«Между человеком и ширком, куфром (неверием) - оставление намаза»

بسماللهالرحمنالرحيم

В Сахихе Муслима приводится хадис:

بَيْنَالرَّجُلِوَبَيْنَالشِّرْكِوَالكُفْرِتَرْكَالصَّلاَةِ
«
Между человеком и ширком, куфром - оставление намаза»

Сказал Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) в шархе (толковании) этого хадиса:

وأماتاركُالصلاةِفإنكانمُنكرًالوُجُوبهافهوكافرٌبإجماعالمسلمين, خارجٌمِنملةِالإسلامِإلاأنيكونَقَرِيبَعهدٍبالإسلام, ولميخالطْالمسلمينمدةًيبلُغهفيهاوجوبُالصلاةِعليه, 

وإنكانترْكهتكاسُلًامعاعتقادِهوجوبَهاكماهوحالُكثيرٍمنالناسِفقداختلفَالعلماءُفيه, فذهَبمالكٌوالشافعيُّرحِمهمااللهوالجماهيرُمِنالسلفِوالخلفِإلىأنهلايكفُربليفسُقويُستتابفإنتابَوإلاقتلناهحدًاكالزانيِّالمُحصَن, ولكنهيُقتَلبالسيفِ 
وذهَبجماعةٌمِنالسلفِإلىأنهيكفُروهومَرويٌّعنعليِّبنِأبيطالبٍكرَّماللهُوجْهَهوهوإحدىالروايتينِعنأحمدَبنِحنبلٍرحِمهالله. وبهقالعبدُاللهِبنُالمباركِوإسحاقُبنُراهويهِ. وهووجهٌلبعضِأصحابِالشافعيرِضواناللهعليه 
وذهَبأبوحنيفةَوجماعةٌمنأهلِالكوفةِوالمزنيُّصاحبُالشافعيِّرحِمهمااللهأنهلايكفُر, ولايُقتَل, بليعزَّرويُحبَسحتىيصلِّيَواحتجَّمَنقالبكفْرِهبظاهرِالحديثِالثانيالمذكورِ, وبالقياسِعلىكلمةِالتوحيدِ

Шарх: «Оставляющий намаз, если отвергает обязательность намаза, то он кяфир (неверующий), по единогласию мусульман, вышедший из религии Ислам. Исключение из этого, если он новообращенный в Ислам и не был вместе с мусульманами достаточное время, в котором до него дойдет обязательность намаза на нем. 
Но если его оставление намаза от лени и в, то, же время он верит в его важность – как это положение многих людей (в 7 веке хиджры) – то ученые разошлись (во мнении) о нем.

Имам Малик, Имам Шафии – рахимахумаЛлах – и джумхур/множество салафа и халафа сказали, что он не будет кяфиром(неверующим), а будет фасиком (грешник). От него захотят, чтобы он покаялся. Или покается, или мы убьем его в наказание/хадд (т.е. не по причине куфра). Как женатого человека, который сделал зина/прелюбодеяние. Но его надо убить мечом.
Сказали группа из салафа, что он будет кяфиром (неверующим). Это было передано от Али бин Аби Талиба - каррамаЛлаху ваджхах – и это один из риваятов от Ахмада бин Ханбаля – рахимахуЛлах. В таком же мнение Абдуллах бин Аль Мубарак, Исхак бин Рахавейх и это мнение некоторых сподвижников Шафия - ридвануЛлаху аляйх.
Сказали Абу Ханифа, группа из Куфийцев, Аль Музани сподвижник Шафия – рахимахумаЛлах – что он не будет кяфиром и не надо его убивать. Его надо наказать таъзиром и заключить в тюрьму до того пока не совершит намаз.
Те, кто во мнении такфира, привели как доказательство внешний смысл второго упомянутого хадиса и кияс/сравнение со словами Тавхида
».

 

Продолжение слов Имама Мухйиддина Ан Навави:


واحتجَّ مَن قال لا يُقتَل بحديثٍ " لا يَحِلُّ دمُ امرئ مسلمٍ إلا بإحدى ثلاثٍ " وليس فيه الصلاة . واحتجَّ الجمهورُ على أنه لا يكفُر بقوله تعالى : { إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء } وبقوله صلى الله عليه وسلم : " من قال لا إله إلا الله دخَل الجنة " " ومن ماتَ وهو يعلَم أن لا إلهَ إلا الله دخَل الجنة " " ولا يَلْقى اللهَ تعالى عبدٌ بهما غيرَ شاكٍّ فيُحْجَبَ عن الجنة " . " حرَّم الله على النارِ من قال لا إلهَ إلا الله " وغيرِ ذلك . ‏
‏واحتجُّوا على قتْله بقوله تعالى : { فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ } وقوله صلى الله عليه وسلم : " أُمِرْتُ أن أقاتلَ الناسَ حتى يقولوا لا إله إلا الله ويُقِيموا الصلاةَ ويُؤتُوا الزكاةَ فإذا فعَلوا ذلك عصَموا منِّي دماءَهم وأموالَهم " وتأوَّلوا قولَه صلى الله عليه وسلم : " بَيْنَ العبدِ وبين الكفرِ تركُ الصلاة ِ" على معنى أنه يستحقُّ بتركِ الصلاةِ عُقُوبةَ الكافرِ وهي القتْلُ , أو أنه محمولٌ على المستحِلِّ , أو على أنه قد ي يَؤُولُ به إلى الكفْرِ , أو أن فعْلَه فعْلُ الكفار . والله أعْلمُ


«А те, кто сказали, что не надо убивать его привели в доказательство хадис:
«Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев» и нет в этом хадисе (упоминания) намаза.
Джумхур (большинство ученых) привел в доказательство о том, что он не будет кафиром аят Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». (4:116) 

Еще они привели в качестве доказательства слова Пророка - (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто скажет Ля иляха илля Ллах войдет в Рай», «Кто умрет, зная, что нет божества кроме Аллаха, войдет в Рай», «Если встретит раб всевышнего Аллаха с двумя свидетельствами, без сомнения, то не будет он отстранен от Рая», «Аллах запретил огню того кто сказал Ля иляха илля Ллах» и другие хадисы.
А на счет того, что надо его убить, привели
аят Всевышнего: «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их…». (9:5)
Еще привели слова Пророка - (да благословит его Аллах и приветсвует): «
Мне было повелено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут Ля иляха илля Ллах, пока не будут совершать намаз и выплачивать закат; когда же они сделают это, то тем самым защитят от меня свою кровь и имущество».
А хадис Пророка, 
(да благословит его Аллах и приветсвует) - «Между человеком и между ширком и куфром(неверием) оставление намаза» - объяснили следующим образом: Оставляющий намаз заслужит наказания кяфира и это наказание - смерть. Или хадис надо понимать так, что, кто считает это (оставление намаза) дозволенным, или этим он дойдет до куфра, или его поступок из поступков кяфира. Аллаху ведомо лучше».

 

Источник: Мухйиддин Ан Навави: Сахиху Муслим би Шархин Навави: 2/70

Египет: 1347/1929

 

Источник : al-fatava.com

 

Лезгинский исламский просветительский портал