Влияние ислама на политику

01.06.2018 0 Автор admin



                     ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

В статье рассматриваются последствия усиле­ния роли исламского фактора в мировой политике. На фоне роста численности исламских организа­ций радикального и экстремистского направления актуализировалась проблема исламско-христианского диалога. Этому во многом способствует выдвинутая исламистами альтернативная модель развития мусульманского мира, имеющая преж­де всего антизападную, а, по мнению некоторых исследователей, и антихристианскую направлен­ность. В связи с этим появилась возможность говорить о возвращении человечества в неда­леком будущем в эпоху религиозных войн. Ряд аналитиков вообще утверждают, что такая война уже давно началась. Однако автор полагает, что заявления о якобы бушующих современных ре­лигиозных войнах несостоятельны, а постепенно назревающий исламе по-христиански и конфликт пока еще можно предотвратить.

Один из популярных лозунгов политологов 80-х годов — "ислам на марше". В последнее вре­мя он не просто подтвердился целым рядом собы­тий, но, что важнее, стал одним из наиболее зна­чительных факторов мировой политики1. Так, при внимательном изучении географии современных локальных конфликтов можно сделать серьезное "открытие": если не во всех, то в большинстве из них наряду с противоречиями территориально-политического, этнического или экономического характера, присутствуют разногласия религиоз­ного плана. При этом одна из противоборству­ющих сторон по своей конфессиональной при­надлежности, как правило, относится к исламу. Примеры — арабо-израильский конфликт, пробле­мы бывшей Югославии, "территориальный" спор Индии и Пакистана и т.д.

Предложенная тема, связанная с влиянием исламского фактора на мировую политику, еще недостаточно полно освещена в отечественной научной литературе, хотя многие современные исследователи уделяют определенное внимание этому вопросу в контексте других актуальных международных проблем. Тем не менее можно утверждать, что сегодня существует практичес­кая необходимость комплексного и всесторон­него изучения той роли, которую играет ислам в мировой политике.

                 ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР: ОТ СОДЕРЖАНИЯ К ПРОЯВЛЕНИЮ

Небывалый рост численности разнообразных мусульманских фундаменталистских и экстре­мистских движений и организаций, основаны на идеологии исламского радикализма, а также их финансово-технологических и политико-эко­номических возможностей во многом привел и к становлению исламского фактора как важного аспекта мировой политики. При этом развитие идеологии и практики современного исламского фундаментализма и экстремизма оказалось под давлением взаимосвязанных причин не только внутреннего, но и внешнего характера3. К первой группе факторов следует отнести: последствия для исламских обществ экономического и поли­тического кризиса, являющихся во многом нега­тивным итогом бурно развивающихся процессов глобализации; а также определенное воздействие проблем демографического характера, которые отягощаются непростым историческим наследи­ем и изменением некоторых мировоззренческих установок.

Под давлением извне (исходящая из Ирана проповедь "экспорта ислама" в его ради­кальном варианте, некоторые тенденции развития Пакистана и Турции) фундаменталистское движение стало радикализироваться, приобретая экстремистскую тональность.

Этому во многом способствовала непродуман­ная внешняя политика США и некоторых евро­пейских держав. Сходную с этой точкой зрения высказывает и известный американский полито­лог 3. Бжезинский. Он пишет, что, несмотря на стремление Белого дома избежать антимусуль­манской риторики, "американская политика при­обретает явную антиисламскую окраску…".

Однако новая администрация США во главе с президентом-демократом Бараком Обамой пыта­ется развивать диалог с исламским миром, прав­да, пока безуспешно. Тем не менее, излагая причины вторжения американцев в Багдад, Б. Обама возложил вину за это на экстремистов, явно подразумевая под последними представителей исламского мира. Президент Соединенных Штатов воздержался от осуждения своего предшественника Джорджа Буша, отдавшего приказ о военном вторжении в суверенное государство, в результате чего была развязана гражданская война, в которой погибло более миллиона иракцев, а около двух миллионов стали беженцами. Эта авантюра имела обратный эффект и привела к тому, что Ирак превратился в испытательный полигон международного терро­ризма.

Оценивая сказанное Б. Обамой в Каире, необ­ходимо отметить, что степень взаимного неприя­тия США и исламского мира весьма велика, по­этому только красивыми словами положение не исправишь.

Возрастание роли исламского фактора во многом обусловлено и наличием на территории мусульмайских государств крупнейших запасов минерального сырья, прежде всего нефти и газа, имеющих важнейшее значение для экономики стран Запада. Повышает значение данного факто­ра и постоянное наращивание военного потенциа­ла мусульманских государств. Это достигается главным образом путем приобретения новейших образцов оружия, создания современной военной инфраструктуры. Некоторые исламские госу­дарства уже имеют на вооружении ракеты; а Пакистан, где довольно сильно влияние ислами­стов, обладает даже ядерным оружием, которое, по мнению некоторых представителей пакистан­ской политической и духовной элиты, следует сделать достоянием всего исламского мира. Так, Башируддин Махмуд, одна из ключевых фигур на заводе в Кахутте, где производился обогащенный уран для испытания первой ядерной бомбы, за­явил, что ядерные мощности Пакистана "являют­ся собственностью всего мусульманского мира". Он публично призывал Пакистан предоставить обогащенный уран и оружейный плутоний для вооружения всех исламских государств5. Инте­ресно, что разведывательные организации США, изучая дело арестованного в Пакистане Башируддина Махмуда, пришли к заключению, что в ходе своих неоднократных встреч с Усамой бен Ладе­ном он смог обеспечить террориста номер один чертежами для создания ядерных бомб

Итак, когда сегодня говорят о влиянии ислам­ского фактора на мировую политику, подразу­мевают прежде всего то воздействие, которое оказывают на современный международный политико-экономический климат транснацио­нальные организации, основанные на идеологии исламского радикализма и экстремизма. В ряду подобных организаций важнейшее место при­надлежит "Аль-Каиде", годовой бюджет которой составляет от 20 до 50 млн. долл., а финансовая империя самого У. Бен Ладена оценивается в 300 млн . долл. Примечательно, что "Аль-Каида" занимается активным сбором средств не только в странах исламского мира, но и в Европе и США через "мусульманские гуманитарные органи­зации". Внушительные доходы, впечатляющая численность, а также высокая социально-полити­ческая активность членов и просто сочувствую­щих этой организации заставляют рассматривать "Аль-Каиду" как очень опасного противника.

Понятно, что подобные организации могут сами оказывать непосредственное влияние не только на мировой политический процесс, но и на внут­риполитическую обстановку во многих, прежде всего сотрясаемых межконфессиональными и межэтническими конфликтами, государствах. Так, самим только фактом своего существования эти организации вынуждают все цивилизованные страны мирового сообщества забыть противоре­чия и объединиться в борьбе с международным терроризмом. Правда, соответствующие действия антитеррористической коалиции далеки от совер­шенства и вызывают множество споров и наре­каний. Но главное— есть движение вперед, есть цель, обозначенная превосходящим большин­ством государств — членов ООН, — победа над международным терроризмом.

Немаловажно, что международные террори­стические организации, стремящиеся в конечном итоге к созданию Вселенского Халифата, в основе своей идеологии используют, как и "Аль-Каида", радикальный ислам, который во многом выступа­ет в качестве альтернативы процессам глобализа­ции. Данное обстоятельство отнюдь не случайно. Именно экономический и политический кризисы, которые многие считают следствием глобализа­ции, привели к тому, что "пасынки" глобализации (большинство их находится в мире ислама) стали перед выбором: либо продолжить сомнительные социальные эксперименты, либо создать свою модель развития. При разработке такой модели были использованы весьма радикализированные исламские постулаты. Таким образом, идеоло­гически обоснованная и выстроенная на тради­ционных стереотипах мышления альтернатива, направленная на создание общества, управляемо­го законами шариата, потеряла толерантность и приобрела бескомпромиссный характер, особен­но в своей антизападной направленности. Данное обстоятельство усугубляется тем, что радикально настроенная часть исламского мира избрала тер­роризм в качестве наиболее действенного способа достижения собственных целей.

Использование современными международны­ми террористическими структурами радикальной исламской риторики для оправдания своей ан­тигуманной деятельности, а также их нескрыва­емая антизападная, а часто и антихристианская политика, позволяет некоторым исследователям говорить о войне христианского и исламского ми­ров, о начале конфликта цивилизаций. При этом антизападная направленность рассуждений ис­ламских радикалов, экстремистов и террористов исходит из того, что агрессивный Запад мешает мировому исламу уйти от состояния современной джахилийцы восстановить, основанные на Коране, государственно-общественные отношения вре­мен пророка Мухаммеда, а в перспективе вернуть утраченное величие.

Следуя логике теории столкновения цивилиза­ций, ведущий российский исламовед А. Малашен-ко заявляет, что "несмотря на всю фарисейскую политкорректность, признание конфликта между цивилизациями скрыть не удается". Причем для доказательства своей правоты многочисленные последователи данной теории указывают на при­меры бушевавших в недавнем прошлом "карика­турных войн"; упоминают международный скан­дал, который был вызван выступлением Папы Римского Бенедикта XVI в университете города Регенсбург; обращаются к причинам известных погромов во Франции и т.д. Но, как представля­ется, эти исследователи преувеличивают рели­гиозный момент конфликта, часто маскирующий либо расхождение политических и экономиче­ских интересов различных групп элиты, либо извечный социальный конфликт бедных-бога­тых. А еще хуже, что здесь может быть умелая редакция, спланированная и проведенная по всем законам черного пиара. Но было бы ошибкой от­рицать имеющиеся исламско-христианские про­тиворечия, способные нарушить геополитичское равновесие.

   МИФОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН

В последнее время в СМИ, на страницах на­учно-популярных и научных изданий, а также в выступлениях некоторых политиков можно встретить достаточно спорный и неоднознач­но трактуемый термин "религиозная война". К примеру, американский политик П. Бьюкенен считает , что сегодня мы являемся свидетелями разразившейся религиозной войны. Особенно популярно использование понятия "религиозная война" при характеристике современных отноше­ний между христианским и исламским мирами. Так, по мнению У. бен Ладена, лидера "Аль -Каиды", сегодняшний мир поделен на два лагеря: "один — веры, где нет лицемерия, а другой — не­верия, от которого, мы надеемся, бог сохранит нас". Лагерь верующих составляют мусульмане, лагерь неверных во главе с США принадлежит христианству. Причем столкновение этих сил неминуемо, призывы к чему неоднократно звуча­ли со стороны радикально настроенных предста­вителей обоих лагерей.

В этом контексте представляется интересной точка зрения российского политического обоз­ревателя Л. Радзиховского. Он полагает, что западные христианские страны (включая Россию) втянуты в религиозную войну. Но они ее ведут с антирелигиозных позиций, поэтому вынужден­но-религиозная война XXI в. — не "нормальная" схватка двух "симметричных" фанатизмов, а вой­на против самой идеи "религиозных войн". Запад воюет за то, чтобы остаться собой — светским, де­мократическим, терпимым11. Принимая утверж­дение о несимметричности двух фанатизмов, следует, однако, напомнить об использовании тем же Западом религиозной риторики. Здесь можно упомянуть обращение Джорджа Буша мл. к Богу за помощью в борьбе против международного терроризма и о популярной в США мессианской риторике.

Само использование термина "религиозная война" вызывает множество споров и нареканий и в научном мире, и за его пределами.

Одни ис­следователи считают это определение некоррект­ным. В качестве аргумента они указывают на тот факт, что даже известные события средневековой истории, которые в историческом сообществе принято называть религиозными войнами, нельзя считать таковыми в силу доминирования в них по­литических мотивов. Другие, наоборот, пытаются придать новый смысл понятию "война", а также обосновать религиозный характер современных войн. Следует сделать оговорку, что в данном контексте под термином "религиозная война" по­нимается современная война или вооруженный локальный конфликт с религиозной составляю­щей, которая оказывает значительное влияние на характер военного противоборства. Именно эта составляющая и придает импульс бескомпро­миссности и крайней жестокости протекающим в настоящее время вооруженным столкновениям.

Вы точно человек?

В такой интерпретации религия выступает не толь­ко как форма и как инструмент противостояния, но она же обеспечивает и его идейное обоснование.

Изучая сквозь призму борьбы с транснацио­нальным терроризмом основной вектор развития международных отношений, некоторые ученые могут достаточно аргументированно говорить о религиозных войнах современности, которые затрагивают в основном исламский и христиан­ский миры. Так, например, Н. Косолапое в статье "Кризис рациональной всемирное  пишет, что. "если XX век начинался как эпоха пара, электри­чества, индустриализации, то XXI век стартовал в этом смысле как возвращение в эпоху религиозных войн"Однако при исследо­вании этой темы необходимо отделять религиоз­ные учения от их возможных политических про­екций. Правда, в исламской традиции достаточно сложно провести однозначную разделительную линию между религией и политикой.

Итак, для ведения искусственно сконструиро­ванной некоторыми авторами исламско-христианской религиозной войны пока еще не обозначи­лись четкие фронты, за исключением, пожалуй, Балкан. Границы же прежних исторических зон противостояния мусульман и христиан, которые формировались на протяжении всей истории су­ществования этих религий, здесь в расчет не бе­рутся. Их очертания вследствие активной мигра­ции мусульман, а также значительного изменения политической карты Европы конца XX — начала XXI в. претерпели существенные изменения. Провозглашенная некоторыми ультраисламиста­ми (салафитами) идея возрождения Вселенского Халифата слишком аморфна, а перспектива ее реализации иллюзорна. Тем более, что эту сун­нитскую идею совсем не разделяет шиитское население, религиозно-политическая элита кото­рого выдвигает свои, альтернативные проекты и инструкции по руководству мировым исламским движением.

Страны исламского мира выражают крайнее недовольство засильем западных ценностей, многочисленными "жертвами", которые они при­несли на алтарь глобализации (в данном случае американизации), а также диктатом "страны неверных" {джахилийи) – США . Эти факторы приводят к тому, что харизматические исламские лидеры, подобно У. бен Ладену, выдвигают аль­тернативные планы глобального переустройства мира, которые, на первый взгляд, могут показать­ся очередной утопией. Но внушительные финан­совые доходы "Аль-Каиды" и иных аналогичных ей транснациональных организаций, основанные на нефтяных прибылях, а также на поступлениях от возрастающего незаконного оборота нарко­тиков и оружия, вкупе с огромными людскими ресурсами стран исламского мира позволяют рас­сматривать выдвигаемые этими организациями планы коренного переустройства мира как вполне весомые политические проекты.

Страницы:12следующая →

Федеральное агентство по образованию

Саратовский Государственный Университет

кафедра политических наук

Контрольная работа

Ислам и политика

Выполнила:

студентка 3 курса 351 группы

заочного отделения

юридического факультета

специальности политология

Чернышёва Е.С.

Проверил:

САРАТОВ 2008

Введение. 3

1. Значение внешних условий для активизации общественно-политической роли ислама в России. 4

2. Трансформация военной политики России под влиянием исламского фактора 9

3. Исламский фактор в руках политических элит. 10

4. Чеченские игры Кремля. 12

Заключение. 19

Список использованных источников. 20

Введение

Актуальность представленной темы работы обусловлена следующим.

Сегодня практически во всех аспектах жизни нашего общества — в быту, культуре, внутренней и внешней политике — присутствует "исламский фактор". Очевидна возрастающая социальная значимость мусульманской религии. Ислам восстанавливает некогда утраченные им функции — регулятивные, коммуникативные, интегративные, вновь превращаясь в образ жизни. Возрождение морально-этических, нравственных норм ислама может заметно оздоровить наше общество. Кроме того, ислам является существенным фактором сохранения и стабилизации национального самосознания населения республик, выживания тюркских этносов в условиях заметной русификации и вестернизации общества.

В то же время, исламская проблема имеет ярко выраженный политический аспект. Рост религиозности масс на фоне политизации ислама может превратить его в политическую силу. Это, в свою очередь, переводит проблему изучения ислама из научно-исторической, социо-демографической сферы в политологическую.

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

В настоящее время общественность серьезно обеспокоена угрозой исламского фундаментализма, в том числе и для России. Каковы в действительности политические перспективы ислама в России? Представляет ли ислам угрозу для российского общества?

Рассмотреть эти и другие аспекты "исламского фактора" в политике России, и в первую очередь, военной, и является целью настоящей работы, которая основана на изучении научных трудов таких авторов, как: Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Черватая С.М., Трофимчук Н.А., Батунский М.А., Силантьев Р., Голубчиков Ю.Н., Малашенко А.В., Медведенко Л.И. и др.

1. Значение внешних условий для активизации общественно-политической роли ислама в России

Несмотря на кажущуюся неожиданность этого тезиса, Россия является одной из крупных мусульманских стран. По общему числу приверженцев этой религии наша страна превосходит многие исламские государства. Более тридцати разных по численности мусульманских народов, живущих на территории России, являются ее исконными жителями. Сегодня ислам исповедует около 12,5% населения Российской Федерации на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Республике Марий Эл, в Сибири, Астраханской, Саратовской, Самарской, Пермской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской, Рязанской и других областях, а также в Москве, С. -Петербурге и других крупных городах.

Традиционно велик вклад мусульман в духовную и культурную жизнь российского общества. Растет удельный вес мусульман в предпринимательских кругах, активизируется участие инонациональных мусульманских диаспор в экономической жизни страны. Представители мусульманской общины постепенно входят в политическую элиту России, выражая более или менее адекватно социально-экономические и соответствующие им политические интересы части электората. Общественные организации российских мусульман, чья деятельность не выходит за рамки закона, являются полноправными участниками политического развития страны.

Проблема роста религиозного экстремизма, с которой столкнулась часть новых независимых государств на постсоветском пространстве включая Россию, носит многоплановый характер, а поиск путей ее решения требует взвешенного и беспристрастного подхода. Это вызвано не только опасным характером любых экстремистских проявлений самих по себе, но и деликатностью религиозного аспекта проблемы, связанного с безусловным требованием уважения чувств верующих. Многоплановость этой проблематики предполагает рассмотрение весьма сложной и во многом противоречивой совокупности внутренних и внешних предпосылок и условий социально-экономического и политического характера, которые способствуют формированию религиозных экстремистских тенденций на постсоветском пространстве. К ним можно отнести противоречия "догоняющей" модернизации, деформирующую роль "зависимого развития", демографические диспропорции, поощрение со стороны противников по "холодной войне", инструментальное использование ислама как мобилизующей идеологии, а также внутренние доктринальные источники зарождения и развития исламизма, в том числе эндогенный радикализм в исламе.

Наибольшую актуальность приобрели вопросы, связанные с влиянием внешнего фактора на процессы распространения идеологии исламского фундаментализма в России и других странах СНГ. В частности, в отечественной и зарубежной востоковедной политологии продолжается дискуссия о соотношении внутренних и внешних причин соединения ислама и политики, факторов, способствующих появлению и развитию исламизма. У отечественных исследователей, которые наиболее активно разрабатывают данную проблематику в целом, а также отдельные ее аспекты (А. Игнатенко, Р. Ланда, А. Малашенко, С. Мельков, В. Наумкин, Л. Сюкияйнен, А. Умнов и др.), существуют разные точки зрения как на сам феномен исламского фундаментализма, так и на степень влияния внешнего фактора на радикализацию ислама в мусульманских регионах СНГ.

Следует оговориться: здесь под влиянием внешних условий на процессы радикализации ислама в России понимается воздействие всего комплекса внешних факторов (главным образом политических, идеологических, организационных и иных), которые способствуют или могут привести в дальнейшем к нарушению относительной стабильности в российском исламе, переходу части верующих от умеренных взглядов в области теории и практики ислама на позиции религиозной нетерпимости в вопросах веры и экстремизма в сфере политики. В этом контексте термин "исламизм" употребляется для обозначения практики использования исламской религии в политических целях.

Очередная волна радикализации и политизации ислама в современном мире реализуется в форме процессов, которые по-разному квалифицируют как отечественные, так и зарубежные исследователи. Иногда эти процессы рассматриваются как следствие "цивилизационного противостояния", и происходящие в мусульманском мире события трактуются, условно говоря, с позиций "возрождения" ислама. В этом подходе, в частности, прослеживается мысль о том, что современный исламский фундаментализм — это закономерное явление в рамках "исламского ренессанса", поскольку оно отражает стремление части мусульман к возрождению "истинных" исламских ценностей в условиях глобализации.

Некоторые исследователи чаще делают акцент на социально-экономических интересах, которые стоят за активизацией исламских движений. При этом предполагается, что существующее несправедливое положение в международных отношениях, отсутствие устраивающих население развивающихся стран результатов в построении демократического (гражданского) общества, нерешенность острых социальных и экономических проблем, — все это выступает в качестве факторов, способствующих переходу фундаменталистов на позиции политического экстремизма. При таком подходе проблема так называемого исламского терроризма предстает как отражение крайних форм борьбы за равноправное участие в мировой политике, реакция на засилье западных стран в мировых делах, за национальный (или конфессиональный) суверенитет, иногда за сохранение права на социокультурную самобытность, но чаще всего — как стремление к решению внутренних проблем на путях установления "исламского порядка".

Исходным пунктом другого подхода, как правило, выступает анализ геополитических интересов в международных делах. При этом предполагается, что, например, за "ваххабизмом" в России (движением "Талибан" в Афганистане, салафитами в Египте, Йемене и других арабских странах) стоят определенные политические силы, которые используют подобные движения и организации для решения собственных задач. Под таким углом зрения исламские экстремисты могут предстать всего лишь орудием проведения политики отдельных западных или восточных государств, направленной на достижение конкретных целей: создание позиций в жизненно важных для них регионах, установление контроля над торговыми путями, транспортировкой энергоносителей, добычей отдельных видов минералов и т.п.

Приведенное схематичное и далеко не полное изложение некоторых точек зрения на проблему показывает, что в целом она продолжает оставаться открытой. Вместе с тем в литературе правомерно, на наш взгляд, отмечается, что воздействие внешнего фактора на радикализацию ислама в мусульманских регионах России носит ограниченный характер и определяющими для этого процесса являются внутренние условия. В частности, Д. Макаров пишет: "Признавая очевидную роль внешнего фактора в распространении фундаменталистских идей на Северном Кавказе, все же следует подчеркнуть, что этот процесс отражает прежде всего глубинные социокультурные сдвиги внутри местных обществ и неспособность традиционного ислама удовлетворить формирующиеся в них новые интеллектуальные, духовные, социальные и политические интересы". Однако в разных регионах Российской Федерации эти процессы в минувшее десятилетие протекали с различной степенью интенсивности.

В этом плане одним из определяющих является вопрос соотношения идеологии национализма и религиозного фундаментализма, который может послужить фактором, сдерживающим процессы радикализации ислама в Российской Федерации. Рассматривая эту проблему в середине 90-х годов, Р. Ланда прогнозировал, что "… одной из причин неудачи фундаменталистов на всем постсоветском пространстве будут национализм и регионализм. В сущности, они весьма сходны и иногда проявляются даже одновременно. Невозможно установить ни солидарность всех мусульман СНГ, ни даже исламских фундаменталистов в условиях, когда сугубо националистические настроения берут верх практически во всех мусульманских республиках бывшего Союза, а внутри некоторых из них регионализм оказывается сильнее национализма" . В целом этот прогноз сохраняет значение до настоящего времени.

Исламский фактор в современной международной политике

Ерасов. Цивилизации. Универсалии, самобытность.

Ислам – это одна из самых молодых религий. Сразу после смерти пророка Мухаммеда, в исламе происходит раскол – формируются 2 течения сунниты и шииты. Сегодня ситуация складывается интересно. Иногда эти 2 направления друг друга воспринимают как врагов. В современном мире в большинстве мусульманских стран основная часть сунниты. Шиитов отличают от суннитов несколько отличий: единственной священной книгой признают Коран, шииты считают единственными претендентами на роль лидера только представителей дома Мухаммеда. Самым агрессивным государством по отношению к соседям является Иран, где шиитство является государственной религией. Сунниты помимо Корана священным текстом считают Сунну, которая представляет своеобразный кодекс поведения правоверного мусульманина, основанного на высказываниях Мухаммеда. Как все священные тексты, Коран представляет собой книгу, которая имеет метафорический язык, эти метафоры можно толковать как угодно. Чтобы этого не происходило, в исламском мире есть традиция интерпретации. В каждой семье помимо Корана обычно есть 2-3 тома официально признанных интерпретаций. В процессе развития появляются некоторые модификации. Они имели разный характер: были направления, которые акцентировали внимание на главных ценностях ислама (суфизм, которая превратила миролюбие и самую важную ценность). В 9-10 веках появляются направления, отрицающие эти ценности. На территории Афганистана и затем Индии появляются движения Федаинов провозгласили единственной целью жизни – служение аллаху, и погибнуть готовы во имя служения аллаху. Отношение к ним сомнительное по нескольким причинам: в Коране и сунне не присутствует принцип жертвенности. Многие интерпретаторы отмечают, что жизнь для мумульман явялется ценностью. Второй момент – ислам из всех религий самые демократичные, даже жнщина имеет право объявить, что она является мусульманкой, не надо платить деньги за крещение, главной является его добрая воля.

Одна из самых сложных проблем – активное использование политическим объединениям и террористическими группами как джихад. Джихад – в классической традиции переводится как усердие и усилие. Есть некоторые нюансы в интерпретациях, но объединяет то, что джихад ограничен жесткими правилами. Основными формами джихада являются:

  • джихад руки – наказание преступников,
  • джихад сердца – воспитание у самого себя доброго отношения к окружающему миру, совершение добрых дел
  • священный джихад – постоянное духовное самосовершенствование.
  • Военный джихад – использование оружия, военных действий.

О РОЛИ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Этот джихад не может быть начат только одинм человеком или группой людей, на него должна дать согласие вся мусульманская община. Над оначинать есть если реальная угроза жизни, безопасности. Не имеют права использовать оружие против безоружных, женщин детей и тп, нельзя разрушать священные места других религий. В классическом исламе осуждается не только самоубийство, но и похищение людей, использование детей

С самого начал все течения, которые используют ислам для политических целей, признаются не исламскими. Первое определение таких ответвлений, искажающих ислам появляется когда появляется движения ваххабитов. Его создатель заялял что хочет всех вернуть к чистому исламу, но требовал чрезвычайной жесткости, аскетизма, отрицал многие святыни ислама. Ему удалось созлать первое ваххабисткое государства (конец 18 начвало 19) века. Самыми сильными оппонетами являлись сами мусульмане. Особый термин – исламизм – те группы, которые используют ислам для реализации своих политических целей.

Ситуация в исламских государствах иногда оказывается настолько сложной, что любые термины становятся очень многозначными. Предлагая разные практики, классический ислам наиболее ярко находит выражение в суфизме. Движение Суфиев является самым романтическим направлением, его основателем был один из известных поэтов. Они ориентировались на ценности:

  • Никогда не клястьс я именем бога
  • Не лгать
  • Не нарушать обещаший
  • Не проклинать
  • Не молиться о наказании
  • Не приниять зла людям
  • Не объячвлять никого в неверии
  • Не перекладывать на чужие плечи свои страдание
  • Не считать себя выше других людей,
  • Самоконтроль, постоянное изучение и анализ своих мыслей и поступков

Одной из практик является танец суфиев . в тнаце они достигают состояние транса, который явялется один из возможных вариантов для служения аллаху.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 75 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте: