Умра

21.08.2018 0 Автор admin

Паломничество в Мекку бывает большим (араб. «хадж»; букв. «твердое намерение» ) и малым (араб. «умра»; букв.

что такое умра

«посещение»). Хадж является одним из столпов ислама. Большинство мусульманских богословов считало, что совершать хадж в обязательном порядке мусульманам было предписано в 6 г.х. некоторые богословы считали, что это произошло в 9 или 10 г.х.

Отправляясь в Медину, человек должен иметь твердое намерение и главную цель посещения Медины – совершить намаз в Мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поприветствовать Пророка сказав: «Ассаляму аллейка йа Расуль-Аллах». Абу Хурейра передал слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто  поприветствует меня у моей могилы, я отвечу на это приветствие».

Уникальная благословенность Мечети Пророка состоит в том, что он сам помогал в её возведении, возглавлял в ней намазы много лет и называл её «своей мечетью».

Чтобы узнать больше, скачайте книжку

Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, сказал:

Каждая последующая умра служит искупле­нием грехов, совершенных после предыдущей. Что же касается благочестивого хаджа, то един­ственным воздаянием за него будет Рай! (аль-Бухари и Муслим).

Обход Каабы (таваф) во время умры (малого палом­ничества).

Хорошо, если паломник по прибытии в Мекку сразу же совершит полное омовение (гусль), а потом отправится в Заповедную мечеть аль-Ха­рам, в которой находится древний Дом Аллаха, чтобы выполнить обряды малого паломничества (умры). Если же он сразу отправится в Заповед­ную мечеть аль-Харам и не совершит перед этим полное омовение (гусль), то не будет в этом ни­чего плохого.

В Заповедную мечеть аль-Харам следует за­ходить с правой ноги со словами:

«Аллахумма-фтах ли абваба рахматика!»

"О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего!"

Эти же слова следует произносить при входе в любую другую мечеть.

Затем паломник направляется к Высоко­чтимой Каабе, чтобы приступить к ее обходу (таваф). При этом сунной для мужчин является открытое пра­вое плечо, но только, если совершается малое па­ломничество (умра) или обход Каабы в честь при­бытия в Мекку (таваф аль-кудум). Для этого не­обходимо оголить правое плечо, зажав один край накидки (рида) под правой подмышкой и забросив другой ее край на левое плечо.

Затем паломник семь раз обходит Каабу, на­чиная обход (таваф) у Черного Камня. Если есть возможность добраться до Черного Камня, то ему следует его поцеловать, но при этом нельзя оби­жать других людей — толкаться, ругаться или драться с ними. Это – большая ошибка, потому что из-за этого страдают мусульмане. Достаточно просто издалека показать на Черный Камень рукой и ска­зать: "Аллаху Акбар!" (Аллах Превелик!), — и даже не останавливаться, минуя его.

Паломнику запрещается толкаться и причи­нять страдания другим!

Далее паломник продолжает семикратный обход Каабы (таваф) старается при этом не оби­жать других — не толкается, не повышает голоса и т.д.

Достигнув Йеменского угла, паломник дотра­гивается до него рукой, если есть такая возмож­ность, но не целует его и не обтирает свое тело руками после прикосновения к нему, как это де­лают некоторые, кто нарушает сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если нет возможности подойти к Йеменскому углу и дотро­нуться до него, то паломнику следует просто про­должить обход Каабы (таваф), при этом показы­вать на него рукой и произносить слова такбира (Аллаху Акбар) не надо. В соответствии с сунной, находясь между Йеменским углом и Чёрным Кам­нем, следует говорить:

"Раббана! Атина фи-д-дунья хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кына ‘азабан-нар"

«Гос­подь наш! Даруй нам добро в этом мире и добро в Вечной жизни и защити нас от мучений ада».

(Сура "Корова").

Так, паломник семь раз обходит Каабу, начи­ная и заканчивая каждый круг у Чёрного Камня. В соответствии с сунной, мужчинам, первые три круга следует совершать маленькими быстрыми шажками, но только во время обхода Каабы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум).

Чтобы узнать больше, скачайте книжку

В переводе с арабского языка лексическое значение слова «умра» – «посещение кого-либо или чего-либо», а в Шариате означает посещение мечети аль-Харам в городе Мекка и обход Каабы с определёнными правилами.

Некоторые, совершая хадж, забывают про малый хадж (умра), который тоже входит в число ценных деяний. Совершение умры хоть раз в жизни при наличии всех предписанных условий является обязательным деянием. Аллах в Коране сказал:

وَأَتِمُّواالْحَجَّوَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ

Смысл: «Совершайте хадж и умру ради Аллаха» (сура «аль-Бакара», аят 196).

В этом аяте идёт повеление совершать умру, как и хадж. Так прокомментировали его учёные шафиитского и ханбалитского мазхабов и согласно этому посчитали умру обязательной для совершения хоть раз в жизни, если есть возможность.

На обязательность совершения умры указывает и сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Передали от Абу Рузайна аль-Акли (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Однажды я пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: "У меня отец – пожилой человек и не может совершить хадж, умру и отправляться в путешествия". Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: "Соверши хадж и умру за отца".» (имамы аль-Бухари, Муслим, АбуДавуд,ан-Насаи, ибн Маджах, ат-Тирмизи).

Что касается маликитского и ханафитского мазхабов, то они вынесли решение, что умра является настоятельной сунной (желательностью) для совершения хоть раз в жизни. Учёные этих мазхабов утверждают, что в аятах и хадисах повеление об умре подчёркивает её достоинство, а не обязательность.

Достоинство умры

Достоинств умры очень много, как и достоинств хаджа. Однако для мусульманина наиглавнейшими достоинствами являются очищение от грехов испытаниями пути и проверка своей веры.

Хадж и умра

По поводу этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О люди! Совершайте хадж, ибо тот, кто совершил хадж ради Аллаха и не сквернословил (во время хаджа) и не занимался бесчестием, очищается от грехов, подобно новорождённому младенцу. Так же всё, что от умры до умры является искуплением от грехов (т.е. если человек совершил Умру, Аллах прощает грехи)…» (имам Ахмад). Конечно, для верующего это самое большое благо – быть чистым от грехов.

Обязательные составные (арканы) части умры

  1. аль-Ихрам – намерение вступления в умру. В отличие от хаджа, вступать в умру можно в любой месяц или день года, кроме, если не вступил в хадж. Намерение делается следующее: «Я намереваюсь совершить обязательную умру».
  2. Тавваф аль-Ифада – обязательный обход вокруг Каабы, который совершается семь раз (семь кругов), совершив омовение (большое и малое) если не было, и очистившись от нечистот (наджас), если присутствуют на теле или одежде.
  3. ас-Саъю – ходьба семь раз между горами Сафа и Марва.  Начинает ходьбу с Сафы к Марве и потом обратно, и вот так семь раз.
  4. Изаляту Шаъри – удаление волос путём бритья или подстригания. Нужно минимум удалить или постричь три волоска, однако желательно полностью побрить голову, как делал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
  5. Тартиб – Соблюдение перечисленного порядка совершения обязательных частей умры.

Если хоть один из вышеперечисленных пунктов не будет совершён, то умра считается недействительной, арканы не восполняются и не отпадают выплатой штрафов.

Обязательные действия, не являющиеся составными (аль-ваджибат)

Разница между арканами и ваджибатом то, что арканы не прощаются выплатой штрафов, а ваджибаты прощаются, как мы упомянём ниже и умра будет действительной.

  1. Совершение аль-Ихрама (намерения) с определенной границы и места. Если человек отправился в паломничество из Медины, то местом совершения намерения будет «Зуль-Халяйфа». Тем, кто отправился из Египта, Палестины, Ливана, Иордании, Сирии, Марокко, то ему – местность «аль-Джухфа». Тому, кто направился из равнин Йемена – намерение в местности «Яламлам», это место на расстоянии около девяноста километров от аль-Харама (Мекки).Тому, кто направляется с возвышенностей Йемена и Хиджаза, местом совершения намерения будет   «аль-Карн», это гора на расстоянии около девяносто километров от Мекки.
    Тому, кто направился из Ирака и других стран – намерение в местности «Зату Ирк», это селение на расстоянии девяноста километров от Мекки. 
    Человеку, живущему в самой Мекке или просто находящемуся внутри города, местом совершения намерения будет, если он выйдет из зоны Харама (то есть из территории города Мекки, которая является запретной) и, совершив намерение, он войдёт в Мекку и будет совершать умру. 
    Если человеку из какого-то государства не указана территория совершения намерения, то он будет совершать намерение на расстоянии около девяноста километров от Харама.
  2. Остерегаться всего, что запретно во время вступления в умру, а то, что запретно, мы приведем ниже.

Если человек не соблюдал хоть один пункт из ваджибатов, то он режет одну овцу или соблюдает три дня подряд пост или раздаёт три са’а (единица измерения которая равна двум с половиной килограмма) шестерым беднякам как штраф.

Запретные действия при вступлении в умру

  1. Надевать сшитую одежду, то есть ту, которая изготовлена шитьём. Нужно завернуть один кусок материала в верхней части тела и один кусок в нижней, так чтобы закрывал авраат.
  2. Закрывать голову или часть головы для мужчин, например, надеть тюбетейку или даже просто накинуть материал на голову.
  3. Закрывание лица или части лица для женщин, также для женщин запрещено надевать перчатки.
  4. Наносить благовонья для мужчин и женщин.
  5. Использование духов (масло) на волосы женщинам и мужчинам, также на бороду. Тот, кто нанёс благовонья, использовал масло на волосы, женщина, закрывшая лицо, обязан отдать штраф: принести в жертву овцу или три дня поститься или накормить шестерых бедняков по пол са’у каждому. Если же эти действия совершены случайно или по незнанию, то ничего не нужно отдавать.
  6. Удаление волос с тела и ногтей. Запрещено расчёсывать волосы и бороду, если человек знает, что волосы выпадают. Если человек удалил волосы по другим причинам (болезнь), то ему запрета нет, однако штраф он платит. Один волосок и ноготь это мудд (600 гр) еды, если два волоска и ногтя, то два мудда, а за три – полноценный штраф (резать овцу или три дня поста или раздавать три са’а и накормить шестерых бедняков).
  7. Совершать бракосочетание. Если даже совершить бракосочетание, то оно не считается действительным.
  8. Супружеский долг (аль-Джимаъ). Запрещено выполнять супружеский долг, это нарушает хадж и умру, также запрещено целовать, ласкать жену, однако это не нарушает хадж и умру.
    Человек, который испортил свой хадж или умру этим, тот обязан возмещать как можно скорее. Также он обязан принести в жертву верблюда, если не нашёл верблюда, то корову, если не нашёл корову, то семь овец, если и это не нашёл, то оценить стоимость верблюда в Мекке и раздать еду бедным.
    Если он не смог сделать ничего из перечисленного, то обязан просчитать цену верблюда по муддам (600гр) еды и за каждый мудд – один пост. К примеру, если вышло сто муддов, то он должен соблюдать пост сто дней.
    Тот, кто преднамеренно поцеловал жену, обязан платить штраф, подобный тому, который мы упомянули в пункте об использовании масла.
  9. Охота и срубание свежих деревьев и растений. Охотиться запрещено на животных, живущих на воле (не домашних) и съедобных, если он убил животное в Хараме, то должен возместить: за убийство голубя он приносит в жертву верблюдицу, за убийство коровы и зебры он приносит в жертву корову, за убийство газели он приносит в жертву козла, за убийство кролика он приносит в жертву козу, а мясо раздаёт бедным Харама.
    Если он убил животное, у которого есть подобные ему, то человек выбирает зарезать подобное же ему или оценить цену этого животного и раздать милостыню беднякам за эти деньги.

    Если же у человека нет денег и нет подобного убитому животному, чтобы принести в жертву, то он соблюдает пост в размере муддов (1 мудд = 600 гр злаковых культур из наиболее используемых в этой местности), равных цене этого животного.

Желательные действия.

  1. Остережение от сшитой одежды до вступления в умру (как мы упомянули после вступления уже запрещено носить сшитую одежду).
  2. Купаться перед вступлением в умру.
  3. Одевать материалы белого цвета и помытые, если не новые.
  4. Совершить два ракаата желательной молитвы – сунна перед вступлением.
  5. Увеличивать повторения слов «Ляббайка» коллективно, наедине, вслух и шёпотом.

Примечание. В этой статье приведены обязательные составные части, без которого не обходится и не считается действительной умра и те действия, которые, нарушают умру, по мазхабу имама аш-Шафии. Также коротко приведены все основные и самые важные желательные действия, совершаемых в умре. Возможно, изучив эту статью у человека уже будет возможность изучить и глубже обряды умры и хаджа.

Программы умры на 2016 год

Да поможет нам Аллах в соблюдении предписания Его!

Статья взята с сайта Ислам.ру

Что такое умра в Исламе