Толкование акиды «Ан-Насафия». Имам ан Насафи
- Подробности
- Автор: Admin
Абу Хафс Наджм ад-дин ан Насафи и его «Символ веры»
Абу Хафс Анаджм ад дин Умар ибн Мухаммад ан Насафи (461-537). Родился он в городе Насаф (сегодняшний Карши в Узбекистане) который в середине века был одним из научних центров Средней Азии как и соседние более известные города Бухара и Самарканд. Скончался же этот ученый в Самарканде. Он учился у шейхов Абу Мухаммада Ан Нухи Ан Насафи, Абу ал-Йурса аль-Баздава, и у Абу Али Ан Насафи. Источники сообщают что он был ученым в области фикха, тафсира, хадиса, литературы, языка и истории, передавал хадисы от 550 шейхов, был великим аскетом , Также известно что он был одним из учителей имама Бурхан ад-дина аль-Маргинани.
Имам ан Насафи является автором около ста трактатов и книг по различным отрослям исламских наук. Ему принадлежит историческое произведение «аль-Канд фи тарих уляма Самарканди» и комментарий к Корану на персидском языке. Среди его сочинений есть книга «Китаб фи байан мазахию аль-мутасаввифа» (Разъяснение суфийских толков).
Особое место среди его трудов занимает «Насафитский символ веры» «аль Акаидан-Насафиййя» это не большое сочинение относится к жанру «акида» особому роду мусульманской богословской науки, появившаяся в период активного сложения догматико-провавой системы ислама т.е. начиная с 8 века. Сочинения этого жанра представляют собой сжатое, четкое изложение позиции школы или отдельного автора в основных вопросах догматики и права. Их текст носит прокламационный характер. Постулируемые положения предваряются формулировками «необходимо уверовать в….»,» мы убеждены, что…» и подобными им. Являясь своеобразным фондом догматов, идей, представлений, краткий «символ веры»-необходимый элемент традиционного мусульманского образования.
В своем символе веры Абу Хафс ан Насафи собрал воедино главные и основные положения сунитского вероучения в достаточно краткой форме. Легкой для запоминания. Главным источником имама Абу Хафса Ан Насафи была книга « Табсират аль-адилля», написанная имамом Абу аль-Муином ан Насафи (ум. в 508 г.х.)
Как писал Валиди «самым популярным сочинением в мусульманских медресе было «Акыда Насафи» с коментарием Тафтазани». До революции заучивали текст этого сочинения наизусть и изучали не только толкование ат-Тафтазани к нему, но и комментарии. Османские турки также изучили насафийский символ веры , некоторые шейхи читали и разъясняли его своим ученикам мюридам после намаза аль –аср.
Турецкий исследователь Улудаг без ссылки на дату сообщает, что в Турции издавался насафитский символ веры под названием» Матн аль –акаид» с разъяснениями суфийского шейха Араба Худжы и виде 30-ти страничного трактата.
Автор ‘Абд ал-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, профессор богословия
Рамади – Ирак.