Знания в исламе

26.09.2018 0 Автор admin

Знание прежде Слов и Дел

بسم الله الرحمن الرحيم

Биография Шейха Мукбиля ибн Хади аль-Уади’и( рохимахуЛлах)

Начало призыва шейха Мукбиля и его укрепление.
Ни для кого не секрет, что каждая страна мусульманского мира обладает своей историей Ислама, своими периодами развития и упадка, а затем застоя и снова развития, а также своими выдающимися учеными и обновителями этой религии.
Подобно тому, как территория нынешней Саудовской Аравии, до прихода благословенного призыва неждийского шейха Мухаммада ибн ‘Абдульуаххаба ат-Тамими, находилась во тьме заблуждений мистического суфизма, развития различных проявлений многобожия, в постоянных внутренних войнах и столкновениях, таким же образом и земля Йемена — на протяжении многих столетий была погружена во тьму шиитско-зейдитской идеологии, переплетенной с глубокими корнями суфизма могилопоклоннического направления, к чему в нашем веке прибавилось еще и мощное развитие атеистического коммунизма, постоянные межродовые войны, распространение безбожного рафидизма, слабость судейского аппарата, слепо следующего в своих постановлениях ханафитскому мазхабу. Те, кто большую часть своей жизни прожил в эти тяжелые времена, свидетельствует, что представить себе оживление и укрепление Сунны, очищение религии от нововведений, в подобной обстановке, было практически невозможным.
Однако, несмотря на все эти, казалось бы, непреодолимые препятствия, Всевышним Аллахом было предписано этой земле великое благо – крепкое распространение Сунны во всех ее проявлениях, произошедшее в считанные годы, не сопровождаемое сокрушительными войнами и прочими тяжелыми последствиями.
Осуществление всего этого, Всевышний пожелал руками шейха Мукбиля ибн Хади аль-Уади’и.

Дата рождения шейха доподлинно неизвестна, но, исходя из того, что он говорил о своей жизни на уроках, можно сказать, что родился он примерно в 1354 году. Рос он сиротой, так как потерял отца еще в раннем детстве так, что никогда его не знал, и воспитывался он под опекой своей матери. Все его родственники были шиитами-зейдитами, а относительно идеологии об Именах и Атрибутах Аллаха – му’тазилитами. Что касается мазхаба, то все, кто его окружал, придерживались ханафитского мазхаба. Мукбиль ибн Хади закончил среднюю школу, после чего отправился в Саудовскую Аравию, где подрабатывал охранником в одном из зданий Мекки. После этого вернулся в Йемен и начал учиться в соборной мечети "аль-Хади" . Потом шейх отправился в Наджран , где изучал арабский язык у Абуль-Хусейна Мадждуддина аль-Муайяди . Затем шейх перебрался в Неджд, где учился у шейхов Мухаммада ибн Синана аль-Хаддаи, Яхьи ибн ‘Усмана аль-Бакистани (изучал у него тафсир Ибн Касира, Сахих аль-Бухари и Муслима), Яхьи аль-Ашуаля (изучил с ним книгу имама ас-Сан’ани "Субуль ус-Салям" шарх на "Булуг уль-Марам") и шейха ‘Абдурраззака аш-Шахизи. После этого шейх отправился на священную землю Мекки, где учился у шейха ‘Абдуллаха ибн Хумейда, а также шейха ‘Абдульазиза ас-Сабиля, Мухаммада ас-Сабиля, Мухаммада ибн ‘Абдиллях ас-Сумали и ‘Абдульазиза ибн Рашида ан-Нежди. После этого шейх поступил в "Исламский Университет Медины" на факультет "Призыва и Основ религии", а также был зачислен на факультет "Шариатский", учась на котором он достиг степени магистра в науке хадисоведения. Вначале своего нахождения в Медине шейх Мукбиль учился у шейха Мухаммада аль-Хакима аль-Мисри и Махмуда ибн ‘Абдульуаххаба Фаида аль-Мисри. После этого шейх учился у шейх Ибн База (изучал у него Сахих Муслима), шейха аль-Альбани (шейх посещал частные уроки шейха аль-Альбани), шейха Хаммада аль-Ансари, а также шейха Мухаммада аль-Амина аль-Мисри. Из тех, от кого шейх также взял пользу, можно назвать шейха ‘Абдульмухсина аль-‘Аббада.
Во время своего нахождения в Мекке шейх сам преподавал студентам книги по арабской грамматике – "Тухфат ус-Сания" и "Катр ун-Нада".

К Исламу: Знания прежде слов и дел

А, находясь в Медине, преподавал "Катр ун-Нада", а также "Ба’ис уль-Хасис" (терминология хадисоведения) и "Сунан ат-Тирмизи".
После этого шейх Мукбиль вернулся в свою деревню, находящуюся в восточной части района Са’да (северо-запад Йемена), в долине Уади’а, название которой – Даммадж. После своего возвращения шейх начал свой большой призыв в маленькой мечети.
При этом шейх оставил в Медине все свои книги, которых было не мало. Завести эти книги в Даммадж не представлялось возможным, так как местные шииты называли эти книги не иначе как "ваххабитскими". Но через определенное время шейх все же рискнул завести свои книги в Даммадж, после чего чуть не лишился их и был вынужден отправить их в столицу Йемена Сану подальше от своих сородичей.
Жители его деревни, а также всей Са’ды и всего северного региона Йемена в общем, придерживались тогда шиитско-зейдитской идеологии. В каждой деревне был один или несколько "сейидов" – человек, к которому возвращались при решении религиозных вопросов, нередко они были также и "шейхами" (политический лидер) своих родов (т.е. выполняли функцию и религиозных и политических лидеров одновременно). Их лидерство было настолько беспрекословным, что если этот "сейид" давал какую-либо религиозную фетву, то эта фетва сразу же выполнялась, а требование довода у этого "сейида" из Корана и Сунны считалось страшным богохульством. При встрече этого "сейида" обязательным считалось пожать его руку и поцеловать его колено. Любые изменения, которые происходили в жизни жителей поселения (как свадьба, рождение ребенка, похороны и т.п.) обязательно сопровождались принесением солидных подарков этим "сейидам". Учитывая то, что большинство жителей деревни жило за чертой крайней бедности, эти "подарки" вынуждали многих влезать в долги. Если же в жизни кого-либо случалось что-либо дурное, то он также шел к этому "сейиду" и тот продавал этому жителю различные "священные" талисманы, узелки, свертки и т.п., которые необходимо было закопать в фундамент дома, съесть или хранить в укромном местечке, после чего приходило решение этой проблемы. Иначе говоря, уважаемые "сейиды" повсеместно занимались колдовством.
Что касается фикха этих "сейидов", то он строился на псевдоханафитском мазхабе, любое противоречие которому считалось богохульством и унижением авторитета "сейидов". При этом, сами "сейиды", пользуясь неграмотностью людей, вносили в религию все, что им хотелось, приписывая все это к ханафитскому мазхабу. Например, протирание шеи во время малого омовения, считалось условием действительности омовения. Намаз совершался с опущенными по швам руками. Любое лишнее движение в намазе делало намаз недействительным. Намаз, совершаемый в обуви, считался издевательством над религией. Мечеть без михраба и минарета не считалась мечетью. Ношение бороды считалось признаком религиозной неграмотности. Оставление намаза, уразы и других религиозных обрядов не считалось чем-то страшным, если жители деревни продолжали приносить "сейиду" подарки и милостыню. То же самое касалось совершения грехов, подобно воровству, употреблению алкоголя, курению сигарет…
Религией среди людей считалось принесение жертв могилам умерших "сейидов", поиск благословения у этих могил, источников воды и т.п. Люди не видели ничего страшного в принесении жертвы животного перед "шейхом" рода при его приезде, при заключении мира и т.д.
Вот в такой вот обстановке шейх начал свой призыв.
Он начал с разъяснения людям основ единобожия, опасности многобожия и его видов. Разъяснял необходимость строгого следования Корану и Сунне, говорил о запрете слепого следования какому-либо из мазхабов или кому-либо из религиозных деятелей.
Здесь же необходимо отметить, что именно в Даммадже находился тогда центр призыва шиитско-зейдитской идеологии. Именно здесь всему перечисленному выше обучались люди, и именно отсюда по всему Йемену расходились "призывающие к Исламу".
Естественно, в первые годы призыва люди не воспринимали призыв шейха, более того, открыто враждовали с ним и говорили: "Этот человек вернулся к нам с новой религией". Дело доходило до смешного, так, что везде распространялись ложные слухи о том, что шейх запрещает употреблять пищу ложкой, запрещает морковь, лук, огурцы и бананы, а также выносит фетву о том, что женщинам запрещается доить коров.
Поняв то, что призыв этого человека может свести на нет авторитет и влияние "сейидов", эти самые "сейиды" донесли свои жалобы на шейха до президента Йемена ‘Али ‘Абдулла Салиха, говоря: "Этот человек принес нам неизвестную доселе религию". После этого до шейха дошли слова президента, который выражал свое недовольство его призывом. Тогда шейх попросил одного из должностных лиц передать президенту следующее: "Скажи ему, если он считает меня неправедным человеком и недоволен моим присутствием, то пусть прикажет мне выехать, и я уеду". После этого шейх получил слова президента: "Скажи ему, пусть говорит что хочет, и призывает, к чему желает".
Несмотря на всеобщую вражду, около десяти человек из жителей Даммаджа все же приняли шейха и ответили его призыву, некоторые же защищали его от властей, при этом оставаясь на своих прежних убеждениях.
Во время своего призыва шейх перенес гонения, натравливания "сейидов", тюремное заключение, физические и духовные расправы, несколько покушений на жизнь , после чего Всевышний пожелал укрепления его призыва и его распространения по всей территории Йемена.
После того, как многие из жителей Даммаджа поняли и приняли призыв шейха, а также поняли, что местные "сейиды" обычные шарлатаны и колдуны, шейх начал часто выезжать в другие города и деревни Йемена, призывая людей прямо в мечетях. При этом его открыто обзывали, скидывали с минбаров, били и выгоняли из мечетей.
Со временем весть о его знаниях и уроках распространилась за пределами Йемена, что привело к тому, что к нему начали приезжать студенты из других стран, в основном из Алжира и Ливии. Это также не понравилось государству, после чего некоторые из высоких должностных лиц потребовали от шейха, чтобы он вернул всех иностранцев обратно, на что шейх ответил: "Что касается этого, то я не могу их прогнать, так как Всевышний сказал своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): "Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из беззаконников". (6:52). Мои студенты мне как дети, неужели вы хотите, чтобы я отдал вам своих детей добровольно, но вы являетесь государством, и если хотите, то изгоните их силой, и даже если вы придете в нашу деревню с огнем и развалите мой дом, то не встретите сопротивления и не услышите в ответ ни единого выстрела". После этого шейх попросил иностранцев не выезжать из Даммаджа.
Надо отметить, что шейх обеспечивал студентов на свои деньги, никогда не искал спонсоров, и не обращался за помощью ни к кому, кроме Аллаха. Положение тех, кто учился у шейха было тяжелым, так как тогда в Даммадже не было ничего, и даже чтобы приобрести иголку, приходилось ехать в Са’ду, чего иностранцы делать не могли. Во всем Даммадже тогда был только один магазин, в котором не было ничего, кроме фасоли. Шейх не разрешал студентам открывать магазины или столовые, и не терпел, чтобы студенты отвлекались от требования знания. При этом, шейх не был богат, и был способен только на то, чтобы выдавать каждому студенту одну круглую лепешку хлеба в день, так, что даже в один из дней был вынужден объявить студентам, что больше не может дать им даже хлеба, после чего позволил уехать тем, кто хочет уехать. Сам же шейх являл собой удивительный пример аскетизма так, что даже не умел считать денег, если в его руки попадали купюры разного достоинства. О его аскетизме также говорит то, что шейх жил в глиняном доме (а деньги, которые люди передали ему на строительство дома, он отдал на строительство мечети), часто ходил босиком, а дом свой он отдал под первый ряд строящейся мечети . При этом шейх очень любил своих студентов, и часто плакал прямо на уроке, если видел, что положение кого-либо из них дошло до крайнего. Известно, что шейх часто залезал в долги, чтобы облегчить кому-либо из своих студентов его положение. Шейх практически никогда не ел один, но обязательно звал с собой двух-трех своих студентов и охранников. Положение усугублялось тем, что никто из студентов не мог где-либо подзаработать, так как их "способности" не были востребованы в деревне, а также тем, что в Даммадже тогда не было пунктов перевода денег, поэтому при всем желании никто из студентов не мог получить денег от родственников или друзей.
Также, нужно сказать о том, что шейх был очень простым человеком. Именно поэтому, деревенские детишки часто брали его за руки и уводили далеко за пределы деревни, зная, что шейх наилучшим образом решит все их "чрезвычайно сложные проблемы".
А однажды, шейх решил посоревноваться с одним из студентов в беге, после чего забег этот проиграл. Но уже на уроке между вечерним и ночным намазами задал этому студенту один из вопросов, и после того, как студент не смог на него ответить, шейх сильно обрадовался и сказал: "Это тебе за тот раз", после чего все засмеялись. Кстати, шейх был неимоверным шутником, часто шутил на уроках, а если кто-либо начинал выражать недовольство всеобщим смехом студентов, говорил: "Оставь их, пусть посмеются вдоволь".
Однако, несмотря на все сложности, дело двигалось вперед, и после укрепления призыва шейха, в Йемене получили распространение новые, неизвестные доселе явления.

Период борьбы шейха Мукбиля с партией "Ихуан уль-Муслимун".
Чтобы понять, о чем я говорю, нужно вспомнить то, что в эти времена на территории Египта, Сирии, Ливии и других арабских стран уже полным ходом шло распространение идей заблудшей партии "Ихуан уль-Муслимун".
В Йемене эта партия была распространена несильно, так как правилом этой партии является приходить на готовое и разрушать построенное. Поэтому после укрепления призыва шейха ячейки "Ихуан уль-Муслимун" стали появляться словно грибы после дождя, пытаясь разрушить то, что было построено к этому времени.
Методы работы этой партии ограничивались следующим:
1. Бурное распространение лживой информации о шейхе, его мечети и призыве в ней.
2. Приписывание шейху того, чего он не говорил и не имел в убеждениях, все это с целью внушить людям отвращение и презрение к нему и его последователям.
3. Постоянные запугивания и физическое давление, сопровождаемое натравливанием властей.
Шейх не переставал говорить о них, в общем, и по именам, в результате чего, каждый – и малый и большой, понял суть их заблудшего призыва.
Вот некоторые выдержки из книг шейха, в которых он говорил об этой партии:
1. "Они – "Братья-банкроты" ("Ихуан уль-Муфлисун") – банкроты в знаниях и банкроты в призыве". ("аль-Буркан" с. 46).
2. "Что касается их пути (манхадж), то это путь нововведенцев с первого дня их основания. Их основатель Хасан аль-Банна совершал обходы вокруг могил, призывал к сближению суннитов и шиитов, проводил маулиды. Их путь – нововведенческий, заблудший с самого первого дня". ("Тухфат уль-Мужиб" с.96).
3. "Призыв "Ихуан уль-Муфлисун" – беда на голову призыва Ислама. Их партия становится орудием в руках каждого, кто обольстит их должностными креслами". ("Гарат уль-Ашрита" 1/259).
4. "Призыв "Ихуан уль-Муслимун" — призыв материальный, построенный на деньгах". ("Тухфат уль-Мужиб" с.76).
5. "Призыв "Ихуан уль-Муслимун" построен на невежестве и заблуждении". ("Фадаих уа Насаих" с.23).
6. "Они готовы сдружиться с коммунистом и безбожником, с насыритом, суфием и шиитом, но не готовы сдружиться с суннитом, кроме как при приближении выборов, тогда они говорят: "Замолчите о нас, и мы замолчим о вас". ("Тухфат уль-Мужиб" с. 130-131).
7. "Действительность показывает нам то, что призыв "Ихуан уль-Муслимун" безразмерный. В их составе суфии, шииты, сунниты, грешники, материалисты, шпионы – с каждого холма и долины, а сейчас в их состав входят еще и лидеры (шейхи) различных родов и племен". ("Кам’ уль-Му’анид" с. 334-335).
8. "Братья-банкроты превратились в посмешище – один из них встает и начинает читать людям проповедь, в конце которой говорит: "Запишитесь в наши ряды". ("Кам’ уль-Му’анид" с. 336).
9. "Ихуан уль-Муслимун" заняты рекламой своей партии. Любой из их лидеров готов встретить суннита лицом суннита, суфия лицом суфия, шиита лицом шиита, грешника лицом грешника – именно поэтому люди собираются вокруг них". ("Макталь Джамиль ар-

Мне нравится49

Поделиться22

2 янв в 14:35|Ответить

Знание прежде Слов и Дел

Мой любимый Шейх, да помилует его Аллах!

Мне нравится8

2 янв в 14:45

Равшан Ганиев

Аминь

Мне нравится

2 янв в 23:27

| следующая лекция ==>
На волю |

Аяты Корана и хадисы Сунны.

Как приходит об этом вхадисе от Абу Хурейры (Бухари в книге «Сахих»), в котором Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Каждому пророку было дано знамение, чтобы он мог (удивить и) призвать свой народ к религии. Мое знамение – Коран, и я надеюсь, что у меня будет больше последователей, чем у других пророков»;

Еще одним ярким доказательством на то, что аяты Корана были и остаются знамениями Аллаха служит достоверный хадис (Ибн Хаджар, Албани), которые передает в своей книге Абд ибн Хумайд в своей книге «Муснад» от Джабира ибн Абдилля,радыйаллаху анху:

«Однажды когда Пророк, салаллаху алейхи уасалям, находился в Мекке (до хиджры), мушрики решили подослать к нему на спор кого-нибудь, самого знающего в колдовстве и поэзии, с целью наказать Мухаммада за то, что он опровергает их многобожие и превносит раскол в народ Мекки своим призывом и аятами из Корана. Выбор пал на красноречивого Утбу ибн Рабия. Придя к Пророку, салаллаху алейхи уассалям, Утба начал говорить первым: «Скажи Мухаммад, кто лучше ты или твой отец Абдуллах?». Пророк, салаллаху алейхи уасалям, промолчал. Утба продолжил: «Ты лучше или твой дед Абдульмуталлиб?». Пророк, салаллаху алейхи уасалям, снова промолчал. Утба продолжал: «Если ты считаешь себя лучше своих предков, то значит, они все ошибались, поклоняясь своим богам, которых ты сегодня ругаешь? Ты опозорил курайшитов среди арабов, все считают тебя колдуном. Если хочешь быть самым богатым, иметь самую красивую жену, быть самым влиятельным среди курайшитов – мы все это дадим тебе. Ты только скажи?». Когда Утба закончил свою речь, Пророк, салаллаху алейхи уасалям, обратился к нему: «О Абуль Валид, ты закончил? Тогда слушай» и начал читать суру «Фуссылят» с 1-го аята до 13-го. (Биссмилляхи ар-Рахмани ар-Рахим. Ха.Мим. Ниспосланное от Милостивого, Милосердного является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих. Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит. Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой – завеса. Трудись же, и мы будем трудиться».

Знание прежде слов и дел

Скажи: «Я – такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш бог – Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения. И горе многобожникам, которые не выплачивают закят и не веруют в Последнюю жизнь. Воистину, тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготована неиссякаемая награда. Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же – Господь миров. Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждующих за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле». Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками и оберегаем его. Таково предопределение Могущественного, Знающего. Если же они отвернутся, то скажи: «Я предостерегаю вас от мучений, подобных мучениям адитов и самудян»»».) Дождавшись 13-го аята Утба сказал: «Достаточно. Кроме этого у тебя ничего больше нет?». Пророк, салаллаху алейхи уасалям, ответил: «Нет!» Растеряный и ошеломленый Утба вышел от Мухаммада и направился к курайшитам.

Мушрики начали расспрашивать его о разговоре. Утба им все рассказал: «Я передал ему все, что вы попросили, а в ответ услышал от него речь – аяты Корана. Я много спорил в своей жизни с великими поэтами и колдунами, и всем находил ответ. Но на эти слова, я не смог ничего ответить. И будте уверены – речь, которую я услышал от Мухаммада, не есть слова человека!»». Этими словами великий поэт Утба признал правоту Мухаммада и впервые не смог парировать аяты Господа!

Как рассказал Аллах в суре «Маида» в аятах, которые были ниспосланы по поводу царя Эфиопии, в то время христианина, Наджаши, который плакал, впервые услышав от первых мухаджиров, аяты Корана со словами «О Аллах, уверовали мы и напиши нас из засвидетельствовавших».

2. знамения, которые мы наблюдаем. Таких знамений очень много и о них во многих местах Корана Аллах рассказывает нам.

Так, например, в суре «Рум» начиная с 19-го аята до 25-го Всевышний Аллах перечисляет Свои знамения: (19) «Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого. Он оживляет землю после ее смерти, и таким же образом вы будете выведены из могил.

Ибн Кассир делает тафсир этому аяту, говорит, что к этому относится то, как Аллах выводит мусульманина из кяфира, яйцо из курицы и курицу из яйца, человека из презренной жидкости.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 183 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Вопрос 2. Доказательства воскрешения из Корана и Сунны и логические доводы.
  2. д) Матуридиты заявляют о том, что аяты и хадисы об Атрибутах — муташабих, не знает их смысл никто, кроме Аллаха.
  3. ЕДИНСТВО ТОРЫ, ЕВАНГЕЛИЯ И КОРАНА
  4. И я видел девятерых (их) сыновей, каждый из которых стал чтецом Корана3».
  5. Или хадисы у аль-Бухари и Муслима о том, как женщины после призыва пророка (мир ему и благословение Аллаха) делали садакъа золотыми украшениями, которые они снимали с себя.
  6. Ислам – наша религия и он не есть плод нашего разума и наших измышлений. Ислам пришел от Аллаха в виде Корана и Сунны. Нет пути к Аллаху, кроме как через Коран и Сунну!!!
  7. Коран, священные и пророческие хадисы и разница между ними
  8. Описание Даджжаля и некоторое хадисы, касающиеся этого
  9. Отвращение людей от Корана и Сунны
  10. Принимаются ли во внимание в вопросах вероубеждения хадисы аль-ахад?
  11. Самаррская чаша с нарезным изображением оленей. IV тысячелетие до н. э. Культура Хасунны.


Поиск на сайте:


Статья: Отношение студентов к образованию

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009

I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

  • Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент — взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

  • Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.
  • Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

  • Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

2006-2007 2007-2008
Число высших учебных заведений — всего 1090 1108
в том числе:
государственных и
муниципальных
660 658
негосударственных 430 450
Численность студентов — всего, тыс. человек 7310 7461
в том числе в учебных заведениях:
государственных и муниципальных 6133 6208
из них обучалось на отделениях:
очных 3251 3241
очно-заочных (вечерних) 291 280
заочных 2443 2532
экстернат 147 155
негосударственных 1177 1253
из них обучалось на отделениях:
очных 331 331
очно-заочных (вечерних) 81 72
заочных 753 835
экстернат 12 14
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 514 525
в том числе государственных и муниципальных 431 437

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

  • Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

  • Выявить потребность студентов в образовании.
  • Определить место образования в системе ценностей студентов.
  • Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.
  • Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

  • Студенты.

5. Предмет исследования.

  • Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

  • Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.
  • Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».
  • Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

7. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

II. Методический раздел

Построение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.

Выборочная совокупность:

1 ступень – отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.

Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.

2 ступень – отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.

III. Организационный раздел

Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование – это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году — 78,6% и в 2002 году — 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 — 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 – 40%, в 2002 году – 12,1% опрошенных.

При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.

Ценностное отношение субъекта к высшему образованию обеспечивает превращение способности, готовности к обучению в действительный процесс обучения. Внутреннее условие возникновения у индивида потребности в образовании – наличие у него соответствующих условиям обучения в ВУЗе знаний, умений и навыков. По степени развития их можно судить об уровне развития потребности в образовании.

Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т.

Дела и знания

д.

Более активная роль родителей в жизни студентов. Родители как никогда ранее опекают своих повзрослевших детей: сдают за них приемные документы, выторговывают льготы, заполняют регистрационные бланки и всячески опекают свое чадо, вмешиваясь в процесс обучения.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Для социологии образования важно изучение и самой личности студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение студента. Студентов в этом отношении можно разделить на 3 группы:

1) Студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.

2) Студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое — для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.

3) Неопределившиеся. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп.

Типы культуры, поведения и всего образа жизни студентов:

1) Коллегиалы — общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени.

2) Профессионалы — для которых будущая работа, профессия — самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.

3) Академики — будущие преподаватели университетов.

4) Нонконформисты — аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.

Современным студентам характерно:

Потребительское отношение к жизни (немедленное удовлетворении своих желаний, наиболее выгодные сделки, склонность торговаться. Студенты полагают, что имеют право на получение товара (курсового зачета или даже диплома) уже просто потому, что оплатили обучение), склонность торговаться, ориентация на развлечение (представления о том, что обучение должно быть увлекательным, легким и доставлять удовольствие плохо сочетаются с усердием и кропотливым трудом, необходимыми для получения серьезного высшего образования, студенты хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий), несдержанность желаний, щепетильное отношение к личным потребностям, приспособляемость, высокая самооценка, они знают, чего хотят, недостаток воспитанности и отзывчивости, интеллектуальное равнодушие (для многих целью является вовсе не приобретение знаний – внимания удостаиваются лишь предметы, имеющие непосредственное отношение к будущим заработкам. Современная молодежь имеет доступ к небывало широкому объему информации, но не обладает способностью отличать важное от второстепенного. Они живо интересуются лишь тем, какой материал войдет в экзаменационные билеты и что потребуется, чтобы получить хорошую оценку), более активная роль родителей в их жизни, искушенность в технике (современные молодые люди прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других).

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Знание прежде Слов и Дел