Женщина в мечети правила

23.05.2018 0 Автор admin

Если требуется привести пример неразрывной связи пра­вовой системы с образом жизни отдельного человека, то ис­лам — самый наглядный пример. Действительно, религиозная форма сознания, лежащая в основе ценностей исламской ци­вилизации, теснейшим образом связывает интересы и ценност­ные установки уммы (мусульманской общины в самом широ­ком собирательном смысле) с образом мыслей и поведением правоверного мусульманина. "Ислам, — отмечается в попу­лярной книге для верующих, — — это нерасторжимое един­ство веры, религиозных предписаний, правовых и мораль­ных норм и определенных форм культуры. Это цельная сис­тема ценностей, формирующих идеологию и психологию, образ жизни и мышления как для каждого верующего, так и всей мусульманской общины. Ислам охватывает и регулиру-

Часть III. Право, культура, цивилизация

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

ет все стороны человеческой жизни — от концепции и прак­тики государственной власти до мельчайших подробностей быта…"1

Поведение мусульманина основано на ценностях и уста­новках шариата — внутреннего идеала, к которому надо стремиться. Шариат являет собой синтез религии, нравствен­ности и права, он — "закон жизни". Шариат наряду с ада-том (местными обычаями и правилами поведения мусуль­ман) является универсальным регулятором социальных от­ношений мусульманского мира, личного статуса мусульман. Что же тогда понимать под мусульманским правом?

Следует сразу сделать оговорку, что мусульманское пра­во — не синоним шариата в его расхожем понимании ("за­коны шариата"). Тонкий знаток мусульманского права, на ко­торого мы будем не раз ссылаться, Л. Р. Сюкияйнен уточняет: "Различение этих понятий основано на правовых критериях: шариат включает все обращенные к людям предписания Ко­рана и сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолко­ваны доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в соб­ственном смысле — в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового нача­ла. В отличие от него мусульманское право — — преимуще­ственно правовой феномен, хотя и выступающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание"2.

В шариате различают два основных элемента: рели­гиозно-этический — акида, и собственно правовой — фикх, определяющий параметры мусульманского права. В свою очередь фикх содержит предписания и обязатель­ства по отношению к Аллаху — ибадат, а также нормы поведения по отношению к себе подобным — муамалат. Для лучшего запоминания терминологии изобразим эти понятия в схеме.

1 Алъ-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды (серия "Мир
ислама"). М., 1998. С. 9.

2 Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
С. 17.

шариат

/ \ акида фикх

/ \ ибадат муамалат

Напомним, что в курсах мусульманского права или срав­нительного правоведения1 к источникам ("к^орням") мусульман­ского права по традиции, идущей от Аш-Шафии, относят:

Коран — священная книга мусульман, содержащая око­ло б тыс. стихов (аятов), в 500 аятах изложены правила по­ведения, которым должен следовать мусульманин. В Коране от имени Аллаха сказано, что "мы ниспослали его, как араб­ский судебник" (Коран, 13—37). Хотя в нем нет системати­ческого изложения всех правовых норм та. установлений, он послужил основой разработки шариатской законодательной системы, регулирующей отношения в семье и в обществе, имущественное и уголовное право, фискально-налоговую и финансовую систему2;

Сунну — повествования (хадисы) о жизни Пророка Мо-хаммеда (Магомета) как образца для подражания (сунна в переводе означает образ жизни, правила);

Иджму — — согласие, достигнутое всеми мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного;

Кийяс — толкование по аналогии, сочетающее откро­вение с разумом человека, применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кора ном, Сунной и Ид-жмой.

1 См.: Шарль Р. Мусульманское право. Пер. с франц. М., 19 59; Саидов А. X.
Основы мусульманского права: Курс лекций. Ташкгент, 199 5; Он же. Срав­
нительное правоведение. Гл. 16. "Мусульманская правовая семья". М.,
2000.

2 Лучшим переводом Корана считается перевод выдающегося арабиста
И. Ю. Крачковского: Коран / Пер. И. Ю. Крачковского.

Законы шариата и нормы исламского права – основа жизни правоверных мусульман

М., 1986 (неодно­
кратно переиздавался). Блестящий стихотворный перевод Корана сде­
лала Валерия Порохова: Коран: Перевод смыслов и комментарий. Да­
маск; Москва, 1995; О Коране как источнике пра_ва см.: Климович Л. И.
Книга о Коране, его происхождении и мифологии. Гл. 3. "Мировоззрение
Корана". М, 1988. С. 147—270.

Часть III. Право, культура, цивилизация

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

Л. Р. Сюкияйнен, верный академическим традициям, ос­новным источником мусульманского права считает доктри­ну, имея в виду доктринальную разработку нормативного со­става мусульманского права на основе толкования предписаний-ориентиров Корана и Сунны и придания им юридического характера1. Принцип иджтихада (имеющего много значений — "усердие", "настойчивость", а также "поиск истины", в опреде­ленном смысле и "свобода усмотрения") позволял формулиро­вать на этой основе конкретные судебные решения и новые правила поведения (вот вам пример антропологического под­хода к праву).

Некоторые исследователи и богословы относят к источ­никам мусульманского права также и фетвы, толкования, которых насчитывается более 6 тысяч.

Для полноты картины добавим, что существуют школы (толки) мусульманского права — масхабы2.

Суннитские (считающие исчерпанными Сунной усилия по познанию сути ислама), которые по имени своих создате­лей различаются по школам, именуемым как ханифитская (Абу Ханиф), маликитская (Ибн-Малик), шафиитская (Аш-Шафиа), ханбалитская (Ибн-Ханбала).

Шиитские (на основе иджтихада не признают "закры­тия врат человеческих усилий", выступают за дальнейшее развитие мусульманского права): джафаритская, исмаилит-ская, зейдитская.

С шариатом всегда конкурировал адат — местные обы­чаи, традиции, корнями уходящие в домусульманскую эпо­ху, воспринявшие (нередко в весьма искаженной форме) не­которые установки шариата3. Если шариат является порож-

1 См.: Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права //
Источники права. М., 1986; Он же. Мусульманское право: Вопросы тео­
рии и практики. Гл. 2. М., 1986.

2 См.: Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского
права // Мусульманское право. М., 1984.

:! См.: Авксентьев А. Коран, шариат, адаты. Ставрополь, 1986; Дому-сульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; Бабич И. Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999; Кулажников М. II. Право, традиции и обычаи. Ростов, 1972; Мавлютов Р. Р. Ислам. М., 1969; Маргиев В. И. История государства и права в Осетии. Майкоп, 1997.

дением городской культуры в исламе, то стихия адата — сельская, горная местность. Ярчайший пример адата — кров­ная месть, норма, отсутствующая в шариате1.

Итак, установив самые общие понятийные и терминоло­гические ориентиры в исламе, обратимся к собственно право­вому бытию мусульманина и мусульманки. В самом начале очер­ка мы подчеркнули, что шариат как "закон жизни" мусульман являет собой синтез религии, нравственности и права. Особен­ностью мусульманского права является такой же синтез пра­вовых норм, правосознания и поведения, причем если в иных правовых системах эти элементы обычно разнесены, причем на весьма большую дистанцию друг от друга ("право в книгах", "право юристов", "право в жизни"), то в мусульманском пра­ве практически нет между ними границ: внутреннее убежде­ние верующего в том, что предписания нормы и есть един­ственно возможная форма должного и справедливого, которой следует придерживаться в повседневной жизни, в поступках и в мыслях, сметает эти границы. Эта вера, передаваемая как генетический код из поколения в поколение, придает правосоз­нанию мусульман ту самую незыблемость, которая нередко раздражает европейцев, принимающих ее за "фанатизм": если мне этого не дано, то у другого это плохо… (Уместно спро­сить: а не является ли европоцентризм если не разновиднос­тью фанатизма, то некоего континентального шовинизма?)

Заданность параметров правосознания религиозным со­знанием придает восприятию мусульманского права не только его специфику, но и огромный авторитет, а следовательно, и высокую эффективность. У мусульман нет циничных пого­ворок типа "закон что дышло…". Сколь не велико значение толкования (фетвы) мусульманского права, давать его мо­гут только признанные авторитеты: молла, муфтий, извест­ные богословы и правоведы. Никакое "личное" усмотрение не допускается. Все современные кодексы толкуются так, как будто они непосредственно вытекают из шариата и дог­матов ислама. Мусульманское право развивается, таким об-

1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Шариат, обычай, закон: Координаты правового бытия российского мусульманина // Человек и право. М., 1999. С. 82—91.

Часть III. Право, культура, цивилизация

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

разом, путем наслоения традиционных и новых норм, новые нормы не отменяют старые, более того, они должны быть обоснованы прошлым опытом и черпать в прежних нормах свою силу. Тем самым обеспечивается многовековая преем­ственность этих норм.

Мусульманин по сути своей правовой человек, т. е. чело­век, который живет по праву, причем это правовое бытие основано на внутреннем убеждении. Можно сказать, что со­циально-нормативное регулирование, заложенное в исламе, включает сознательноезнание и исполнение правил пове­дения, обычаев, нравственных норм, правил вежливости каж­дым мусульманином как составной части мусульманского братства — уммы. Мусульманское право как бы оформляет их в более стройную систему и поэтому воспринимается мусульманами как составная часть их бытия1.

В мусульманском праве сложилось понятие личных прав, точнее личного статуса, связанного с мусульманской ве­рой: ты обладаешь набором прав и обязанностей именно в силу того, что ты мусульманин. Это касается как "культо­вых" норм, так и брачно-семейных, имущественных и иных отношений. Нормы мусульманского права не распространя­ются на христиан, иудеев, коптов, последователей других религий; правда, от них требуется уважение традиций ис­лама, если они оказываются в мусульманской среде. В этой связи заявления некоторых мусульман о том, что законы шариата обязательны для всех, включая немусульман, ско­рее результат невежества, ибо просвещенный, "цивилизо­ванный", ислам веротерпим: достаточно сказать, что по еги­петскому законодательству личный статус гражданина зави­сел от конфессии (устанавливалось 14 таких статусов)2.

1 Интересные размышления по этому поводу вызывает нетленная ра­
бота академика В. В. Бартольда: Бартолъд В. В. Мусульманский мир //
Сочинения. Т. VI. М., 1966.

2 До революции (той самой, 1917 г.) эта тема осваивалась весьма актив­
но. См.: Гиртас В. Права христиан на Востоке по мусульманским зако­
нам. СПб., 1895; Нофас Н. Г. Курс мусульманского права (о собственно­
сти). СПб., 1896; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законо­
ведения. СПб., 1850; Мусульманское право: Шариат и суд. Перевод
применяемого в Оттоманской империи гражданского свода (Мэджел-
лэ). Пер. с турецк. Т. 1—3. Ташкент, 1911—1912.

Семейные отношения в мусульманском праве регулиру­ются именно исходя из институтов "личного статуса". Это как раз та самая видимая часть айсберга, которая больше всего знакома немусульманскому миру и достаточно хорошо изучена и описана1. Это не означает, что другие отрасли мусульманского права менее развиты, но эта часть мусуль­манского (как, впрочем, любого другого) права наиболее "ан-тропологична".

В конце XIX в. в Османской империи, большинство населения которой не говорило по-арабски, была предпри­нята попытка кодифицировать нормы мусульманского пра­ва, а заодно перевести эти кодексы на языки исповедую­щих ислам народов. Так появилась составленная в 1869— 1877 гг. Маджалла (1851 статья), в которой значительное место уделялось гражданской правоспособности. Однако впервые понятие "право личного статуса" было введено в египетском гражданском кодексе 1876 г., включавшем 647 статей и называвшемся "Нормы шариата по личному стату­су"; в нем получил закрепление принцип регулирования личного статуса человека в зависимости от исповедуемой им религии. Наконец, вслед за османским семейным кодек­сом 1915 г. в ряде арабских стран в 20-е и последующие годы на основе этого кодекса были приняты семейные за­коны и кодексы.

Большинство из этих законов устанавливали договор­ную форму брака, причем обязательно присутствие двух свидетелей (мусульман, если речь идет о заключении бра­ка между мусульманином и мусульманкой). Устанавливался брачный возраст: для мужчин в основном 18 лет, для жен­щин — — от 15 до 18 лет, хотя возможны отступления по решению суда, в этом случае будущие супруги должны доказать свою брачную правоспособность и даже (если не­обходимо) половую зрелость. При заключении брака каж-

1 См.: Вагабов М. В. Ислам и семья. М., 1980; Каримов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 92—105; Сюкияйнен Л. Р. Му­сульманское право и современное семейное законодательство // Му­сульманское право. С. 159—182.

Часть III. Право, культура, цивилизация

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

дый из будущих супругов вправе внести в него дополни­тельные условия, но эти условия должны быть выполни­мыми и не противоречить шариату (нельзя, например, тре­бовать раздельного проживания супругов или разрыва свя­зей жены с родителями).

В большинстве мусульманских стран закрепляется нор­ма шариата, позволяющая мусульманину иметь до четырех жен, правда, при условии, что "предыдущая" супруга не внесла в договор оговорку, позволяющую ей расторгнуть брак, если ее муж вступает в другой брак. Кроме того, шариат требует от мужа одинаково "справедливого" отношения ко всем своим супругам. Свое право на многоженство мужчина должен каждый раз подтверждать в суде, который при при­нятии решения должен учитывать материальные и иные воз­можности мужа заключать новый брак и обеспечивать "рав­ное" и "справедливое" отношение к своим женам. Предвари­тельное уведомление законной супруги (или супруг) о новом браке обязательно1. Это еще раз подтверждает высказанное нами выше утверждение, что шариат не допускает произво­ла даже в такой интимно-личностной сфере, как семейная жизнь.

Достаточно полное представление о личностном стату­се мусульман и об исламской концепции прав человека дает принятая 19 сентября 1981 г. Всеобщая исламская деклара­ция прав человека, документ малоизвестный как в России, так и в государствах Средней Азии (в чем нам пришлось убе­диться, читая совсем недавно курсы по правам человека в этих бывших советских республиках), поэтому приводим его полностью, завершая им очерк2.

1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. С. 159—182.

2 Русский перевод сделан проф. А. X. Саидовым. Нами внесены незначи­
тельные уточнения перевода по источнику: Declaration Islamique
Universelle des Droits de 1’Homme. 21 Dhul Qaidah 1401 (19 Septembre
1981). Текст содержит также подробную таблицу соответствия положе­
ний каждой статьи Декларации тексту Корана (эту часть текста мы
опускаем).

Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

О мусульмане, мечети являются домами Аллаха на земле, и Аллах сделал их источниками света для мусульман, а так же местом, где собираются множество ангелов и доносят верующим радостную весть о милости и благе Всевышнего, весть, несущую успокоение сердцам мусульман.
Мечеть  مَسْجِد (масджид) образовалось от слово  سجد (суджуд)- земной поклон, значить мечеть — это место совершения земного поклона, место где поклоняются Всевышнему Аллаху, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха.

Как сказал Пророк мир ему: «Кто сделал омовение дома, затем пришел в мечеть, тот считается гостем Аллаха, и Аллах является лучшим принимающим гостей»

 Абу Аль-Дардаа рассказал сыну: «О сын мой, сделай мечеть для себя домом, (и он имел ввиду посещение мечети так часто как возможно), потому что мечеть является домом для истинно уверовавших, тех, которые убоялись Аллаха, и я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Всякого, кто сделал мечеть для себя домом, Аллах одарит своей милостью и  своим прощением, и проведет его через мост Сират в Рай"»

Мечети играют важнейшую роль в становлении общества верующих, и мечети обеспечивают распространение знаний, и именно поэтому, первым делом Пророка Мухаммада мир ему, когда он прибыл в Медину, было строительство мечети.

Ислам призывает мусульман заботиться о мечетях, и обещает большую награду от Аллаха.
Как сказано в Коране: «Должны ходить в мечети только те, которые уверовали в Аллаха Единого, в День Воскресения и воздаяния, благочестиво совершают молитву, дают из своего имущества очистительную милостыню (закат). Они боятся только Аллаха. Может  быть, они будут у Аллаха на прямом пути веры!»
Мать правоверных Аиша (р.а.) сказала: «Кто построил мечеть и не искал славы среди людей, и его намерением было угодить Аллаху, то Аллах построит тому замок в Раю».
Слово «посторил» в данном хадисе имеет несколько значений, как например – тратить деньги на постройку мечети, на ремонт мечети, на поддержание мечети в надлежащем состоянии, содержать в чистоте, и Аллах награждает заботящихся о его домах на земле большими наградами в вечной жизни.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой.

В Священном Коране говорится: «Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха»
Многие из мусульман забыли или, может быть, не знают правило поведения в мечете и сегодня мы хотели бы посвятить статью о правилах посещения мечети.

Первое и, наверное, одно из самых главных правил, при посещение мечети — это чистота (тело, одежды и т.д.)

Когда мы отправляемся в мечеть, мы должны быть уверены, что от нас не исходит неприятный запах.  Кроме того, когда готовимся на Пятничный намаз (Джумга) мы должны брать полное омовение — это сунна. Посланник Аллаха даже запретил приходить в мечеть тем из мусульман, которые недавно ели лук или чеснок в хадисе сказано: «Пусть поевший лук, чеснок или лук-порей (сырыми) ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам он причиняет те же страдания, что и сынам Адама». Однако, некоторые из прихожан, умудряются даже курить возле мечети, а потом заходить.  Пожалуйста, будьте бдительны и избегайте подобных ошибок!

Отправляясь в мечеть, мы должны надеть самую лучшую одежду, что у нас есть. Однако великому сожаленью, мы можем иногда наблюдать, что некоторые из прихожан проявляют небрежность в выборе одежды для такого святого места как мечеть.

Заходя в мечеть, мужчина должен быть в брюках, предпочтительна рубашка с длинными рукавами.
Одежда должна быть чистая, не привлекающая внимания расцветкой или кричащими надписями. Так как придется снимать обувь – позаботьтесь о чистых носках.

Женщина должна максимально прикрыть свое тело и покрыть волосы платком.
По закону ислама у женщины открытыми могут остаться лицо, кисти рук и ступни ног. Цвет одежды не должен быть очень ярким, а силуэт — облегающим. Голову следует прикрыть. Если ваша одежда не соответствует предписаниям ислама, не удивляйтесь, когда вам вежливо предложат надеть халат или хиджаб.

Дети до совершеннолетия (12 лет мальчики 9 лет девочки) могут быть в шортах и майках.

При входе в мечеть обязательно снимайте обувь.

Перед тем как сесть, нужно прочесть два ракаата намаза «Тахиятуль-Масджид» (намаз приветствия мечети), если конечно имам не ведет пятничный проповедь, а затем и поприветствовать всех находящихся в мечете;

Когда мы слышым азан, мы должны сесть лицом к кибле, прекратить разговоры, необходимо  повторять за муаззином слова азана, кроме слов, когда муаззин произносит (Хайя ‘аля-c Сала и Хайя ‘Ала аль Фалах), то вы говорите (ла хауля уала кувата илла Биллах), после азана прочитать дуа азана, читать салават Пророку мир ему и просить Аллаха, чтобы Он наделил нашего Пророка правом заступаться за нас в Судный день. Делать дуа во время между азаном и икамой является благословенным временем, в течении которого будут приниматься дуа. Когда же имам занимает свое место и просит произнести икаму, то услышав ее, верующим полагается встать на молитву.

Если вы пришли в мечеть в Пятницу и началось проповедь (хутба), то вам следует сесть и слушать хутбу.

Некоторые из братьев, зайдя в мечеть во время икамы, спешат прочитать сунну, и только потом присоединяются к коллективной обязательной молитве, и это ошибочно, потому что после того как прозвучала икама, есть только одна молитва – фард. И только после обязательной молитвы вы можете читать все прочие сунна молитвы, которые вы пропустили.

Следует избегать причинения вреда другим мусульманам или причинения им неудобств, ибо это является грехом.Особенно если это касается причинения неудобств в их молитве. В наше время признаком этого стало то, и вы сами неоднократно бывали свидетелями этого,  что нередко во время хутбы или непосредственно молитвы звенят мелодии на мобильных телефонах.

7 правил, которые мусульманин должен соблюдать ежедневно

Конечно же, каждый человек может забыть выключить звук своего мобильника во время Джумы, но если бы они не выбрали в качестве звонка музыку, которой место в баре или на дискотеке, то им не пришлось бы попадать в такую ситуацию. Это так же касается тех из братьев, которые в качестве мелодии выбирают не обычный простой звонок, а устанавливают нашиды или отрывки из Корана. Да убережет нас Аллах от таких ошибок.

Некоторые из братьев могут не заметить, как они чересчур громко читают Коран в мечети, и это тоже не является достойным поведением в мечети, потому что, если кто-то из братьев совершает молитву в это время, то он может сбиться с толку и ему будет сложно сконцентрироваться. Посланник Аллаха   сказал: «Не повышайте голоса чтением Корана среди вас. Всевышний Аллах услышит ваше чтение, даже если вы будете читать тихим голосом».

Не желательно в мечете разговаривать громко. Громкий разговор может помешать молящимся, и в таком случае громко говорящим стоит мягко указать им об их ошибке. И вообще в мечете не должны вестись разговоры на мирские темы.

Так же, из этики нахождения в мечети, это заходить в мечеть спокойно, с почтением, даже если молитва уже началась, дабы не отвлекать  молящихся своим шумом и спешкой. Пророк мир ему сказал: «Если вы услышали икаму, то подойдите не создавая шума, присоединитесь к жамаа, и прочитайте то к чему присоединились, и дочитайте то, что пропустили из своей молитвы».

Если вы взяли в мечети Коран или другую книгу с целью прочитать, то не забудьте положить их обратно на то же место, откуда вы его брали.

Мы надеемся, что все мы станем образцовыми в поведении в мечети, и да простит нам Аллах наши прошлые грехи, и сделает наш слух внемлющим истине, а сердца наши принимающим ее. Аминь.

Печать

Если требуется привести пример неразрывной связи пра­вовой системы с образом жизни отдельного человека, то ис­лам — самый наглядный пример. Действительно, религиозная форма сознания, лежащая в основе ценностей исламской ци­вилизации, теснейшим образом связывает интересы и ценност­ные установки уммы (мусульманской общины в самом широ­ком собирательном смысле) с образом мыслей и поведением правоверного мусульманина. "Ислам, — отмечается в попу­лярной книге для верующих, — — это нерасторжимое един­ство веры, религиозных предписаний, правовых и мораль­ных норм и определенных форм культуры. Это цельная сис­тема ценностей, формирующих идеологию и психологию, образ жизни и мышления как для каждого верующего, так и всей мусульманской общины. Ислам охватывает и регулиру-

Часть III. Право, культура, цивилизация

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

ет все стороны человеческой жизни — от концепции и прак­тики государственной власти до мельчайших подробностей быта…"1

Поведение мусульманина основано на ценностях и уста­новках шариата — внутреннего идеала, к которому надо стремиться. Шариат являет собой синтез религии, нравствен­ности и права, он — "закон жизни". Шариат наряду с ада-том (местными обычаями и правилами поведения мусуль­ман) является универсальным регулятором социальных от­ношений мусульманского мира, личного статуса мусульман. Что же тогда понимать под мусульманским правом?

Следует сразу сделать оговорку, что мусульманское пра­во — не синоним шариата в его расхожем понимании ("за­коны шариата"). Тонкий знаток мусульманского права, на ко­торого мы будем не раз ссылаться, Л. Р. Сюкияйнен уточняет: "Различение этих понятий основано на правовых критериях: шариат включает все обращенные к людям предписания Ко­рана и сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолко­ваны доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в соб­ственном смысле — в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового нача­ла.

Моральный кодекс мусульманина

В отличие от него мусульманское право — — преимуще­ственно правовой феномен, хотя и выступающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание"2.

В шариате различают два основных элемента: рели­гиозно-этический — акида, и собственно правовой — фикх, определяющий параметры мусульманского права. В свою очередь фикх содержит предписания и обязатель­ства по отношению к Аллаху — ибадат, а также нормы поведения по отношению к себе подобным — муамалат. Для лучшего запоминания терминологии изобразим эти понятия в схеме.

1 Алъ-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды (серия "Мир
ислама"). М., 1998. С. 9.

2 Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
С. 17.

шариат

/ \ акида фикх

/ \ ибадат муамалат

Напомним, что в курсах мусульманского права или срав­нительного правоведения1 к источникам ("к^орням") мусульман­ского права по традиции, идущей от Аш-Шафии, относят:

Коран — священная книга мусульман, содержащая око­ло б тыс. стихов (аятов), в 500 аятах изложены правила по­ведения, которым должен следовать мусульманин. В Коране от имени Аллаха сказано, что "мы ниспослали его, как араб­ский судебник" (Коран, 13—37). Хотя в нем нет системати­ческого изложения всех правовых норм та. установлений, он послужил основой разработки шариатской законодательной системы, регулирующей отношения в семье и в обществе, имущественное и уголовное право, фискально-налоговую и финансовую систему2;

Сунну — повествования (хадисы) о жизни Пророка Мо-хаммеда (Магомета) как образца для подражания (сунна в переводе означает образ жизни, правила);

Иджму — — согласие, достигнутое всеми мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного;

Кийяс — толкование по аналогии, сочетающее откро­вение с разумом человека, применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кора ном, Сунной и Ид-жмой.

1 См.: Шарль Р. Мусульманское право. Пер. с франц. М., 19 59; Саидов А. X.
Основы мусульманского права: Курс лекций. Ташкгент, 199 5; Он же. Срав­
нительное правоведение. Гл. 16. "Мусульманская правовая семья". М.,
2000.

2 Лучшим переводом Корана считается перевод выдающегося арабиста
И. Ю. Крачковского: Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1986 (неодно­
кратно переиздавался). Блестящий стихотворный перевод Корана сде­
лала Валерия Порохова: Коран: Перевод смыслов и комментарий. Да­
маск; Москва, 1995; О Коране как источнике пра_ва см.: Климович Л. И.
Книга о Коране, его происхождении и мифологии. Гл. 3. "Мировоззрение
Корана". М, 1988. С. 147—270.

Часть III. Право, культура, цивилизация

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

Л. Р. Сюкияйнен, верный академическим традициям, ос­новным источником мусульманского права считает доктри­ну, имея в виду доктринальную разработку нормативного со­става мусульманского права на основе толкования предписаний-ориентиров Корана и Сунны и придания им юридического характера1. Принцип иджтихада (имеющего много значений — "усердие", "настойчивость", а также "поиск истины", в опреде­ленном смысле и "свобода усмотрения") позволял формулиро­вать на этой основе конкретные судебные решения и новые правила поведения (вот вам пример антропологического под­хода к праву).

Некоторые исследователи и богословы относят к источ­никам мусульманского права также и фетвы, толкования, которых насчитывается более 6 тысяч.

Для полноты картины добавим, что существуют школы (толки) мусульманского права — масхабы2.

Суннитские (считающие исчерпанными Сунной усилия по познанию сути ислама), которые по имени своих создате­лей различаются по школам, именуемым как ханифитская (Абу Ханиф), маликитская (Ибн-Малик), шафиитская (Аш-Шафиа), ханбалитская (Ибн-Ханбала).

Шиитские (на основе иджтихада не признают "закры­тия врат человеческих усилий", выступают за дальнейшее развитие мусульманского права): джафаритская, исмаилит-ская, зейдитская.

С шариатом всегда конкурировал адат — местные обы­чаи, традиции, корнями уходящие в домусульманскую эпо­ху, воспринявшие (нередко в весьма искаженной форме) не­которые установки шариата3. Если шариат является порож-

1 См.: Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права //
Источники права. М., 1986; Он же. Мусульманское право: Вопросы тео­
рии и практики. Гл. 2. М., 1986.

2 См.: Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского
права // Мусульманское право. М., 1984.

:! См.: Авксентьев А. Коран, шариат, адаты. Ставрополь, 1986; Дому-сульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; Бабич И. Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999; Кулажников М. II. Право, традиции и обычаи. Ростов, 1972; Мавлютов Р. Р. Ислам. М., 1969; Маргиев В. И. История государства и права в Осетии. Майкоп, 1997.

дением городской культуры в исламе, то стихия адата — сельская, горная местность. Ярчайший пример адата — кров­ная месть, норма, отсутствующая в шариате1.

Итак, установив самые общие понятийные и терминоло­гические ориентиры в исламе, обратимся к собственно право­вому бытию мусульманина и мусульманки. В самом начале очер­ка мы подчеркнули, что шариат как "закон жизни" мусульман являет собой синтез религии, нравственности и права. Особен­ностью мусульманского права является такой же синтез пра­вовых норм, правосознания и поведения, причем если в иных правовых системах эти элементы обычно разнесены, причем на весьма большую дистанцию друг от друга ("право в книгах", "право юристов", "право в жизни"), то в мусульманском пра­ве практически нет между ними границ: внутреннее убежде­ние верующего в том, что предписания нормы и есть един­ственно возможная форма должного и справедливого, которой следует придерживаться в повседневной жизни, в поступках и в мыслях, сметает эти границы. Эта вера, передаваемая как генетический код из поколения в поколение, придает правосоз­нанию мусульман ту самую незыблемость, которая нередко раздражает европейцев, принимающих ее за "фанатизм": если мне этого не дано, то у другого это плохо… (Уместно спро­сить: а не является ли европоцентризм если не разновиднос­тью фанатизма, то некоего континентального шовинизма?)

Заданность параметров правосознания религиозным со­знанием придает восприятию мусульманского права не только его специфику, но и огромный авторитет, а следовательно, и высокую эффективность. У мусульман нет циничных пого­ворок типа "закон что дышло…". Сколь не велико значение толкования (фетвы) мусульманского права, давать его мо­гут только признанные авторитеты: молла, муфтий, извест­ные богословы и правоведы. Никакое "личное" усмотрение не допускается. Все современные кодексы толкуются так, как будто они непосредственно вытекают из шариата и дог­матов ислама. Мусульманское право развивается, таким об-

1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Шариат, обычай, закон: Координаты правового бытия российского мусульманина // Человек и право. М., 1999. С. 82—91.

Часть III. Право, культура, цивилизация

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

разом, путем наслоения традиционных и новых норм, новые нормы не отменяют старые, более того, они должны быть обоснованы прошлым опытом и черпать в прежних нормах свою силу. Тем самым обеспечивается многовековая преем­ственность этих норм.

Мусульманин по сути своей правовой человек, т. е. чело­век, который живет по праву, причем это правовое бытие основано на внутреннем убеждении. Можно сказать, что со­циально-нормативное регулирование, заложенное в исламе, включает сознательноезнание и исполнение правил пове­дения, обычаев, нравственных норм, правил вежливости каж­дым мусульманином как составной части мусульманского братства — уммы. Мусульманское право как бы оформляет их в более стройную систему и поэтому воспринимается мусульманами как составная часть их бытия1.

В мусульманском праве сложилось понятие личных прав, точнее личного статуса, связанного с мусульманской ве­рой: ты обладаешь набором прав и обязанностей именно в силу того, что ты мусульманин. Это касается как "культо­вых" норм, так и брачно-семейных, имущественных и иных отношений. Нормы мусульманского права не распространя­ются на христиан, иудеев, коптов, последователей других религий; правда, от них требуется уважение традиций ис­лама, если они оказываются в мусульманской среде. В этой связи заявления некоторых мусульман о том, что законы шариата обязательны для всех, включая немусульман, ско­рее результат невежества, ибо просвещенный, "цивилизо­ванный", ислам веротерпим: достаточно сказать, что по еги­петскому законодательству личный статус гражданина зави­сел от конфессии (устанавливалось 14 таких статусов)2.

1 Интересные размышления по этому поводу вызывает нетленная ра­
бота академика В. В. Бартольда: Бартолъд В. В. Мусульманский мир //
Сочинения. Т. VI. М., 1966.

2 До революции (той самой, 1917 г.) эта тема осваивалась весьма актив­
но. См.: Гиртас В. Права христиан на Востоке по мусульманским зако­
нам. СПб., 1895; Нофас Н. Г. Курс мусульманского права (о собственно­
сти). СПб., 1896; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законо­
ведения. СПб., 1850; Мусульманское право: Шариат и суд. Перевод
применяемого в Оттоманской империи гражданского свода (Мэджел-
лэ). Пер. с турецк. Т. 1—3. Ташкент, 1911—1912.

Семейные отношения в мусульманском праве регулиру­ются именно исходя из институтов "личного статуса". Это как раз та самая видимая часть айсберга, которая больше всего знакома немусульманскому миру и достаточно хорошо изучена и описана1. Это не означает, что другие отрасли мусульманского права менее развиты, но эта часть мусуль­манского (как, впрочем, любого другого) права наиболее "ан-тропологична".

В конце XIX в. в Османской империи, большинство населения которой не говорило по-арабски, была предпри­нята попытка кодифицировать нормы мусульманского пра­ва, а заодно перевести эти кодексы на языки исповедую­щих ислам народов. Так появилась составленная в 1869— 1877 гг. Маджалла (1851 статья), в которой значительное место уделялось гражданской правоспособности. Однако впервые понятие "право личного статуса" было введено в египетском гражданском кодексе 1876 г., включавшем 647 статей и называвшемся "Нормы шариата по личному стату­су"; в нем получил закрепление принцип регулирования личного статуса человека в зависимости от исповедуемой им религии. Наконец, вслед за османским семейным кодек­сом 1915 г. в ряде арабских стран в 20-е и последующие годы на основе этого кодекса были приняты семейные за­коны и кодексы.

Большинство из этих законов устанавливали договор­ную форму брака, причем обязательно присутствие двух свидетелей (мусульман, если речь идет о заключении бра­ка между мусульманином и мусульманкой). Устанавливался брачный возраст: для мужчин в основном 18 лет, для жен­щин — — от 15 до 18 лет, хотя возможны отступления по решению суда, в этом случае будущие супруги должны доказать свою брачную правоспособность и даже (если не­обходимо) половую зрелость. При заключении брака каж-

1 См.: Вагабов М. В. Ислам и семья. М., 1980; Каримов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 92—105; Сюкияйнен Л. Р. Му­сульманское право и современное семейное законодательство // Му­сульманское право. С. 159—182.

Часть III. Право, культура, цивилизация

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

дый из будущих супругов вправе внести в него дополни­тельные условия, но эти условия должны быть выполни­мыми и не противоречить шариату (нельзя, например, тре­бовать раздельного проживания супругов или разрыва свя­зей жены с родителями).

В большинстве мусульманских стран закрепляется нор­ма шариата, позволяющая мусульманину иметь до четырех жен, правда, при условии, что "предыдущая" супруга не внесла в договор оговорку, позволяющую ей расторгнуть брак, если ее муж вступает в другой брак. Кроме того, шариат требует от мужа одинаково "справедливого" отношения ко всем своим супругам. Свое право на многоженство мужчина должен каждый раз подтверждать в суде, который при при­нятии решения должен учитывать материальные и иные воз­можности мужа заключать новый брак и обеспечивать "рав­ное" и "справедливое" отношение к своим женам. Предвари­тельное уведомление законной супруги (или супруг) о новом браке обязательно1. Это еще раз подтверждает высказанное нами выше утверждение, что шариат не допускает произво­ла даже в такой интимно-личностной сфере, как семейная жизнь.

Достаточно полное представление о личностном стату­се мусульман и об исламской концепции прав человека дает принятая 19 сентября 1981 г. Всеобщая исламская деклара­ция прав человека, документ малоизвестный как в России, так и в государствах Средней Азии (в чем нам пришлось убе­диться, читая совсем недавно курсы по правам человека в этих бывших советских республиках), поэтому приводим его полностью, завершая им очерк2.

1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. С. 159—182.

2 Русский перевод сделан проф. А. X. Саидовым. Нами внесены незначи­
тельные уточнения перевода по источнику: Declaration Islamique
Universelle des Droits de 1’Homme. 21 Dhul Qaidah 1401 (19 Septembre
1981). Текст содержит также подробную таблицу соответствия положе­
ний каждой статьи Декларации тексту Корана (эту часть текста мы
опускаем).

Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы

В данной статье хотелось бы рассказать, как нужно одеваться когда идешь в мечеть. Очень часто приходится видеть, как мусульмане — мусульманки (этнические) когда посещают мечеть не соблюдают этикет одежды.

Но для начала давайте поговорим о самом мечете. Многие на сегодняшний день ходят в мечеть только для того что бы сделать хайр-садака (добровольная милостыня) просят имама почитать за здоровье, благополучие ну и конечно помянуть усопших.

Мечеть مَسْجِد (масджид) образовалось от слово سجد (саджада) — земной поклон, значить мечеть — это место совершения земного поклона, место где поклоняются Всевышнему Аллаху ﷻ, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха. И поэтому отправляясь в мечеть мы должны понимать, что мы идем в гости к Всевышнему Аллаху ﷻ, просить дуа (молитву,) а дуа как сказал пророк Мухаммад ﷺ это поклонение. И поэтому дорогие братья и сестры отправляясь в мечеть мы должны одевать свои наилучшие одежды и конечно же одежда, которую мы носим должна соответствовать шариату т.е. одеваться так как велел Аллах ﷻ и Его посланник ﷺ. Как же так мы приходим в гости к Аллаху ﷻ и одеваемся так как Он не хочет.

Аллах ﷻ говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا 

 «О пророк! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин (отличать от рабынь и блудниц) и чтобы они не подверглись оскорблениям. Поистине, Аллах прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!» (Сура 33аль-Азхаб, 59 аят)

В этом аяте есть слово джильбаб. Джильбаб — это цельная женская одежда (мусульманок), укрывающая все тело, оставляя непокрытыми лишь кисти рук, ступни и глаза.
В шариате есть такое понятие как гаурат. Гаурат — эта те части тела, которую необходимо закрывать от посторонних взглядов. Гаурат у мужчин — от пупка и ниже колена т.е. участок тела начиная от пупка и ниже колен мужчина обязан закрывать. Гаурат женщин – все тело кроме лица, кисти рук и ноги до щиколоток т.е. женщина мусульманка должна закрывать все тело кроме лица, кисти рук и ноги до щиколоток.
Однако многие сегодня идя в мечеть мужчины приходят в коротких шортах, женщины в мини-юбках в брюках и футболках, но зато в платках. Закрывая голову платком женщины не должны забывать и об остальных частях тела. Ведь в аяте говорится: «Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин (отличать от рабынь и блудниц) и чтобы они не подверглись оскорблениям». Мусульманская женская одежда, так же не должна быть обтягивающей тело т.е. одежда не должна подчеркивать фигуру женщины – одежда должна быть свободной.
Мужчины тоже должны одеваться должным образом.

10 правил поведения мусульманина в соцсетях

Даже если гаурат у мужчин от пупка и ниже колен — это не значит, что мужчины могут ходить в шортах и майках. Одежда мужчин так же не должна быть обтягивающей.
Просто представьте себе Вы идете в гости, скажем какому-нибудь правителю, какую одежду Вы будете выбирать: классический костюм или потертые джинсы, или шорты? Ответ будет конечно же классический костюм. Вы постараетесь понравится правителю, но как же так, Аллах является Господом Миров, Правитель всех правителей, но идя в мечеть мы позволяем себе одеться так как одеваемся у себя дома.

И конечно же мы мусульмане должны одеваться по шариату не только отправляясь в дом Аллаха мечеть мы должны одеваться так как велит нам Аллах везде и всегда, так как для уммы (общины) пророка Мухаммада ﷺ вся земля является мечетью, мы можем в любом месте в любое время обращаться к Аллаху с дуа читать намаз, кроме грязных мест (туалет, баня, свалка)и кладбища.
Дорогие мои братья и сестры по вере давайте обратим на нашу одежду на наше поведение на образ жизни, возможно раньше мы не понимали этих моментов, не до конца осознавали важность закрытия гаурата и совершали ошибки (грехи) но ведь в аяте сказано: «Поистине, Аллах прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!». Мир Вам и милость Аллаха и Его благословение!!!

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا 

Печать