Влияние религии на человека

18.05.2018 0 Автор admin

Организованная религия  —  еще одна мощная сила и система в нашей культуре, способная негативно повлиять на нашу способность быть собой. На эту тему мне несколько сложно говорить и писать, потому что я не хочу никого обидеть. У всех нас свое собственное мнение по поводу религии и свои личные убеждения касательно роли Бога и веры, и для большинства из нас эти мнения и убеждения священны.

Я признаю и уважаю духовный путь других, уважаю даже тех, кто решил не принимать никакой религии или считает, что Бога нет. Я искренне верю, что «все дороги ведут к Богу». Но, пусть это звучит парадоксально, я считаю, что организованная религия  —  это система, которая может серьезно вредить и вредит людям, особенно, когда речь идет о подлинности.

Несколько лет назад я слышал, как доктор Уэйн Дайер говорил: «Бог нас объединяет, а эго  —  разобщает. Следовательно, в большинстве случаев организованная религия, которая веками разделяла и сейчас разделяет немалую часть мира,  —  это эго, а не Бог». Когда я услышал эти его слова, я был поражен.

Мировые религии. Влияние религии на человека, культуру, общество, цивилизацию

Я помню, как посмотрел по сторонам, чтобы узнать, поразился ли еще кто-нибудь, как я. Реакция окружающих была не слишком бурной.

Тогда я повернулся к своей жене Мишель и проговорил: «Ничего себе, неужели он это сказал? У него могут быть неприятности». Хотя я на самом деле был согласен с его словами, моя автоматическая реакция программировалась годами, и я подумал: «Богохульство». Уэйн Дайер, один из известнейших духовных учителей нашего времени и один из моих любимцев, изрек глубокую истину, нашедшую отклик в моей душе. Но я был ошеломлен из-за моего представления о том, что «подобает» говорить о религии.

Религия может быть прекрасным выражением духовности, общности, любви и служения. Столько благих дел в нашей культуре и по всему миру совершают объединения верующих.

Сколько их, грустных и полных боли историй о том, как людей жестоко оскорбляли члены их религиозного общества  —  лидеры и другие! За эти годы от родственников, друзей, клиентов я слышал без преувеличения тысячи не столь драматичных историй о страхе, стыде и вине, которые они чувствовали детьми из-за того, что узнавали или слышали в церкви или храме.

Когда я рос, мои представления о религии и духовности были весьма путаными. Мой папа  —  еврей, а мама  —  католичка, правда, они никогда не были особо религиозны, и первые несколько лет мой жизни мы не посещали регулярно ни церковь, ни синагогу. Через пару лет после того, как мои родители разошлись  —  мне было лет пять,  —  мама стала водить нас с моей старшей сестрой Лори в лютеранскую церковь Св. Павла неподалеку, потому что по средам там бесплатно кормили, а еще там были разные программы для детей, что давало моей разведенной матери возможность общаться с другими взрослыми. Меня крестили в семь лет (чтобы мы официально могли стать прихожанами), а подростком я прошел школу конфирмантов и в итоге меня «приобщили» к лютеранам.

В детстве и отрочестве я не чувствовал настоящей, личной связи с Богом, Иисусом и всей церковью. Я хотел, но все это казалось мне скучным, устарелым и странным. Я не мог понять, как и почему это все должно быть связано со мной, с моей жизнью и с жизнью вообще. Поворотный момент в моем отношении к организованной религии наступил на одном из занятий в школе конфирмантов. Я поднял руку и спросил пастора Меркела, нашего священника и учителя: «Откуда мне знать, что лютеранство «правильная» религия? Если я собираюсь что-то выбрать, я хочу быть уверен, что выбираю «правильную». А так как я знаю людей из других религий (например, мой папа  —  иудей), значит ли это, что они «не правы»?»

Пастору Меркелу было слегка за тридцать, и в нашей церкви он служил всего пару лет. Он был несколько ошеломлен таким вопросом самоуверенного тринадцатилетнего подростка, которому не слишком-то хотелось учиться в этой школе конфирмантов. Я точно не помню, что он ответил, и, оглядываясь назад, чувствую некоторую неловкость, что вот так подставил беднягу.

Я уверен, что он постарался ответить на мой вопрос и, Наверное, говорил о важности веры, но что бы он там ни сказал, это меня не убедило. Я пришел к выводу, что, если Бог на самом деле существует, то Он (Она, а может, и Оно) не станет смотреть на всех нас с высоты и смеяться Над подавляющим большинством, выбравшим версию организованной религии.

Идеалы и цели большинства организованных религий  —  Божественное учение и его практическое осуществление  —  прекрасны, чудесны и важны в жизни. Увы, у многих опыт общения с организованной религией (как у меня) не всегда был положительным, а ее влияние на наше общество не всегда поддерживало и усиливало наше желание быть собой и жить в подлинности.

Несмотря на то, что религия – понятие духовное, она касается всех сфер человеческой жизни и диктует определенный образ жизни. Естественно, что религия имеет огромное воздействие на мировоззрение человека, которое формируется на основе ее догматов и вероучения. Более того, религия оказывает большое влияние на организм, характер и мышление верующего.

Ниже представлены основные моменты влияния религии на человека.

Влияние на организм.

Религия диктует здоровый образ жизни. Ислам установил правила поведения во всем, и, конечно же, правила для здорового образа жизни. Мусульманин воздерживается от всего запретного. Это касается еды, запрета алкоголя и курения. Получается, что истинный мусульманин на пути к здоровому образу.

Роль религии в жизни общества в целом и каждого человека в частности

Кроме того, зож в исламе заключается и в намазе, который выступает как физическая зарядка, в обязательном посте, в запрете чрезмерного употребления пищи, в раннем пробуждении.

Огромная польза для человека в очищении – тахарате, использовании мисвака.Аллах милостивый создал каждое поклонение и предписания сунны приносящими пользу душе, уму и телу человека.

Влияние на эмоциональное состояние.

Согласно заключению ученых-психологов, религиозные люди, как правило, счастливее неверующих. По данным исследования, опубликованного в декабре 2010 года в американском журнале Review, религия доставляет удовольствие человеку в поклонении, делает его значимым для самого себя и придает смысл каждому дню его жизни. Каждый человек рождается с пустотой в душе, которую способна заполнить вера и стать истинным смыслом жизни. К тому же, верующие, как правило, имеют свою позицию касательно многих вопросов, на которые не могут найти ответы неверующие, поэтому пребывают в состоянии гармонии, что, безусловно, делает человека счастливым.

Верующего человека счастливым делает многое, ведь во всем, что для неверующих просто событие или факт, он видит довольство, милость и благословение Всевышнего. Более того, люди с верой в душе эмоционально стабильны, менее подвержены стрессам и депрессиям, так как обладают более стабильным эмоциональным фоном.

Влияние на характер.

Согласно исследованиям, верующие в Бога обладают более доброжелательным характером и лучшей приспособленностью к жизни, чем неверующие, за счет того, что верующие люди обладают свойством самоконтроля на значительно высшем уровне. Кроме того, молитва имеет позитивное влияние на строго определенные участки головного мозга, что приводит к возрастанию умения верующих людей по контролю за своими эмоциями. Поэтому, когда действие человека происходит в соответствии с правилами и инструкциями, которые установлены и утверждены самим Богом, то это приводит к приданию сил, уверенности в своей правоте, душевному равновесию, что способствует обереганию человека от многих пороков и болезней.

Влияние на умственные способности и мышление.

Согласно исследованиям ученых, постоянное поклонение и молитвы способствуют большей активности мозга. Постоянное изучение книг и заучивание молитв формируют крепкую память, а поиск ответов на религиозные вопросы развивает логику и мышление.

К тому же, проповеди способствуют размышлению и развивают аналитическое мышление.

По материалам livescience.

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Заочно-вечерний факультет

Кафедра финансы и кредит

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

Тема: «Мировые религии.

Влияние религии на человека, культуру, общество, цивилизацию»

Выполнила:   студентка гр. ФКзу-09-2

                Пименова Ю.В.

    Проверил:_______________________

          _________________________________

Иркутск – 2011 г.

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Основная часть……………………………………………………………..4
  1. Влияние религии…………………………………………………….4
  1. Религия и общество……………………………………………6
  2. Религия и политика……………………………………………7
  3. Религия и культура……………………………………………8
  4. Религия и нравственность…………………………………….9
  • Иудаизм……………………………………………………………….11
    1. История и распространение…………………………………..11
    2. Особенности……………………………………………………13
  • Христианство…………………………………………………………15
    1. Православие……………………………………………………15
    2. Католицизм…………………………………………………….16
    3. Протестантизм………………………………………………….17
  • Ислам…………………………………………………………………18
  • Буддизм………………………………….……………………………20
    1. Учение Будды………………………………………………….20
  • Заключение………………………………………………………………….25
  • Список использованной литературы……………………………………..26
    1. ВВЕДЕНИЕ.

    Дать точное и однозначное определение  понятия религия невозможно. В  науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения  тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что  такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога». Слово «религия» буквально обозначает — связывание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (тёмное, простонародное, мифическое верование). Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера – не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

    Религия во все времена и для  всех народов имела огромное значение. Она не может существовать без какой-либо религиозной деятельности, а стержень религиозной деятельности – это культ – совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Однако, есть такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: в процессе своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (имеется в виду «церковь» как организация).

    От церквей принято отличать секты. В наше время это слово  несёт на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

    Источник всех религий един и  постоянен, хотя учения разных религий  и кажутся на первый взгляд совершенно отличными друг от друга… Мудрец знает, что главной основой всех религий и верований является одно — Истина. Истина всегда была закрыта двумя одеждами: тюрбаном — её голова, плащом — тело. Тюрбан — это тайна, известная под именем мистицизма, а плащ — нравственность, называющаяся религией… Те, кто видел её (Истину) без всяких покровов, не знают больше разума и логики, добра и зла, высокого и низкого, нового и старого — иными словами, перестают различать все имена и образы. Весь мир для них — только Истина.

    Влияние религии на личность человека

    В их понимании Истина едина, но, представляясь человеческим взорам, она принимает множество форм, причём разница в представлениях о ней возникает благодаря её проявлению в различных местах и временах. Истину можно уподобить фонтану, который бьёт вверх одной струёй, а вниз падает многими каплями в разное время и на разные места.

    Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня  вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его  нравственной состоятельности перед  лицом реальных проблем общественного  развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

    2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    2.1. Влияние религии.

    Религия – один из важнейших факторов человеческой истории. Можно утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно с равным упорством доказывать, что без неё человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, именно так и следует её воспринимать.

    Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного – живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого – ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии, другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а третьи вообще запрещают религию. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Её роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

    Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно  выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определённые функции – способы влияния религии на жизнь людей. Итак, вот они:

    1. Мировоззренческая. Религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чём состоит смысл жизни.
    2. Психологическая. Религия даёт людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни. Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способным нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу).
    3. Нравственная. Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Однако, принадлежность даже к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
    4. Политическая. Религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея – «все мы христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (например, в эпоху борьбы католиков с протестантами). Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, и по сей день остаётся довольно распространённым и опасным явлением – источником общественной напряженности.
    5. Культуротранслирующая. Её можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела, буквально преобразив его. Но из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. После утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в её окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

    Всё же религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества, сберегающим общественное культурное наследие, порой преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хоть церковь совершенно неверно воспринимать как музей или выставку, приезжая в любой город или в чужую страну, возникает желание посетить некий храм. Само слово «культура» восходит к понятию культ. Очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников.

    Философы предлагают чётко различать два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу культуры – один из главных факторов, предохраняющий человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели – то есть угроз, которые может нести с собой цивилизация.

    1. Стабилизация устоев. Религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. Например, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна.

    На примерах многочисленных социологических  опросов, можно сделать следующие  выводы:

    Во-первых, количество верующих в стране постоянно растёт и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей.

    Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей.

    В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.

    Религия санкционирует определённые взгляды, деятельность, отношения, институты, придавая им ореол святости, или  объявляет нечестивыми, отпавшими, погрязшими во зле, греховными, противоречащими  закону, слову Божию, отказывает их признавать. Происходит наложение религиозных  отношений на общественные отношения. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

    2.1.1. Религия и общество.

    Общество как некая совокупность людей одним из свойств имеет  менталитет, мировоззрение – совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определённой профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

    Один из плюсов религиозной мировоззренческой  информации в том, что религия  помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции, то есть даёт людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций, и если они переживаются слишком долго и глубоко, то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение – своеобразная форма психотерапии, причём массовой, дешёвой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

    Другой плюс данной функции религии  состоит в том, что она порождает  и поддерживает общение у людей  с общим для них мировоззрением. Общение – это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют нас страдать. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

    С точки зрения богословов, у религии  никаких минусов не было, нет и  быть не может. Историки же говорят о наличии двух минусов. Первый минус – отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.

    Страницы:12345следующая →

    Контрольная работа по обществознанию по теме: "Религия как одна из форм культуры". 8 класс.
    Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Религия".
    1.Верны ли следующие суждения о религии?
    А. Религия в отличие от других форм (областей) культуры, использует систему доказательств всех гипотез и теорий.
    Б. Религия оказывает влияние на мировоззрение верующего.
    1). верно только А
    2). верно только Б
    3). верны оба суждения
    4). оба суждения неверны.
    2. Верны ли следующие суждения о религии?
    А. Религия требует соблюдения от верующих соблюдения определённых правил.
    Б. Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
    1). верно только А
    2). верно только Б
    3). верны оба суждения
    4). оба суждения неверны.
    3. Верны ли следующие суждения о религии?
    А. Религиозное верование предполагает принятие определённых догматов.
    Б. Религия включает нормы и правила поведения верующих.
    1). верно только А
    2). верно только Б
    3). верны оба суждения
    4). оба суждения неверны.
    4. Главными (наиболее почитаемыми) священными книгами 3-х мировых религий непосредственно или условно являются…
    1). Авеста 2). Библия 3). Коран 4). Веды 5). Типитака ("три корзины мудрости") 6). Тора.
    5. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.
    Индуизм, синтоизм, конфуцианство, иудаизм.
    6. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется
    1). свободой слова
    2). свободой совести
    3). свободой веры
    4). свободой передвижения
    7.

    Как религия меняет человека?

    В российской Федерации государственной религией является:
    1). христианство 2). буддизм 3). православие 4). ислам 5). все ответы не верны.
    8. Да или нет:
    Христианство, иудаизм, ислам-мировые монотеистические религии.
    9. Что является лишним в ряду? дайте краткое пояснение.
    Анимизм, синтоизм, фетишизм, тотемизм.
    10. Процесс утраты церковью влияния на различные сферы жизни общества называется
    1). секуляризация 2). модернизация 3). демократизация 4). экуменизм.

    Код: 1-2; 2-3; 3-3; 4-2,3,5; 5 — национально-государственные религии-Индия, Япония, Китай, Израиль.; 6-2; 7-5; 8-нет; 9-синтоизм-национальная религия; остальные-ранние религиозные верования; 10-1.

    Приложенные файлы

    Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.