Что такое искренность и как она достигается
- Подробности
- Автор: Admin
Каждый из нас в своей жизни время от времени задаётся вопросом по поводу того, насколько искренни с ним люди, окружающие его. На самом ли деле они чувствуют к нам то, что заявляют, и заявляют ли то, что чувствуют? В какой степени мы дороги для близких нам людей и в самом ли деле наши враги так нас не любят, как говорят? Может, они вовсе и не враги в душе, просто вынуждены так себя вести? Да, это вопросы, на которые не так просто найти ответы, если вообще это возможно.
Несколько иная картина представляется нам, если мы обратим собственный взор на самих себя и попробуем определить, насколько искренни мы сами, какова природа собственных чувств и желаний. Тут, казалось бы, всё намного проще, ведь, как говорится, своя рубашка ближе к телу, свои чувства всегда понятны. А не тут-то было! Всё оказывается намного сложнее, трудно даже представить, насколько. Нет, дорогой читатель, не думай, что я всё преувеличиваю и создаю проблему там, где её на самом деле нет. Всё вовсе не так, как можно представить себе. Природа собственных чувств – вещь очень непростая. Свои же чувства могут тебя же и обмануть; то, что ты принимаешь за собственную чистоту помыслов, может не оказаться таковой на поверку.
Основная проблема кроется в самой природе человеческой психологии. Наша психика настолько сложна, имеет так много слоёв и составляющих, что очень легко запутаться самому и тем более запутать других. Наивысшей формой развития нашей психики является самосознание, это наше общее представление о самом себе, включающее не только когнитивный и эмоциональный компонент, но и оценочный, контролирующий. Именно оценивающий даёт нам возможность понять, насколько мы честны перед собой, соответствуют ли наши внутренние мотивы тому, что мы пытаемся заявить о себе.
Искренность как раз таки и определяет степень соответствия глубоких, внутренних намерений тому, как мы всё это выражаем в деятельности. Это всегда остаётся при самом человеке и составляет самое сокровенное.
Довольно трудно определить искренность как таковую. Но можно постараться определить её через её противоположность. Что же будет противоположностью искренности? Может, корысть? Не факт, ведь человек может быть искренне корыстным и не скрывать этого. Стоп. Речь пошла о сокрытии – может, тут-то и будет ответ? Вернее всего, противоположностью искренности будет сокрытие истинного намерения, его маскировка, чтобы оно выглядело как другое, нечто правдоподобное и социально приемлемое. На ум приходит один из защитных механизмов, посредством которого человек пытается оправдать самого себя в собственных глазах. Механизм этот носит название «рационализация» и прекрасно может быть описан через известную басню Эзопа «Лисица и виноград»:
К лозе высокой, голод чувствуя, лиса
В прыжках скакала – винограда кисть достать.
Но взять невмочь ей – и она сказала так:
«Ещё незрел он – не хочу я кислый брать».
Коль кто бессилье хочет словом облегчить,
К себе относит пусть он басни этой смысл.
Очевидно, что так поступают многие, сами того не понимая. Это похоже на то, как некий парень, предлагая девушке нечто запретное, нарывается на грубый отказ и упрёк и тут же заявляет, что он её таким образом проверял. Или девушка, не сумев сдать экзамен, говорит, что преподаватель к ней предвзято относится. Примеров можно найти массу. Но всё равно каждый прекрасно знает, что именно было у него на уме. Но беда в том, что, прибегая часто к таким самооправданиям, человек формирует альтернативный образ самого себя и со временем настолько может идентифицировать себя с этим вымышленным образом, что ему самому уже сложно будет отличить истинное «Я» от воображаемого.
Если посмотреть на происходящее с точки зрения психоаналитической концепции, в частности руководствуясь подходом Карла Юнга, то можно обнаружить нечто очень интересное. Юнг среди всего прочего выделил в психике человека пять основных составляющих, названных им архетипами (некий прообраз, форма, не имеющая собственного содержания). Это Анима и Анимус (мужское и женское начало), Самость (наше знание о самом себе), Персона (то, как мы представляем себя другим) и Тень (наша тёмная, бессознательная сторона).
Вступая во взаимодействие с другими людьми, мы выставляем Персону, прикрывая ею Самость. Опасность в том, что, поступая так всегда, Персона начинает замещать собой Самость и человек всё больше становится не тем, кто он есть на самом деле. Искренность как раз таки и предполагает взаимодействие Самостей, а не Персон. То есть искренним можно назвать того, кто не скрывает своё «Я» и говорит то, что на самом деле таится очень глубоко. Мне в силу своей профессии нередко приходится наблюдать, как постепенно Персона уходит на второй план и её место начинает занимать Самость. Дело в том, что, проходя через процедуру психологической консультации, человек, обратившийся за помощью, начинает раскрывать свою глубинную сущность. Ведь суть как раз таки и заключается в том, чтобы помочь человеку обрести самого себя, разрешить СВОИ проблемы, а не проблемы своей РОЛИ.
Искренность порождает искренность. Это даже доказывать не нужно, для всех это очевидно, но как глубоко понимаем мы суть этого тезиса? Дело в том, что, выступая от лица какой-либо роли (Заботливая мать, Строгий отец, Авторитарный начальник, Исполнительный работник и т. д.), мы провоцируем другого человека на то, чтобы и он начал играть какую-либо роль, выступал не от своего лица, а от лица предписанного ему «персонажа», для которого характерно определённое поведение. Одно дело, когда это касается формальных взаимоотношений, тут это не только уместно, но и необходимо, но совсем иное, когда такой формализм сохраняется там, где это неуместно. Иной человек, находясь во власти комплексов неполноценности, будет строить из себя заносчивого, грубого, тогда как по сути он добрый и мягкий. Это его защита, ему так удобно. Однако есть одно серьёзное НО. Другие-то начинают строить своё с ним взаимодействие, ориентируясь на то, как он себя презентует. Вот и не остаётся места искренности, на её место приходит ролевое взаимодействие. Искренним быть трудно, это требует от человека прежде всего честности перед самим собой, а это вещь не сама по себе разумеющаяся, это психологическое состояние приобретается через определённые трудности.
Вспомните Родиона Раскольникова из произведения Фёдора Михайловича, как он сам заблуждался на свой собственный счёт. Пойдя на убийство старухи-процентщицы, он хотел доказать самому себе, что он человек особенный, не как все. А в итоге на поверку оказался самым что ни на есть обыкновенным, и узнать-то это можно было без преступления, нужно было просто быть до конца искренним перед самим собой.
Есть один художественный фильм, достаточно глубокий, снятый Андреем Тарковским – «Сталкер». Это фантастический фильм, рассказывающий о некой аномальной «зоне», возникшей в результате удара метеорита. В центре этой хорошо охраняемой зоны находится комната, в которой, по преданию, исполняются желания. Но исполняются не все, а лишь те, что выстраданы, самые искренние, самые глубокие, отражающие суть человека. Так вот, все, кто прошёл через эту комнату, плохо кончили, и герои фильма, дойдя до самого порога комнаты, так и не решились в неё зайти. Вопрос, почему? Ведь вроде только пожелай – и всё исполнится. А вот нет, испугались они, что самые сокровенные желания у них вовсе не те, которые приходят на ум, что не счастья другим они хотят, а движут ими куда более низкие, корыстные мотивы.
Вот и нам стоит задуматься над тем, какое наше желание было бы исполнено, окажись мы в этой комнате. Так ли уж мы искренни перед самими собой, так ли чисты наши намерения? Вообще, хотелось бы отдельно отметить, что, обращаясь с мольбой ко Всевышнему, нередко мы обнаруживаем, что наша просьба не выполняется, что Всевышний не отвечает на нашу мольбу. Думаю, что дело тут как раз таки в нашей искренности – или её отсутствии. На самом ли деле всё наше естество желает того, о чём мы просим, или всё же в сердце у нас совсем другие потребности? Надо понимать, что Всевышний видит сквозь Персону, ему открыта наша Самость во всём своём проявлении, со всеми потаёнными уголками. И если нам вдруг думается, что Всевышний не отвечает на нашу мольбу, то дело тут может быть в том, что мы просим не совсем того, чего желаем, а то, чего на самом деле желаем, может нанести нам вред, и для нас же лучше, чтобы этого не было нам дано.
Не забывайте, что только искренность может породить ответную искренность. Начнём с самих себя и тогда увидим, как всё само по себе начнёт вокруг меняться в лучшую сторону. Важно не убегать от своих тёмных сторон, а принять их как свои собственные и тем самым взять их под контроль.
Источник: islam.ru