Женщина в исламе

25.04.2018 0 Автор admin

Отношение мужчин к женщине в исламе

Жизнь мусульманских женщин: мифы и правда

В связи с участившимися вопросами и дискуссиями по теме менталитет арабов, решила выложить некоторые заметки о самой оберегаемой части женщин планеты.

Многих поколений людей на земном шаре ужасает и возмущает образ мусульманской женщины. Феминистки в пылу борьбы за права мусульманок, восклицают: «пора освободить порабощенных восточных женщин».

Муж мусульманин – последнее, чего пожелает европейская женщина своей дочери. Потому что образ мусульманской жены подходит только для написания женского романа, где она томится и ждет, а он ее спасает.

Сегодня образ мусульманской женщины построен на целом ряде мифов. Вот лишь наиболее распространенные из них:

Миф первый. Бедная, несчастная мусульманская женщина лишена всяческих прав и свобод.

Миф второй. Как быка на заклание, ее выдают замуж.

Миф третий. Ее муж тиран, деспот и, непременно, в довесок многоженец. Его жены не выходят из дома без разрешения и сопровождения

Миф четвертый. Жены мусульман не учатся и – о Боже! – не работают.

Этот образ широко рекламируется в художественных и публицистических изданиях, а также освещается СМИ. Выходят передачи о гаремах, в которых жены-рабыни, попавшие туда исключительно волею обстоятельств (особенно если речь идет о наших соотечественницах), скрывая лица под покрывалом, нет-нет, да и смахивают с глаз набежавшую скупую слезу.

Жизнь мусульманских женщин: мифы и правда

Бедная, несчастная мусульманская женщина лишена всяческих прав и свобод

Автор данного материала – мусульманская жена. И то, что вы читаете статью, написанную «порабощенной мусульманской женщиной», является первым опровержением этого мифа.

О том, что мусульманки учатся и работают, будет сказано ниже. Здесь же отметим, что вдобавок к тому, мусульманские женщины еще и социально активны. Они создают женские организации, борются за свои права, но вовсе не за те, о которых кричат феминистки, а прямо противоположные: за право носить платок – «символ рабства», иметь работу в независимости от того, какую религию ты исповедуешь, и прочие демократические свободы, в которых им отказывают демократические государства.

Когда мусульманки РФ боролись за право фотографироваться на паспорт в платке, они делали это самостоятельно. За их спинами не стояли мусульмане-мужья, разгневанные видом неприкрытой жениной головы на паспорте. Женщины сами решили для себя, что это носить платок – их право, и победили в этой борьбе тоже без чьей-либо помощи. На суды поддержать заявительниц приходили многочисленные группы женщин мусульманок.

Мужчины же в основном представляли журналистов. Когда девушки мусульманки ходили в женский монастырь, свободные монахини делились с ними своим возмущением в связи с необходимостью также снимать головной убор, чтобы сделать фото на официальные документы. На вопрос, почему же они не борются за свои права, эти женщины тихо отвечали: «А нас батюшки не благословляют». Это только один, но очень яркий пример того, как свободны женщины в исламе.

«Как быка на заклание, ее выдают замуж»

Замужество через нежелание невесты – просто кадр из индийского кино. Большинство родителей всего все-таки любят свое дитя и желают ему счастья, поэтому не неволят.

На самом деле восточные невесты сами активно участвуют в выборе жениха. Так как основное требование ислама в этом вопросе гласит, что супруги не должны быть друг другу противны. Возможно, непосвященные читатели и удивятся.

Но! Мусульманки не только знают, как включается компьютер, но и даже ищут мужей себе при помощи интернет-сети. Единственное в чем они ограничены в своих поисках, так это в том что бы «проверить свои чувства, пожив немного вместе, а уж потом женится». Но подобные свободы сыграли злую шутку с европейками: свободные сыны демократии, «проверив чувства», обычно сбегают, как только дело идет к свадьбе, и продолжают «проверку чувств», но уже с другой кандидаткой. Счастливые обладательницы свобод пишут целые трактаты о том, как затащить гражданского супруга в Загс.

Советы многообразны, от «напоить покрепче и вести пока тепленький» до «завести любовника, может у сожителя проснется чувство собственника». Но, поверьте, о таких свободах не мечтает ни одна «восточная рабыня».

Завершая тему замужества, хотелось бы напомнить, что Коран разводы допускает, хотя и оговаривает их нежелательность. А вот Библия такого разрешения не дает…

Ее муж тиран и деспот и, непременно, в довесок многоженец. Его жены не выходят из дома без разрешения и сопровождения.

Мусульманские мужчины, конечно, не согласятся с моим утверждением, но пословица: «Муж, конечно, голова, но шея-то – жена…» – как раз про мудрых восточных женщин.

Я постоянно учусь у них, как сделать своего «тигренка» «мягким и пушистым», да так что бы при этом сам он чувствовал себя царем зверей. Ведь ему этого так хочется.

Общение с иностранцами – мусульманами доказывает выше написанное.

Приведу личные наблюдения за «деспотами». Один такой пошел с женой на рынок. Все как полагается: он чешет впереди, она семенит сзади. Семенящая жена быстро устала на жаре и стала подавать тактичные сигналы. Улыбалась, хмурилась, смеялась над своей слабостью. Муж «держал удар» и пилил по рынку дальше. Тогда для начала она потерялась. Ну, так не очень сильно, но хлопотно.

Минут 15 супруг бегал и искал отставшую женку. Потом шел медленно, постоянно на нее оглядываясь. Жена подавала уже вполне красноречивые сигналы «милый, устала». Он шел вперед. Тогда она села на бордюр и сказала, что больше никуда не пойдет. Он повернулся и пошел к ней…Я ждала бури, взрыва горячего восточного темперамента, немедленного развода с мордобитием. Он поймал такси!!! И еще долго искупал свою вину, так как жена была «несколько обижена» – настолько, насколько ей это было выгодно.

Ее муж – многоженец. Да, иногда у него четыре жены. Но очень редко. Сейчас и две-то большая редкость. Зато «свободные европейские парни», размахивая флагом своей правоты, вообще считают, что измена – это как раз норма той самой свободы. «Я не твоя собственность», «что хочу, то и делаю» «у нас свободные отношения» и прочая галиматья, которую переживают и пережевывают победившие в борьбе за свободу женщины.

При этом когда жена становится уж слишком старая, ее за ненадобностью оставляют. И берут новую. На этот случай сильные женщины придумали, что к старости надо заработать столько денег, что бы хватило на «покупку» нового мужа. Женщины же в исламе защищены от подобных проблем. Например, демографических. И если «на десять девчонок, по статистике, девять ребят», все равно у всех будет «партнер для танцев»…

Его жены не выходят из дома без разрешения и сопровождения. Это, действительно, так. Для того чтобы женщине-мусульманке выйти из дома, нужно иметь на то разрешение от супруга. Свобода же немусульманок представляется им таким образом, что они идут куда хотят, а их мужья только с разрешения второй половины могут отлучаться. Так не бывает.

Жены мусульман не учатся и не работают.

Начнем с того, что учиться мусульманке не просто разрешено. Стремление к получению знаний и обучение им других, является важнейшим требованием шариата.

Женщина в исламе

Также стоит отметить, что в исламском мире те женщины, которые имеют желание работать, делают это без всяких проблем.

Жена пророка Мухаммада – Хадиджа имела свой бизнес. Но в отличие от свободных европейских женщин, зарабатывание денег не является обязанностью мусульманки. Эта обязанность полностью лежит на мужчине. А вот домашние дела не расписаны.

В заключении хочу отметить, что большинство известных мне мусульманок счастливы за своим «домашним тираном», довольны своей жизнью и ни о какой другой не мечтают. Хотя, конечно, есть и исключения, возведенные при помощи заинтересованных информаторов в правило. Именно эти исключения и породили миф об угнетенной женщине Востока.

Вторая заметка про жизнь мусульманских женщин, написала вполне известная блоггерша-мусульманка, Юлия, а для меня просто Лу, жена саудийца, проживающая в ОАЭ.

По-моему, об этом не слышал только ленивый. Эти мифы часто обсуждают на форумах и международных сайтах знакомств с иностранцами:

“Арабы бьют жен и не дают им выходить из дома”;

“арабы не дают своим женам получать образование”;

“арабы заводят по нескольку жен”;

“арабы – грязные и вонючие”;

“все арабы – террористы”;

“арабы не любят своих детей”;

“арабы – сумасшедшие исламские фанатики”;

“все женщины в арабских странах – бесправные несчастные существа” и т.д. и т.п..

Особо яро сторонники “защиты женских прав” набрасываются на страны Персидского Залива. На самом деле, по моему мнению, поводом для таких беспричинных рассуждений явилось в большей степени то, что женщины носят абайю и никаб (закрывают лицо). И никому и в голову не может прийти, что женщина может носить это сама, по собственному желанию, да еще и с большим удовольствием – ну что вы! Как возможно такое? Даешь мини-юбки и топики угнетенным арабкам!

Между тем, спросите любую жительницу Персидского Залива: если бы ей дали выбор – носить обычную европейскую одежду или же абайю? 99% ответят в пользу второго. При этом рядом не будет разгневанного отца/брата/мужа, следящего за ее ответом.

1. “Арабы бьют своих жен и не дают им выходить из дома” – о да, прям забивают. Палками и до смерти. Ну ладно, кулаками, чего уж там! А чтоб выйти из дома, нужно специальное разрешение, заверенное в министерстве внутренних дел. Угу. И все поверили. Затем достали платочки, прослезились, пожалели униженных арабок и пошли рассуждать и доказывать с пеной у рта, как жесток ислам и как дики эти арабские звери!

А ведь поверят! Вот такому поверят гораздо охотнее, чем тому, что есть на самом деле. А реальность заключается вот в чем (буду все примеры приводить на фоне среднестатистической эмиратской семьи): если тут муж попробует хоть раз поднять руку на свою жену, залепив ей легкую пощечину или, чего хуже, избив – то исход такого своевольного дела ему обойдется чревато. Во-первых, жена на следующий же день (если не в тот же!) побежит по всем своим многочисленным родственникам мужского пола с воплями: “Он меня избил!!!” (даже если это – повторюсь – легкая пощечина).

Во-вторых, родственники в ответ придут и откровенно накостыляют ему всей дружной толпой. А потом, если нерадивый муженек не исправится – развод и девичья фамилия.

Возможен и другой вариант. Вместо беготни по родственникам жена заявится в ближайшее отделение суда и тупо попросит развод. А если на теле есть ушибы и ссадины как доказательство того, что он ее действительно бил, то развод дадут практически сразу и незамедлительно.

А теперь ответьте мне: сколько в России мужья бьют жен, а жены еще и терпят, все прощают и боятся пойти и пожаловаться в судебную инстанцию?

Ах, да. Чуть не забыла. Выходить из дома жена может когда хочет, точно так же, как и во всем остальном мире (не будем брать отсталые глухие деревни – во всех странах такого добра навалом).

Часов в 6-7 вечера в Дубае можно наблюдать такую картину: к шоппинг-моллу подъезжает огромная Infiniti (Range Rover, BMW X6 – кому как нравится), оттуда с чувством собственного достоинства и с гордой осанкой выходят местные дамы, сверкая всевозможными цветами бриллиантов и подправляя на ходу свои атласные абайи. Заметьте, одни дамы, зачастую без сопровождения мужчин.

2. “Арабы не дают своим женам получать образование” – полнейший бред. В той же Саудии сейчас процент необразованных (без высшего образования) женщин составляет около 10% от общего числа молодого населения. Про Эмираты вообще молчу – эмиратовки учатся и в США, и в Англии – в общем, в самых лучших университетах мира, либо в самих ОАЭ – благо, университетов здесь более чем достаточно, да и образование дают достойное. Кстати, сколько ни разговаривала с арабами – ну ни один не хочет жениться на девушке без в/о. Среди моих подруг-эмиратовок в возрасте 18-20 лет нет ни одной, которая не училась бы в университете.

3. “Арабы заводят по нескольку жен” – да будет истина и сгинет ложь! итак, берем сухую статистику: в Персидском Заливе женаты на двух и более женщинах всего 5% мужчин.

А в Заливе живет порядка 30 миллионов арабов, из них 15 миллионов – мужчины. В общем, процент ничтожно мал, даже среди шейхов мало кто женат на двух и более. А нынешнее молодое поколение вообще с юношества твердит, что хотят жениться лишь на одной. И желательно, по любви.

Вспомнился случай, произошедший пару лет назад в Абу-Даби. Один мужчина женился на второй – ну, все как положено: поселил жен на разных концах города, каждую в отдельной вилле, каждой по шикарной машине и проч и проч. Ан нет! Все неладно этим эмиратовкам.

Однажды первая жена, переходя дорогу, увидела своего благоверного и его вторую пассию. В приступе ярости накинулась на обоих прямо посередине дороги, кричала, царапалась и вела себя крайне непристойно естественно, полиция это так просто не оставила – всех забрали в участок.

При допросе первую жену спросили о мотивах ее странного поведения, на что та ответила: “Он несправедлив ко мне, с ней он проводит 4 дня в неделю, а со мной – 3″. Муж оторопел и промямлил: “Но ведь в неделе – 7 дней…” Однако это не разжалобило судью. Женщину после судебных разбирательств признали правой, дали ей развод + виллу + машину и кое-чего от состояния бывшего супруга.

А теперь снова скажите: какой процент мужчин в России имеет любовниц? Бывает, и не по одной… По-всякому больше, чем пресловутые 5%. Неужто стал бы российский судья отдавать жене половину мужниного имущества только потому, что тот на любовницу тратит больше времени, сил и денег, чем на жену (а такое бывает сплошь и рядом)?

4. “Арабы – грязные и вонючие”. Ноу комментс. Таких чистюль, как в ОАЭ, я не видела нигде. Как я писала в предыдущем посте, любое даже самое маленькое пятнышко служит причиной того, чтобы переодеться.

Кроме того, одну и ту же гандуру не надевают два дня подряд (муж каждый день надевает новую – свежевыстиранную и отглаженную, а все “старые” скидывает в laundry – “старая” означает “надетая один раз”). Добавьте еще и то, что мусульмане моются 5 раз в день, а душ принимают после каждого полового контакта с женой – то есть каждый день. Я уж молчу про их парфюм…:)

5. “Все арабы – террористы”. И снова ноу комментс. За всю свою жизнь в ОАЭ я не встретила еще ни одного араба, поддерживающего террор. Да вообще им как-то по барабану на все это, сидят себе лениво попивают кофЭ в Старбаксе…:)

Утверждение “все арабы – террористы” является как минимум показателем невежества и необразованности говорящего.

6. “Все женщины в арабских странах – бесправные несчастные существа” – угу, а еще “арабы радуются только рождению мальчиков”.

Эх, видели бы вы, как арабы гуляют со своими детьми в парках и торговых центрах! Как тискают и зацеловывают своих дочек, таскают их на руках и катаются вместе с ними на детских аттракционах!

Постоянно наблюдаю такую картину: у входа в магазин в торговом центре стоит мужчина в гандуре, на шее – дитё, в коляске – дитё, сбоку – дитё… В то время как жена со скоростью света сметает все возможные и невозможные шмотки, сумки, обувь, аксессуары, украшения.

Именно здесь я увидела наглядный пример неподдельной семейственности. Для них семья – это все. Им не стыдно выйти с женой и детьми по магазинам, в ресторан, они не будут ныть, что “шоппинг – это чисто женское дело, ну на кой я тебе там сдался?!” Везде ходят семьями, парами, с детьми и без детей, держатся за руки, под руки – в общем, всячески выражают удовольствие тем, что вся семья в сборе. Такая она арабская любовь!

Жены не угнетены абсолютно ничем! Напротив, во время наших традиционно пятничных женских посиделок мои подруги-эмиратовки не перестают удивляться нашим русским женщинам – и дома-то готовь-стирай-убирай (в то время как у всех эмиратовок есть домработницы, да не одна), и за детьми-то постоянно следи (а у эмиратовок даже с детьми проблем не возникает – есть няни), и муж-то домой придет недовольный, уставший, и работать-то еще заставляет (ни одному арабу не взбредет в голову сказануть жене: “Э, ты че мне на шею села? Вот иди сама и зарабатывай!”).

В общем, жалко им продвинутых и свободных европейских женщин.

Похожие страницы:

  1. Феминизм и эмансипация женщин в современном обществе (1)

    Реферат >> Социология

    … не создать мифа о русской женщине как женщине, обладающей … образом формировался идеал жизниженщины, который был практически … Между тем изменились положение мусульманскойженщины, ее внутренний мир … Странное словосочетание, не правда ли? Два совершенно …

  2. Мусульманская система права

    Реферат >> Государство и право

    … еврейский патриарх фигурирует в мифах ислама, который, как … , утверждение "мусульманского" образа жизни. В мусульманском судебно-процессуальном … жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было … убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность …

  3. Основы религиоведения (2)

    Реферат >> Религия и мифология

    … понятий, идей, мифов. 45 Познавательные возможности … почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее … ориентироваться на образ жизнимусульманской общины пророка Мухаммеда … т. п. 3 Цит. по: Правда о религии в России. Московская Патриархия …

  4. Основы религиоведения (1)

    Книга >> Религия и мифология

    … доктрины усматривают в мифе. Религиозный культ связан … церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон позже … ценности в обществе. Религиозная женщина, прежде всего, мать, … практической разработки норм жизнимусульманского общества. Ф. занимается …

  5. Рецепция римского права (2)

    Курсовая работа >> Государство и право

    … сведения о взятии славянами в плен женщин, детей и боеспособных мужчин. Исследователи … бытие во всей жизни божественные же и человеческие правды общение», целью которого … . Мусульманское право. — СПб, 1866. — Вып.1. -145с. Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и …

Хочу больше похожих работ…

10 примеров отношения Ислама к женщинам

Реферат на тему:

Женщина в исламе

План:

    Введение

  • 1Исторический фон
  • 2Различные стороны жизни исламской женщины
  • 2.1Гендерные роли
  • 2.2Хиджаб и свобода
  • 2.3Образование
  • 2.4Финансовые вопросы
  • 2.5Правовые вопросы
  • 2.5.1Убийства чести
  • 2.5.2Насилие в семье
  • 2.6Брак и семья
    • 2.6.1Брачный контракт
    • 2.6.2Семейная жизнь
    • 2.7Женщины в религиозной жизни
    • 3Женщины в политике
    • 4Образ мусульманки в культуре
    • Примечания

      Введение

      Женщина в исламе — исследование о положении женщины в мусульманском обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами. Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики социального устройства мусульманского общества.

      Шариат (исламское право) предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины в области прав и обязанностей. Различия выражаются в вопросах брака, развода, юридического статуса, одежды и образования.

      1. Исторический фон

      Для оценки влияния ислама на положение женщин нужно сперва рассмотреть статус женщины в доисламской Аравии. Положение женщин в доисламской Аравии оставляло желать лучшего. Есть данные об умерщвлении родителями новорожденных девочек, по причине бедности.

      Ислам изменил структуру арабского общества, реформировал гендерные роли. Согласно исследованиям профессора Уильяма Монтгомери, ислам улучшил положение женщин, дал им права . Некоторые исследователи даже утверждают, что женщины, согласно исламу, имели больше прав, чем в некоторых западных странах до 20-го века. Например, ограничение правоспособности женщин в соответствии с французским правом были устранены только в 1965 году . Фильдман, профессор права в Гарвардском университете отмечает :

      Когда англичанине применяли свое право в отношении мусульман, как это было в некоторых колониях, результат был один — лишить женщину тех прав, которые исламские законы ей даровали. Вряд ли это можно назвать прогрессом в направлении достижения равенства полов.

      Оксфордский словарь указывает на общие улучшения положения женщин, после появления ислама, отмечая признание полноценности личности женщины.

      По исламу брак рассматривается как «договор», в котором согласие женщины являлось обязательным. Женщины получили право наследования, которое раньше, в патриархальном обществе ограничивалось наследованием только родственниками мужского пола. Аннемари Шиммель говорит, что «по сравнению с доисламским периодом, изменение положения женщины, согласно исламскому законодательству, означал огромный прогресс; женщина имела право в соответствии с законом управлять своим богатством» .

      Уильям Монтгомери говорит, что Мухаммада в историческом контексте своего времени, можно рассматривать как фигуру, которая действовала в интересах прав женщин и значительно улучшила положение вещей; были представлены основные гарантии.

      Джон Эспозито отмечает, что «Мухаммад предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни, брака, образования и экономических связей. Права, которые помогли повысить статус женщины в обществе».

      2. Различные стороны жизни исламской женщины

      2.1. Гендерные роли

      Коран гласит «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества».

      Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Но если женщина проявит желание, может получать образование, работать и т.д. с согласия опекуна .

      2.2. Хиджаб и свобода

      Сказано в Коране: "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете"

      2.3. Образование

      Женщины сыграли важную роль в основании многих исламских учебных заведений, как например Фатима аль-Фихри в основании университета Аль-Карауин в 859 году. По свидетельству Ибн Асакира, жившего в 12 веке, существовали большие возможности для образования женщин в исламском мире. Он писал, что женщины могли учиться, достигать академических степеней, а также квалифицироваться как учёные и преподаватели. Женщины в исламском мире были вдохновлены примерами жён Пророка Мухаммеда — Хадиджи, которая была успешным предпринимателем и Айши, известной учёной в области хадисов. Приводится история о том, как Мухаммед похвалил женщин Медины за их стремление к религиозным знаниям , которым «скромность не помешала узнать о своей вере». Хотя не было никаких правовых ограничений на женское образование, некоторые мужчины не одобряли эту практику, как например Мухаммад ибн аль-Хадж (ум. 1336 году), который был недоволен поведением некоторых женщин во время своих лекций. В 15 веке аль-Шакхави посвящает весь свой двенадцати томный биографический словарь женщинам-учёным; словарь содержит информацию о 1075 из них.

      2.4. Финансовые вопросы

      Ислам дает женщинам право на личное имущество. По причине отсутствия у женщин финансовых обязательств (по содержанию семьи, например), некоторых финансовых прав у мужчины больше. Однако мусульманские женщины исторически имели права собственности, аналоги которых на Западе были даны сравнительно недавно.

      Ислам разрешает женщинам работать, при соблюдении определенных условий, например женщина не может оставаться наедине с мужчинами. Ее работа не должна мешать более важным вещам, например заботе о детях. Предпочтительно, чтобы в женских учебных заведениях, спортивных центрах работали женщины, нежели мужчины.

      Некоторые исламские школы не дают женщине права занять должность судьи. Другие (ханафитский мазхаб) говорят о запрете только на уголовный суд и разрешают вести гражданские дела. Это связывают с желанием оградить женщину от бремени рассмотрения жестоких, кровавых криминальных дел.

      На современном этапе в некоторых мусульманских странах, например Египте и Марокко остаются дискриминации в области образования и работы. Структура занятости в мусульманском мире различна: 16 % пакистанских женщин экономически активны. В Индонезии этот показатель 52 %.

      Примечательно то, что заработанные женщиной средства являются ее личной собственностью, которой она может распоряжаться по своему усмотрению, в то время как мужчина обязан тратить заработанное на всю семью.

      2.4.1. Женская занятость

      В исламском халифате женщины активно участвовали в экономической деятельности . Женщины работали в широком диапазоне различных профессий, во всех секторах экономики. Уникальной особенностью больниц была огромная роль сотрудниц-женщин. В 12 веке Ибн Рушд утверждал, что женщины равны с мужчинами во всех отношениях и обладают равными возможностями. Тем не менее, в большинстве стран мусульманского мира имеет место так называемая половая сегрегация в общественно-производственной сфере, которая проявляется в разделении профессий на «мужские» и «женские», в более низком уровне занятости и образования женщин по сравнению с мужчинами. Причина этого явления косвенно обусловлена поведенческими моделями, продиктованными некоторыми предписаниями исламской религии. Например, характерная для мусульманских семей многодетность, которая имеет непосредственное отношение к запрету прерывания беременности, является объективным препятствием для продвижения женщин по карьерной лестнице. Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманских женщин ориентиром, в соответствии с которым они планируют и строят свою жизнь, и выбирают профессии с учетом того, что основные силы будут отданы семье, а не работе и карьере.

      2.5. Правовые вопросы

      В вопросах бизнеса, где нужно свидетельство одного мужчины, обычно требуется свидетельство двух женщин. Однако в вопросах семьи, брака, развода и подобных, свидетельства одной женщины было достаточно для доказательства факта. Это несоответствие связывают с вероятной меньшей осведомленностью женщин в финансовых вопросах.

      В Коране сказано: «Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей» (2:282) Ибн Кясир сказал: "Две женщины вместо одного мужчины, потому что женщины имеют недостатки, как передано в Муслимом в сахихе.. от Абу Хурайры, что Момамед сказал: «О женщины, раздавайте милостыню и просите прощения много, потому что я видел, что вы большинство обитателей ада.» Мудрая женщина среди них спросила: «Почему, о Посланник Аллаха, мы составляем большинство обитателей ада?» Он ответил: «Потому что проклинаете много, и вы не благодарны своим супругам. Я не видел кого либо кто имел бы недостаток в уме и религии, и в тоже время отнимающих рассудок у умных, кроме вас» Женщина спросила: «О Посланник Аллаха, а в чем у нас недостаток в уме и в религии?» Он ответил: «Недостаток в уме — это то что свидетельство двух из вас равняется свидетельству одного мужчины и это доказательство недостатка в уме, а свидетельство о недостатке религии — это то что вы проводите некоторые ночи (и дни) не молясь, и в месяц Рамазан (в течении дней) вы не поститесь.» Тафсир ибн Кясир 1:336

      2.5.1. Убийства чести

      По словам профессора права Фельдмана, «Ислам осуждает убийства чести, которые все еще встречаются в некоторых странах Ближнего Востока» . Убийствами чести называют убийства, почти исключительно женщин, которые «позорят» членов своей семьи (рода). Такие убийства, хотя и распространены в некоторых мусульманских странах, встречаются и в других странах. Некоторые мусульманские ученые утверждают, что эти убийства являются лишь частью традиции, которая не имеет с исламом ничего общего.

      2.5.2. Насилие в семье

      Муж имеет право применять физическое насилие в отношении жены, жена такого права не имеет.

      Мужья — попечители жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и, , побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, Аллах — возвышен, велик

      2.6. Брак и семья

      В соответствии с исламом брак не может быть принудительным . Мусульманки могут вступить в брак только с мусульманином. С другой стороны, Коран позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены женщин из числа «людей Писания» (христианок и иудеек). Однако это является предосудительным, хоть и не запретным. Мусульмане объясняют это тем, что мужчина-немусульманин как глава семьи может дать дурной пример детям. Если муж — иноверец, а жена мусульманка, то скорее всего дети перестанут быть мусульманами и будут воспитаны в иноверческой традиции.

      Полигамия разрешена в ограниченных условиях, но на практике не получила широкого распространения. Вдова может выйти замуж, если она пожелает.

      2.6.1. Брачный контракт

      Брачный контракт представляет собой договор, по которому каждый из супругов с момента вступления в брак возлагает на себя определенные обязательства, за которые он несет ответственность.

      Наиболее важными нормами брачного контракта являются:

      1) устойчивость супружества и выполнение каждым из супругов условий контракта. Установление наследства между двумя сторонами. Каждому супругу разрешается наслаждаться друг с другом.

      2) мужчина обязан несмотря на контракт: а) выплатить свадебный подарок (махр). б) возложить на себя содержание жены, во всех его формах, (пища, одежда, жилье и другое).

      3) на жену возлагается: а) утвердить за мужем право на её воспитание. Поскольку муж является главой семьи. б) подчинение мужу во всем. Жена должна быть привязанной к его дому. Поэтому, если нет необходимости, она не должна выходить из дому без разрешения мужа. в) ей нельзя запрещать мужу наслаждаться ею, если нет весомой причины, например, месячные кровотечения.

      2.6.2. Семейная жизнь

      Коран считает любовь между мужчиной и женщиной знамением Бога . Ислам выступает за гармоничные отношение между мужем и женой.

      Ислам и отношение к женщине

      Оба должны стремиться удовлетворить сексуальные потребности друг друга. Ислам призывает мужей проявлять доброту к женам, а жен быть послушными своим мужьям. В Коране поощряется стремление к взаимному соглашению в семейных спорах.

      2.7. Женщины в религиозной жизни

      В исламе не существует разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу. Они получают одинаковую награду или наказание за свои поступки .

      А кто совершает праведные дела, будучи верующим, будь то мужчина или женщина, то он войдет в Рай

      В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть, в других — нет. Имамом может стать только мужчина, однако женщина может быть имамом (предводителем на молитве) перед другими женщинами. Во многих регионах мусульманского мира женщины имеют возможность реализовать себя в религиозной сфере в качестве учителей-наставниц, которые обучают детей и женщин на дому или в специальных школах чтению коранических текстов на арабском языке и элементарным, «бытовым» , молитвам. В Средней Азии их называют отун, биби-отун, отынча и др., и их статус приравнивается к статусу муллы. Для большинства же мусульманок, особенно в тех странах, где они лишены возможности посещать мечеть, местом для моления и общения с Аллахом, совершения религиозных обрядов, реализации своих духовных потребностей служат святые места (в Средней Азии их обычно называют мазарами), куда они совершают коллективные или индивидуальные паломничества в дни религиозных и семейных праздников, и в любые другие дни, когда возникает потребность в общении с Аллахом .

      3. Женщины в политике

      Несмотря на расхожее заблуждение, мусульманки на всём протяжении истории нередко становились во главе исламских государств. Так, Малика Асма и Малика Арва из шиитской династии Сулайхидов непрерывно правили Йеменом с 1087 по 1138 год, а период женского султаната в Османской империи длился без малого 130 лет.

      Уже в новейшее время женщины избирались на президентские и премьерские посты Индонезии (Мегавати Сукарнопутри), Пакистана (Беназир Бхутто), Турции (Тансу Чиллер) и Бангладеш (Халеда Зиа, Шейх Хасина). Тем не менее, некоторые наиболее консервативные богословы продолжают выступать против вмешательства женщин в политику.

      Наиболее известные правительницы-мусульманки в России — казанская княжна Сююмбике и касимовская султана Фатима.

      4. Образ мусульманки в культуре

      Тема женщины в исламском обществе затрагивается в ряде произведений искусства, в том числе фильмах Невеста из Дании (Турция), Школьные подруги (Россия, 2008), Снег (Босния, 2008 — призёр кинофестиваля Золотой минбар), одной из серий фильма «Париж, я люблю тебя» (Франция-Германия, 2006).

      Примечания

      1. Панова В. Ф., Вахтин Б. Б. Пророк Мухаммед. — ISBN 5-222-00145-8
      2. Abdul Ghafar Haji Don Qur’anic General Account on the Arab Jahiliyyah’s Socio-Economic Life — www.scribd.com/doc/7170303/Quranic-General-Account-on-the-Arab. — С. 54-55.
      3. Арабская литература — feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le1/le1-1991.htm — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939
      4. Кровная месть Панова В., Бахтин Ю. Жизнь Мухаммеда — Электронная Библиотека истории ислама — www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/panova/01.php
      5. Maan, Bashir and Alastair McIntosh. "The whole house of Islam, and we Christians with them’
      6. Badr, Gamal M. (Winter 1984), «Islamic Criminal Justice», The American Journal of Comparative Law 32 (1): 167—169
      7. Noah Feldman (March 16, 2008). «Why Shariah?». New York Times.
      8. Schimmel (1992) p.65
      9. Коран, 4:34
      10. Lindsay, James E. (2005), Daily Life in the Medieval Islamic World, Greenwood Publishing Group, p. 197
      11. Maya Shatzmiller (1994), Labour in the Medieval Islamic World, Brill Publishers
      12. Горшунова О.В. Работа и досуг в жизни современной узбекской женщины // Расы и народы. Ред. Г.П. Васильева. Москва: Наука, 2001. Сс. 209-223.
      13. Feldman, Noah (2008-03-16). «Why Shariah?». New York Times
      14. Коран, 4:34
      15. Jamal Badawi, The status of women in Islam
      16. Коран, 30:21
      17. Коран, 4:124
      18. Горшунова О.В. Отынча // Этнографическое обозрение. 2001, № 3. Сс. 134 –140.
      19. Горшунова О.В. Женское паломничество к святым местам (по материалам Ферганской долины) // Итоги полевых исследований. Ред. З.П. Соколова. Москва: ИЭА РАН, 2000. Сс. 23-39.
      20. Fatima Mernessi The Forgotten Queens of Islam = Sultanes oubliées. — University of Minnesota Press, 2006. — С. 115. — ISBN 0-8166-2439-9

      Традиционная одежда арабских женщин IV—VI вв.

      Девушка в платке

      Княжна Сююмбике с сыном

      Кадр из фильма «Снег»