Биография шейха Мухаммада аль-Яраги
- Подробности
- Автор: muslim
Биография шейха Мухаммада аль-Яраги,
написанная его сыном Исмаилом
(перевод с арабского языка, комментарии)
В статье приводится перевод на русский язык интересного образца жанра биографий в дагестанской историче ской литературе - биографии ученого-богослова, шейха накшбандийского тариката, муршида Мухаммада аль-Яраги, написанной его сыном Исмаилом. Текст рассматривается как исторический источник, перевод снабжен комментариями.
The article provides the Russian translation of an interesting biography genre of Daghestani historical literature - the biography of the ‘alim, sheikh of the Naqshbandi tariqa, murshid, Muhammad al-Yaraghi, written by his son Ismail. The text is considered as a historical source, the translation has comments.
Среди выдающихся деятелей Дагестана XIX в. особое место занимает фигура ученого-богослова, шейха накшбандийского тариката, муршида Мухаммада аль-Яраги ал-Курали. Несмотря на это, жизнь, общественно-политическая деятельность и особенно творческое наследие Мухаммада аль-Яраги все еще остаются недостаточно изученными. Между тем еще в 1910 г. в «Исламской типографии» Мухаммад-Мирзы Мавраева в г. Темир-Хан-Шуре была издана литографическим способом объемная книга с образцами письменного наследия Мухаммада «Асар аш-шайх аль-Яраги»1, которая до сих пор не переведена на русский язык.
В Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (ф. 15, оп. 1, № 64) хранится экземпляр этой книги. Всего в ней 192 страницы, формат - 17,7x11 см. На 188 страницах содержится арабский текст, 4 последние оставлены пустыми, для записей2.
Ознакомление с текстом позволило установить, что: на стр. 2—52 содержится известное сочинение шейха Мухаммада аль-Яраги «Асар аль-Яраги»; на стр. 53—126 — его же поэтическое произведение «Касида ат-та’ийа ал-кубра»; на стр. 127—134 — его же «Ка-сида ат-та’ийа ас-сугра»; далее приводятся образцы поэзии и корреспонденции аль-Яраги3. Письма адресованы как известным нам, так и неизвестным людям и целым обществам, они различного содержания, например, с призывом строго придерживаться норм шариата, вступить в ряды последователей тариката и пр. На стр. 141—143 содержится биография Мухаммада аль-Яраги. В тексте не указано, кто является ее автором. А.Р. Шихсаидов на основании изучения одной из рукописных копий данной биографии, ныне хранящейся в Институте восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге, установил, что автором является Исмаил - сын шейха Мухаммада аль-Яраги [1]. А. Р. Шихсаидовым издан в русском переводе отрывок арабского текста этого жизнеописания. Отсутствие полного перевода побудило нас к публикации всего текста на русском языке.
Перевод текста биографии с арабского языка
«Мухаммад, сын Малла-Исма‘ила, сына Малла-Шайх-Камала, сына Нузура4 аль-Яраги ал-Курали вступил на путь прекрасного тариката в тысяча двести тридцать седьмом году5, когда ему был пятьдесят один год. Пробудившись от [сна] отрешения, он вздыхал от сожаления, [что не сделал этого раннее].
Ему пришлось испытать все горести преследования, особенно от проклятых (ал-махзула)6 русских. Из-за этого он был вынужден бежать в начале месяца зу-л-хиджжа тысяча двести сорок пятого года в область (вилайат)7 Табасаран(طابسران). Он жил в течении примерно шестнадцати месяцев в селении Кюряг(Кураг; كراغ), — да смилуется Всевышний Аллах над его жителями. Затем он отправился в селение Дюбек(Тивак; طواك), где пребывал примерно двадцать дней8. Затем он переселился оттуда вместе с известным ученым, выдающейся личностью, обновителем религии (муджаддид), борцом на [пути] Аллаха Гази-Мухаммадом, при его возвращении со своим победоносным войском после осады города Дербента (Баб ал-Абваб) в месяце раби‘ ал-ахир [1247 г.х.]9. [Мухаммад аль-Яраги] остановился в селении Эрпели(Ирфили; ارفلى) на несколько дней. Затем он переехал в селение Чиркей(Чирки; چركى), где оставался около месяца. После выступления Гази-Мухаммада с его победоносным войском в Чечню (вилайат Чачан; چچان) для нападения на крепость Кизляр, где ему сопутствовал успех, [в Чиркей] пришли грешные не верные вместе с лицемерами и нечестивцами [из числа мусульман], и чиркеевцы заключили мир с неверными10. По этой причине Мухаммад [аль-Яраги] переселился оттуда со своей семьей и учениками в селение Игали(Ихали; اهلى) в [месяце] джумада ал-ахира,11 и жил там до месяца зу-л-ка‘да12. Затем он отправился оттуда в селение Гимры (Кимра; كمراه) – место жительства упомянутого борца за веру [Гази-Мухаммада], – да простит его Всевышний Аллах! И он жил там до месяца джумада ал-ула [1248 г.х.]13. Затем он переселился оттуда в селение Балахани (Балах; بلڮ ) примечание14 в середине этого же месяца. По истечении примерно двадцати дней неожиданно пришли неверные вместе с лицемерами и злодеями. В понедельник, в четвертый день [месяца] джумада ал-ахира15 между ними произошло сражение, войско мусульман потерпело поражение из-за некоторых лицемеров среди них. Упомянутый ученый муж, обновитель религии [Гази-Мухаммад], - да помилует его Всевышний Аллах, и да будет он ходатаем за нас в Судный день! - стал мучеником за веру вместе с некоторыми учеными, среди которых, совершивший обряд хаджа ‘Али-афанди, Нур-Мухаммад ал-Кахи(القاخى), Малла-Ахмад ал-Кубали(القوبالى), Салман-афанди,16 и некоторыми храбрецами и достойными людьми, — да помилует их Всевышний Аллах, и да сделает Он их нашими заступниками [в Судный день].
Дела религии, [возвысившиеся] благодаря усилиям непоколебимого обновителя [Гази-Мухаммада], были сведены на нет. Число ее сторонников уменьшилось, а число противников преумножилось. Дело благородного пути (шариата) было отброшено назад, и лицемеры отвергли речь Всевышнего Аллаха. Проведя некоторое время [в Балахани, Мухаммад аль-Яраги] почувствовал, что его зрение слабеет. Он усердно принялся за заучивание Корана, которое он завершил в последние дни месяца шаввал [1250 г.х.]17 при помощи Всезнающего, Всевластного (ал-Малик) [Аллаха], прямо, перед тем как отправиться в селение Согратль (Сугур; ثغور). [Мухаммад аль-Яраги] переселился туда [из Балахани] в начале месяца мухаррам тысяча двести пятьдесят первого года18, и жил [в Согратле] в течение примерно трех лет и четырех месяцев19.
Затем постигла его, - да будет над ним милость Всевышнего Аллаха, — сильная болезнь, утром в четверг девятого числа [месяца] джумада ал-ахира тысяча двести пятьдесят четвертого года20 от даты хиджры Господина демонов и людей. В понедельник, в послеполуденное время, тринадцатого числа того же месяца,21 он скончался во время совершения ритуального омовения, - да смилуется над ним Всевышний Аллах! Собрались ученые, хаджии и благочестивые люди селения Согратль — да будет оно хранимо от всех напастей и зол, и мы совершили с ними заупокойную молитву и похоронили его там во вторник утром. Да помилует [Мухаммада аль-Яраги] Аллах и облачит в одеяния прощения, и да поселит его в самых лучших чертогах рая, и да сделает его нашим заступником в день Суда, ради почтения к правдивейшему пророку, его семейству и благословенным сподвижникам. Аминь! Он, — да помилует его Аллах, — был опорой выдающихся ученых, шейхом всех шейхов, украшением мусульман и ислама, обновителем шариата, наставником (муршид) накшбандийского тариката, приближенным к Всевышнему (валий), познавшим Господа, отрешенным от всего мирского (захид), пребывающим постоянно в богослужении, знавшим Коран наизусть, совершившим хиджру (мухаджир) на пути Сострадающего [Аллаха], не терпевшим несправедливость, обладавшим неиссякаемой энергией, скромностью, щедростью, добротой к рабам Аллаха. В общем, он обладал самым благим нравом, все возвышенное и чистое ему было присуще, все низкое и порочное было ему чуждо, — да помилует его Всевышний, Всевластный, Милующий, и да сделает его нашим заступником в день Воскрешения. Аминь!».
Комментарии
Таким образом, из биографии следует, что:
1. Мухаммад аль-Яраги родился в 1186 г. хиджры, т.е. между 4 апреля 1772 г. и 24 марта 1773 г. (по григорианскому календарю - далее: г. к.). Его нисбы - аль-Яраги и ал-Курали свидетельствуют, что он происходил из лезгинского селения Верхний Яраг (лезг.: Вини Яраг) дагестанской исторической области Кюра22.
2. Отца Мухаммада звали Исмаил, деда - Шайх-Камал, прадеда - Нузур (местное произношение данных личных имен - Шихкамал, Нюзюр). Отец и дед, вероятно, были образованными людьми, поскольку носили приставку (хитаб) к имени «Малла» (знаток в области мусульманского права и ритуала), которая впоследствии стала частью их имени23.
3. Мухаммад аль-Яраги стал суфийским шейхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г. по г. к. (16 сентября 1821 г. - 5 сентября 1822 г. по юлианскому календарю - далее ю. к.).
4. В самом конце мая 1830 г. (по г. к.; середине мая по ю. к.) шейх бежал в Табасаран из-за преследования русскими.
5. Мухаммад аль-Яраги пробыл в табасаранском селении Кюряг в течение «16 месяцев» - с конца мая 1830 г. по середину августа 1831 г. (по г. к.; с середины мая 1830 г. по начало августа 1831 г. по ю. к.).
6. Промежуток времени с середины августа по начало сентября 1831 г. (по г.к.; по ю. к. - 20 дней августа) шейх провел в табасаранском селении Дюбек.
7. 9—10 сентября 1831 г. по г. к. (28—29 августа по ю. к.) аль-Яраги присоединился к имаму Гази-Мухаммаду, который поселил шейха на несколько дней в кумыкском селении Эрпели.
8. В сентябре 1831 г. Мухаммад аль-Яраги с семьей переехал в аварское селение Чиркей и покинул его примерно 8 ноября 1831 г. (по г. к.; 27 октября по ю. к.).
9. Приблизительно 9 ноября 1831 г. (по г. к.; 28 октября по ю. к.) шейх и его домочадцы перебрались в аварское селение Игали, где жили до начала апреля 1832 г. по (г. к.; до конца марта по ю. к.).
10. В начале апреля 1832 г. (по г. к.; в конце марта по ю. к.) шейх переселился в аварское селение Гимры, где жил вплоть до конца сентября 1832 г.
11. Приблизительно 26 сентября 1832 г. по г. к. (14 сентября по ю. к.) аль-Яраги с семьей переселился в аварское селение Балахани.
12. В период пребывания в Балахани (конец сентября 1832 - конец февраля 1835 г.) шейх начал терять остроту зрения, принялся заучивать Коран наизусть и стал хафизом.
13. В первых числах мая 1835 г. (по г. к.; середине апреля по ю. к.) аль-Яраги вместе с семьей переехал в аварское селение Согратль.
14. 30 августа 1838 г. (по г. к.; 18 августа по ю. к.) Мухаммад аль-Яраги занемог, 3 сентября (по г. к.; 22 августа по ю. к.) скончался, и на следующий день шейх был захоронен.
15. Мухаммад аль-Яраги прожил 66 лет (68 лет по мусульманскому летоисчислению), из которых последние 8 лет мухаджиром.
Обращает на себя внимание тот факт, что Исмаил написал о своем отце весьма скудно — по сути, только родословную, дату вступления в тарикат и хронологию смены шейхом места жительства. В тексте не упоминается о первом переселении Мухаммада аль-Яраги в Табасаран. Из русских источников следует, что в марте 1824 г. командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал А.П. Ермолов дал указание Аслан-хану Казикумухскому покончить с появившимся в Дагестане движением под руководством аль-Яраги. Хан имел встречу с шейхом и сообщил генералу, что сделаны соответствующие внушения и объявил «о совершенном водворении спокойствия». В следующем, 1825 г. «местное начальство вторично довело до сведения Генерала Ермолова информацию о действиях муллы Магомета и об успехах его учения. Генерал Ермолов строжайше предписал Аслан-хану схватить мюршуда (муршида. - М. М., 3. 3.) и доставить его в Тифлис. Но Аслан-хан поручил это дело Гарун-беку, бывшему правителю кюринских владений, и хотя мулла Магомет, без всякого с его стороны сопротивления, был приведен в главное кюринское селение Кураг (Курах. — М. М., 3. 3.), однако тотчас же бежал оттуда, или, как некоторые полагают, добровольно был отпущен. После бегства из Курага он скрывался в вольной Табасарани, где с успехом проповедовал мюридизм; семейство же его и родные проживали, между тем, спокойно в селении Яраг». В конце следующего 1826 г. шейх вернулся в Яраг, а в 1830 г. при новом «настоятельном требовании» командующего Отдельным Кавказским корпусом И.Ф. Паскевича (сменил А. Ермолова) о выдаче его успел при помощи хана уйти в Табасаран [6, 7, 8].
Также в тексте Исмаила нет информации о произведениях Мухаммада аль-Яраги, его деятельности в качестве имама общины, суфийского шейха и другой информации, которая представляет интерес. Даже когда делается отступление, описываются достоинства Гази-Мухаммада, автор не указывает, что его сестра Хафсат (дочь Мухаммада аль-Яраги) была супругой имама. В некоторых аварских селениях нам приходилось слышать предание, что отцом ее сына Хасана ал-Алкадари мог быть Гази-Мухаммад. Между тем обще известно, что отцом Хасана был уроженец лезгинского селения Алкадар, ученый-богослов Абдаллах, сын Курбан-Али (ум. в 1278/1861—62 г.). Сторонники версии об отцовстве Гази-Мухаммада обычно ссылаются на два обстоятельства: 1) мать Хасана Хафсат первоначально была замужем за Гази-Мухаммадом; 2) Хасан родился в с. Балахани, где семейства ал-Йарагй и Гази-Мухаммада жили в момент гибели имама и после данного события. Однако дата рождения Хасана ал-Алкадари хорошо известна, ее приводит он сам в своем сочинении «Асари Дагестан» - это 11 число месяца джумада ал-ахира 1250 г. х. (15 октября 1834 по г. к.; 3 октября по ю. к.), т.е. через два года после гибели Гази-Мухаммада, когда Хафсат была женой алкадарца Абдаллаха, сына Курбан-Али [9]. На это сторонники версии об отцовстве Гази-Мухаммада отвечают, что время рождения могло быть изменено. Последнее не выдерживает критики, поскольку нет аргументированных причин для сокрытия данного обстоятельства, и оно не согласуется с шариатом, которому семейство аль-Яраги старалось строго следовать. Сам Хасан ал-Алкадари в «Асари Дагестан» своим отцом называет Абдаллаха ал-Алкадари, а своей родиной указывает село Алкадар (ныне в Сулейман-Стальском районе РД) [10]. О своем отце Абдаллахе Хасан ал-Алкадари пишет также в арабоязычном дневнике, представляющем собой семейную хронику, генеалогию ученого. В этой хронике, в частности, сообщается о рождении у него сына, названного «именем покойного отца Хаджжи Абдаллаха-эфенди»[11]. Знаток биографий дагестанских ученых Назир ад-Дургили (1891—1935) также пишет об Абдаллахе Курбан-Али ал-Алкадари как об отце Хасана ал-Алкадари [12]. Таким образом, все письменные источники единодушны в том, что отцом Хасана ал-Алкадари был Абдаллах, сын Курбан-Али ал-Алкадари.
Биография Мухаммада аль-Яраги, написанная его сыном, видимо, была хорошо знакома исследователям жизненного пути дагестанских ученых-богословов. Например, некоторые подробности (пребывание в Согратле «в течение трех лет и четырех месяцев» и др.) имеющиеся в биографических сочинениях Назира ад-Дургили и Али ал-Гумуки (Каяева) [13, 14], свидетельствуют об этом.
Тот факт, что рассматриваемая биография включена в одну книгу с произведениями Мухаммада аль-Яраги, является аргументом в пользу того, что опубликованное наследие шейха было собрано его сыном. Исмаил аль-Яраги был известным ученым-богословом и преподавателем. Образование получил у своего отца - шейха Мухаммада аль-Яраги и других дагестанских ученых. В течение около 20 лет он занимал должность главного кадия (кади ал-кудат) Кюринского округа Дагестанской области. О нем пишут, в частности, Хасан ал-Алкадари [15], приходившийся Исмаилу аль-Яраги племянником, и Назир ад-Дургили [16]. На надмогильном памятнике Исмаила аль-Яраги в селе Верхний Яраг высечена арабская эпитафия, полный текст которой гласит: «Каждый, кто на ней (т. е. на Земле), исчезнет. Усыпальница шейха, выдающегося ученого, хафиза (т.е. знающего Коран наизусть), совершившего обряд хаджа (ал-хаджж) Исма‘ила-афанди, сына шейха, хафиза Мухаммада-афанди, сына Исма‘ила-афанди, сына Малла-Шайх-Камала, сына Ну-зура аль-Яраги, - да освятит Всевышний Аллах их могилы, да будут освещены их могилы! Он умер (буквально: «забрал его Всевышний Аллах») в месяце сафар 1322 г.» (т.е. между 17 апреля и 15 мая 1904 г. по г. к.; 4 апреля и 2 мая по ю. к.).
Сведения, приведенные Исмаилом аль-Яраги в биографии своего отца, которые можно сопоставить с данными русскоязычных источников, в частности, с армейскими рапортами, и дагестанскими арабоязычными источниками, показывают их абсолютное соответствие и высокую степень достоверности. Примерами этому могут служить датировки похода Гази-Мухаммада на Дербент, смерти имама, заключения договора между русскими военными и чиркеевцами. Установить точную дату написания биографии на основании имеющихся материалов не представляется возможным. Предположительно, биография была составлена в конце XIX в., но, вероятно, автор пользовался ранними (своими или чужими) записями. В печатном издании биографии, осуществленном в «Исламской типографии», не указано название, которое дал своему труду автор. Между тем рукописный список данного сочинения, хранящийся в Институте восточных рукописей РАН, озаглавлен как «Тар-джамат хал аш-шайх Мухаммад б. Исма‘ил аль-Яраги ал-Курали»24 [17] («Биография шейха Мухаммада, сына Исмаила аль-Яраги ал-Курали»).
«Биография шейха Мухаммада, сына Исмаила аль-Яраги ал-Курали» интересна, кроме прочего, тем, что является одним из немногих образцов жанра биографий в дагестанской традиции, посвященных жизни одной отдельной личности [18].
Исследование осуществлено в рамках гранта РГНФ № 15-01-00389.
Примечания
1. Здесь и далее названия арабоязычных трудов переданы в упрощенной транскрипции, а имена собственные, зафиксированные в арабоязычных текстах, — в упрощенной транслитерации.
2. Владельцы не преминули этим воспользоваться — они заполнены записями. На стр. 193-194 со держится поэтическое произведение, посвященное дагестанским ученым-богословам.
3. Авторы данного исследования планируют изучение указанных произведений Мухаммада аль-Яраги.
4. В тексте: «نذر». Возможны различные варианты чтения данного редкого имени. А.Р. Шихсаидов прочитал его как «Назир» и «Назар». На надмогильной эпитафии сына аль-Яраги оно записано в форме «نوزر» и прочтено нами как «Нузур». В опубликованной «Родословной Гасана-эфенди Алкадари» данный антропоним приводится в форме «Нюзюр».[2, 3, 4]
5. Начался 28 сентября 1821 г. по г. к. (16 сентября по ю. к.).
6. Это не первый известный нам случай, когда царская цензура не проявила бдительности.
7. Начался 24 мая 1830 г. по г. к. (12 мая по ю. к.).
8. В соответствии с устной традицией, в Дюбеке Мухаммад аль-Яраги выдал свою дочь за имама Гази-Мухаммада.
9. Начался 9 сентября 1831 г. по г. к. (28 августа по ю. к.).
10. Заключение мира имело место 27 октября (8 ноября по г. к.) 1831 г.[5]
11. Начался 7 ноября 1831 г. по г. к. (26 октября по ю. к.).
12. Начался 2 апреля 1832 г. по г. к. (21 марта по ю. к.).
13. Начался 26 сентября 1832 г. по г. к. (14 сентября по ю. к.).
14. Буквально: «Карйат Балах», т.е. «селение балаханцев». В тексте для передачи несвойственных для арабского языка фонем использованы литеры «ڮ» (каф с тремя точками внизу) и «چ» (ха с тремя точками внизу), которые в дагестанском варианте аджама соответствуют лезгинским и аварским буквам «хь» и «ч» (Чиркин, Чун).
15. 29 октября 1832 г. по григорианскому и 17 октября 1832 г. по юлианскому календарю.
16. Указаны ученые, имена которых не упоминаются в биографических словарях дагестанских авто ров, посвященных богословам. Судя по их нисбам, двое из них были родом из населенных пунктов, расположенных к югу от Самура и в Закавказье, — Куба и Ках.
17. Завершился 28 февраля 1835 г. по г. к. (16 февраля по ю. к.).
18. Начался 29 апреля 1835 г. по григорианскому календарю.
19. В данном месте имеется значок с пояснением на полях, что текст с самого начала до этого места передается из уст Мухаммада аль-Яраги.
20. 30 августа 1838 г. по г. к.
21. 3 сентября 1838 г. по г. к. (22 августа по ю. к.).
22. В полном имени шейха традиционно используются нисбы аль-Яраги и ал-Курали. Сам шейх указывал нисбу аль-Яраги, она запечатлена в его надмогильной эпитафии в с. Согратль, на надмогильном памятнике его сына в с. Вини Яраг, в многочисленных письменных источниках (в том числе опосредованных, таких как деловая и личная переписка), в арабоязычных сочинениях Мухаммад-Тахира ал-Карахи, Абдуррахмана ал-Газигумуки, Хасана ал-Алкадари, Шуайба ал-Багини, Назира ад-Дургили, Али ал-Гумуки (Каяева) и множестве других. Иных указаний об общинной принадлежности и происхождении Мухаммада аль-Яраги в исторических источниках и научной литературе не имеется.
23. Термин арабского происхождения «мавла» (مولى) — «попечитель», «господин», «покровитель» приобрел в персидском языке собственный смысл и был заимствован арабским языком в форме «мулла», «малла» (ملا) со значением «знаток в области мусульманского права и ритуала». Мы читаем его как «малла», поскольку именно в этой форме (огласованный фатхой) он встречается в тексте.
24. Авторы каталога неверно прочитали данную нисбу как «ал-Кудали».
Литература
1. Шихсаидов А. Р. Письменные памятники Дагестана (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVII-XIX вв. Махачкала, 1989. С. 9.
2. Гасан-эфенди Алкадари. Асари-Дагестан. Махачкала: Лотос, 2014. С. 82.
3. Шихсаидов А. Р. Письменные памятники Дагестана... С. 9.
4. Амрахов Алихан. Гасан Алкадари. Взгляд в будущее из глубин времен через призму науки // Сайт Федеральной лезгинской национально-культурной автономии [Электронный ресурс]. URL: http://flnka.ru/lichnosti/615-gasan-alkadari-vzglyad-v-buduschee-iz-glubin-vremen-cherez-prizmunauki.html (дата обращения: 29.10.2014).
5. Отношение барона Розена к гр. Чернышеву от 12 ноября 1831 г., № 136 // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Т. VIII. Тифлис, 1881. С. 544.
6. Неверовский А. О начале беспокойств в Северном и Среднем Дагестане. СПб., 1847. С. 12-13.
7. Комаров А. Казикумухские и кюринские ханы // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1869. Гл. IV. С. 28-29.
8. Лобанов-Ростовский М. Б. Начало мюридизма на Кавказе // Русский архив. № 11. 1865. Изд. 2-е. М., 1866. С. 1160-1161.
9. Гасан-эфенди Алкадари. Указ. соч. С. 200.
10. Гасан-эфенди Алкадари. Указ. соч. С. 200-201.
11. Шихсаидов А.Р. Генеалогия Гасана Алкадари / / Гасан Алкадари. Ученый, поэт, просвети тель : сб. науч. тр. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. С. 170-171.
12. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых: Дагестанские ученые и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс, изд., указ. и библиогр. подгот. АР. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. М.: Изд. дом «Марджани», 2012. С. 135.
13. Али ал-Гумуки (Каяев). Тараджим улама’и Дагистан («Биографии дагестанских ученых-богословов») [Рукопись]. На араб. яз. 150 с. Место хранения: частная библиотека И.А. Каяева (г. Махачкала). С. 97-98.
14. Назир ад-Дургели. Указ. соч. С. 81-82.
15. Гасан-эфенди Алкадари. Указ. соч. С. 192-193.
16. Назир ад-Дургели. Указ. соч. С. 128.
17. Арабские рукописи Института востоковедения: Краткий каталог / под ред. А. Б. Халидова; сост.: С. М. Бациева, А. С. Боголюбов, К. А. Бойко, О. Г. Большаков, П. А. Грязневич, А. И. Михайлова, Л. И. Николаева, С. Б. Певзнер, М. Б. Пиотровский, А. Б. Халидов, Т. А. Шумовский. Ч. 2. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1986. С. 12.
18. Мусаев М. А. Дагестанские арабоязычные биографические и историко-биографические сочинения XIX - начала XX в. (общий обзор) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: www.science-education.ru/115-11933 (дата обращения: 04.02.2014).