Утыз имани талантлы шэхес сочинение

18.06.2018 0 Автор admin

Габдерахим Утыз Имяни аль-Булгари — поэт, ученый-богослов, приверженец идей суфийского тариката (пути, течения) накшбандия.

Он родился 1 августа 1754 года в деревне Утыз Имян Чистопольского уезда Казанской губернии(некоторое время носила название – село Новое Кадеево Черемшанского района Татарстана) в крестьянской семье. Его отец, Усман бну Сармаки был родом из деревни Тимяш Лениногорского района, его мать была родом из деревни Утыз Имян. Отец Габдерахима умирает до его рождения, так и не увидев сына. Его мать вынуждена вернуться к своему отцу в деревню Утыз Имян, где, и рождается будущий ученый, писатель, богослов. Через два-три года его мать Гафифа тоже умирает и Габдерахим остается сиротой на воспитании своих родственников.

Еще в раннем возрасте у него появляется тяга к знаниям, и он начинает учиться в медресе деревенского муллы Вильдана. Одновременно он выполняет в медресе мелкую работу. Когда Габдерахим повзрослев, становится способным себя содержать то он полностью переселяется в медресе. Обладая прекрасной памятью, он вскоре сам начинает преподавать в медресе.

Однако вскоре уровень и этого медресе кажется ему недостаточным, и он отправляется учиться в медресе близлежащих деревень.

После этого он учится в знаменитом в то время медресе Каргалы находившемся под Оренбургом.

Но вскоре оно тоже перестает его удовлетворять, и в 1788 году он со всей своей семьей уезжает на учебу в Среднюю Азию. Вначале Габдерахим несколько лет учится в Бухаре, встречается с известными учеными, потом и сам становится мударрисом-преподавателем.

В духовной истории татар Бухара играла важную роль как центр традиционного исламского знания. В течение нескольких веков мусульмане Волги посылали своих учеников в многочисленные медресе этого города. Поэтому длительное время казанские и оренбургские улемы придерживались среднеазиатской традиции в исламской науке.

Наиболее влиятельные среднеазиатские шейхи, у которых в XVIII – XIX вв. учились волжские и уральские шакирды, принадлежали к суфийскому братству (тарикат) Накшбандийа Муджаддидийа. Во время учебы Габдерахим работает имамом одной из бухарских мечетей.

После Бухары Габдерахим путешествует по таким городам как: Акча, Туфи, Самарканд, Мазар, Шахимардан, преподает в их медресе. В 1796 году Утыз Имяни отправляется в Афганистан, посещает его древние культурные центры, города Балх, Герат, Кабул. В 1798 году в местечке Кауырмач умирает его жена Хамида и Габдерахим со своими детьми возвращается на родину.

Он решает поселиться в своей родной деревне Утыз Имян, однако ему не разрешают поселиться в деревне матери, аргументируя это тем, что его отец из другой деревни. Поэтому он уезжает к своим дальним родственникам в деревню Кара Чишма, где живет один год, после чего переселяется в деревню Исляй (Чистопольского района) где также один год преподает в деревенском медресе. После чего переселяется в деревню Сарабиккол (Лениногорского района), где в течение трех лет преподает в медресе. Здесь у него появляется большое количество последователей, которых он воспитывает в соответствии со своими убеждениями. Затем он переселяется в деревню Куакбаш, где основывает первое в истории деревни медресе и начинает обучать шакирдов.

Таким образом, переселяясь из деревни в деревню, он добирается до родной деревни отца Тимяш, где и поселяется. Он продолжает преподавание, праву и другим дисциплинам, а также продолжает свое литературное творчество вплоть до своей смерти.

Габдерахим Утыз-Имяни умирает в начале апреля 1834 году. (по Ш. Марджани в 1835 году.) в возрасте восьмидесяти лет. Он был похоронен в деревни Тимяш. В 1994 году в связи с 240-летием просветителя на его могиле воздвигнут Мавзолей.

 Творческое наследие Утыз Имяни очень большое и многогранное. За 60-летнюю творческую деятельность он создает более 100 трудов. Исследования творческого наследия Утыз Имяни показывают, что он был одним из популярных и плодотворных в своей творческой деятельности татарских поэтов конца XVIII – начала XIX веков.

"Әбүгалисина − реаль шәхес" — сочинение

В его рукописном наследии встречаются не только поэтические и прозаические произведения, но и труды по различным отраслям науки: языкознанию, мусульманской философии и праву, медицине, астрономии, торговому делу и другие. Утыз Имяни занимается также переписыванием произведений крупных поэтов и ученых Востока,составлением комментариев и словарей к ним. Это дает право считать Утыз Имяни многогранным ученым своего времени.

Габдрахим Утыз-Имяни аль Булгари (наст. имя — Габдрахим Усман; башк. бдерхим л-Болари, тат. Габдерхим Госман угылы Утыз-Имни л-Болгари; 1752—1836) — татарский и башкирский поэт, учёный, религиозный деятель и просветитель. В исламском мире также известен как учёный, восстановивший утерянные фрагменты древнего Корана (т. н. Коран Османа), который согласно преданию, принадлежал третьему правоведному халифу Усману ибн Аффану.

Именование

Полное имя, которое приводит Риза Фахретдин в своем труде «Асар» — Габрахим ибн Усман ибн Сармаки ибн Крым. Однако сам именовал себя как Габдрахим ибн Усман аль-Булгари, данное имя чаще всего встречается в его рукописях. Тахаллус Утыз Имяни указывает на населенный пункт, где родился поэт.

Биография

Биографические сведения противоречивы. Так, Г. Газиз, К. Насыри, Г. Рахим, Г. Сагди высказывали мнение, что Габдрахим Утыз Имяни родился в 1730 году, а умер в 1815 (1816) году. Согласно современной традиционной версии Габдрахим родился в 1754 году.

Отец его, Усман, умер ещё до его рождения и мать Гафифа была вынуждена вернуться в свою родную деревню Утыз-Имян, где и родился Габдрахим. Когда Габдрахиму было два-три года умирает и его мать.

"Человек без знания обречен на блуждание…"

Мальчик воспитывается родственниками, начинает рано учиться в медресе аула у муллы Вильдана.

Габдрахим достигает больших успехов в обучении и сам становится преподавателем медресе. Не останавливаясь на достигнутом он стремиться получить знания в других окрестных деревнях, а затем уезжает в село Татарская Каргала Оренбургской губернии, где в то время образовался крупнейший на Южном Урале комплекс мусульманских учебных заведений. Здесь он обучается в медресе при 3-ей соборной мечети у Валида ибн Мухаммада ал-Амина (Валида ибн Мухаммедамина аль-Кайбичи аль-Каргали). Валид-ишан был шейхом суфийского братства накшбандийа-муджаддидийа, получившим инициацию у шейха Фаизхана ибн Хозырхана. Среди его известных учеников Абдуллджаббар ибн Абдуррахман ат-Тайсугани, Ахмед ибн Хасан аль-Мастаки, Губайдулла ибн Джагфар аль-Кизлеви, Джагфар ибн Имай аль-Бикмети, Кутлуахмед ибн Захид ад-Дусмати, Магаз ибн Бикмухаммед аль-Карамали, Нигматулла ибн Гуумар аль-Утари.

Описывая свою жизнь Утыз-Имяни пишет, что у него было много друзей, он имел достаток, его уважали, прислушивались к его мнению. Однако в 1785 году Габдрахим был на некоторое время арестован за пропаганду шиитской идеологии и призывы поднять оружие против иноверцев. Желание увеличить свои познания, а также возможно и преследования, привели к тому, что после окончания медресе в 1788 году Габдрахим Утыз-Имяни вместе с семьей уезжает в Бухару, которая в то время была важным центром традиционного исламского образования, привлекательным для мусульман Поволжья и Урала.. Здесь он продолжает знакомиться с суфийским учением, став учеником Фаизхана ал-Кабули. Ученики шейха Фаизхана не только проходили обучение, но и служили в качестве духовных лиц, так Габдрахим служит в бухарской мечети Магок-и Аттар. Здесь же в Бухаре занимается Габдрахим и реставрацией древнего Корана, который согласно преданию, принадлежал третьему правоведному халифу Усману ибн Аффану.

После Бухары начинается период странствий по Западному и Восточному Туркестану. Габдрахим посещает и дает уроки в медресе таких городов как Акча, Туфи, Самарканд, Мазар, Шахимардан. В 1796 году посещает Афганистан — города Балх, Герат, Кабул.

В 1798 году в местечке Кауырмач у Габдрахима умирает жена Хамида. После её смерти он принимает решение вместе с детьми вернуться на родину. В 1799 году Габдрахим возвращается в Бухару, а потом направляется в родные края. По пути на родину он останавливается в деревне Мрясово в семье Лукмана Усмановича Ибрагимова. Р. Фахретдин пишет, что Габдрахим стал для Лукмана Ибрагимова приемным сыном, вместо сына, пропавшего без вести. А. З. Асфандияров уточняет эти сведения, отмечая, что документы ревизий показывают, что у Лукмана Ибрагимова не было сына по имени Абдрахим, но был родной старший брат, который к тому времени уже умер. Поэтому Лукман не мог усыновить Габдрахима, а мог лишь признать его как своего брата. С согласия Лукмана Ибрагимова Габдрахим регистрируется в государственных тетрадях как башкир — этот факт подтверждают материалы ревизий 1811, 1816 и 1834 годов. Комментируя этот факт Р. Фахретдин пишет, что Габдрахим будучи мишарем по рождению, ушел в мир иной настоящим башкиром. А. Н. Юзеев, высказывает предположение, что регистрация в качестве башкира была нужна Габдрахиму для того, чтобы облегчить жизнь своих детей, так как получив статус башкир, они могли бы претендовать на земельные наделы. Как указывает Р. Фахретдин, здесь обосновались четверо из пяти его сыновей.

Габдурахим Утыз Имани