Благотворительность и добрые дела. Часть 2

садака

1.От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Один человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветсвует) и сказал: “О Посланник Аллаха! За какую милостыню будет наибольшая награда?” Тот сказал:

“(За такую) милостыню, которую ты даешь, будучи праведным, но скупым (т.е. экономным), боясь обеднеть и надеясь разбогатеть, и не оттягиваешь до тех пор, когда душа твоя уже першит в горле и ты говоришь: «Такому-то это, такому-то то», – когда все это уже и так принадлежит ему (когда все эти разговоры будут напрасны)”.

(Бухари и Муслим. Редакция Бухари)

Комментарий

В этом хадисе говорится о том, что самое лучшее и благоприятное время для дачи человеком милостыни – это его молодость, когда человек физически здоров, а также исполнен мечтами и желаниями приумножить и сохранить то, что у него есть, хотя далеко не все в этом возрасте обеспечены материально. Давать милостыню в этом возрасте лучше, чем тогда, когда человек уже стар и к нему приближается смерть, или же тогда, когда он уже преуспел и накопил приличное состояние.

 

2. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Сказал Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветсвует):

Не тот нуждающийся, который удовлетворяется (выпрошенным) фиником или двумя, ломтиком или двумя, а лишь только тот из нуждающихся, кто скромен (несмотря на бедность)”.

(Бухари и Муслим)

А в хадисе, приводимом в сборнике “Ас-Сахихайн”, сказано так:

Нуждающийся не тот, кто ходит меж людьми и довольствуется одним или двумя (выпрошенными) финиками, одним или двумя ломтиками; нуждающийся – тот, кто не имеет (такого) достатка, дабы не пребывать в нужде, и (однако) никто не догадывается о его истинном положении, чтобы дать ему милостыню, и (при этом) он не встанет (где-нибудь), чтобы просить у людей”.

(Бухари и Муслим. Редакция Бухари)

 

3. От ‘Укбы ибн Аль-Хариса, да будет доволен им Аллах.

Я молился позади Пророка  (да благословит его Аллах и приветсвует)в Медине во время предвечерней молитвы (‘Аср). Он завершил молитву, потом быстро встал и, переступая через людей, направился в дом одной из своих жен. Люди же испугались его спешке. Вернувшись к ним, он увидел, что они удивлены его спешке, и сказал: “Я вспомнил, что у нас есть слиток (золота или серебра), и я не хотел, чтобы он породил во мне алчность, и дал распоряжение насчет его раздачи (нуждающимся)”.

(Бухари)

А в другом варианте этого же хадиса (также от Бухари) говорится:

Я оставил в доме слиток (золота или серебра, предназначенного) для милостыни и не захотел оставить его (там) на ночь”.

Комментарий

Этот хадис побуждает нас стараться не откладывать совершение добрых дел, и особенно – раздачу милостыни.

 

4. От Абу Зарра Джундаба ибн Джунады, да будет доволен им Аллах.

Я сказал: “О Посланник Аллаха! Какое деяние самое лучшее?” Он сказал: “Вера в Аллаха и борьба на Его пути”. Я сказал: “Освобождение каких рабов самое лучшее?” Он сказал: “Освобождение того, который ценнее всего для своего хозяина, и освобождение того, кто больше стоит”. Я сказал: “А коль я этого не сделал?” Он сказал: “Протяни руку помощи другому, когда он работает, или сделай (что-нибудь) для беспомощного”. Я сказал: “О Посланник Аллаха! А коль я не могу делать определенную работу?” Он сказал: “Избавь людей от своего зла, и это будет для тебя подаянием

(Бухари и Муслим. Редакция Муслима)

Комментарий

Из этого хадиса явствует, что совершение добрых дел не является лишь прерогативой тех, кто силен, богат, влиятелен. Ведь едва ли найдется человек, которому было бы не под силу хотя бы одно из того, что упомянуто Пророком  (да благословит его Аллах и приветсвует)как “самое лучшее из деяний”:

старание на пути Бога, проистекающее из веры в Него;

доброе отношение к подчиненным, умение достойно оценить их квалификацию и ответственность;

помощь (в любом виде) тем людям, которые в силу каких-либо причин неспособны помочь себе сами;

непричинение другим людям какого бы то ни было ущерба: физического, нравственного, материального.

Далее следует сказать, что освобождение рабов упомянуто в контексте этого хадиса не случайно. Соответствующее повеление содержится и во многих других хадисах Пророка  (да благословит его Аллах и приветсвует), а также в Коране. Рабство – один из древних обычаев, которые Ислам не запретил в принудительном порядке, но предпринял меры к их ограничению. Следует отметить, что институт рабства существовал в разные времена, и доныне (в том или ином виде) благополучно продолжает существовать во многих странах.

 

5. От Абу Мас‘уда Аль-Бадри, да будет доволен им Аллах. Пророк  (да благословит его Аллах и приветсвует)сказал:

“Если мужчина обеспечивает свою семью, стремясь добиться Божьей награды, то это для него – милостыня (благое дело)”.

(Бухари и Муслим. Редакция Муслима)

Комментарий

Важность этого хадиса в том, что он напоминает всем мужчинам о приоритете интересов их семьи. Общественная деятельность и помощь другим – добрые и нужные дела, но только в том случае, если они не совершаются в ущерб своей собственной семье .

 

6. От Сальмана ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах. Пророк  (да благословит его Аллах и приветсвует)сказал:

Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз”.

(Тирмизи)

 

Лезгинский исламский просветительский портал