Достоинства намаза
- Подробности
- Автор: Admin
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если человек избегает больших грехов, то пятикратный намаз от одного пятничногонамаза до другого, а также пост в Рамадан до следующего поста Рамадана, стирают малые грехи (совершенные между ними)".(Муслим, Тахарат, 16).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что он слышал, как Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) спросил:
" – Скажите, если бы у дверей (дома) каждого из вас протекала река, и он купался бы в ней
по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?
Сподвижники ответили:
– От грязи не осталось бы и следа.
Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
– Это подобно пяти намазам, посредством которых Аллах стирает прегрешения. " (Муслим, Масаджид, 283. Отдельно см. Бухари, Мавакит, 6; Тирмизи, Адаб, 80/2868; Насаи, Салят, 7/460; Ибн Маджа, Икамат, 193).
Комментарии
После веры (иман) намаз является самым достойным и самым совершенным из деяний, совершаемых для поминания (зикр) Аллаха. Он есть самый важный столп Ислама после слов свидетельства (калима-и шахадат). Только лекарство намаза может действенно противостоять желаниям нашего эго (нафса), заставляющим забыть Истинного (Аллаха). Нет другого такого поклонения, которое бы, как намаз, воскрешало в человеке страх и надежду, которое бы вбирало в себя мольбу о помощи и прямом пути. Т.к. мы совершаем намаз каждый день в определенное время, он оказывает более сильное воздействие на наш нафс, держит в узде наши желания и страсти, поощряет во всем следовать правде и быть стойким.
Поэтому досточтимый Али (да будет доволен им Аллах) сказал одному из своих приближенных: "Все зависит от твоего намаза"
Обязательное (фард) поклонение, представляющее собой пятикратный намаз, при условии избегания больших грехов, сохраняет от малых. Человек, у которого нет грехов, поднимается на более высокую духовную ступень. Всевышний Аллах говорит: Совершай обрядовую молитву в начале и конце дня, в начале и конце ночи. Воистину, добрые деяния устраняют деяния дурные (грехи). Это – наставление для тех, кто помнит (Худ, 11/114). Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши [мелкие] прегрешения и введем вас через врата благословенные (ан-Ниса, 4/31).
Следующий хадис, показывающий, на какую высокую ступень поднимает человека намаз,
упоминается (вуруд)в первом хадисе.Са’д бин Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) передает: "Было два брата. Один из них умер на сорок дней раньше другого. (Сподвижники) поспорили, что умерший раньше был более достойным человеком. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:
– А разве второй не был мусульманином?
Ему ответили:
– Да, о Посланник Аллаха, он был мусульманином и не был плохим человеком.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
– Как вы можете узнать, на какую ступень возвысили его совершенные им намазы?
Намаз подобен полноводной реке, которая протекает перед домом кого-то из вас, и в которой он
омывается пять раз в день. Как вы думаете, разве в таком случае на нем останется какая-то
грязь? Вы не можете знать, насколько высоко его возвысили намазы" (Муватта’, Касрус- Салят, 91).
Брат, умерший позже, т.к. он совершил больше намазов, обрел более высокую ступень. Т.е. насколько много с чувством хушу человек совершает намазов, настолько же поднимается его духовная степень. Поэтому нам следует после обязательных (фард) намазов совершая дополнительные (нафиля), нести благо в нашу жизнь и наполнять сокровищницу жизни будущей. Намаз, способствуя прощению прошлых грехов, также препятствует совершению новых грехов и недостойных поступков. Потому что человек, который знает, что по благословению намаза прощаются его малые грехи, одновременно воспитывает волю, чтобы не совершать больших грехов. Человек, который совершает намаз, соблюдая все его тонкости, обретает духовную зрелость, и сердце его наполняется хушу. А если сердце человека преисполнено хушу, он приложит все старания, чтобы избегать того, чем не доволен Аллах, и, таким образом, очистится от грехов.
Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Намаз есть свет(нур)." Т.е. намаз, как луч света, осветив все кругом, оберегает человека от грехов и зла и приводит его на самый прямой путь. С другой стороны, т.к. раб Аллаха, освободив и внешне, и внутренне от всего свое сердце, обращается только к Всевышнему Аллаху, его намаз станет причиной обретения света познания (ма’рифат), раскрытия сердца (инширах) и раскрытия истины (кашф). Одновременно намаз является тем великим поклонением, которое освещает нуром лица верующих в этом мире и будущем. Т.к. намаз является ключом от Рая, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)советовал тем, кто хочет войти в Рай и стать там ему соседом, совершать намаз и земные поклоны (сажда). Рабиа бин Ка’б (да будет доволен им Аллах) передает: "Прислуживая ночью нашему досточтимому Пророку, я приносил ему воду для омовения и оказывал другие услуги. Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне:
– Попроси (меня о чем-нибудь)!
Я ответил:
– Я хочу быть в Раю рядом с тобой.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
– Ты не можешь попросить о чем-то другом?
На это я ответил:
– Я хочу только этого!
Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
– В таком случае, совершая много земных поклонов, для себя же самого будь мне
помощником!" (Муслим, Салят, 226; Ахмад, III, 500).
Когда Савбан (да будет доволен им Аллах) спрашивал нашего досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Научи меня деянию, за которое Аллах введет меня в Рай!", "Какое деяниесамое любимое для Аллаха?", Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал:
– Совершай много земных поклонов Аллаху! Ибо с каждым земным поклоном,
совершенным Ему, Всевышний Аллаха поднимает тебя на одну ступень и стирает один грех". (Муслим, Салят, 225).
Другому сподвижнику наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел:
– Если хочешь в будущей жизни быть со мной, то увеличь свои земные поклоны! (Ахмад, III, 428).
Земные поклоны также спасают человека от Ада. Об этом так сообщается в хадисе: "…В Судный день Всевышний Аллах из обитателей Ада окажет милость тем, комупожелает. Он прикажет ангелам вывести из Ада тех, кто совершал поклонения в этом мире, иангелы выведут их. Ангелы узнают их по следам от земных поклонов. Аллах сделал для Адазапретным пожирать следы земных поклонов. Сжигая человека, огонь не сможет тронутьследы земных поклонов". (Бухари, Азан, 129).
Здесь при упоминании о земных поклонах имеется в виду намаз в общем. В этих преданиях самый важный столп намаза – земной поклон (сажда) означает сам намаз. Следовательно, поклонение, которое вводит человека в Рай и дает соседство с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), – это намаз. Кроме всего, намаз доставит верующих, обретших Рай, к милости (джамал) Всевышнего. Джарир (да будет доволен им Аллах) передает: Однажды ночью мы сидели вместе с Посланником Аллаха. Глядя на полную луну, он сказал: "Как при свете этой полной луны мы можем ясно видеть друг друга, (так же) яснобудете видеть (в Раю) и нашего Господа. А если так, то приложите все старания, чтобысовершать все намазы перед восходом солнца и перед его закатом".
После этих слов Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах) прочитал такой аят: …славь хвалой Господа своего перед восходом солнца и перед его закатом, славь его и в течение ночи, а также в течение дня, – быть может, ты будешь доволен [воздаянием в будущей жизни] 37 (Та-ха 20/130) (Бухари, Мавакит, 16, 26; Тафсир, 50/1; Таухид, 24; Муслим, Масаджид, 211).
Как мы видим, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) условием лицезрения Всевышнего в первую очередь называет обязательные (фард) намазы. Намаз, являясь духовной пищей для духа (руха), также несет исцеление для тела. Т.к. условиями его совершения ставятся чистота тела, одежды и места совершения, намаз является важным фактором сохранения здоровья. В частности, хорошо известно, что разнообразные движения тела во время намаза, способствуя сгибанию суставов, напряжению и расслаблению мышц, помогают сохранить здоровье тела. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает: "Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с утра совершал намаз. Я тоже встал и, совершив некоторые намазы, присел. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)повернулся ко мне и спросил:
– У тебя болит живот?
Я ответил:
– Да, о Посланник Аллаха!
Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовал мне:
– Вставай, совершай намаз! Ибо в намазе есть исцеление" (Ибн Маджа, Тыбб, 10; Ахмад, II, 390, 403).
Намаз также вносит порядок в жизнь мусульман. Это поклонение, совершаемое каждый день в определенное время, приучает человека к дисциплине и упорядоченной жизни.