Заблуждение утверждений "Хадж" - на Шалбуздаг

Трое друзей вернулись с вершины Шалбуздаг более чем удивлёнными, и удивление это никак не отнесёшь к разряду приятных. Доброе географическое знакомство с одной из самых высоких дагестанских вершин было полностью смазано теми ритуалами, которые проходят на этой горе. Сразу скажем, что к исламской религии они не имеют никакого отношения.

Все мы являемся свидетелями того, что не малое количество несведующих мусульман, которые не являются в большинстве практикующими, совершают поступки, которые противоречат Исламу.

Из их числа множество тех, кто употребляет опьяняющие напитки, сквернословят, посягают на чужое имущество и т.д. В большинстве все они знают, что нарушают запреты Аллаха и нарушают тем самым права самих себя и права других творений.

Но невежество таких мусульман стало причиной того, что они стали нарушать Права Самого Аллаха даже не зная об этом. 

Популярность посещения Шалбуздага уже стало коммерческой «темой» для многих предприимчивых людей. К примеру, транспортная доставка от подножия на саму вершину обойдётся желающему «паломнику» в 400 рублей (в дороге он проведёт около часа). Энергичные «таксисты» охотно предлагают свои услуги, тем более что спрос – огромен.

Ежедневно сотни людей посещают саму вершину. Это отнюдь не только местные жители или выходцы с Юждага. Специально с намерением побывать на Шалбуздаге приезжают из Дербента и Махачкалы, из Каспийска и Хасавюрта, выходцы из горных и равнинных районов республики.

Что же так влечёт некоторых дагестанцев на эту вершину?

– Как что? – искренне удивляются «паломники». – Это же священная гора! Все сюда ездят, и мы приехали!

Деликатно пытаемся выяснить, какой смысл приезжие вкладывают в понятие «священная гора». Ответов много, и они весьма смелые.

– Здесь прощаются все грехи!

– Два подъёма на Шалбуздаг равны одному хаджу в Мекку! (По другой версии для такого эффекта нужно совершить три визита на эту южнодагестанскую гору).

– Это священные места, здесь исполняются все желания…

С одним из визитёров завязывается более плотный диалог. От мужчины средних лет ощутимо пахнет свежим спиртным.

– Земляк, вы не соблюдаете пост?

Он только разводит руками.

– Но вы мусульманин?

Кивает головой, мол, конечно.

– А как же грех за употребления алкоголя, да ещё в разгар месяца Рамазан, в дневное время?!

Мужчина спохватывается и уверенно отвечает:

– Слушай, я был на Шалбуздаге, мне прощены все грехи!

Тем временем какая-то женщина интересуется Зам-замом. Оказывается, так здесь называют воду в местном роднике (если быть точным, по-юждаговски его название на Шалбуздаге произносят как «Зем-зем»).

На уточняющие вопросы люди поясняют, что шалбуздагский «Зем-зем» – это полноценный эквивалент мекканского Зам-зама! Да простит нас Всевышний. Подлинный Зам-зам, который чудесно забил в безводной аравийской пустыне, чтобы спасти от жажды маленького Исмаила (мир ему), сына великого пророка Ибрахима (мир ему) – и он приравнен к обычному горному роднику?!

Женщины на Шалбуздаге уверяют, что здешний «Зем-зем» так же целебен и «баракатен» (содержит благодать), как и подлинный Зам-зам. Они окунают в родниковую воду свои платки и какие-то тряпки, чтобы баракат перешёл на материю. В самом прозрачном роднике можно заметить множество металлических монет. Так «верующие» исполняют ещё один ритуал: бросишь монету в шалбуздаговский «Зем-зем» – исполнится твоё любое желание!:-) смешно ни правда ли!

Для ещё более эффектного «приравнивания» к мусульманскому хаджу здесь на Шалбуздаге организован аналог побивания сатаны (один из ритуалов хаджа). В самом деле, зачем отправляться в далёкий святой путь за тысячи километров, когда вот, в каких-то 180 км от Махачкалы, устроена «модель» Мекки???

На уточняющие вопросы «Кто повелел совершать обряды на Шалбуздаге? Кто утверждает, что посещение Шалбуздага приравнено к хаджу и имеет иные блага?» паломники снова разводят руками:

– Люди так говорят… Давно сюда ездят; мы что, первые, что ли?

* * *

Для прояснения ситуации со строго религиозной точки зрения мы обратились к руководителю Экспертного отдела ДУМД Мухаммад-хаджи Магомедову.

– Давайте разбираться по порядку, Мухаммад-хаджи. Первое утверждение «паломников» – два подъёма на Шалбуздаг равны одному хаджу! Насколько это соответствует действительности?

– Категорически не соответствует. Ни два, ни три, ни 103 подъёма на Шалбуздаг и куда бы то ни было не заменяют совершения настоящего хаджа. Эти утверждения не имеют никакого отношения к исламской религии.

– Другой тезис. Любому побывавшему на вершине Шалбуздаг автоматически прощаются все грехи.

– И это утверждение не имеет никакого отношения к действительности. Конечно, мусульманин надеется на милость Всевышнего, надеется на прощение своих грехов. Но никакого преимущества в этом плане пребывание на Шалбуздаге не даёт. А уж мнение, что восхождение на эту гору автоматически списывает грехи – это попросту ересь.

Налицо попытка приравнять религиозный статус горы Арафат (в окрестностях Мекки) и горы Шалбуздаг. И выдать это за исламскую «истину». Из этого же ряда – разговоры о неком местном «Зем-земе»…

– Мухаммад-хаджи, а что вообще вы думаете об этой ситуации? Как появляются подобные утверждения и верования?

– Насколько мне известно, по преданию, на Шалбуздаге находится могила святого. Определить степень святости усопшего я затрудняюсь. В любом случае, повторюсь, нет абсолютно никаких оснований приравнивать восхождение на Шалбуздаг к мусульманскому хаджу. К сожалению, я и сам общался в Махачкале с некоторыми людьми, которые были на этой вершине в Юждаге и искренне считали себя «хадж-мэнами».

Нормы ислама нельзя придумывать по народным слухам или, как говорится, «от фонаря». Нормы ислама изложены в Коране и Сунне, а простые верующие, которые не могут ориентироваться в этих источниках, должны обращаться с вопросами к учёным, знающим людям, алимам. Простой человек не вправе выносить «фетвы» и «хукмы», да ещё по принципу «А нам бабушка в ауле рассказывала…».

Мы давно говорим о необходимости массового качественного религиозного просвещения. Это просто невозможно – какие деяния по невежеству совершаются от имени ислама, а народные байки приравниваются к Божественной истине. Опомнитесь, уважаемые дагестанцы, – подытожил руководитель Экспертного отдела ДУМД Мухаммад-хаджи Магомедов.

* * *

Тем временем в Махачкале уже появились коммерческие маршрутные рейсы для участников «мини-хаджа». В одном из объявлений по ТВ так и сообщалось: «Желающие совершить хадж на Шалбуздаг (! – Ред.) обращайтесь по телефонам…».

Комментарии   

 
-4 #1 123 17.12.2015 11:55
что за заказная анти-статья?! Каждый сам решит, что для него значит Шалбуздаг, и с какими мыслями и намерениями туда ехать.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+5 #2 muslim 26.12.2015 09:18
Цитирую 123:
что за заказная анти-статья?! Каждый сам решит, что для него значит Шалбуздаг, и с какими мыслями и намерениями туда ехать.

Уважаемый гость, в исламе не бывает "каждый сам решает". Если люди из числа ахлю бид'а или вообще не относящиеся к исламу распространяют убеждения, из-за которых мусульмане впадают в заблуждение, то мы представители ахлю сунна опровергаем это.
Цитировать | Сообщить модератору
 
Лезгинский исламский просветительский портал