Тафсир (толкование) Суры Аз-Зуха, аят 7.

بسم الله الرحمن الرحيم

 

Тафсир Суры Аз-Зуха, аят 7.

Сказал Всевышний Аллах в Куране:

وَوَجَدَكَ ضَآلاًّ فَهَدَىٰ

«И Он нашел тебя заблудшим и наставил».

(Аз-Зуха, аят 7)

Сказал великий толкователь Корана, Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби (600-671 г.х.), да смилуется над ним Аллах, по поводу этого аята:

وَوَجَدَكَ ضَآلاًّ فَهَدَىٰ

«И Он нашел тебя заблудшим и наставил».

أي غافلاً عما يراد بك من أمر النبوّة، فهداك: أي أرشدك. والضلال هنا بمعنى الغفلة؛ كقوله جل ثناؤه:{ لاَّ يَضِلُّ رَبِّي وَلاَ يَنسَى }
[طه: 52] أي لا يغفل. وقال في حق نبيه:{ وَإِن كُنتَ مِن قَبْلِهِ لَمِنَ ٱلْغَافِلِينَ }[يوسف: 3].

То есть неведающим (гафля) о деле пророчества и Аллах тебя направил. Слово «заблуждение» («аз-залял») тут пришло, как «отвлеченность» («неведение»), как в слове Всевышнего Аллаха:(смысл) «Мой Господь не ошибается и не забывает» [сура «Таха», 52 аят]. То есть «Не отвлекается». А также Всевышний Аллах сказал на счет Своего Пророка [Мухаммада] (мир ему и благословение): (смысл) «Хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом». [сура «Юсуф», 3 аят»].

وقال قوم: { ضَآلاًّ } لم تكن تدري القرآن والشرائع، فهداك الله إلى القرآن، وشرائع الإسلام؛ عن الضحاك وشهر بن حوشب وغيرهما. وهو معنى قوله تعالى:{ مَا كُنتَ تَدْرِي مَا ٱلْكِتَابُ وَلاَ ٱلإِيمَانُ }[الشورى: 52]على ما بينا في سورة الشورى.

Передала другая группа ученых от ЗаххакаШахр ибн Хавшаб и от других, что слово «заблудшим» означает «Не был знающим Коран и законы ислама, затем Аллах наставил тебя к Корану и законам ислама». И это соответствует смыслу слова Всевышнего: (смысл) «Ты не знал, что такое Книга и что такое вера». [сура «аш-Шура», 52 аят]. Согласно тому, что мы разъяснили в суре «аш-Шура».

وقال قوم: { وَوَجَدَكَ ضَآلاًّ } أي في قوم ضلال، فهداهم الله بك. هذا قول الكلبي والفرّاء. وعن السدي نحوه؛ أي ووجد قومك في ضلال، فهداك إلى إرشادهم. وقيل: «ووجدك ضالاً» عن الهجرة، فهداك إليها.

Другая группа ученых сказала «И Он нашел тебя заблудшим», то есть «Cреди заблудшего народа, затем Аллах наставил их посредством тебя». Это мнение передается от аль-Кальби и аль-Фарраъ. Передается от ас-Судай и других, что это означает «Он (Аллах) нашел твой народ в заблуждении, затем Он направил на их наставление тебя». В другой версии (слабое мнение) говорится «И Он нашел тебя заблудшим», то есть «Неведающим о переселении (хиджра), затем Аллах направил к нему (переселению)».

[Имам аль-Куртуби«аль-Джами ли ахкам аль-Кур`ан», сура «аз-Зуха», аят 7]

 

Источникal-fatava.com

 

Лезгинский исламский просветительский портал