее до поры до времени тюркское культурное влияние там проявлялось слабо (очевидно, из-за молодости собственно тюрской культуры); тоже как доказали раскопки экспедиции Лекока, можно сказать о культурном влиянии империи Тан, которая (не без помощи восточных тюрок) создала в Турфане имперский округ Сичжоу. Вовсе незаметным оказалось влияние Китая и тюрок в прочих оазисах.

Тюркское  влияние в культуре Кашгарии начало отчетливее проявляться с 9 в., когда  западные тюрки (позже во главе с  династией караханидов) подчинили  себе города и оазисы запада Кашгарии, а уйгуры, переселившись с Орхона, в 840 г. утвердились у северных склонов Восточного Тяньшаня, основав столицу в Бешбалыке (возле современного г. Гучен). В новое уйгурское государство вошли Кумул, Турфан, Карашар; Турфан под названием Кочо стал второй столицей нового государства уйгуров. Запад Кашгарии с 10 в. подвергался постепенной исламизации; восточные уйгуры приняли от местного индоевропейского населения буддизм.

Уйгурская культура Восточного Туркестана (10-14 вв.) явилась продолжением двух традиций: местной буддийской индоевропейского населения городов-государств и уйгурской орхонского периода. Поскольку уйгуры сменили манихейство на буддизм, а письменность уйгуров и местных жителей была схожа, восприятие тохарско-саманидского и элементов более раннего гандхарского наследий не составляло особой трудности для пришельцев-уйгуров. Начиная с 10 в. уйгуры все прочнее врастали в комплекс буддийской культуры Кашгарии.

Эпоха уйгурского царства Кочо на востоке  и Караханидского ханства на западе Кашгарии стала золотым веком буддийской культуры уйгуров и мусульманской родственных им тюрок Кашгара, Яркенда, Хотана, Кучара, Аксу.

Своеобразие исторического периода 10-14 вв. заключалось  и в том, что как политически, так и культурно Кашгария укрепила и расширила свою постоянную связь со Средней Азией. Если раньше оазисные города-государства Кашгарии лишь были однотипные со среднеазиатскими обществами, то теперь часть Кашгарии и часть Средней Азии обхединились в границах Караханидского государства с центром сперва в г.Баласагуне (Семиречье), а затем в Кашгаре.

Традиция  периодического объединения территорий Средней Азии и Восточного Туркестана в рамках единых государств и единых культур еще ярче проявилась в  период полной исламизации Восточного Туркестана (15-16вв.) Так, например, творчество Алишера Навои, его современников, предшественников и исследователей стало в равной мере достоянием культур Средней Азии и Восточного Туркестана.

Уйгуры, создавшие государство в Турфане, в отличие от предшествующий кочевых коалиций, чье население не имело стимулов к оседанию в оазисах Восточного Туркестана уже на Орхоне были не чужды оседлости, земледелия и городской жизни. Подчинив себе восточные оазисы Кашгарии, уйгуры постепенно начали сливаться с местным индоевропейским населением. В результате своеобразие буддийской культуры Восточного Туркестана сохранилось, однако культура эта «заговорила» на новом, уйгурском языке, тюркизировалась. На стадии этого преображения ее застал китайский посол Вань Яньде, посланный в 10 в. для восстановления связей с некогда переселившимися на запад и потерянными Китаем из виду уйгурами. Китайский посол с трудом узнал их, а уйгуры Кочо не проявили в отличие от ганьчжоуских собратьев интереса а восстановлению регулярных связей с Китаем. К тому же в 11 в. их совершенно отделило от сунского Китая Тангутское государство, поглотившее ганьчжоуских уйгуров.

В 12 в. Царство Кочо и Караханидское  ханство попали в вассальную зависимость  от переселившейся с востока части  киданей (получивших название каракитаев). Каракитаи подверглись большому тюркскому влиянию и не стали ломать порядки, сложившиеся в государственных системах и культурах Кашгарских государств.

В первой трети 13 в. Царство Кочо было присоединено к державе Чингис-хана в качестве пятого улуса и приняло на себя тяжесть завоевательных походов и разорительных налогов.

Правда, уйгурская культура оказала немалое  влияние на развитие монгольской  культуры (письменность, литература, религиозная  традиция были заимствованы целиком, либо частично у уйгуров, образованные уйгуры занимали важные должности при дворе монгольских ханов). Напротив, мусульманское Караханидское ханство было попросту уничтожено вместе с другими среднеазиатскими государствами.

В том же 13 в. большая часть Кашгарии (до Турфана) вошла в состав среднеазиатского улуса Чагатая. Турфанский и Комулский оазисы – оплоты буддизма – какое-то время существовали нейтрально, либо в качестве «яблока раздора» между чагатаидом Хайду и его монгольским соперником Угэдеем. Борьба между ними обострилась до такой степени, что почти одновременно с основанием монгольской династии Юань в Пекине царь Кочо был вынужден навсегда переселиться на территорию Ганьсу.

14 в. внес немало перемен в  историю Восточного Туркестана. В 1348 г. ранее отколовшаяся часть улуса Чагатая провозгласила себя Могольским ханством.

Основателем новой династии стал Туглук Тимир-хан. Новое государство полукочевого типа заняло территорию Джунгарии, Илийского края, Семиречья. Оно подчинило своему влиянию и значительную часть восточно-туркестанских земель, прежде всего бывшую территорию Караханидского ханства, мусульманскую часть Кашгарии. В начале 15 в. моголы были вытеснены западно-монгольскими племенами ойратов (джунгар) с земель современной Джунгарии, потуряли свою столицу Бешбалык (некогда, в 9 в., первую столицу нового государства уйгуров). В 1420 г. моголы окончательно присоединили Турфан, и тот быстро исламизировался. Борьба за овладением Комулом продлилась еще почти на столетие.

Могольская  держава не раз меняла свои размеры и границы, уровень ее консолидации также часто менялся. Так, на протяжении 15 в. она временами простиралась от Комула до Ташкента, хотя, с другой стороны, могольский знатный род Чурасов фактически независимо правил Кашгаром. Моголы много воевали с Тимиром (Томерланом), однажды опустошившим юго-запад Восточного Туркестана, ойратами, узбеками-шейбанидами, казахами и кыргызами, которые позднее отняли у них современную территорию Джунгарии, но обретя Комул, моголы основали государство Мамлакат и Могулия, объединившее впервые всю территорию Кашгарии. Яркенд стал основной, Кашгар – второй по значению (резиденцией наследника престола) столицей нового Могольского ханства, а Турфан – центром важного пограничного удела.

Страницы:123следующая →