Закят

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:≪Выделив закят со своего имущества, ты считаешься исполнившим свой долг≫. (Тирмизи,Закят, 2/618).

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе облезлого ядовитого змея с двумя черными пятнами на глазах. Он обовьется вокруг того человека, вопьется ему в щеки и скажет: ≪Я – твое богатство, я – твое сокровище≫.

Потом Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал (следующий аят): «Те, которые скупы на полученное ими от Аллаха, пусть не думают, что скупость для них лучше. Напротив, она хуже для них. В День воскресения они будут закованы в ожерелья из того, что они жалели. Аллах наследует небеса и землю, и Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Али Имран, 3/180) (Бухари, Закят, 3).

Комментарии

Всевышний Аллах, дарующий Своим рабам всевозможные блага, сообщает, что определенная часть их богатств предназначается неимущим. Эта часть называется закят. Суть его не в том, что обеспеченные люди, отрывая от сердца, выделяют милостыню, а в том, что часть их имущества Всевышний уже определил для бедных. Если человек не отдает эту часть, на которую они имеют полное право, то ему предстоит держать ответ за это. Поэтому в первом хадисе говорится, что, выплачивая закят, мы исполняем свой долг и избавляемся от ответственности.

С другой стороны, закят является выражением благодарности обладателей богатства за дарованное им. Всевышний Аллах говорит, что, если люди будут благодарны, то Он умножит им блага, если же – нет, то наказание Его сурово. (Ибрахим, 14/7). Всевышний Аллах, возложив на Своих рабов обязанность закята, как и в других случаях,не обделил их Своим милосердием, и тем, кто выполняет этот долг, Он обещает многие милости.

Поговорим о некоторых из них. В первую очередь, слово закят имеет значение ≪очищение≫ и ≪умножение≫. Наш Всевышний Господь, очищая души тех Своих рабов, которые подчиняются Его повелению и полностью выплачивают закят, от таких низменных качеств, как эгоизм, жадность, любовь к богатству и бренному миру, наделяет их высокой нравственностью. Вместе с тем, сделав их имущество чистым, дозволенным (халял), Он наделяет его благом (баракат). В священных аятах говорится:

«Бери (Мухаммад), с их имущества взносы на пожертвования (садака), чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом)…» (ат-Тауба, 9/103). «То, что вы пожертвуете [на подаяние], Он (Аллах) возместит вам…» (ас-Саба, 34/39). Разъяснив, кто и в каком количестве должен выплачивать милостыню фитр, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обосновал это так:

≪…Аллах, простив грехи богатых из вас, очистит ваше имущество. Что же касается бедных из вас, то Всевышний дарует ему больше, чем он пожертвовал для милостыни (садака)≫ (Абу Дауд,Закят, 21/1619).

Известная истина, что имущество чистосердечных и благодетельных мусульман, которые выплачивают закят и спешат помогать неимущим, день ото дня умножается по совсем неожиданным причинам. Достоверно, что причиной этого изобилия (баракат) в немалой степени является сердце того бедняка, которому была оказана помощь. В хадисе, который приведен в главе ≪Сладость веры≫, говорится, что человек, который каждый год от чистого сердца выплачивает закят и выделяет при этом не самое плохое, а годное имущество среднего качества, сможет постичь сладость веры. (Абу Дауд, Закят, 5/1582). Закят, заключая в себе пользу для отдельных лиц, также выполняет важную общественную функцию. Закят есть мост между разными социальными слоями. Он объединяет общество и уменьшает разницу между богатыми и бедными. Уменьшая число неимущих, он предотвращает многие проблемы, которые порождает бедность. Закят заглушает чувства зависти и вражды бедных к богатым. Связав людей узами любви, уважения и братства, объединяет их. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: ≪Закят – мост Ислама≫.(Байхаки, Шуаб, III, 20, 195; Хайсами, III, 62).

В то же время, этот хадис сообщает, что закят – это мост в будущую жизнь (ахират). Как говорит Катада, ≪закят есть мост между Адом и Раем. Кто выплачивает закят, тот, пройдя мост, обретает Рай≫, (Абдурраззак, Мусаннаф, IV, 108).

Если закят не выплачивается, то все его положительные стороны приобретают противоположный знак и, как человек, так и все общество, несут немалый ущерб. Во втором хадисе говорится о последствиях этого. Приведенный в нем пример показывает, какое тревожное состояние в этом мире и какое наказание в будущей жизни ожидает тех, кто не выплачивает закят. Невозможно даже вообразить, чтобы в этом мире или будущем был счастлив человек, который скупится, жалея для Аллаха то имущество, которое Он ему даровал, и наносит непоправимый ущерб своей нравственности. Болезнь скупости, которая требует лечения посредством закята, делает неспокойной жизнь человека в этом мире, а в будущей жизни обрекает на мучения укусами ядовитых змей. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал об этой разрушающей болезни:≪Есть ли болезнь хуже скупости?≫ ( аль-Адабуль-муфрид, № 296. Отдельно см. Бухари, Хумус, 15, Магази, 73; Ахмад, III, 308).
Самое плохое, что может быть в человеке, – это чрезмерная скупость и трусость≫. (Абу Дауд, Джихад, 20/2511).

В других хадисах наш Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) перечисляет скупость среди качеств, ведущих человека к гибели. (Мунави, III, 404/3471). Движимый жадностью человек, который не выплачивает закят с имущества, в котором есть доля, по праву принадлежащая не ему, а другим, и находящийся в поле зрения миллионов людей, разве может жить без волнений, со спокойной душой? Такой человек, обделенный любовью и ду’а окружающих, естественно, и в будущей жизни подвергнется самому мучительному наказанию. Его имущество будет лишено блага (бараката) в этом мире, и он по разным причинам все равно потеряет даже больше того, что должен был выплатить в виде закята.

Когда увеличивается число людей с подобным восприятием, то все общество начинает ьотносится к закяту как к непосильной ноше, а со временем совсем начинает им пренебрегать. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что в таком обществе появляются разные беды и проблемы. Однажды он сказал:Народ, который не выплачивает закят, обязательно будет лишен дождя. И, если они не ьдержат домашнюю скотину, им не будет послано дождя≫. (Ибн Маджа, Фитан, 22; Хаким, IV, 583/8623).

Т.е., когда не выплачивается закят, общество лишается блага. Дождь и пропитание (ризк) посылаются ради рабов Аллаха, склонившихся в поклоне, безгрешных душ и животных. Когда пренебрегают закятом, начинают сотрясаться основы общества, возникает пропасть между богатыми и бедными. Неимущие люди, оказавшиеся в таком положении, нередко встают на неправедный путь. В результате, и богатые, и бедные находятся в беспокойстве. Предупреждая об этой опасности, Всевышний Аллах говорит: «Делайте пожертвования во имя Аллаха и не ввергайте себя собственными руками в гибель. Вершите добро, ибо, воистину, Аллах любит добродеющих» (аль-Бакара, 2/195).

До этого мы говорили о том ущербе, который влечет за собой в этом мире оставление закята. В приведенном нами хадисе в том числе сообщается о мучительном наказании, ожидающем в будущей жизни. Всевышний Аллах говорит:
«… А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести [Мухаммад, что ждет их] мучительное наказание в тот день, когда в адском огне будет раскалено накопленное [золото и серебро] и ими заклеймены их лбы, бока и спины, [и им будет сказано]: «Вот то, что вы накопили для себя. Так вкусите же то, что вы копили!» (ат-Тауба, 9/34-35).

Есть много хадисов на эту тему. Вот один из них:

Одна родственница Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе со своей дочерью пришла навестить его. На руках ее дочери было два массивных золотых браслета. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у женщины:  
– Ты выплачиваешь с них (браслетов) закят?
 – Нет.
– А тебе понравится, когда в Судный день Аллах вместо них наденет огненныебраслеты?
Женщина тут же сняла их с дочери и протянула нашему Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), сказав: – Это должно принадлежать Посланнику Аллаха
≫. (Абу Дауд, Закят, 4/1563).

Поэтому мусульманин, пока не пришел срок, и он не раскаялся в своих поступках, должен с умиротворением в сердце выплачивать закят. В противном случае, наступит момент, когда время будет упущено, и он, даже если захочет, не сможет этого сделать. Его начнут мучить раскаяние и сожаление. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) сказал:

Кто владеет богатством, достаточным для того, чтобы для него стали обязательным (фард) закят и хадж, но не выполняет этого, после смерти будет требовать, чтобы его вернули обратно≫. Потом прочитал следующие аяты: «О вы, которые уверовали! Пусть ни ваше имущество, ни ваши дети не отвлекают вас от повиновения Аллаху. А те, кто настаивает на этом, – они и есть потерпевшие урон. Делайте жертвоприношения из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть и вы не скажете: «Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из праведных». (аль-Мунафикун, 63/9-11) (Тирмизи, Тафсир, 63/3316).

 

Лезгинский исламский просветительский портал