Волжская булгария религия

06.05.2018 0 Автор admin

Принятие ислама Волжскими булгарами

Образование государства Волжская Булгария

В VII в. в степях Приазовья и Причерноморья возник большой, сильный болгарский союз племён. Первым кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло.

Главой государства, вошедшего в историю под названием Великая Болгария, стал в 632 году Хан Курбат, племянник Органы. Ему удалось создать сильное централизованное государство. Однако, как это нередко бывало с раннесредневековыми государствами, Великая Болгария ненадолго пережила своего создателя. Вскоре после смерти Курбата (по некоторым сообщениям в 642 году) государство распалось. Под давлением Хазар часть болгар, предводительствуемая младшим сыном Курбата Аспарухом переселилась на Дунай и основала здесь вместе со славянскими племенами новое государство — Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска (681 год).

Старший сын Курбата Батай остался на своих землях на Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары стали называться "чёрными". С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар — народов Северного Кавказа.

Ещё одна часть болгар в конце VIII — начале IX века переселилась на среднюю Волгу. Сколько их было, кто был их предводителем, появились ли они здесь вместе или отдельными группами — точных сведений нет.

А вот что побудило их переселиться, сменить свои прежние степные пространства на северную лесостепь — по этому вопросу имеются интересные предположения. Так Плетнёва считает, что переселение болгар было связано с принятием иудейства и возникшей из-за этого смутой в Хазарском каганате. Такая причина действительно могла иметь месть.

Очевидно, болгары пришли на Волгу и Каму в составе целого конгломерата из тюрко-язычных племён. Вместе с ними переселились барсилы, беленджеры, савиры. Только в исторических источниках X века эти племена на новой земле названы уже несколько по-другому: берсула, баренджары, сувары. Относительно сувар есть и другое мнение, не допускающее отождествления их с савирами.

Конечно, нельзя сказать, что на Среднюю Волгу названные племена переселились в полном составе, все без исключения. Значительная часть, несомненно, осталось на прежнем месте, составляя солидную долю Хазарского каганата.

Факт появления в Среднем Поволжье, на территории приблизительно от впадения Камы в Волгу до Самарской Луки, приазовских тюркских племён подтверждается материалами археологических раскопок. Приход болгар, имевших определённый опыт государственности, дал сильный толчок процессам консолидации пёстрого конгломерата племён и народов и формирования раннесредневекового государства в Среднем Поволжье. Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавивший его стали называть волжскими булгарами. Понятно, что государство Волжских Булгар не было создано в один определённый день чьим-либо приказом, а формировалось постепенно. Это был достаточно длительный процесс, в течение которого происходило объединение различных племенных княжеств, создание органов централизованного управления. Важное место в этом процессе занимал переход от язычества, многобожия к единой вере, основанной на единобожии. Такой верой для волжских булгар стал ислам, получивший в VIII-IX веке широкое распространение в Средней Азии и Закавказье.

Именно с принятием ислама в качестве официальной религии связано первое появление в исторических источниках государства Волжская Булгария — хана Алмаса (Алмуш). О нем сообщает в своих "Записках" арабский писатель Ахмад ибн-Фалдан, побывавший в этой стране в составе посольства багдадского Халифа в 922 году.

Дело в том, что Алмас в 921 году обратился к Халифу всех мусульман аль-Муктадиру с просьбой прислать к нему факиха — мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере. Просьба была удовлетворена.

Ислам был принят по трём основным причинам:

Для укрепления власти эльтебера (верховного правителя) и класса феодалов;

Для окончательного объединения разрозненных племён в единое государство;

Для ликвидации зависимости от Хазарии.

С принятием ислама древняя тюркская письменность заменяется арабской. С начала Х века в булгарских селениях уже имелись школы.

Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии

Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует — ред.). Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя XVI-XVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ "Алты бармак китабы" (или "Доводы пророка"). Каждый баб посвящен деяниям пророка в одном определенном году. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджри (629 г. по григорианскому), приводится рассказ о принятии правителем болгар Фарух.

Официально ислам в Хазарском каганате был принят в 737 году в результате походов арабского полководца Мервана ибн Мухаммада. Хотя ислам стал одним из основных религий среди населения страны, официальный характер его не был устойчивым. Но дело, главным образом, не в количестве, а в том, какое место занимали мусульмане в структуре общества. Здесь они составляли основную часть каганской гвардии. Даже ставится обязательным условием, чтобы визир, т.е. первый человек каганбека, был мусульманином. В середине Х в. Итиль, где довольно большую часть населения составляют мусульмане, становится центром торговли, местом пересечения нескольких караванных путей, что усиливает позиции ислама. Широкое распространение исламской религии среди хазаро-болгар подтверждается не только арабскими письменными источниками, такими как ал-Куфи (умер в 926 г.), ал-Белазури (умер в 892 г.), но и результатами археологических раскопок. Проведенные археологические исследования многих захоронений болгаро-хазарского происхождения обнаружили в них соблюдение мусульманского погребального обряда. То, что в Хазарском каганате в большом количестве чеканили куфические мусульманские монеты, также говорит о распространении исламской религии. В конце Х в. хазары вновь официально принимают исламскую религию.

Так что пришедшие в наши края болгары, вернее племена, относящиеся к салтово-маяцкой культуре, значительная часть которых исповедовала ислам. Болгары, построившие новое государство на берегу Волги и Камы, получают в результате с этих времен богатое духовное наследие.

Принятие монотеистической религии было подготовлено всем ходом предшествующего социально-экономического, политического и культурного развития Волжской Булгарии. Часть булгарских племен, пришедших в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье, уже исповедовали ислам ханафитского толка. В дальнейшем распространении ислама в Волжской Булгарии решающую роль играли именно они, установив тесные (даже номинально подвластные) связи с развитым мусульманским государством Средней Азии саманидов. Поэтому в Булгарии распространяется ислам не ортодоксального характера, а ислам, обогащенный элементами традиционных культур народов Средней Азии.

Особенности социально-экономического и этнокультурного развития булгарского общества VIII-IX вв., т.е. накануне распространения ислама, обусловили множественность форм и проявлений духовной культуры населения.

Особенность ислама в Волжской Булгарии состоит еще в том, что он с самого начала использовался в качестве идеологического инструмента в образовании государства. Развитие булгарской государственности и исламизация страны идут как неразрывный взаимоусиливающий друг друга процесс.

Прежде всего, надо сказать, что утверждение об официальном принятии ислама в Волжской Болгарии в 922 году, т.е. с приездом багдадского посольства, ничем не обосновано. Уже тогда царь болгар, его приближенные и значительная часть населения были мусульманами, и царь свои действия обосновывает исламом. Ислам как официальная религия был принят еще до прихода багдадского посольства. На завершающем этапе создания государственности с целью укрепления позиции ислама в стране, поднятия авторитета государства и получения покровительства халифа булгарский царь Алмыш обращается к Багдаду, в результате чего происходит признание Булгарского государства мусульманским.

Ислам распространяется по всей территории страны, глубоко проникая во все области жизни, во все слои общества. Начало второй половины XII в. ознаменовалось уже окончательной победой ислама: распространяется мусульманская культура, обогащенная местными особенностями.

Когда мы говорим о распространении ислама, то имеем в виду, главным образом, степень исламизации булгарского общества в целом и протекающие параллельно ей явления, включая социально-экономический строй, тесные торгово-экономические, политические, культурные связи с мусульманскими центрами, налоговую, денежно-весовую систему, архитектуру, одежду, нравы, обычаи, письменность, систему просвещения, науку, художественную литературу, метрологию и систему счета, календарь. Ислам стал идеологической основой сближения культуры булгар с высокоразвитой культурой мусульманского мира, как нередко называют ее "мусульманским ренессансом". Распространение ислама и урбанизация булгарского общества шли параллельно. Волжская Булгария стала страной городов. Булгарская культура выступает в основном как культура, основанная на арабской письменности. Адекватно степени распространения ислама развивалось и просвещение населения. На основе достижений ученых мусульманских стран булгары писали трактаты по различным областям знаний. Значительны были успехи булгар и в области мусульманской теологии. Например, "венцом толкователей Корана" называли Абу-л-Аля Хамида ибн Идриса ал-Булгари (XII в.). Сочинения булгарских богословов получили широкую известность на мусульманском Востоке.

Наука на мусульманском Востоке развивалась на основе богатых местных традиций и достижений других народов. Города мусульманского Востока превратились в научные центры. Созданные в них своего рода научные академии, такие как "дом науки" ("дар ал-илм"), "сокровищница мудрости" ("хизанат ал-хикма") в Бухаре, притягивали ученых из разных концов мусульманского мира. С началом распада арабского халифата научные и культурные центры мусульманского Востока все более перемещаются на окраины державы10.

Прочные связи Волжской Булгарии с этими районами заложили основу и для тесных контактов в области науки и культуры. Булгарские ученые, возвратившись на родину после обучения в научных и культурных центрах Востока, писали свои труды по образцу сочинений своих восточных учителей, составляли комментарии к их трудам, распространяли их научные идеи в своей стране. Многогранность, энциклопедичность знаний средневековых восточных ученых была характерна и для ученых Волжской Булгарии. Бурханеддин ал-Булгари был известен своими трудами по фармакологии, риторике, богословию. "Великим ученым, которому нет равных в различных науках", считался Абу-л-Аля Хамид ибн Идрисе ал-Булгари. Известны были в свое время труды Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини-Сувари, который написал на арабском и персидском языках сочинение дидактического характера "Зухрат ар-Рийаз ва нузхатал-кулуб ал-мараз" ("Цветок сада, порадующий больные души"). Труды Саксини-Сувари вошли во многие источники, цитировали их многие ученые и богословы.

Булгарские ученые, богословы, писавшие свои сочинения на арабском языке, были довольно хорошо известны и за пределами страны. Некоторые булгарские богословы и ученые после получения образования оставались на Востоке, занимая высокие религиозные и административные посты. Так, Ходжа Ахмед Булгари был учителем и шейхом знаменитого Султана Махмуда 1 Газневи (967-1030). Традиция получать образование в центрах мусульманского Востока сохранялась и в период Золотой Орды, Казанского ханства.

Выросшие и обучавшиеся в Булгарии просвещенные люди были известны в восточных странах под именем "ал-Булгари". Этим тахаллусом (псевдонимом), очевидно, они хотели выразить популярность, известность булгарских медресе и препо дававших в них учителей.

Математика. Математические знания в булгарском обществе вначале были тесно связаны с экономической жизнью, но далее, постепенно начинают играть важную роль в административном и государственном строительстве. Усложнение налоговой системы, множество новшеств в денежно-весовой системе привели к серьезным изменениям и в области математических расчетов. Развивается архитектурная математика, основанная на различных измерениях и геометрических формах. В зодчестве волжских булгар использовалась гармония так называемое "золотое сечение" еще за долго до Леонардо да Винчи. Продолжается в Волжской Булгарии и традиция использования в строительстве принципа "вавилона", известная еще с болгаро-хазарских времен. Использование математического мышления в различных играх, магии, проникновение его в духовную жизнь, в широкие слои населения говорят о широком распространении математических знаний в булгарском обществе. Об этом же свидетельствуют и сведения о математических знаниях, содержащихся в произведениях художественной литературы. Игральные фишки, фигуры шахмат, шашек — обычное явление на раскопках булгарских городищ.

Астрономия — самая популярная в мусульманском мире наука — развивается и в болгарском, и в золотоордынском обществах. Ее развитие опять же было связано с исламом, его обрядами и требованиями. Если на первых порах использовали приборы типа гномона, то позже начали применять более сложные астрономические и геодезические приборы, такие как астролябия, секстант. Геодезические знания успешно использовались при крупных строительствах.

Волжская Булгария становятся неотъемлемыми частями мусульманского мира. В них преобладал не территориальный, а религиозный фактор, что способствовало общению мусульман на международном уровне и обогащению их географических представлений. Географические знания считаются плодом так называемого Восточного или Мусульманского Ренессанса. В них главенствовала так называемая "теория климатов" ("аклим"), положения которой были распространены в Волжской Булгарии.

История ислама у татар

Одновременно булгары сами вносили определенную лепту в развитие географических знаний того времени. Они, например, лучше других знали территорию своего местоположения — область "седьмого климата" — и все, что расположено за ней к северу, западу и востоку. Содержащиеся в средневековой мусульманской географической литературе сведения о различных народах и землях Севера, Руси, Урала и Западной Сибири, в значительной степени являются булгарской информацией. Кроме реального содержания они обогащены местными мифологическими представлениями и кораническими сюжетами.

Знания по химии были необходимы булгарам в различных видах производства, а также в фармакологии. Не были чужды и идеи алхимии, где одним из основных материалов считалась ртуть.

Медицинские знания в Волжской Булгарии основывались на прогрессивных традициях народной медицины (придавалось значение целебным свойствам меда, березового веника, бобровой струи, мяса различных животных и птиц, белемнитов и т.д.). На Востоке популярна была мазь "чарме-и булгхар" ("булгарская кожа") против кожных заболеваний. Среди археологических материалов встречаются хирургические инструменты (ланцеты, пинцеты). С булгарских, возможно даже с более древних времен, как универсальное средство от различных болезней применялось средство, называвшееся "ставить рог" типа современного "ставить медицинские банки".

С булгарских времен до позднего времени были популярны труды Ибн Сины. Под воздействием восточной медицины появляются свои профессиональные врачеватели и у самих болгар. Это Ходжа ал-Булгари, живший в первой половине XII в. в Газне, Бурханетдин Юсуф ал-Булгари, написавший трактат "О простых лекарствах". Усилиями ученых (М. А. Усманов, А. Б. Халидов) вошел в научный оборот трактат жившего и творившего в Мосуле булгарского табиба Таджаддина ибн-Юнуса "Ат-тирйак ал-кабир" ("Большой тирйак"), посвященный фармакогнозии. Известен его другой, более объемный объемный медицинский трактат. Эти труды, написанные на арабском языке, были популярны на мусульманском Востоке.

Генеалогические и этнологические легенды продолжают бытовать и в последующем. В условиях принятия монотеистических религий они претерпели определенные изменения. Исчезли тотемистические оттенки, на первый план вышли библейские сюжеты.

Интерес к истории у булгар, как и у других мусульманских народов, во многом определялся общей тенденцией, характерной для средневекового Востока, когда в X — XIII вв. были широко распространены историко-этнографические трактаты и энциклопедии таких видных ученых, как Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Бируни и др.

В период централизации Булгарии, формирования булгарской народности складываются и распространяются представления о происхождении булгар. Вначале они еще не выходили за пределы генеалогических и даже тотемистических культов, но уже вскоре приобретают историко-этнографические формы.

В XI — XII вв. в Булгарии появляются свои историки. Одним из них был Йакуб ибн Нугман, написавший "Историю Булгара". Он был единомышленником знаменитого нишапурского богослова Абу-л-Масали Абу ал-Малика ибн Абу Мухаммад ал-Джувейни (1028-1086 гг.), автора многочисленных книг по толкованию Корана, хадисов и литературоведческих сочинений. По историческим книгам, распространенным в мусульманском мире, тюрко-татары были знакомы и с историей других народов и стран. Особой популярностью пользовались рассказы о греческом полководце Александре Македонском Строителе. Строительство крупных городов, сооружений, отдельные исторические события связывались с именем Александра Македонского или Искандера — Зу-л-Карнайна12. Этим подчеркивалась их древность. Бытовали легенды о том, что Александр Македонский (Искандер), одержав победу над северными народами, возвел вокруг них непреодолимые стены, основал город Булгар. Даже генеалогия булгарских царей связывалась с именем Искандера.

Итак, первые сведения о профессиональных ученых связаны с Волжской Булгарией. Профессиональные знания, наука были передовыми для своего времени. Научные знания нередко были далеки от повседневной жизни, а профессиональные знания, наоборот, исходили в первую очередь из потребностей общества. Булгарские ученые писали на арабском языке. Поэтому их труды получили общемусульманское звучание. Развитие науки у тюрко-татар было своеобразным откликом на Восточное Возрождение.

Принятие и распространение ислама, т.е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреплению международного авторитета Булгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консолидации булгарской народности, сложению яркой и самобытной духовной культуры предков татарского народа.

Культура в Волжской Булгарии

Принятие ислама Волжской Булгарией имело еще одно важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки.

Первоначально булгары пользовались рунической письменностью. С принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита.

Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии.

Каллиграфия — искусство красивого и четкого письма

Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями.

Арабской письменности, основам религиозных знаний обучали в мектебах. Это были начальные школы при мечетях, которые строились в булгарских городах и селах.

Высшее образование булгарские юноши получали, обучаясь у среднеазиатских ученых.

Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся ученых, поэтов Востока того времени. Это способствовало развитию в Волжской Булгарии разных наук и литературы.

Булгары достигли немалых успехов в математике и астрономии, химии и медицине, географии и истории.

В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина аль-Булгари "Лучшие лекарства от отравления". Поэты прославляли в стихах булгарского ученого, врачевателя Ходжи Булгари. Булгарский судья Йакуб ибн Нугман написал книгу "История Булгара".

Значительное развитие в Волжской Булгарии получили художественная литература и поэтическое народное творчество. Лучшим произведением стала поэма Кул Гали "Кыйсса — и Йусуф" ("Сказание о Йусуфе").

Поэт Кул Гали жил в конце XII-первой половине XIII веков. Он создавал свои произведения в Биляре. Здесь Кул Гали и написал свою поэму. В ней он создал образ идеального правителя и идеального государства. Правитель, по его мысли, должен быть мудрым, справедливым, нравственно безупречным. Государство же должно обеспечивать мирную, счастливую жизнь народа. Счастье Кул Гали не представлял без верной и чистой любви, без крепкой и дружной семьи.

Замечательным воплощением культуры Волжской Булгарии являются работы ее архитекторов, строителей и ремесленников. Общественные сооружения, мечети, дома знатных людей украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой. Произведениями архитектуры были булгарские бани.

Большим художественным вкусом отмечены многие изделия булгарских ремесленников. В западных и восточных странах были известны работы ювелиров из Булгарии под названием "булгарская филигрань".

Филигрань — ювелирное изделие из тонкой проволоки

В Волжской Булгарии культура достигла высокого уровня развития. Она развивалась как часть восточной культуры. Болгары создали в Средние века одну из ярких цивилизации Европы.



Алмыш (Альмуш, Алмас, Джафар ибн Абдаллах) — булгарский хан.

Происхождение

Алмуш был сыном некоего Шилки.

В переводе с тюркского его имя означает — «Приобретший/Захвативший/Завоевавший». В имени Алмыш присутствует огузо-туркменский прошедший формант причастия — мыш/меш, соответствующий кипчакскому — ган/гән, Алмыш Алган.

Имя Альмуш пытаются сопоставлять с венгерским Альмош (венгры родственны башкирам, и следовательно такое сопоставление допустимо).

Биография

Алмуш царствовал с 895 по 925 годы.

Под его властью находились четыре «царя» — владетели отдельных частей государства и предводители (куввазы) — княжеские наместники. У Алмуша были дружина и ополчение. В 903 году Алмуш стал чеканить собственную монету.

В первой четверти Х в.

Ислам в Волжской Булгарии: принятие, распространение и развитие культуры и науки

болгарский хан Алмуш, сын Шилки, сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчиненных ему племен Среднего Поволжья. Алмуш был вассалом Хазарии, платил царю хазар дань (мехами). Государственное объединение болгарских племен происходило в борьбе с господством Хазарского каганата.

В начале 10 века булгарский эльтебер Алмуш принял ислам под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались в Болгаре и Суваре на протяжении всего 10 века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 годы).

Алмуш вошеёл в историю как правитель первого булгарского государства, официально принявшего ислам государственной религией. В отличие от Дербента, куда ислам был принесён в ходе арабских завоеваний и где мусульмане много раз истреблялись хазарами, в Булгарию ислам вошёл мирно.

Алмуш пытался избавится от власти над ним хазар. Хазарский царь Аарон II требовал от Алмуша сына в заложники и дочерей в свой гарем.

Алмуш решил пойти на союз с Багдадским халифатом против Хазарии, для чего в 921 году послал в Багдад посла Абдаллаха ибн-Башту аль-Хазари. Булгарский посол просил помощи у арабов в распространении мусульманства и в строительстве крепости против «иудеев, поработивших его».

В 922 году арабы послали в Булгарию своё посольство, которое описал Ибн Фадлан. Ибн Фадлан именует Алмуша «царём ас-сакалиба» — «царём славян», что лишний раз говорит о размытости термина «славяне» у восточных авторов.

Арабское посольство официально объявляет ислам в качестве государственной религии в Булгарии и Алмуш принимает титул эмира. Однако клан Саваз (Саван, Чуваши) во главе с князем Вырагом, вероятно, выразили недовольство по этому поводу («отказали»), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил князь Аскал). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась.

Неизвестно, в какой мере булгаром удалось достичь своей цели, и сумели ли они освободиться от хазар. Возможно, всё же булгары остались в зависимости от Хазарии, и продолжили выплату дани. Так, Ибн-Хаукаль рассказывая о войне Святослава против хазар упоминает и о опустошении русами Булгара, и о войне русов с буртасами, явно союзниками хазар.

Потомки

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил.

См. также

Источники

  1. ↑Экономические контакты и монетная чеканка в Восточной Европе X — начала XI в. — статья А. А. Молчанова в трудах конференции 1999 г.
  2. ↑Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг.
  3. ↑Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу.
  4. ↑Новосельцев А.П., Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, М., "Наука", 1990.
  5. ↑ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова) — §6. Образование Булгарского государства

Принятие ислама Волжскими булгарами

Во главе государства стоял халиф, преемник пророка. Он обладал абсолютной властью – религиозной (имамат) и светской (эмират). Он был главой мусульманской общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях. Его имя чеканилось на золотых (динар) и серебряных (дирхем) монетах.

Уже после битвы при Сиффине в 657 году между сторонниками четвертого праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, то есть быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши’ат Али» — партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) — единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. То есть по вопросу о том, кто может быть халифом, в исламе сложились три доктрины: шиизм, суннизм и хариджизм. Религиозные и этнические противоречия привели к распаду единого халифата. Уже в X веке помимо багдадского халифа были кордовский и каирский халифы.

С X веке власть халифа стала ограничиваться только духовной сферой. Светская власть была передана султану. Султан и народ уподоблялись шатру; подобно тому, как шатер держится на одном столбе, к которому протянуты тяжи от колышков, так и мусульманское государство держалось на султане и его райятах. Формально султан избирался знатью из самого сильного рода. Выборы происходили в особом шатре; существовал ритуал поднятия избранника, поочередного поклонения ему представителей знати, принесения присяги. Выборам нередко предшествовала битва и победа, воспринимавшаяся как воля Аллаха. Так, в 1038 году был провозглашен султаном Тогрул, внук Сельджука, основатель династии Сельджукидов. Так, в 1361 голу был назван султаном Мурад I, внук Османа, основатель Османской династии. Следующим обязательным актом легитимации султанской власти было признание ее обладателя халифом.

Волжская Булгария

Этот акт сопровождался ритуалом опоясывания мечом и одевания чалмы. Султаны, прославившиеся победами в распространении веры, получали от халифа почетные звания «малик ал-мулюк» (царь царей) или «малик ла-Машрик ва-л-Магриб» (царь Востока и Запада).

Султан осуществлял назначения на все гражданские и военные должности. Он назначал везира – главу правительства. Знаками его достоинства были золотая чернильница (дават), перо (калам) и особая чалма (дастар). Везиру подчинялись сахибы – министры, возглавлявшие ведомства центрального управления, число которых постоянно увеличивалось. Среди ведомств возникших с VII веке можно выделить диван ар-расаил (канцелярия), диван-и везират (ведомство везира), диван истифа (финансовое ведомство), диван-и викалат (дворцовое ведомство), диван барид (почтовое ведомство). Султан назначал наместников областей и провинций, соответственно – хаджибов и сипахсаларов; знаками их власти были литавры, бунчуки, барабан, черный кафтан, золотой пояс, рогатые чалмы. В османскую эпоху основной территориально-административной единицей стал санджак, управляемый беем.

История древних цивилизаций →

Мусульманское право →