Завоевание арабами Испании

26.07.2018 0 Автор admin

Предпосылки и этапы арабского завоевания Пиренейского полуострова. 2

Последствия арабского завоевания Пиренейского полуострова 6

Политика мусульман в период завоевания Испании 6

Общественно-политическое развитие мусульманской Испании 7

Особенности экономического развития мусульманской Испании 12

Вывод 17

Список литературы 18

Предпосылки и этапы арабского завоевания Пиренейского полуострова.

Арабское завоевание Испании произошло за довольно короткий период 711—714 годов. За этот период мусульмане организовали три основные военные экспедиции:

  • 711—712: Тарик
  • 712—713: Муса
  • 714: Абд-аль-Азиз

К 719 году арабы дошли до Тулуза, а к 720 — к дельте реки Рона.

Герцог Бетики Родриго  был последним королем вестготов. Уже отмечалось, что арабы занимали большую часть северо-западного  побережья Африки, область, в древности  называвшуюся Мавританией, и что  они неоднократно пытались вторгнуться  в Испанию. В правление Родриго  им удалось осуществить это намерение, получив помощь из самой Испании. Что это была за помощь, точно  не известно.

Принято считать, что арабам помогал вестготский граф Юлиан, комендант крепости в Сеуте (которую  Сисемунд или Суинтила отвоевали  у византийцев), движимый стремлением  отомстить Родриго за оскорбление, нанесенное его дочери Флоринде; как  только арабы оказались в Испании, им помогли также сторонники семьи  Витицы (в том числе епископ  Оппас), которые перешли со своими воинами на сторону арабов.

Кроме арабов в завоевании участвовали коренные жители Северной Африки — берберы, незадолго до того принявшие ислам. В 711 г. началось их вторжение в Испанию. Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти. Вестготское войско значительно превосходило врага численно, однако потерпело сокрушительное поражение в первой же крупной битве; к 714 г. сдались все крупные крепости королевства. Арабы и берберы (в христианском мире их обычно называли маврами) захватили вестготские владения и к северу от Пиренеев, однако их продвижение в глубь Франкского королевства было остановлено Карлом Мартеллом.

Военные действия арабы начали совместно с Юлианом, высадившись  в районе Алхесйраса (709 г.); вероятно, эта высадка была только рекогносцировкой. Спустя один год они отправили  в Испанию другой отряд в 400 пехотинцев и 100 конников под командой Тарифа. Отряд  ограничился грабежом плодородной  местности между Тарифой и  Алхесйрасом, не овладев ни одной  крепостью.

Немедленно арабы отправились  к Кордове; однако им оказали сопротивление  войска под командованием Венция, племянника короля. Арабы одержали победу, но наступление их замедлилось, благодаря чему удалось известить о вторжении короля, который находился в это время на севере Испании, где он воевал с франками и васконами.

Родриго собрал сильное войско и отправился в поход против арабов, которые, однако, получили новые подкрепления из Африки и располагали вспомогательными отрядами вестготов — противников  короля. Но словам некоторых авторов, арабы собрали около 25 тыс. человек.

Есть сведения о том что 27 апреля 711 года Тарик ибн Зияд с 9 000 своих воинов высадился в Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег, воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы). На грабительскую версию указывает то, что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители прибрежных регионов в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады. Тарик захватил Альхесирас, и, дождавшись подкрепления из Африки, двинулся далее к северу.

Войска противников встретились  у берегов озера Ханда, расположенного между Мединой — Сидонией и  Вехером-де-ла-Фронтера (провинция Кадис). Битва эта ошибочно называется сражением  на реке Гвадалете, так как наименование этой реки было спутано с названием  реки Барбате, впадающей в озеро  Ханда.

Битва началась в воскресенье 19 июля 711 г. Родриго мог бы одержать победу, если бы ему не изменила часть  войск, подкупленная друзьями и родственниками Ахилы, в том числе епископом  Оппасом и неким Сисбертом. Королю с несколькими военачальниками  и горстью воинов удалось бежать. Вестготские воины, и без того малочисленные, были разгромлены. Только небольшая их часть укрылась в крепости Эсиха недалеко от Севильи, но и она была вскоре вынуждена сдаться

После этой крупной победы захватчики направились дальше к  Кордове,, преследуя отступающих. На равнинах близ Севильи произошло  другое сражение, также неблагоприятное  для вестготов. Затем арабы взяли  крепость Эсиху. Тарик вновь стал продвигаться по направлению к Толедо, но в Кордове ему оказано было сопротивление, и гарнизон крепости воспрепятствовал арабам переправиться  через Гвадалкивир. Тарик оставил  часть войска для осады Кордовы, совершив обходное движение, переправился через Гвадалкивир и двинулся на Толедо. Он взял этот город — столицу  вестготского королевства, и продвинулся  до Алькала. После двухмесячной осады  Кордова была взята арабами.

Между тем Родриго, которому удалось бежать после разгрома у  Ханды, укрылся в Мериде и собрал новые войска, угрожая главным  силам противника, занявшим Толедо. Тарик, перед лицом этой опасности, обратился за помощью к правителю  Мавритании Мусе, своему непосредственному  начальнику.

В 712 г. Муса прибыл с сильным  войском. Видя, что в данный момент наибольшая опасность грозит со стороны  Мериды, он направился к ней; перед  этим он взял Севилью и ряд других крепостей. Муса осадил Мериду, которая  сопротивлялась в течение года, но затем была взята штурмом.

До падения Мериды арабы  встречали незначительное сопротивление  и масса гражданского населения  относилась к ним скорее даже с  симпатией. Население иногда открывало  арабам ворота городов, и завоеватели  оставляли незначительные гарнизоны  в покоренных местностях.

Однако после взятия Мериды положение, по-видимому, изменилось. Во всяком случае известно, что сразу  же после взятия Мериды поднялось  всеобщее восстание христиан, началом  которого было возмущение в Севилье. Муса послал против Севильи своего сына Абд-аль-Азиза, а сам отправился дальше к Сьерра де Франсия (провинция  Саламанка), где, по-видимому, находился  Родриго, собравший новые силы, Муса и Тарик, прибывший из Толедо, объединились и настигли вестготов у Сегоюэлы (сентябрь 713 г.). В этом сражении, как  полагают, вестготский король понес  поражение и был убит.

Этой битвой завершилось  вестготское господство в Испании. Арабы не намерены были оказывать  в дальнейшем покровительство сторонникам  Ахилы. Из Сегоюэлы Муса направился в  Толедо, где сразу после ухода  Тарика началось восстание. Вступив  в Толедо, Муса провозгласил халифа государем испанских земель. Так  началась эпоха арабского господства.

Слабость Вестготского королевства  была обусловлена острыми внутренними  социальными и политическими  противоречиями. Крестьянство было отягощено  повинностями и государственными налогами; знать вела ожесточенную борьбу за престол, поскольку принцип наследования королевской власти здесь так  и не утвердился; огромное влияние  католической церкви вызывало недовольство части светской знати, а также  проживавших в стране ариан и  иудеев. Поэтому основная масса населения  довольно безразлично отнеслась  к вторжению арабов, а некоторые  представители господствующей верхушки (например, архиепископ Севильи) даже помогали им. Серьезное сопротивление  мавры встретили лишь на гористом севере полуострова, где несколько  позже сформировались испано-христианские государства.

Спустя год после битвы; у Сегоюэлы, ознаменовавшей конец  вестготской монархии в Испании, Муса продолжил свой поход, направившись через Гвадалахару к Сарагосе, иногда преодолевая сопротивление  вестготских вождей, но порой получая, от них помощь. Так, например, граф Фортуний Тарассонский, подобно многим другим магнатам, которые более всего  были озабочены сохранением своего имущества и своей власти, покорился  арабам и отрекся от христианской религии, получив за это некоторые  привилегии.

Впрочем, так поступали  не все знатные люди. Некоторые  из них энергично сопротивлялись захватчикам, отстаивая свои права  и владения. Народ, которому нечего было терять, вел себя иным образом. До 713 г. война велась сравнительно гуманно. При взятии Мериды Муса оставил на свободе жителей города и сохранил их имущество. Победители конфисковали лишь то, что принадлежало убитым, эмигрантам и церкви. Однако кампания 714 г. была жестокой, так как арабы предавались всякого рода излишествам. Тем не менее, они оставили христианам их церкви.

Закончив поход против территорий, лежащих по течению Эбро, Муса и Тарик совместно начали завоевание территории, названной впоследствии Старой Кастилией, и Кантабрии, продвигаясь  с востока на запад и с севера на юг. В этом походе арабы встретили  сильное сопротивление. Хотя некоторые  графы и покорились (причем посредниками при заключении мирных договоров  выступали епископы), другие продолжали доблестно сражаться.

Арабское завоевание Пиренейского полуострова

Муса будто бы дал следующую  характеристику испанцам: «Они как  львы обороняют свои крепости и подобно  орлам кидаются в сечу на боевых конях. Они не упускают ни малейшей возможности, если она для них  благоприятна, и, будучи разбиты и  рассеяны, они скрываются под защиту неприступных теснин и лесов, чтобы  затем с еще большей отвагой  ринуться в бой». Таким образом, Муса говорит о том, что жителям  полуострова свойственны два  способа ведения войны — борьба с врагом в укрепленных поселениях или партизанские действия, подобные тем, что они вели в свое время  против римлян.

Для закрепления своих  завоеваний арабы создавали в  Амайе, Асторге и других пунктах  военные колонии. В провинции  Вальядолид, в крепости Бару, они  встретили упорное сопротивление  и вынуждены были на некоторое  время задержаться здесь. Из этой местности Муса направился к территориям  астуров. Совершив нападение на селение  Луко, арабы захватили его и  овладели также расположенным неподалеку Хихоном.

Астуры и готы укрылись в неприступных горах Пикос де Эуропа и, спустя некоторое время, покинув  свое убежище, нанесли арабам жестокий удар. Как раз в тот момент, когда Муса собирался проникнуть в Галисию, он получил категорическое предписание халифа прибыть ко двору  и дать отчет о своем поведении  в связи с жалобами на действия этого полководца, которые поступили  в Дамаск. Мусе пришлось повиноваться, и он вместе с Тариком отправился в Севилью, чтобы сесть там  на корабль (714 г.).

Во главе арабских войск  остался Абд-аль-Азиз, сын Мусы, который  предпринял ряд экспедиций в Португалию и в южную и юго-восточную  части Андалусии, захватив Малагу и  Гранаду. Вступив на территорию Мурсии, он встретил энергичное сопротивление  графа Теодемира, столицей которого была Ориуэла.

К выгоде обеих сторон, арабы  были немногочисленны, а Теодемир боялся оказаться изолированным (хотя другие графы и оборонялись в различных  пунктах, но между ними не было согласия), было заключено соглашение о капитуляции, в результате которого была признана независимость Теодемира и подвластных  ему подданных на территории Ориуэлы, Валентенты, Аликанте, Мулы, Бегастро, Анайи и Лорки, причем испанцам было разрешено исповедовать свою религию и сохранить свои храмы. Арабы гарантировали неприкосновенность имущества христиан и обязали их только платить небольшую подать в деньгах и в натуре.

Абд-аль-Азиз был убит, не завершив покорения Испании. Роскошная  жизнь, которую он вел вопреки  суровым предписаниям своей религии, и то обстоятельство, что он женился  на вдове Родриго, Эгилоне, подорвали  его престиж у арабских воинов.

Дело, начатое им, завершил новый правитель — Аль-хурр. Аль-хурр считал, что завоевание полуострова  уже закончено и что сопротивление  испанцев преодолено в ходе семилетних боев (712-718 гг.). Поэтому он перешел  Пиренеи и вторгся в Галлию. Однако Аль-хурр заблуждался. Именно в  это время против арабских завоевателей началась новая и при этом не оборонительная, а наступательная война.

Последствия арабского завоевания Пиренейского полуострова

На полуостров начали прибывать  мусульманские поселенцы. При этом немногочисленные арабы из Сирии и Аравии облюбовали крупные города юга и юго-востока страны, а берберы в основном заселяли менее благоприятные внутренние районы страны. Христианское население сохранилось, однако на него были наложены многочисленные запреты, подчёкивающие его второсортный статус дхимми. В христианской среде постепенно усилились начались процессы консолидации различных этнорелигиозных групп (вестготов и иберо-римлян) перед лицом общего врага. Ряд христиан (муваллады), приняли ислам с целью избежать Джизья. Захваченные мусульманами территории (Аль-Андалус) вошли в состав халифата Омейядов. Однако уже в 756 году, с усилением протофеодализма, здесь образовался независимый Кордовский эмират (756—929). На северо-востоке, в долине реки Эбро, к концу VIII в. сложился буферный эмират мувалладской династии Бану Каси.

Политика  мусульман в период завоевания Испании

Поскольку Испания была завоевана  африканскими войсками, ее считали  зависимой от африканских владений халифата. Правитель (эмир) Испании  назначался африканским наместником, в свою очередь подчинявшимся  халифу, резиденция которого находилась в Дамаске, в Сирии. Эта зависимость  не помешала Испании стать ареной многочисленных гражданских войн между  завоевателями. Не раз Испания вела себя так, как будто бы она была действительно независимой страной.

Страницы:1234следующая →

Завоевание Испании мусульманами

Мусульманское завоевание Испании. Возникновение испано-христианских государств и начало Реконкисты.

К концу VII в. арабы завершили покорение византийских владений в Северной Африке, и в 709 г. их первый отряд высадился на территории Вестготского королевства. Слабость Вестготского королевства была обусловлена острыми внутренними социальными и политическими противоречиями. В 711 г. началось их вторжение в Испанию. Кроме арабов в завоевании участвовали коренные жители Северной Африки — берберы.

В 711-м году, когда в Дамаске на трон взошел второй преемник Мохаммеда, двенадцатитысячная армия мусульман вторглась в Испанию.

Легко представить себе, какое впечатление произвели на арабов тихие плодородные провинции — единственные, сохранившиеся нетронутыми на всем полуострове. Климат, земля, города, памятники — все вызывало восхищение. В письме, адресованном халифу, генерал арабской армии так описывает эту страну: « по красоте неба и земли она подобна Сирии, по мягкости климата — Йемену, цветами и ароматами напоминает Индию, плодородием — Египет, драгоценных металлов здесь не менее, чем в Китае.»
Место вторжения мусульман в Испанию с тех пор называлось Гибралтар (Djebel Tarick), по имени командующего генерала армии.
Для того чтобы подчинить себе берберскую Африку, арабам понадобилось пятьдесят лет, для завоевания же христианской Испании хватило нескольких месяцев. Первое же крупное сражение решило судьбу монархии Готтов. В этом сражении на стороне магометан выступил епископ Севильи. И король, и сама Испания были повержены за один день. Генерал арабской армии Муса Тарик был удивлен столь быстрым триумфом. Он хорошо помнил сколь долгим было завоевание Африки, ожидал встретить у европейцев такую же храбрость и такое же стремление к независимости, как и у берберов. Поняв вскоре свою ошибку и не желая, чтобы лавры покорителя Испании достались его лейтенанту, он с двадцатитысячной армией (из которой восемь тысяч человек были берберы) на море прибыл в страну, чтобы продолжить завоевания.

К 714 г. сдались все крупные крепости королевства к югу от Пиренеев.

Арабское завоевание пиренейского полуострова, Реконкиста.

В ходе завоевательного похода 709—714 гг. арабам не удалось покорить небольшую территорию между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом. Бежавшие в Астурию немногочисленные остатки вестготского войска получили поддержку местного населения. К концу 50-х годов VIII в., воспользовавшись междоусобицами астурийские короли сумели захватить земли, в несколько раз превосходившие по площади первоначальную территорию государства. Широкое военно-колонизационное движение испано-христианских государств на юг получило название Реконкиста (по-испански — «отвоевание»). Реконкиста во многом определила своеобразие социального, экономического, политического, культурного развития Пиренейского полуострова. Продлившись до конца XV в., Реконкиста была формой не только военно-политического противостояния, но и формой активных контактов и взаимного влияния между севером и югом в области хозяйствования, торговли, культурного обмена и т.д. конечная победа христиан в XV в. были обусловлены тем, что все группы населения христианских территорий по тем или иным причинам были заинтересованы в Реконкисте. Феодалы в ходе завоеваний получали новые земли, должности Церковь не только получала обширные земельные пожалования, но и учреждала новые приходы, монастыри, усиливала  своё идейное и политическое влияния в обществе.  Реконкиста длилась почти восемь веков.

Покорение страны завершилось удивительно быстро. Перед завоевателями поспешно открывали ворота самые крупные города. Кордова, Малага, Гренада, Толедо и другие сдались почти без сопротивления. В Толедо, христианской столице, арабы обнаружили короны, принадлежавшие двадцати пяти Готтским королям. Там же они взяли в плен вдову короля Родерика, на которой позже женился сын Мусы.

Отношение завоевателей к населению Испании было таким же справедливым, как и к населению Сирии и Египта. Арабы оставили местным жителям их имущество, их церкви, законы, право быть судимыми их судьями. Единственное требование, которое они выдвинули — была уплата годовой дани- для знати 15 франков (чуть более одного динара), для крепостных — половина динара. Эти условия показались населению столь легкими, что они без возмущений приняли их, и арабам осталось лишь сломить сопротивление аристократов-землевладельцев. Борьба эта была недолгой, и уже через два года Испания полностью подчинилась завоевателям. Заметим, что христианам для того чтобы отвоевать страну понадобилось восемь веков.
Существует мнение, что после покорения Испании Муса намеревался вернуться в Сирию через Голь и Германию, взять на обратном пути Константинополь и подчинить Корану весь Старый Свет. Осуществить это мероприятие ему помешал халиф, приказавший прибыть в Дамаск. Все могло быть по-другому: вся Европа обратилась бы в Магометанство и образовалось бы религиозное единство всех цивилизованных народов; возможно, это позволило бы всей Европе избежать эпохи средневековья, неизвестной в Европе благодаря арабам.

Перед тем, как проследить эволюцию арабов в Испании, посмотрим, как складывались отношения между старыми и новыми хозяевами земли.

Первыми завоевателями Испании были в основном арабы и берберы. В составе войск, оккупировавших территорию страны, было и несколько сирийских племен, но численность сирийцев была мала, появились они лишь в первый период завоеваний. Поэтому мы будем рассматривать лишь взаимодействие местного населения с арабами и берберами.

При внимательном изучении истории мусульман в Испании обнаруживается, что арабы являли собой интеллектуальную элиту завоевателей; их наиболее цивилизованный элемент; берберы же смешались с низшим и средним слоями населения. Свое интеллектуальное превосходство арабы сохраняли даже тогда когда к власти пришла династия берберов.

К сожалению, не сохранилось документов, которые позволили бы указать точное соотношение численности арабов и берберов, существовавшее в течение восьми веков мусульманского владычества в Испании, но все указывает на то, что с момента отделения Испании от Восточного халифата и, прежде всего, в момент вторжения берберов из Марокко их количество значительно превышало численность арабов. Когда арабы отделились от Востока, арабы сохранились лишь за счет варварства, берберам же достаточно было пересечь Гибралтарский пролив, чтобы в поисках счастья прибыть в Испанию.

Очевидно, что арабы и берберы смешались как между собой, так и с местным населением Испании. Арабы пополняли свои гаремы прежде всего, христианками. Как отмечают арабские летописцы, в первой же экспедиции в гаремы было отдано тридцать тысяч женщин. В Алказаре Севилье существовал так называемый девичий двор, куда ежегодно привозились в качестве дани арабским правителям сто непорочных христианских девушек. Если учесть, что они прибывали из разных регионов, и в жилах их текла иберийская, латинская, греческая, византийская и тому подобное кровь, становится ясным, что такое смешение христиан, берберов и арабов, продолжавшееся веками, не могло не привести к образованию новой расы, отличной от расы первых покорителей Испании. Своим возникновением эта новая раса, как мы уже отмечали ранее, обязана подходящим условиям среды и многократным скрещениям различных народов.

В экономическом отношении мусульманская Испания представляла собой процветающий регион раннесредневековой Европы. Экономическое благополучие отличало ал-Андалус вплоть до его окончательного покорения христианами в XV в., делало его города привлекательной целью для военных походов.

Реконкиста длилась почти восемь веков и имела свои особенности на различных этапах истории Испании. Так, до середины VIII в. для астурийской Реконкисты было характерно переселение людей с юга на север, освоение внутренних районов королевства выходцами из разоренных войной территорий, а также эмигрантами-мосарабами. До середины IX в. заселение безлюдных пограничных земель велось на свой страх и риск отдельными крестьянами и вотчинниками. Позже, когда граница Реконкисты подошла к заселенным землям, замкам и городам, руководство ею взяла на себя королевская власть.

В конце VIII в. наряду с королевством Астурия на Пиренейском полуострове сложился еще один центр Реконкисты — владения франков. Хотя поход Карла Великого на Сарагосу в 778 г. не был удачным, вскоре после него франкам удалось захватить территорию нынешней Каталонии. Там была создана Испанская марка с центром в Барселоне. Горные районы между Астурией, Каталонией и арабскими владениями переходили из рук в руки, пока в течение IX—X вв. здесь не образовались два небольших государства — королевство Наварра и графство Арагон. Таким образом, весь север полуострова был отвоеван у арабов.

Я не буду даже пытаться рассказать историю арабских и берберских правителей, сменявших друг друга на протяжении восьми веков. Отмечу лишь основные политические факты, произошедшие за этот долгий период.
С 711-го года, с момента завоевания арабами, до 756-го года Ислам представлял часть империи халифов Дамаска и управлялась в их интересах эмирами. В 756-м году, отделившись от халифата Востока, она образовала независимое королевство, названное по имени столицы, халифатом Кордовы.

Кульминация цивилизации арабов в Испании продолжалась восемь веков, после чего начался ее упадок. Христиане, вытесненные на север, стали нападать на мусульман, пользуясь распрями между ними. Для того чтобы противостоять Альфонсу VI, королю Кастилии, арабы в 1085-м году призвали на помощь берберов из Марокко. Последние, прибывшие вначале в качестве союзников, вскоре повели себя как хозяева. В результате противодействия двух рас империя распалась на небольшие королевства, численностью около двадцати. Берберские династии сменяли друг друга (Альморавиды, Альмохады и другие), арабы все более и более берберизировались, и цивилизация их ослабевала. Христиане воспользовались этим, чтобы расширить свои владения, — в результате появились такие королевства, как Валенсия, Кастилия, Мюрси и другие. Последние постепенно объединились, и из множества мелких владений было создано четыре относительно крупных: Португалия, Наварра, Арагон и Кастилия. К концу тринадцатого века арабским осталось лишь королевство Гренада. Фердинанд Католик, король Арагона, женившись на королеве Кастилии, Изабелле, объединил две короны. В 1492-м году он осадил Гренаду захватил последнее прибежище ислама в Испании. Впоследствии он присоединил к своей империи Наварру, а весь полуостров, за исключением Португалии, оказался в одних руках. Продолжительность существования империи арабов на территории Испании составила около восьми веков, то есть примерно столько же, что и продолжительность римского владычества. Арабская империя пала не из-за внешней интервенции, а в результате междоусобиц. Политическая организация ее была достаточно слабой, но цивилизация арабов в Испании достигла больших высот.

Фердинанд подписал с арабами договор, предусмотревший сохранение их языка и культа; однако уже в 1499 арабы стали преследоваться, и через сто лет были изгнаны с территории Испании. Мусульман насильно обращали в христианство; это позволяло святой инквизиции уничтожать их. Миллионы новообращенных христиан были сожжены на кострах инквизиции. Политика властей была направлена на полное освобождение испанской земли от иностранцев. Кардинал архиепископ Толеды, главный инквизитор короля, будучи фанатиком, призывал заколоть шпагами всех арабов, не принявших христианства, включая женщин и детей. Доминиканец Бледа был еще более радикален. Он не без основания предполагал, что нельзя выяснить, все ли новообращенные стали христианами в душе своей, а потому предложил перерезать всех арабов без исключения, — Бог на том свете легко разберется, кто из них заслуживает ада, кто — рая. Несмотря на то, что эти миры энергично поддерживались испанским духовенством, правительство опасалось сопротивления со стороны мусульманского населения, и в 1610-м году ограничило изгнание арабов. Нужно сказать, что и во времена эммиграции арабов погибло немало. Добрейший монах Бледа, о котором я говорил раньше, с удовольствием уверяя, что более трех четвертей беженцев он убивал по дороге. Лишь в одной из экспедиций, направлявшихся в Африку, из 140 тысячи человек было убито сто тысяч. За несколько месяцев Испания потеряла более миллиона жителей. Седилот и другие авторы оценивают потери с момента начала завоеваний Фердинандом до окончательного изгнания арабов из Испании в три миллиона. По сравнению с подобными Икатомбами Варфоломеева ночь — всего лишь небольшая стычка. Необходимо признаться, что столь жестоких преступлений нет даже на совести самых диких варваров.

К несчастью для Испании, эти три миллиона подданных, которых она добровольно лишилась, составляли интеллектуальную и промышленную ее элиту. Инквизиция, в свою очередь, постаралась уничтожить всех христиан, которые были хоть немного выше посредственности. Результат был очевиден: Испания, которая считалась великой страной, тут же пришла в самый позорный упадок. К упадку пришло все: сельское хозяйство, промышленность, торговля, науки, литература, культура. С тех пор прошло много веков, но цивилизация Испании так и не достигла уровня своего былого расцвета. В Толедо, где во времена арабов было двести тысяч жителей, сейчас живет чуть более семнадцати тысяч. В Кордове, где жил один миллион человек, сейчас — лишь сорок две тысячи. Из сто двадцати пяти городов епархии Саламанк едва ли сохранилось тринадцать. Изучая в другой главе наследие арабов в Испании, мы увидим, до какой вышины своего падения дошла эта страна в результате гонений на арабов. Все сказанное здесь демонстрирует, сколь важной была роль арабов в Испании, — в стране, куда они принесли свою цивилизацию. Трудно найти пример более сильного влияния одной расы на жизнь какого-либо народа.



Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 16 сентября 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 16 сентября 2017; проверки требуют .

Арабское завоевание Пиренейского полуострова произошло за довольно короткий период 711—718 годов, что было не удивительно, учитывая, что за такой или даже меньший период времени арабы объединили Аравию в единое мусульманское государство (628—634), покорили Сирию (634—638), завоевалиЕгипет (638—643) и т. д.

Королевство вестготов пало. Сопротивление немногочисленных вестготов было сломлено, преобладающие иберо-римляне не смогли оказать серьёзного сопротивления завоевателям, а значительное еврейское меньшинство даже приветствовало его, надеясь таким образом получить равные с христианами права. Магрибская династия Омейядов взяла власть в Иберии в свои руки, поддерживая доминантную роль ислама руками берберских наёмников. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры. Битва при Ковадонге (722), в которой христиане одержали первую победу, положила начало так называемой Реконкисте. Тем не менее, вплоть до 732 года арабы совершали набеги по всему югу Франции до реки Луара, пока не были разгромлены у Пуатье. На завоёванных в Иберии землях образовалось исламское государство, пережившее целый ряд трансформаций и просуществовавшее до 1492 года.

У арабских правителей Магриба не было хорошо продуманного плана завоевания вестготской Испании. В действительности, большую часть населения Магриба, откуда прибыли завоеватели, тогда составляли берберы, которые только недавно начали принимать ислам. Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти. Есть сведения о том, что 27 апреля711 годаТарик ибн Зияд с 9 000 своих воинов высадился в Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег, воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы). На грабительскую версию указывает то, что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно, с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители прибрежных регионов в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады. Тарик захватил Альхесирас, и, дождавшись подкрепления из Африки, двинулся далее к северу, где 19 июля 711 года состоялась битва при Гвадалете, в которой был повержен король Родерих. Вестготские воины, и без того малочисленные, были разгромлены. Только небольшая их часть укрылась в крепости Эсиха недалеко от Севильи, но и она была вскоре вынуждена сдаться. В 713 году некоторое сопротивление оказали крепости Мерида и Сегоюэла. Тарик совершил вторжение самовольно, но, согласно одной из версий, узнав о начальном успехе берберов в Испании, им на помощь поспешил Муса ибн Нусайр, арабский наместник из Ифрикии, главной целью которого было закрепить захваченные земли за арабским миром.

Основной массив пиренейских земель был покорён арабами в течение всего трёх лет, с 711 по 714 год. За этот период мусульмане организовали три основные военные экспедиции:

В 714 году, после того как Абд-аль-Азиз ибн Муса совершил свой поход на Мурсию, вестготский полководец Теодемир сумел договориться о создании здесь автономного княжества. Омейяды пошли на уступки, желая, по-видимому, добиться расположения местных христиан. Теодемирское королевство просуществовало до 740-х годов.

Балеарские острова, номинально принадлежавшие Византийской империи как остаток давно утраченной Византийской Испании Юстиниана, поначалу оставались в стороне от арабских нашествий. В 798 году власть над ними получили франки. Лишь в 902 году, после упорного сопротивления христианского населения флот Кордовского эмирата покорил острова Ивиса, Форментера и Мальорка. В 903 году пала Минорка.

Завоевание Испании мусульманами

Несмотря на более позднее завоевание, исламизация островитян носила очень глубокий характер.

На полуостров начали прибывать мусульманские поселенцы. При этом немногочисленные арабы из Сирии и Аравии облюбовали крупные города юга и юго-востока страны, а берберы в основном заселяли менее благоприятные внутренние районы страны. Христианское население сохранилось, однако на него были наложены многочисленные запреты, подчёркивающие его второсортный статус зимми. В христианской среде постепенно начались процессы консолидации различных этнорелигиозных групп (вестготов и иберо-римлян) перед лицом общего врага. Ряд христиан (муваллады), приняли ислам с целью избежать джизья. Захваченные мусульманами территории (Аль-Андалус) вошли в состав халифата Омейядов. Однако уже в 756 году, с усилением протофеодализма, здесь образовался независимый Кордовский эмират (756—929). На северо-востоке, в долине реки Эбро, к концу VIII в. сложился буферный эмират мувалладской династии Бану Каси.