Временный брак в исламе

10.07.2018 0 Автор admin

Home > Фикх и Коран > Временный брак

Временный брак

Между всеми мусульманами (имеется ввиду 4 основные суннитские правовые школы: Ханафи, Ханбали, Малики, Шафии, и шиитами последователями 12 имамов). Нет разногласий относительно того, что во время посланника Аллаха временный брак был. Однако существуют разногласия относительно того, остался ли этот закон шариата или же он был упразднён? Шииты считают, что этот закон (т.е. временный брак) не был упразднён посланником Аллаха, сунниты считают обратное. Мы имеем убеждения в том, что законы исламской религии, являются последними, божественными законами и эти законы неизменны и постоянны для исполнения до Судного дня.

Запрет Корана на временные браки (мут‘а)

В этих божественных законах дан ответ на все вопросы и нужды человечества. Мы говорим, что если молодой человек с целью продолжения учёбы или работы должен в течении нескольких лет пребывать в одной стране или в далёком городе, при условии когда невозможно вступить в постоянный брак, он встает перед выбором трёх путей:  1. Оставаться в положении холостяка.  2. Опуститься в болото распутства и запятнать свою честь прелюбоеянием.  3. В рамках исламского закона, о котором мы упомянули, вступить в дозволенный временный брак.  Можно перечислить по пальцам людей, которые могли бы терпеть, отказавшись от интимных отношений. В большинстве случаев человек не в силах устоять перед природным инстинктом. Люди, выбравшие второй путь, запятнают себя, и с точки зрения Ислама это харам, т.е. является грехом.  Только третий путь является соответствующим человеческой природе, который ясно разъяснил исламский шариат. В период правления его светлости Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), люди использовали этот исламский закон (имеется в виду временный брак) для удовлетворения своих жизненных проблем и нужд. Однако затем среди мусульман произошли разногласия относительно этого вопроса. В этой связи, мы считаем необходимым, остановиться на следующем моменте:  Люди, которые страшатся временного брака, считая его запрещенным и недозволенным должны знать о том, что все исламские ученые и исследователи единодушно признали это значение (временного брака) в постоянном браке. Например, мужчина и женщина, вступая в постоянный брак, заключают между собой договор о том, что через определенный срок (например, год или два) они разведутся. Ясно, что подобный брак внешне считается постоянным, хотя на самом деле это временный брак. И разница между этими двумя браками в том, что временный брак ограничен и заключается официально на определенный срок, постоянный же (который имеет условия развестись через определённый срок) хоть, и является постоянным внешне, на самом деле временный.  После ознакомления с временным браком, мы приведём доказательства достоверности временного брака с точки зрения Корана и Сунны. В начале мы хотели бы сказать, что временный брак был разрешён в раннем Исламе в период правления его светлости Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) В период правления его светлости Посланника Аллаха этот закон не был отменён.

1. Доводы священного Корана.

Всевышний Аллах относительно временного брака говорит: «…А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению». (Сура 4, аят 24).  Этот аят относится к временному браку.  Во-первых, в аяте до этого указывается на постоянный брак и «мехр» (калым). Следовательно повторение права о браке не имеет смысла.  Во-вторых, в постоянном браке мужчина обязан (фарз) дать женщине «мехр», если девушка потребует (поставит условия) выплаты «мехра» до вступления в близкие отношения, мужчина обязан выполнить её условия. Однако, в данном аяте ясно указано на первичность близких отношений по отношению к калыму, что есть только во временном браке. Аллах говорит в данном аяте: «А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению». Такие известные суннитские учёные как: Ахмад ибн Ханбал в книге «Муснад», Абу Бакр Байхаки в «Ас-Сунан аль Кубра», Кади Байдави в «Анвар ат-Танзил», ибн Касир в «Тафсир аль К’уран», Джалаладдин Суйути в «Дур аль Мансур», Кади Шукани в тафсире «Фатх аль Кабир», Шахабаддин Алуси в «Рух аль Ма’ани», Табари в тафсире считали, что данный аят был ниспослан относительно временного брака.

2. Доводы из суннитских хадисов.

А) Джабир говорит: «Мы в период посланника Аллаха, а также Абу Бакра вступали в временный брак. Когда же пришло правление Умара, он запретил нам это». (Муслим «Сахих», том 4, стр. 131; «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, том 6, стр.405; «Фатх аль Барии фи шарх аль Бухари», том 9, стр. 149).

Б) Ибн Аббас говорит: «Поистине, аят о временном браке не был упразднён (насх)» («Аль Кашшаф», Замахшари, том 1, стр. 498).

В) Имран ибн Хасиин (Хисйян) говорит: «Аят о временном браке был ниспослан посланнику Аллаха, и не было ниспослано аятов об отмене временного брака. Сам посланник Аллаха приказал нам выполнять данное указание Всевышнего, и мы пользовались этим в период посланника Аллаха. Его светлость посланник Аллаха покинул этот бренный мир в то время как не давал нам указания о запрете временного брака, пока не пришёл тот, кто сделал по своему желанию то, что сделал». («Сахих» Бухари, том 2, стр. 168, том 6, стр. 33; «Сахих» Муслим, том 4, стр. 48; «Сунан» Насаи, том 5, стр. 155; «Муснад» Ахмада, том 4, стр. 426).

Г) Муслим в «Сахихе» с передатчиками восходящими к Аби Назирату, который говорит: «Мы были рядом с Джабиром ибн Абдаллой (сподвижник пророка), как один человек подошёл к нему и сказал: «Ибн Аббас и ибн Зубайр спорят между собой относительно временного брака». Джабир сказал: «Мы выполняли временный брак в период посланника Аллаха, пока не пришло время Умара, и он нам запретил это» («Сахих» Муслим, том 4, стр. 131, раздел (баб) «Никах аль Мут’е».

В некоторых преданиях указывается на то, что дорогой посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) запретил временный брак во время сражения при Хайбаре.  Необходимо сказать, что данный хадис относится к определённому периоду, т.е. указания посланника Аллаха имели место в период определённой обстановки, когда же эти проблемы разрешались, вместе с ними отменялись и эти указания.  Кроме того, существуют разногласия между этими преданиями. Так в одних указывается на то, что посланник Аллаха запретил временный брак при битве Хайбар, в других говорится, что посланник Аллаха запретил временный брак при походе на Табук, в третьих, что посланник Аллаха запретил временный брак в период «Хаджат аль Вада».  Всё это никак не может сходиться с божественной мудростью, постоянный запрет одного и того же указания.  Существуют ясные хадисы, указывающие на то, что именно Умар в период своего правления запретил временные браки, и эти браки были признаны в период посланника Аллаха и правления Абу Бакра.  Аламме Саид Джафар Муртада Амели собрал более ста (100!) хадисов, записанные в суннитских книгах, о временном браке.  Ибн Аббас говорит: «Временный брак был милостью Аллаха для этой уммы, если бы не было запрета Умара на временный брак, кроме небольшой группы людей никто бы не впал в разврат». («Ан-Нахайя» ибн Асир, том 2, стр. 488).  Фахр Рази приводит известное предание от Умара относительно временного брака.  Умар сказал: «Две вещи в период посланника Аллаха были разрешёнными, и я их запрещаю. Всякий, совершивший их, будет наказан подобающим образом. Это временный брак, и мут’а аль хадж» (Тафсир Фахр Рази, том 10, стр. 52).

Многие суннитские учёные единогласно признали, что «хабар вахид» (предание, переданное одним передатчиком) не может упразднить (насх) хадисы, переданные в большом количестве.

Мусульманский брак

Брак «по-восточному»… Он – как и все, что окружает «дело тонкое» Восток – связан с множеством стереотипов. В представлении одних, мусульманское семейство – это властелин-муж и безропотная, забитая жена. Другим супружеская жизнь на Востоке видится сплошной сказкой из «1000 и 1 ночи». А кто-то пребывает в уверенности, что «у них там гаремы и паранджи». За разъяснением о том, что такое брак по мусульманским канонам и традициям, мы обратились к руководителю аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области, имам-хатыбу Соборной мечети Нижнего Новгорода, ректору Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова ДАМИРУ ВАИСОВИЧУ МУХЕТДИНОВУ.

История любой мусульманской семьи начинается так же, как и история всех без исключения семей: со знакомства. С той лишь разницей, что, по шариату, будущим жениху и невесте познакомиться помогают родители, родственники. От участи засидеться в девках или пополнить ряды холостяков мусульманскую молодежь избавил …сам Пророк Мухаммад. Ему принадлежит высказывание, что всякая спешка от шайтана, но в трех случаях лучше все-таки поторопиться: при захоронении покойника, выплате долга и женитьбе (замужестве) детей, достигших совершеннолетия. Прежде чем начнутся предсвадебные приготовления, происходит килешу или хутба (помолвка). Родители будущих молодоженов назначают дату бракосочетания и договариваются о брачном даре – махре. В классическом шариате нет понятия «калым» (оно появилось позже у тюркских народов), и махр – это подарок жениха невесте. Уточним – подарок обязательный, оговоренный заранее. Он остается у жены, независимо от всех перипетий супружеской жизни. Щедрость дара зависит не от чувств жениха или расчетливости невестиной родни. В решение этого деликатного вопроса вмешиваются предки – если невеста из крепкого, «с корнями», рода «тепле», скупиться не принято. Не удивительно, что, знакомясь с потенциальной супругой, жених сразу же интересуется: «Ты из какой деревни?» (то есть, какого роду-племени).

Для заключения брака, кроме свадебного дара, требуется благословение родителей, присутствие двух свидетелей и, конечно, согласие самих молодых. О «несчастных» восточных невестах, выданных замуж против их воли, говорят люди, не знакомые с мусульманскими традициями.

Временный брак "по-мусульмански": как это?

Еще в прежние, несравнимо более патриархальные времена было принято брать «на экспертизу» свадебные слезинки невесты. Горькие на вкус – значит, девушку пытаются выдать за нелюбимого. Современная церемония бракосочетания избавлена от подобной «дегустации». Но в остальном все проходит в соответствии с канонами. А потому главное событие для молодоженов и их родственников – не свадьба, а никах.

Никах для мусульман – это как венчание для христиан. Только проводится обряд не в храме, а в доме невесты. Как правило, выбирают священный для приверженцев ислама день – пятницу. Приглашается имам – он рассказывает о сути никаха и о принципах семейной жизни. По Корану, семья строится на взаимоуважении. Муж обязан содержать и оберегать жену и все свое семейство. Жена, будучи слабым и нуждающимся в защите созданием, подчиняется мужу, при этом ей отводится важная роль хранительницы домашнего очага и воспитательницы детей. Жениху напоминается о том, что Коран призывает к браку с единственной женой. Вообще-то не возбраняется иметь и четырех законных супруг, но при весьма коварном условии: «если будете справедливыми». Это означает, что от главы семейства требуется не только окружить женщин равной заботой, но и уделять им равное количество часов. Потенциальных многоженцев Коран предупреждает: справедливости вам не достичь, а потому довольствуйтесь семейным счастьем с одной супругой.

Следом за разъяснениями о жизни в узах брака (они даются на родном языке молодоженов) имам – уже по-арабски – читает хутбу никах – проповедь на бракосочетание. После этого девушке надлежит ответить: согласилась ли она стать женой …(называется имя жениха). Свое согласие подтверждает и жених. Характерно, что вопрос формулируется в прошедшем времени – ведь к моменту совершения никаха он и она уже приняли решение идти по жизни вместе. Очень важная традиция  – общая молитва всех собравшихся о любви молодых друг к другу, о почитании ими родителей и смирении перед Аллахом. Имам преподносит молодоженам подарок от мусульманской общины – Коран. Наступает черед поздравлений. А затем снова молитва – об усопших родственниках. Считается, что и их души в такой день радуются появлению новой семьи.

На Никах в деревнях режут барана, а горожане, не имеющие такой возможности, покупают мясо – непременно халяльное, то есть разрешенное правоверным. Блюда с кусочками мяса, финиками и выпечкой выставляются для гостей и соседей. А новобрачных вечером, после молитвы, отправляют в баню. Исламская культура предписывает благоговейное, трепетное отношение к интимной стороне общения молодоженов. Чтобы привыкание к телу супруга было постепенным, и молодая жена меньше смущалась, ей полагается омывать ноги мужу.

Атмосферой сакральности, по Корану, должна быть проникнута и первая брачная ночь. Священные тексты призывают «не уподобляться голодным птицам, набрасывающимся на еду». Сексуальные отношения мужа и жены, согласно исламской культуре, имеют высокий духовный смысл. Поэтому сначала читается коленопреклоненная молитва «в два ракаата». И потом – тоже молитва. Муж, положив правую руку на голову жены, просит Аллаха благословить семя, что произрастет от их союза, и отогнать шайтана от супругов и их будущего ребенка.

Супругам-мусульманам не принято целовать друг друга прилюдно. Соответственно, «Горько» на свадьбе не кричат. Но весело отпраздновать рождение семьи Коран отнюдь не запрещает. Вот только увлекаться не стоит: Пророк Мухаммад говорил, что если свадьба играется 2-3 дня, это уже исрааф — излишество. Регистрация в  ЗАГСе и свадьба планируются, как правило, на следующий день после никаха.

На свадьбе родители осыпают молодых зерном, угощают медом. Готовятся деликатесы из конины, много мучных и сладких блюд. Алкоголь строго запрещен исламом. Раньше неукоснительно соблюдалось правило рассаживать мужчин и женщин в разных комнатах или хотя бы отделять их друг от друга занавеской. На современных свадьбах, как и на никахе, это правило смягчено: разнополые гости сидят в одной комнате, но за разными столами (иногда даже за одним – правда, он оказывается поделенным на мужскую и женскую половинки). Где бы  ни игралась свадьба – в семье сельских жителей или уроженцев мегаполиса – не обходится без традиционных песен под гармонь. Тамада – возможный, но не обязательный участник праздника. Некоторые нижегородцы в поисках тамады и артистов предпочитают обращаться в культурный центр  «Шатлык». Придя в Соборную мечеть, новобрачные также могут получить совет, какие застольные игры и развлечения вписываются в каноны ислама, а от каких лучше воздержаться.

Своеобразной компенсацией непродолжительной свадьбы является обычай наносить визиты родственникам. К делу подключаются двоюродные и троюродные сестры молодых супругов – если родни много, без составления графика посещений не обойтись. Молодоженов встречают угощениями и подарками. Иногда подобные визиты затягиваются на пару месяцев. Кораном проявление уважительного отношения к близким приветствуется.

Семейная жизнь, по исламской традиции, не означает затворничество и не должна превращаться в серые будни. Жене-мусульманке, конечно, не следует привлекать к себе внимание броскими нарядами и косметикой. Но это — за стенами дома. В доме ей положено блистать и очаровывать. Самый распространенный миф – об угнетенной восточным мужем домохозяйке – опровергается авторитетными источниками. Халиф Умар испытывал неловкость из-за того, что жена стирала его одежды — ведь Аллах  не обязывает женщин выполнять всю работу по дому, значит, и мужья не должны допускать зульм (несправедливость). Да и сам Пророк Мухаммад, имея нескольких жен, не считал недостойным себя занятием стирку и приготовление пищи.

В современных мусульманских семьях вопросы быта решаются просто: жена может потребовать нанять помощницу по хозяйству. Не исключена и материальная компенсация за труды. На поощрение от мужа – подарок или деньги – женщина имеет право даже за кормление грудью собственного ребенка. Супруг не возражает. Он ведь уже заплатил, и немало – махр, расходы на свадьбу. За такие деньги получают не домработницу, а ухоженную, сохраняющую привлекательность жену. Обыденность и погружение в «бытовуху» губят семью – это мудрый восточный народ усвоил прочно. Может, это одна из причин того, что в мусульманском мире минимальный процент разводов (и, как следствие, отсутствие демографических проблем). По поводу разводов в исламе сказано так: разрешенное, но нелюбимое Аллахом дело. А посему перейдем к делам гораздо более почитаемым. Это, конечно, все, что связано с рождением и воспитанием детей.

Когда в семье правоверных рождается младенец, имам читает ему на правое ушко молитву – азан. Делать ребенку обрезание можно уже на седьмой день – подобный пример подал Пророк Мухаммад. Обрезание выполняется хирургом и только в медицинском учреждении. Неукоснительно соблюдается акыка – обряд наречения именем, который проводит имам. Отпраздновать имянаречение приглашаются гости. Ребенку накануне, по обычаю, стригут ногти и волосы. Традиция велит зарезать двух баранов, если праздник устраивается в честь мальчика, и одного – если в честь девочки. Имам напоминает родителям о молитвах, которые нужно читать ребенку перед сном. А поскольку младенец восприимчив и очень чувствителен – к взглядам и похвалам в том числе – нужно на каждое проявление внимания к нему отвечать «Маша-Аллах!».

Считается, что учить ребенка молиться нужно с 7-летнего возраста, а с 9-летнего – наказывать, если он делает это нерадиво. Многие благочестивые родители отдают детей в воскресную школу при соборной мечети. Кстати, ее посещают и ребята, матери которых – христианки. Межэтнические браки становятся все более распространенными. По Корану, мусульманину разрешается брак с обладательницами Писания, то есть христианками и иудейками (две из жен Пророка Мухаммада принадлежали к этим конфессиям). Муж не должен требовать от жены-иноверки перейти в ислам. Понятно, что вопрос веры – глубоко личный, тонкий и очень неоднозначный. Духовные наставники практически каждой конфессии предостерегают от категоричности, но отмечают, что для детей лучше, если они воспитываются в одной культуре и одних традициях.

Приводить ребенка в мечеть надлежит отцу. Матери храмом служит дом – она отвечает за создание в нем тепла, гармонии и за воспитание в детях любви к Богу.

Любовь – это и основной закон супружеской жизни. «Заповеданы между вами любовь и милосердие», — сказано в Коране. «Быть милосердными – значит, принимать друг друга, проявлять терпение, прощать», — поясняют в Духовном управлении мусульман. Ну, а такое понятие, как любовь, в объяснении не нуждается…

Дина Квасова
Журнал "Любовь, Дом, Семья"

 

Материалы подготовил — Имам Московской мемориальной мечети, богослов — Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Брак мут‘а, то есть брак, заключаемый на ограниченное время, — это договоренность между мужчиной и незамужней женщиной о том, что она будет жить у него как жена в течение определенного или неопределенного срока, получив в итоге материальное вознаграждение. Целью такой договоренности является лишь удовлетворение плотских потребностей. Завершается все это без бракоразводного процесса по итогу истечения обозначенного срока либо обычного расставания, если срок не был обозначен /01/.

Нет сомнений в том, что данный союз никак не может считаться мусульманским браком, и это потому, что (1) семья в Исламе строится на основе развития и сохранения чувств любви и милосердия между мужем и женою /02/; (2) результатом семейных взаимоотношений становится рождение и воспитание детей, а после и внуков /03/, взаимопомощь в их воспитании и становлении; (3) муж обязан в меру сил и возможностей материально обеспечивать свою семью /04/; (4) муж и жена наследуют часть имущества друг от друга /05/; (5) ребенок должен носить отчество своего родного отца /06/. Ничего из перечисленного, а также необходимости развода /07/при окончательном прекращении отношений, послеразводного периода /08/(обозначенного в Коране, в том числе для выявления беременности) и срока ожидания после смерти мужа /09/во временном браке нет /10/.
Аргументация и мнения богословов
Начнем с того, что в Исламе заключаемый брак не должен и не может быть ограничен временем. Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически считается недействительным /11/, а интимные отношения между мужчиной и женщиной в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские ученые /12/.

Среди богословско-правовых школ шиитского толка временный брак (мут‘а) допускается только последователями джа‘фаритского (имамитского) мазхаба /13/. Для заключения временного брака у имамитов достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей и опекуна на церемонии бракосочетания не является необходимым условием. Наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов отсутствуют, а расторгается этот «брак» без процедуры развода /14/. Исходя из всего описанного, такой «брак» скорее напоминает завуалированное прелюбодеяние, чем благодатный супружеский союз по Исламу /15/. Мнение имамитов по данному вопросу не может быть признано, ибо их концепция временного брака противоречит Священному Корану и Сунне Пророка, как их духу, так и тексту. Достоверно известно о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) после двух случаев допущения временного брака /16/, заключенного некоторыми из его сподвижников во время продолжительных походов на дальние расстояния /17/, в итоге запретил временные отношения между мужчиной и женщиной. Вот несколько достоверных хадисов по этому поводу:
(1) «Люди, я /18/разрешил вам временный брак . Но, воистину, Господь запретил это вплоть до Конца Света» /19/.
(2) Саляма ибн аль-Аква‘ передал: «В год Автос Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) разрешил мут‘а (временный брак) на три дня, но после запретил это » /20/.
(3) Со слов сподвижника Сабра /21/известно, что «Пророк оговорил запретность временного брака во время прощальной проповеди /22/, подчеркнув, что этот запрет действенен до Конца Света » /23/.
(4) Имам ‘Али ибн Абу Талиб передал /24/: «Поистине, посланник Божий (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара» /25/.
(5) ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда стал правителем правоверных, обратился к людям с речью, в которой также отметил: «Поистине, посланник Божий на три дня разрешил нам (его сподвижникам) мут‘а (временный брак) , но после он (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил это. И клянусь Богом, если я узнаю, что какой-то женатый мужчина вступил во временные отношения с женщиной, его ждет смертная казнь!» /26/

Мнение сподвижника пророка Мухаммада Ибн ‘Аббаса, которое было озвучено им уже после смерти Пророка, о «дозволенности временного брака в случае крайней нужды и отдаленности от дома» имело место быть.

Но в последующем, особенно после упрека имама ‘Али ибн Абу Талиба в его адрес /27/, негодования ‘Абдуллы ибн аз-Зубейра /28/и других, Ибн ‘Аббас понял, как в народе истолковали его слова и отказался от них /29/. Первоначально он допускал подобное, проводя аналогию со спиртным и мертвечиной, употребление которых канонически допускается в момент, когда человек испытывает смертельно опасное для него чувство голода (когда находится в состоянии, граничащем между жизнью и смертью). Данная аналогия была отвергнута другими учеными и в последующем им же (Ибн ‘Аббасом) самим, так как проведена между совершенно несопоставимыми вещами. Употребление запретного допускается в состоянии «махмаса», когда отсутствует иная пища, и человек, отказавшись от поддержания сил запретным, может умереть. А ситуация временных браков — это вопрос воли, разума, правильного (низкокалорийного) питания или поста /30/, и никак не относится к состоянию «между жизнью и смертью» /31/. Ни мужчина, ни женщина не умрут, сколь бы продолжительным воздержание ни было бы.

Великие мухаддисы имам аль-Бухари и имам Муслим, приводя хадисы о временном браке в отдельных главах, назвали их «Итоговый запрет пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) на временный брак» /32/и «Временный брак: о том, что он был разрешен, но затем разрешение это было аннулировано, после этого — разрешен, но затем разрешение это было аннулировано, и запрет на него установился до Конца Света» /33/.

У Джа‘фара ибн Мухаммада спросили про временный брак. Ученый ответил: «Это — натуральное прелюбодеяние!» /34/Отмечу, что в книгах по мусульманскому богословию приводится итоговое единое мнение (иджма‘) сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) и ученых о том, что временный брак (мут‘а) запрещен (харам) и навсегда /35/.

Крупный ученый прошлого столетия, аль-имам аль-акбар, Махмуд Шальтут, итожа свое богословское исследование о категорической недопустимости временного брака в Исламе, сказал: «Те каноны, которые разрешают женщине за год выйти замуж поочередно за одиннадцать мужчин, а мужчине жениться на разных женщинах ежедневно, не возлагая на себя никаких семейных обязательств, не могут быть канонами от Господа миров, канонами чистоты и целомудрия» /36/.
***
Человек, который хочет жениться на мне, но пока не имеет на это возможности, заключает временные браки. Аргументирует это тем, что такое не запрещено в определенных ситуациях. Я же привожу цитаты из хадисов, на что у него всегда находится ответ. Так как мы живем далеко друг от друга, я не могу поговорить с ним с глазу на глаз, общаемся лишь перепиской и редкими звонками.
Скажите, пожалуйста, верно ли по Корану и Сунне, что временный брак (мут‘а) запрещен? И какие найти слова, чтоб донести это до того человека?! Добавлю, что он верующий и очень религиозный, это он привел меня в Ислам и подарил первую исламскую литературу. Р.
Ваш дистанционный собеседник и предполагаемый муж — опасный человек, причем как по земным меркам, так и вечным. Когда очевидному греху находят каноническое оправдание (а все мы знаем, что любые законы можно трактовать по-разному, о чем-то умалчивая или не замечая) — это проблема в мышлении и серьезное нарушение в шкале его ценностей и приоритетов. Среди мусульман есть те, кто утверждает, что курение разрешено, те, кто употребляет насвай, прелюбодействует или временами пьет, например, коньяк, говоря, что это не запрещено текстом Корана, ведь «в Писании говорится только о вине». Это ужасает, но такова действительность, проявление человеческой слабости и безволия. При желании, а тем более при личной заинтересованности, можно что угодно поставить с ног на голову. Желание же часто появляется из-за невежества, дурного влияния окружения или неверной, однобокой осведомленности.

Один родственник моего мужа собирается жениться (провести никях) на девушке, с которой сейчас живет, но в принципе он не хочет от нее детей и жениться официально (со свадьбой и родными) тоже не собирается. Ведь такой брак все равно не считается действительным?
Если в намерении брачующихся есть временность их отношений и несерьезность, то их брак изначально недействителен пред Всевышним! Я не преувеличиваю. Кто бы им ни провел никях (процесс бракосочетания), временность его и несерьезность аннулируют чистоту, святость и каноническую силу данного процесса /37/.
В моей практике, к сожалению, было несколько случаев, в которых я вынужден был отказать из-за очевидного отсутствия у людей серьезных намерений и необходимых, хотя бы минимальных, условий для заключения брака.
/01/ См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ . Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 403; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. . Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 361; Шальтут М. Аль-фатава . Каир: аш-Шурук, 2001. С. 273.
/02/ «И из Его знамений сотворение Им из вас же самих вам пары . дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами чувства любви и милосердия . Поистине, во всем этом — знамения для размышляющих» (Св. Коран, 30:21).
/03/ «Всевышний из вас же самих сделал для вас представителей противоположного пола, посредством которых у вас рождаются дети и внуки. И даровал Он вам столько хороших, приятных благ! Следует ли верить в ложное, отрицая при этом Божьи дары (или: «Что же это они (люди) веруют в ложное и Божьи дары отрицают»)?!» (Св. Коран, 16:72).
/04/ «Мужья являются главами семьи . благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний и по причине тех материальных затрат, что они несут …» (Св. Коран, 4:34).
/05/ «Вам — половина из того, что оставляют жены , если детей у них нет. Если же дети есть , тогда — четверть из того, что они оставили. после передачи завещания и после выплаты долгов .
Им же — четверть из того, что оставите, если детей у вас нет. Если же дети есть , то им — восьмая часть , что оставлено вами. после передачи завещания и после выплаты долгов. » (см. Св. Коран, 4:12).
/06/ «Зовите их по их отцам . Это наиболее справедливо пред Богом. А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники). Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако когда имеется сердечное намерение . Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив » (Св. Коран, 33:5).
/07/ «Самое ненавистное пред Господом, но дозволенное — развод», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих».
/08/ См. об этом: Св. Коран, 2:228.
/09/ « Если умер супруг, то жена находится в ожидании в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Всевышний в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 2:234).
/10/ Некоторые ученые-шииты, допускающие подобные временные отношения, упоминают послеразводный период в два менструальных цикла, а также срок ожидания в четыре месяца и десять дней после неожиданной смерти сожителя. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух . В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6553.
/11/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11т. Т. 9. С. 6551.
/12/ Например, шииты-зейдиты. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6554.
/13/ Аль-мазхаб аль-джа‘фари — религиозно-правовая школа шиитов-имамитов (одно из ответвлений имамитов), названная по имени имама Джа‘фара ас-Содыка (699–765 гг.). См., например: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси . Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, . С. 252.
Этот мазхаб распространен в исламской республике Иран, в ряде областей которой встречается практика временных браков.
/14/ Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6552.
/15/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6558.
/16/ То есть разрешил в одной ситуации, но после запретил, затем опять разрешил, но после окончательно и навсегда запретил. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави . В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, . Т. 5. Ч. 9. С. 181.
/17/ Тогда сподвижники спросили: «Может, нам кастрировать себя ?» См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 550, хадис № 11-(1404).
/18/ Подробнее см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад . В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. Т. 3. С. 460.
/19/ Св. х. Муслима, Ахмада и аль-Байхакы. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 552, хадис № 21—(1406); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим . В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 642, глава № 15, хадис № 11; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр . В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 2. С. 42, хадис № 2612.
/20/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 551, хадис № 18—(1405); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим . В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 641, глава № 15, хадис № 9; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар . В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 141, хадис № 2679.
Пояснение к хадису см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 181.
/21/ В своде хадисов имама Муслима приводится хадис, где рассказывается сыном этого сподвижника о том, как Пророк дал разрешение на временный брак, и он, Сабра, в результате этого женился. Но через некоторое время Пророком был оговорен полный запрет на подобное, и Сабра расстался с той женщиной.
/22/ Во время прощальной проповеди Пророк повторно оговорил запретность временного брака. Однако же впервые окончательный запрет на временные браки был озвучен в походе аль-Фатх, в чем сходятся мнения подавляющего большинства ученых. Подробнее об этом см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 210–212; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 180, 181; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 459.
/23/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд . В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 3. С. 163, хадис № 1011; Ибн Маджа М. Сунан . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 212, хадис № 1962, «сахих».
Мой первый пункт является частью этого хадиса. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 552, хадис № 21—(1406); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим . В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 642, глава № 15, хадис № 11.
/24/ Имам ‘Али неоднократно в разных ситуациях говорил об отмене и явной запретности временных браков. Отдельные высказывания на этот счет см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 215.
/25/ Св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 207, 208, хадисы № 5115 и 5119, а также с. 210; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 553, 554, хадисы № 29—(1407) — 32—(1407); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 348, хадис № 1123, «хасан сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 212, хадис № 1961, «сахих».
Также см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 460, 461.
/26/ См.: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр . В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 2. С. 43, хадис № 2613; Ибн Маджа М. Сунан. С. 213, хадис № 1963, «хасан»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 463.
/27/ Тогда имам ‘Али возмущенно воскликнул: «Поистине, ты отклонился от верного пути ! Нет сомнений в том, что Божий посланник (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил мут‘а (временный брак)!» См., например: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 42, хадисы № 2610, 2611.
/28/ См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 553, хадис № 27—(1406); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 188.
/29/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 209; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 348; Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 163; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С.

Временный брак в Исламе

42; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 461; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6556, 6557.
/30/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), обращаясь к молодым людям, сказал: «Молодежь! Кто из вас в состоянии жениться, тот пусть женится! Кто не может , тот пусть постится». Данный пост не является обязательным, кроме как в ситуации, когда юноша знает, что в противном случае он точно совершит прелюбодеяние. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 10. С. 133, хадис № 5065.
/31/ См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 163, 164.
/32/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1647.
/33/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 550.
/34/ Данные слова цитирует имам аль-Байхакы. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 216; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 143.
/35/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 216; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 181; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 143, 144; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6557.
/36/ См.: Шальтут М. Аль-фатава. С. 275.
/37/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6552.

ВОПРОС:Assalyamualeikum.. moi vopros takoi..
Razrewen li v Hanafitskom mazhabe tainiy nikyah?
Mogu li, dopustim, ya i moya lyubimaya devuwka, soverwit’ еto vtaine? Esli da, to svideteli nikyaha obyazatel’no doljny byt’ kem-to blizkim ili lyuboi chelovek mojet stat’ svidetelem?
Hotel by uznat’ esli takoe v nawei religii poow’ryaetsya..
P.S. Mojete sdelat’ еtot vopros anonimnym? Zaranee spasibo.. Allah razi olsun.. Sergio

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям брат!

Заранее прошу прощение за опубликование своего ответа на ваш вопрос, несмотря на вашу просьбу ответит анонимно. Так как этот вопрос сейчас волнует очень многих людей, думаю и им будет полезно узнать мой ответ.

Тот никях, который практикуется между мусульманами, происходит по Сунне в присутствии опекуна (родителей), свидетелей, жениха и имама. При этом не обязательно, чтобы свидетели были из числа родственников, можно попросить любого мусульманина и они не имеют право отказаться от свидетельства! Многие безграмотные ученые никях считают Сунной, но это не Сунна, а фард, т.е. приказ Аллаха жениться нам друг с другом (ранее отвечал с приведением доказательств с Корана — http://www.religia.kz/faq/135-2009-03-28-13-52-43/4028-2012-10-26-07-58-15.html ).

В Коране Аллах приказывает совершать многие деяния в присутствии свидетелей, в том числе и разводиться надо в присутствии свидетелей, хотя многие так называемые великие ученые и имамы игнорируют этот процесс, рекомендуя сейчас даже по телефону разводиться, сказав слово «талак» своей жене.

Какой временный брак есть у мусульман

Некоторые невежественные мусульмане и по интернету разводятся или отправив СМС по сотовой! Но такой развод может быть и недействительным без присутствия 2-х свидетелей при произнесении «талак»: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха» (сура «ат-Талак», 65:2). О безграмотные имамы, прочтите несколько раз этот аят и вспомните, сколько грехов собрали за свои невежественные советы разводящимся!!!

Хочется отметить, что Аллах почему-то в Коране присутствие свидетелей во время никях не включил в этот список. Почему?! Потому что Аллах все слышет и все видит, все знает заранее, это Он сам предопределил наши судьбы. Аллах знает даже все наши тайные мысли и желания, поэтому Его не сможем обмануть. Поэтому Аллах предупреждаем нас: «Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39). А в хадисе говорится: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)».

Все невежественные ученые Ахли Сунны отрицают наказание за черные мысли, согласно одному хадису, утверждая, что грех запишется только в том случае, если эти мысли превратить в действие. А Аллах говорит совсем другое: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (2:284). Так что, будьте осторожны, не занимайтесь самообманом и не питайтесь иллюзией, не слушайте наущения шайтана, не совершайте никях ради временного секса, за все придется потом отвечать:«В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам» (3:30).

Тем более, сам Аллах предупреждает нас: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем». (17:32).

Если вы приняли искренние намерения жениться «навсегда» ради довольства Аллаха с будущим супругом, а не для временного удовлетворения своих сексуальных потребностей, то прочтите этот аят: «На вас не будет греха, если вы намекнете о сватовстве к женщинам или утаите это в душе. Аллах знает, что вы будете вспоминать о них. Не давайте им тайных обещаний и говорите только достойные слова. Не принимайте решение вступить в брак, пока не истечет предписанный срок. Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах — Прощающий, Выдержанный» (2:235).

Но, в любом случае тайный никях противоестественно для любого мусульманина – зачем от кого-то скрывать никях, разве вы преступники?! Исходя из всего описанного, такой «тайный брак» скорее напоминает завуалированное прелюбодеяние, чем благодатный супружеский союз по Исламу — если ваши намерения включают временность ваших отношений и несерьезность, то такой брак изначально недействителен перед Аллахом!

В хадисах сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является объявление » (ан-Насаи), «Не будет брак не иначе, как в присутствии опекуна » (Ахмад, Абу-Дауд, ан-Насай, ат-Тирмизи, ибн Маджа, аль-Хакима), «Устрой свадебное угощение, хотя бы одного барана» (Бухари, Муслим), «Не будет брака, кроме как с явным доказательством » (ат-Тирмизи), «Делайте брак показательным (явным) и бейте в бубен » (ат-Тирмизи, аль-Байхакы),

Если ваша будущая супруга девственница, то обязательно надо получить разрешение ее родителей – это приказ Аллаха!

Присутствие в процессе никях опекуна и свидетелей в крайних случая, когда родители будущей жены уже дали свое согласие и по уважительным причинам не могут присутствовать, не обязательно. Потому что это только Сунна. Свидетельствовать могут и присутствующие ангелы. А за свои намерения потом ответите перед Аллахом. Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было развито прелюбодеяния, временные браки и т.д. Поэтому, чтобы прекратить такое безобразие, было объявлено об обязательном присутствии свидетелей и объявление о никяхе всем людям, чтобы они были в курсе этого. В любом случае нельзя совершать тайный никях:

Ибн ‘Аббас передал следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Распутницами являются те , которые выдают себя замуж, не объявляя об этом» (ат-Тирмизи).

По поводу ханафитов — богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, свободная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна. Абу Ханифа сам разрешал разведенной женщине сама себя замуж выдавать. Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.

Ибн ‘Аббас передал следующий хадис: «Вдова, выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун, и у девственницы получают согласие на брак. Согласие девственницы может быть выражено ее молчанием» (Муслим).

Абу Хурайры передал похожи хадис: «Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее — молчание» (Бухари, Муслим).

В конце хочу остановиться еще об одном немаловажном вопросе – о махре! Сами подумайте о те, которые обижаются, когда я называю так называемых великих ученых Ахли Сунны невежественными и заблудшими – все ученые Ахли Сунны (и не только они!) в течение 1400 лет считали и считают «махр» Сунной, тогда как это является фардом, приказом Аллаха:

«Давайте женщинам их брачный дар (махр) от чистой души» (4:4).

И как мне их называть после этого?! Искусственно делать вид, что они на правильном пути и являются великими учеными?!

Развод Идда

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски «талак») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол. Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить. До того, как решиться на этот Окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой — жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом. Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три. талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж’ий» и «талак байт.

1. Талак радж ‘ий. Первый и второй разводы, являются талаком радж’ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени); «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку. При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

2. Талак баин — окончательный развод.

Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод.

Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону. Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны. Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака м возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это — один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем- либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия. Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена». В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж’ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна».

Как заключается брак в исламе: подготовка к свадьбе и традиции

Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу 1 .

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод — это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму. Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе. Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения — законны по шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар — это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери {или сестры и т.п.)». Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа (каффара) супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из- за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600тр. пшеницы)

каждому.

Обет — это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет Действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой

в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак раджий. Развод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она не почует запах Рая,

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда — это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду.

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после .родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никаха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда — до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была 4 разведена во время очищения, оно считается за первый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда — три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее отсутствие: «Я вернул свою жену». Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосочетания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак- баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

• должен пройти срок ‘идда после первого мужа;

• затем женщина должна выйти замуж за другого;

• иметь с новым мужем половые отношения;

• развестись со вторым мужем;

— пройти срок ‘идда после второго мужа. После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания.

Таким образом, ‘идда установлена шариатом и разрешает многие проблемы, от которых зависит будущая жизнь супругов. Подчас само расставание в течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате раздоров. В итоге такая пара во время ‘идды пытается найти путь к примирению и в некоторых случаях, действительно, возобновляет супружестве) в прощении и радости. Таким образом, человек получает шанс после некоторых размышлений и сожалений о совершенных поступках вернуть свою жену обратно законным путем.

http://shia.mylivepage.ru/wiki/626/348

Смотрите также

Временный брак

Аллах Всевышний, Который узаконил брачные узы, побуждает людей к их заключению. На это указывает содержание многих айатов, например:     “ Сочетайте браком незамужних и неженатых из вас с праведными из числа рабов и рабынь ваших. Если они бедны, Аллах обогатит их по милости Своей, ведь Аллах-Обьемлющий, Знающий” (Коран, 24:32).

          Тем, кто не обладает достаточными средствами, Аллах велит проявлять терпение и хранить целомудрие до тех пор, пока Он не облегчит им путь к этому: “Пусть те, кто не имеет возможности (заключить) брак, хранят целомудрие, пока Аллах не обогатит их по милости Своей” (Коран, 24:33).

          Современным молодым людям не остается ничего иного, как только следовать тому, о чем говорится в конце этого айата.

          Для того, чтобы понять, какое место отводится в Коране браку, достаточно прочитать айат, в катором сказано: “Мы уже направляли (к людям) Посланников до тебя и даровали им супруг и потомство. Никто из Посланников не мог явить знамение, кроме как с соизволения Аллаха, (ибо) всему, что (решено Аллахом),- свой срок” (Коран, 13:38).

          Аллах даровал жен и детей лучшим и избранным людям-Посланникам, мир им, и это указывает на то, что Аллах, Который назвал брак милостью в Своей Книге, сделал его украшением совершенных людей. Достойно похвалы и то, что в брак вступают богобоязненные рабы Аллаха, которые обращаются к Нему с такими мольбами: “Господь наш, даруй нам усладу очей в наших женах и нашем потомстве и сделай нас предводителями богобоязненных!” (Коран, 25:74).

          Завершением благодеяний, которые Аллах Всевышний окажет обитателям Рая в День Воскрешения, станет то, что Он соединит этих людей с праведными и верующими из числа их жен и потомств, чтобы радость их была полной, о чем в Коране сказано так: “…райские сады, куда они войдут вместе с праведными из числа своих отцов, жен и детей. И войдут к ним ангелы через все врата ( со словами) : “Мир вам за то, что вы были терпеливы!” И прекрасно воздаяние этой обителью!” (Коран, 13:23-24).

 

Т.е. образцом для подражения.