Воспитание детей в исламе

27.06.2018 0 Автор admin

Главная>>Религия и семья>>Воспитание детей в исламе

Воспитание детей в мусульманских традициях

Воспитание в исламе

Воспитанию детей в исламе уделяется очень большое внимание. Ребёнок в исламской семье воспитывается в соответствии с правилами, законами и нормами религии и нравственности. Приобщение детей к мусульманству происходит с самого его рождения. При рождении младенца присутствуют только матери. Но, если мужчины изъявят желание, то они могут присутствовать на совместных родах с женами.

Новорождённого в первые минуты жизни умывают и произносят, при этом, молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). Азан включает в себя такие формулы, как: такбир ("Аллах велик") и ещё одна формула — шахада ("Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха") и другие. Каждая из формул проговаривается до четырёх раз. В левое ухо ребёнку произносят молитву.

После проведения такой традиции ребёнок становится приобщённым к исламу. Очень важным моментом в исламе является выбор хорошего, сильного имени для малыша. В мусульманском обществе очень много имён несут в себе древние арабские корни.

На следующий день после рождения ребёнка продолжается выполнение необходимых обрядов. Днём голову крохи обязательно бреют. Потом обязательно раздают деньги беднякам и калекам на улице.

Обязательно готовят богатый стол. К столу обычно собираются все родственники, соседи, друзья и хорошие знакомые. Но главной задачей организации праздничного стола является угощение и раздача еды беднякам.

Самой лучшей пищей для грудного малыша является грудное молоко. Грудным молоком стараются кормить ребёнка до одиннадцати месяцев, как минимум.

По традициям ислама заботу, уход и воспитание ребёнка дошкольного возраста (точнее, в течение первых 2-7 лет) является ролью матери в семье. Когда малыш достиг возраста двух-семи лет, то воспитание ребёнка становится ролью отца.

7 качеств, которые мусульманин должен воспитать в своих детях

Девочки продолжают воспитываться матерью.

Но, как показывает практика, родители во многих мусульманских семьях предпочитают вместе воспитывать детей. Если ребёнок сирота, то его воспитание, по обычаям ислама, переходит к его родным бабушке и дедушке. Если же и их у ребёнка нет, то обязанность в семье по воспитанию выполняют его тётя и дядя.

Пророк Мухаммед, будучи сиротой, сам вырос без родителей и проявлял большое беспокойство о том, чтобы защитить права любого ребёнка. Об этом говорится и в Священном Коране, который включает строгие правила по этому поводу.

Все ведущие религии мира учат детей почитать и уважать родителей. Ислам не является исключением. "И завещали Мы человеку добро к его родителям" — гласит Коран (29:7).

Любовь, почтение и забота о родителях — это главное, чему учит Коран детей: "И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние". Священное Писание наставляет, что даже когда ребёнок вырастает, то он не должен бросать и сторониться своих состарившихся родителей, нельзя перечить им и, тем более, ругаться с ними. Наоборот, нужно "говорить им слово благородное", выражать матери и отцу своё смирение и терпение, проявлять милосердие и просить Господа за них.

Обязанностью родителей является воспитывать ребёнка в духе исламских семейных обычаев, формировать у него веру в Аллаха и посланника его Мухаммеда. Если же родители не почитают аллаха и отступились от веры, то ребёнок имеет полное право покинуть дом своих родителей. Потому что, по исламским канонам, вера в Бога имеет приоритет выше, чем любовь и почтение к родителям.

Во всех других случаях, выражать почьтение и уважение своим родителям, а также старшим, по возрасту, людям — это абсолютная обязанность каждого мусульманина. В одном из хадисов говорится о том, что послушание своему отцу — это такое же благое дело, как и покорность Аллаху.

На основе статьи врача,
профессора, доктора медицинских наук
Нурлана Касабулатова.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Коран для детей. Жизнь Пророка Мухаммада

Зура Итсмиолорд

    Творцу молитесь; он могучий:
    Он правит ветром; в знойный день
    На небо насылает тучи;
    Дает земле древесну сень.
    Он милосерд: он Магомету
    Открыл сияющий Коран,
    Да притечем и мы ко свету,
    И да падет с очей туман.

А. С. Пушкин. Подражания Корану

  Хвала Аллаху, Господу миров, натолкнувшего меня на мысль поведать вам о Священном писании и последнем Пророке, мир Ему.

  Давайте попытаемся открыть дверь в кладезь божественной мудрости, ниспосланной человечеству  более 14 веков тому назад. Прошу Аллаха сделать наше знакомство полезными для всех, тех, кто стремится познать истину, смысл жизни и старается творить добро.

 Мы заглянем в сундук божественного руководства для всего человечества,  великую Книгу мусульман, которая состоит из 114 сур(глав), разделенных на больше чем 6200 аятов (стихов).Эта Книга состоит  из более 320 тысяч букв. Коран разделен на 30 равных частей, каждая из которых называется джуз.
    Коран был ниспослан в мир от Аллаха в полном виде  в ночь Кадр, но ангел Джабраил передавал его Пророку по частям в течение 20 лет.

  По мере ниспослания Аллахом аятов сорок секретарей записывали откровения  на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. Как и сейчас, в те далекие времена хафизы заучивали Коран наизусть.

  «Ислам»-это покорность Всевышнему, Аллаху, высшее  повиновение подчинение, смирение. Устами пророков Всевышний передал нам приказ о поклонении- подчинении Аллаху. Послушное выполнение того, что Он приказал и отказ от того, что совершать нельзя.

  Примерно в 570 году по христианскому летосчислению, после продолжительных засух и неурожаев земля Аравии вновь принесла плоды. Многие люди заговорили о часе появления на свет последнего Пророка – Мухаммада, мир Ему.
В тот  Год слона правитель Йемена Абраха пошел войной на Мекку.Торговый и финансовый центр Аравии располагался среди бесплодных скал, где было невозможно земледелие,на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии(Абиссинии) в Ирак.

Последний химьярский царь был язычником, и он приказал убивать людей за то, что они обратились в христианство.Огромная армия под предводительством двух командующих Аръята и Абрахама вторглась в Йемен, разрушила города и поселения и лишила химъяритов власти.Но между Аръятом и Абарахfмом возникли разногласия, которые переросли в военное сопротивление. Они решили встретиться в поединке,чтобы один из них стал единоличным правителем.Во время поединка Аръят нанес Абрахаму удар мечом, рассек ему нос и рот и повредил голову. Но раб Абрахама бросился на Аръята и убил Аръята. Вскоре Абрахам начал строительство огромной церкви. Он хотел, чтобы арабы совершали паломничество не к меканской Каабе,а к новой церкви с инкрустированными стенами. Один из курейшитов осквернил храм и Абраха поклялся выступить в поход и разобрать храм в Мекке по камням.

   Отправляясь в военный поход, Абраха взял с собой  слона по кличке Махмуд. Огромное животное невиданных размеров  было специально прислано царем Абиссинии. Говорят, что с Махмудом были еще слоны: 8 или 12. Но лучше об этом знает Аллах. Прикрепив цепи к углам храма и набросив их на шею слона, слонов собирались разрушить Каабу. Как только йеменские воины приблизились к Священной Мекке и собрались войти в город, слоны проявили нежелание идти вперед. Их пытались толкать, бить, но ничто не могло заставить животных сдвинуться с места. Однако, когда их направляли в любую другую сторону – в сторону Йемена, Сирии или Востока, – слоны пускались бежать. Когда же разворачивали их в направлении Каабы, то, как и раньше, слоны замирали на месте. Абраха со своей армией так и не смог вступить в Мекку и разрушить охраняемый Аллахом храм. И вся его армия погибла на подступах к городу. Аллах наслал на них птиц с моря, похожих на морских ласточек. Каждая из них несла в клюве по три три камушка: один в клюве, а два- в лапках. Камушки эти были похожи на чечевицу и тот, в кого они попадали, непременно погибал. Сам Абраха умер некоторое время спустя от мучительной болезни.

    В квартале Сук-Аль-Ляйль Священной Мекки  в Год слона  в понедельник, 20 апреля ( 12 числа месяца Рабби уль- Авваль- третий месяц в мусульманском календаре) 570 года незадолго до восхода солнца Амина- дочь Вахба родила   мальчика удивительной красоты. По свидетельству Амины, сразу же после появления на свет малыш, опираясь на руки, посмотрел на небо.
Отец мальчика – Абдуллах умер за два месяца до рождения своего сына в возрасте 25 лет.  Во время беременности Амине приснилось, что она родит мальчика и назовут его  Мухаммадом,  и что он  — Господин всех миров и наилучшее создание Всевышнего. Во время беременности она не чувствовала в себе тяжести, а птицы  благочестиво окружали женщину, когда она выходила из дома. Если подходила к колодцу, то  вода поднималась,  указывая, что преклоняется перед величием Посланника Аллаха, которого та носит в своем чреве. Амина даже слышала тасбих — восхваление Ангелов в Его честь. Однажды ей приснился чудесный сон: дерево, усыпанное сверкающими звездами. Одна из звезд была настолько яркой, что затмевала своим сиянием другие. Амина смотрела на свет звезды, озарявший все вокруг, пока та не упала ей на колени.
И во время родов она видела, как вместе с ребенком из ее чрева излился яркий свет, озаривший восток и запад и то, что между ними.
  С рождением последнего Пророка, мир ему, сильное землетрясение сотрясло дворец зороастрийского императора Персии, обрушив сооружения и внутреннее убранство. Религиозный огонь, который  тысячелетиями горел в том храме,  неожиданно погас.

  Когда Пророка, мир Ему, спрашивали о соблюдении поста в понедельник, Он говорил, что в этот день Он родился и в этот день получил Откровение.
Он вышел из Мекки при переселении (Хиджре) – в понедельник, прибыл в Медину – в понедельник и умер – в понедельник.

Позднее на  месте дома, где Он родился, была построена мечеть.

В те далекие времена новорожденных отдавали кормилицам.
Из-за продолжительной засухи племя Саада оказалось в тяжелом положении. Халимат и другие женщины племени приехали в город Мекку, чтобы наняться  кормилицами в богатые арабские дома. Женщины отказывались брать  сироту Мухаммада, потому что за свою работу хотели получить вознаграждение и благодарность родителей. Все женщины разобрали себе детей, и осталась одна Халимат, которой не хватало молока даже для своего грудного сына. Другого ребенка, кроме Мухаммада, не было. Пораженная красотой сироты, Халимат, посоветовавшись с мужем, решила все-таки взять Мухаммада. Ее муж Аль-Харис ибн Рифа’а успокоил ее, сказав, что за такое доброе дело они получат, если не вознаграждение, то благоденствие.
  К удивлению Халимат, как только она начинала кормить Мухаммада, в ее груди появлялось  столько молока, что его с избытком хватало обоим малышам. Их единственная верблюдица,  стала давать больше молока, и никто из них не оставался голоден. Вместе с сиротой к ним снизошло благоденствие и довольствие. Супруги заметили также, что их скот в отличие от животных соплеменников, возвращался вечером с засушливых пастбищ сытым. С тех пор как они взяли Мухаммада, мир Ему, они стали получать достаточное количество молока и пропитания.
   Мухаммад рос очень быстро: за день настолько, насколько другие дети вырастали за месяц, а за месяц — как за год.
   Мухаммаду исполнилось два года, и  Халимат должна была вернуть Его матери . Но кормилица не хотела расставаться с этим необыкновенным ребенком, и она уговорила Амину оставить Мухаммада у нее.
В один прекрасный день Мухаммад вместе со своим молочным братом пас возле дома баранов. Вдруг появились двое мужчин, которые положили Мухаммада на землю и вскрыли ему грудь. Испуганный мальчик позвал родителей. И когда они подбежали к Мухаммаду, то увидели, что мальчик жив, но очень бледен. Отец обнял Мухаммада и спросил, что же с ним случилось. Ребенок рассказал о двух мужчинах, о том, что они уложили Его на землю и разрезали Ему грудь, но что с Ним дальше сделали, Он не знает.
  Супруги решили вернуть ребенка матери, опасаясь, что с ним случилось что-то серьезное. Амина удивилась, когда ей вернули ребенка столь рано, и Халимат вынуждена была все рассказать Амине. Услышав необычную историю, Амина согласилась, что в ее сыне есть что-то особенное
В одном из хадисов рассказывается, как маленький  Мухаммад с молочным братом играл с детьми. Джабраиль открыл Ему грудь. Вынув сердце, он изъял из него сгусток крови, сказав, что иначе этим сгустком может воспользоваться шайтан. Потом вымыл сердце в золотом тазике с водой Зам-Зам и вернул его на место.
Мальчику было четыре года, когда его вернули в семью. А в шестилетнем возрасте он отправился  с матерью в Медину на могилу отца. Амину сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммада взял к себе дед Абд аль-Мутталиб, но через два года он тоже умер. После смерти дедушки Мухаммада взял дядя по отцу. Дядя Абу Талиб был очень беден. В 12 лет Мухаммад пас овец Абу Талиба, потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

  С детства Он был правдивым, надежным, оправдывавшим доверие,  добропорядочным, трудолюбивым, умным мальчиком.

  Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммад, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил несторианский монах по имени Бахира-христианским учёный. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Когда монах увидел Мухаммада, то над мальчиком было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом монах увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммадом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, чему те были немало удивлены.  Он расспрашивал Мухаммада о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что Бахира  знал из описания пророка. Бахира увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу, что тот должен беречь Мухаммада от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.
  Спустя годы Мухаммад решил помочь своему дяде Абу Талибу, который оказался в трудном материальном положении, и взял на воспитание его младшего сына, семилетнего Али — будущего сахаба и халифа.

  Среднего роста, широкий в плечах, с удивительно красивым лицом, не говоря о его высокой морали. Его ладони сравнивают с шелком и парчой. От него исходил запах более приятный, чем запах миска.Цвет его кожи был не слишком белым и не слишком смуглым, волосы не слишком курчавыми и не слишком прямыми.

Содержание и воспитание детей в Исламе

Даже перед смертью в его волосах было всего около двадцати седых волосинок. Ходил так быстро, что его сподвижники едва поспевали за ним. Современники сравнивали его с Солнцем и Луной.

  Мухаммад, мир Ему, был известен среди своих соплеменников как честный, надежный человек

  Мухаммаду, мир Ему, было 25 лет, когда знатная вдова Хадиджа предложила ему взять ее в жены. И пророк женился на ней. Всевышний наделил его сильной любовью к ней. На Хадидже хотели жениться многие знатные люди, но она всем отказывала. И она была  первой, вступившей в ислам. Люди начали постепенно вступать в ислам, а среди первых ещё восьми человек, были будущие халифы Али и Усман. Потом люди стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины.
  Близ Мекки находилась пещера Хира. Мухаммад, мир ему, часто уединялся в ней, чтобы в тиши и одиночестве размышлять о Величии Создателя. В одну из таких ночей 610 года в ночь на понедельник месяца Рамадан в сорокалетнем возрасте Он всем сердцем предавался Аллаху. Вдруг перед Ним предстал Ангел Джабраиль. Ангел трижды сказал: “Читай”, и трижды Пророк спрашивал, что ему читать, ведь Он неграмотен. В ответ Джабраиль передал пять аятов. Это было начало ниспослания Священного Корана и первое Откровение.
С этой поры Пророк Мухаммад, мир Ему, начал долго и терпеливо проповедовать Ислам – религию Единобожия.
  Почуяв угрозу своим устоям и традициям, соплеменники Пророка, Курайшиты, ополчились против Него. Они стали последовательно притеснять, ущемлять морально и преследовать физически Пророка, мир Ему, и его сторонников.
На Него клеветали. Называли поэтом, гадальщиком, хитрецом, человеком, связанным с джиннами. Над Ним посмеивались, натравливали умалишенных и детей, чтобы они забрасывали Его камнями, много раз пытались Его убить. Но Пророк Мухаммад, мир Ему, и Его сподвижники терпели все это ради Аллаха и Его религии.
В 620 году, на десятом году пророчества Мухаммада, мир Ему, Всевышний Аллах даровал Своему Пророку Чудо Вознесения на небеса. Сначала по Воле Аллаха Мухаммад, мир Ему, был перенесен ночью из Мекки в Иерусалим, в мечеть Байтуль-Мукаддас, а затем был вознесен на небеса. Этой ночью Пророку было показано множество чудес. Он увидел людей, которых наказывают за их неблаговидные деяния. Встретился с Пророками. Ему были открыты многие тайны Аллаха, в которые Он не посвящал никого другого. Пророк был вознесен на особую высоту, в то место, в котором никто раньше не был, и, тем самым Ему, была оказана особая честь.
  В 622 году, Мухаммад, мир Ему, по повелению Всевышнего Аллаха вместе с первыми мусульманами переселился из Мекки в Ясриб, впоследствии названный Городом Пророка – “Мадинат-уль-Набий” (или — Медина).

  Между первыми последователями Пророка Мухаммада, мир Ему, и кяфирами произошло множество войн и сражений. Ислам распространялся по Аравийскому полуострову постепенно. Пророк, мир Ему, учил людей религии Единобожия, разъяснял обязанности и запреты, указывал им истинный путь, дающий счастье в обоих мирах. Он показал людям множество чудес. Разумные люди принимали Ислам и следовали за Пророком, мир Ему. Через десять лет после Хиджры Ислам стал господствующей религией на всем Аравийском полуострове.
Умер Пророк Мухаммад, мир Ему, после полного доведения до людей религии Ислам в возрасте 63-х лет, 12-го числа месяца Раби’-уль-Авваль 10-го года Хиджры, или в 632 году, в районе Хиджаз, в Медине,-западной части Саудовской Аравии и похоронен там же, в комнате своей жены Айши, рядом с Мечетью Пророка.

  Спустя годы мечеть расширили, и над могилой Пророка воздвигли купол. Посещение  Мечети Пророка и Его благословенной могилы является одним из богоугодных деяний в Исламе. И люди стремятся посетить не камни, а самого Пророка, мир ему.

  Да поможет нам Всевышний Аллах следовать по пути, указанному Пророком Мухаммадом, мир Ему! Аминь.

Сегодня в Медине проживает почти 1 миллион 200 тысяч человек. Посетить Медину могут только мусульмане.

© Copyright: Зура Итсмиолорд, 2011
Свидетельство о публикации №211012600453

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Зура Итсмиолорд

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Зура Итсмиолорд

Пирматова В.Р.

Дети — цветы жизни. Какое же это счастье — появление крохотного младенца на свет. Наряду со столь радостным событием появляется серьезная задача перед родителями, которая в первую очередь заключается в том, как правильно воспитать ребенка. Воспитание детей – это актуальная проблема, особенно в нынешнее время, когда многие идеалы и ценности, которые чтили наши предки и родители, ушли в прошлое, а новые принципы спорны и не всегда оправдывают себя. Большую роль в воспитание детей, по мнению государственных чиновников, должна играть школа, вменяя педагогам не только обязанность учить детей, но и воспитывать их. В СМИ очень часто критикуют школу за то, что учителя не уделяют внимания воспитанию детей, и если подростки совершают какие-либо проступки и преступления, то в этом винят школу. Возникает закономерный вопрос: кто же все-таки играет главную роль в воспитании ребенка – семья или школа? Моя работа и посвящена этой проблеме.

В настоящее время существует очень много методик воспитания. Одни выступают за то, что детям нужно давать больше свободы и меньше их наказывать, другие — наоборот, выступают за то, что строгость — это основа правильного воспитания детей. Вопросы воспитания детей поднимают и все мировые религии. В моей семье основой воспитания является ислам. В мои 18 лет, когда результат моего воспитания виден на лицо, я благодарна своим родителям за то, что именно религиозное воспитание сделало меня человеком серьезным, целеустремленным, ответственным и добродетельным. Моим

родителям никогда не было стыдно за мои поступки и действия, они всегда уверенны, что те нормы морали, которые они мне привили позволят стать мне человеком с большой буквы.

Плоды хорошего воспитания достаются ценой большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты: 1. религиозный — приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата;2. нравственный аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства;3. физический — формирование сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу;4. интеллектуальный — формирование у ребенка стремления к постижению наук и познанию окружающего мира;5. психологический — воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

Как же в исламе рассматривается вопрос воспитания и отношения к детям? В наше время многие мусульманские семьи забывают о том, что нужно не только говорить, что они приверженцы ислама, но и необходимо жить по этим правилам и прививать нормы ислама своим детям. В нашей религии главной целью воспитания детей является воспитание в них самых лучших качеств: честности, доброты, любви к ближним, кротости, скромности, щедрости, трудолюбия и многих других качеств.

Воспитание детей в Исламе

Исламская мораль в плане воспитания детей пришла в упадок. Религия ислам уделяет большее внимание ребенку, возвышает его роль. В доисламский период ребенок не занимал значимого места в обществе. К примеру, рождение дочери приносило большое огорчение, боясь позора или не желая содержать дочь, некоторые умудрялись хоронить их заживо. Этот бесчеловечный факт был осужден и запрещён исламом.

Родители не должны забывать, что ребенок является доверием, врученным Всевышним Аллахом, и, что они будут в ответе за него. Они должны помнить, что, если приобщить ребенка к хорошему, доброму — он привыкнет к добру, а если приучить к плохому, злому, то и к этому негативу он привыкнет с такой же легкостью.

О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране:«О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня Адского (советуя, воспитывая), топливом которого служат люди и камни» (сура “Запрещение”, аят 6). А спастись от ада возможно только при совершении богослужения, обучении своей семьи обязанностям и воспитании по принципу ислама. Приведем некоторые доказательства. В хадисе, переданном от Мансура, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Обучите своих детей и родственников добру и воспитанности».

В другом хадисе от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: «Отец (родитель) не может дать своему ребенку (дитя) подарка лучше воспитания».

«Воспитание человеком своего ребенка (дитя) лучше для него, чем раздавать каждый день сах бедным». Этот хадис в особенности раскрывает силу исламского воспитания. В Судный День в первую очередь человека спросят за его семью.

Хорошие дети – сокровища вечного мира. Человек получает вознаграждение за деяния, которые он совершал, будучи в мирской жизни. Как упоминается в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, деяния, которые и после смерти приносят человеку постоянную пользу – праведное потомство, которое молится за него, то есть пока они будут в благонравии, умерший получает беспрерывное вознаграждение.

Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Маджа). Мусульманин должен знать, какую важность имеет это воспитание. Когда ребенок достигает здравомыслия, родители должны уделить внимание прививанию и укреплению в его сердце имана и ислама.

Каждый мусульманин обязан знать пять столпов Ислама и обязан донести их до своего ребенка:

1. шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид);

2. намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (Салят);

3. закят — материальное пожертвование;

4. саум — соблюдение поста в месяц Рамадан;

5. хадж — совершение паломничества в Мекку.

Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.

Одним из главных методов воспитания ребенка — это быть для него примером. Дети подражают своим родителям: говорят то, что говорят родители и поступают так, как поступают они. И чтобы ребёнок стал умным, добрым, искренним мусульманином, надо прежде всего начать с себя и приложить для этого усилия.

По достижению семи лет родителям необходимо научить своих детей намазу. Молитва с детских лет очищает сердца, вырабатывает в них добрые качества, обращает их в лучшую сторону, удерживает от зла и агрессии.

Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Повелевайте своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их за ослушание в этом, когда им исполнится десять лет» (хадис от Амра ибн Шу‘айба // Абу Дауд).

Долг каждого родителя — прививать любовь своих детей к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Для этого человек, в первую очередь, должен знать жизнеописание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, образ его поведения и достоинства, в общем, стараться соблюдать его Сунну. В хадисе от Али ибн Абиталиба передается, что

Пророк говорит: «Воспитывайте своих детей на трех качествах: любви к вашему Пророку, к любви его родству и чтении Корана».

Мы должны воспитывать себя, свою семью и всех остальных согласно Корану. Обучение детей Корану в действительности является необходимым. Родители должны стараться, чтобы воспитание детей соответствовало Корану. Много аятов и хадисов, гласящих о достоинстве и превосходстве чтения и заучивания Корана. Из них — хадис, переданной Али ибн Абуталибом: «Человек, в котором нет Корана, подобен разрушенному дому».

Самое достойное, чему родители могут научить своих детей — это знание, способствование тому, чтобы они становились учеными. Существует известный хадис пророка Мухаммада (мир ему): «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Сегодня каждый первый светский человек думает, что в Исламе женщине нельзя учиться. Чушь! Это относится к различным народам и глупым поверьям, но только не к Исламу – самой мудрой, полезной и логичной религии. Нам известно, что жёны пророка имели огромный авторитет у мусульман и имеют его по сей день. За счёт них сохранились очень важные правила Ислама. Они – учёные женского пола. Сегодня именно женщины воспитывают детей, потому что мужчины целыми днями на работе. Какие знания даст детям мать, которая сама является неграмотной, которая не может объяснить ребёнку, почему нельзя пить алкоголь и употреблять табак? Женщина обязана быть знающей и эрудированной, особенно в наше время. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ищите знания, даже отправляясь в Китай», «Приобретайте знания от колыбели до могилы».

Как только ребенок начинает расти, необходимо следить за его характером. Надо показать им, что такое скверна, воспитать их в духе благих нравов. Если они совершат добрый поступок, то желательным будет похвала и вознаграждение со стороны родителей, если же проявят запрещенное, то родителям нужно объяснить детям, почему так делать нельзя. Отец не должен всегда кричать на них, а время от времени обращать их внимание на те или иные важные моменты, ну а мама же — не пугать отцом.

Ни в коем случае не проклинать детей, если даже они выведут вас из себя, потому что любая плохая молитва, сделанная родителями для своих детей принимаема. В общем, надо до совершеннолетия проследить за тем, чтобы дети совершали добрые деяния и остерегались зла. Но это не значит, что с наступлением совершеннолетия, нужно все отбросить, ведь воспитание – это функция, которая должна проводиться без прекращения.

Родители обязаны обучить своих детей правилам, которые они должны соблюдать в течение всего дня. Даже процесс одевания четко регламентируется исламом:

1. при одевании начинать с имени Аллаха;

2. при одевании начинать с правой стороны. От Аиши передают: «Пророк Аллаха во всех своих действиях предпочитал правую сторону: при одевании, расчесывании и в очищении»;

3. при снятии одежды начинать с левой, с именем Аллаха;

4. новую одежду, желательно начать носить в праздничный день – пятницу;

5. не надевать одежду с изображением живых существ.

Родители обязаны обучить своих детей правилам приема пищи, суннатам и требовать у них эти правила. В первую очередь — отдалить детей от запрещенной и сомнительной пищи. Абу-Давуд передает: «Тот, кто начинает кушать, пусть упоминает имя Аллаха». Обязательным является восхваление Аллаха и после еды. Во время употребления пищи следует пользоваться только правой рукой. В хадисе говорится: «Вы ешьте и пейте правой рукой, также берите и отдавайте правой рукой, поистине, шайтан ест, пьет, берет и отдает только левой рукой» (Ибн Маджа).

Положительной стороной в исламе является и этика приветствования, которая предусматривает уважительное отношение к окружающим, а особенно к старшим.

Как мы видим, в исламе предусмотрены практически все нормы поведения в любых ситуациях и если закладывать их с младенчества, то это гарантия того, что родители будут уверенны в том, что их ребенок никогда не

совершит того, что запрещают исламские нормы морали. Каждый выбирает свои методы воспитания, но преимущества исламского воспитания детей в том, что оно проверено веками и может выдержать любую критику. Я думаю, что чем больше родители будут приобщать детей к религии, тем меньше зла и агрессии будет в современном обществе. А это поможет нам избежать конфликтов и негативных проявлений среди людей.