Умма в исламе

23.06.2018 0 Автор admin

УММА (возможно, слово происходит от umm, «мать») – община верующих мусульман. В переводе с арабского означает общину вообще (не обязательно мусульманскую). Умма характеризуется всемирной открытостью (несмотря на преимущество, которое имеют этнические арабы благодаря их происхождению и кораническому языку) и сплоченностью, объясняющейся общим исповеданием веры и общей религиозной практикой. Ислам определяет себя как «общину пророка» (умма аль-наби). В Коране слово «умма» обозначает мусульманские народы, являющиеся объектами божественного откровения, сообщества людей, составляющие в совокупности человечество. Коранический взгляд на историю человечества представляет ее как последовательную смену одной религиозной общины (уммы) – другой, каждая из которых есть проявление изначальной и данной свыше религии единобожия. Искажение изначальной Божественной истины, вносимое людьми, приводит к тому, что одна умма сменяет другую. В доисламский и ранний исламский периоды слово «умма» употреблялось также в значении «вера», «религия». Первоначально Мухаммад называл уммой всех жителей Мекки и Медины: мусульман, христиан и иудеев (он рассматривал свою миссию как реставрацию «веры Авраама»). Эта община не знает ни священников, ни (что вытекает из Корана) наставников, определяющих истины веры и правила поведения. Она управляется только законом (шариатом) и правом (фикхом), базирующихся на Коране и Сунне, а также (в качестве средства истолкования) на суждениях по аналогии (кыяс) и единодушном мнении богословов общины (иджма). Возникли различные юридические школы, которые отличались друг от друга тем, какое место они соглашались или отказывались отвести шариату и фикху, и, главным образом, понятию единодушного мнения. Пророк Мухаммад сказал (в соответствии с одним из хадисов): «Никогда моя община (умма) не впадет согласно в заблуждение». В этом основа иджмы. Члены мусульманской уммы считались находящимися под покровительством Бога и пророка, т.е. Мухаммада. Тем самым социальная организация мусульманской уммы приобретала надплеменной и отчасти надконфессиональный характер, способствовавший объединению различных групп и слоев населения Аравии и преодолению межплеменной розни. К VII в. сложилось представление о том, что любой мусульманин, даже живущий вне пределов Халифата, принадлежит к умме. Впоследствии такое значение термина «умма» было распространено на все мусульманское сообщество и стало употребляться с определенным артиклем (ал-умма). Вплоть до проникновения идеологии национализма и возникновения в исламском мире национальных государств все мусульмане считались юридически принадлежащими к единой ал-умме.

Ислам в Кузбассе

В идеологиях панисламизма и панарабизма были разработаны концепции «Умма исламийа» – «сообщество мусульман» и «Умма арабийа» – «арабская нация», а понятие «умма» стало равнозначно понятиям «нация», «народ». Идеологи арабского национализма первой половины XX в. использовали термин «Умма арабийа», переводимый обычно как «арабская нация» по аналогии с «Умма исламийа» – исламская религиозная община. В этом контексте использование понятия «умма» предполагает смысловой акцент на объединении различных групп арабов на основе общего арабо-мусульманского культурно-исторического наследия. Однако зафиксировано также употребление противниками панарабизма термина «умма» в значении «нация» в европейском смысле слова. Среди арабских христиан термин «умма» используется также для обозначения собственной автономной религиозной общины, с выделением идеологического аспекта религиозной общности в многоконфессиональном государстве.

Тем не менее, в традиционно-исламском дискурсе умма по-прежнему представляет собой обозначение глобальной мусульманской общины, т.е. всех мусульман вообще. В этом смысле абсолютно некорректным является использование некоторыми авторами термина «умма» для обозначения региональных мусульманских общин (например, «мусульманская умма России») и тем более употребление его во множественном числе («мусульманские уммы»).

Реферат

Мусульманская община в Северной Европе

Начиная с 90-х гг. вопросы, касающиеся исламской религии и мусульман-мигрантов, стали предметом серьезных общественно-политических дебатов в скандинавских странах. У общественности сформировалось крайне отрицательное отношение к последователям исламской религии. Мусульманские общины в скандинавских странах имеют, безусловно, общие черты, но у них есть и характерные особенности, связанные с политикой правительств в отношении интеграции мигрантов.

Ислам пришел в Финляндию с территории Российской империи. Его принесли предки нынешних татар, переселившихся сюда из двух десятков деревень Сергачского уезда на Волге к юго-востоку от Нижнего Новгорода в период от 1870-х годов до середины 1920-х. Это были купцы, торговавшие пушниной и текстильными товарами, поселившиеся сначала в Хельсинки и его окрестностях. Впоследствии переселенцы осели в городах Тампере, Котка, Рауме, Васа, Оулу, Кеми, Куопио. Часть татар осела в сельской местности в провинциях Варкаус, Ярвенпяя, Терийски. Новоселам удалось утвердиться на влиятельных позициях в экономической и культурной жизни Финляндии в качестве врачей, юристов, преподавателей, инженеров, предпринимателей. В настоящее время в их руках большинство респектабельных меховых магазинов в Хельсинки. Первая мечеть была построена татарами в 1871 г., а в 1925 году было учреждено и зарегистрировано первое мусульманское общество "Финляндия ислам джамаати", в состав которого вошли 700 членов. Татары долгое время были единственными мусульманами в Финляндии. Однако с начала 60-х годов XX века в страну начали приезжать иммигранты из разных мусульманских стран. Появились последователи ислама и среди коренных жителей. Сегодня число мусульман в Финляндии достигло 20 тыс. человек. Наиболее полное представление о жизни современных финских мусульман можно получить на примере г. Турку. В четвертом по величине городе страны Турку из ста шестидесяти пяти тысяч человек проживает более тысячи последователей ислама. По их инициативе в 1992 г. была зарегистрирована "Мусульманская община". Исламским центром Турку служит арендуемое общиной здание, которое выполняет функции мечети, образовательного и культурного центра. Беженцы из Сомали прибыли в Финляндию в 1990–1991 гг., они затем привезли с собой семьи в рамках проводимой государством программы объединения семей. Сомалийцы были первой группой африканцев, получившей политическое убежище в Финляндии. Прибытие сомалийцев, как охарактеризовал финский социолог, было "историческим событием и культурным шоком для финнов". В стране действует "Финское исламское общество" (1987), "Финский исламский центр", "Хельсинкский исламский центр". С 80-х годов XX века в страну стали прибывать беженцы из Ирана и Ирака. В настоящее время в Финляндии 20 тыс. мусульман, большинство из которых проживает в столице. В 1980 г. численность мусульман была 1500 чел., в 2000 г. – 10 тыс. чел. Татарское меньшинство внешне практически ничем не отличается от этнических финнов, и это, по мнению финских исследователей, является главной причиной, по которой они не являются объектом дискриминации. В 1998 г. финский социолог Магдалена Яаккока провела опрос, который показал, что треть финнов считает, что ислам – это угроза для финского общества.

Значительный приток в последние 15 лет иммигрантов встрану отразился как на национальном, так на религиозном составе населения. Сказалось это и на изучении религии как официального предмета в школе. Принятый в 2003 г. новый Закон освободе вероисповедания гарантирует всем учащимся возможность изучать религию, традиционно исповедуемую в семье. Муниципалитет обязан организовать обучение, если с просьбой об этом обратятся родители не менее трех школьников, зарегистрированных в одной из религиозных общин Финляндии. В последнее время многие представители религиозных меньшинств воспользовались этим правом.

Интеграция мусульман в финское общество идет медленно. У Финляндии нет опыта взаимодействия с крупными потоками мигрантов. Сложность процесса интеграции частично можно объяснить этнической и религиозной гомогенностью финского общества. Известно, что преобладающее большинство финнов является по вероисповеданию лютеранами. Традиционно Евангелическо-Лютеранская Церковь находилась встране на особом положении, практически такой же статус был и у Финляндской Православной Церкви, насчитывающей сегодня около 55 тыс. членов. Процесс формирования национального самосознания в Финляндии шел медленно, а по мнению некоторых специалистов, он продолжается до сих пор. До 1809 г. территория современной Финляндии была частью Швеции. Затем находилась в составе Российской империи и только в 1917 г. стала независимой.

Первая группа мусульман прибыла в Швецию в конце Второй мировой войны, они были татарского происхождения, из Финляндии, где они проживали с XIX века, когда Финляндия входила в состав Российской империи. В 1969 г. было создано Министерство по делам иммигрантов. В 1975 г. Рикстаг Швеции обнародовал принципы политики по отношению к мигрантам и этническим меньшинствам – равенство в правах для шведов и мигрантов. Была введена программа помощи иммигрантским организациям.

Что такое УММА, значение слова "умма"?

Мусульмане в Швеции представлены различными этническими группами. Только арабы – выходцы более чем из 20 стран, из них самая крупная группа – иракцы – 52 тыс. чел., ливанцы – 21 тыс.; марокканцы, сирийцы, тунисцы, палестинцы – 90 тыс. В 80-х годах в страну стали прибывать иранцы, их сейчас 52 тыс. чел., сомалийцев – 16 тыс., эфиопов – 12 тыс., мусульман из других африканских стран – 5 тыс.

В настоящее время в Швеции насчитывается до 250 тыс. мусульман.

В Швеции мусульмане создают свои организации. Сейчас здесь 50 организаций и более чем 1000 ассоциаций. В рамках политики мультикультурализма правительство оказывает поддержку мусульманским организациям. Для этого была создана Комиссия по государственным выплатам религиозным общинам. Для того, чтобы получить денежные субсидии, у организации должен быть председатель, казначей, секретарь и список членов. При непосредственной поддержке Комиссии по госвыплатам в 2000 г. была открыта Шведская исламская академия с целью подготовки религиозных кадров. В настоящее время в стране действует несколько крупных организаций: Союз исламских общин (1974 г.), Федерация шведских мусульман (1982 г.), Союз исламских культурных центров Швеции (1984 г.).Эти организации, по сути, являются "зонтиками" и объединяют десятки мелких мусульманских общин. В 1990 г. Союз исламских общин Швеции и Федерация шведских мусульман объединились в Совет мусульман Швеции, чтобы представлять интересы мусульман на государственном уровне. При Совете мусульман действует Информационная исламская ассоциация, которая занимается просветительской работой. В 1995 г. были зарегистрированы Национальная исламская ассоциация Боснии и Герцеговины и Национальная исламская федерация, объединяющая 16 сомалийских общин. В Швеции посредством финансовых рычагов государство старается контролировать деятельность мусульманских общин.

Указанные выше три крупные исламские ассоциации образуют так называемый Совет сотрудничества, который контролирует субсидии мусульманским организациям, поступающем от Комиссии по госвыплатам. Совет может тормозить регистрацию новых исламских ассоциаций, если программа той или иной организации вызывает сомнения. Государство же получает возможность вести диалог не с многочисленными мусульманскими общинами, создаваемыми по этническому признаку, а с более крупными организациями, представляющими интересы мелких исламских ассоциаций. Между крупными исламскими ассоциациями существуют определенные противоречия. Так, Союз исламских культурных центров Швеции, в который входят турецкие иммигранты первой волны, традиционно представляющие ислам в Швеции, отказался вступить в Совет мусульман Швеции (1990), состоящий из общин иммигрантов "новой волны" (иранцев, арабов), объединенных в Союз исламских общин и Федерацию шведских мусульман. Идеологическая линия арабских мусульманских организаций близка к взглядам "Братьев-мусульман", делает акцент на необходимости воспитания молодежи на основе "истинного" учения ислама.

Швеция не стала исключением из списка стран, где существуют некоторые предубеждения к исламской религии и мусульманам. Зачастую понятия иммигрант и мусульманин воспринимаются как синонимы. Социолог Х.Витфельд провел опрос, который показал, что только 2% респондентов в скандинавских странах положительно относятся к исламу, а 65% – крайне негативно. Зачастую такое негативное отношение формировалось средствами массовой информации, у простого обывателя ислам стал ассоциироваться с насилием, терроризмом, он не совместим с западными ценностями, мусульмане должны быть лояльны не к селу, племени, общине и этнической группе, а в первую очередь к государству. Антииммигрантские лозунги пытались использовать политические партии. Так, в Швеции в 1991 г. был создан политический блок "Новая демократия" Эта партия критиковала политику правительства, проводимую в отношении мигрантов: "Мигранты слишком дорого обходятся налогоплательщикам и представляют собой угрозу для шведской культуры". Интеграция иммигрантов в шведское общество довольно сложна. Для обеспечения межкультурного диалога в пригороде Стокгольма, населенном в основном иммигрантами, была создана организация "Дети Авраама". Ее главная задача – наладить взаимопонимание между последователями разных религий. По мнению группы ученых, развернувших дискуссию на страницах одной из независимых и наиболее уважаемых в Швеции газет "Дагенс Нюхетер", беженцы, получающие в Швеции вид на жительство, практически составляют нечто вроде низшего класса в обществе. Основная проблема – отсутствие работы. Если люди, переселяющиеся в Швецию из западных стран, живут примерно на том же уровне достатка, что и урожденные шведы, то финансовое положение осевших здесь некоторых групп беженцев намного хуже. интеграция мусульманский иммигрант скандинавский религиозный

Дискриминация на рынке труда подталкивает мигрантов-мусульман уходить в сферу частного бизнеса. Шведский автор А.Аббасиан пишет, что "частное предпринимательство – это не выход, это не интеграция. Уход в частный сектор ведет к усилению этнической сегрегации". Другой автор Д.Оланд говорит, что общество само подталкивает мигрантов-мусульман уходить в частный бизнес. Таким образом, создается новый этнический экономический сектор (рестораны, прачечные, парикмахерские), подобные тенденции приводят к "неорабству". В 1999 г. каждое пятое частное предприятие было открыто мигрантами-мусульманами. Причем только 13% из них открыты людьми, недавно прибывшими в Швецию, остальные – вторым поколением мусульман. В этой связи Министерством промышленности, занятости и коммуникаций в 1999 г. был разработан проект "Управление философией многообразия". Его основной целью являлось остановить опасную тенденцию, когда получившие европейское образование мусульмане (с эмигрантским прошлым) по причине дискриминационных преград уходят в частный сектор. Лозунг этого проекта – "Если два человека мыслят одинаково, значит, один из них лишний". Возможно, поэтому недавно премьер-министр Швеции Г.Персон назначил 36-летнего Ибрагима Байрана государственным министром образования. Таким образом, Ибрагим Байран стал первым в истории иммигрантом, мусульманином, который был назначен на столь высокий пост. Как сообщает агентство "Swedian Press", Ибрагим Байран прибыл в страну еще в 1978 г., вместе с тысячами иммигрантов из арабских стран. Ибрагим Байран – уроженец Алжира.

Некоторые мусульманские организации стараются оказывать влияние на лидеров тех или иных партий, отстаивая интересы членов общин. Например, в середине 90-х годов глава Совета мусульман Швеции направил открытое письмо лидерам ведущих политических партий страны. В письме, в частности, говорится, что голоса мусульман получит только та политическая партия, которая будет отстаивать интересы мусульман по вопросам, касающимся предоставления финансовой и административной поддержки мусульманам при строительстве культурных центров, разрешения ритуального забоя скота, создания курсов по подготовке имамов в шведских университетах. Иммигранты первой волны (в основном турки), как правило, поддерживают левые партии. Так называемые "новые мусульмане" – арабы, иранцы – являются сторонниками правых. Это можно объяснить тем, что иммигранты – мусульмане новой волны, не найдя своего места в госсекторе и слабо представленные в профсоюзах, вынуждены заниматься бизнесом. Правые партии, как известно, выступают за снижение налогов, отстаивают интересы частного бизнеса.

В иммигрантской мусульманской среде очень низкий уровень образования. Министерством финансов Швеции был подготовлен доклад, в котором исследуются причины высокого уровня безработицы среди иммигрантов-мусульман. В нем говорится: несмотря на то, что уровень подготовки студентов из Африки, Латинской Америки, Азии, получивших образование в Швеции и странах Европейского союза, выше, чем у шведов, тем не менее из-за религиозной и расовой нетерпимости вероятность остаться без работы у иммигрантов выше. Мусульмане испытывают трудности на рынке вакансий и вынуждены выполнять неквалифицированную работу. В результате сложилась такая ситуация, при которой молодежь теряет интерес к учебе, т.к. не видит для себя перспектив устроиться на высокооплачиваемую работу. Только 1–2% иммигрантов из Косово, Марокко, Пакистана, Сомали, Турции имеют высшее или среднее образование, иранцы, ливанцы– 3–5%, среди боснийских мусульман – 9%. ВНорвегии 7% иранцев и ливанцев имеют диплом о высшем образовании. В газете "NewYorkTimes" была опубликована статья о положении мусульман в Дании. Молодой турок Беньямин Симсек говорит, что, имея датский диплом архитектора, он вынужден работать стюардом в одной из авиакомпаний. Другой респондент–мусульманин рассказывает, что собеседование для него закончилось вопросом – "откуда вы"? Жители Швеции – выходцы из арабских и мусульманских стран – часто при поиске работы вынуждены менять имена, чтобы скрыть свое арабское или мусульманское происхождение, сообщает "Ислам онлайн" со ссылкой на результаты расследования, проведенного журналистами шведской газеты "Дагенс нюхтер". Так, перс Бойян Ашхари стал Стивеном Саднейлом, Мохаммад выбрал типичную шведскую фамилию Андерсон, а Халед стал Стефансоном. Люди меняют имя только для того, чтобы найти работу. На шведском рынке труда широко распространена дискриминация в отношении арабов и мусульман. По просьбе журналистов четыре шведских гражданина, двое из которых – этнические шведы, а двое – носители мусульманских фамилий, выходили несколько раз на контакт с потенциальными работодателями в поисках работы. И всякий раз шведы были более удачливы, нежели другие соискатели, получавшие постоянный отказ. По шведским законам сменить имя и фамилию достаточно легко, нужно лишь заполнить соответствующие анкеты. Сделать это может каждый. Шведские социологи предсказывают, что в следующие 15 лет шведская нация будет "стареть", в то время как количество мусульман будет увеличиваться. Более того, для обеспечения стабильного экономического роста стране каждый год необходимо 45 тыс. иностранных рабочих.

Мусульманское сообщество Швеции испытывает недостаток квалифицированных имамов. Молодые мусульмане ориентированы на свою "новую родину", они стремятся получить ответы на вопросы, которые перед ними возникают в скандинавском контексте. "Мы, мусульмане Швеции не желаем слышать советы по поводу решения проблем, которые имеют место в Саудовской Аравии или Каире. У нас свои сложности, с которыми мы сталкиваемся, если имам не знает шведского языка, не разбирается в политической и социальной конъюнктуре Швеции, то он не понимает нас, не осознает наших проблем. Такие имамы подходят старшему поколению, но для тех, кто родился здесь, нужны современные имамы". Второе поколение мусульман выросло в других реалиях, они продукт европейской системы образования, дети своего времени, они не согласны занимать место граждан "второго сорта", им нужен ислам, который поможет им достичь поставленных целей и занять достойное место встране. Молодые мусульмане считают, что ислам необходимо интерпретировать в шведском контексте.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Мусульманская система права

    Реферат >> Государство и право

    … составлявшие первоначальную территорию мусульманскойобщины (Мекка с прилегающей … общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы … часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и …

  2. Мусульманское право. Шариат

    Контрольная работа >> Государство и право

    … жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Евро­пе) и стало действующим правом в целом … Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную … посягательства не на пра­ва всей мусульманскойобщины, а на права отдельных лиц. …

  3. Мусульманское право возникновение, источники и основные институты

    Контрольная работа >> Государство и право

    … отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он … Иджма рассматривается как «общее согласие мусульманскойобщины». Один из адатов гласит: "То … , а по Уголовному кодексу Северной Нигерии по мусульманскому праву могут быть наказаны …

  4. Мусульманская правовая система (2)

    Реферат >> Государство и право

    … у мусульманских народов России), малекитский (действует среди населения Северной и … традиций и единства мусульманскойобщины, позволяют адаптировать мусульманское право к современным … Европой политически и экономически. Здесь еще в 1926 г. мусульманское

  5. Ислам в Европе

    Реферат >> История

    … восточного христианства — Византией, покорив Балканы и Северное Причерноморье. В новое время европейцы, в том … свои права, усилению маргинализации арабо-мусульманскихобщинЕвропы и эскалации экстремистских настроений. 3.6. Межрелигиозные столкновения …

Хочу больше похожих работ…

Пророчество Мухаммада (с.а.в.)

Пророк Мухаммад (с.а.в.) родился в Мекке 29 августа 570 года по григорианскому календарю — был понедельник, 12 Раби аль-Аваль, год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и знаменитого племени Курейш, ведущего свое происхождение от Пророка Исмаила, мир ему, старшего сына Пророка Ибрагима (Авраама), мир ему.

Таким образом, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, является кровным братом всех иудейских пророков, потомков Ибрагима,– Исхака (Исаака, родного младшего брата Исмаила), Якуба (Иакова), Юсуфа (Иосифа), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса), мир им. А Пророк Ибрагим (Авраам), мир ему, их общий пра-пра-… прадед.

Дед Прорка Мухаммада (с.а.в.), Абд аль-Мутталиб, был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммад (с.а.в.) жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой.

Вначале воспитанием будущего Пророка (с.а.в.) занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его смерти — дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммад (с.а.в.) вел относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких странах, о преданиях старины и обычаях разных племен и народов.

Умма и её роль в жизни мусульман

Все это способствовало его духовному развитию.

Мухаммад (с.а.в.) о своем детстве и юности говорил впоследствии просто и лаконично: "Я был сиротой". Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни.

В возрасте 12 лет Мухаммад (с.а.в.) совершил свое первое длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет работу.

Примерно к 20 годам Мухаммад (с.а.в.) начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род его занятий — он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в, проводника караванов или торгового качестве приказчика агента. По словам арабских историков, Мухаммад (с.а.в.) слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасные характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммад (с.а.в.) женился на Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра ("прекрасную", "блестящую"). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери еще при его жизни, после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев.

С ранних лет Мухаммад много времени проводил в уединении. Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммада (с.а.в.) являлась расположенная в нескольких часах ходьбы от Мекки пустынная, обрывистая каменная гора Хира, где он чаще всего проводил весь месяц рамадан. Здесь к нему снизошло первое откровение Бога.

В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммаду (с.а.в.) на горе Хира впервые явился некто могучий и страшный (это был Джибрил а.с. (Архангел Гавриил)) и приказал ему (неграмотному!) читать. А когда Мухаммад отказался, сам прочел ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммада (с.а.в.): "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил Каламом, научил человека тому, чего он не знал".

Пять коротких строк, продиктованных Мухаммаду (с.а.в.) в одну из ночей рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или Ночи Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его отношении к человеку. Бог в них определен как всемогущий Творец, ни на секунду не покидающий мир в своей творческой заботе — творить сложное, совершенное и прекрасное.

Пример его особого всемогущества — создание самого сложного и совершенного существа на земле — человека. Щедрейший Бог научил человека тому, чего тот не знал, — "каламом". Значит, Бог является основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде "писания". В священную Ночь Свершения, или Ночь Могущества, Джибрил сообщил Мухаммаду (с.а.в.) отрывок из небесного Корана, и тем самым было положено начало Корану земному — точной копии небесного подлинника.

Первой приняла Ислам жена Мухаммада (с.а.в.) Хадиджа, а затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приемный сын Зайд. Самые близкие люди без малейших колебаний уверовали в Мухаммада (с.а.в.), уверовали глубоко и на всю жизнь.

Первым среди курайшитов новую веру принял Абу Бакр ас-Сиддык, который стал активно проповедовать Ислам среди своих многочисленных друзей и знакомых. На первых порах проповедь новой веры проводилась в глубокой тайне. Распространение учения шло очень медленно: за 3 года Мухаммад (с.а.в.) приобрел всего около 40-50 сторонников. Из них он создал религиозную общину (умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную ему, Мухаммаду (с.а.в.) — духовному главе, Пророку и Посланнику Аллаха.

За эти три года никаких новых откровений Бог не посылал Мухаммаду (с.а.в.). И только в конце 613 г., когда тот, закутавшись в плащ, лежал в беседке, снова прозвучал голос Всевышнего:

О завернувшийся!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
И одежды свои очисть!
И скверны беги!
И не оказывай милость, стремясь к большему!
И ради Господа твоего, терпи!

Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры.

Первую публичную проповедь Мухаммад (с.а.в.) провел с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда Мухаммад (с.а.в.) объявил себя посланником Аллаха, на него посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммад (с.а.в.) со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха.

Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммадом (с.а.в.), — сотворение Богом земли, человека, животных и т. д., — они считали несерьезной. Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммад (с.а.в.) считал главным чудом новой веры Коран.

Несмотря на ожесточенную полемику Мухаммада (с.а.в.) и его немногочисленных сторонников с курайшитами- идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммад (с.а.в.) от прославления единого истинного Аллаха перешел к прямым нападкам на богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия.

Мухаммаду (с.а.в.) н его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммада (с.а.в.) и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммада (с.а.в.) и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои и нечистоты у порога его дома.

Мухаммад (с.а.в.) жил в атмосфере неслыханных унижений, от которых его не в состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк (с.а.в.) нашел выход из создавшегося драматического положения — поселение там, где можно было добыть себе пропитание и укрыться от "злобы" курайшитов. Так примерно 83 мусульманина выселились в Эфиопию. Это была первая хиджра — первое переселение мусульман.

Произошло это событие в 615 году, через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммада (с.а.в.). Но сам Мухаммад (с.а.в.) все еще оставался в Мекке. И только в 622 г. он сам со своими близкими совершил хиджру в Медину, не выдержав всех притеснений, насмешек, преследований, которые его сопровождали в Мекке и ее окрестностях.

Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммада (с.а.в.) получила почетное наименование мухаджиров, совершивших Хиджру. С Хиджрой пришел конец слабости и унижению, и началась эпоха величия и мощи Ислама.

Укрепившись в Медине, посланник Аллаха (с.а.в.) приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было объединение всех арабских племен, погрязших в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный Исламу. В начале 624 г. был составлен и принят документ, получивший название "Конституция Медины".

В этом документе, который дошел до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммада (с.а.в.) в Медине и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ, умму пророка и посланника Божьего (с.а.в.). В "Конституции" Мухаммад (с.а.в.) не назван правителем, он признан пророком — человеком, получающим откровения от Аллаха.

Медина стала сильным мусульманским центром (через несколько лет она станет столицей и главным торговым центром всех покоренных земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились все вместе. Слава о Мухаммаде (с.а.в.) и его вере распространилась далеко за пределы Медины. Но Мекка, которой правил мстительный Абу Суфиан, по-прежнему была враждебна мусульманам. Мухаммаду (с.а.в.) во главе мусульманского войска пришлось участвовать в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама.

В 630 г. Мухаммад (с.а.в.) торжественно въехал в покоренную им Мекку. Племенная знать курейшитов сочла за благо не продолжать спор. Мекка с Каабой становились святынями Ислама. Посланник Аллаха (с.а.в.) направил своих послов к римскому цезарю, владыке персов хосрою, эфиопскому негусу, правителю Египта, призывая их присоединиться к Исламу. Все посланцы, выполнив поручение пророка (с.а.в.), вернулись к Мухаммаду (с.а.в.), а через несколько лет Персия, Аш-Шам и Египет стали Исламскими государствами.

После того, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) полностью довел до народа религию Аллаха, в последнюю среду месяца Сафар 11-го года по Хиджре (633 г.г.к.) его охватила головная боль, и он заболел. Спустя некоторое время, 12-го числа месяца Раби ‘ -уль-авваль, в понедельник, в день своего рождения Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – свет наших очей – покинул этот мир.

Этот день был самым тяжелым для мусульман и даже старшие сподвижники из-за печали и горечи расставания с Любимцем (да благословит его Аллах и приветствует) не могли сдерживать себя. Великий сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Умар бин Хаттаб, находясь в растерянности, не осознавая происходящее, заявил, что отрежет голову тому, кто скажет, что Посланник Аллаха умер. «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха не умер!» – повторял он. Некоторые сподвижники потеряли сознание, другие потеряли дар речи, и как будто никто ничего не замечал и не осознавал.

Однако Абу Бакр, которого Аллах одарил крепкой верой, проявляя терпение, смиренно обратился к народу и стал их утешать. Он подошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), открыл его лицо, поцеловал и сказал: «Да будут родители мои выкупом за тебя! Был ты прекрасен при жизни и остался таким после смерти. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, никогда Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды!», — опровергая этими словами утверждения тех, кто говорил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскреснет, а затем вновь умрет.

Затем Абу Бакр вышел к людям и сказал ‘Умару: «Не спеши, о дающий клятву!» И когда Абу Бакр заговорил, ‘ Умар сел, а Абу Бакр воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его и сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, поистине, Аллах – Живой и не умирает!» И он прочитал аят, в котором Всевышний Аллах, обращаясь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), говорит, что, поистине, он тоже смертен, как и все люди.

После этих слов Абу Бакра люди заплакали.

Еще тогда, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) болел, Джибриль пришел к нему на зиярат. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его, спустится ли он еще когда-нибудь на землю после его смерти. Джибриль ответил, что после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ему нечего делать на земле, однако добавил, что он спустится десять раз, чтобы забрать десять драгоценностей.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его об этих драгоценностях и Джибриль перечислил их:
Первый раз он спустится, чтобы забрать благодать (баракат) с земли, второй раз – забрать из сердец людей любовь друг к другу, затем – сочувствие, милосердие, в четвертый раз – справедливость правителей, пятый – стыдливость женщин, шестой – терпеливость бедных и нуждающихся, седьмой раз заберет у ученых-алимов отрешенность от мирского (зухд) и набожность, богобоязненность, восьмой – щедрость богатых людей, девятый – Речь Аллаха – Коран, и десятый – веру (иман).

Сегодня, если подумать, из всего вышеперечисленного остались только две драгоценности – это Коран и вера.