Зулькарнайн в коране

29.06.2018 0 Автор admin

Кратко о статье: История Александра Македонского: военного гения, пьяницы, бисексуала, сына Зевса и, возможно, персонажа Библии.

Приключения Шурика

Александр Македонский

Война и мужество совершили больше добрых дел, чем любовь к ближнему.

Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»

Александр Великий. Он же Искандер Зуль-Карнайн. Он же живой бог, сын Зевса, величайший полководец и повелитель мира, создавший империю, которой втайне завидовали даже римские императоры. Жестокий упрямец, дальновидный политик, аскет и сибарит, содержатель огромного гарема и, возможно, гей. Человек, создавший эллинистический мир и прославивший своё имя так, что Александра будут вспоминать даже через пять тысяч лет во время войны с разумными медузами из иных измерений. Вряд ли можно найти более интересного персонажа для нашей постоянной рубрики «Портрет героя».

Отцы и дети

21 июля 356 года до нашей эры в городе-крепости Пелла, расположенном на холме среди болот (македоняне, в отличие от остальных греков, именовали «городами» крепости, а сами жили в сельской местности), в семье царя Филиппа II и царицы Олимпиады родился мальчик, названный Александром.

Отношения в семье были, мягко говоря, непростыми. Существует легенда, согласно которой отцом Александра был вовсе не Филипп. Олимпиада якобы очень любила змей, а македонский царь их терпеть не мог, поэтому никогда не возлежал с ней на одном ложе. Отсутствие мужа компенсировал Зевс, явившийся к царице в грозу, приняв облик змея.

Военные успехи Александра возникли не на пустом месте: славой он обязан отцу. Филипп объединил Грецию, стабилизировал финансовую систему Македонского государства и создал сильную, закалённую в боях армию. Он много времени проводил в завоевательных войнах и однажды был ранен так, что копьё, пробив его бедро, убило коня. Его сын удачно воспользовался наследством. В 337 году Филипп внезапно решил жениться на юной аристократке Клеопатре. Уставшая от подобных выходок Олимпиада, ведущая свой род якобы от самого Ахилла, уехала с сыном на родину в Эпир. Александр, впрочем, скоро вернулся ко двору.

На свадьбе Филиппа и Клеопатры отец последней поднял тост за то, чтобы его дочь поскорее родила законного наследника. Взбешённый Александр называл того негодяем и швырнул в него кубок. Филипп выхватил меч и бросился к Александру с намерением заколоть сына, но уже выпил изрядно вина и упал, на что Александр язвительно заметил— мол «человек, собравшийся пройти из Европы в Азию, упал по пути от одного стула к другому». Современники утверждали, что Филипп изрядную часть своей жизни провёл в опьянении — пьяным вёл войска в бой и пьяным принимал послов.

Соблазнение Олимпии Зевсом (фреска, 1530 год).

Начальство надо знать в лицо

Александр не был богатырём. Низкий рост, вытянутое худощавое лицо, редкая борода (в силу чего он всегда гладко брился), томные глаза, очень светлая, даже красноватая, как у альбиносов, кожа… Военной муштре и спорту он предпочитал многодневные попойки, однако всё же был неплохим воином и лично вёл войска в бой. Список его ран впечатляет: удар мечом по голове и в бедро, укол дротиком в плечо, попадание стрелы в голень и грудь, удар копья в лодыжку, а также удар камнем в затылок (после чего властелин мира едва не ослеп) и булавой по шее…

Александр на фреске из Помпей. Художник сделал его смуглым, хотя на самом деле царь был светлокожим.

Впрочем, многие историки считают, что отец заботился об Александре. С каждой войны он привозил себе новую жену, рожавшую ему детей, но говорил Александру, что делает это исключительно ради того, чтобы сын боялся конкуренции и вырос хорошим царём, будучи обязанным властью лишь себе самому.

Однажды во дворец привели великолепного скакуна, который никому не позволял себя оседлать. Александр вызвался укротить животное и преуспел, а Филипп расплакался и заявил, что его сыну нужно найти царство побольше, ибо Македония скоро станет для него слишком мала. Этот конь получил имя Буцефал (буквально — «быкоголовый») и служил Александру вплоть до индийских походов. После смерти коня царь назвал в его честь город, ныне расположенный на территории Пакистана.

Наконец, для воспитания 13-летнего Александра был нанят не кто-нибудь, а великий Аристотель, причём в качестве платы за педагогические услуги Филипп отстроил заново родной город философа Стагир и вернул туда жителей, взятых его войсками в плен.

Юный Александр сражается со львом (фреска 3 века до нашей эры).

Под школу для царевича была отведена целая деревня с храмом. Учебное заведение посещали также другие дети македонской знати, из которых Александр впоследствии и набрал своих военачальников. В тот же период родители стали пытаться «наладить» половую жизнь мальчика, равнодушного к плотским утехам, подкладывая к нему в постель красивейшую куртизанку Калликсену. Историки говорят — безрезультатно.

Когда Александру стукнуло 16, учение у Аристотеля было окончено. Отец стал оставлять его «на царстве», отправляясь в военные походы. Юноша успешно подавил несколько восстаний и даже принял участие в войне отца с Афинами.

Каковы бы ни были отношения в царской семье, но богатая половая жизнь Филиппа стоила ему жизни. Один из его многочисленных юношей-любовников — телохранитель Павсаний — пал жертвой интриг, в результате которых его напоили неразбавленным вином и отдали на изнасилование погонщикам мулов. Царь не пожелал наказывать виновных, за что получил от Павсания кинжал между рёбер во время шествия в театре. Убийце почти удалось сбежать, но он споткнулся об виноградную лозу и был очень удачно заколот друзьями Александра, лишив нас возможности узнать, кто стоял за этим заговором.

Филипп II Македонский.

От рассвета до заката

После смерти Филиппа его царство, державшееся исключительно на страхе перед македонской армией, стало разваливаться. Александр поступил мудро: по старой традиции казнил всех конкурентов на престол, привлёк на свою сторону простой народ с помощью отмены налогов, заставил греков официально признать его титул гегемона (главы союза эллинов), усмирил бунтующих варваров, а также срыл до основания древние Фивы, продав всех жителей в рабство и напрочь отбив у других городов стремление к независимости.

В Фивах македонцы убивали даже женщин и детей, моливших о пощаде у жертвенников (рисунок на вазе, 5 век до нашей эры).

Усмирив Элладу, Александр мог спокойно заняться персами, на которых у греков давно имелся зуб. Имеющиеся сведения о составе его завоевательной армии можно считать весьма достоверными— на разгром гигантского персидского царства отправилось всего 32 тысячи человек, включая наёмников и варваров.

Узелок на память

В самом начале похода на персов Александр взял Гордион, известный тем, что его жрецы однажды решили отдать трон первому, кто въедет в город. Им оказался крестьянин Гордий на старой телеге. В память об этом Гордий привязал телегу к алтарю сложным узлом из кизилового лыка. Оракул предсказал, что человек, развязавший Гордиев узел, станет царём всего мира. По одной версии Александр одолел этот узел, частично разобрав телегу. А по другой — просто разрубил его мечом.

Битва при Иссе (фреска в Помпеях).

Дарий III, имея почти втрое больше воинов (хотя тщеславные греки позже утверждали, что им противостояло четверть миллиона человек), решил дать Александру бой при городе Иссе. Александр умело воспользовался рельефом местности и разгромил врага в пух и прах. Царь лично прорывался к колеснице Дария, твёрдо намереваясь зарубить его. Дарий испугался и бежал — а за ним устремились и остатки некогда великой армии.

Грекам достался невероятно богатый обоз Дария, а также его семья. Год спустя Статира, жена Дария, умерла при родах (поговаривают, что отцом был Александр, хотя Статира к тому времени, вероятно, была дамой в годах), а чуть позже Александр женился на её дочери Барсине. Дарий несколько раз предлагал мир, но Александр методично забирал один город за другим и даже основал в Египте новое поселение — Александрию, вскоре ставшую культурным центром древнего мира.

Пьяная оргия с гетерами в Персеполисе.

Александр настиг Дария при Гавгамелах. И снова, невзирая на почти десятикратное превосходство в численности войск, персидский монарх проявляет малодушие и бежит с поля боя, предрешив его исход. Персы уже почти не сопротивлялись. Вавилон сдался без боя, Персеполь был взят практически с ходу и сожжён (по легенде город спалил пьяный Александр с друзьями, которых подзадоривала гетера Таис Афинская). За несколько лет греки завладели богатствами, которых никогда не могли себе представить. Из одного только Персеполя было вывезено 3600 тонн золота в монетах и брусках. Так 26-летний юноша стал царём самой крупной и мощной державы на планете.

Александр сильно изменился. Он понял, что завоевал почти всю Ойкумену (известную грекам цивилизованную часть мира), и перестал держать себя наравне с простыми солдатами. Греки стали наслаждаться персидской пышностью, ранее им несвойственной.

Александр вступает в Вавилон.

Управлять огромной империей было непросто. То тут, то там вспыхивали восстания, поэтому времени на отдых у Александра не было. Он разгромил скифов, конница которых ранее считалась непобедимой, и взял несколько горных крепостей, также считавшихся неприступными. На согдийскую скалу с отвесными обледенелыми стенами он отправил 300 добровольцев, штурмовавших её с помощью самого примитивного альпинистского снаряжения. Местный князь, ранее со смехом советовавший Александру найти себе крылатых воинов, увидел на скале македонцев, размахивающих белыми платками, и быстро сдался. Для закрепления успеха Александр женился на знатной 14-летней варварке Роксане.

Александру не сиделось на месте. В 326 году до нашей эры он отправился в Индию. Дело продвигалось туго — местные племена оказывали ожесточённое сопротивление, в бой шли даже женщины. Разозлённые македонцы сравнивали с землёй целые города и не гнушались бесчестьем: они вырезали целые гарнизоны, которым было обещано сохранить жизнь в случае сдачи без боя. Решающая и последняя крупная битва в жизни Александра состоялось на Гидаспе, где Александр без особого труда разгромил крупнейшее «бронетанковое» (200 слонов) войско древнего мира.

Царь Пор сдаётся Александру после битвы на Гидаспе.

Драться с упрямыми индусами и слонами македонцам надоело. Когда они подошли к Гангу, кто-то пустил слух, что за рекой стоят могучие армии с тысячами слонов, поэтому солдаты зароптали и Александр был вынужден повернуть домой.

Александра не было дома десять лет. Его бойцы получили заслуженный отдых, а сам царь занялся наведением порядка на местах, что преимущественно выражалось в казнях проворовавшихся сатрапов и плохих управленцев. В армию стали брать персов — причём даже в элитную конницу. Радости у македонцев это не вызвало, но Александр из «своего парня» уже окончательно стал восточным деспотом, поэтому вспыхнувший среди солдат бунт был моментально и очень жестоко подавлен.

Александру было лишь 32 года. Вся жизнь была впереди, поэтому он замыслил ещё один поход — на арабов и в перспективе на Карфаген. За 5 дней до начала новой военной кампании и за месяц до своего 33-летия Александр внезапно заболел лихорадкой (есть версии, что его отравили сподвижники, а легенды приписывают грязное дело самому Аристотелю), промучился 10 дней и умер. Его империю разделили между собой македонские военачальники. Началась грызня за престол, превратившаяся в «кровавую баню»: всех жён и наследников великого царя вскоре жестоко убили, а набальзамированную мумию самого Александра несколько раз крали и перевозили с места на место.

Империя Александра простиралась на 4300 километров с запада на восток.

Властелин мира

Александр считался богом, но его реальная личность мало походила на образ, созданный героической «пропагандой». Сызмальства его готовили к величию. Мать с отцом культивировали в нём грандиозные амбиции и самодовольство. Царь был упрям, склонен к внезапным вспышкам ярости, однако прислушивался к мнениям друзей— его нельзя было заставить сделать что-то, но можно было переубедить. Плутарх писал, что буйный нрав Александра во многом был вызван его пристрастием к вину. Причём неразбавленному, что по современным меркам равносильно привычке употреблять водку стаканами.

Проскинеза (персидский барельеф).

Вместе с тем под налётом буйных страстей скрывался холодный и расчётливый ум. Александр был эрудитом, много читал, увлекался философией, покровительствовал искусствам. Наконец, при довольно заурядной внешности он обладал невероятной харизмой и легко превращал врагов в друзей. Его обычной тактикой было использование распрей между врагами.

INTERTRADITIONALE

Он принимал помощь сепаратистов, обещая им власть, но после победы над противником обычно делал его своим сатрапом и оставлял «рулить» страной (сохранение прежней власти — мудрый поступок, позволявший избегать волнений в захваченных регионах).

Под конец недолгой жизни Александр начал страдать от мании величия и паранойи. Придворные льстецы не дремали, и вскоре царь стал сам верить, что его мать была права и он — сын Зевса. Для подтверждения этой теории он предпринял довольно опасный поход через Ливийскую пустыню к оазису Сива, где находился оракул Амона. Жрецы были людьми неглупыми и, увидев вооружённых до зубов македонцев, охотно подтвердили божественный статус их лидера.

Александр пытался ввести в обиход персидский обычай проскинезы — простирания ниц перед царём и целование его ног. Демократичные эллины сочли это унижением, а Каллисфен — историк Александра Македонского — отказался целовать ноги властелина и был казнён.

Сексуальность Александра стала притчей во языцех. Следует иметь в виду, что великий полководец не был геем в традиционном смысле этого слова. Бисексуальность считалась обыденным явлением для античных греков, а прямые доказательства однополых пристрастий царя отсутствуют. Наиболее постоянным партнёром Александра считается его друг и правая рука Гефестион. Помимо нескольких жён и обширного гарема, царь имел сношения с юным евнухом Багосом, некогда принадлежавшим Дарию. Вместе с тем, когда генерал Филоксен рассказал Александру о некоем юном рабе, красивейшем из всех мальчиков на Земле, и предложил его царю, тот разозлился и обругал сводника последними словами.

Миниатюра, изображающая Искандера (персидское имя Александра).

Суд времени

Статуэтка греческого солдата эпохи Александра, найденная в Китае.

Один человек со сравнительно небольшой армией за 10 лёт прошёл ураганом по Азии и Индии, теряя в крупнейших битвах лишь несколько сотен воинов,— в то время как потери врагов шли на десятки и сотни тысяч. Странно, правда? Можно подумать, с флангов у царя стояли пулемёты либо на его стороне воевали 300 спартанцев из комиксов Фрэнка Миллера. Даже сегодня такие военные успехи кажутся чудом. Неудивительно, что ещё при жизни Александра его деяния обросли невероятными слухами, а после смерти царя его ратные приключения стали материалом для самых удивительных легенд.

Считается, например, что об Александре было написано в Библии. Книга Даниила говорит о «косматом козле» — царе Греции, победившем «овна» — царя Персидского, однако царство «козла» рухнет, а на его месте появятся четыре менее сильных державы.

Исламского пророка Зуль-Карнайна, о котором говорится в Коране, также иногда отождествляют с Александром. Имя пророка дословно означает «обладающий двумя рогами», а знаменитый македонец часто изображался на монетах с бараньими рогами — свидетельством его родства с богом Аммоном. Предположение интересное, но довольно фантастическое, ведь бисексуальный алкоголик никогда не смог бы стать исламским пророком.

Современные авторы пали жертвой детского соблазна узнать, кто сильнее — кит или слон, а в данном случае — столкнуть Александра с кем-нибудь из других великих полководцев. К примеру, в трилогии «Одиссея времени» Артура Кларка и Стивена Бакстера македонский царь сразился с Чингисханом (главные герои книги снабдили его винтовками, так что победить монголов не составило труда). Самый умный человек на Земле — Озимандий из «Хранителей» Алана Мура — взял себе кличку в честь Рамзеса II (Озимандий — греческий вариант этого имени), но подражал Александру Македонскому. Наконец, в сериале «Тайны Смолвилля» были проведены параллели между Александром и Суперменом: у Лекса Лютора хранятся доспехи великого македонца, выполненные из золота с красными и синими камнями (цвета Супермена), а также украшенные эмблемой с изображением змеи, изогнутой в форме буквы S (как на трико Супермена).

Это интересно
  • По словам Плутарха, автором выражения «любые стены преодолеет осёл с грузом золота» является Филипп II.
  • Мумии Александра не давали покоя: Октавиан случайно отломил ей нос, затейник Калигула украл у покойного нагрудный доспех и стал носить его сам, а впоследствии саркофаг просто… потеряли.
  • Все 7 чудес света находились в империи Александра.
  • 11 городов на Земле были названы в честь Александра Македонского.
  • Диодор Сицилийский называет Александра великим градостроителем. Он якобы распорядился строить улицы прямыми и с учётом розы ветров, чтобы по городам гулял сквозняк, остужающий раскалённые солнцем камни.

В ночь, когда родился Александр, Герострат сжёг одно из чудес света — храм Артемиды в Эфесе.

***

Так кем же был Александр Македонский? Некоторые современные историки считают его террористом, сжигавшим города ради мечты о мировом господстве. Сенека писал, что властелин мира был несчастным человеком — амбициозным и жестоким, подчинившим себе всё, кроме своих страстей. Знаменитые полководцы последующих эпох (от Ганнибала до Наполеона) считали Александра образцом для подражания, ведь тот в кратчайшие сроки и с минимальными потерями захватил изрядную часть цивилизованного мира и вполне мог бы пойти дальше — ещё немного, и царь мог бы убедить недовольных солдат форсировать Ганг, добравшись аж до самого Китая.

Очевидно лишь одно: без захвата Александром всей Персии и части Индии наш мир сегодня выглядел бы совершенно иначе. Александр распространил по миру самую развитую европейскую культуру — эллинизм, и наоборот, ближе познакомил Европу с роскошью Востока и философией Индии. Взаимопроникновение культур было так велико, что многие статуи Будды были сделаны по образу и подобию статуй Аполлона, а дзэн-буддизм впитал многие идеи стоицизма. Наконец, благодаря завоеваниям Александра греческий язык на многие сотни лет стал международным научным языком по всей Евразии.

Пьяница, бисексуал, военный гений, преданный друг и жестокий деспот. Александр Македонский был составлен из неразрешимых противоречий. Подобно большинству таких людей, он сгорел, едва успев вспыхнуть и осветить весь мир.

История человечества по Корану. Фантастика и действительность

Страница 4

Материалы » Происхождение и мифология Корана » История человечества по Корану. Фантастика и действительность

Стремительный военный успех Александра Македонского, его дальние походы, естественно, уже при жизни завоевателя поражали воображение современников. По подсчетам исследователей, на огромном пространстве от Англии до Малайи возникло на 24 языках более 80 версий сказания о нем, из которых большинство восходит к сборнику, составленному около 200 года до н.э. в Египте на греческом языке и приписываемому Псевдо-Каллисфену.

Александр, сын македонского царя Филиппа II (ок. 382-336 г. до н.э.) , после убийства его заговорщиками продолжил начатую отцом захватническую войну против Ирана. В Египте и Вавилонии, странах, тяжело переносивших гнет иранцев, население встречало Александра как избавителя от ярма чужеземцев. Египетскими жрецами Александр был назван царем Египта, что было равносильно признанию его сыном бога Солнца.

И в Иране Александр был объявлен законным обладателем передающегося по наследству "фарра" – божественной благодати.

Только в литературе зороастрийцев, храмы и книги которых исторический Александр Македонский предал разграблению и уничтожению, а жрецов изгонял, имя Искандара — Александра стало синонимом зла и тирании.

Коран достаточно определенно сообщает о том, что именно Аллах открыл перед Зу-ль-Карнайном путь, которым он и воспользовался, прежде всего, для похода на запад. Сколь ни туманно здесь упомянуто о "западном" походе, тем не менее, это совпадает с историческим фактом, согласно которому Александр начал свою военную и государственную карьеру с решительного пресечения попытки греческих государств освободиться от тяжелой для них власти Македонии. Начал он это еще при жизни отца в сражении при Херонее в 338 году до н.э., затем последовал разгром Фив в 335 году. А в 334 году он уже предпринял поход на Восток, прежде всего, против Ирана.

В Коране нет никаких исторических дат, нет и названий стран и государств, куда "следовал" Зу-ль-Карнайн. Здесь все в дымке мифологии.

Раз Искандер был признан пророком Аллаха, то хотя его жизнь и деятельность относятся к доисламской эпохе — джахилийи, о нем разрешалось писать, это даже приветствовалось.

Постепенно фантастика, легенды стали настолько заслонять историческую основу биографии Александра Македонского — Искандера, что даже поэты, начиная с Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325) , пытаются отделить его от пророка Зу-ль-Карнайна Корана.

Как поэт и мыслитель, исповедовавший ислам, Фирдоуси знал, что, согласно Корану, мусульманскому преданию и учению о пророках, все пророки и посланники Аллаха, начиная с Адама, исповедовали ислам и были проповедниками этой религии. Все они, согласно преданиям ислама, испытали на себе "благотворность света" посланника Мухаммеда, созданного Аллахом еще до того, как он сотворил Землю и небесные светила и намного раньше того, как Мухаммед появился в Мекке, на Земле. И писания, которые до Корана передавались якобы посланникам Аллаха — Тора, Инджиль, Забур – были священными, правильно излагающими вероучение ислама. Однако затем людей, которым эта истина проповедовалась, Иблис сбивал с "прямого пути", они уходили в многобожие, ширк. Искажались и данные им книги, писания. Чтобы восстановить истину, Аллах посылал все новых и новых пророков, не забывая о необходимости просветить своим учением каждый народ или, в случае греховного упорства, истребить его.

Исторический Александр Македонский не был в Китае. Однако он был в Средней Азии и Северо-Западной Индии. И здесь, как и в других странах, он не столько строил и украшал города, сколько разрушал их, превращая в руины и истребляя население. В Средней Азии, где Александр Македонский едва ли не впервые встретил ожесточенное сопротивление народа, завоеватель проявлял крайнюю жестокость. В одном Согде и его городах, главным из которых являлся Самарканд, было истреблено не менее 129 тысяч человек. Недобрая память об этих бесчинствах сохранялась века.

То, что поэма "Искандер-наме" написана всего лишь за 15-20 лет до того, как в Закавказье вторглись полчища Чингис-хана, говорит о силе антивоенных настроений (XII век).

Александр Македонский

Низами подчеркивает, что войны, которые ведет Искандер, ничем не лучше агрессии любых других захватчиков, царей, какой бы веры они ни держались.

Жители Ближнего и Среднего Востока после походов Александра Македонского пережили немало и др. истребительных войн, и в их числе завоевания Арабского халифата, 17 разорительных походов в Северную Индию султана Махмуда Газневида (ок. 969 –1030), сельджукские завоевательные походы XI-XII веков, да еще большое число "местных" усобиц между феодалами, большинство которых также выдавалось за "войну за веру" — джихад, газават. Их "опыт", естественно, тоже не мог не быть учтенным тем, кто подобно Низами, писал об Искандере.

Страницы: 123456

Период Реформации
Интерес к оправданию менялся в соответствии с тем, как теологи оценивали библейское представление о том, что связь человека с Богом установлена законом, и что грешников ожидает Его гнев и осуждение. После апостолов серьезнее всего к этой …

Философское познание
Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагается в его комментариях к первой главе книги «Бытия» («Шестоднев»). Эти комментарии представляют собой блестящий пример того, как умный и образованный богослов использовал совр …

Молитва в жизни мусульманина.
Молитва, будучи вторым из пяти столпов ислама, не может рассматриваться отдельно от остальных базовых элементов, поскольку ее подлинная ценность проявляется лишь в сочета­нии с ними. Каждый элемент ритуального действа (ибадат) должен быть …

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИСЛАМА (сборник текстов)

Москва 2004

Ориентация — ислам, или Назад в будущее Мистерия Октября Ислам — сакральная оппозиция мировой системе Авраамизм против «естественной религии» Шура (Исламский совет) как инструмент единства уммы Что такое «таухид»?Вера в «переселение душ» и единобожие Синдром «пятницы» российской уммы Субъект Аллаха Смерть как знак Бога

Фашисты вернулись А-300: не первый и не последний Террор и революция Впереди — Третья мировая война События в Афганистане после 11 сентября Беседа Гейдара Джемаля с Харисом эль-Кашали накануне войны США против Ирака Гейдар Джемаль: война в Ираке приведет к всеобщему катаклизму Мировые элиты в свете иракского кризиса Мусульмане защищаются Есть ли истина в чужой вине? Секретная служба — инструмент мировой психополитики

Политический ислам и Россия — взаимодействие идентичностей Россия и исламский фундаментализм Судьба понятий Исламская революция и русский патриотизм Россия — территория сопротивления Заговор модернизаторов

Парад суверенитетов — последний? Банальность как российская политтехнология Психоанализ как политтехнология Россия: разгром и возрождение великого Старого Света Антиэлитарная судьба России Конец России и американская ночь над миром Ислам и Россия накануне новой мировой войны Мир в огне — исламский проект в опасности Сталинизм как форма международной реакции

Первые и последние Неоленинизм как революционная доктрина наступившего столетия Кавказский человеческий тип в современном мире Эсхатология улицы Диаспоры и современное общество Манифест нового Интернационала

ОРИЕНТАЦИЯ — ИСЛАМ, ИЛИ НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Журнал «Человек» № 3, 1999т.

Беседу вела Злата Островская.

— Гейдар Джахидович, вы являетесь шиитом, а это, как известно, меньшинство в мусульманстве, составляющее немногим более десяти процентов в уже миллиардном числе приверженцев ислама. В чем состоит различие между суннитами и шиитами?

— Основное различие между ними — это отношение к вопросу о верховной власти в исламе. Сунниты (“ахл ас-сунна” — люди традиции) считали, что главой должен быть только выходец из племени курайш, а шииты (“ши ат Али” — партия Али) — что им может быть только прямой потомок халифа Али, зятя Мухаммада.

Эти различия обусловлены тем, что они решали разные задачи в объеме такого глобального явления, как исламская цивилизация. Скажем, последователи четвертого халифа Али сохраняли верность внутреннему духу ислама, в то время как аббасидские халифы2 занимались геополитическим строительством в масштабе Евразии, расширяя границы халифата… Разные задачи решались, и на каком-то этапе истории это разделение закрепилось. Эти различия уже изживают себя. К тому же, когда это необходимо, внутреннее и внешнее совпадает. Внешняя динамика и внутренняя истина должны превратиться в одно.

— Должны… Жизнь показывает пока другое. Пакистан, например, или Афганистан…

— Мы живем через долженствование, через морально мотивированные проекты благого, потому что жизнь строится через реализацию проектов. При том, что существует энтропия, второе начало термодинамики, существует сопротивление среды, сопротивление человеческой глупости, существует сопротивление людей, которые заинтересованы в “status quo”, — это уже вопрос духовного испытания — может человек реализовать свой проект или не может. Если он не может — стало быть, в корзину истории, она полна мегаломанами, которые ставили грандиозные задачи и не могли их решить.

— Можно ли, с вашей точки зрения, провести какие-то параллели между историей раскола в христианстве и в исламе? И в какой степени можно шиизм не то что соотнести, но хотя бы сравнить с православием?

— Как всегда, такого рода аналогии будут грешить натяжкой, определенной поверхностностью.

Во-первых, первоначальные импульсы раскола христианской церкви на восточную и западную были более внешнего порядка, и идеологическая подоплека была не столь принципиальной, но потом стали уже работать над углублением этого раскола… Основания этого раскола были не столько в христианстве, сколько в наличии двух Римов. И Восточный, и Западный Рим были, в общем-то, представителями фундаментально различных проектов, и христианская церковь пошла в одном случае за нехристианским проектом — за Римом кесаря, создав цезаро-папизм. В другом случае это был проект восточной монархии, восточной империи, то, что мы называем теперь византизмом, и в данном случае церковь просто пошла на поводу у тех сил, которые существовали до нее исторически.

Что касается ислама, то здесь причиной был, на самом деле, очень принципиальный вопрос об авторитете. Откуда источник духовного присутствия, что создает духовное присутствие в мире и что такое авторитет? Демократическое волеизъявление религиозной общины? Некая фактология — “кто палку взял, тот и капрал”?

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ — НАЧАЛО ВОЕННОГО ПОХОДА

Или это непосредственно воля Бога, прямые Его указания? Вопрос сводится к этому. С точки зрения шиитов, вопрос о верховной власти не может решаться волеизъявлением общины, не может решаться голосованием.

— Верховной власти духовной или политической? И как он может решаться?

— А вот в исламе между ними нет разницы. Потому что в исламе нет клерикального аппарата. Тот, что существует сейчас де-факто, — муллы, духовные управления и т.п. — не легитимен, у него нет легитимной базы. Дело в том, что в исламской философии существует несколько подходов к верховной власти, которые оформились еще в первые века Ислама: на первый взгляд, они исключают друг друга.

Один подход — хариджитский, по нему верховная власть должна принадлежать тому, кто проявил инициативу взять эту власть, способен владеть ею, кто способен защитить исламскую общину от внешних и внутренних угроз. И хотя хариджиты сейчас исторически не существуют, тем не менее у многих в подкорке сидит этот хариджитский подход, он перешел в коллективное бессознательное.

Традиционный суннитский подход — это халиф, наместник, который выбирается всей общиной и который должен быть обязательно из рода курайш, из рода Пророка, т.е. он является наместником и продолжателем Пророка. Вот с халифатом проблема. Халиф — это заимствование из другой совсем идеи. Это — жрец-император, это языческая идея. Эта идея не является исламской, ее ошибочность была подтверждена исторически, потому что халифат потерпел поражение от язычников, от монголов. И все проблемы мусульман, и тяжелейшая психологическая травма идут оттуда. После монгольского завоевания мусульмане были полностью выбиты из колеи.

Шиитский подход заключается в том, что Пророк попросил Бога (в виде исключения) очистить людей Его дома — это Али, Фатима и их дети Хасан и Хусейн. Эта милость распространяется на 12 Имамов, из которых Али, Хасан и Хусейн были первыми, а последний — 12-й имам, на котором эта цепь прекращается, является живым, находящимся среди нас все это время в сокрытии, чтобы явиться в последний момент истории.

На мой взгляд, исторически так сложилось, что все эти точки зрения мусульман заключают в себе определенный момент правоты и дополняют друг друга. Их кажущаяся несовместимость обнаруживается, только когда мы все это берем в одной плоскости — либо праведный имам, либо халиф, либо проявивший инициативу авантюрист, который с самыми благородными намерениями эту власть захватывает. Эти позиции существуют в разных плоскостях, и, существуя в разных плоскостях, они на самом деле дополняют друг друга.

Власть, чтобы быть подлинно реальной, конечно же, должна носить внечеловечески учрежденный характер. Власть же, которая является выборной, — vox populi — vox Dei, — просто отменяет смысл ислама. Если человечество признает себя коллективной теофанией, правомочной самоуправляться в вечности, т.е. назначать себе правителей, и Всевышнему остается только подтверждать этот выбор людей, тогда весь ислам оказывается за бортом; это несовместимо.

Согласно исламу, люди созданы для того, чтобы поклоняться Богу и выполнять предначертания, которые являются Божественным Провидением, неким знаковым, смысловым испытанием на пути; авторитет должен исходить непосредственно от Самого Бога. Но люди сегодня не находятся на таком уровне, когда они способны вынести в своей среде живое присутствие божественного авторитета. Помните легенду о Великом Инквизиторе Достоевского? Приходит Христос в небольшой городок, его тут же арестовывают, начинают судить, вопрошая, зачем он пришел… Существует некая несовместимость между реальными людьми и непосредственным явлением… божественного авторитета.

Этот вопрос разрешается в присутствии сокрытого имама. Насколько современный человек, знающий о существовании Эйнштейна, может верить или не верить в то, что реально сокрытый имам существует среди нас, живых, столько лет, сколько будет угодно Богу до Судного дня, — это вопрос, не имеющий отношения к делу. Потому что, с нашей точки зрения, Иисус Христос тоже жив, Он находится у Бога, взят Им вверх и тоже явится во время великой битвы с антихристом, — будет Его второе пришествие. Мы в это верим. И какая разница: сокрытие вверху или сокрытие среди нас — это раз. Во-вторых, это соответствует фундаментальной эзотерической традиции о сокрытых мэтрах, о так называемых Великих неизвестных, которые находятся среди нас. На самом деле единственным подлинным великим неизвестным, знаковым неизвестным, является сокрытый имам, общение с которым возможно, потому что некоторые удостаиваются этого… контакта.

Но это не значит, что другие политические теории ислама оказываются за бортом. Имам есть, но он сокрыт, его власть существует, но она оказывается в виртуальной реальности. Что же должно быть в физической реальности? Должно быть приготовление к его приходу, то есть должно быть деяние общины, которая в лице своих лучших представителей берет на себя инициативу создавать условия для его появления, своими действиями образовывать некое поле, в котором духовно невозможна реализация легенды о Великом Инквизиторе, — имам может проявиться и стать вождем, если существует поле, которое его ждет, приемлет в себя.

Кем был по вероисповеданию Александр Македонский?