Толкование акиды «Ан-Насафия». Имам ан Насафи

Абу Хафс  Наджм ад-дин ан Насафи и его «Символ веры»
Абу Хафс Анаджм ад дин Умар ибн Мухаммад  ан Насафи (461-537). Родился он в городе  Насаф (сегодняшний Карши в Узбекистане) который в середине века был одним из научних центров Средней Азии  как и соседние более известные города Бухара и Самарканд. Скончался же этот ученый  в Самарканде. Он учился у шейхов Абу Мухаммада Ан Нухи Ан Насафи, Абу ал-Йурса аль-Баздава, и у Абу Али Ан Насафи. Источники сообщают что он был ученым в области фикха, тафсира, хадиса, литературы, языка и истории, передавал хадисы от 550 шейхов, был великим аскетом , Также известно что он был  одним из учителей имама Бурхан ад-дина аль-Маргинани.

Имам ан Насафи является автором около ста трактатов и книг по различным отрослям исламских наук. Ему принадлежит историческое произведение «аль-Канд фи тарих уляма Самарканди» и комментарий к Корану на персидском языке. Среди его сочинений есть книга «Китаб фи байан мазахию аль-мутасаввифа» (Разъяснение суфийских толков).

Особое место среди его трудов занимает «Насафитский символ веры» «аль Акаидан-Насафиййя» это не большое сочинение относится к жанру «акида» особому  роду  мусульманской богословской науки,  появившаяся в период  активного  сложения догматико-провавой системы ислама т.е. начиная с 8 века. Сочинения этого жанра представляют собой сжатое, четкое изложение позиции школы или отдельного автора  в основных вопросах догматики и права. Их текст носит прокламационный характер. Постулируемые положения предваряются формулировками «необходимо уверовать в….»,» мы убеждены, что…» и подобными  им. Являясь своеобразным фондом догматов, идей, представлений,  краткий  «символ веры»-необходимый элемент  традиционного мусульманского образования.

В своем символе веры Абу Хафс ан Насафи собрал воедино главные  и основные положения  сунитского вероучения  в достаточно краткой форме. Легкой для запоминания. Главным  источником  имама Абу Хафса Ан Насафи была  книга  « Табсират аль-адилля», написанная  имамом Абу аль-Муином  ан Насафи (ум. в 508 г.х.)

Как писал Валиди «самым популярным сочинением в мусульманских медресе было «Акыда Насафи» с коментарием Тафтазани».  До революции заучивали  текст этого сочинения  наизусть и изучали не только  толкование ат-Тафтазани  к нему, но и комментарии. Османские турки  также  изучили насафийский символ веры , некоторые шейхи  читали и разъясняли  его своим ученикам мюридам  после намаза аль –аср.

Турецкий  исследователь  Улудаг  без ссылки на дату сообщает, что  в Турции издавался насафитский символ веры  под названием» Матн аль –акаид» с разъяснениями суфийского шейха Араба Худжы  и виде 30-ти  страничного трактата.

 

Автор ‘Абд ал-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, профессор богословия
Рамади – Ирак.

 
Лезгинский исламский просветительский портал