Толкование акиды «Ан-Насафия». Введение

Классификация законов шариата

Законы шариата можно разделить на два вида:

1. Практические - «‘амалия». К ним относятся законы, разъясняющие нам те или иные деяния, например, обязательность молитвы, запретность прелюбодеяния и др., их еще называют «ал-фар‘ия»[1].

2. Теоретические - «и‘тикадия». К ним относятся законы, связанные с изложением устоев веры, убеждениями; например, вера в единство Бога, в наступление Судного дня, обязательность признания столпов Ислама и пр. Еще эти законы называют «аслия»[2].

Первые обозначают терминами «шариат» и «закон», а вторые - «знание о единобожии и атрибутах»[3], именно они и являются темой нашего исследования.

Определение

Языковое значение слова «тавхид» - отнесение к единству[4], а специальное значение - наука, изучающая религиозные убеждения, на основе аутентичных доводов[5].

 

Предмет

Из определения становится ясно, что предметом этой науки являются религиозные убеждения[6].

 

Основатели

Шейх Абу-л-Хасан ал-Аш‘ари[7] и шейх Абу Мансур ал-Матуриди, их труды являются наиболее известными, в них приведены ясные и четкие доводы, опровергающие идеи их оппонентов[8].

 

Источник

Доводы на основе священных текстов и логической аргументации.

 

Изучаемые вопросы

Вопросы связанные с необходимым, недопустимым и допустимым в отношении Аллаха, посланников и подтверждения всего остального, что не поддается лицезрению[9].

 

Цель

Эта наука ставит пять целей:

Первая: поднять человека от уровня традиционных верований до уровня полной уверенности.

Вторая: указать и разъяснить истинный путь тем, кто его ищет, и заставить упрямцев привести свои доводы.

Третья: сохранение религиозных норм и правил от нападок и сомнений противников.

Четвертая: построение прочного здания шариатских наук, поскольку «тавхид» является их основой.

Пятая: исправление намерения и убеждения, чтобы обрести успех в райской обители[10].

 

Доводы

Доказательства, имеющие степень кат‘и[11], большинство из которых подкреплены доводами[12] из Корана и сунны.

 

Степень этой науки

Эта наука считается самой благородной, поскольку является основой религиозных наук, она направлена на познание в рамках шариата сущности Всевышнего Аллаха и Его посланников, мир им[13].

 

Правовое положение

Изучение этой науки является личной обязанностью   «العين فرض» каждого мусульманина и обязанностью мусульманского общества «فرض الكفاية» в целом.

Что касается личной обязанности каждого мусульманина, то имеется в виду, что каждый верующий должен быть знаком с общими доводами этой науки и обязан верить в необходимость существования Создателя, от которого зависит существование созданий. Также, например, каждый мусульманин обязан верить в существование ангелов, потому что Аллах сообщил об этом в своей Священной Книге.

Что же касается общественной обязанности всех мусульман общества, то речь идет о познании подробных доводов, например, довода о том, что существование и изменение этого мира, которое мы познаем из чередования покоя и движения, указывает на существование Создателя. То же самое касается и остальных атрибутов и невидимых сущностей.

 

Наименования этой науки

1. Наука о единобожии («علم التوحيد»). Она названа этим именем, поскольку основным объектом ее изучения является единство Аллаха, на котором и построена религия[14].

2. Наука калама (слова) («علم الكلام»), потому что обсуждение многих вопросов, которые изучает эта наука, начинаются фразой «Слово (утверждение) относительно того-то и того-то». Вопросы, поднятые каламом, были наиболее известными и наиболее важными, они привели к разногласиям среди мусульман и смутам, из-за которых пострадали многие ученые, в том числе имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах[15].

 

Также (это название дано) потому, что это первая наука, которую следует изучать, а познается она только при помощи речи.

А еще потому, что она помогает развить способность к познанию шариатской истины и ведению дискуссий с оппонентами[16].

3. Наука об убеждениях «علم العقائد», потому что она изучает предметы, в которые человек обязан верить и в отношении которых не имеет права сомневаться.

4. Наука об основах религии «علم أصول الدين» - религия включает в себя основные и частные, дополнительные вопросы, поэтому наука об убеждениях и была названа наукой об основах религии. Что же касается частных и дополнительных вопросов, то к ним относятся вопросы, связанные с деяниями и нравами. Первые изучает наука о мусульманском праве - «علم الفقه», а вторые - наука о духовности (суфизме) - «علم التصوف».

 

Причины появления этой науки

Салафы (мусульмане ранней эпохи) не изучали эту науку, не писали по ней труды и вообще не нуждались в ней. И все это потому, что они застали сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует ) и переняли от них чистую и верную акыду, у них был доступ к аутентичной информации[17]. Однако со временем ислам проник в среду неарабов, которые были знакомы с трудами греческих философов и началась эпоха изучения их трудов. Этот процесс довольно активно протекал во времена Абу Джа‘фара ал-Мансура[18], Харуна ар-Рашида[19], а к своему логическому завершению он подошел во времена халифа ал-Ма'муна[20], по приказу которого на арабский язык были переведены многие труды греческих ученых и философов.

Именно в этот период появились смутьяны, которые под влиянием упомянутых философских трудов начали вносить в мусульманскую акыду различные непозволительные нововведения (бид‘а) и идеи, не соответствующие мусульманской акыде, противоречащие текстам Корана и сунны. Например, они начали давать антропоморфистские трактовки божественной сущности, приписывать Аллаху тело, заявили об извечности мира, отвергли идею о воскрешении в Судный день и т.д.

Первыми на их притязания ответили му‘тазилиты, которые, пользуясь приемами своих оппонентов, заложили основы и правила аргументации и опровержения этих ложных идей. Несмотря на все заслуги му‘тазилитов перед мусульманской уммой, их учение в некоторых вопросах противоречило идеям Ислама. Например, они высказали идею о том, что грешник не является ни неверным, ни верующим, а занимает среднее положение; о том, что Аллах обязан совершать лучшие деяния; о том, что Коран является созданием и т.д. Основоположником этого течения был Васил ибн ‘Ата'[21], который был учеником ал-Хасана ал-Басри. Когда же ал-Хасан ал-Басри[22], да смилостивится над ним Аллах, поднял вопрос о грешниках, Васил выступил с идеями противоположными идеям учителя, а после этого отделился от него и организовал свой кружок. Констатируя этот факт ал-Хасан ал-Басри сказал: «Васил отделился (и‘тазала) от нашего маджлиса», - поэтому он и его последователи были названы му‘тазилитами. Одним из последователей Васила был Абу ‘Али ал-Джубба'и, который также был одним из крупнейших имамов му‘тазилитов[23].

Шейх Абу-л-Хасан ал-Аш‘ари (основоположник данной науки) был одним из учеников ал-Джубба'и, но затем, в результате дискуссий на упомянутые спорные вопросы, изменил свои взгляды. В итоге развил свое учение, он и его последователи, а также Абу Мансур ал-Матуриди избрали своим кредо критику му‘тазилизма, установление истины, приведенной в сунне, и следование идеям мусульманской уммы, поэтому и получили прозвище «ахл ас-сунна вал-джама‘а»[24] («Последователи сунны и общины»).

 


[1] Частичный, производный, дополнительный, от арабского «фар‘». - п.п.

[2] Основные, аутентичные, от арабсого «асл». - п.п.

[3] См. «Шарх на-Насафия» ат-Тафтазани. С. 5.

[4] Акраб ал-маварид, 2/143.

[5] Ал-Хусун ал-Мухаммадия. С. 7.

[6] Наср ал-Лаали. С. 6.

[7] Абу-л-Хасан ал-Аш‘ари и ал-Матуриди были первыми авторами трудов по суннитскому каламу, изучавшему акыду ахл ас-сунна вал-джама‘а, что же касается основоположника самого калама, то им был Васил ибн ‘Ата, основатель му‘тазилизма.

Что же касается Абу-л-Хасана ал-Аш‘ари, то его полное имя - ‘Али ибн Исма‘ил ибн Исхак ибн ал-Хасан, его родословная восходит к известному сахабу Абу Мусе ал-Аш‘ари. Он был одним из крупных ученых-мутакаллимов, родился в Басре, примкнул к му‘тазилитам, достиг заметных успехов, но затем изменил свои взгляды на противоположные. Умер в Багдаде, говорят, что его перу принадлежит около трехсот трудов. Годы жизни 260г. (874г.) - 324г. (936г.), см. «Ал-А‘лям», 5/69.

Второй основоположник науки «ат-тавхид» имам ал-Матуриди. Его полное имя Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Абу Мансур ал-Матуриди, родом из Матурида (один из кварталов Самарканда). Его перу принадлежат книги «Ат-Тавхид», «Шарх ал-фикх ал-акбар» (который относят к трудам Абу Ханифы). Умер в Самарканде в 333г. (944г.).

[8] Наср ал-Лаали. С. 6.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Не допускающие сомнений, категорические; к ним, например, относятся коранические аяты, поскольку они переданы большим числом передатчиков по многочисленным путям. - п.п.

[12] «Шарх ан-насафия» ат-Тафтазани. С. 5.

[13] Там же.

[14] Ал-Хусун ал-Мухаммадия. С. 8.

[15] Известный имам Абу ‘Абдаллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбал, родословная которого восходит к знаменитому ‘Аднану. Он считается основоположником ханбалитского мазхаба. Умер в Багдаде в 241г. (855г.), похоронен на кладбище Баб Харб. См. «Табакат ал-ханабила» 1/4, и «Вафийат ал-а‘йан» 1/47.

[16] Шарх ан-насафия. С. 7.

[17] Там же.

[18] Абу Джа‘фар ал-Мансур, полное имя: ‘Абдаллах ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн ‘Аббас. Он был вторым аббасидским халифом, и первым халифом, который благодетельствовал науке. Он сам был хорошим знатоком фикха, литературы, философии, астрономии и в целом очень симпатизировал ученым. Он родился в 95 г. (714г.) в ал-Хумайме (близ Ма‘ана). В 136г. (753г.) он занял престол, по его приказу был построен Багдад, который стал новой столицей мусульманского государства. Он был довольно серьезным человеком, сторонился пустословия и веселья. Умер в Мекке при совершении хаджа в 158г. (775г.), похоронен в ал-Хаджун. См. «Ал-А‘лам», 4/259.

[19] Харун ар-Рашид - Абу Джа‘фар ибн ал-Махди Мухаммад ибн ал-Мансур ‘Абдаллах ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн ‘Абдаллах ибн ал-'Аббас занял пост халифа еще при жизни своего отца после смерти брата ал-Хади в четырнадцатый день месяца Раби‘ ал-аввал 170г. (13 сентября 786г.). Он был одним из известнейших мусульманских халифов, много воевал, совершал паломничество. Родился в Рее в 148г. (765г.). Был высокого роста, светлокожим и очень красивым, интересовался различными науками и литературой; каждый день за редким исключением совершал по сто рака‘атов молитв, кроме этого каждый день выделял подаяния в размере тысячи дирхемов. См. «Тарих ал-хулафа'». ас-Суйути. С. 283 и далее.

[20] Ал-Ма'мун - ‘Абдаллах ибн Харун ар-Рашид ибн Мухаммад ибн ал-Махди ибн Абу Джа‘фар ал-Мансур Абу-л-'Аббас. Он был седьмым аббасидским халифом в Ираке. Также один из известнейших халифов, был образован, при нем халифат занимал территории от Африки до Мавераннахра и Синда. Занял пост халифа в 198г. (813г.) и довел до конца дело, начатое дедом, по его приказу были переведены на арабский язык труды греческих ученых и философов. Годы его жизни 170г. (876г.) - 218г. (833г.). См. «ал-А‘лам», 4/287.

[21] Васил ибн ‘Ата', торговец пряжей у Абу Хузайфы, который был сюзереном племени Бану Дабба или Бану Мазхум. Васил считается основоположником му‘тазилизма, одни из известнейших имамов мутакаллимов. Он и его последователи были названы му‘тазилитами (отделившимися) потому, что он в свое время был учеником ал-Хасана ал-Басри, а затем отделился от него и организовал свой кружок, где начал преподавать. Часть последователей Василя были названы «василитами». Родился в 80г. (700г.), а умер в 131г. (748г.), см. «Ал-А‘лам», 9/121.

[22] Ал-Хасан ибн Йасар ал-Басри Абу Са‘ид считается таби‘ином, был имамом басрийцев. Крупный ученый в области фикха и языкознания. Родился в Медине в 21г. (642г.) умер в 110г. (728г.), см. «Ал-А‘лам», 2/242.

[23] Мухаммад ибн ‘Абдал Ваххаб ибн Салам ал-Джубба'и Абу ‘Али - один из имамов му‘тазилизма, предводитель мутакаллимов, его последователи именовались джубба'итами. У него были свои, присущие только ему взгляды, был известен в Басре, а умер в Джубба' (одна из деревень близ Басры). Его перу принадлежит большой комментарий Корана, написанный в ответ ал-Аш‘ари. Родился в 235г. (849г.), а умер в 303г. (916г.), см. «Ал-А‘лам», 7/136.

[24] См. «Шарх ан-Насафия». - С. 8.

 

 

Скачать книгу

Источник : http://azan.kz

Лезгинский исламский просветительский портал